Есинькина Н.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынка - файл n1.doc
приобрестиЕсинькина Н.П. Планирование и прогнозирование в условиях рынкаскачать (547 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Оренбургский государственный университет Бузулукский гуманитарно-технологический институт Факультет «Экономика и право» Кафедра финансов и кредита Н.П. Есинькина
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Краткий конспект лекций
Бузулук 2004 Н.П. ЕсинькинаКраткий конспект лекций по дисциплине «Планирование прогнозирование в условиях рынка» -Бузулук: БГТИ, 2004.- 91 с. Краткий конспект лекций по дисциплине «Планирование и прогнозирование в условиях рынка».Краткий конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры финансов и кредита. Содержание РАЗДЕЛ 1. Теория планирования и прогнозирования 1.1 Общая концепция планирования. 1.2 Содержание и сущность прогнозирования 1.3 Организация прогнозирования и планирования РАЗДЕЛ 2. Планирование и прогнозирование в макроэкономике 2.1 Экономический рост: показатели, факторы, тенденции, прогнозы. Система национальных счетов. 2.2 Стратегическое планирование уровня жизни народа 2.3 Стратегическое планирование воспроизводства населения, рабочей силы и занятости 2.4 Стратегическое планирование научно-технического прогресса РАЗДЕЛ 3. Прогнозирование и планирование деятельности фирмы. 3.1 Содержание и организация внутрифирменного планирования 3.2 Стратегическое планирование в экономической организации 3.3 Финансовое планирование в экономической организации Список использованных источников | 4 4 12 20 22 22 35 42 51 57 57 64 78 91 |
.
РАЗДЕЛ 1. Теория планирования и прогнозирования Общая концепция планирования. Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: "Планировать или быть планируемым". Смысл высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Конечно, планирование - не всемогущий инструмент, не золотой ключик, способный открыть любую дверь. Однако серьезный подход к планированию создает основу для устойчивой и эффективной работы фирмы.
Содержание и сущность планирование
Понятие "планирование деятельности фирмы" имеет два смысла.
Первый - общеэкономический, с точки зрения общей теории фирмы, ее природы.
Второй - конкретно-управленческий. Здесь планирование - одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее предприятия и использовать это предвидение.
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования
Весь материал - это показ конкретных способов и методов планирования как управленческой функции. Но для серьезного понимания смысла планирования необходимо определить обе его стороны.
Общеэкономическое понимание планирования. Планирование как антипод механизма цен
С общеэкономической точки зрения планирование - это механизм, который заменяет цены и рынок
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров Фирма как участник рыночной системы также вынуждена подчиняться ценовому механизму закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие. Поэтому в окружающем мире рынка фирма - всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею
Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений
Таким образом, участники внутрифирменной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и не зависимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих предприятием
Почему планирование как система волевых, сознательно принимаемых решений вытесняет рынок во внутренней деятельности фирмы?
У экономистов есть несколько ответов на этот вопрос
1. Ограниченные размеры фирмы позволяют контролировать действия, происходящие внутри ее, и таким образом сводить к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия
2. Применяя планирование, фирма устраняет те издержки, которые она могла бы иметь, если бы все действия внутри фирмы совершались на основе купли-продажи. Ведь всякой торговой сделке (трансакции) сопутствуют так называемые трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оплата услуг консультантов и т.п. Отменяя отношения купли-продажи, предприятие устраняет дополнительные затраты.
Осуществляя административную функцию, связанную с волевым руководством и принятием решений, предприниматель занимается планированием также в более узком смысле как разновидностью управленческой деятельности.
Планирование является естественной частью менеджмента. Его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей
Планирование помогает ответить на следующие важные вопросы :
Где организация находится в настоящее время (экономическая позиция предприятия), каковы итоги и условия ее деятельности?
Как, при помощи каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации?
Планирование - первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей
Один из "отцов" современного менеджмента А. Файоль отмечал: "Управлять - это предвидеть", а "предвидеть - это уже почти действовать".
Планирование - это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу дела, и уметь с ними справляться Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения
Необходимость планирования в экономической организации
Еще классики менеджмента обратили внимание на то, что отсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами, несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояния дел, если не краха их
Как показала практика, применение планирования создает следующие важные преимущества
делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий. I
проясняет возникающие проблемы,
стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе,
улучшает координацию действий в организации,
создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров,
увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией,
способствует более рациональному распределению ресурсов.
улучшает контроль в организации
Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателей. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.
Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, проведенное английским специалистом по планированию Р. Финном Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж: внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследования приведены в таблице.
Оценка применения планирования
Последствия применения планирования | Продолжительность опыта планирования (в годах) | Число фирм (случаев) |
<2 | 2-5 | 6-10 | >10 |
Крупный успех Успех Ограниченный успех Неудача | 0 3 0 0 | 0 13 19 0 | 3 19 16 0 | 3 19 5 0 | 6 54 40 0 |
Число фирм (случаев) | 3 | 32 | 38 | 27 | 100 |
Как видно, ни одна из фирм не связала применение планирования с неудачами в своей деятельности. Можно предположить, что отдельные неудачи все-таки были и скрываются они в строке "Ограниченный успех".
Таблица показывает.
• успех приносит долговременный опыт планирования (по крайней мере, такой опыт, который превышает 2 года), то есть серьезный и настойчивый подход к применению планирования,
• планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в б случаях из 100),
• в целом планирование создает скорее преимущества, чем отрицательные эффекты, даже если определить ограниченный успех как относительную неудачу, положительные последствия относятся к отрицательным как 60 (6 + 54) к 40 (40 + 0) случаям .
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования
1. Вновь возникшие частные фирмы Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству
Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере. - недоверие к формальном) планированию, основанное на мнении, что бизнес - это умение "крутиться", правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему Тем не менее многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования или, по крайней мере, вводить должность плановика
2. Государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные, предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управлявшейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть, определять собственные цели развития.
Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования
Современный рынок предъявляет особые требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим основные факторы возрастающей роли планирования в условиях
современного рыночного хозяйства.
Принципы планирования в экономической организации
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы фирмы и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования
Еще А Файоль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.
Принцип единства Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование экономической организации должно иметь системный характер Понятие "система" означает
существование совокупности элементов,
взаимосвязь между ними,
наличие единого направления развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели
Как основные составляющие понятия "система" могут быть выражены во внутрифирменном планировании? Их можно описать, используя категории "координация" и "интеграция".
Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного отдела, финансового отдела и т.д.).
Единое направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом => продуктовое подразделение => цех => бригада), их интеграции.
Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что
• деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня,
• всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений
Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии
Интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии фирмы, а каждый отдельный план является частью плана более высокого подразделения и организации в целом. Все планы, созданные в организации, - это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система
Принцип участия Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.
Каковы выгоды реализации принципа участия
? Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией облегчается.
Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников. У каждого из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в организации
В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется горизонт их личных возможностей, а значит, организация приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будущих задач.
В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство и планирование Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению
Как организовать партисипативное планирование? Если организация невелика, система участия в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах между руководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками
Практическое участие коллективов работников в планировании может быть организовано в рамках таких структур, как кружки качества.
Кружки качества возникли в начале 60-х годов в Японии как реакция на весьма посредственный уровень японских товаров Говорят, что до второй мировой войны слова "сделано в Японии" означали дешевые и низкокачественные товары. Эта ситуация напоминает сегодня положение в китайском, а отчасти и в молодом российском бизнесе. Кружки качества были введены для осуществления внутреннего контроля за качеством, то есть контроля со стороны самих рабочих, без внешнего давления на них для решения этой проблемы.
Кружок качества представляет собой небольшую (6-10 человек) группу работников одного производственного уровня, которые осуществляют анализ проблем, связанных с их работой В современных условиях сфера деятельности кружков качества гораздо шире, чем это обозначено в их названии.
Обсуждение стратегии контроля за качеством в кружках дополняется изучением наиболее важных вопросов повышения общей производительности фирмы Работники привлекаются к коллективному анализу инновационных, технологических, образовательных проблем, что создает атмосферу новаторства и творческого поиска в решении основных задач деятельности фирмы.
Иногда собрания кружков проводятся на добровольной основе, в нерабочее время. В некоторых случаях руководство компаний самостоятельно организует деятельность кружков качества и разрешает проводить их в рабочее время, а участие в собраниях после завершения рабочего дня оплачивается как сверхурочные.
В крупных компаниях для организации партисипативного планирования могут быть рекомендованы более жесткие, вертикально построенные структуры, которые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми уровнями организации
Принцип непрерывности Смысл принципа непрерывности заключен в том, что:
- процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;
- разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй - на смену первому, третий - на смену второму и т.д.).
Второе из условий непрерывности планирования - постоянное следование планов друг за другом - компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок:
- неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление и уточнение планов;
- изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о своих внутренних ценностях и возможностях. Если фирма не будет учитывать такие изменения, запланированный и полученный результат может оказаться никому не нужным.
И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы в плановую деятельность со всеми вытекающими из этого выгодами
Принцип гибкости Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения,, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые "надбавками безопасности", или "подушками".
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
• резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными,
• слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы
С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов изделий потребует переналадки такого оборудования
Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.
Принцип точности Всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.
Содержание и сущность прогнозирования
Прогнозирование и его роль в деятельности фирмы
Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия
Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств
В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы"
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
1.применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой),
2.осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде
2. Типы прогнозирования Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования
1.Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию Часто прогнозы такого рода имеют формы "утопий" или "антиутопий" - литературных описаний вымышленного будущего Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу Недаром для обоснования своих идей некоторые известные отечественные экономисты использовали не только научные теории, но и литературные утопии (см "Красную Звезду", "Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии" А. Чаянова).
Прогнозирование, основанное на творческом видении, может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов ее деятельности
2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее
Схема поискового прогнозирования
Поисковое прогнозирование может быть двух видов
• традиционным, или экстраполятивным,
• новаторским - альтернативным
Экстраполятивный подход предполагает, что экономические и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее
Экстраполятивный подход
означает, во-первых, оценку прошлых показатели деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее
Таким образом, главное предположение экстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, Экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования
Альтернативный подход исходит из того что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого
• развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто,
• существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы)
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования
В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и качественные методы
3.Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущественное применение качественных методов исследования.
Схема нормативного прогнозирования
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.
3. Виды прогнозов Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и ее среды в будущий период времени
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся уже известные по главе "Финансовое планирование в экономической организации" месячные и недельные прогнозы движения наличности.
Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные
Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.
Активный прогноз предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду.
В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.
Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным Обычно инвариантный прогноз основывается на экстраполятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития
Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний фирмы в будущий период времени
Вариантный прогноз
Каждый из вариантов развития учитываег специфическое состояние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют
сценарием В-пятых, прогнозы подразделяются по
способу представления результатов на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%.
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.
Точечный и интервальный прогнозы
4. Методы прогнозирования деловой среды Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).
Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.
Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.
Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы:
методы экспертных оценок;
методы экстраполяции трендов;
методы регрессионного анализа;
методы экономико-математического моделирования.
Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие "методы анализа временных рядов".
Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического моделирования вместе составляют понятие "методы анализа причинных связей".
Методы экспертных оценок Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер.
Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: сценарии, метод "интервью", аналитические докладные записки.
Метод "интервью" предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии фирмы и ее среды.
Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами прогнозирования, поскольку они включают:
во-первых, подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
во-вторых, статистические методы обработки полученных материалов
Коллективные экспертные оценки включают: метод "комиссий", метод "мозговых атак", метод Дельфи.
Метод "комиссий" может означать организацию "круглого стола" и других подобных мероприятий, в рамках которой происходит согласование мнений экспертов.
Для метода "мозговых атак" характерны коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Оптимальное число участников - 6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и специализации.
Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации "РЭНД" Олафом Хельмером, математиком по образованию. Может быть, поэтому в методе Дельфи сочетаются творческий подход к решению проблемы и достаточная точность прогноза
Свое название метод получил по древнегреческому городу Дельфи, прославившемуся своими предсказателями.
Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний (наиболее часто этот метод используется в технологическом прогнозировании, при предсказании открытий и нововведений в области технологии). Полученные анкетные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
Обычно после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление, а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально - до получения наиболее узкого диапазона мнений.
Методы экстраполяции трендов Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.
Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта/ услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.
Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания.
Метод скользящего среднего. Метод исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние три месяца.
Например, если объем продаж составил:
> в марте - 270 единиц
> в апреле - 260 единиц
> в мае - 290 единиц, то
Прогноз продаж
= Скользящая
=(270+260+290)/3 = 273
средняя
Если реальный показатель продаж за июнь составил 280 единиц, то прогноз продаж на июль уже будет равен
(2'60+290+280)/3 = 277 и так далее.
Метод экспоненциального сглаживания. Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов.
Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц. Тогда:
Ft+1 = aXt + (l-a)Ft,
где Ft+1 - прогноз продаж на месяц t+1;
Xt - продажи в месяце t (фактические данные);
Ft - прогноз продаж на месяц t;
а - специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.
Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспоненциального сглаживания на конкретном примере.
Предположим, что а = 0,3.
Тогда, используя формулу экспоненциального сглаживания, можно заполнить графу "Прогноз продаж" при условии, что известны фактические данные о продажах.
Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был равен 65 единицам, то прогноз на февраль = 0,3 х продажи в январе + 0,7 х прогноз на январь = 0,3 х 30 + 0,7 х 0,65 =61.
-
Месяц | Фактические продажи | Прогноз продаж |
..... январь | 50 | 65 |
февраль | 68 | 61 |
март | 47 | 63 |
апрель | 39 | 56 |
май | 55 | 46 |
июнь | 64 | 51 |
июль | 70 | 57 |
август | 75 | 62 |
сентябрь | 80 | 67 |
октябрь | 72 | 69 |
ноябрь | 67 | 68 |
декабрь | 75 | 70 |
январь | 58 | 66 |
февраль | 62 | 65 |
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются
методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов
Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция)
Методы регрессионного анализа Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин
Пример регрессионного анализа приведен в третьем параграфе главы "Финансовое планирование в экономической организации"
Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании Средне- и долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель
Для осуществления регрессионного анализа необходимо
• наличие ежегодных данных по исследуемым показателям,
• наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не поправляются с поступлением новых данных
Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, имеющих сложную, многофакторную природу, таких как объем инвестиций, прибыль, объемы продаж и др
Организация прогнозирования и планирования Планирование и прогнозирование различаются по срокам и формам организации этого вида деятельности.
Сроки выполнения планирования.
Планирование может осуществляться по календарным срокам или непрерывно.
Планирование по календарным срокам предполагает разработку планов на следующий календарный период за некоторое время до завершения отчетного периода, то есть периода, на который план был составлен ранее.
Например, краткосрочные планы могут составляться на один календарный год. За 3—6 месяцев до окончания предшествующего года начинается составление плана на следующий календарный год. Затем процесс краткосрочного планирования прерывается на 6—9 месяцев и возобновляется во второй половине следующего года.
В современном изменчивом мире это малоэффективный способ организации планирования. Уже через полгода выполнение тех или иных нормативов плана может потерять всякий смысл из-за изменения обстановки. Но в силу сложившихся традиций и низкой квалификации управленческого персонала этот метод используется на российских предприятиях. Нередко он применяется и в странах Западной Европы на предприятиях малого и среднего бизнеса, исключая, конечно, современные динамичные отрасли хозяйства*.
Такой метод организации планирования, несмотря на его недостатки, по традиции используется государственными органами власти и управления, государственными учреждениями во многих странах.
Непрерывное планирование предполагает постоянную разработку планов на предстоящие периоды. Например, при такой организации краткосрочного планирования с плановым периодом продолжительностью один год в декабре утверждаются планы на год с января по декабрь, через месяц — на год с февраля по январь, а в феврале — на год с марта по февраль следующего календарного года и т.д.
Такая организация планирования стала осваиваться начиная с 50—60-х годов американскими компаниями. Использование современных информационных технологий обеспечило в конце 70-х и в особенности в 80-х годах быстрое распространение непрерывного планирования в развитых странах в различных сферах и на различных уровнях управления.
2. Формы организации планирования. В работу по планированию могут в различной последовательности включаться будущие участники планируемой деятельности. Различают три основные формы организации планирования: "сверху вниз", "снизу вверх" и "цели вниз, планы вверх"**.
Первая форма организации планирования основывается на том, что руководство или правительство создает планы, которые надлежит исполнять подчиненным организациям и исполнителям. В большинстве случаев это неэффективная форма организации, которая игнорирует творческий потенциал и интересы большинства. Без жесткой авторитарной системы принуждения составленные таким образом планы не исполняются.
Вторая форма основана на том, что планы формируются исполнителями и утверждаются руководством. Как и первая, эта форма, как правило, неэффективна, поскольку в современных условиях специализации и разделения труда полученные таким образом планы представляют неквалифицированное выражение некоторого комплекса эгоистических интересов.
Соединить достоинства и устранить недостатки двух охарактеризованных форм организации планирования позволяет их сочетание. Наиболее известно их сочетание в форме "цели вниз, планы вверх".
Высшие органы управления формулируют цели и главные задачи, стимулируют выдвижение и разработку предложений, направленных на достижение поставленных целей, привлекают к разработке планов всех основных участников их последующего выполнения. Такая форма позволяет наиболее полно использовать творческий потенциал персонала, с одной стороны, и создает предпосылки для развития самоуправления и успешного выполнения планов — с другой.
Планирование связано с решением ряда профессиональных специальных задач, поэтому в структуре управления производственными и экономическими системами функции планирования выполняют органы и подразделения планирования. Они являются важнейшими элементами системы управления, выполняют свои функции в тесном взаимодействии со всеми остальными органами и подразделениями производственных и экономических систем.
Примеров эффективно действующих органов планирования очень много. Это Генеральный комиссариат планирования Правительства Франции, органы планирования правительства Японии и других развитых стран, это Комитет стратегического планирования компании "Форд моторе", других международных компаний. В российской практике эффективно действующие подразделения и органы планирования пока редкое исключение.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ