Гукасян Р.Б. и др. Арбитражный процесс - файл n1.doc

приобрести
Гукасян Р.Б. и др. Арбитражный процесс
скачать (119.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1184kb.22.09.2004 21:16скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Арбитражный процесс


Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему

образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция"


МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО "ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"

1996


67.99(2)92

А79
Авторы учебного пособия:

В.В.Блажеев, канд. юрид. наук (гл.гл. 8, 18);

Н.А.Громошина, канд. юрид. наук (гл.гл. 14, 17);

Л.А.Грось, канд. юрид. наук (гл.гл. 4, 7);

Р.Е.Гукасян, докт. юрид. наук (§ 1, 2, 6 гл. 5, гл.гл. 6, 16);

И.М.Пятилетов, канд. юрид. наук (гл.гл. 12, 13);

В.Ф.Тараненко, докт. юрид. наук (гл.гл. 1, 2, 3, 9, 10, 11, 15);

В.В.Ченцов, докт. юрид. наук (§ 3, 4, 5 гл. 5).
Ответственные редакторы:

Р.Б. Гукасян, докт, юрид. наук.

В.Ф.Тараненко, докт, юрид. наук
Рецензенты:

Кафедра гражданского процесса юридического факультета МГУ и А.Б.Карлин, канд,

юрид, наук

Арбитражный процесс: Учебное пособие /Под ред. Р.Е.Гукасяна и В.Ф.Тараненко. -

М.: Юрид. лит., 1996.-208 с.

ISBN 5-7260-0746-8

В учебном пособии излагается ряд вопросов арбитражного процесса: организация, компетенция и порядок деятельности арбитражных судов Российской Федерации, задача и функция арбитражных судов; подведомственность и подсудность дел арбитражным судам; лица, участвующие в процессе; разрешение споров в арбитражном суде; обжалование решений арбитражных судов, исполнение решения и др.

Для студентов и преподавателей юридических институтов и факультетов, судей арбитражных судов, работников предприятий и организаций, участвующих в рассмотрении арбитражных дел.
© Издательство «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Фе-

дерации, 1996


СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»

§ 1. Предмет и система Курса

§ 2. Задачи и функции арбитражных судов

§ 3. Источники арбитражного процессуального законодательства
Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА
Глава 3 ПРИНЦИПЫ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА

§ 1. Понятие принципов арбитражного процесса и их система

§ 2. Содержание принципов арбитражного процесса
Глава 4 ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ И ПОДСУДНОСТЬ ДЕЛ АРБИТРАЖНЫМ СУДАМ

§ 1. Подведомственность дел арбитражному суду

§ 2. Подсудность дел арбитражным судам
Глава 5. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ДЕЛЕ

§ 1. Понятие лиц, участвующих в деле, их права и обязанности

§ 2. Стороны в арбитражном процессе

§ 3. Третьи лица в арбитражном процессе

§ 4. Участие прокурора в арбитражном процессе

§ 5. Участие в арбитражном процессе государственных органов, органов местного

самоуправления и иных органов

§ 6. Представительство лиц, участвующих в деле
Глава 6 СУДЕБНЫЕ РАСХОДЫ И СУДЕБНЫЕ ШТРАФЫ

§ 1. Понятие и виды судебных расходов

§ 2. Государственная пошлина

§ 3. Издержки, связанные с рассмотрением дела

§ 4. Освобождение от уплаты судебных расходов

§ 5. Распределение судебных расходов между сторонами

§ 6. Судебные штрафы
Глава 7 ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ

§ 1. Понятие процессуальных сроков, их виды

§ 2. Исчисление и окончание процессуальных сроков
Глава 8 ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

§ 1. Предпосылки права на обращение в арбитражный суд

§ 2. Порядок реализации права на обращение в арбитражный суд
Глава 9 ПОДГОТОВКА ДЕЛА К РАССМОТРЕНИЮ В ЗАСЕДАНИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА

§ 1. Подготовка дела, ее задачи и значение

§ 2. Содержание подготовки дела
Глава 10. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

§ 1. Рассмотрение дела по существу и его значение

§ 2. Порядок рассмотрения дела

§ 3. Отложение рассмотрения дела, приостановление производства по делу, окон-

чание рассмотрения дела без вынесения решения
Глава 11. РЕШЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРБИТРАЖНОГО СУДА

§ 1. Виды постановлений арбитражного суда и их значение

§ 2. Порядок принятия и оформления решений

§ 3. Требования, предъявляемые к решению арбитражного суда

§ 4. Законная сила решения

§ 5. Устранение недостатков решения вынесшим его арбитражным судом
Глава 12. ОБЖАЛОВАНИЕ И ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ В АПЕЛЛЯЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

§ 1. Сущность и значение апелляционного обжалования и пересмотра судебных актов

§ 2. Право апелляционного обжалования

§ 3. Порядок рассмотрения дела в апелляционной инстанции

§ 4. Полномочия арбитражного суда при рассмотрении дел в апелляционной инстан-

ции

§ 5. Основания к изменению или отмене решения

§ 6. Постановления апелляционной инстанции

§ 7. Обжалование определений арбитражных судов
Глава 13. ОБЖАЛОВАНИЕ И ПЕРЕСМОТР СУДЕБНЫХ АКТОВ В КАССАЦИОННОМ ПОРЯДКЕ

§ 1. Сущность кассационного обжалования и пересмотра судебных актов

§ 2. Право кассационного обжалования

§ 3. Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции

§ 4. Полномочия кассационной инстанции

§ 5. Постановление суда кассационной инстанции

§ 6. Кассационное обжалование определений арбитражного суда
Глава 14. ПРОВЕРКА В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ АРБИТРАЖНЫХ

ПОСТАНОВЛЕНИЙ

§ 1. Значение стадии проверки в порядке надзора законности и обоснованности ар-

битражных постановлений

§ 2. Право опротестования решений арбитражного суда в порядке надзора

§ 3. Арбитражный суд, рассматривающий дела по протестам в порядке надзора. По-

рядок рассмотрения дел

§ 4. Полномочия надзорной инстанции. Основания к отмене или изменению в поряд-

ке надзора решений (постановлений), вступивших в законную силу
Глава 15. ПЕРЕСМОТР ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ СУДЕБНЫХ АКТОВ ПО ВНОВЬ

ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Глава 16. ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ АКТОВ

§ 1. Общие вопросы исполнения судебных актов

§ 2. Основания исполнения и исполнительный документ

§ 3. Сроки предъявления исполнительного листа к исполнению

§ 4. Меры принудительного исполнения

§ 5. Исполнение решения третейского суда
Глава 17. ОСОБЕННОСТИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)

ПРЕДПРИЯТИЙ
Глава 18. РАЗРЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ ТРЕТЕЙСКИМ СУДОМ

§ 1. Задачи и место третейского суда в системе юрисдикционных органов

§ 2. Порядок возбуждения и рассмотрения дела в третейском суде

§ 3. Решение третейского суда, порядок его вынесения и исполнения

§ 4. Постоянно действующие третейские суды
Глава 1 ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС»
§1. Предмет и система Курса
В юриспруденции предмет каждого Курса определяется системой норм, направ-

ленных на урегулирование определенных общественных отношений, охраняемых прину-
дительной силой государства (гражданских, трудовых, семейных, административных

и других правоотношений). Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» имеет пред-

метом изучения совокупность правовых норм, регулирующих организацию, компетен-

цию и порядок деятельности арбитражных судов Российской Федерации. При этом со-

ответствующие нормы права изучаются в процессе их практического применения, с

учетом сложившейся арбитражной практики.

В рамках данного Курса излагается ряд общих вопросов, имеющих теоретическое

и практическое значение: предмет и система Курса, учение о принципах, правовой

природе арбитражного суда и его месте в системе властных государственных струк-

тур, задачах и функциях арбитражных судов, отраслевой принадлежности норм, ре-
гулирующих организацию и порядок деятельности арбитражных судов; понятие и со-

став лиц, участвующих в деле, характеристика их положения в процессе и др. На-

ряду с этим значительное место занимает анализ норм, определяющих порядок рас-

смотрения дела, начиная с возбуждения производства и заканчивая исполнением ре-

шения.

В условиях перехода всей хозяйственной жизни страны на рельсы рыночной эко-

номики существенно повышаются роль и значение третейского разбирательства спо-

ров, возникающих в области хозяйственных (экономических) отношений. Третейский

суд, как суд третьего лица, приобретает значение альтернативной по отношению к

арбитражным судам формы разрешения экономических споров, возникающих в сфере

предпринимательской деятельности [* См.: Сов. юстиция. 1992. № 23-24. С.3-4].

Поэтому наряду с отмеченными вопросами в рамках данного Курса особо выделяются

и рассматриваются нормы, регулирующие организацию и деятельность третейских су-

дов.

Арбитражное законодательство определяет организационное построение, струк-

туру арбитражных судов и их компетенцию, права и обязанности участников процес-

са, их положение, условия и порядок возбуждения и рассмотрения дела, исполнение

принятых по ним решений. Оно представляет собой логически последовательное и

внутренне согласованное расположение определенных процессуальных правил и ин-

ститутов. Некоторые из этих институтов и правил имеют общее значение для всей

деятельности по рассмотрению и разрешению хозяйственных споров, другие относят-

ся к отдельным стадиям этой деятельности.

Нормы и институты, имеющие значение для всего арбитражного процесса, со-

ставляют Общую его часть; нормы и институты, касающиеся отдельных стадий про-

цесса, - его Особенную часть.

К общим положениям относятся нормы, регулирующие следующие вопросы:

задачи и функции арбитражного суда;

принципы арбитражного процесса;

организация и структура арбитражных судов;

подведомственность и подсудность;

лица, участвующие в деле;

представительство в арбитражном суде;

доказательства;

обеспечение иска;

приостановление производства по делу;

прекращение производства по делу;

оставление иска без рассмотрения;

судебные расходы;

процессуальные сроки;

судебные штрафы.

Нормы Особенной части регулируют:

порядок возбуждения дела в арбитражном суде;

подготовку дела к рассмотрению в арбитражном заседании;

разрешение споров;

проверку решений арбитражных судов, не вступивших в законную силу, в апел-

ляционной инстанции;

производство в кассационной инстанции;

пересмотр вступивших в законную силу решений арбитражных судов в порядке

надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

исполнение судебных актов.

Арбитражное судопроизводство, как всякий процесс, представляет собой посту-

пательное движение, состоящее из ряда стадий. Каждое дело в процессе рассмотре-

ния и разрешения его в суде проходит ряд этапов:

а) возбуждение и подготовка дела к рассмотрению и само разрешение его по

существу;

б) при неисполнении вынесенного арбитражным судом решения могут быть приня-

ты меры для его принудительного исполнения (исполнительное производство);

в) при поступлении апелляционной жалобы от лиц, участвующих в деле, на

вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть проверены

апелляционной инстанцией данного арбитражного суда;

г) законность вступивших в законную силу решений и постановлений, принятых

арбитражными судами Российской Федерации в первой и апелляционной инстанциях по

жалобам лиц, участвующих в деле, может быть проверена в кассационном порядке

соответствующим федеральным окружным арбитражным судом;

д) вступившие в законную силу решения и постановления всех арбитражных су-

дов Российской Федерации по протестам должностных лиц, указанных в ст. 181 Ар-

битражного процессуального кодекса, могут быть пересмотрены в порядке надзора

Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

е) наконец, при наличии достаточных к тому оснований вступившие в законную

силу судебные акты могут быть пересмотрены по вновь открывшимся обстоятельст-

вам. Отмеченные этапы процесса составляют его стадии. Как видно из изложенного,

арбитражный процесс, в отличие от гражданского судопроизводства, состоит из

шести стадий. Гражданский процесс не знает института апелляционного обжалования

решений и определений суда.

Каждая стадия арбитражного процесса имеет свое содержание, охватывает собой

определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение

самостоятельной (окончательной) цели: разрешить спор по существу, проверять

правильность принятого решения, привести его в исполнение и т.д. Следовательно,

характерным для любой стадии арбитражного процесса является то, что процесс мо-

жет быть завершен именно в ней.

Подавляющее число поступающих в арбитражные суды дел обычно заканчивается

рассмотрением и разрешением их в суде первой инстанции.

Но то же дело при поступлении апелляционной жалобы может перейти в следую-

щую стадию арбитражного процесса, стать предметом рассмотрения апелляционной

инстанции и закончиться ее постановлением, т.е. при определенных условиях по-

следовательно пройти и другие возможные стадии процесса.

Деятельность арбитражных судов по рассмотрению и разрешению хозяйственных

споров носит строго упорядоченный правовой характер. Подобно деятельности общих

судов, она осуществляется в определенной процессуальной форме, т.е. в опреде-

ленном, установленном законом, процессуальном порядке.

Этот порядок характеризуется следующими качественными особенностями:

1) закон детально и во многом исчерпывающим образом определяет процессуаль-

ную деятельность как суда, так и других участников процесса. Как правило, в ар-

битражном процессе возможны только такие действия, которые предусмотрены или

допустимы законом;

2) постановленное по делу решение должно основываться только на фактах, до-

казанных и установленных судом предусмотренными законом способами и средствами;

3) все производство по деду должно осуществляться на основе состязательно-

сти и равноправия сторон.

Каждое дело должно рассматриваться с обязательным извещением участвующих в

деле лиц о времени и месте его рассмотрения и созданием всех условий для того,

чтобы они могли использовать все возможности для защиты своих законных прав и

интересов.

Процессуальная форма производства в арбитражном суде обеспечивает необходи-

мые гарантии для законного и обоснованного разрешения хозяйственного спора.

Вопрос об отраслевой принадлежности норм, определяющих организацию и поря-

док деятельности арбитражных судов, на протяжении многих лет был дискуссионным.

Нет единства мнений по данному вопросу и сегодня, хотя многие из предлагаемых

решений после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года утратили зна-

чение, оказались несостоятельными.

В настоящее время достаточно четко определились два основных направления в

решении данного вопроса. Одни авторы нормы, определяющие порядок деятельности

арбитражных судов, относят к гражданскому процессу [* См., например: Абова Т.В.

Арбитражный процесс в СССР. М., 1985. С. 41; Гражданский процесс. М., 1993. С.

14]; другие, напротив, говорят о самостоятельном месте арбитражного процесса в

структуре права [* См.: Арбитражный процесс. М., 1994. С. 18-21; Яковлев В.Ф.

Договор - главный регулятор в сфере экономики // Сов. юстиция. 1993. № 19. С.

4-6].

Представляется правильной позиция тех авторов, которые считают неоснова-

тельным включение арбитражного законодательства в состав гражданского процессу-

ального права и рассматривают арбитражный процесс как самостоятельную процессу-

альную систему. В пользу этого говорят следующие соображения.

Конечно, арбитражный суд имеет много общего с судами общей юрисдикции. По

Конституции, они составляют две самостоятельные ветви судебной власти. У того и

другого суда общая функция - осуществление правосудия, они призваны решать во

многом общие задачи; сходным образом определяется процессуальное положение как

самого суда, так и всех остальных участников процесса и т.п.

Однако наличие ряда общих институтов, как и значительное сходство в самом

порядке рассмотрения дел, не устраняет глубоких различай между арбитражным су-

дом и судом общей юрисдикции.

Как показывает анализ действующего законодательства, арбитражный суд суще-

ственно отличается от судов общей юрисдикции по организационному построению в

сфере деятельности и компетенции, порядку, формам деятельности и в ряде других

отношений.

1. Арбитражные суды, как и суды общей юрисдикции, имеют свою замкнутую сис-

тему нормативных актов, детально регламентирующих их организацию и структуру,

компетенцию и порядок деятельности.

2. В соответствии с данным законодательством арбитражный суд, как и две

других ветви судебной власти (Конституционный Суд и суды общей юрисдикции), за-

нимает особое положение в ряду властных государственных структур Российской Фе-

дерации. Он полностью самостоятелен, независим и не подотчетен в своей деятель-

ности другим ветвям власти.

3. Подобно общим судам и наряду с ними арбитражный суд выполняет важную го-

сударственную функцию - осуществляет правосудие. Однако в отличие от общих су-

дов действует в особой сфере отношений - в области хозяйственных и связанных с

ними управленческих правоотношений, возникающих между государственными и иными

организациями, гражданами-предпринимателями в процессе осуществления ими пред-

принимательской деятельности [* Как разъяснено в постановлении № 12/12 Пленума

Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Рос-

сийской Федерации от 18 августа 1992 г., под предпринимательской деятельностью

следует понимать инициативную, самостоятельную деятельность граждан и их объе-

динений, направленную на получение прибыли или иных доходов, осуществляемую на

свой риск и под свою имущественную ответственность // Вестник Высшего Арбитраж-

ного Суда Российской Федерации. 1992. № 1. С. 84] и иной экономической деятель-

ности.

4. Предметом рассмотрения арбитражных судов являются хозяйственные споры,

имеющие определенную специфику.

По характеру, содержанию, субъектному составу эти споры значительно отлича-

ются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.

В зависимости от особенности предмета рассмотрения различаются четыре кате-

гории или вида хозяйственных споров: 1) преддоговорные, 2) об изменении или

расторжении договоров; 3) возникающие при исполнении договоров и по другим ос-

нованиям; 4) возникающие в сфере управления.

Каждая из названных категорий споров представляет собой довольно сложное

многогранное явление. Хозяйственный спор, как правило, не локализируется рамка-

ми спорных правоотношений, в нем сталкиваются интересы не только участников

данного правоотношения, но и других субъектов, в той или иной мере связанных с

участниками спора.

При разрешении преддоговорных споров, споров об изменении или расторжении

договоров арбитражный суд в определенной степени формирует направление и содер-

жание производственно-хозяйственной деятельности не только спорящих организа-

ций, но и многих связанных с ними предприятий. В процессе по каждому такому де-

лу приходится рассматривать не только чисто правовые вопросы, но и вникать во

многие технические, финансово- экономические, производственные проблемы, при-

влекать весьма обширный специальный нормативный материал.

Все это требует высокой процессуальной подготовки, глубокого знания эконо-
мических законов, потребностей различных отраслей производства, их производст-

венных возможностей. Эти обстоятельства, на наш взгляд, и явились главной при-

чиной для создания в Российской Федерации и других странах СНГ, наряду с общими

судами, параллельно действующих систем органов правосудия - арбитражных

(хозяйственных) судов. Они же предопределили и многие особенности порядка раз-

решения споров в арбитражном суде.

Арбитражный процесс строится на принципах, количественный состав которых,
как и содержание многих из них, мало чем отличается от системы принципов граж-

данского судопроизводства. Однако некоторые из этих принципов действуют в ар-

битражном процессе несколько иначе, чем в судах общей юрисдикции (см. гл. 3).

Деятельность арбитражного суда по сравнению с гражданским судопроизводством

значительно меньше формализована. В Арбитражном процессуальном кодексе нет

норм, детально регламентирующих порядок ведения заседания, исследование доказа-

тельств и т.п. Решение этих и многих других процессуальных вопросов передается

на усмотрение суда.

В арбитражном процессе суд занимает более пассивное положение в вопросах

формирования доказательственного материала, необходимого для разрешения посту-

пившего дела. В арбитражном законодательстве нет нормы, аналогичной ст. 14 ГПК.

Несколько иначе, чем в гражданском судопроизводстве, разрешается здесь и

вопрос о распределении между сторонами обязанностей по доказыванию фактов,

обосновывающих их требования и возражения (ст. 53 АПК). Наконец, коренным обра-

зом отличается и вся система проверки правильности выносимых арбитражными суда-

ми судебных актов.

Апелляционная инстанция при рассмотрении жалобы (протеста) пользуется всеми

правами, предоставленными арбитражному суду при разрешении споров

(см. гл.гл. 11-13).

Таким образом, сравнительный анализ арбитражного и гражданского процессу-

ального законодательства обнаруживает такие особенности в организации и порядке

деятельности арбитражных судов, которые исключают возможность объединения того

и другого законодательства в рамках одной отрасли права, рассмотрения арбитраж-

ного процесса в качестве органической части гражданского судопроизводства.
§ 2. Задачи и функции арбитражных судов
Правильно понять сущность и основное назначение любого государственного ор-

гана, его положение в системе властных государственных структур можно только

после ознакомления с задачами и основными направлениями деятельности данного

органа, его функциями.

Основные задачи арбитражного суда предельно четко сформулированы в ст. 5

Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах

в Российской Федерации» [* См.: Собрание законодательства Российской Федерации.

1995. № 18. Ст. 1589]: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных инте-

ресов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предприниматель-

ской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и пре-

дупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической

деятельности.

Указанные задачи арбитражные суды выполняют прежде всего в процессе разре-

шения многочисленных хозяйственных споров. По данным статистики, арбитражными

судами ежегодно рассматривается множество различного рода дел.

По-прежнему весьма значительным остается число споров, связанных с ненадле-

жащим исполнением обязательств, задержкой в оплате поставленной продукции или

выполненных работ, споров, связанных с собственностью и ее защитой, с охраной

окружающей среды. Увеличивается число споров, связанных с кредитными и страхо-

выми договорами, с банкротством.

В условиях многообразия и сложности хозяйственных отношений между различны-

ми предприятиями и организациями невыполнение или ненадлежащее выполнение дого-

вора одним из них, как правило, неизбежно ведет к неблагоприятным последствиям

для десятков и сотен других предприятий.

Правильно и оперативно разрешая такие споры, своевременно выявляя условия и

причины, их порождающие, и принимая меры к их быстрейшему устранению, арбитраж-

ные суды обеспечивают точное неукоснительное исполнение участниками многочис-

ленных хозяйственных отношений своих прав и обязанностей, защищают права не

только конкретных организаций и граждан-предпринимателей, являющихся стороной в

споре, но и имущественные интересы многих связанных с ними лиц и организаций.

Не менее важно и то обстоятельство, что своевременное и правильное разрешение

таких споров создает обстановку стабильности в области имущественных отношений,

способствует упрочению правопорядка в сфере предпринимательской и иной экономи-

ческой деятельности.

Сегодня, в условиях отказа от административно-командных методов управления

народным хозяйством и перехода к рыночной экономике, от централизованного пла-

нового распределения производимой продукции и централизованно регулируемых цен,

договор становится главным регулятором отношений в сфере экономики.

Для многочисленных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транс-

порта, других хозяйствующих субъектов большое значение имеют правильная органи-

зация материально-технического обеспечения их сырьем, материалами, оборудовани-

ем и точное выполнение всеми предприятиями принятых на себя обязательств по до-

говорам, которые должны быть своевременно заключены.

Разрешая споры об изменении или расторжении различных договоров, возникаю-

щие при их заключении, арбитражные суды способствуют созданию таких экономиче-

ских отношений, где в полной мере могли бы проявляться инициатива и предприим-

чивость, был бы достигнут баланс интересов конкретных предпринимателей с эконо-

мическими интересами общества в целом. Арбитражный суд становится основным га-

рантом утверждения законности в сфере хозяйственных (экономических) отношений.

Весьма важное значение в современных условиях приобретают и другие направ-

ления в работе арбитражных судов. В настоящее время эти органы полностью осво-

бождены от выполнения не свойственных судам функций контрольно-управленческого

характера, издания нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность.

Но, как и прежде, они ведут большую, многоплановую работу по предупреждению на-

рушений законности в хозяйственной деятельности, участвуют в совершенствовании

хозяйственных отношений, содействуют развитию в народном хозяйстве рыночных от-

ношений, становлении механизмов экономической конкуренции и саморегулирования.

Этим цепям служат прежде всего быстрое и оперативное восстановление нару-

шенного права, неуклонное применение установленных законодательством или дого-

вором мер имущественной ответственности за нарушение договорных обязательств.

Взысканием санкций не только возмещаются потери в имущественной сфере, но и

обеспечивается реализация превентивной (воспитательной) функции права.

Весьма широко используются арбитражными судами и такие формы превентивной

работы, как направление частных определений о выявленных фактах нарушения за-

конности и других недостатков в деятельности предприятий (организаций), рас-

смотрение споров, имеющих важное общественное значение, непосредственно на

предприятиях, в организациях и др.

Рассмотрение дела на предприятии позволяет арбитражному суду глубже разо-

браться в сущности сложившихся между сторонами отношений, наиболее полно вы-

явить причины и условия, порождающие нарушения, другие недостатки, лучше опре-

делить практические меры, которые необходимо принять для устранения и предупре-

ждения этих недостатков и правонарушений.

В последнее время большое внимание уделяется активизации пропаганды хозяй-

ственного законодательства, положительному опыту работы арбитражных судов. На-

пример, в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» публикуются

комментарии хозяйственного и арбитражного законодательства, обзоры арбитражной

практики, постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по кон-

кретным делам и т.п.

Быстрая и действенная защита гарантированных прав и свобод требует безуко-

ризненной, точной работы судов, строжайшего и единообразного соблюдения всех

подлежащих применению норм права на всех этапах судопроизводства. При выполне-

нии данной задачи особенно велика роль руководящих разъяснений Пленума Высшего

Арбитражного Суда Российской Федерации по различным категориям дел, постановле-

ний Президиума по конкретным делам, а также обзорных писем, составляемых на ос-

нове обобщения практики рассмотрения различных споров.

Арбитражными судами проводится значительная работа по обеспечению соблюде-

ния законности при разрешении споров в третейских судах. Временное положение о

третейском суде для разрешения экономических споров [* Утверждено постановлени-

ем Верховного Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. // Ведомости Съез-

да народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Феде-

рации. 1992. № 30. Ст. 1790] устанавливает определенные отношения между третей-

скими и арбитражными судами.

В последнее время арбитражными судами рассматривается немало заявлений о

выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских

судов. Установив при рассмотрении такого заявления несоответствие принятого

третейским судом решения законодательству и обстоятельствам дела, арбитражный

суд возвращает дело на новое рассмотрение в третейский суд, принявший решение.

При невозможности рассмотрения дела в том же третейском суде исковое требование

может быть предъявлено в арбитражный суд в соответствии с установленной подсуд-

ностью (ст. 26 Временного положения о третейских судах).

Одной из важных задач арбитражного суда является разработка предложений по

совершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности. Разреше-

ние хозяйственных споров, изучение и обобщение практики их рассмотрения нагляд-

но выявляют пробелы и недостатки в правовом регулировании хозяйственной дея-

тельности, дают возможность разработать обоснованные рекомендации по ее совер-

шенствованию.

В этих условиях закрепление за арбитражными судами права законодательной

инициативы позволяет обеспечивать своевременную разработку и принятие соответ-

ствующими органами власти необходимых нормативных актов как в области матери-

ального права, так и в сфере судопроизводства. На основе изучения и обобщения

практики применения законодательства при разрешении хозяйственных споров арбит-

ражные суды разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения по усо-

вершенствованию правового регулирования хозяйственной деятельности.

В деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особое значе-

ние приобретают функция руководства всеми арбитражными судами, обеспечение

единства арбитражной практики. Характер и содержание выполняемых в настоящее

время арбитражными судами задач и функций свидетельствуют об их исключительно

важной роли в механизме управления экономикой страны. Арбитражный суд является

важным правоохранительным органом, обеспечивающим путем всемерного использова-

ния правовых средств защиту прав и интересов отдельных организаций, граждан-

предпринимателей и правовой порядок хозяйственной деятельности.
§ 3. Источники арбитражного процессуального законодательства
Юридической основой норм, непосредственно регулирующих организацию и поря-

док деятельности арбитражных судов, является Конституция Российской Федерации,

в которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее зна-

чение как для гражданского судопроизводства, так и для арбитражного процесса.

Основной Закон страны четко определяет, кем осуществляется судебная власть, по-

рядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в сис-

теме властных государственных структур Российской Федерации, основные принципы

правосудия.

В соответствии с Конституцией законодательство об арбитражных судах нахо-

дится в ведения Российской Федерации.

Основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и по-

рядок деятельности арбитражных судов, являются Закон «Об арбитражных судах в

Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

[* См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589;

№ 19. Ст. 1709. Далее - АПК], Закон от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Рос-

сийской Федерации» [* См.: ведомости Съезда народных депутатов Российской Феде-

рации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792].

Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Феде-

рации» принят 28 апреля 1995 г. и введен в действие с 1 июля 1995 г. В нем по-

следовательно регулируются такие вопросы, как основное назначение суда и его

задачи, определяются система арбитражных судов и основные принципы их деятель-

ности, порядок назначения арбитражных судей, полномочия, порядок образования и

деятельности арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение

деятельности арбитражных судов и др. Кроме того, в настоящем нормативном акте в

качестве самостоятельных разделов выделяются гл. VI «Переходные положения» и

гл. VII, в которой определяются время вступления в силу Закона и все связанные

с этим вопросы.

Более детально вопрос о правовом положении судей арбитражных судов, порядке

их назначения и освобождения от должности, гарантии их независимости от иных

ветвей власти и др. решается Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Большое значение в качестве источника арбитражного процесса имеет АПК, при-

нятый 5 мая 1995 г. и введенный в действие с 1 июля 1995 г. Кодекс содержит со-

вокупность норм, регулирующих весь арбитражный процесс. Он представляет собой

довольно компактный нормативный акт, который состоит из 215 статей.

Нормы гл.гл. 1-13 носят общий характер, так как действуют на всех стадиях

арбитражного производства. Нормы гл.гл. 14-23 имеют специальный характер, по-

скольку применяются в отдельных стадиях арбитражного процесса. АПК регулирует

порядок рассмотрения дел во всех арбитражных судах Российской Федерации.

Значение АПК состоит в том, что установленный им порядок разрешения споров

в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности гарантирует со-

блюдение законности, равноправие сторон, создает необходимые условия для выяс-

нения истины по каждому спору, оперативного восстановления нарушенных прав уча-

стников экономических отношений.

Наряду с отмеченными нормативными актами отдельные вопросы деятельности ар-

битражных судов регулируются соответствующими нормами ГПК, ГК, ЗК и других за-

конов.

Так, в соответствии со ст. 28 ГПК при объединении нескольких связанных меж-

ду собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитраж-

ному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

Согласно ст. 198 АПК, исполнительный лист суда о принудительном исполнении

решения во всех случаях, не связанных с передачей денег, исполняется судебными

исполнителями, которые действуют, руководствуясь правилами, изложенными в

гл.гл. 38, 40-42 ГПК.

В соответствии со ст. 4 АПК в случаях, когда законом для определенной кате-

гории споров установлен досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо

он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного

суда лишь после соблюдения данного условия. Что же касается самого порядка до-

арбитражного урегулирования разногласий, то в отношении отдельных категорий дел

он установлен соответствующими статьями УЖД, УВВТ, УАТ и другими нормативными

актами.

Закрепленные в ст. 53 АПК общие правила распределения обязанностей по дока-

зыванию применительно к различным категориям споров конкретизируются в соответ-

ствующих статьях ГК, УЖД, ВК и других законов.

Ряд норм, уточняющих общие правила подведомственности споров арбитражному

суду, закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (Часть первая) [*

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32, Ст. 3301]; За-

коне РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической

деятельности на товарных рынках» [* См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР.

1991. № 16. Ст. 499]; Законе Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. «Об ох-

ране окружающей природной среды» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов

Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 10.

Ст. 457]; Законе РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской

Федерации» [* См.: Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010]

и др.

Значительные особенности рассмотрения арбитражным судом дел содержатся в

Законе Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности

(банкротстве) предприятий» [* См.: Ведомости Съезда народных депутатов Россий-

ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 1. Ст. 6].

В числе источников следует особо выделить Временное положение о третейском

суде для разрешения экономических споров, утвержденное постановлением Верховно-

го Совета Российской Федерации от 24 июня 1992 г. [* См.: Ведомости Съезда на-

родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.

1992. № 30. Ст. 1790]. В этом нормативном акте детально регламентируются поря-

док образования третейских судов, права и обязанности сторон и самого суда, по-

рядок рассмотрения дела и принятия по нему решения.

К источникам арбитражного процессуального законодательства следует отнести

также нормы иностранного и международного права, межгосударственные соглашения

СНГ. Из числа последних следует особо выделить, в частности, заключенное прави-

тельствами государств - участников СНГ Соглашение «О порядке разрешения споров,

связанных с осуществлением хозяйственной деятельности». В нем регулируются во-

просы разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых отно-

шений между хозяйствующими субъектами СНГ, из их отношений с государственными и

иными органами, исполнения решений по рассмотренным делам.

В ст. 11 АПК установлено, что при разрешении дел, в соответствии с законом

или договором, могут применяться нормы иностранного и международного права.

Важное значение для правильного и точного применения норм процессуального

права имеют руководящие разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Россий-

ской Федерации.

В литературе существуют различные взгляды на природу такого рода разъясне-

ний [* См., например: Арбитраж в СССР. М., 1981. С. 35; Арбитражный процесс.

М., 1994. С. 23-24]. Следует согласиться с мнением, согласно которому руководя-

щие разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации являются

актами судебного толкования норм права. Согласно ст. 13 Федерального конститу-

ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», они обязательны

для всей системы арбитражных судов Российской Федерации. Ценность руководящих

разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации весьма значительна. С их помощью устанавливается единство практи-

ки применения законов и подзаконных актов, предупреждающее ошибки при их толко-

вании. Отмечаются ошибки судов в применении норм материального и процессуально-

го права и намечаются пути их предупреждения.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации за последнее время принят ряд

важных руководящих разъяснений по вопросам применения АПК, Основ гражданского

законодательства, законодательства о собственности, о заключении, изменении и

расторжении договоров, применении санкций по договорам и т.д.

Значительная часть вопросов, касающихся внутренней структуры арбитражного

суда, организации работы различных его подразделений, регулируется Регламентом

арбитражного суда, утверждаемым Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской

Федерации.

Регламент арбитражного суда не является источником арбитражного процессу-

ального законодательства. Он определяет внутриорганизационные отношения в ар-

битражных судах. В Регламенте арбитражного суда определяется порядок работы су-

дов, уточняются некоторые вопросы, связанные с подготовкой и рассмотрением дел

в коллегиях и в Президиуме.

По общему правилу, арбитражный суд при разрешении конкретных дел должен ру-

ководствоваться процессуальным законом, действующим во время совершения соот-

ветствующих процессуальных действий на территории, где рассматривается дело

(ст. 3 АПК). Действие процессуальных норм во времени, следовательно, характери-

зуется тем, что закон не имеет обратной силы, если иное не оговорено в нем. Не-

зависимо от времени возбуждения гражданского дела в суде, при совершении про-

цессуальных действий применяется процессуальный закон, действующий в этот мо-

мент.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации