Краснов Б.И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии - файл n7.doc

приобрести
Краснов Б.И., Авцинова Г.И., Сосина И.А. Политический анализ, прогноз, технологии
скачать (365.5 kb.)
Доступные файлы (7):
n2.doc415kb.03.04.2009 08:17скачать
n3.doc465kb.03.04.2009 08:17скачать
n4.doc212kb.03.04.2009 08:17скачать
n5.doc364kb.03.04.2009 08:17скачать
n6.doc379kb.03.04.2009 08:17скачать
n7.doc313kb.03.04.2009 08:17скачать
n8.doc198kb.03.04.2009 08:17скачать

n7.doc


4. Политический консалтинг. Диагностика в политическом консультировании



В системе политических технологий консультирование занимает особое место. Свой статус оно обрело совсем недавно. В современных условиях, требующих высококвалифицированных действий и научно обоснованных решений, политическое консультирование становится необходимым звеном в процессе политического управления.

В настоящее время сложились следующие направления политического консалтинга:

Социально-психологическая экспертиза политической ситуации, которая включает в себя - исследование, анализ и мониторинг политических персоналий, структур и процессов; создание информационно-аналитических политических карт избирательных округов; прогнозирование тенденций и сценариев развития политической ситуации; психологический анализ политических персоналий.

Социально-психологическое сопровождение избирательных кампаний включает информационно-аналитическое сопровождение; стратегическое и тактическое планирование; технологическое обеспечение, вопросы формирования имиджа политических лидеров, партий и объединений.

Правовое обеспечение политических кампаний осуществляется в форме юридического консультирования по разрешению конфликтных ситуаций; юридической поддержки формирования общественных и политических организаций.

Лоббирование интересов организаций, движений и социальных групп в органах государственной власти посредством специализированных коммуникативных каналов, организации взаимодействия со СМИ, прямых контактов с представителями власти.

В основе политического консалтинга лежат вполне определенные принципы, которые могут быть сформулированы следующим образом:

- знание среды, принятие основ ее существования («правил игры»);

- продвижение имиджа конкретной личности может основываться только на социально одобряемых и реально имеющихся у личности качеств;

С учетом поставленных целей и задач, характера и срока исследования определяется инструментарий исследования. В качестве основных источников информации используются:

- социологические опросы;

- экспертный опрос;

- контент-анализ СМИ;

- фокус-группы;

- блиц-интервью;

- анализ документов (статистических данных, материалов политических партий и общественных организаций, итогов прошлых выборов).

Встречи с политическим лидером предполагают последовательное выполнение всех правил консалтинга. Работа команды психологов и социологов с лидером строится аналогично работе психотерапевта с клиентом.

На первом этапе помимо выявления реальных экономических возможностей лидера предполагается диагностика его личностных черт, ценностных ориентации, стиля межличностного общения, внутренних проблем и противоречий. Для этой цели очень хорошо подходит сочетание диагностической беседы с тестированием лидера с помощью двух-трех общеизвестных методик, например, тестами Люшера, Лари и MMPI. Выбор методик определяется опытом психолога.

"Психотерапевтичность" работы с лидером предполагает, прежде всего, получение им обратной связи "из рук психолога", и это важно для поддержания лидера в адекватном состоянии. Формирование у лидера позитивной реакции на происходящие него события, его психологическая готовность к возможным поворотам - всё это требует постоянного психологического сопровождения, поскольку даже от самых опытных и "битых" политиков, как правило, скрыты психологические закономерности, известные специалистам.
Количественные методы сбора и оценки информации

Социологический опрос населения применяется в качестве одного из основных источников оценки количественных и качественных тенденций изменения отношения общественного мнения к изучаемому вопросу и степени влияния на него основных информационных каналов. Опрос прово­дится по специально составленной анкете. Анкетный опрос при правильном его проведении считается наиболее точным количественным методом оценки ситуации. На основе его данных возможно выявление тенденций, разработка стратегии продвижения имиджа лидера и составление прогнозов.

Проблемы, связанные с проведением массового (анкетного или телефонного) опроса, делятся на интеллектуальные и технические. Интеллектуальные проблемы касаются содержательной части опроса, а технические проблемы сводятся к обеспечению внешней стороны опроса - как спланировать выборку, где взять ответственных интервьюеров и чем их мотивировать на точное выполнение плана выборки.

Блиц-интервью (экспресс-опросы), проводимые на улицах, применяются для выявления тенденций на основании одного-двух вопросов, задаваемых в разные дни с определённой периодич­ностью в аналогичных условиях.

Очень удачно бывает сочетание процедуры интервьюирования с видеосъёмкой и немедленным показом по телевидению данного сюжета. Видеосъёмка может пригодиться и для того, чтобы впо­следствии, просматривая запись, "читать" эмоциональный подтекст тех или иных ответов, ведь время общения с респондентом измеряется одной-двумя минутами.

Опрос, в котором респонденту задаются только один-два вопроса, при этом строго выдержива­ется место, время и периодичность (например, раз в три дня, с 16.00 до 18.00 у входа на станцию метро) позволяет оценить подвижки социального настроения. Однако интерпретация его показателей требует внесения корректив учёта поправок, специально разработанных для такого опроса.

Телефонный опрос обладает рядом преимуществ - сроки проведения значительно меньше; есть возможность опросить "труднодоступных" респондентов, снизить накладные расходы. Опрос по телефону (вместо очного, анкетного) оправдан в тех случаях, когда необходимо срочно выяснить реакцию на только что произошедшее событие, или когда ситуация постоянно меняется, а также при необходимости собирать информацию ежедневно или с периодом в несколько часов.
Качественные методы сбора информации

Как источник качественной информации о характеристиках объекта исследования и типах эмоциональных реакций на его действия рассматриваются “Фокус-группы”. Их проведение по форме напоминает групповое интервью, при котором ведущий (интервьюер) задаёт вслух заранее подготовленные вопросы, тем самым, инициируя дискуссию респондентов. Отмечая пункты наибольшего эмоционального накала, ведущий направляет дискуссию, изменяет её ход ("фокусирует" группу на содержательном интенсивном обсуждении).

Получение более ёмкой информации требует, чтобы участники фокус-групп отбирались среди представителей тех социальных слоев, для которых предмет исследования в большей степени актуализирован и содержательно наполнен. Например, для выяснения взаимоотношений между властью и работниками образования фокус-группу, как правило, проводят в том или ином учебном заведении, с приглашением преподавателей и администрации.

Задача экспертного опроса состоит в отражении образа власти, сложившегося в общественном сознании. Опрос проводится среди представителей тех организаций, которые непосредственно взаимодействуют с властными структурами (горизонтальные и вертикальные связи), обладающих достаточным уровнем компетентности для профессионального суждения, т.е. среди тех, кто может быть экспертом. Перечень этих людей включает:

- самих представителей власти;

- доверенных лиц лидеров и влиятельных фигур;

- представителей бизнеса, руководителей предприятий;

- лидеров общественных движений (формальных и неформальных).

Здесь необходимо иметь в виду, что статус этих лиц предполагает диалог не с рядовым интервьюером, а с кем-либо из руководителей проекта исследования. Содержательность беседы всецело зависят от опытности интервьюера, от того насколько он активизирует респондента в нужном направлении.

Однако, ни экспертный опрос, ни фокус-группы не позволяют оценить количественно тот или иной социальный процесс. Поэтому логичнее качественные методы проводить перед опросом с тем, чтобы с помощью него можно было измерить выявленные тенденции.

Необходимо упомянуть и другие методы сбора информации, среди них - контент-анализ (подробнее см. Раздел I, глава 3 «Контент-анализ в политике»), качественный анализ документов, который преследует цель воссоздания истории социально-политического процесса (например, продвижения имиджа лидера или роста авторитета власти) на основе информации, распространяемой по специализированным каналам.

В качестве объекта анализа могут выступать нормативные документы, открытые и конфиденциальные аналитические доклады, подготавливаемые специалистами соответствующих структур, аналитическими агентствами и др.
Моделирование и схематизация в процессе диагностики

Модель есть упрощенная (редуцированная) реальность. В процессе моделирования принято выделять три этапа - концептуальный, математический, компьютерный.

Составление концептуальной модели предполагает посильный для человека учёт факторов, формирующих изучаемую ситуацию. Обычно даже эксперту трудно совместить в своём сознании более двух-трёх факторов одновременно. Простейшим наглядным элементом, из множества которых строится концептуальная модель, является ортогональная схема.
Пример 1. Тактическое моделирование.

Парное распределение факторов. Числовые значения составляют в сумме = 100 % анкет, заполненных респондентами в процессе опроса.


Приму участие в выборах

Против “нашего” 30

кандидата

Приму участие

в выборах

  1. За “нашего”

кандидата


Против “нашего” 16

кандидата

Не приму участие

в выборах


29 За “нашего” кандидата

Не приму участие

в выборах


Дихотомическое парное распределение является максимально редуцированной моделью. В приведенном примере, несомненно, есть следующие допуски:

- "за" - означают поддержку, симпатию в принципе;

- "против нашего ..." - означает объединение голосов в поддержку всех конкурентов, вместе взятых, и тех, кто будет против всех кандидатов;

- "не приму участие ..." - включает в себя и отсутствие определённого ответа. Несмотря на весь редукционизм, подобная схематизация достаточно полезна. Так, если принять за основу данное распределение, то можно заключить, что нужно принимать меры к повышению электоральной активности, поскольку резерв "нашего " находится именно среди пассивного электората.

Если представить себе другую пару факторов, из того же исследования, то станет ясно, что желательно явку пенсионеров уменьшить (например, публикуя в газетах советы садовода и огородника, реализация которых приурочена ко дню выборов) а явку работоспособных возрастов - увеличить.


Работоспособное население

Против “нашего” 20 38 За “нашего”

кандидата 26 16 кандидата

Пенсионеры


Не сложно представить, как будут распределены два фактора - возраст и желание придти на выборы, но эта пара в данном случае ценности не представляет.

Таким образом, из пар факторов складывается многомерная концептуальная модель ситуации, иными словами, экспертное видение ситуации. Теперь требуется уточнить содержание факторов (определиться с достаточной степенью упрощений и обобщений) и их взаимосвязь и перевести их на язык математических формул. Так составляется математическая модель, в которой фигурируют постоянные и переменные значения. Эта модель позволяет сделать прогноз (с определённой вероятностью) на основе формул путём подстановки новых значений переменных. Чтобы доверить рутину расчётов компьютеру, составляется компьютерная модель с помощью языков программирования (см. Схему 1). Современные компьютерные программы позволяют делать любые прогнозы, изменяя "на входе" значение одного или нескольких параметров.
Пример 2. Стратегическое моделирование.

На схеме показана двумерная модель социальных ожиданий. В качестве измерений предлагаются шкалы: политических ожиданий - от радикализма к консерватизму и культурно-экономических ожиданий - от гуманизма к технократизму.

Возможны и другие измерения (приоритет государства - приоритет личности, экономическое расслоение - экономическое равенство и т.д.), но суть не в названиях и даже не в содержании понятий - это дело разработчика методического аппарата исследования. Главное - разработать инструментарий, позволяющий сопоставить позицию политического лидера (кандидата) с социальными ожиданиями жителей региона.


Технократизм

Б
Радикализм Консерватизм

Е А

В

Гуманизм


На данной схеме буквой Е обозначен "центр тяжести" социальных ожиданий, координаты которого определены результатами социологических замеров. Пусть в регионе появляются три кандидата, чьи взгляды обозначены на схеме буквами А,Б,В. Поскольку кандидат А ближе других кандидатов к Z, т.е. к среднестатистическим ожиданиям, у него больше шансов быть поддержанным.

Однако, схему можно усложнить, если вместо Z разместить на схеме группы различных ориентации, усреднение взглядов которых и даёт в сумме Z. Обозначим три группы на схеме цифрами 1, 2, 3 . В этом случае кандидат А, как и кандидат В, лишён реально существующей группы социальной поддержки. В то же время взгляды кандидата Б практически выражают настроения группы 1, что обеспечивает ему прочную поддержку определённой части электората.


Технократизм
Б

Радикализм 2 1 Консерватизм
Е А

В 3

Гуманизм

Группа выделяется на основе нескольких типичных для нее параметров. Например, группа 1 может объединять людей, возраста от 40 до 60 лет, ориентированных на индустриальный рост региона и возможный возврат к старым методам хозяйствования. Группа 2 будет состоять преимущественно из сторонников ЛДПР всех возрастов, с удовлетворённостью доходом не ниже среднего и недостаточно развитым правосознанием. Третью группу составят в основном женщины, работники бюджетных отраслей и пенсионеры. Эта методика не только выделяет группы, но и описывает взаимосвязь и взаимоотношения между ними.

При подобном рассмотрении безнадёжно только положение В, а у двух других кандидатов есть и шансы, и несколько стратегий кампании. Так, командой кандидата А должны быть рассмотрены как минимум две следующие стратегии:

1. Дрейф в сторону группы 3 с целью заручиться её поддержкой. В дальнейшем организовать противостояние групп, дискредитацию ценностей и самой группы Б. Это достаточно простой во всех отношениях путь.

2. Консолидировать электорат вокруг некой объединяющей идеи. Вести дело к актуализации этого самого Z, выступая в роли независимого миротворца. Поскольку расположение на схеме отражает ярко выраженную поляризацию социальных страт, то объединение ("поиск консенсуса") перспективно как идея.

Выбор стратегии зависит от многих причин - от степени поляризации общества, от ригидности или подвижности установок самого политического лидера, наконец, от объективных возможностей команды лидера. Диагностика в социально-политическом консультировании играет роль органов чувств у человека, и её значение трудно переоценить.

В приложениях (1,2,3) к данному разделу приводятся схемы, иллюстрирующие последовательность решения задач диагностики, а также пример типовой структуры базы данных о регионе, заполнять которую следует до начала работы.

Приложения к теме 4


Приложение 1

Последовательность решения задач диагностики






























Приложение 2

Моделирование социально-политического процесса

Основные этапы моделирования


Понятия, логические связи

Математические символы, уравнения

Язык программирования



Концептуальная модель

Математическая модель

Компьютерная модель

Исследуемый объект


Информационная модель






Базовые принципы

моделирования

Условия необходимости использования

компьютерного моделирования

Ограничения на применение

компьютерных моделей

  • унификация понятийного аппарата;

  • выявление и описание единых “сквозных” законов, которым подчиняется поведение всех элементов системы и их взаимодействие;

  • рассмотрение взаимодействия системы с окружающей средой;

  • построение единой концептуальной модели, связывающей единой логикой общие характеристики системы и все их частные проявления;

  • правильное определение структуры объекта, учет всех существенных для его поведения в данных условиях элементов и параметров их взаимосвязи.

  • наличие широкого информационного массива и большого числа исследуемых параметров, делающее невозможными или неэффективными традиционные, неавтоматизированные методы обработки эмпирических данных;

  • динамический характер исследуемых процессов, не оставляющий времени для “ручной” обработки информации;

  • необходимость учета большого числа параметров системы и факторов, влияющих на ее поведение;

  • многовариантный характер развития исследуемой системы;

  • зависимость исследователя и связанная с этим потребность максимального суживания зоны субъективной интерпретации.

  • адекватность концептуальной модели и ее математического описания характеру исследуемой системы;

  • достоверность и полнота эмпирической информации, которой оперирует математическая модель;

  • стабильность исследуемой системы, дающая основание утверждать, что время исследования пренебрежимо мало по сравнению со временем существенного изменения ее параметров.


Приложение 3

Типовая структура базы данных о регионе

1.Географические, демографические и исторические особенности региона.

1.1. Административно-территориальное деление.

1.2. Численность населения / избирателей

1.3. Половой состав (в процентах, м/ж).

1.4. Возрастные группы (в процентах).

1.5. Образование (в процентах).

1.6. Профессиональный состав.

1.7. Уровень доходов (основные группы).

1.8. Вероисповедание.

1.9. Легенды, мифы, традиции региона.

2. Экономическая ситуация в регионе.

2.1. Основные экономические сферы, развитые в регионе и их состояние.

2.2. Экономическое состояние крупнейших предприятий.

2.3. Структура и направленность малого бизнеса.

3. Социальная ситуация в регионе.

3.1. Уровень безработицы и ее корни.

3.2. Уровень преступности.

3.3. Социальная защита.

3.4. Семейно-бытовая сфера.

3.5. Воинские части и ситуация в армии.

3.6. Досуг, культура и спорт.

3.7. Крупнейшие лидеры и референтные лица, связанные с ними события, легенды.

3.8. Основные события в социальной сфере за последний год.

4. Политическая ситуация в регионе.

4.1. Политические партии и организации, представленные в регионе.

4.2.Влияние политических партий и организаций в различных структурах (властных, экономических, трудовых коллективах и т.п.).

4.3. Особенности объединения (блокирования) политических структур в регионе.

4.4. Результаты предыдущих выборов:

4.4.1. число участвовавших в выборах;

4.4.2. особенности политической борьбы и её результаты.

4.5. Сведения об альтернативных лидерах общественного мнения (в условиях предвыборной кам­пании - конкурентах):

4.5.1. краткие биографические данные (формальные данные, сведения о профессиональной и служебной карьере);

4.5.2. политическая биография;

4.5.3. данные о поддерживающих структурах;

4.5.4. общая популярность, известность в отдельных слоях общества;

4.5.5. степень влияния на принятие важных для округа решений;

4.5.6. важные для региона события, ассоциируемые с именем альтернативного лидера.

5. Общественное мнение.

5.1. Слои населения, обеспечивающие поддержку. Этот вопрос требует специального социологического исследования.

5.2. Отношение населения к партиям и блокам, лидерам избирательных объединений на федеральном уровне.

5.3. Отношение к органам власти и управления.

5.4. Типичные варианты исхода выборов, бытующие в общественном мнении.

6. Основные информационные каналы.

6.1. Направленность, учредители, финансовое состояние местных СМИ.

6.2. Популярность СМИ у населения. Тираж/время вещания.

6.3. Источники служебной информации.

6.4. Доступ к базе данных (архиву) официальных документов или собственной базе данных. Архивы публикаций, аудио- и видеозаписей событий, выступлений и т.п.

6.5. Справочная информация по региону (телефонные справочники, бюллетени и т.п.)
Для ситуаций, непосредственно связанных с выборами:
7. Данные о кандидате.

7.1. Краткие биографические данные.

7.2. Политическая биография.

7.3. Общая популярность, известность в отдельных слоях общества.

7.4. Степень влияния на принятие важных для округа решений.

7.5. Организации, структуры и ключевые фигуры, поддерживающие кандидата.

7.6. Личностные характеристики кандидата (экспертная оценка).

7.7. Ранжирование по степени важности проблем, связанных с предвыборной кампанией (выполняется со слов кандидата).

7.8. Стремление к сотрудничеству с консультантами (экспертная оценка).

8. Ресурсы предвыборной кампании и ситуация в штабе.

8.1. Человеческие ресурсы (кол-во людей в команде и активисты).

8.2. Технические ресурсы.

8.3. Финансовые ресурсы.

8.4. Предвыборная платформа.

8.5. Разработанность организационных мероприятий, смета предвыборной кампании.

8.6. Психологический климат в штабе (экспертная оценка).

8.7. Оперативные сведения о СМИ, возможность сотрудничества.

5. Использование интернета в политических технологиях


  1. Новая политико-коммуникативная среда

Значительной особенностью современного мирового развития является рост масштабов применения новых информационных технологий в различных сферах жизни общества. Созданная в США, более 30 лет назад, для решения прикладной задачи сохранения и поддержки коммуникаций в случае ядерного удара сеть Интернет, в настоящее время превратилась в глобальную ассоциацию компьютерных сетей, охватывающую абсолютное большинство стран в мире. В середине 2001года в мире насчитывалось более 450 млн. пользователей. Данные опубликованы американским изданием Computer Industry Almanac. В России по разным оценкам насчитывается от 3 млн. до 12 млн. человек.1 По последним данным статистики, аудитория пользователей Интернета более чем на 70% состоит из мужчин, при этом около трех четвертей всех пользователей относится к трем возрастным группам: от 20 до 24 лет (26,4%) и от 25 до 34 лет (23,8%), и лишь немного им уступает возрастная группа от 35 до 44 лет (22,8%). Хотя молодые пользователи Интернета (до 19 лет) располагаются пока на 4-м месте (18,3%), этот показатель постоянно увеличивается.

Интернет сегодня вобрал в себя все сферы общественной жизни: политику и бизнес, науку и образование, культуру и развлечения. Становление, развитие, технологическое совершенствование телекоммуникационных технологий, в т.ч. интернет-технологий, на современном этапе развития значительно изменили характер всех маркетинговых коммуникаций в обществе, в т.ч. политических коммуникаций.

Напомним, что о политической коммуникации говорят тогда, когда происходит обмен информацией между субъектами политической деятельности: государством, политическими партиями, СМИ, различными социальными группами, отдельными гражданами. Возникло понятие “интерактивный плюрализм”, смысл которого в том, что между властными институтами, партиями и обществом, между отдельными общественными и политическими группами устанавливается эффективная постоянная обратная связь.

Как политико-коммуникативной среде интернету присущ целый ряд особенностей. Во-первых, интернет анонимен, что позволяет решать различные коммуникативные задачи опосредованно, не раскрывая себя; во-вторых, он является идеальной средой для формирования любых сетевых сообществ - малых и больших групп пользователей, объединяющихся вокруг какой-либо идеи, проекта, разделяющие взгляды друг друга; в-третьих, представляет собой эффективный канал целенаправленного, точечного влияния на аудиторию, т.к. имеется возможность достаточно точно структурировать пользователей того или иного сетевого ресурса, и, наконец, его использование обеспечивает относительно низкую стоимость решения коммуникативных задач по сравнению с традиционными каналами СМИ. Как же используется в интернет в политических технологиях, какие цели могут ставить и достигать политики, используя этот, относительно новый способ коммуникации с людьми. Ниже рассмотрим наиболее востребованные в настоящее время технологии.
2. Интернет как избирательная технология.

Активное использование интернета в избирательных кампаниях в России началось в период федеральных кампаний 1999-2000 годов (Думской и Президентской). В настоящий момент практически в любой выборной компании, что особенно показали региональные выборы в 2001 году, интернет стал играть заметную роль и как источник информации о выборах, и как арена предвыборной борьбы кандидатов. Общим местом стало создание виртуальных представительств кандидатов на выборные должности как обязательного элемента кампании кандидата, создание специализированных ресурсов, посвященных конкретной избирательной кампании, активное освещение хода избирательной кампании электронными СМИ, сетевые комментарии политиков, журналистов, представителей власти. В тоже время на использование интернета в избирательных кампаниях накладывает отпечаток многочисленные трудности как объективного (неравномерное распространение в нашей стране), так и с субъективные причины (отсутствие навыков использования, недооценка коммуникативных и технологических возможностей сети).

Из всех вышеназванных особенностей интернета как коммуникативной среды следует подробно остановиться на таком ее свойстве, каким является анонимность. В ходе избирательной кампании любая публикация о кандидате, будь то листовка, рекламная статья, разоблачение и т.д. как правило, имеет выходные данные, которые являются основанием для юридических споров. В интернете, вполне может появиться информация любого характера, определить авторов которой бывает зачастую нельзя, а значит, и нет возможности для правовых решений в случае необходимости. Любая появившаяся информация в интернете может цитироваться любым СМИ, что сразу делает ее доступной для многих людей. Происходит легитимация информации, т.е. интернет позволяет совершенно законно ссылаться на информацию, происхождение которой неизвестно. Анонимность интернет-среды заключается в возможности анонимных публикаций, например, дезинформации, компромата на политических противников, а также активно используется как эфективный канал для распространения слухов. Для этого может специально создаваться анонимный ресурс, также слух может сознательно распространяться через интерактивный раздел, например гостевую книгу, того или иного вполне официального ресурса. При этом за содержание появившейся информации в гостевой книге онлайнового СМИ, по действующему законодательству, редакция ответственности нести не может.

Можно ли бороться с анонимной публикацией с помощью закона? Нынешнее состояние избирательного законодательства никак не регламентирует использование интернета в период выборов. С одной стороны, интернет в настоящий момент не регулируется законом о СМИ, и следовательно «Закон о выборах», правоприменения в сети не имеет. Это позволяет публиковать любую информацию о выборах, которая запрещена действующим законодательством. Например в день голосования на выборах, этим воспользовались авторы, опубликовавшие данные exit polls до завершения времени голосования. Впервые эта технология была опробована в день голосования по выборам в Государственную Думу 19 декабря 1999 года на сайте "Выборы в России" www.elections99.com и вызвала определенный скандал, который не нашел разрешения в рамках действующих законов. На Президентских выборах, данная технология была усовершенствована: по замыслу авторов, данные exit-polls рассылались по электронной почте на основе регистрации, а также публиковались 26 марта 2000 года на сайте "ВВП.Ru" по адресу www.vvp.ru только для личного профессионального использования, хотя в реальности эти результаты свободно публиковались на различных сайтах в сети. С другой стороны, положение закона о выборах, запрещающее, всякую агитацию накануне дня голосования в интернете, в ходе Президентской кампании 2000г., выполнили создатели сайтов кандидатов В. Путина, Г. Зюганова, Э. Памфиловой и У. Джабраилова. Остальные кандидаты ограничились не обновлением с 24 марта информации на своих сайтах, но все материалы на них были в свободном доступе. В настоящий момент на это обращает особое внимание Центральная избирательная комиссия, которая готовит поправки в законодательство, регламентирующие использование интернета в период выборов. Определенные сдвиги в попытках законодательного ограничения использования интернета в избирательной кампании предпринимаются на уровне субъектов Федерации, например в Москве. Московская городская Дума приняла закон, который приравнивает предвыборные публикации в сети к листовкам, плакатам и аналогичным публикациям в прессе и устанавливает, что они должны размещаться и оплачиваться на общих условиях с традиционными агитационными материалами. Вместе с тем, закон закрепляет исключение из общего правила о запрете агитации накануне и в день голосования для предвыборных материалов, размещенных в сети, учитывая специфику интернета как коммуникативного канала.

Сложность законодательного регулирования использования интернета в целом, и, в т.ч. в период выборов, заключается в отсутствии единых юридических понятий. Единое легальное определение, что такое сайт отсутствует. Интернет-сайт понимают как сетевой информационный ресурс, а его содержание могут составлять любые сведения, в том числе и компрометирующие. Существуют сайты специализирующиеся на распространении компрометирующих сведений, в том числе и заведомо ложных. По действующим законам интернет-сайты не являются средством массовой информации и следовательно находятся в настоящий момент вне законодательных ограничений.

Общественная опасность публичного распространения компромата в том, что осуществляется воздействие на массовое сознание, а это влечет опасность существенного изменение общественной оценки личности компрометируемого и как следствие может повлиять на выбор избирателей. Распространение компрометирующей информации, в том числе и клеветы, в интернете приобрело настолько массовый характер, что правоохранительные органы создали специальные структурные подразделения для отслеживания и предупреждения использования компромата в сети .

В тоже время практика показывает, что по сравнению с начальным этапом использования интернета в политической борьбе, - сегодня эффективность анонимных публикация близка к нулю, т.к. для придания информации достоверности в сегодняшних условиях нужна точная ссылка. Свидетельством может служить деятельность сайта www.compromat.ru на котором собраны в одном месте ранее опубликованные компрометирующие материалы на политическую, бизнес элиту, известных журналистов и т.д. со ссылками на источник публикации. Кроме этого, стандартом и правилом стала регистрация интернет-СМИ в Министерстве печати и информации, что заставляет интернет-издания действовать в правовом пространстве.

Можно ли оказывать влияние на электоральный выбор посредством интернета не используя компромат?

Выше отмечалось, что интернет является идеальной средой для формирования сетевых сообществ, каждое из которых в своей основе имеет неформальные системы отношений. Такие онлайновые общества привлекают тем, что они в принципе открыты для всех. Как продукт бесконечного количества частных инициатив сеть показывает всю фальшь и сконструированность многих социальных явлений и политических проблем. Массовой аудитории в интернете нет, и даже самые небольшие группы, как правило, полны специфических противоречий. В сетевых сообществах могут появляться некоторые черты реального сообщества, включая взаимодействие, общие цели, чувство принадлежности, разнообразные нормы и правила поведения. Здесь существуют также ритуалы, церемонии, особые формы выражения.

Сетевые сообщества, как правило, подразделяются на бизнес-сообщества; аудитории on-line СМИ, студенческие сообщества, сторонников политических партий, отдельных политических лидеров, общественных деятелей; поклонники творчества того или иного персонажа, любителей развлекательных ресурсов и др. Основными признаками таких cообществ являются регулярная посещаемость определенными пользователями того или иного ресурса, вокруг которого оно и создается; наличие обратной связи благодаря интерактивным возможностям ресурса; создание собственной субкультуры данного сообщества.

Наблюдение за пользователем в сети, выявление его желаний и предпочтений, позволяют устанавливать своевременную и эффективную обратную связь, которая позволяет находить новые подходы для создания содержательной части ресурса, проведение различных сетевых мероприятий, ориентированных на удовлетворение запросов пользователей. Более того, интернет позволяет быстро доставить информацию узкой специализированной аудитории, реакцию которой легко отследить и, если понадобится, заменить или расширить содержание послания. Инструментами количественно-качественных исследований служат блиц-опросы, автоматические почтовые ящики, размещенные на информационных порталах и сайтах различных организаций, а также тематические on-line фокус-группы. В настоящий момент практика проведения сетевых фокус-групп активно используется в электронной торговле, е-маркетинге, например в cистеме интернет-исследований http://www.dailinet.ru Благодаря такой оперативной связи идет непрерывное формирование новых взглядов и позиций каждого члена общей аудитории.

Статистика показывает, что в современном российском интернете как таковой массовой аудитории нет, а есть аудитории отдельных сайтов, типов сайтов, другими словами, группы пользователей. Следовательно, любой интернет-проект является средством групповой коммуникации. Поэтому при создании предвыборного ресурса важно учитывать то, что массовая агитация в интернете практически невозможна. Оценка эффективности интернет-проекта участвующего в выборной кампании, с точки зрения количества посетителей – является типичной ошибкой и напрасной тратой ресурсов т.к. не способны привлечь сколько-нибудь значимую в качественном отношении аудиторию.

Представление об интернете как о своеобразной избирательной технологии оправдывается, например, распространением практики виртуальных опросов и голосований. Широко прогандируются различные сетевые рейтинги политиков, т.н. рейтинг-листы. Рейтинг-лист- это иерархия, основанная на сопоставимости однородных качеств сравниваемых между собой объектов (результаты онлайновых опросов, количество посещений политических интернет-ресурсов, например сайтов политических партий, количество упоминаний о кандидате в онлайновых СМИ, ранжирование публичных высказываний политиков и т.д.). И. Яковлев классифицирует политические рейтинги в интернете как:

Многочисленные рейтинги политиков в сети, далеко не бессмысленны, особенно когда сетевые результаты голосования, начинают активно комментировать в традиционных СМИ. Например, НГ активно практиковала виртуальные голосования в ходе Федеральных избирательных кампаниях и регулярно публиковала их результаты в печатной версии. Несмотря на нерепрезентативность такого рода данных, создается впечатление об общественном мнении пользователей интернета как самого прогрессивного социального слоя, искаженный результат выдается за достоверный и из него делаются выводы. Вкючение малоизвестных политиков в рейтинг повышает шансы на выборах, т.к. позволяет знакомиться с кандидатами потенциальным избирателям, а следовательно публикации таких инетрет опросов иих цитированеи в традиционных СМИ вполне может использоваться для манипулирования общественным мнением в избирательных кампаниях. В ближайшее время, когда общее число пользователей интернета будет составлять более 10% всех потенциальных избирателей, тогда можно будет говорить, что закон больших чисел начал работать. Согласно тенденциям развития интернета в нашей стране количество активных пользователей, соответствующее 10 % потенциальных избирателей будет достигнуто к 2004 году, следовательно можно прогнозировать активное применение практики виртуальных голосований опросов общественного мнения, многочисленных сетевых рейтингов в следующем избирательном цикле, и, соответственно влияние результатов таких голосований на общий электоральный процесс в ходе выборов, может стать значительным.

Известно, что одним из важнейших стратегических направлений избирательной кампании является разработка эффективной коммуникации между кандидатом и его целевой аудиторией. Интернет позволяет более эффективно решать проблему коммуникации, например с помощью персонального сайта кандидата. Данная технология активно применялась в ходе избирательных кампаний 1999-2001годов1.

Существуют достаточно разнообразные технологические решения для проведения собственно кампании в интернете. Разрабатываются различные баннеры, заставки, другие художественные элементы, возможна организация видео выступлений в режиме реального времени, онлайновых пресс-конфренций, что стало чрезвычайно популярным последнее время - все это способствует продвижению имиджа, используя интернет как канал коммуникации и технологию. В тоже время стоит выделить некоторые причины, не способствующие высокоэффективному использованию возможностей интернета в ходе выборной кампании в настоящее время: 1)излишне официальный характер информации, не учитывающий специфику написания сетевых текстов; социально-психологических особенностей аудитории;2)несвоевременность создания и раскрутки сетевых ресурсов; 3)акцент на агитационно-рекламном характере содержания сайтов, что свидетельствует о понимании интернета как относительно дешевой (по сравнению с телевидением и газетами, радио) рекламной площадки.

Реклама в интернете с помощью банеров до сих пор вызывает многочисленные дискуссии, ввиду неоднозначно понимаемой эффективности ее применения. С точки зрения политического “паблик рилейшнз” банер вполне может использоваться специалистами и как легитимная и как нелегитимная технология. Во многом, механизм банерной рекламы построен на несоответсвии между заголовком баенра и содержанием статьи, ресурса на который ведет ссылка с такого банера. Желающих проверить то, что рекламирует банер оказывается немного, а изображение, надпись, лозунг остаются в памяти. Механизм банерной рекламы позволяет добиться широчайшего распространения того или иного суждения. Послание, которое содержит такой банер определяется целями кампании, этическми нормами и ответственностью авторов.

Области применения интернета в ходе проведения выборов:

информирование населения органами власти (избирательными комиссиями )о правах избирателей, обеспечение доступа к базам данных о результатах выборов, регистрации кандидатов, сроков проведения избирательной кампании, хода предвыборной борьбы, фиксирование нарушений законодательсва о выборах, доступности и снижения издержек информационного обмена как внутри самих избирательных комиссий, так и между ними; регистрация и голосование через интернет (в будущем).

Выделяются следующие категории сайтов:

Интернет позволяет существенно экономить на многих вещах, оптимизируя бюджет кампании. Современные тенденции использования интернета в качестве избирательной технологии позволяют прогнозировать смещение акцентов в сторону позитивного его использования. Не уничтожение политических противников, путем массированного слива компромата и откровенной лжи, а организация эффективного канала для борьбы с различными фальсифиациями, нелегитимными технологиями, главной из которых становится массированное применение административных рычагов, политических согласований между элитами различного уровня без реального учета мнений избирателей. Пожалуй один из первых примеров подобного рода – это создание представителями Медиасоюза накануне выборов Губернатора Нижегородской области сайта “Честные выборы” по адресу: http://www.chestno.nnov.ru целью которого создатели определи избрание достойного кандидата, с помощью открытого и гласного обсуждения хода выборной кампании, нарушений законодательных, этических норм, честной конкурентной борьбы.

2. Интернет и государственное управление.

Под термином e-Government, переводимым на русский язык как "электронное правительство", принято понимать в настоящее время - "электронное управление государством", то есть использование в органах государственной власти и управления современных телекоммуникационных технологий, в том числе и интернет-технологий. В рамках существующих сегодня институциональных теорий основной причиной существования любой организации является снижение стоимости (в широком смысле) трансакций. Современный подход к государству исходит из того, что оно обладает всеми признаками крупной корпорации: у него есть бюджет, расходы, доходы, у него есть акционеры и одновременно клиенты - граждане, которые заинтересованы в том, чтобы государственные сервисы были максимально дешевы и доступны. И в соответствии с этим подходом государство, подобно крупной корпорации, должно стремиться к тому, чтобы удовлетворять интересы прежде всего своих акционеров, а с этой целью - повышать свою эффективность, точно так же, как корпорация должна повышать свою капитализацию, меняя модели работы на более технологичные и эффективные.

Использование Интернета рассматривается сейчас, как одна из возможностей повысить эффективность деятельности органов государственного управления. Если рассматривать органы государственной власти как управляющие структуры, оказывающие специфические государственные услуги, то становится очевидным, что с помощью информационно-коммуникационных технологий они тоже могут повысить эффективность административного управления, как во внутренней (аппаратной) среде, так и в регулировании общественных процессов, эффективнее расходовать бюджетные средства, сократить издержки на содержание государственного аппарата. Очевидно, что сегодняшний пользователь интернет получил в свое распоряжение средства управления, бывшие до сих пор исключительной прерогативой государства. Помимо всего прочего, это делает его отдельным актором в политической жизни любого государства и международной системы в целом.

В новой модели доступ к информации, к проектам законов, к несекретной аналитике, к непосредственному участию в управлении образованиями всех уровней, начиная с подъезда и заканчивая страной и миром получают абсолютно все граждане. Эти же граждане отныне не нуждаются в использовании традиционных иерархических каналаов доступа к трибуне – общенациональных СМИ. Интернет предоставляет возможность обратиться к неограниченному количеству граждан - избирателей напрямую. И здесь издержки снижаются в десятки тысяч раз. Институт лоббизма также меняется принципиальным образом, так как возможность объединится «по интересам» и лоббировать свои интересы напрямую оставляет за бортом понятие посредника. Или приводит к появлению посредника виртуального. Таким образом, число лиц, постоянно участвующих в управлении обществом, в перспективе возрастает до критического порога в виде всего активного населения. В том числе и в России. В данной ситуации перспективы электронной демократии оказываются в прямой зависимости от уровня социально-экономического и особенно образовательного состояния каждого конкретного общества.

В ХХI веке технологии электронного управления государством представляется основной моделью госудаственного управления. В России принята федеральная целевая программа “Электронная Россия” которая предполагает в т.ч. объединение различных федеральных структур власти и управления в единый интернет-портал.

Применение новых коммуникативных технологий социального управления позволит создать эффективное взаимодействие государства и граждан, что позволит в кратчайшие сроки иметь информацию о всех начинаниях, законопроектах, государственных решениях, а властным стуктурам – реакцию населения и как следствие массовое участие населения в решении социально-значимых задач, выработки согласованных и одобряемых политических решений.

Несомненно, использование интернета в политических целях органами власти, политическими партиями, СМИ, структурами гражданского общества и бизнес-сообществ будет нарастать. Дальнейшее применение сети будет направлено на максимально раскрытие его коммуникативных возможностей, совершенствование технологических приемов.


Литература





  1. Абалкин Л.И. К самопознанию России. – М., 1995.

  2. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: социокультурный аспект. – Киев, 1995.

  3. Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки.– М., 1992.

  4. Антология мировой политической мысли в 5-ти тт. – М., 1997.

  5. Артемов Г.П. Политическая социология. СПб., 2000.

  6. Бейме К. Сравнение в политической науке. – Социально-политические науки, 1990, № 2.

  7. Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.

  8. Бестужев-Лада И.В. Поисковое прогнозирование. – М., 1984.

  9. Бетяев С.К. Научный прогноз: сущность и возможности // Вестник МГУ. Серия 7., 1999, № 2.

  10. Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 1998.

  11. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1992.

  12. Володенков С.В. Модели динамики политических процессов в условиях переходного периода. // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки, 1999, № 6.

  13. Володин А.В. Региональный сепаратизм: теория, политика, практика преодоления. – М., 2000.

  14. Воробьев Ю.Л., Малинецкий Г.Г., Махутов Н.А. Управление риском и устойчивое развитие. Человеческое измерение. /ОНС 2000г., №6.

  15. Выбор судьбы. – С-Пб., 1996.

  16. Галаганова С.Г., Фролова М.А. Современная западная политическая теория: основные парадигмы исследования. – М., 1993.

  17. Гранатуров В.М.. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения. // М.:, 1999.

  18. Грачёв Г.В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях. // Полис, 2000, № 3.

  19. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Анализ процессов "входа – выхода" в социальных системах. – Социс, 1999, № 5.

  20. Демидова Т.Е. Социальные технологии в контексте духовно-нравственных отношений и зарубежном опыте. – М., 1999.

  21. Дилигенский Г. Социально – политическая психология. – М., 1994.

  22. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. М., 1997.

  23. Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России //Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998, т.1, №1.

  24. Егорова Л. С. Социокультурные процессы в изменяющейся России: гендерный аспект. – М., 2000.

  25. Жуков В.И., Краснов Б.И. Политические итоги 2000 года. //Наша власть: дела и лица, 2001, № 1.

  26. Жуков В.И., Краснов Б.И. Послание Президента: время реальных действий. – Наша власть: дела и лица, 2001, № 4.

  27. Запрудский Ю.Г. Теоретические основы прикладного политического знания. // Материалы I всероссийского конгресса политологов. В 3-х тт. – М., 1999.

  28. Зарубежная политическая наука: история и современность. – М., 1991.

  29. Зимичев А.М. Психология политической борьбы. – СПб., 1993.

  30. Зотова З.М. Выборы в России: взгляд политолога. – М., 1996.

  31. Зюганов Г.А. Технология катастрофы. //В его книге: Постижение России. – М., Мысль, 2000.

  32. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996.

  33. Избирательные технологии и избирательное искусство М., 2001

  34. Ильин В.В. Политология: Учебник для вузов. - М., 1999.

  35. Инвестиции в современной России: риски и безопасность. Под общ. ред. Левашова В.К. и Локосова В.В. // М.:РАН. Ин-т социал.-полит. исслед., 1998.

  36. Ковалёв В.Н. Технологии социального анализа. – М., МГСУ, 1997.

  37. Козлов С.Д. Борьба за политическую власть: технология действий. // Материалы I всероссийского конгресса политологов. В 3-х тт. – М., 1999.

  38. Кондратьев Н.Д. Проблема предвидения. / Избр. соч. – М., 1993.

  39. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования). Под ред. Е.И. Степанова. – М., 1999.

  40. Максимов А. Чистые и грязные избирательные технологии М., 1999.

  41. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. – М., 1999.

  42. Миэринь Л.А. Основы рискологии. – СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 1998.

  43. Мостовая И.В., Угольницкий Г.А. Социальное пространство: эвристика математического моделирования. – Социс, 1999, № 3.

  44. Николаев А.Н. Административный ресурс в региональных избирательных кампаниях. // Полис, 2000, № 3.

  45. Нейсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждёт в 90-е годы? Мегатенденции: год 2000.

  46. Общая и прикладная политология. - Учебное пособие. Под общ. ред Жукова В.И., Краснова Б.И. М., 2001.

  47. Одайник В. Психология политики. – М., 1996.

  48. Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. – М. 1995.

  49. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М., 2000.

  50. Панарин А.С. Политология. Западная и восточная традиции: Уч. для вузов. – М., 2000.

  51. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1994.

  52. Паршин П.П. Технологии контент-анализа средств массовой информации. М., 1999.

  53. Пляйс Я.А. Нужна ли России политическая наука? //Полис, 2000, № 3.

  54. Подколзина И.А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследованиях //Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки, 1996, №5.

  55. Политика как научная дисциплина по Д. Хелду // Полис, 1991, № 5.

  56. Политические персоналии. // В кн.: Ж.-М. Денкен. Политическая наука. – М., 1993.

  57. Политическая психология. Под ред. Деркача А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г. – М., РАГС, 2000.

  58. Политическая социология. – М., Мысль, 2000.

  59. Политические технологии. // Обновление политической системы. Под ред. М.Г. Анохина. – М., 1996.

  60. Политические технологии. // Россия: партии, выборы, власть. – М., 1996.

  61. Политическая энциклопедия в 2-х Т. – М., “Мысль” 1999.

  62. Пророческие слова о русской революции (А.И. Герцен, В.Г. Короленко, Н.А. Бердяев). – М., 1992.

  63. Пушкарёва Г.В. Избирательная кампания: как это делается. // Социально-гуманитарные знания, 2000, № 2.

  64. Рабочая книга по прогнозированию. – М., 1984.

  65. Райх В. Психология масс и фашизм. – СПб., 1997.

  66. Сабитов Р.А. Политический анализ коммуникативного процесса Г. Лассуэлла и его роль в формировании информационной политики. – М., Профиздат, 1998.

  67. Современная Россия: Власть. Общество. Политическая наука. Материалы I всероссийского конгресса политологов в 3-х тт. – М., 1999.

  68. Состояние и перспективы развития политологии в России (опрос журнала среди политологов: первые ответы) // Полис, 2000, № 1;

  69. Социальная политика: парадигмы и приоритеты. Под ред. В.И. Жукова. – М., 2000.

  70. Социальные технологии. Толковый словарь. – М.- Белг., 1995.

  71. Социально-политическая ситуация в России. // Ежемесячный аналитический обзор СМИ. Вып. 2000-2001годов.

  72. Социальная и социально-политическая ситуация в России: анализ и прогноз. Под ред. Г.В. Осипова. – М., 1995.

  73. Средства массовой информации в политических технологиях. Сборник статей. – М., 1994.

  74. Технология власти (философско-политический анализ). – М., 1995.

  75. Технологии в политике и политическом управлении. Под ред. Анохина М.Г., Комаровского В.С., Матвеенко Ю.И. – М., 2000.

  76. Туровский Р.Ф. Сравнительный анализ тенденций регионального развития России и Украины. – Полис, 1999, № 6.

  77. Тулеев А.М. Механизмы и технологии участия лидера в разрешении региональных конфликтов. //Политический лидер и политическое лидерство в региональных конфликтах. – М., 1999.

  78. Умов В.И. Лапкин В.В. Кондратьевские циклы и Россия: прогноз реформ. //Полис, 1992, № 4.

  79. Умов В.И. Послесловие к прогнозу: кондратьевские циклы и Россия. //Полис, - М., 1994, № 2.

  80. Уткин А.И. Векторы глобальных перемен: анализ и оценки основных факторов мирового политического развития. // Полис, 2000, № 1.

  81. Федосеев А.А. Современная американская буржуазная политология: истоки, традиции, новации. – М., 1989.

  82. Фельдман Д.М. Политология конфликта. – М., 1998.

  83. Философия политики. Книга II. Закономерности и законы политического процесса. – М., РАУ, 1993.

  84. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "я". – М., 1925.

  85. Фрейд З., Буллит У. Томас Вудро Вильсон, 28-й президент США. – М., 1992.

  86. Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. – М., 1992.

  87. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

  88. Хохлов Н.В. Управление риском. Учеб. пос. для вузов. М., ЮНИТИ, 1999.

  89. Шаран П. Сравнительная политология. – М., 1992.

  90. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.,1996.



1 В середине 2001 г по данным Фонда общественного мнения в России насчитывалось 3,3 млн. активных пользователей. Комкор оценивает количество пользователей в 4,2 млн., а Монитоинг Ру в 12 млн. пользователей. По данным различных исследовательских организаций, количество пользователей в России возрастает на 40% ежегодно. Министр связи Л. Рейман оценивает количество пользователей к 2010 г. в 25 млн. чел.

1 Персональные сайты имели многие лидеры в ходе выборов в ГД в 1999 г. и все кандидаты в Президенты

в 2000 г.




4. Политический консалтинг. Диагностика в политическом консультировании
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации