Крюкова Н.М. Краткосрочная финансовая политика предприятия - файл n1.doc

приобрести
Крюкова Н.М. Краткосрочная финансовая политика предприятия
скачать (2876.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2877kb.18.09.2012 12:19скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40
Н.М. Крюкова


Учебное пособие


2007 Оренбург

Содержание


Тема 1. Содержание и значение финансовой стратегии фирмы 4

1. Определение целей и задач бизнеса. 4

2. Содержание и порядок разработки финансовой политики фирмы. 6

3. Оценка эффективности финансовой политики предприятия. 12

Тема 2. Бюджетирование как инструмент реализации финансовой политики 15

1. Формирование финансовой структуры предприятия. 15

Центр инвестиций 17

Центр прибыли 17

Центр прибыли 17

2. Бюджетирование в системе финансового управления. 17

Формирование 19

Исполнение 19

3. Структура системы бюджетов на предприятии. 19

Рисунок 2 – Бюджетная структура предприятия. 21

4. Виды бюджетов, их особенности. Гибкие и фиксированные бюджеты. 21

5. Методы финансового планирования. 23

6. Техника составления бюджета предприятия 24

Тема 3. Оценка влияния учетной политики на результаты 35

финансово-хозяйственной деятельности организации 35

1. Принципы формирования учетной политики 35

2. Нормативное регулирование формирования и осуществления учетной политики предприятиями 36

3. Амортизационная политика и ее влияние на денежный поток предприятия 37

3. Выбор метода оценки материально-производственных запасов 42

4. Выбор способа оценки остатков незавершённого производства и готовой продукции 44

5. Создание резервов на предприятии 47

7. Выбор порядка определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения 47

Тема 4. Политика управления финансовыми рисками 50

1. Понятие финансового риска. Виды рисков. 50

2. Этапы управления рисками. 51

3. Механизмы нейтрализации финансовых рисков и их эффективность 55

Тема 5. Управление затратами и финансовыми результатами 62

1. Управление затратами как элемент финансовой политики фирмы. 62

2. Виды затрат. Бухгалтерская и экономическая прибыль. 63

3. Дифференциация издержек 66

4. Операционный анализ и его роль в финансовом менеджменте. 68

Маржинальная Прибыль = Выручка – переменные затраты 69

Маржинальная Прибыль = Постоянные затраты + Операционная прибыль 69

5. Методы калькулирования себестоимости продукции 72

Тема 6. Финансовая политика фирмы в сфере управления ассортиментом 77

1. Формирование оптимального портфеля продукции 77

Плановые показатели цеха солевых растворов на квартал 78

2. Анализ покупательского спроса на продукцию 81

Тема 7. Финансовая стратегия фирмы в сфере ценообразования 85

1. Пространство ценовой стратегии 85

2. Ценообразующие факторы 85

3. Выбор базисного уровня цены 88

4. Стратегия ценового поведения 90

Тема 8. Политика управления оборотными средствами 94

1. Оборотные средства и оценка эффективности их использования. 94

2. Определение потребности в оборотных средствах. 98

Тема 9. Управление производственными запасами 102

1. Товарно-материальные запасы как инвестиции компании 102

2. Оптимизация размера товарно-материальных запасов 103

3. Построение эффективных систем контроля за движением запасов на предприятии 108

Тема 10. Управление денежными потоками предприятия 111

1. Цель и принципы управления денежными потоками на предприятии. 111

2. Анализ движения денежных средств. 113

3. Бюджетирование потока денежных средств. 117

4. Определение целевого остатка денежных средств. 124

Концепция модели Миллера – Орра 127

Концепция модели Стоуна 127

5. Бартер как форма расчетов с контрагентами. 128

Тема 11. Кредитная политика предприятия и управление дебиторской задолженностью предприятия 132

1. Кредитная политика предприятия и критерии ее эффективности 132

2. Типы кредитной политики 135

3. Формирование системы кредитных условий 137

4. Инструменты формирования кредитной политики 138

5. Управление дебиторской задолженностью предприятия 139

Тема 12. Выбор стратегии финансирования оборотных активов 145

1. Выбор источников финансирования оборотных активов 145

2. Стратегии финансирования оборотных активов 148

Тема 13. Управление краткосрочными источниками финансирования 152

1. Оценка стоимости элементов заемного капитала 152

2. Управление привлечением банковского кредита 155

3. Управление привлечением товарного кредита 160

4. Управление внутренней кредиторской задолженностью 163

Список рекомендуемой литературы 169


Тема 1. Содержание и значение финансовой стратегии фирмы



1. Определение целей и задач бизнеса.

2. Содержание и порядок разработки финансовой политики фирмы.

3. Оценка эффективности финансовой политики предприятия.
– Как установить цену на реализуемые фирмой товары (работы, услуги), чтобы прибыль при этом была максимальной? Слишком высокая цена приведет к уменьшению объемов реализации и, соответственно, к уменьшению прибыли. Слишком же низкая цена, несмотря на большие объемы реализации, не позволяет окупить расходы. Между этими двумя крайними случаями и находится оптимальная цена, при которой прибыль, получаемая фирмой от реализации данной продукции (работ, услуг), будет максимальной.

– Через какое время необходимо менять оборудование? Слишком часто это делать невыгодно. Однако и затягивать с заменой оборудования нельзя, поскольку возрастающие расходы на ремонт и связанные с ним простои приведут к увеличению среднегодовых затрат. Существует оптимальный срок эксплуатации оборудования, при котором среднегодовые расходы фирмы будут минимальными.

На эти и другие вопросы ответы даются в рамках долгосрочной и краткосрочной политики фирмы.

1. Определение целей и задач бизнеса.



Деятельность коммерческой фирмы характеризуется потоком денежных средств. Любое управленческое решение влияет на этот поток в лучшую или в худшую сторону. Эти решения всегда являются оптимизационными, то есть всегда существует лучшее решение с точки зрения цели работы предприятия. По некоторым оценкам, коммерческие фирмы теряют от неэффективности принятия управленческих решений зачастую больше, чем от налогообложения и иных прямых потерь. Эффективность любого управленческого решения не может подвергнуться оценке, если не заданы целевые критерии.

Цель предприятия - такое состояние будущей реальности, которого предприятие желает добиться собственными усилиями. Деятельность различных предприятий может быть направлена на разные цели:

Цель предприятия редко бывает единственной и почти никогда не сводится только к получению прибыли. Различают следующие основные характеристики целей:

- конфликтность целей: наличие такой связи между целями, что достижение одной цели затрудняет достижение другой. Конфликтной парой является, например, достижение максимальной прибыли «сегодня» и достижение максимальной доли рынка «завтра»;

- комплиментарность: достижение одной цели облегчает достижение другой. Например, превращение предприятия в «фирму качества» способствует достижению максимальной доли рынка;

- индифферентность: цели не оказывают влияния друг на друга. Например, цель «фирма качества» и цель «предприятие широкого ассортимента»;

- иерархия целей: подчинение одних целей другим. Например, цель «определенная доля рынка» подчинена цели «определенная рентабельность предприятия».

Достижение конфликтных целей в рамках одного предприятия, как правило, невозможно. При обнаружении таких ситуаций цели необходимо переформулировать. Или же может быть применен специальный прием: разделение предприятия, при котором материнская структура достигает одних целей (например, превращается в «фирму качества» и обеспечивает «завтра» значительную долю рынка), а дочерняя - других (например, получает максимальную прибыль, поставляя на испытывающий временный дефицит рынок, второсортный товар). Одно из предприятий выступает в роли «дойной коровы», поддерживающей «звезду», которая будет давать прибыль завтра.

Для комплиментарных и индифферентных целей необходимо определить иерархию или приоритет (если они прямо не подчинены друг другу). Существующие ресурсы предприятия и рынок не всегда позволяют достичь всех целей предприятия. Стратегия должна предусматривать достижение наиболее важных целей.

Целеполагание определяет бизнес фирмы, основные цели, характеристики и ее финансовую политику. Будущие стратегические решения зависят от целеполагания. Как показывает опыт, на многих предприятиях нет четко сформулированных целей. В том случае, когда такие цели есть, они чаще всего так и остаются на бумаге, т.е. контроль за их осуществлением не ведется, и они своевременно не пересматриваются. Кроме того, очень часто они сформулированы таким образом, что степень их достижения не поддается измерению. Формулировки должны быть точными, необходимо устанавливать сроки достижения целей и объемные показатели – критерии достижения целей. Расплывчатые формулировки типа: «Повысить качество продукции, достичь максимального уровня сбыта» не конкретизируют цель, оставляя возможность определения «максимума» каждому работнику предприятия. Формулирование целей для торгового предприятия с тремя направлениями деятельности может выглядеть примерно так: «До конца ... года достичь общего объема сбыта предприятия в ... млрд. руб. в год, в том числе: по товарной группе А - ... млрд. руб. за счет продаж на внутреннем рынке, и ... млрд. руб. за счет продаж на внешнем рынке; по товарной группе Б - ... млрд. руб. за счет продаж на внутреннем рынке; по товарной группе В - ... млрд. руб. за счет продаж на внешнем рынке». Причем, важно, чтобы критерии достижения целей легко поддавались формализации, т.е. можно было бы выделить обуславливающие их факторы.

Таким образом, руководством предприятия в первую очередь должны быть поставлены следующие вопросы:

- в каком состоянии мы реально находимся: наши ключевые проблемы, недостатки, сильные и слабые стороны и т.д.;

- “чего мы хотим”, т.е. есть ли у нас система целей и критериев их достижения.

Формулировка целей предприятия и критериев их достижение - основополагающий момент для дальнейшего успешного развития предприятия.

Различают долговременные и краткосрочные цели. Наличие долгосрочных целей толкает менеджера к принятию сегодняшних решений с учетом долгосрочной перспективы.

Краткосрочные цели последовательно указывают, какие немедленные и ближайшие результаты должны быть достигнуты.

После выбора целей необходимо разработать программу перспективных действий (стратегию), которые позволят достичь поставленных целей.

Цели и стратегии должны рассматриваться в комплексе, т.к. не только цели определяют стратегии, но и стратегии в значительной мере влияют на определение целей. Так, достижение некоторых конкретных целей предприятия может быть осуществлено некоторыми определенными стратегиями, но применить эти стратегии предприятию не всегда позволяет собственный потенциал. Например, предприятие, выпускающее полуфабрикаты для мебельной промышленности – мебельные плиты для изготовления корпусной мебели – может сформулировать стратегическую цель, как достижение 50% доли рынка по снабжению всеми видами полуфабрикатов небольших региональных мебельных фабрик. Стратегия достижения цели предусматривает расширение ассортимента предприятия, включения в него фурнитуры, мебельных тканей, поролона, и т.п., а также стимулирование сбыта через личные продажи - использование коммивояжеров. Если потенциал предприятия не позволяет создание необходимых товарных запасов и организацию агентской сети, должна быть пересмотрена не только стратегия, но и цель.

Теоретически, каждое предприятие имеет цели и стратегии, которые регламентируют его деятельность. Комплекс «цели-стратегии» задает основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Доведенные до каждого работника цели, проработанные и обнародованные на предприятии стратегии, заставляют персонал приспосабливать собственные цели к целям предприятия, собственные стратегии – к его стратегиям. Принятие предприятием стратегий высвобождает высшее руководство от рутинной работы и необходимости принимать решения по всем мелким вопросам, создает возможность делегирования тактических решений среднему руководящему звену и работникам на местах.

На практике для многих российских предприятий характерна «размытость» комплекса «цели-стратегии». Обычными целями являются получение «большой» прибыли и «развитие» предприятия, стратегиями – сложившиеся традиции и методы деятельности. Такие стратегии теряют свой направляющий и стабилизирующий эффект, позволяют любое творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств.

Иногда цели достаточно четко сформулированы руководством, но служат для «внутреннего» пользования. Руководитель имеет в виду цели предприятия и намечает для себя стратегии их достижения. Отдельные аспекты стратегий доводятся от случая к случаю до среднего руководящего состава. Такая политика объясняется соображениями конфиденциальности, а чаще – неумением руководителя делегировать полномочия или недооценкой возможностей «автоматической» координации деятельности всего персонала, которые предоставляет «обнародованная» стратегия. Как следствие, персонал имеет собственные (и различные) представления о целях и стратегиях предприятия, которыми руководствуются в своей деятельности. Известен случай, когда сбытовой персонал предприятия оптовой торговли техническими видами бумаг разрабатывал сделки по реализации бензина, муки и замороженных продуктов, видимо, считая основной целью предприятия получение прибыли любым способом.

Достижимость целей определяется в процессе разработки стратегий, которые определяется во многом потенциалом предприятия.

Возможность применения той или иной стратегии, ее разработки, и сами цели ограничены:

- возможностями управления, которые, в свою очередь, зависят от мировоззрения руководителя, его предыдущего положительного и отрицательного опыта, сформировавшего мировоззрение;

- производственным потенциалом предприятия;

- кадровым потенциалом;

- потребностями рынка;

- возможностями мобилизации финансовых ресурсов. Финансы часто являются главным ограничивающим фактором в разработке стратегий.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   40


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации