Голышева Л.Ю. Курс ювенального права - файл n1.docx

приобрести
Голышева Л.Ю. Курс ювенального права
скачать (353.4 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx354kb.18.09.2012 13:53скачать

n1.docx

  1   2   3   4   5   6   7


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТ

ФИЛИАЛ В г. СТАВРОПОЛЕ

rgsu


Голышева Л.Ю.

КУРС

ЮВЕНАЛЬНОГО ПРАВА

Ставрополь-2010

УДК 347.157.1:343.137.5

ББК 67.404.4:67.408я73

Г- 62


Рецензенты:

Медведев Станислав Николаевич-

зав. кафедрой гражданского права и процесса Ставропольского государственного университета, доктор юридических наук, профессор

Новицкий Виталий Анатольевич

кандидат юридических наук, доцент Ставропольского государственного университета

Голышева Л.Ю.

Г- 62 Курс ювенального права [Текст]: учебное пособие

Л.Ю. Голышева; РГСУ. – Ставрополь: Ставролит , 2010. - 188 с.
В книге исследованы вопросы, касающиеся правового положения детей с позиций ювенального права в России, а также история формирования и развития ювенального права, классификация источников ювенального права, представлены основные направления ювенальной политики российского государства и др.

Книга адресуется преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов и факультетов.

ISBN 978-5-904436-18-6

© Голышева Л.Ю., 2010

© РГСУ СФ, 2010

©Издательство «Ставролит», 2010

Отпечатано с готового оригинал-макета

В типографии «Югбланкполиграфия»

355047 г. Ставрополь, ул. Российская, 1-а

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….....4

Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс

1.1 Предмет и метод ювенального права………………………………………....6

1. 2 Ювенальное право как наука……………………………………………….17

1.3 Ювенальное право как учебная дисциплина. Система учебного курса …21

1.4 Отличие ювенального права от семейного права …………………………23

Глава 2. Ювенальная политика России

2.1 Ювенальное право как основное средство ювенальной политики……...27

2.2 Принципы ювенальной политики………………………………………….52

Глава 3. Источники ювенального права

3.1 Понятие источников ювенального права…………………………………..73

3.2 Система источников ювенального права……………………………….….77

3.3 Нормы ювенального права …………………………………………………81

Глава 4. История формирования и развития ювенального права в России: вопросы периодизации

4.1 Дореволюционный период регулирования отношений в сфере защиты прав и законных интересов детей в России…………………………………....86

4.2 Правовое положение ребенка в период с 1917 года до начала 90 годов ХХ века………………………………………………………………………….114

4.3 Понимание ребенка субъектом правовых отношений в конце ХХ века и начале ХХI века в России……………………………………………………….128
Глава 5. Ювенальные правоотношения

5.1 Понятие ювенального правоотношения …………………………………..148

5.2 Структура ювенального правоотношения…………………………….…..149

5.3 Основания возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений …………………………………………………………….…157

Заключение……………………………………………………………………..171

Приложение……………………………………………………………………..174

Библиография…………………………………………………………………..177


Введение

По мере формирования российской правовой политики в области охраны и защиты прав и законных интересов ребенка, возрастает роль и значение ювенального права и ювенальной юстиции, как правового инструмента, призванного обеспечить реализацию проводимой политики.

В предлагаемом «Курсе ювенального права» отражены результаты комплексного исследования теоретико-правовых вопросов в области ювенального права, его основных юридических конструкций, как «ювенальное правоотношение», «ювенальная политика», «юридические факты» и др.

Актуальность подготовки настоящего «Курса ювенального права» обусловлена необходимостью:

- проведения современных научно-теоретических исследований правового регулирования в области охраны и защиты прав ребенка;

- улучшения практики организации и функционирования государственных органов по вопросам защиты прав несовершеннолетних;

- разработки федерального и регионального законодательства о ювенальном праве, ликвидация пробелов и коллизий в действующем законодательстве;

- формирования эффективного обеспечения со стороны государственных и муниципальных органов в сфере охраны и защиты прав и законных интересов ребенка.

Цель курса – формирование и развитие концепции ювенального права.

Предметом «Курса ювенального права» является ювенальное право, его теоретико-правовые основы в области обеспечения прав и законных интересов ребенка.

Главными задачами курса являются:

- изучение понятия и сущности ювенального права, его задач и функции;

- исследование принципов ювенального права;

- обоснование выделения в качестве отдельной отрасли права и самостоятельного учебного курса «Ювенальное право» с указанием его предмета, метода правового регулирования и разработкой программы учебного курса;

- рассмотрение периодизации истории развития ювенального права в России;

- анализ юридической природы норм ювенального права;

- рассмотрение ювенального права в качестве средства ювенальной политики России.

Предложенный курс отличается комплексным характером, поэтому, он может быть использован в рамках учебных программ по конституционному праву, международному праву, семейному праву, по общей теории государства и права, и, разумеется, по учебным курсам «Введение в ювенальное право» и «Ювенальное право и юстиция».

Ряд высказанных в настоящей книге положений носит спорный характер в российской правовой доктрине. Автор будет признателен всем за рекомендации и предложения, которые способствуют развитию научной дискуссии по проблемам ювенального права в Российской Федерации в целях совершенствования учебного курса, посвященного вопросам охраны и защиты прав ребенка.

Ставрополь, май 2010 г. канд. юрид. наук Л.Ю. Голышева
Глава 1. Ювенальное право как отрасль права и как учебный курс


    1. Предмет и метод ювенального права


Государству, для осуществления защиты прав ребенка необходимо урегулировать общественные отношения в этой сфере общества, а именно четко закрепить права и обязанности, участвующих субъектов. В этом и заключается предназначение ювенального права. Посредством правовых норм приводится в действие и используется государством механизм правовой защиты прав ребенка, что, в настоящий момент, требует точной регламентации. Поэтому теоретическое обоснование ювенального права создает правовую базу для формирования ювенальной юстиции и института уполномоченного по правам ребенка в России, о чем еще говорилось в Письме уполномоченного по правам человека РФ от 7 июля 1999 года «О спасении беспризорных детей и защита их прав».

Термин «ювенальное право» может употребляться в четырех основных аспектах. Им может быть обозначена соответствующая отрасль права, отрасль российского законодательства, отрасль юридической науки и учебная дисциплина, изучаемая в юридических высших учебных заведениях.

Ювенальное право как отрасль права должна определяться, прежде всего, как система правовых норм, регламентирующих ювенально-правовые отношения. Термин «ювенальный» происходит от латинского juvenis (junior), что в переводе означает - молодой, юный1.

Отрасль законодательства – это система нормативных актов, в которых ювенально-правовые отношения урегулированы. Ювенальное право – это комплексная отрасль российского законодательства, в которой по предметному и целевому признакам соединяется разнородный правовой материал, объединенный при этом в той или иной степени либо с организацией деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, либо с установлением и реализацией правового статуса ребенка. Предметным признаком соединения служит характер регулируемых общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации деятельности государственных компетентных органов в сфере защиты прав и законных интересов ребенка, установления гарантий прав ребенка. Целевой признак соединения правового материала представляет собой необходимость обеспечения прав и законных интересов ребенка, создания оптимальных условий реализации ребенком своих прав в государстве и обществе.

Наука ювенального права изучает и исследует проблемы правового положения ребенка, вопросы реформирования. Как отрасль научного знания ювенальное право может способствовать не только решению конкретных государственно-ювенальных проблем, но и совершенствованию всего российского законодательства по вопросам обеспечения прав и свобод несовершеннолетних. Можно отметить и тот факт, что научные исследования в сфере ювенального права носят междисциплинарный комплексный характер. Следовательно, анализ проблем и поиск научных решений должны непосредственно осуществляться на стыке юридических наук, на границе политической науки, психологии, медицины, ювенологии и т.д.

Ювенальное право как научная и учебная дисциплина – это система подлежащих разработке и изучению знаний и категорий, характеризующих реализацию и защиту правового статуса ребенка.

Ювенальное право должно закреплять структуру государственных органов, осуществляющих правовую защиту ребенка, определять правовой статус должностных лиц в сфере охраны прав детей на основе авторитарного метода, суть которого – строгая регламентация поведения участников правоотношений, их «неравное» положение, поскольку инициатором защиты личности ребенка, его прав, выступает государственный орган2.

Нормы ювенального права призваны укреплять правовое положение ребенка в семье, обеспечивать защиту детей, лишенных возможности воспитываться в полной семье, детей-инвалидов, детей-беженцев. Ювенальное право затрагивает сферу трудового законодательства, где обеспечиваются трудовые права ребенка, а также области правового обеспечения образования и здравоохранения детей. Такие правоотношения и составляют предмет ювенального права.

Следовательно, в предмет ювенального права входят общественные отношения, возникающие в процессе регулирования в основном имущественных и личных неимущественных отношений, где одной из сторон непосредственно (чаще всего через представителей) выступает несовершеннолетний.

По своему содержанию эти общественные отношения весьма разнообразны, что обусловлено различным кругом участников, разными сторонами жизни общества и государства в регулировании отношений, связанных и с семейной и иной социальной жизнью (с образовательной, с трудовой деятельностью несовершеннолетних).

Определение предмета и само понятие «ювенальное право», может быть увязано не только с гражданскими и с семейными, и с трудовыми, административными, уголовными, наследственными, жилищными отношениями, а также и с отношениями социального обеспечения. Следовательно, ювенальные отношения носят комплексный правовой характер, и объединяет их в единую группу то, что, все они связаны с правовым регулированием субъективных прав и юридических обязанностей несовершеннолетних и других субъектов права в различных сферах законодательства.

В таких правоотношениях, являющихся предметом ювенального права, можно выделить следующие группы по субъектному составу:

Разделение ювенальных отношений по группам и их последующее рассмотрение показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее содержание – направленность на регулирование основных прав ребенка, а также на обеспечение реализации основных гарантий прав и законных интересов ребенка со стороны уполномоченных и обязанных лиц в Российской Федерации. Очевидно, что эти отношения возникают при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства – органов местного самоуправления. При таком воздействии должны обеспечиваться основные права и законные интересы ребенка. Государство должно так организовать деятельность всех своих органов, чтобы соблюдались все правила и требования правовых норм по подготовке детей к полноценной жизни в обществе, воспитания их в духе патриотизма и гражданственности.

Регулируя эти отношения, нормы ювенального права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан, а также правовой статус самих несовершеннолетних.

Четкость и слаженность регулирования ювенальных отношений необходима для обеспечения должной организованности работы государственных органов, а также органов местного самоуправления в сфере реализации государственной политики по охране детства. Также важно и для соблюдения интересов ребенка государством в международном масштабе, и для граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в результате – для выполнения государством своих функций. В настоящее время в России отсутствует единый государственный орган, занимающийся вопросами детства. Функции защиты прав ребенка возложены на различные министерства (здравоохранения, образования, юстиции и др.).

Формирующееся ювенальное право РФ отражает новые экономические, политические, социальные условия страны, поэтому в его развитии можно выделить следующие наиболее существенные направления:

Во-первых, создание ювенально-правовых норм обусловлено признанием со стороны государства детства, как важного периода в жизни человека. Это влечет за собой установление принципов приоритетной подготовки детей к жизни в обществе в сложных рыночных отношениях.

Во-вторых, усиливается гражданская, административная, уголовная ответственность за правонарушения в области охраны прав ребенка. Это относится и к ответственности самих несовершеннолетних, осуществляющих свою деятельность в разных сферах действия законодательства.

В-третьих, наблюдается повышение роли субъектов РФ в сфере правового регулирования по защите прав ребенка3.

Вместе с тем, отмеченные направления в создании и развитии ювенального права и ювенальной юстиции РФ представляют наметившиеся тенденции, которые требуют более углубленного подхода для изучения и упрочения правового положения ребенка. И, важно здесь, чтобы развитие ювенального права происходило в тесной связи с нормами международного права. Утверждение прав и свобод ребенка наравне с правами человека, должно стать высшей ценностью в нашем обществе и в российском государстве, где основной ячейкой является семья.

Благодаря семье ребенок развивает свое сознание и жизненный опыт, и благодаря ей реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. От родителей ребенка (или лиц, их заменяющих) зависит его благополучие и формирование его личности. Таким образом, расширяя правовой статус несовершеннолетних в семье, возможно, ограничить правовые аспекты с участием ребенка и за пределами семейных отношений (например, гражданских, трудовых, жилищных, предпринимательских, административных, уголовных и др.).

Категория «семейный статус ребенка» позволит закрепить внешние границы дозволительных действий и бездействий, а также при возникновении нарушений внешних границ определить и запреты со стороны законодателя. Разрозненность норм, в которых определен «семейный статус ребенка», отсутствие единого законодательства, порождает в итоге и отсутствие специального координационного органа в этой области регулирования.

Наблюдаемая нами разобщенность правовых норм, в которых отражается «семейный статус ребенка», влечет за собой свободу выбора вариантов защиты несовершеннолетних, это вызывает неодинаковые способы их реализации, налицо – дублирование решений тех органов, которые так и или иначе могут решать проблемы детей. Более того, защита прав ребенка, входя в компетенцию многих органов, тем не менее, не является самостоятельным направлением в их деятельности.

По нашему мнению, создание ювенального права, возможно, только благодаря расширению и закреплению «семейного статуса ребенка», когда будут подготовлены стартовые политические, экономические, социальные, и правовые площадки.

Можно сказать, что ювенальное право представляет собой систему юридических норм, которая объединяет нормы внутригосударственного законодательства и международных договоров, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, на основе принципа диспозитивности (равенства сторон, одной из которых обязательно выступает несовершеннолетний, принимая активное или пассивное участие), а также норм, обеспечивающих защиту и охрану личности ребенка, его законных интересов и прав с помощью императивно-диспозитивного метода.

Метод правового регулирования ювенальных правоотношений – это совокупность юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие ювенального права на поведение субъектов ювенальных правоотношений. Для регулирования ювенальных отношений используется диспозитивный и императивный методы. Диспозитивность характеризуется юридическим равенством, автономностью волевого аспекта сторон, имущественной самостоятельностью, юрисдикционным и неюрисдикционным порядком защиты нарушенных прав. Императивность проявляется во властных отношениях, отношениях подчинения.

Основными направлениями воздействия ювенального права на отношения с участием несовершеннолетних, являются функции ювенального права – регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция закрепляет в нормативных актах права и обязанности сторон, устанавливает правовой механизм для обеспечения эффективной реализации правовых предписаний в области защиты прав ребенка.

Охранительная функция проявляется в ведении запретов на совершение общественно-опасных деяний, а также применения юридических санкций к виновным в правонарушениях с участием несовершеннолетних.

Ювенальное право действует по принципам, заимствованным из конституционного, гражданского и семейного права, административного, уголовного права. Благодаря влиянию норм международного права на ювенальные правоотношения в России, становится возможным выделить и определенные принципы, присущие сфере регулирования в области защиты прав и интересов ребенка, напр., принцип не дискриминации детей, принцип участия ребенка в общественной жизни, принцип обеспечения наилучших интересов ребенка.

Смешанный, частно-публичный характер ювенальных норм, который вытекает из метода правового регулирования ювенального права, позволяет обозначить ювенальные правоотношения в зависимости от определенного критерия.

В зависимости от структуры межсубъектной связи все ювенальные правоотношения можно разделить на относительные и абсолютные правоотношения, осложненные ювенальным элементом. В относительных ювенальных правоотношениях ребенку, как субъекту права противостоят строго обязанные определенные лица. Например, работодатель и несовершеннолетний работник; ребенок и его родители и т.д.. В абсолютных же ювенальных правоотношениях ребенку противостоит неопределенное число обязанных лиц. Например, в авторском правоотношении (автором является несовершеннолетний) в качестве обязанных лиц, выступают все окружающие автора лица.

Основанием классификации может выступать объект ювенального правоотношения. Объект ювенального правоотношения – это то, по поводу чего складываются отношения, с участием несовершеннолетних (материальные и нематериальные блага). Например, имя, честь, достоинство, имущество ребенка, объектом может являться его жизнь, результаты творческой деятельности несовершеннолетних и др. Следовательно, можно выделить имущественные и личные ювенальные правоотношения. Имущественные ювенальные правоотношения возникают по поводу товаро-денежных отношений, и не связанных с денежными, в которых участвует несовершеннолетний, принимая в них активную или пассивную роль. Личные ювенальные правоотношения связаны непосредственно с личностью ребенка, его именем, фамилией, отчеством, авторскими правами ребенка, правом на воспитание в семье и др.

В зависимости от способа удовлетворения потребностей несовершеннолетних можно различить вещные и обязательственные ювенальные правоотношения. Вещные правоотношения, осложненные «ювенальным элементом» возникают по поводу права наследования несовершеннолетних, права собственности ребенка и др.4 В обязательственных же отношениях с участием несовершеннолетних, ребенком совершаются определенные действия в пользу других лиц, а также действия и со стороны заинтересованных лиц в пользу ребенка.

Защита прав ребенка со стороны компетентных органов, получает свое выражение в процедурных правоотношениях. Процедурные ювенальные правоотношения подразделяются на процессуальные и непроцессуальные. Процессуальные ювенальные правоотношения возникают по поводу защиты прав ребенка в суде, а также в сфере пресечения правонарушений со стороны несовершеннолетних. Непроцессуальные ювенальные правоотношения с участием несовершеннолетних возникают вне суда, но при наличии установленной законом процедуры. Например, регистрация матерью ребенка в органах ЗАГСа, оформление документов на получение пенсии по случаю потери кормильца и др.

Выделим из массива норм гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного права и других отраслей права группу норм ювенального права. В основе выделения ювенальных норм лежит российская политика в области охраны детства.

Таким образом, правоотношения, осложненные ювенальным элементом – это общественные отношения, которые возникают в процессе реализации и защиты прав, законных интересов и ответственности несовершеннолетних, регулируемые нормами национального и международного законодательства.

Выделим отличительные особенности ювенальных правоотношений:

- ювенальные правоотношения возникают в процессе реализации прав и интересов ребенка, а также их защиты;

- субъектом ювенальных правоотношений выступает несовершеннолетний;

Изучение ювенального права как комплексной отрасли предполагает рассмотрение следующих вопросов:

- порядок возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений и правовые последствия;

- права и обязанности участников ювенальных правоотношений;

- правовые последствия нарушения субъектом своих обязанностей, запретов и ограничений;

- особый статус ребенка и его правовая защита.

Таким образом, ювенальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере правового статуса ребенка, защиты его прав и законных интересов.



    1. Ювенальное право как наука


Наука ювенального права – это система научных взглядов, идей, представлений о законах, теоретических положений, регламентирующих отношения в сфере охраны и защиты прав и законных интересов ребенка, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития ювенального законодательства, о принципах ювенального права, об истории возникновения и развития ювенального права, о зарубежном ювенальном праве, а также постигает воздействие правовых норм национального и международного права на регулируемые отношения.

Общественные неюридические науки затрагивают исследование вопросов детства, не затрагивающие правовые вопросы. Накоплен достаточно обширный опыт в области экономики, педагогики, психологии, философии и др.5

Важную роль в исследовании правового статуса ребенка сыграли труды русских дореволюционных учёных: Ф.А. Брокгауза, М.Ф. Владимирского-Буданова, И.С. Вольмана, А.И. Загоровского, В.Ф. Зыбковец, А.А. Коляровского, Е.Д. Максимова, Н.Мартынова, А. Невзорова, К. Неволина, М. Ошанина, А. Павлова, К. Победоносцева, Б.А. Романова, В.Сергеевича, В.И. Семеновского, И.А. Эфон, Н.В. Яблокова.

Особую значимость имеют работы некоторых советских ученых, в которых подверглось тщательному исследованию правовое положение ребенка. Среди них можно выделить работы: К.Н. Вентцеля, П.В. Гидуянова, Д.И. Генкина, А.Г. Гойбарга, С. Григоровского, И. Добровольского, В.Зензинова, С.Е. Копелянского, П.И. Люблинского, И.Б. Новицкого, А. Павлова, Н.В. Рабиновича, В.С. Тадевосяня, З. Тотенборга и других ученых.

Общее представление о правовом статусе ребенка в различных правовых системах представлено в работах зарубежных авторов: М. Блэка, Т. Плата, Д. Старма, Л. Лейбланка, Б.Кларка, Н. Кантвелла, М. Пайса, Х. Трипеля, Дж.Тодреса, Т.Хаммарберга, С.Харта, Э. Цоллера, Ш. Шабо, а также российских авторов: И.К. Городецкой, Д. Гомьена, Л. Зваака, С.А. Кобиловой, Е.А. Леонтьевой, М.Н. Малеина, Р.А. Мюллерсона, А.М. Рабец, Т.А. Титовой, О.И. Тиунова, В.М. Чхиквадзе.

Изучением статуса несовершеннолетних в отраслевых аспектах российского права занимались: М.В. Антокольская, Н.Е. Борисова, Я.Р. Веберс, Е.М. Ворожейкин, Г. Глезерман, Е.В. Григорович, Р. Гукасян, А.Г. Здравомыслов, С.А. Иванова, Л.Г. Кузнецова А.В. Кортунов, Л.О. Красавчикова, В.Н. Лавриненко, Н.С. Малеин, М.П. Мельникова, В.Г. Нестеров, А.М. Нечаева, Л.М. Пчелинцева, В.А. Рясенцев, С.А. Сорокин, В.А. Тархов, Я.Н. Шевченко, и др.

Задачами науки ювенального права выступают:

- анализ правовых норм,

- конструирование институтов ювенального права на базе других отраслей российского права,

- разработка нормативных актов,

- подготовка и проведение реформ в сфере охраны прав и интересов несовершеннолетних в Российской Федерации.

Функциями науки ювенального права являются основные направления развития науки ювенального права, которые необходимы для решения стоящих перед ней задач. Можно обозначить следующие функции: организаторская, прогностическая, политико-управленческая.

Организаторская функция ювенального права проявляется в преобразовании, реформировании происходящих процессов и явлений в сфере реализации прав и интересов ребенка.

Прогностическая функция ювенального права дает возможность предвидеть те или иные явления в области защиты прав ребенка, определить тенденции развития государственно-правового процесса в сфере ювенальных правоотношений.

Политико-управленческая функция проявляется через возможность влияния на российскую судебную систему, систему правоохранительных и иных правоприменительных органов, адвокатуру, отдельных граждан в области правового регулирования ювенальных отношений.

Ювенальное право как наука имеет свой предмет изучения – это закономерности, понятия, которыми оперирует формируемое ювенальное законодательство, функции и значения ювенальных институтов в рамках других отраслей права, процессы, связанные с реализацией норм ювенального права, история и тенденция развития ювенального права.

Центральными направлениями науки ювенального права, как нам представляется, являются:

-исследование понятийного аппарата ювенального права, терминов и их дефиниций, применяемых в рамках правового регулирования прав ребенка;

-изучение особенностей и характеристик формируемого ювенального права и взаимосвязей с другими отраслями права в системе российского права;

-разработка принципов ювенального права, особенностей применения методов правового регулирования ювенальных отношений;

-изучение нормативных источников ювенального права – ювенального законодательства;

-систематизация и кодификация ювенально-правовых норм;

-изучение ювенальных правоотношений, субъектов ювенальных правоотношений, прав, обязанностей и ответственности участников таких правоотношений, а также юридических фактов – оснований возникновения, изменения и прекращения ювенальных правоотношений;

-освоение юридической практики применения и способов усовершенствования действенности норм ювенального права.

При изучении предмета науки ювенального права, как и в других отраслевых науках, используются различные методы.

Под методом будем понимать совокупность приемов, правил, принципов научной действительности, применяемых для получения объективно отражающих действительность знаний о ювенальном праве. Сравнительный метод играет ведущую роль в научном познании государственно-правовых институтов, выявления общих черт и особенностей, единства и различия в сфере регулирования ювенальных отношений.

Сравнительно-правовой метод позволяет подвергнуть сравнению правовые системы различных стран и континентов в сфере правового регулирования прав и интересов детей.

Сравнительно-исторический метод основывается на анализе истории формирования и развития ювенального права, его понятийного аппарата в области защиты прав ребенка.

Метод формально-логический помогает в научном познании ювенального права, поскольку дает возможность классифицировать, систематизировать и сформулировать полученное знание. С целью изучения ювенального права следует использовать методы общей теории права, конституционного, административного, гражданского, семейного, уголовного права и других отраслей права. Кроме того, можно использовать знания и естественных наук, например, физиологии, психологии и др.

Источниками науки ювенального права являются правовые акты ювенального законодательства, концепции и научные теории ученых в области ювенального права, а также опыт зарубежных государств в сфере реализации прав несовершеннолетних.

Что касается системы науки ювенального права, то на данном этапе своего развития, она до конца не оформилась, что влечет, в свою очередь, трудности в регулировании правовых отношений с участием несовершеннолетних.

    1. Ювенальное право как учебная дисциплина.

Система учебного курса
Ювенальное право как учебная дисциплина изучается в соответствии с учебной программой6. Программа курса предусматривает материал, где представлены институты и понятия ювенального права (см.: приложение).

Целью учебного курса ювенального права является формирование новой правовой психологии и идеологии, которая должна базироваться на идеях и принципах международного права на современном этапе развития российской государственности и российского права по вопросам урегулирования и защиты прав и интересов детей.

Можно выделить направления учебной деятельности в данной сфере:

- формирование методики обучения ювенальному праву, учебников и методических пособий в области ювенального права;

- разработку лекционных материалов и материалов, обеспечивающих проведение семинарских и практических занятий, самостоятельную работу студента;

- создание методологии оценки знаний в области охраны прав ребенка;

- организацию и совершенствование подготовки специалистов – выпускников юридических вузов в области ювенального права.

Задачей при создании учебной дисциплины ювенального права стоит считать разработку образовательного стандарта в рамках формируемого ювенального права.

Обучение ювенальному праву должно базироваться на двух моментах. Первый представляет собой теоретико-учебный момент, в котором объединено два направления на базе высшей юридической школы – учебного и научного.

Реализовать задачу возможно через включение обязательного изучения на юридическом факультете научных трудов в области ювенального права и процесса, изучение юридической периодики, включающей материальную и процессуальную тематику (журнальных статей из: «Вопросы ювенальной юстиции», «Медицинское право», «Международное публичное и частное право», «Российская юстиция», «Правоведение», «Журнал российского права», «Право и жизнь» и др.).

Второй момент состоит в прикладном учебном подходе. Так, получение студентами практического знания основано на проведении практик в судах и иных правоохранительных органах, в органах опеки и попечительства, отдельные студенты имеют возможность получить в государственных вузах дополнительное клиническое образование. Повышение качества практических занятий может быть достигнуто путем внедрения новых методик обучения в вузах (ролевые игры – проведение студентами игрового судебного процесса после изучения определенных тем, смена ролей в обучающем процессе и т.д.) Таким образом, специфичность прикладного обучения ювенальному праву потребует от преподавателя знаний не только традиционной юриспруденции и педагогики, но и теории игр. Особое место в этом направлении занимает система клинического образования, а привлечение практикующих юристов способно оживить процесс обучения в клиниках юридических вузов.

Цель изучения курса «Введение в ювенальное право» - формирование у студентов целостных системных профессиональных знаний в области ювенального права и навыков его применения в практической правовой деятельности.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Теоретические задачи:

- понимание основных проблем, присущих правовому регулированию ювенальных отношений в РФ;

- знание содержания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере ювенального права;

- уяснение целей и возможностей правового регулирования отношений в области ювенального права.

2. Практические задачи:

- умение ориентироваться в потоке правовой информации о состоянии юридической базы в сфере правового регулирования ювенальных правоотношений;

- освоение навыков применения норм, регулирующих отношения в сфере ювенального права;

- овладение навыками разработки проектов нормативных правовых актов в сфере ювенального права.

Воспитательные задачи:

- формирование правовой культуры и правового сознания;

- понимание возможностей своей профессиональной деятельности для решения задач в области правового регулирования ювенальных правоотношений.

-развитие социально-личностной компетенции предполагает выработку активной гражданской позиции, ответственного отношения к выполнению поставленных задач и достижению обозначенных целей.

Таким образом, ювенальное право в качестве учебной дисциплины сегодня переживает этап кардинальных изменений и открыто для внесения изменений.


    1. Отличие ювенального права от семейного права

В настоящее время идея деления российского права на частное и публичное возможно с позиций теории права. Ученые продолжают классифицировать российское право на отрасли, в основе которых выделяют различные признаки. Например, из гражданского права были выделены семейное и трудовое, из трудового права выделено право социального обеспечения, из семейного права формируется ювенальное право.

Для вновь создаваемой самостоятельной отраслевой системы норм права ювенального, принципиально важным является проведение отличий новой отрасли от отрасли, существующей.

Во-первых, сфера материальных правоотношений с участием несовершеннолетних должна быть урегулирована обособленно-самостоятельными материальными нормами права

Необходимость в таком обобщённом подходе наглядно видна при изучении всех разрозненных общественных отношений с участием несовершеннолетних и отсутствием сбалансированных правовых взаимосвязей между такими правоотношениями. Напр., охранительные правоотношения в уголовном праве и процессе и, как следствие – возмещение вреда, причинённого несовершеннолетним правонарушителем (правоотношения в гражданском праве и процесса) и т.д.

Во-вторых, цель правового регулирования ювенального и семейного права принципиально отличаются. Цель семейного права – это урегулировать личные и имущественные правоотношения, возникающие в семье между ее членами, что следует из текста ст. 2 СК РФ.

Целью ювенального права является урегулирование правоотношений, которые возникают в сфере защиты субъективных прав и законных интересов несовершеннолетних, а также исполнение обязанностей со стороны обязанных лиц при осуществлении государственной ювенальной политики российского государства.

В-третьих, юридическими, моральными и политическими системообразующими причинами ювенального права являются и принципы формируемой отрасли, как принцип наилучших интересов ребенка, принцип не дискриминации, принцип участия несовершеннолетних в общественных отношениях и др . Что касается принципов семейного права, то в основном они заимствованы из гражданского права, как например, принцип диспозитивности, принцип свободы договора, принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела и др.

Интересен взгляд В.К. Самигуллина на детское право. Ученый относит его к псевдоправу – тоже неправо, но искусно маскирующееся под право. В некоторых случаях псевдоправо имеет безобидные формы. Таковы, по мнению ученого, детское право и фольклорное право7.

В. Куфаев выделял термины: «детское право» и «охрана детства». Детское право, по мнению ученого должно было обозначать совокупность законодательных актов, которые касались бы детства, а «охрана детства» содержало бы практику применения законодательных положений о детях8.

Тем не менее, в современной России сложилась достаточно обширная законодательная база о детях. Такое положение позволяет судить о формировании отдельных институтов ювенального права в общей системе права, а также о формировании науки и учебной дисциплины9 ювенального права. О чем свидетельствуют труды отечественных ученых, например, Н.Е Борисовой10, Л.И.Беляевой11, Л.Д. Вещагиной12, Э.Б. Мельниковой13, А.М. Нечаевой, Ю.Е. Пудовочкина14, Е.Слуцкого, С.Ю. Черячукиной, Д.А. Ягофаров15 и другие16 .

Назрели предпосылки для упорядочения законодательства о детях. Необходимо отменить устаревшие юридические нормы, разработать новые, устранить пробелы в законодательстве и противоречия между нормативно-правовыми актами. Единая систематизация норм ювенального права пока отсутствует. Вместе с тем, обособление внутри отраслей комплекса правовых норм, связанных с регулированием и охраной общественных отношений при участии детей, указывает на необходимость их объединения и систематизацию.
Глава 2. Ювенальная политика России

2.1 Ювенальное право как основное средство ювенальной политики

Одной из составляющей правовой политики государства является ювенально-правовая политика.

В юриспруденции к данной теме обращались такие учёные, как Волохова Е.Д., Воробьев В.Ф., Гаврилов С.Т., Заряев А.В., Матузов Н.И., Малько А.В., Макаров А.В., Пчелинцева Л.М., Е.Слуцкий и ряд других.

По мнению авторов «Ювенального словаря», термин «ювенальная политика» происходит от латинского слова juvenalis - юный и греческого politike – искусство управления государством – основанное на соответствующем законодательном фундаменте, государственное управление в области общественных отношений по обеспечению благополучия несовершеннолетнего и соблюдения его прав, содержание которого образуют задачи, направления и способы социального развития подрастающего поколения»17.

Природа правовой политики, по мнению Н.В. Исакова, а также ее содержание, структура и функции представляют определенную сложность и трактуются в юридической и политической литературе неоднозначно, поскольку как считает ученый, правовая политика генетически связана с политикой, ее корни идут от родового интегрирующего понятия «политика». Поэтому своим происхождением она обязана, с одной стороны, политике, как сложному и многогранному явлению общественной жизни.

Для формирования правовой политики, продолжает рассуждать Н.В. Исаков на страницах своей работы, важное значение имеют следующие характеристики политики:

-наличие властных полномочий;

-ее центральным звеном является государство;

-способность определять стратегические цели, выявлять более совершенные формы общественных отношений;

-осуществление деятельности в большинстве случаев на профессиональной основе;

-возможность (хотя и не всегда) выражать наиболее общие интересы общества.

Ученый делает вывод о том, что правовая политика:

1) основана на праве и связана с ним;

2) осуществляется правовыми методами;

3) охватывает правовую сферу деятельности;

4) опирается, когда необходимо на принуждение;

5) является публичной;

6) отличается нормативно-организационными началами.18

И.А. Ильин видел смысл политики «в служении общему делу»19, а в другом понимании, «политика – это принятие общих решений о судьбах людей» (К. Дейч).

Можно также видеть ювенально-правовую Российского государства через «призму» «научно обоснованной и последовательной деятельности государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, направленного на достижение стратегических и тактических целей по реформированию общества»20.

Возможна и другая интерпретация правовой политики как комплекс идей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права21.

Как отмечает Н.И. Матузов, «правовая политика есть особая форма выражения государственной политики, средство юридической легимитации, закрепления и осуществления политического курса страны, воли ее официальных лидеров»22.

Основной смысл правовой политики, по мнению Н.В. Исакова состоит в том, что в ее основе лежит система целей, концептуальных идей по организации социальных отношений23.

Как замечает А.П. Коробова, в основе правовой политики,   лежат правовые идеи стратегического характера24.

В.А. Хохлов, под правовой политикой понимает совокупность правовых действий, ориентированных на политический эффект25.

А.И. Демидов считает, что правовая политика – это деятельность государства, направленная на развитие системы законодательства, применение и охрану права26.

И.М. Приходько оценивает правовую политику как «систему мероприятий, осуществляемых государственными органами от имени государства в связи с правом»27.

О.Ю. Рыбаков подчеркивает, что целью и главным критерием эффективности правовой политики является правовой статус и социально-экономическое положение личности.

В связи с этим он предлагает рассматривать понятие правовой политики в узком и широком смысле.

В узком смысле, правовая политика – это выработка и реализация тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма.

В широком смысле – это деятельность, прежде всего, государственных и муниципальных органов, общественных объединений, отдельных лиц, включающих систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правового механизма, основанного на Конституции РФ, нормах международного права, направленная на осуществление интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанности28.

«Правовая политика, по мнению В.В. Субочева, - это наиболее приемлемая форма руководства и регулирования общественных отношений, основывающаяся на оптимальном сочетании правовых средств и юридических конструкций, составляющих эффективный механизм правового регулирования, который проявляет себя в различных формах, опосредует все уровни власти, соответствует выработанной концепции стратегии развития государства и преследует социально-полезные цели»29.

А.П. Коробова считает, что правовая политика – это средство разумной и эффективной организации правовой жизни общества, представляющее собой деятельность государства, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящую в выработке и реализации правовых идей стратегического характера30.

А.В. Малько подчеркивает, что в современной России пока нет полноценной правовой политики. Самая же главная беда в том, что нынешняя политика во многом проводится в отрыве от реально существующих общественных отношений, без учета закономерностей развития правовой жизни российского общества. Между тем давно известно, что любой курс, не учитывающий требований действительности, заведомо обречен на провал31.

С.С. Алексеев пишет, что в России до сих пор нет научно обоснованной правовой политики, поскольку юридические акты служат власти, ее произвольным действиям. Поэтому правовая политика не отличается целеустремленностью, диктуется текущими потребностями. Она бессистемна и во многом хаотична32.

Следовательно, можно заметить, что на сегодняшний день среди ученых нет однозначного понимания категории «правовая политика».

Вместе с тем, исследуя такой правовой феномен как ювенально-правовая политика, можно с уверенностью сказать, что являясь разновидностью российской правовой политики, она имеет те же признаки, которые имеются и у российской правовой политики.

Обратимся к доктринальным источникам, в которых исследуются элементы ювенально-правовой политики.

«Главным принципом предметного определения ювенальной политики должно стать признание государственной значимости обеспечения адекватной социализации несовершеннолетних в современных условиях и тщательные учет и удовлетворение интересов и потребностей ребенка в качестве стратегической задачи российского государства… Важнейшим направлением государственной ювенальной политики должна стать широкая нормотворческая работа над созданием надежного правового фундамента в области регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних»33.

Как считает В.Ф. Воробьев, ювенально-правовая политика имеет много общего с ювенальной политикой государства, хотя и не равнозначна последней34. Ученый проводит анализ ювенальной политики и ювенально-правовой политики по таким основаниям как объект, субъект, цель, задачи и содержание и приходит к выводу, что «по субъектам и объектам, целям и задачам ювенальная политика шире, чем ювенально-правовая политика. Однако содержательно, технологически и нормативно ювенально-правовая политика точнее и полнее отражает жизненную направленность и безопасность детей и молодежи»35.

Соглашаясь с мнением Воробьева В.Ф., хотелось бы заметить, что ювенально-правовая политика является «стержнем» ювенальной политики, поскольку именно правовые принципы ювенального права способствуют формированию, развитию, регулированию, наконец, тех общественных отношений, которые складываются в сфере защиты и охраны прав и свобод несовершеннолетних.

Как полагает В.И. Абрамов, "правовая политика в области прав детей - это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и муниципальных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства"36. При этом автор утверждает, что проблемы заботы о детях рассматриваются и решаются государством и обществом по меньшей мере на пяти уровнях: законодательном, программном, управленческом, исполнительском и просветительском, которые предполагают в свою очередь определенные конкретные правовые механизмы37.

Основные направления развития ювенальной отрасли российского права берут свое начало из положений ювенальной политики государства38 и, наоборот, в государственной ювенально-правовой политике прослеживается влияние тех новелл ювенального права, которые происходят сейчас или произойдут в будущем.

Цель ювенальной политики, по мнению Е. Слуцкого, триедина и заключается:

- в создании правовых, экономических, социальных, политических, организационных, финансовых и других условий для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи;

- в повышении качества (жизни) детей, подростков и молодежи;

- в социально-правовой защите многодетной, неполной, кризисной семьи и социально-экономическом поддержании молодой семьи как основополагающего института российского общества.

Ювенально-правовая политика должна базироваться на ювенальном законодательстве. Уже в ближайшее время необходимо разработать проект федерального закона “Об основах и приоритетах единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации”39.

Содержание государственной ювенально-правовой политики, на наш взгляд,40 включает в себя следующие звенья:

- разработку научно-обоснованных концепций формирования ювенального права в России на современном этапе в условиях экономического кризиса с учетом международного законодательства;

- определение основных направлений в сфере охраны прав и законных интересов ребенка;

- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Выделить цель и направления государственной ювенально-правовой политики представляется возможным из ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1998 г. 41

Так, п. 1 ст. 4 названного закона целями государственной политики в интересах детей ставит:

Обращаясь к Конвенции о правах ребенка, можно обнаружить нормы, где содержатся обязанности государства-участника одновременно как субъекта международного права и как «политической организации общества…, гарантирующей права, свободы граждан, законность и правопорядок»42 – принятие всех необходимых мер для осуществления прав, закрепленных в Конвенции, включая законодательные, административные и другие меры (ст. 4 Конвенции о правах ребенка).

Другие нормы Конвенции подчеркивают международно-правовые обязательства государств, то есть как субъекта международного права. Среди них можно выделить п.4 ст. 23 Конвенции – обмениваться информацией; п.3 ст.28 Конвенции – поощрять международное сотрудничество и развивать его; п.1 ст.38 Конвенции – уважать нормы международного гуманитарного права.

Следовательно, защита прав ребенка, охрана его интересов со стороны государства – цель ювенально-правовой политики, поскольку под защитой и контролем государства в лице государственных органов и учреждений находятся права и свободы несовершеннолетних.

Большинство авторов43 выделяют в основе формирования ювенально-правовой политики ряд принципов из семейной политики, которая является разновидностью социальной политики:

- законодательное обеспечение прав ребенка;

- государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

- установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, с учетом региональных различий данных показателей;

- ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда;

- государственная поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Что касается государственной семейной политики, то это есть «целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов по созданию оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, гармонизации отношений между личностью, семьей и обществом»44.

Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей) были разработаны при поддержке ЮНИСЕФ (Детского фонда ООН). Этот план, утвержденный Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942, содержал раздел "Поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей". Особо отмечалось, что в России сложилось острое противоречие между необходимостью обеспечить нормальную жизнедеятельность и развитие каждого ребенка и неадекватными экономическими возможностями большинства семей.

Первым шагом на пути признания ребенка самостоятельным субъектом права, находящимся под защитой государства, является включение в Семейный кодекс Российской Федерации главы "Права несовершеннолетних детей"45. "Государство как бы протягивает ребенку руку помощи, помогая ему выбраться из бесправного положения, встать с колен и в полную силу заявить о своем существовании, о своих правах, которые по своему значению не уступают правам совершеннолетних членов семьи"46.

Впервые семейная политика получила государственный статус с изданием Указа Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 "Об основных направлениях государственной семейной политики"47. В нем были определены цели, принципы и механизмы реализации основных направлений семейной политики.

И. А. Дубровская48, полагает, что принимая, определенные обязательства перед мировым сообществом, Российская Федерация как преемница СССР формирует собственную политику в области защиты детства.

Государство, осуществляя политику в интересах детей, преследует определенные цели, а именно:

- осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

- недопущение дискриминации детей;

- упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей;

- восстановление прав детей в случаях нарушений;

- формирование правовых основ гарантий прав ребенка;

- содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

Можно сказать, что свои истоки ювенальная политика берет непосредственно из семейной политики, которая в свою очередь является разновидностью социальной политики государства.

Кроме того, хочется заметить, что так или иначе ювенально-правовую политику мы анализируем в рамках правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности.

В связи с этим, интересен подход ученого О.Ю. Рыбакова49, который рассматривает правовую политику в сфере защиты прав и свобод личности как комплекс целей и средств, выраженных в теоретических и практических институтах. Она интегрирует гуманистическое содержание законодательства и разрешает социально-экономическое и политико-правовое противоречия между широкой декларируемостью прав и свобод и низкой степенью их защиты.

Ученым выделяются ее составные компоненты:

- доктринальная составляющая - комплекс идей, ценностей, ориентиров правого бытия личности и их выражение в виде программ конкретных действий;

- организационно-формальная составляющая – конкретно формы, виды, приоритеты правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности;

- перспективно-преобразовательная составляющая – институты, аккумулирующие и воспроизводящие наиболее эффективные и перспективные средства и способы защиты прав и свобод личности.

«Права ребенка - это права человека для детей. Они касаются как защиты индивидуального ребенка, так и создания условий, в которых все дети могут развиваться в своем полном потенциале. Они отражают универсальный и особенный статус детства как период быстрого развития и изменений, в процессе которых уязвимость детей и их права не такие, как взрослых»50, то знание, полученное Рыбаковым О.Ю. вполне применимо и в отношении ювенальной политики.

Кроме того, Рыбаковым О. Ю. предложены следующие формы реализации правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности:

- правотворческая,

- правоприменительная,

- правозащитная,

- надзорно-контрольная,

- правовое обеспечение функционирования государства и его органов,

- организация деятельности правоохранительных органов,

- подготовка дипломированных юристов в учебных заведениях,

- организация научной деятельности,

- доктринальная,

- правовое просвещение.

Ювенально-правовая политика тесно связана с конституционной политикой России.

Принципами осуществления конституционной политики в сфере защиты прав личности являются, по мнению О.Ю. Рыбакова являются:

а) уважение к идеям конституционализма,

б) прямое действие Конституции РФ,

в) признание и предоставление конституционных гарантий реализации прав и свобод личности,

г) принцип сохранения баланса и разделения государственно-правовой сферы гражданского общества и личности,

д) сохранение целостности и неприкосновенности территории РФ,

е) гласность,

ж) единство законности и демократия как условия защиты прав и свобод личности.

Кроме того, О.Ю. Рыбаков51 выделяет тенденции правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности, которые на его взгляд, опосредуются:

- во-первых, наличием объективных возможностей для их осуществления,

- во-вторых, усилиями субъектов правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности,

- в-третьих, приоритетными направлениями ее реализации.

Тенденции развития правовой политики в сфере защиты прав и свобод личности проявляются в целом на фоне тенденций развития права, продолжает рассуждать ученый52.

Положительные тенденции развития правовой политики в сфере защиты проявляются:

- в формировании и усилении правозащитного характера личности как субъективного условия формирования правового государства;

- в реализации потребности личности участвовать во власти через установление и поддержание народного контроля за властью, правотворчеством и правоприменением, что позволяет расширять социально-правовые условия защиты прав и свобод личности в целом, в преодолении коррупции в органах власти и государственного управления, упрочении права, ценностно-ориентированного на личность53.

В связи с этим, можно остановиться на вопросе выделения основных направлений ювенально-правовой политики, что подчеркивает ее важность и самостоятельность в рамках правовой политики России.

Одним из направлений ювенально-правовой политики, как представляется, будет тенденция развития отношений в аспекте «ребенок – общество». Это выражается в праве несовершеннолетнего всесторонне участвовать в жизни социума и вносить свой вклад в его развитие.

Нормы Конвенции о правах ребенка закрепляют эти правоотношения следующим образом: ст. 8 – право на сохранение индивидуальности; ст. 12 – право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам; ст. 13 – право на свободу выражения своего мнения; ст. 14 – право на свободу мысли, совести, религии; ст. 15 – право на свободу ассоциации и мирных собраний; ст. 16 – право на частную жизнь; ст.30 – права ребенка, принадлежащего к этническим, религиозным и языковым меньшинствам или коренному населению; ст. 31 - право на отдых и досуг, на участие в культурной и творческой жизни.

Создание условий для реализации ребенком своих способностей в социуме, в их оценке, в приспособлении к изменениям, происходящим в жизни общества, и готовит несовершеннолетних к взрослой жизни, и, наконец, к созданию в итоге собственной семьи, ячейки общества, построенной на нормах морали и нравственности.

Наиболее важным направлением ювенально-правовой политики является урегулирование отношений в аспекте «ребенок - семья», ведь именно семья закладывает основы воспитания в «духе идеалов, провозглашенных в Уставе ООН, и, особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности», что вытекает из п. 7 преамбулы Конвенции.

В семье ребенок готовится «к самостоятельной жизни в обществе»54 и «для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении»55 - таким образом, Конвенция прямо закрепляет права ребенка на семью: право знать своих родителей и право на их заботу (п.1 ст. 7 Конвенции), право поддерживать на регулярной основе личные и прямые контакты с родителями (п.3 ст. 9, п.2 ст.10 Конвенции), право ребенка и его родителей покидать любую страну и возвращаться в свою страну (п.2 ст.10 Конвенции).

Кроме того, в статье 2 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях56, закрепляется благополучие ребенка, которое зависит от благополучия семьи, а также в статье 3 Декларации, установлено, что, «забота о ребенке лежит, прежде всего, на его собственных родителях». «Если же родители не проявляют заботы о своем ребенке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребенка, о передаче ребенка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости о помещении ребенка в специальное учреждение»57.

Стало быть, целью семейных отношений относительно реализации прав и свобод ребенка, является рождение и воспитание ребенка, защита его статуса, раскрытие личности ребенка. Тенденция развития в этом направлении видится нам через расширение и реализацию прав ребенка, которое возможно в полной мере, непосредственно в семье.

Возможно, выделение и еще одного направления ювенально-правовой политики в аспекте - «семья - государство».

Согласно Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, в статье 1 провозглашается принцип: «Каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи ребенка». В рамках этого, Конвенция о правах ребенка закрепляет, что семье «должны быть предоставлены необходимые защита и содействие» (п.5 преамбулы Конвенции).

Со стороны государства должны осуществляться меры, направленные на сохранение целостности семьи (п.п. 1, 2, 4 ст. 9 Конвенции) и ее восстановлению (п. 1 ст. 10 Конвенции). Кроме того, на государство возлагается обязанность принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы (ст. 11 Конвенции), а также оказывать помощь родителям и законным опекунам в выполнении своих обязанностей по воспитанию детей (п.п.2, 3 ст. 18 Конвенции).

Рассмотренное направление ювенально-правовой политики раскрывается через призму предоставления со стороны государства материальных благ для семьи (пособия, выплаты и др.), а также нематериальных – духовных благ, пока четко не регламентированных государством.

Семье как основной форме воспитания ребенка со стороны государства должно уделяться больше внимания, чем другим социальным группам в обществе. В связи с этим, ювенально-правовая политика государства должна быть нацелена на сохранение семьи; создание условий для формирования семейных устоев в духе демократических основ; и все это для того, чтобы воспитать ребенка полноценным членом общества, в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека.

Наблюдается тенденция в выделении направления ювенально-правовой политики между обществом и государством по поводу охраны прав ребенка.

В соответствии с Руководящими принципами Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), «…каждое общество должно придавать первостепенное значение потребностях и благополучию семьи и всех ее членов. Поскольку семья является основной ячейкой, ответственной за первичную подготовку детей к жизни в обществе, правительственным и общественным учреждениям следует прилагать усилия для сохранения целостности семьи, в том числе расширенной семьи. Общество обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья»58.

Кроме того, на государство возлагается обязанность защитить ребенка в силу его моральной, умственной, физической незрелости от негативного влияния социума. Например, право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27 Конвенции о правах ребенка); право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32 Конвенции о правах ребенка); обязанность защитить ребенка от употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33 Конвенции о правах ребенка) и от других форм эксплуатации (ст. 36 Конвенции о правах ребенка); обязанность предотвращать похищение детей, торговли детьми и их контрабанды (ст. 35 Конвенции о правах ребенка); обязанность содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка (ст. 39 Конвенции о правах ребенка).

Говоря о ювенальной политике в общем масштабе, стоит указать и на такой аспект, как «социум - семья». Семья помогает ребенку войти в общество со знанием его традиций и морали, а социум, со своей позиции, должен помогать семье, воспитывать ребенка в духе законности, закладывая при этом основы прав и свобод человека и гражданина, тем самым, помогая ребенку «войти» во «взрослый мир», подготовленным к жизни в демократическом обществе.

А.В. Малько и К.В. Шундиков полагают, что правовую политику можно разделить на два самостоятельных, но взаимосвязанных направления, на два «вектора»59:

1) политика в сфере права, связанная с правотворчеством, формированием концепции развития страны;

2) политика посредством права, выражающаяся в правовом регулировании общественных отношений и правоприменительной практике.

Применительно к структуре ювенально-правовой политики, можно сказать, что существует два вектора в ее разделении:

- правовая политика в сфере ювенального права, связанная с правотворчеством, формированием концепции ювенального права в России;

- политика посредством ювенального права, выражающаяся в правовом регулировании ювенально-правовых отношений и правоприменительной практике.

Во всех этих «векторах» ключевым моментом будет ювенально-правовой акт, в котором выражена суть конкретного политико-правового результата в области защиты и охраны прав ребенка. И можно также сказать, что функциональность ювенально-правовых актов проявляется, прежде всего, в механизме правового регулирования ювенальных отношений.

Давая характеристику правовым актам в механизме правового регулирования, С.С Алексеев, раскрывает их роль: «…как источник юридических явлений правовой акт выступает в качестве инструмента конституирования их формы, обеспечивает введение, изменение этих явлений. С данной точки зрения, правовой акт представляет собой средство воздействия на содержательные элементы правовой системы, придания им необходимых юридических свойств»60.

«Существенным для исследуемой проблемы является и то, что функции правового акта проявляются в его особенностях как внешней формы выражения элементов правовой системы:

- правовые акты призваны обеспечить полное и точное выражение содержащейся в них воли;

- они являются одним из необходимых условий правового регулирования – доведения воли государства, организаций, граждан до сведения всех, кого она касается;

- правовые акты – одно из важнейших средств и источников правовой пропаганды и правового воспитания»61.

Возможно выделение функций актов. Например, универсальных функции актов ювенально-правовой политики и конкретных функции.

Конвенция о правах ребенка – это яркий образец проявления универсальной функции данного нормативно-правового акта в сфере ювенально-правовой политики, поскольку закрепляет основные цели, задачи, направления и тенденции развития государственной политики в этой области регулирования.

Что касается проявления конкретных функций актов ювенально-правовой политики, «конкретика» выражается непосредственно через определенные предписания.

«Главная функция нормативных предписаний, - замечает С.С. Алексеев, - заключается в том, чтобы обеспечить конкретизированное, детальное, точное и определенное нормативное регулирование общественных отношений»62.

Как нам видится, назначение конкретной функции ювенально-правовых актов выражается в предупреждении различных правонарушений, путем угрозы применения средств государственно-правового воздействия, так и путем обстоятельного регулирования ювенальных отношений.

Следовательно, требуют дальнейшего изучения правовые акты, как средства осуществления ювенально-правовой политики.

Интересные мысли относительно средств правовой политики высказаны О.Ю. Рыбаковым. Он пишет, что средствами ее осуществления являются:

- правовые акты, содержащие гуманистические нормы, направленные на защиту прав и свобод личности;

- правовые знания, актуализирующие правозащитную тематику,

- правовое воспитание,

- использование стимулов и ограничений63.

В связи с этим возможен вывод. Ювенально-правовая политика – это часть общегосударственной правовой политики, как особой формы выражения государственной воли, основанной на праве, представляющей собой разнообразную деятельность субъектов, целью которой является охрана и защита прав, свобод и интересов ребенка, имеющая собственные стратегические и тактические задачи, построенные на международных приоритетах и принципах ювенального права.

Необходимо определить субъектов ювенально-правовой политики.

В первую очередь субъектом выступает государство. В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка (1989 г.) содержится требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и формировании института Уполномоченного по правам ребенка.

С 1998 года в ряде субъектов РФ реализуется проект по введению в регионах соответствующей должности. На первоначальном этапе было создано 5 постов Уполномоченных, впоследствии их количество увеличивалось. В 5 субъектах (Краснодарский и Красноярский края, Кемеровская и Самарская области, г. Москва) пост Уполномоченного введен на основании закона субъекта РФ.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка подтвердил, что проблема нарушения прав детей в нашей стране стоит достаточно остро. В 2004 г. в Москве Уполномоченному по правам ребенка было направлено 794 жалобы и обращения, что почти в два раза больше, чем в 2003 г. Анализ этих обращений свидетельствует, что среди организаций, нарушающих права и законные интересы детей или не оказывающих необходимого содействия в защите этих прав, первое место занимают органы исполнительной власти - 52% случаев, органы опеки и попечительства - 19%, суды - 15% и прокуратура - 6%64.

Как отмечает Н.И. Матузов, российская правовая политика вырабатывается всеми теми, кто обладает правом законодательной инициативы: Президентом РФ, Советом Федерации Федерального Собрания РФ, членами Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ (ч.1 ст. 104 Конституции РФ), а также иными субъектами65.

Особым органом – субъектом ювенально-правовой политики выступает Комитет ООН по правам ребенка.

Остановимся подробнее на Комитете ООН по правам ребенка, поскольку именно этот орган занимается защитой прав ребенка.

Учрежден был Комитет по правам ребенка в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка. В соответствии со статьей 43 Конвенции, Комитет состоит из десяти экспертов из числа граждан государств-участников, которые работают в индивидуальном качестве и избираются на четырехлетний срок. Все государства - участники Конвенции могут выдвигать кандидатов. Заседает Комитет три раза в год (в январе, мае - июне и октябре) в Женеве. Он рассматривает прогресс, достигнутый государствами-участниками в исполнении обязательств, установленных Конвенцией 1989 г.

Каждые два года Комитет представляет Генеральной Ассамблее доклад о своей деятельности. Государства-участники должны подавать в Комитет через Генерального секретаря доклады о мерах, предпринятых для реализации прав, признанных в Конвенции, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав; первый доклад должен быть представлен соответствующим государством-участником не позже чем через два года после вступления в силу Конвенции и далее каждые пять лет.

В докладах должны указываться факторы и трудности, влияющие на выполнение обязательств по Конвенции. Кроме того, должны быть представлены сведения, показывающие, как Конвенция выполняется соответствующей страной. Статья 44 закрепляет, что государства-участники обеспечивают широкую гласность своих докладов в собственных странах.

В периодических докладах об осуществлении Конвенции должна содержаться информация за охватываемый период, включая меры, принятые государством-участником, в том числе заключение двусторонних и многосторонних соглашений в области прав ребенка и присоединение к ним, а также изменения в законодательстве и практике на национальном, региональном и местном уровнях, такие как:

- создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

- разработка общей или секторальной политики, программ и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

- прогресс, достигнутый в осуществлении прав ребенка;

- факторы и трудности на пути полного осуществления прав, изложенных в Конвенции, и меры по их преодолению;

- планы, намечаемые в целях дальнейшего совершенствования реализации прав ребенка.

Для отслеживания произошедших изменений периодические доклады должны содержать информацию о рассмотрении замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования. Таким образом, пересмотр всего внутреннего законодательства и соответствующих административных инструкций по обеспечению соблюдения в полной мере Конвенции представляет собой обязательство государств.

При обсуждении доклада Комитет обсуждает и анализирует не только количественные показатели, но и усилия, прилагаемые этой страной для обеспечения прав ребенка, а также меры, необходимые для преодоления трудностей в отдельных аспектах прав ребенка66.

Следовательно, после подписания Конвенции о правах ребенка, ребенок в международном сообществе стал пониматься как субъект права, в связи, с чем в России начала формироваться государственная политика в отношении охраны прав ребенка.

Благодаря этому процессу, в настоящее время формируется законодательная база ювенального права, а значит, вырабатываются основные приоритеты и принципы ювенально-правовой политики, на основе которых происходит становление доктрины ювенального права, - таких исходных положений, разъясняющих и закрепляющих объективные закономерности отношений, проявляющихся в сфере охраны и защиты прав, свобод и интересов несовершеннолетних.

Нашу задачу составляло рассмотрение общей модели ювенально-правовой политики в рамках правовой политики России. В будущем, как представляется, должны получить развитие формы реализации ювенально-правовой политики, как правотворческая, правоприменительная, доктринальная, правообучающая и др.

Именно в этом смысле нам видятся дальнейшие тенденции развития ювенально-правовой политики, как весомой составляющей правовой политики России, и как неотъемлемой части международно-правовой политики в сфере гуманитарного права, поскольку от этого правового феномена зависит будущее наций, государства и всего международного сообщества в целом.

Очевидно, что затронутые вопросы требуют детального и всестороннего изучения, как в рамках государственной правовой политики, так и в доктрине ювенального права.

2.2 Принципы ювенальной политики
Государственная ювенальная политика России позволяет выделить принципы, на которых «базируется» ювенальное право. Правовое регулирование ювенальных отношений основывается на принципах ювенального права, под которыми следует понимать исходные положения, разъясняющие и закрепляющие объективные закономерности отношений, проявляющиеся в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних. Определение принципов ювенального права позволяет в настоящее время говорить о формировании ювенального права как отрасли российского права.

Известно, что с 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка»67. В соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Значит и Конвенция о правах ребенка является частью российского законодательства. И хотя ее нормы не были инкорпорированы во внутреннее законодательство РФ, однако, подлежат применению. При возникновении противоречий конвенционных норм с нормами национального права, правоприменителем, отдается предпочтение первым.

Несмотря на то, что права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, охватывают, практически, все стороны жизни ребенка, среди них выделяются три фундаментальных права, которые можно рассматривать, как основу всей Конвенции о правах ребенка. Это – принцип «наилучших интересов», «защита от дискриминации» и «право на участие»68. В связи с этим Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев использует нормы Конвенции о правах ребенка во всех аспектах своей деятельности и подчеркивает значение такого своеобразного «треугольника прав».

Однако, например, Т.А. Титова предлагает выделить в качестве общих принципов обеспечения прав ребенка следующие:

Фундаментом Конвенции о правах ребенка, как пишет И.И. Котляр, являются 4 основных принципа: принцип не дискриминации (ст.2 Конвенции о правах ребенка); принцип приоритетности прав детей (ст. 3 Конвенции о правах ребенка), принцип уважения прав детей на выражение собственных взглядов (ст.12 Конвенции о правах ребенка), принцип соблюдения прав детей на жизнь, выживание и развитие требует от государства приложения «максимально возможных» усилий для обеспечения нормальных условий для жизни детей70.

Значение каждого из принципов в своей совокупности способствуют достижению цели – обеспечить «выживание и развитие» ребенка (ст.6 Конвенции о правах ребенка) в соответствии с принципом «наилучших интересов», который проявляется в двух аспектах применения: во-первых, в политике правительства, и, во-вторых, в решениях, принимаемых в отношении ребенка на индивидуальной основе.

Статья 3 Конвенции о правах ребенка содержит требование - «во всех действиях в отношении детей» государство уделяет первоначальное внимание «наилучшим интересам ребенка».

Международное сообщество закрепило принцип «наилучших интересов ребенка» в п.1 ст. 3 Конвенции, таким образом, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются ли они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Принцип «наилучших интересов ребенка» является «краеугольным камнем Конвенции и означает, что, когда возникает конфликт интересов, наилучшим интересам ребенка должно быть уделено первоочередное внимание. В правовой, судебной и административной сферах такой подход требует создания новой установки при принятии решений»71.

В связи с этим на наш взгляд, государству стоит провести разграничения интересов ребенка, поскольку не всегда интересы ребенка совпадают с интересами взрослых. Кроме того, изучая последствия любых действий, касающихся или затрагивающих интересы ребенка, обнаруживается вмешательство и в интересы других групп населения, которые тоже надо учитывать. Таким образом, государство должно обеспечивать в лице своих государственных органов защиту наилучших интересов ребенка, не ущемляя интересы социума.

Для определения наилучших интересов ребенка принимаются во внимание многие факторы. Так, «желательность преемственности», в вопросах языка и культуры (ст. 20 Конвенции), сохранения семейных связей и гражданства (ст.8 Конвенции), а также пожелания самого ребенка, которые необходимо рассматривать в соответствии с его «возрастом и зрелостью» (ст. 12 Конвенции).

Следовательно, целью в определении наилучших интересов ребенка должна служить норма Преамбулы Конвенции о правах ребенка: «расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимании».

Конвенция в специальных правовых нормах называет ряд обстоятельств, при которых должен быть соблюден «интерес ребенка». Среди таких положений можно выделить: усыновление (ст.21 Конвенции), отделение ребенка от взрослых в случае лишения свободы несовершеннолетнего (ст.37 «с» Конвенции), в результате разлучения ребенка со своими родителями (п.1 ст.9, п.1 ст.20 Конвенции), право поддерживать личные отношения с родителями (п.3 ст.9 Конвенции). Кроме того, интересы ребенка могут и не совпадать с интересами взрослых, а, иногда, и противоречить им, в таком случае государство должно разделить интересы различных затронутых групп социума.

Как определить критерий отбора обстоятельств в определении наилучших интересов несовершеннолетнего? Такой вопрос при создании ст. 3 Конвенции не ставился. По мнению Т.А. Титовой, оценочный характер понятия «наилучшие интересы» вполне оправдан, так как в каждом отдельном случае оно наполняется конкретным содержанием с учетом личности ребенка72.

По мнению Ю.Ф. Моргун, сотрудника Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Республике Беларусь, принцип «наилучших интересов» проходит красной нитью через весь текст Конвенции о правах ребенка, а каждая ее статья – своеобразная вариация на тему о наилучших интересах ребенка.

Ожегов С.И. толкует понятие «интереса» в двух значениях:

Содержание понятия «интерес ребенка», Российский законодатель не раскрыл, и классификацию интересов несовершеннолетних не определил.

Можно предположить, что ребенок, развивает свое сознание и жизненный опыт в семье, благодаря чему и реализует принадлежащие ему субъективные права и свободы. Можно сделать вывод, что интерес ребенка формируется под воздействием воспитания родителей или других взрослых. Кроме того, родители должны сами выявить интерес ребенка и строить свое поведение с учетом обнаруженного интереса, а целенаправленное формирование интереса ребенка имеет большое значение в процессе воспитания и обучения. Однако, в семейной жизни трудно бывает определить подлинный интерес ребенка. В зависимости от возраста ребенка, от его развития интересы несовершеннолетнего будут различны. Можно выявить действительные (соответствующие реальному положению вещей в семье, в образовании, здоровье и т.д.) и мнимые (симпатии и антипатии в понятии ребенка вполне реальны) интересы ребенка. При осуществлении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с их интересами важно определить главный интерес, который может и не соответствовать истинному желанию ребенка. В данном случае следует использовать следующие критерии: объективный (совпадение интересов несовершеннолетнего с интересами общества, неразрывность их, и предопределение первых вторыми) и субъективный (отражает в содержании интереса личные качества индивида, то есть его наклонности, привязанности, симпатии и т.д.).

Интерес, возможно, рассматривать с точки зрения психологии, социологии, философии. Исследуем психологические и социологические аспекты этого понятия, для того, чтобы определить интерес в правовом аспекте: в правах и свободах ребенка.

Категория «интереса» выработана в истории социальной мысли для обозначения реальных причин общественных и индивидуальных действий74, так как во всех сферах общественной жизни движущей силой деятельности людей являются в конечном итоге их интересы 75. Стимулом к деятельности служит и потребность. Между категориями потребности и интересы много общего. Однако между ними имеются и существенные различия.

Категория «потребности» применима ко всему живому, категория интереса – только к общественной жизни76. Следовательно, категория интереса – социальная категория. Она – тоже потребность, но особого вида, социальная потребность, или потребность, обусловленная социальными условиями жизни.

«Содержание интереса составляет то, что объективно необходимо для жизни и развития общества, класса, человека, для удовлетворения его жизненных потребностей и нужд. Объективность интереса заключается и в том, что он существует независимо от осознания его субъектом-носителем. Осознание интересов ничего не добавляет к их содержанию, так как оно определяется условиями жизни людей» 77.

Объективность интереса, по мнению Г.Е. Глезерман, означает, что сама природа и положение данного субъекта (общества, класса, человека и т.п.) порождает у него определенные потребности и необратимо требует от него определенных действий для их удовлетворения, причем эта необходимость порождается не сознанием, а условиями его общественного бытия78.

Как замечает Р. Гукасян, не следует, «что между интересом и сознанием нет никакой связи. Такая связь существует. Она проявляется, во-первых, в том, что интерес – категория социальная и существование его предполагает сознательную деятельность. Вне человечества интересы существовать не могут. Во-вторых, интерес может быть реализован только после осознания его носителем, через сознательную практическую деятельность. В процессе реализации объективных интересов достигается единство объективного и субъективного» 79.

«Реализация объективного интереса включает в качестве необходимого момента осознание интереса носителем в форме стремлений, желаний, мнений, идей, их превращение в идеальные побудительные силы социальных действий людей»80.

«Лишь осознанный интерес выступает как стимул, определенное побуждение к действию. Неосознанный интерес никаких стимулов породить не может. При этом интерес может отразиться в сознании людей не только в виде понятий, раскрывающих его содержание и побуждающих к сознательной деятельности за его удовлетворение, но и в виде инстинктивного влечения к какой-то цели» 81.

Не все потребности индивида являются интересами. Таковы физиологические потребности (например, потребность в пище). Интересы, как справедливо указывает А.С. Айзикович, - это социальные, то есть экономические, политические, духовные, потребности82.
  1   2   3   4   5   6   7


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации