Есинькина Н.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка - файл n1.doc

приобрести
Есинькина Н.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка
скачать (547 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc547kb.18.09.2012 14:41скачать

n1.doc

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Оренбургский государственный университет

Бузулукский гуманитарно-технологический институт

Факультет «Экономика и право»

Кафедра финансов и кредита

Н.П. Есинькина


ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА


Краткий конспект лекций




Бузулук 2004


Н.П. Есинькина
Краткий конспект лекций по дисциплине «Планирование прогнозирование в условиях рынка» -Бузулук: БГТИ, 2004.- 91 с.

Краткий конспект лекций по дисциплине «Планирование и прогнозирование в условиях рынка».

Краткий конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры финансов и кредита.


Содержание


РАЗДЕЛ 1. Теория планирования и прогнозирования

1.1 Общая концепция планирования.

1.2 Содержание и сущность прогнозирования

1.3 Организация прогнозирования и планирования
РАЗДЕЛ 2. Планирование и прогнозирование в макроэкономике

2.1 Экономический рост: показатели, факторы, тенденции, прогнозы. Система национальных счетов.

2.2 Стратегическое планирование уровня жизни народа

2.3 Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы и занятости

2.4 Стратегическое планирование научно-технического прогресса
РАЗДЕЛ 3. Прогнозирование и планирование деятельности фирмы.

3.1 Содержание и организация внутрифирменного планирования

3.2 Стратегическое планирование в экономической организации

3.3 Финансовое планирование в экономической организации
Список использованных источников

4

4

12

20
22
22

35
42

51
57

57

64

78
91

.
РАЗДЕЛ 1. Теория планирования и прогнозирования
Общая концепция планирования.
Планирование является важнейшей частью предпринима­тельской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: "Планировать или быть планируемым". Смысл высказы­вания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не счи­тает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование - не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открыть любую дверь. Однако серьезный под­ход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.


  1. Содержание и сущность планирование


Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла.

Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.

Второй - конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее пред­приятия и использовать это предвидение.

Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Воз­можность планирования как конкретного вида деятельности выте­кает из природы фирмы, напрямую определяется общими условия­ми хозяйствования

Весь материал - это показ конкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Но для серьезного по­нимания смысла планирования необходимо определить обе его стороны.

Общеэкономическое понимание планирования. Планирование как антипод механизма цен

С общеэкономической точки зрения планирование - это меха­низм, который заменяет цены и рынок

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребле­ния товаров Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму закону спроса и предложения, по­скольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею

Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитет­ными решениями предпринимателей и менеджеров. Предпринима­тель осознанно определяет основные направления внутрифирмен­ной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы ос­новывается на системе плановых решений

Таким образом, участники внутрифирменной деятельности те­ряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не за­висимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием

Почему планирование как система волевых, сознательно при­нимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?

У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос

1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к мини­муму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия

2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сдел­ке (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные из­держки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие устраняет допол­нительные затраты.

Осуществляя административную функцию, связанную с воле­вым руководством и принятием решений, предприниматель зани­мается планированием также в более узком смысле как разновидно­стью управленческой деятельности.

Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достиже­ния определенных целей

Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы :

  1. Где организация находится в настоящее время (экономи­ческая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?

  2. Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?

Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в даль­нейшем осуществляются организация запланированных работ, моти­вация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей

Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отме­чал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти действовать".

Планирование - это не просто умение предусмотреть все необ­ходимые действия. Это также способность предвидеть любые не­ожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффек­тивного предвидения

  1. Необходимость планирования в экономической организации


Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что от­сутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их

Как показала практика, применение планирования создает сле­дующие важные преимущества

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Некоторые спе­циалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являют­ся следствием предпринимательского таланта, энергичного и реши­тельного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, ко­гда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.

Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, про­веденное английским специалистом по планированию Р. Фин­ном Он исследовал деятельность по планированию в 56 анг­лийских фирмах как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж: внут­рифирменного планирования и его эффективность (в диапа­зоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследова­ния приведены в таблице.
Оценка применения планирования


Последствия приме­нения планирования

Продолжительность опыта планирования (в годах)

Число фирм (случаев)

<2

2-5

6-10

>10

Крупный успех

Успех

Ограниченный успех

Неудача

0

3

0

0

0

13

19

0

3

19

16

0

3

19

5

0

6

54

40

0

Число фирм (случаев)

3

32

38

27

100

Как видно, ни одна из фирм не связала применение плани­рования с неудачами в своей деятельности. Можно предполо­жить, что отдельные неудачи все-таки были и скрываются они в строке "Ограниченный успех".

Таблица показывает.

• успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования,

• планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в б случаях из 100),

• в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицательные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, по­ложительные последствия относятся к отрицатель­ным как 60 (6 + 54) к 40 (40 + 0) случаям .

Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуж­дающиеся в применении планирования

1. Вновь возникшие частные фирмы Бурный процесс нако­пления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных со­временному рыночному хозяйству

Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере. - недоверие к формальном) планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение "крутиться", правильно ори­ентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное вни­мание даже к не очень отдаленному будущему Тем не менее многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения пла­нирования или, по крайней мере, вводить должность плановика

2. Государственные и бывшие государственные, ныне прива­тизированные, предприятия. Для них функция планирования яв­ляется традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управлявшейся экономики. От­сюда планирование на этих предприятиях носило вторичный ха­рактер, отражало плановую деятельность на центральном и отрасле­вом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения ана­лизировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования

Современный рынок предъявляет особые требования к пред­приятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного приме­нения планирования. Определим основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства.


  1. Принципы планирования в экономической организации


Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрица­тельных результатов планирования

Еще А Файоль определил четыре основных принципа плани­рования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства

Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование экономической организации должно иметь системный характер Понятие "система" означает

Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция".

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса плани­рования Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производст­венного отдела, финансового отдела и т.д.).

Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся возможны­ми в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.

Координация плановой деятельности отдельных функцио­нальных подразделений выражается в том, что

• деятельность ни одной части организации нельзя планиро­вать эффективно, если такое планирование не связано с пла­новой деятельностью отдельных единиц данного уровня,

• всякие изменения в планах одного из подразделений долж­ны быть отражены в планах других подразделений

Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии

Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных про­цессов планирования и частных планов подразделений, то есть раз­нообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем дей­ствует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокуп­ность, набор документов, это их взаимосвязанная система

Принцип участия

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Прин­цип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планиро­вания должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, на­зывают партисипативным.

Каковы выгоды реализации принципа участия? Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифир­менной информацией облегчается.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетво­рение собственным потребностям работников. У каждого из работ­ников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективно­му труду, укрепляется командный дух в организации

В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, органи­зация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих бу­дущих задач.

В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению

Как организовать партисипативное планирование? Если орга­низация невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руковод­ством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками

Практическое участие коллективов работников в планирова­нии может быть организовано в рамках таких структур, как кружки качества.

Кружки качества возникли в начале 60-х годов в Японии как реакция на весьма посредственный уровень японских товаров Говорят, что до второй мировой войны слова "сделано в Япо­нии" означали дешевые и низкокачественные товары. Эта ситуация напоминает сегодня положение в китайском, а от­части и в молодом российском бизнесе. Кружки качества бы­ли введены для осуществления внутреннего контроля за каче­ством, то есть контроля со стороны самих рабочих, без внешнего давления на них для решения этой проблемы.

Кружок качества представляет собой небольшую (6-10 че­ловек) группу работников одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем, связанных с их рабо­той В современных условиях сфера деятельности кружков качества гораздо шире, чем это обозначено в их названии.

Обсуждение стратегии контроля за качеством в кружках дополняется изучением наиболее важных вопросов повышения общей производительности фирмы Работники привлекаются к коллективному анализу инновационных, технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новатор­ства и творческого поиска в решении основных задач дея­тельности фирмы.

Иногда собрания кружков проводятся на добровольной ос­нове, в нерабочее время. В некоторых случаях руководство компаний самостоятельно организует деятельность кружков качества и разрешает проводить их в рабочее время, а уча­стие в собраниях после завершения рабочего дня оплачивается как сверхурочные.

В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, верти­кально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации

Принцип непрерывности

Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:

- процесс планирования на предприятиях должен осуществ­ляться постоянно в рамках установленного цикла;

- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй - на смену первому, третий - на смену второму и т.д.).

Второе из условий непрерывности планирования - постоянное следование планов друг за другом - компании, как правило, соблю­дают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями про­цесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение опре­деленной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:

- неопределенность внешней среды и наличие непредусмот­ренных изменений делают необходимой постоянную кор­ректировку ожиданий фирмы относительно внешних усло­вий и соответствующее исправление и уточнение планов;

- изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и воз­можностях. Если фирма не будет учитывать такие измене­ния, запланированный и полученный результат может ока­заться никому не нужным.

И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в пла­новую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами

Принцип гибкости

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывно­сти и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновени­ем непредвиденных обстоятельств

Для осуществления принципа гибкости планы должны состав­ляться так, чтобы в них можно было вносить изменения,, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями Поэто­му планы обычно содержат так называемые резервы, иначе назы­ваемые "надбавками безопасности", или "подушками".

Однако существуют определенные пределы резервов планиро­вания:

• резервы, заложенные в показателях, не должны быть слиш­ком большими, иначе планы окажутся неточными,

• слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельно­сти фирмы

С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат дол­жен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобре­тение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов из­делий потребует переналадки такого оборудования

Придание гибкости планам при помощи дополнительных за­трат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться на­столько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преиму­щества не окупят их.

Принцип точности

Всякий план должен быть составлен с такой степенью точно­сти, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неиз­вестностью Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено огра­ничиваться определением основных целей и самых общих направ­лений деятельности, потому что количество достоверной информа­ции о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкрет­ность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

Содержание и сущность прогнозирования


  1. Прогнозирование и его роль в деятельности фирмы


Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серь­езные различия

Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание

Предсказание, к которому относится прогнозирование, предпо­лагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся пред­чувствие и предугадывание Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания Предугадывание исполь­зует житейский опыт и знание обстоятельств

В широком плане как научное прогнозирование, так и пред­чувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы"

Предуказание, включающее в себя планирование и его элемен­ты - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии пред­сказания, на учете всех критических аспектов будущего

Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирова­ние, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:

1.применяется на этапе анализа среды и определения пред­посылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой),

2.осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздей­ствий на ликвидацию отклонений

По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и раз­нообразные данные о ее внешней среде
2. Типы прогнозирования
Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования

1.Прогнозирование, основанное на творческом видении бу­дущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуи­цию Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий" или "антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подоб­ные произведения являются хорошим дополнением к сухому коли­чественному прогнозу Недаром для обоснования своих идей неко­торые известные отечественные экономисты использовали не толь­ко научные теории, но и литературные утопии (см "Красную Звез­ду", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова).

Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих ре­зультатов ее деятельности

2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогно­зирования от настоящего к будущему Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и по­степенно проникает в будущее



Схема поискового прогнозирования

Поисковое прогнозирование может быть двух видов

• традиционным, или экстраполятивным,

• новаторским - альтернативным

Экстраполятивный подход предполагает, что экономические и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому про­гноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее

Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку про­шлых показатели деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее

Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее

Несмотря на возникновение альтернативного подхода, Экстра­полятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирова­ния

Альтернативный подход исходит из того что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого

• развитие фирмы происходит не только гладко и непрерыв­но, но и скачкообразно и прерывисто,

• существует определенное число вариантов будущего разви­тия фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы)

Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логи­ке два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая син­тетическую картину будущего

Альтернативный подход сравнительно молод (широкое приме­нение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает по­пулярность в практике внутрифирменного планирования

В целом поисковое прогнозирование опирается как на количе­ственные, так и качественные методы

3.Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование.

В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период време­ни, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.

Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) дан­ными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущест­венное применение качественных методов исследования.



Схема нормативного прогнозирования

Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование явля­ется в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.
3. Виды прогнозов
Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и ее среды в будущий период времени

Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким при­знакам

Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их времен­ного охвата Различная длительность прогнозов определяется су­ществованием различных горизонтов планирования: от кратко­срочного до долгосрочного.

Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся уже известные по главе "Финансовое планирование в экономической организации" месячные и недельные прогнозы движения наличности.

Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составле­нии годичных планов

Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспек­тивными

Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.

В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные

Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.

Активный прогноз предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее ре­альное воздействие на внешнюю среду.

В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариант­ные в зависимости от степени вероятности будущих событий.

Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, дру­гими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определен­ности будущей среды, то прогноз включает в себя только один ва­риант развития, то есть является инвариантным Обычно инвари­антный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, про­стом продолжении сложившейся тенденции

Вариантный прогноз основан на предположении о значитель­ной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития

Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний фирмы в будущий период времени



Вариантный прогноз

Каждый из вариантов развития учитываег специфическое состоя­ние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием

В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представле­ния результатов на точечные и интервальные.

Точечный прогноз предполагает, что данный вариант вклю­чает единственное значение прогнозируемого показателя Напри­мер, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.

Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений про­гнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев це­ны на фотоаппараты вырастут на 10-15%.



Точечный и интервальный прогнозы
4. Методы прогнозирования деловой среды
Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).

Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и поли­тического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.

Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогно­зирования возникли в рамках экологического прогнозирования, од­нако позднее они нашли свое применение также и в технологиче­ском, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.

Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы:

Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие "методы анализа временных рядов".

Методы регрессионного анализа и метод экономико-математи­ческого моделирования вместе составляют понятие "методы анали­за причинных связей".

Методы экспертных оценок

Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъ­ективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экс­пертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экс­пертных оценок, как правило, имеют качественный характер.

Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллек­тивные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: сцена­рии, метод "интервью", аналитические докладные записки.

Метод "интервью" предполагает беседу организатора прогноз­ной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся во­просы о будущем состоянии фирмы и ее среды.

Метод аналитических докладных записок означает самостоя­тельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и воз­можных путей ее развития.

Коллективные экспертные оценки можно назвать комплекс­ными методами прогнозирования, поскольку они включают:

во-первых, подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;

во-вторых, статистические методы обработки полученных ма­териалов

Коллективные экспертные оценки включают: метод "комис­сий", метод "мозговых атак", метод Дельфи.

Метод "комиссий" может означать организацию "круглого стола" и других подобных мероприятий, в рамках которой происхо­дит согласование мнений экспертов.

Для метода "мозговых атак" характерны коллективная гене­рация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака пред­ставляет собой свободный, неструктурированный процесс генери­рования любых идей по избранной теме, которые спонтанно выска­зываются участниками встречи. Оптимальное число участников - 6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различ­ные профессии и специализации.

Метод Дельфи был разработан известным экспертом из ис­следовательской корпорации "РЭНД" Олафом Хельмером, матема­тиком по образованию. Может быть, поэтому в методе Дельфи со­четаются творческий подход к решению проблемы и достаточная точность прогноза

Свое название метод получил по древнегреческому городу Дельфи, прославившемуся своими предсказателями.

Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний (наиболее часто этот ме­тод используется в технологическом прогнозировании, при пред­сказании открытий и нововведений в области технологии). Полу­ченные анкетные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отра­жающий их коллективное мнение по избранной проблеме.

Обычно после первого опроса наблюдается значительный раз­брос мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущего оп­роса, но не для того, чтобы оказать на него давление, а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о пред­мете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экс­пертов, реально - до получения наиболее узкого диапазона мнений.

Методы экстраполяции трендов

Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тен­денции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода Другими словами, при помощи методов экстра­поляции трендов закономерности прошлого развития объекта пере­носятся в будущее.

Обычно методы экстраполяции трендов применяются в крат­косрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число из­менений в среде минимально Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следую­щий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экс­траполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сфе­рах внутрифирменного планирования, включая общее стратегиче­ское планирование, финансовое планирование, планирование про­изводства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.

Наиболее распространенными методами экстраполяции трен­дов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциаль­ного сглаживания.

Метод скользящего среднего. Метод исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей ве­личине равен средней, рассчитанной за последние три месяца.

Например, если объем продаж составил:

> в марте - 270 единиц

> в апреле - 260 единиц

> в мае - 290 единиц, то

Прогноз продаж = Скользящая =(270+260+290)/3 = 273

средняя

Если реальный показатель продаж за июнь составил 280 еди­ниц, то прогноз продаж на июль уже будет равен

(2'60+290+280)/3 = 277 и так далее.
Метод экспоненциального сглаживания. Метод экспонен­циального сглаживания представляет прогноз показателя на буду­щий период в виде суммы фактического показателя за данный пе­риод и прогноза на данный период, взвешенных при помощи спе­циальных коэффициентов.

Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц. Тогда:

Ft+1 = aXt + (l-a)Ft,

где Ft+1 - прогноз продаж на месяц t+1;

Xt - продажи в месяце t (фактические данные);

Ft - прогноз продаж на месяц t;

а - специальный коэффициент, определяемый статистиче­ским путем.

Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспоненциаль­ного сглаживания на конкретном примере.

Предположим, что а = 0,3.

Тогда, используя формулу экспоненциального сглаживания, можно заполнить графу "Прогноз продаж" при усло­вии, что известны фактические данные о продажах.

Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был равен 65 единицам, то прогноз на февраль = 0,3 х продажи в январе + 0,7 х прогноз на январь = 0,3 х 30 + 0,7 х 0,65 =61.


Месяц

Фактические продажи

Прогноз продаж

..... январь

50

65

февраль

68

61

март

47

63

апрель

39

56

май

55

46

июнь

64

51

июль

70

57

август

75

62

сентябрь

80

67

октябрь

72

69

ноябрь

67

68

декабрь

75

70

январь

58

66

февраль

62

65


В прогнозировании методы экстраполяционных трендов до­полняются методами корреляции трендов, в рамках которых ис­следуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях ус­тановления их взаимного влияния и, следовательно, повышения ка­чества прогнозов

Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь меж­ду двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция)

Методы регрессионного анализа

Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин

Пример регрессионного анализа приведен в третьем параграфе главы "Финансовое планирование в экономической организации"

Регрессионный анализ применяется преимущественно в сред­несрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозиро­вании Средне- и долгосрочный периоды дают возможность уста­новления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих измене­ний на исследуемый показатель

Для осуществления регрессионного анализа необходимо

• наличие ежегодных данных по исследуемым показателям,

• наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не поправляются с поступлением новых данных

Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, име­ющих сложную, многофакторную природу, таких как объем инвестиций, прибыль, объемы продаж и др

Организация прогнозирования и планирования
Планирование и прогнозирование различаются по срокам и фор­мам организации этого вида деятельности.


  1. Сроки выполнения планирования.


Планирование может осуще­ствляться по календарным срокам или непрерывно.

Планирование по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, то есть периода, на который план был составлен ранее.

Например, краткосрочные планы могут составляться на один календарный год. За 3—6 месяцев до окончания предшествующего года начинается составление плана на следующий календарный год. Затем процесс краткосрочного планирования прерывается на 6—9 месяцев и возобновляется во второй половине следующего года.

В современном изменчивом мире это малоэффективный способ организации планирования. Уже через полгода выполнение тех или иных нормативов плана может потерять всякий смысл из-за изме­нения обстановки. Но в силу сложившихся традиций и низкой ква­лификации управленческого персонала этот метод используется на российских предприятиях. Нередко он применяется и в странах Западной Европы на предприятиях малого и среднего бизнеса, ис­ключая, конечно, современные динамичные отрасли хозяйства*.

Такой метод организации планирования, несмотря на его недо­статки, по традиции используется государственными органами влас­ти и управления, государственными учреждениями во многих стра­нах.

Непрерывное планирование предполагает постоянную разработку планов на предстоящие периоды. Например, при такой организа­ции краткосрочного планирования с плановым периодом продол­жительностью один год в декабре утверждаются планы на год с января по декабрь, через месяц — на год с февраля по январь, а в феврале — на год с марта по февраль следующего календарного года и т.д.

Такая организация планирования стала осваиваться начиная с 50—60-х годов американскими компаниями. Использование совре­менных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в особенности в 80-х годах быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в различных сферах и на различ­ных уровнях управления.
2. Формы организации планирования.
В работу по планированию могут в различной последовательности включаться будущие участ­ники планируемой деятельности. Различают три основные формы организации планирования: "сверху вниз", "снизу вверх" и "цели вниз, планы вверх"**.

Первая форма организации планирования основывается на том, что руководство или правительство создает планы, которые надле­жит исполнять подчиненным организациям и исполнителям. В боль­шинстве случаев это неэффективная форма организации, которая игнорирует творческий потенциал и интересы большинства. Без жесткой авторитарной системы принуждения составленные таким образом планы не исполняются.

Вторая форма основана на том, что планы формируются испол­нителями и утверждаются руководством. Как и первая, эта форма, как правило, неэффективна, поскольку в современных условиях специализации и разделения труда полученные таким образом пла­ны представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.

Соединить достоинства и устранить недостатки двух охарактери­зованных форм организации планирования позволяет их сочетание. Наиболее известно их сочетание в форме "цели вниз, планы вверх".

Высшие органы управления формулируют цели и главные задачи, стимулируют выдвижение и разработку предложений, направлен­ных на достижение поставленных целей, привлекают к разработке планов всех основных участников их последующего выполнения. Такая форма позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал персонала, с одной стороны, и создает предпосылки для развития самоуправления и успешного выполнения планов — с другой.

Планирование связано с решением ряда профессиональных спе­циальных задач, поэтому в структуре управления производствен­ными и экономическими системами функции планирования вы­полняют органы и подразделения планирования. Они являются важ­нейшими элементами системы управления, выполняют свои функ­ции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами и подразделениями производственных и экономических систем.

Примеров эффективно действующих органов планирования очень много. Это Генеральный комиссариат планирования Правительства Франции, органы планирования правительства Японии и других развитых стран, это Комитет стратегического планирования ком­пании "Форд моторе", других международных компаний. В россий­ской практике эффективно действующие подразделения и органы планирования пока редкое исключение.

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации