Львова Т.Н. Организация, технология и проектирование торговых предприятий - файл n1.doc

приобрести
Львова Т.Н. Организация, технология и проектирование торговых предприятий
скачать (1160 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1160kb.18.09.2012 13:28скачать

n1.doc



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсовой работы по дисциплине

«Организация, технология и проектирование торговых предприятий»

для студентов дневного и заочного обучения

специальности 061400 «Коммерция»

Ижевск, 2000г.

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация, технология и проектирование торговых предприятий» для студентов дневного и заочного обучения специальности 061400 «Коммерция».

Составитель: старший преподаватель кафедры «ЭТ и УКД» ИжГТУ Т.Н. Львова


Под редакцией заведующего кафедрой «ЭТ и УКД» кандидата экономических наук, доцента Калинкиной Г.Е.

Методические указания подготовлены для студентов специальности 061400 «Коммерция».

Содержание
Стр.
Содержание………………………………………………………………………………… 3


Введение……………………………………………………………………………………. 4


1. Тема курсовой работы «Организация работы розничного (оптового) предприятия» 5


2. Методика выполнения курсовой работы………………………………………………. 6


3. Рекомендации по распределению времени при выполнении курсовой

работы……………………………………………………………………………………….. 17


4. Рекомендации по оформлению курсовой работы……………………………………… 18


5. Рекомендации по выполнению планировки розничного или оптового

предприятия…………………………………………………………………………………. 20


6. Рекомендуемая литература………………………………………………………………. 24

ВВЕДЕНИЕ



Курсовая работа по дисциплине «Основы технологии и организации предприятий торговли"»выполняется согласно учебному плану специальности 061400 "Коммерция" и имеет целью закрепить полученные в ходе курса лекций знания, необходимые для выполнения дипломных работ и будущей практической деятельности.

Особенностью выполнения настоящей курсовой работы является то, что она базируется на знаниях дисциплин «Коммерческая деятельность» и «Экономика предприятия». Студенты выполняют работу после окончания торговой практики. Это означает, что студенты обладают запасом необходимых знаний, которые в большей своей части разумно соединяются в курсовой работе.

Практикой организации учебного процесса установлено, что студенты в своей практической работе по выполнению курсовых работ, встречаются с трудностями организационно-методического порядка. К их числу относятся:

Настоящие методические указания имеют целью способствовать устранению вышеперечисленных основных недостатков. Их основной задачей является организационно-методическое направление самостоятельной работы студентов, ориентация на поиск новых решений, обобщение передового опыта, знакомство с прогрессивными направлениями в области технологий, организаций производств, организации труда и управления на предприятиях розничной и оптовой торговли. Они также предопределяют правила оформления, характер и содержание графической части, минимально достаточный объем.

1. ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ.
Тема: Организация работы розничного (оптового) предприятия.

План выполнения:

  1. Характеристика розничного (оптового) предприятия

    1. Организационно-правовая форма

    2. Место расположения, зона обслуживания, характеристика основных потребителей

    3. Метод продажи товаров (тип и вид оптового предприятия)

    4. Организация и технология товародвижения

    5. Устройство и планировка магазина (склада)

    6. Оснащенность магазина (склада), виды оборудования, эффективность использования

  2. Организация торгово-технологического процесса на предприятии

    1. Специализация и типизация магазина (ассортиментный признак), функциональная схема ТТП.

    2. Характеристика магазина (склада) и анализ основных частей торгово-технологического процесса

  3. Управление основными элементами торгово-технологического процесса магазина (склада)

    1. Разработка сетевого графика торгово-технологического процесса

    2. Анализ предложения по улучшению организации работы розничного (оптового) предприятия.



2. МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.
В 1 разделе курсовой работы дается краткая характеристика организационно-правовой формы предприятия. Необходимо обосновать форму создания и функционирования, указать основные факторы, определяющие выбор организационно-правовой формы деятельности.

В разделе 1.2. необходимо показать характер размещения на территории населенного пункта – магазин жилой зоны или городского значения. Определить основных потребителей розничного (оптового) предприятия. Составить схему дислокации (размещения) – пример 1.

В пункте 1.3. указывается метод продажи (с индивидуальным обслуживанием, самообслуживанием, реализация товаров по образцам и каталогам). Для оптовых предприятий тип общенационального (федерального) или регионального уровня и вид предприятия (оптовые торговцы, посреднические оптовые структуры или организаторы оптового оборота).

Раздел 1.4. должен показать схему товародвижения в зависимости от выбора производителя, поставщика:

  1. производитель – транспорт – магазин;

  2. производитель – транспорт – оптовое предприятие – транспорт – магазин;

  3. производитель – транспорт – выходная база – транспорт – торговая база – транспорт – магазин.

Вид маршрутов доставки товаров:

  1. м
    П
    аятниковый маршрут


М









2) кольцевой маршрут


М




П




М




М

В разделе 1.5. необходимо показать планировку розничного (оптового) торгового предприятия, показать взаимосвязь помещений магазина, движение товарного и покупательского потока – пример 2.

В пункте 1.6. показать степень оснащенности предприятия. Составить таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Виды оборудования торгового зала



Наименование

Индексы

Размер, м

Кол-во

Общая










ширина

длина




площадь, м2

1

Горка пристенная

2ГП2-3

0,56

2,73

10

15,00

2

Тара-оборудование

ТПС-08.01

0,80

0,62

20

9,92

3

Тара-оборудование

ТПС-08.02

0,60

0,45

56

15,12

4

Тележки

2ТР3-3

0,60

1,30

10

7,80

5

Контейнер

УК1-Т-2

0,40

0,80

10

7,80

6

Кассовая кабина

2КК3-4

1,05

1,20

2

2,52

7

Горка для сумок

2ГП4-3

0,55

2,70

1

1,48

8

Стол для упаковки

2СУ2-3П

0,80

1,60

2

2,56


В таблицу 1 заносятся все виды торгового оборудования, которые занимают установленную площадь торгового зала (холодильные шкафы, прилавки, витрины, примерочные кабины, банкетки и т.д.).

Таблица 2.

Виды торгового оборудования для ТТП.




Наименование

Индекс

Кол-во

1. Торговый зал

Кассовая машина

Элвес

5




Весы

РН-10Ц13У

6




Весы

Электронные

4

2. Фасовочные помещения

Весы

РН-10Ц13У

4




Измельчительно-режущее

РММ




3. Складские помещения

Весы

РП-1000Ш13

3




Холодильные камеры

КХС-2-6

2




Тележки

ТГ-125

2




ПТО

ЛГ-400

1


Для определения эффективности использования оборудования необходимо определить:

а) коэффициент установочной площади под торговой мебелью и оборудованием по формуле 1:

(1)

где Sy – площадь, занятая оборудованием (Итого табл. № 1)

SТЗ – площадь торгового зала магазина.
б) Коэффициент демонстрационной площади (формула 2):

где Sд – площадь всех видов оборудования для выкладки, показа товаров.

(2)

в) Коэффициент емкости демонстрационного оборудования (формула 3):

(3)
Полученные данные необходимо сравнить с рекомендуемыми нормативами (Учебник И.А. Бланк «Торговый менеджмент», Киев, 1997. стр. 69-70).
Во втором разделе приводится пример торгово-технологического процесса на предприятии. Разрабатывается функциональная схема ТТП магазина (склада) – рисунок 3, с учетом его специализации, типизации (ассортиментного признака).


Поступление товаров 0

Разгрузка товаров 1

Приемка товаров по количеству и качеству 2

На хранение 4

Размещение и выкладка на оборудовании 7

Отбор товаров покупателями 8

Расчет за товары 9








Доставка товаров 3





В торговый зал 6



На подготовку к

продаже 5






Рис. 3 Основные этапы ТТП продовольственного магазина самообслуживания
В разделе 2.2 необходимо проанализировать три основные части ТТП:

  1. Операции с товарами до предложения их покупателям (разгрузки транспортных средств, приемка, хранение, формирование торгового ассортимента, подготовка к продаже, выкладка на оборудовании).

Проанализировав обеспеченность торгового предприятия средством ПТО (на примере одного вида), расчеты выполнить по формуле 4:

(4)

где М – количество ПТО (на примере одного вида);

Г – годовой грузооборот, т;

П – количество перевалок (товара), раз;


Кн – коэффициент неравномерности отгрузок (приемки)

Дк – среднее количество дней в одном месяце;

Др – среднее количество рабочих дней в одном месяце;

Пэ – эксплуатационная производительность оборудования, в час;

Т – продолжительность смены, час;

365 – календарных дней в году;

Дн – нерабочих дней в году;

Кв – коэффициент использования оборудования во времени:


О
ценить широту и полноту ассортимента товаров (на примере 2-3 товарных групп) по формуле 5:

где Кш – коэффициент широты ассортимента;

Шд – действительная широта, то есть фактическое количество видов,

разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии;

Шб – базовая широта, то есть количество видов, разновидностей и наименований

товаров, регламентированное нормативными или техническими

документами (стандартами, прейскурантами, каталогами) или максимально

возможное.

(6)
где Кn – коэффициент полноты ассортимента;

Кш1, Кш2, Кш3, Кшn – коэффициент широты по каждому ассортименту;

n – количество подгрупп товарного ассортимента, взятого для оценки.


  1. Операции непосредственного обслуживания потребителей (предложение товара, отбор, расчет, оказание дополнительных услуг).

Проанализировать обеспеченность предприятия рабочими местами контролеров-кассиров, используя формулу 7:

(7)
где К – коэффициент рабочих мест контролеров-кассиров;

П – площадь торгового зала, кв. м;

в – среднее время расчета с одним покупателем;

n - площадь торгового зала, приходящаяся на одного покупателя (для создания

комфортных условий перемещения показателей необходимо от 4 до 10 кв. м.

торговой площади на покупателя;

3600 – количество секунд в 1 ч.;

И – коэффициент использования рабочего времени контролером-кассиром.
Проанализировать площадь для организации рабочих мест продавцов. Ее размер определяется умножением длины фронта прилавка на глубину рабочего места. Глубина рабочего места включает ширину прилавка, ширину прохода между прилавком и торговым оборудованием для выкладки и размещения рабочего запаса товаров и глубину этого оборудования.

Методом хронометража определить средний объем затрат времени покупателей на ожидание обслуживания (формула 8):
(8)

где ЗО – затраты времени;

ЕО – общий объем зафиксированных затрат времени на ожидание обслуживания

(консультации) в мин.;

ЕР – ожидание на операции расчета, мин.

n - число хронометражей, замеров.
Данные для определения затрат времени занести в таблицу 3.

Таблица 3

Хронометраж затрат времени




Часы работы

Ожидание обслуживания (мин.)

Операции расчета (мин.)

1

2

8-12

2,5

1,5

1

1

3

4

12-18

1

5

1,5

2

5

6

18-21

4,5

1,5

2,5

1

6




?О = 16

?Р = 9




  1. Операции, связанные с дополнительным обслуживанием (услуги, оказываемые в процессе продажи, осуществляемые в процессе послепродажного обслуживания, не связанные непосредственно с продажей конкретных товаров).


В III части необходимо выбрать методы управления ТТП, которые будут способствовать улучшению организации работы магазина (склада). В качестве предметов управления выступают составные элементы ТТП: товарные запасы, ассортимент, грузовые потоки, трудовой процесс, качество обслуживания.

На первом этапе необходимо определить эффективность использования полезной площади магазина (склада) по формулам 9 и 10:
(9) (10)
где Кn, КП/С – коэффициент использования площади;

SТЗ, SПОЛ – площадь торгового зала или площадь хранения склада;

SМ-Н, SОБЩ – общая площадь магазина, склада.
На второй этапе оценивается размер, состав, оборачиваемость товарных запасов по формуле 11:

(11)
где Зс – средний уровень товарных запасов в днях оборота;

З1 – З­n – товарные запасы в днях оборота в соответствующих периодах (месяцах,

декадах и т.д.);

n – кол-во периодов.

(12)
где Од – период оборачиваемости товарных запасов, в днях;

З – средняя сумма товарных запасов в рассматриваемом периоде времени

(рассчитанная по формуле средней хронологической);

Ро – однодневная сумма реализации товаров в рассматриваемом периоде;

Д – количество дней в рассматриваемом периоде.
При управлении трудовыми процессами, можно определить производительность труда по различным категориям работников (продавцы, фасовщики, сортировщики и т.д., используя формулу 13:
(13)
где ПТ – производительность труда;

Р – объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом за

определенный период времени;

ЗТ – объем затрат живого труда за определенный период времени.
Заключительной работой по III главе необходимо составить сетевой график ТТП (рисунок 3), который покажет ход выполнения всего комплекса работ, обнаружит узкие места, выявит резервы по определенной товарной группе. В технологическом процессе необходимо различать понятия операции, событие, момент начала (окончания) события, технологический цикл, деятельность цикла, резерв времени по циклу.
Пример 3

Сетевой график ТТП на примере поступления сахарного песка (в мешках и пакетах)





0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 6 – 7 – 8 – 9 Цикл 1

0 – 1 – 2 – 3 – 6 – 7 – 8 – 9 Цикл 2

0 – 1 – 2 – 3 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 Цикл 3
Рис. 3 Сетевой график

0

4

- операции с товаром;


0


- момент начала события;


1

- момент завершения события;


Каждая операция имеет временную продолжительность (дни, часы, недели).
Перечень операций ТТП и их продолжительность оформляются таблицей 4.
На основе разработанной сети рассчитать длительность каждого цикла и резерв времени. Результаты оформить таблицей 5.


Таблица 4

Перечень операций торгово-технологического процесса


Событие

Перечень

Продолжительность

начало

завершение

операций

операций (час, мин.)

0

1

Поступление товаров, проверка сопроводительных документов

10 мин.

1

2

Разгрузка товаров (5 тонн)

45 мин.

2

3

Приемка товаров по количеству и качеству

30 мин.

3

4

Хранение товаров

120 час.

3

5

Подготовка товаров к продаже

48 час.

3

6

Доставка товаров в торговый зал

15 мин.

4

6

Доставка товаров в торговый зал

10 мин.

5

6

Доставка товаров в торговый зал

10 мин.

6

7

Размещение и выкладка на оборудовании

5 мин.

7

8

Отбор товаров покупателями

2 мин.

8

9

Расчет за товары

1 мин.


Таблица 5

Длительность циклов ТТП


Циклы

Длительность цикла

Резерв времени

0 – 1 – 2 – 3 – 4 – 6 – 7 – 8 – 9

10' + 45' + 30' + 7200' + 10' + +5' + 2' + 1' = 7303' (121ч. 43')



0 – 1 – 2 – 3 – 6 – 7 – 8 – 9

10' + 45' + 30' +15' + 5' + 2' + +1' = 108' (1ч. 48')

119ч. 55'

0 – 1 – 2 – 3 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9

10' + 45' + 30' + 2880' +10' + +5'+ 2' + 1' = 2983' (49ч. 43')

72ч.


Резерв времени рассчитывается как разность между циклом с max длительностью и длительностью каждого цикла. Сделать выводы по совершенствованию ТТП на предприятии.

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Наименование основных этапов

% от фонда времени

1.

Ознакомление и изучение особенностей задания. Изучение правил оформления работы. Повторение теоретического материала. Составление списка литературы, периодической информации. Составление примерного плана.


10-15

2.

Изучение литературы, подбор цифрового и иллюстрированного материала, составление таблиц, схем. Уяснение и установление структуры курсовой работы, порядки проведения расчетов. Составление чернового варианта работы.

Консультации.



28-24

3.

Написание и оформление работы в соответствии с согласованным планом. Составление библиографии используемых материалов. Составление и оформление приложений.

Консультации.



45-50

4.

Окончательная проверка грамотности работы, оформления, расчетов, выводов, рекомендаций и др.


12-15

5.

Защита курсовой работы.

5-6


4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


  1. Курсовая работа по основам технологии и организации предприятий торговли должна быть выполнена в соответствии с требованиями по их оформлению.

  2. Объем курсовой работы – 30-40 стр. рукописного текста.

  3. Работа должна быть написана грамотным языком, чисто, без помарок на одной странице стандартного листа формата А4 белой писчей бумаги, через два интервала между строками с полями, слева не менее 30 мм, справа – 10 мм, сверху – 15 мм, снизу – 20 мм. На страницах допускается не более 5-6 мелких исправлений, исправления должны быть четкими, закрашивание штрихом.

  4. Текст делится на разделы, подразделы, пункты, переносы слов и подчеркивание в заголовках не допускается.

  5. Нумерация страниц должна быть сквозной, первой страницей является титульный лист, второй – содержание курсовой работы.

  6. Рассчитанные по формулам и соотношениям данные рекомендуется сводить в таблицы. Слово «Таблица» в тексте пишется сокращенно («табл.»), а над таблицей – полностью. Таблицы можно давать с заголовками и без заголовка. Нумерация таблиц в тексте курсовой работы – сквозная.

  7. Рисунки должны иметь сквозную нумерацию. В тексте следует указывать ссылку на рисунок.

  8. В курсовых работах различного содержания обязательным является следующая структура работы:

    1. Введение

    2. Расчетная, реферативная или обзорная часть

    3. Выводы и заключения

    4. Используемая литература.

  9. В курсовой работе обязательно должны быть даны ссылки на основную литературу, нормативные и методические источники. Обозначение ссылок – [ ].

  10. Сведения в списке используемой литературы необходимо распологать в следующем порядке:

  1. Курсовая работа должна иметь типовой титульный лист, сброшюрована, подписана студентом к моменту представления к защите с указанием группы и номера зачетной книжки.

  2. Большие рисунки, схемы, планировки, сопроводительные документы приводить в приложении.



Пример 4

Образец титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ижевский государственный технический университет
Кафедра «Экономика, технология и управление коммерческой деятельностью»
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Организация, технология и

проектирование торговых предприятий»

Тема: «Организация работы розничного предприятия»

(на примере торгового дома «Ижмебель»

Выполнил: студент группы 2-24-1

Осипов И.С.
Проверил: ст. преподаватель

Львова Т.Н.
Ижевск, 2000г.

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНИРОВКИ РОЗНИЧНОГО ИЛИ ОПТОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


4.1. Условные обозначения частей зданий и оборудования



4.2. План склада.




4.3. Рекомендуемая минимальная ширина проходов для покупателей в магазинах.



Виды проходов

Ширина проходов в магазинах с площадью торгового зала, м




до 250

251-650

651-1500

свыше 1500

1. основные (магистральные)

Между торговым оборудованием и стенами (при размещении оборудования параллельно стенам)


2,0


2,5


3,0


3,5

Между параллельно расположенными горками

2,0

3,0

3,5

4,0

Между прилавками и оборудованием, установленным параллельно прилавкам

2,5

3,5

4,0

4,6

Между прилавками и оборудованием, установленным торцом к прилавкам

2,0

2,5

3,0

3,5

Между кабинами контролеров-кассиров и оборудованием (при централизованной системе расчетов)


2,0


2,5


3,0


3,5

Между кабинами контролеров-кассиров и стеной или витриной

2,0

2,2

2,5

3,0

Между горками и стороной тамбура без двери

2,5

3,0

3,5

4,0

Между горками и стороной тамбура с дверью

3,0

3,5

4,0

4,5

2. Второстепенные (внутренние)

Между параллельно расположенными горками

1,6

1,8

2,0

2,2

Между параллельно расположенными вешалками и примерочными кабинами

1,4

1,6

1,8

2,0

Между горками и креслами для примерки обуви

2,0

2,2

2,3

2,5

Между кабинами контролеров-кассиров

0,6

0,6

0,6

0,6

Между кабиной контролера-кассира и стеной или витриной

1,4

1,6

1,8

2,0


П
ример 2

- движение покупательского потока



Коэффициент установочной площади = 0,306
Коэффициент демонстрационной площади = 0,716
Рис. 2 Движение покупательского потока

Пример 1

Схема дислокации магазина «Рио»



6. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
5.1. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – Киев, 1997.

5.2. И.Д. Барчук Технология торговых процессов. – М.: Экономика, 1979.

5.3.Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. – М.: Маркетинг, 1999.

5.4. Брягин Л.А. Торговое дело: экономика и организация. – М.: ИНФРА-М, 1997.

5.5.Спирин А.А. Экономико-математические методы и модели в торговле. – М.: Экономика, 1988.

5.6. Закон РФ «О защите прав потребителей» (7.02.1992, 9.01.1996).

5.7. Правила продажи отдельных видов товаров (20.10.1998)

5.8. СанПиН 2.3.5.021.-94 Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли

5.9. ГОСТ Р51303-95 Торговля: термины и определения

5.10. ГОСТ Р51304-99 Услуги розничной торговли




Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации