Билеты по физ-ре - файл n1.doc

приобрести
Билеты по физ-ре
скачать (354 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc354kb.18.09.2012 13:37скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5

1Кодекс Республики Беларусь об образовании (2011 г.). 13 января 2011 года Президент Республики Беларусь подписал принятый 2 декабря 2010 года Палатой представителей и одобренный 22 декабря 2010 года Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь Кодекс Республики Беларусь об образовании. Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования. Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений. При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений. Структурно Кодекс Республики Беларусь об образовании состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений. Закреплена сложившаяся на практике система образования. Согласно Кодексу, образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование. Документом определены субъекты образовательных отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений. Кодексом дано определение педагогических работников (профессорско-преподавательского состава) и установлены предъявляемые к ним требования. При этом предусмотрено, что педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, установленных законодательными актами. Определены общие условия возникновения образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. При этом правила приема лиц для получения среднего специального образования, высшего образования I ступени, послевузовского образования будут утверждаться Президентом Республики Беларусь, а для получения профессионально-технического и высшего образования II ступени – Правительством. Также установлены меры социальной защиты обучающихся, касающиеся в том числе пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения. Регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление). Кодексом закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие). Определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования. Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы. Определены четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также особенности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании – диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре). Также закреплены условия и порядок распределения выпускников.Кодекс Республики Беларусь об образовании вступит в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволит завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.

10Дозирование нагрузок на уроке физической культуры (показатели, динамика). Дозировать нагрузки — значит делить их на порции, определяя размеры однократного

и многократного использования. Показателями величины (ко­личества, объема)

нагрузки при выполнении отдельных упражнений служат длительность и

интенсивность работы. Две нагрузки одного объема могут различаться по

указанным показателям. Например, бег со скоростью 2 м/с в течение 20 мин и бег

со скоростью 4 м/с в течение 10 мин по объему примерно равны, но воздействие

их на организм неодинаково. Интенсивность нагрузки устанавливают исходя из двух по­казателей: из максимальной скорости (максимального поднимаемого веса, максимального числа повторений) или из соревновательной скорости на определенных дистанциях—60,100, 200, 300, 500, 1000, 1500, 2000 м и др. Абсолютную максимальную

скорость определяют по результатам бега на 20 м с хода. От максимальной или

соревновательной скорости отсчитывают в процентах (90, 80, 70, 60, 50)

величину тренировочных нагрузок. Физиологическими показателями нагрузок, которые могут быть использованы учителем в практике работы, являются частота сердцебиений у учащихся, их субъективные ощущения трудности работы (выявляются путем опроса) и внешние проявления реакций на нагрузку (оцениваются визуально). Относительно выбора

нагрузок надо сказать следующее: 1. Тренирующее воздействие нагрузки

пропорционально ее интенсивности и длительности (числу повторений). 2. Чтобы

повышать физическую работоспособность школьников, надо уве­личивать нагрузку

от урока к уроку. Если же этого не делать, работоспособность будет оставаться

на прежнем уровне или даже постепенно понизится. 3. При занятиях с детьми

рекомендуется повышать объем нагрузки сначала за счет длительности

(удлинения дистанции или времени бега, передвижения на лы­жах и т. д.), а

затем уже за счет повышения интенсивности. Иначе говоря, рекомендуется путь

от экстенсивных к интенсивным нагрузкам. 4. В серии уроков можно повышать

нагрузки постепенно, ступенчато или волнообразно (в зависимости от задач

развития двигательных качеств). 5. Суммарная нагрузка серии упражнений должна

соответствовать способности детей к ее адаптации. Слабые нагрузки, как мы

уже говорили, малоэффективны, чрезмерные же вредны, поэтому надо искать

оптимальный уровень, постоянно наблюдая за реакциями школьников. Для каждого

класса (а в классе для мальчиков и для девочек), для групп разной физической

подготовленности должна быть своя нагрузка. Учитель должен знать градацию

нагрузок и строго ее придерживаться. Если всему классу дается одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают во вводной и в заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше

дифференцировать. Сначала можно дать классу одно несложное задание, например

добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой, с

места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, дается

дополнительное — делать броски уже не с места, а после веде­ния мяча. В это

время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая еще не

научилась броскам с места. Возможны три способа дозирования заданий по трудности: 1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников

посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах

учитель прокладывает три лыжни: одну — прямо, вторую — слегка наискось и

третью—под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он

считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее

подготовленной — по второй лыжне и самой неподготовленной — по третьей, где

скорость наименьшая. 2. То же, но учащиеся сами (индивидуально) выбирают себе

задания. 3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задания. В

приведенном примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким

углом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз. Применяют групповой и индивидуальный способы дозирования нагрузок. В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробегания этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учитель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений

упражнения. При индивидуальном способе каждый ученик вначале пробегает указанную

учителем дистанцию с наивысшей (соревновательной) скоростью. Точно измерять

дистанцию нет необходимости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта

ученики выходят или одновременно все, или группами. На фи­нише учитель

каждому объявляет время. Не обязательно точно, но можно называть время с 5-

секундными интервалами, например: 7.20; 7.25; 7.30 и т. д. Каждый ученик

должен запомнить свое время. После завершения первой пробежки учитель

объявляет: «Теперь пробегите эту же дистанцию 2 (или 3, 4...) раза, но уже

не в полную силу, а на 5% (или 10, 15, 20) слабее». Например, если в первый

раз ученик пробежал дистанцию за 6 мин 15 с, то при задании бежать на 15%

слабее его контрольное время — 7 мин 10 с. Когда учитель дает старт второй

пробежке, все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте старта-

финиша (если дистанция круговая) опять называет время по 5-секундным

интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил.

Если у учащихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый

может контролировать самостоятельно.

29Групповой метод организации работы учащихся на уроке по предмету «Физическая культура и здоровье».

Групповой метод применяют тогда, когда на уроке нужно организовать обучение двум-трем упражнениям и каждое из них требует достаточно много времени. Работой каждого отде­ления руководит командир. Как правило, он же и оказывает помощь, выполняет страховку. Учитель же находится в том отделении, которое выполняет наиболее сложное задание. Од­нако время от времени он подходит и к другим отделениям и проверяет их работу. По сигналу учителя отделения меняются местами. Групповой метод повышает самостоятельность учащихся, спо­собствует развитию взаимопомощи. Он применяется также при программированном обучении. Однако при групповом методе несколько снижается качество обучения, так как учитель не может одновременно присутствовать во всех отделениях, сни­жается также и безопасность. Эти недостатки можно умень­шить путем хорошей подготовки командиров отделений, обес­печения всех мест занятий поролоновыми матами, привлечения к страховке сразу двух учащихся.
30Фронтальный метод организации работы учащихся на уроке по предмету «Физическая культура и здоровье».

Фронтальный метод организации работы учащихся чаще все­го применяют при начальном разучивании упражнений, выпол­нении общеразвивающих упражнений, проверке несложных до­машних заданий. Он состоит в том, что всем учащимся класса дается общее задание и они выполняют его одновременно под непосредственным наблюдением учителя. Сигнал к началу уп­ражнений учитель дает только после того, как убедится, что задание понято. Если же упражнения известны, их можно не показывать и не объяснять. Чтобы хорошо видеть, как каждый ученик выполняет зада­ние, учитель занимает в зале или на площадке такую пози­цию, которая обеспечивает хороший обзор. Наиболее удобные точки — на середине широкой стороны или в углу площади за­ла (площадки). Чтобы было видно еще лучше, можно встать на скамейку или плинт. Заметив, что часть учеников делает ошибки, учитель подает команду «Стоп!» («Стой!») и объясняет, что было сделано не­правильно. Если же ошибки незначительны, их можно разъ­яснить по окончании упражнения. Ни в коем случае нельзя давать команду к началу упраж­нения, пока все ученики не примут правильного исходного по­ложения. Правильность поз надо тщательно контролировать. Темп и ритм движений учитель задает голосом (подсчетом), хлопками, ударами в пол гимнастической палкой, ударами в бубен, метрономом (лучше электрическим) или через мегафон, а также посредством записи музыкального сопровождения на магнитофон (рекомендуется пользоваться четырехдорожечным или кассетным).


37Объекты и виды педагогического контроля в физическом воспитании школьников. Для успешного проведения уроков физической культуры важны все виды

педагогического контроля. Предварительный контроль, осуществляемый в начале учебного года и перед началом прохождения каждого нового раздела программы с помощью тестов и других контрольных испытаний, позволяет оценить готовность учащихся к обучению. Для опытного учителя физической культуры, хорошо знающего класс, бывает достаточно ограничиться небольшой проверкой, для начинающего учителя или пришедшего в новый класс этого недостаточно, он должен хорошо ознакомиться с возможностями учащихся и поэтому пользуется значительно большим числом проверочных уп­ражнений. Текущий

контроль, проводимый почти на каждом уроке, по закону обратной связи служит учителю информацией текущей успеваемости школьников. Периодический контроль, обычно проводимый после завершения того или иного раздела программы, а также в конце каждой четверти, подводит итоги проделанной учащимися и учителем работы. Наконец, итоговый контроль — в конце каждого учебного года, а также после окончания курса неполной средней и средней школы — показывает окончательные результаты этой работы. Методы контроля за успеваемостью школьников: систематические наблюдения за их работой (включая выполнение домашних заданий), устный опрос и практическая проверка выполнения упражнений, небольшие письменные проверки (включая использование программированных карточек). С 1986 г. в VIII классе проводится зачет. Теоретические знания учащихся оценивают по двум критериям — количественному и качественному. Количественный — объем усвоенных понятий, закономерностей, правил; качественный— глубина и правильность понимания изученного материала, умение учащегося рассказать и объяснить его, пользоваться спортивной терминологией. Вопросы, задаваемые ученику, должны быть конкретны. Оценка овладения учащимися практическими навыками дви­гательных действий определяется по тем же критериям. Количественные результаты оцениваются на основе имеющихся в программе учебных нормативов. С 1983 г. вновь введена дифференцированная система оценки; причем оценка «отлично» соответствует

требованиям золотого значка ГТО, оценка «хорошо» требованиям на «сдано», а

оценка «удовлетворительно»— пропорционально сниженным требованиям. Критерием

качества выполнения движений служит соответствие его определенному эталону

— биомеханически целесообразному, экономному в отношении расхода усилий,

правильному в отношении решения поставленной двигательной задачи.

Комплекс тестов для оценки уровня общей физической подготовленности должен

быть простым и не занимать много времени. Поэтому можно ограничиться четырьмя

упражнениями: бег на быстроту (на 20 м с хода), бег на выносливость (6 мин),

скоростно-силовое упражнение (прыжок в длину с места) и упражнение на

силовую выносливость (отжимание в упоре лежа, с опорой на гимнастическую

скамейку). Этот комплекс используется и во всех других классах. Оценки обязательно объявляют ученикам сразу или после проведения всех тестов. При оценке техники учитель анализирует выполняемое учеником движение в его развитии от начала до конца, учитывал влияние одних фаз и элементов на последующие, на структуру всего движения в целом и, если ставится такая задача, также на количественный результат. В таких видах упражнений, как строевые и общеразвивающие, акробатика, равновесие и т. п., оценка техники

является единственной, а в других — бег, прыжки и т. п.— учитываются и

количественные данные. Как и в спорте, в школьном физическом воспитании принято выводить оценку за выполнение движений путем вычитания из максимального балла (10) сбавок за ошибки. Поскольку каких-либо научно обоснованных критериев в этом деле нет и

одна и та же ошибка в зависимости от степени ее выраженно­сти может быть и

мелкой, и значительной, и очень грубой, проще всего установить две крайние

позиции определения ошибок. Первая — мелкие (незначительные, несущественные)

ошибки, не вызывающие больших искажений элементов в главных фазах движений и

практически не влияющие на результат, например в прыжках —наклон головы при

разбеге, жесткое приземление. Вторая — грубые ошибки, искажающие структуру

движений и значительно снижающие результат, например в прыжках — слабое

отталкивание, недостаточный мах ногой и т. п. Рекомендуется за мелкие ошибки

сбавлять от 0,1 до 0,5 балла, а за грубые—от 0,6 до 1 балла, в зависимости от

степени их выраженности. Практически придерживаются следующего правила: если движение выполнено с очень незначительными ошибками, ставят ученику 5; если допущена

крупная ошибка или несколько мелких — 4; при двух крупных ошибках или при

одной крупной, но с большим числом мелких —3; если три или более крупных

ошибок—2; если ученик совсем не в состоянии выполнить упражнения—1.

6Особенности развития двигательных способностей на уроках физической культуры. Наряду с формированием способов двигательной деятельности, которое осуществляется в процессе обучения, другим сопряжённым и важным направлением физического воспитания учащихся является развитие физических (двигательных) качеств (способностей). В теории и методике физического воспитания определены общие положения организационно-содержательного обеспечения этого направления. 1. Физические способности (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость) развиваются и проявляются на интегральной основе, взаимно определяя друг друга, как в процессе развития, так и в процессе реализации. Учитель должен оказывать разностороннее воздействие на все основные физические качества. 2. В 12–14-летнем возрасте большое значение следует придавать развитию скоростно-силовых и силовых способностей, учитывая, что именно в данный период эффект воздействия на эти способности оказывается наибольшим.3. Развитие физических способностей происходит в большей мере в процессе целенаправленной двигательной деятельности. При этом определённое значение в достижении результата развития имеют врождённые задатки. 4. Эффект тренировки физических способностей зависит от программы, определяющей методику тренировки. Структура её включает, как минимум, цели, средства и методы тренировки. 5. Создавая систему физической подготовки учащихся на уроках физической культуры, следует помнить о временных ограничениях — у педагога нет возможности всё время урока посвятить специальному развитию двигательных качеств. По совокупности в его распоряжении на каждом уроке физической культуры имеется от 5 до 10 мин. Большие затраты времени на специальное развитие двигательных качеств не позволяют решать задачи обучения двигательным действиям. 6. Процесс развития двигательных способностей может осуществляться на уроках физической культуры только в подготовительной и основной частях. Реализация этого процесса в заключительной части невозможна по определению, так как в ней должны решаться задачи восстановления, успокоения. Исключение составляет процесс развития гибкости, который может осуществляться в любой из частей урока. 7. Цель программы по развитию физических способностей определяется по отношению к предмету тренировочного воздействия и ожидаемому результату. Предметом тренировочного воздействия являются виды физических способностей. Применительно к силовым способностям можно выделить в качестве цели развитие относительной силы, взрывной силы, абсолютной силы, применительно к выносливости — общую выносливость, специальную выносливость, статическую выносливость, применительно к быстроте — быстроту реакции, способность к ускорению, темп движения, быстроту одиночного движения. 8. Ожидаемый результат конкретизируется количественными показателями — увеличить на столько-то, показать такой-то результат в беге, прыжке и т. п. Формулировка абстрактной цели типа «развитие физических качеств» или ей подобной характеризует тренировочную программу как бесцельную, а результат как неуправляемый и непредсказуемый. 9. Подбор средств для развития физических способностей должен осуществляться в соответствии с целью. В связи с этим определение состава средств является вторичной процедурой деятельности в создании тренировочной программы по отношению к цели. В практике физического воспитания эта позиция зачастую игнорируется. Например, если поставлена цель увеличить количество подтягиваний из виса на 30% от исходного уровня, то она (будучи первичной) определяет необходимость выбора (который является вторичным по отношению к цели) и реализации упражнений, способствующих развитию прежде всего силовой выносливости. Такие упражнения характеризуются большим объёмом повторений и средним уровнем интенсивности.10. Выбор средств должен соответствовать возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащихся, а также содержанию разделов образовательной программы. В выборе средств следует отдавать предпочтение тем из них, которые способствуют комплексному развитию физических способностей, например скоростно-силовых качеств, силовой выносливости и т. п. Последнее обстоятельство имеет принципиальное значение в условиях базового физического воспитания, где существует жёсткий лимит учебного времени. Благодаря комплексному использованию средств развития физических способностей можно решать задачи развития нескольких (сопряжённых по основанию положительного переноса) их разновидностей в рамках одного ресурса времени. В случае поочерёдного развития физических способностей ресурс временных затрат соответственно удваивается, утраивается и т. д.

48Формы занятий в системе физического воспитания школьников. Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи. Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями. В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения. Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся. Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания. Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение. На основе государственных стандартов высшего профессионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных условий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физической культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий. Учебные занятия — основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:* Теоретические, практические, контрольные;* Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;* Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);* Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя. Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении – на учебно-тренировочных занятиях. Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки. Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время. Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса – экзамен. Внеучебные занятия организуются в форме: * Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки) * Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями * Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом * Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

7Особенности организации и проведения занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» со студентами основного и подготовительного учебных отделений. В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам. Распределение по учебным группам этого отделения проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности. Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек. В подготовительном учебном отделении учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них интереса к занятиям спортом. Студенты подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы. В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом. Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации формирование у студентов сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом. Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.


9Формы занятий по физической культуре и спорту со студентами. Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях. Они планируются в учебных планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями кафедр физического воспитания. Самостоятельные занятия способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования, являются одним из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания. Эти занятия могут проводиться во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание. Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедр физического воспитания и активном участии профсоюзной организации вуза.

28Формирование учебных групп учащихся класса для проведения урока по предмету «Физическая культура и здоровье». Важным моментом в работе учителя являются разработка комплексов применяемых физических упражнений. При этом основное внимание необходимо сосредоточить на бережном отношении к состоянию здоровья ребенка. Обязательно должны использоваться дополнительные формы занятий в виде различных мероприятий, прогулок, экскурсий, соревнований, которые позволяют корректировать отдельные отклонения детей различного характера и различной степени осложнения. Все группы можно разделить на три подгруппы А, Б и В. Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается реакцией на них состояниями сердечно-сосудистой системы. Например, нарушение сердечного ритма, некоторые заболевания сердечно-сосудистой системы, патология органов зрения, хронические заболевания верхних дыхательных путей, хронические отит, хроническая пневмония, хронический пеилонефрит. При этих заболеваниях используются специальные тренирующие нагрузки, направленные преимущественно на развитие общей выносливости. Подгруппу Б составляют заболевания при которых выбор нагрузок обусловливается состоянием органов брюшной полости, малого таза, степенью проявления болевого синдрома. В эту подгруппу входят дискенезии желчевыводящих путей, гастродуоденит, остаточные явления после операций, хронические заболевания органов в стадии ремиссии. Здесь так же используется комплекс упражнений: например на осанку, самомассаж, дыхательные, водные процедуры. Подгруппу В объединяют заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата: деформация суставов и позвоночника, различные нарушения осанки, плоскостопие. Упражнения на осанку, общеразвивающие, дыхательные танцевальные, подвижные игры. Направленность упражнений состоит в увеличении амплитуды движений суставов и позвоночного столба, формирования мускульного корсета. Для подгруппы А не существует противопоказаний в выполнении следующих контрольных нормативов: наклон из положения стоя, челночный бег, подтягивание на перекладине. В подгруппе Б можно выполнять челночный и шестиминутный бег. Следует соблюдать осторожность при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивания на перекладине, прыжке в длину с места. В подгруппе В контрольные упражнения подбираются индивидуально в зависимости от двигательных возможностей.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации