Курсовая работа - Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе - файл n1.doc

Курсовая работа - Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе
скачать (149 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc149kb.18.09.2012 11:20скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Макроэкономика


На тему:

«Государственный бюджет и фискальная политика в России на современном этапе»

Тюмень 2010

Содержание

Введение
Данная тема достаточно актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся еще в неустойчивой стадии формирования.

В прошлом, в течение длительного времени, экономисты понимали лишь тот факт, что государство через фискальную политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Только после разработки кейнсианской макроэкономической теории была обнаружена неожиданная закономерность: фискальная политика правительства оказывает большое воздействие на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времен бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии1.

Бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики) посредством инвестирования, дотаций и т.д.

Финансирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Ныне экономисты различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.

Цель данной работы: раскрыть содержание бюджетно-фискальной политики как инструмента регулирования государственной экономики в РФ. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

- раскрыть цели, направления и виды фискальной политики;

- рассмотреть инструменты, с помощью которых осуществляется фискальная политика;

- рассмотреть сущность и роль государственного бюджета;

- выяснить состояние государственного бюджета и фискальной политики в России в современных условиях.

При подготовке данной работы использовались: монографическая литература, статьи из периодических изданий, статистические сборники, учебные пособия и др.

Глава 1. Основы бюджетно-фискальной политики государства
1.1. Понятие фискальной политики и ее основные виды
Фискальная политика - политика совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов2. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мероприятий. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.

К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:

а) затраты на расширенное воспроизводство;

б) непроизводительные расходы государства;

в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;

г) проведение структурной политики;

д) содержание военно-промышленного комплекса и др.3

С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20-30 % стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50 % стоимости новых орудий производства4.

Однако в этих случаях амортизация списывается в размерах, значительно превышающих действительный износ основного капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.

В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства:

а) дискреционную;

б) недискреционную.

Проанализируем их подробнее.

Дискреционная политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами5.

Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвестиций, который вывел Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов (MG) показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт (DВНП) в результате увеличения этих расходов (DG):

DВНП = DG х MG.

Естественно, что при уменьшении государственных затрат (G) сокращается объем ВНП6.

Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход (У - Т), однако из него лишь часть идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.

Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла7.

Например, при кризисе проводится политика экономического роста. Для увеличения объема ВНП расширяются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.

Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), то правительство проводит политику сдерживания деловой активности - сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ8.

Основным инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам9. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.

Встроенные стабилизаторы направлены на преодоление возможного спада производства и отрицательных последствий инфляции, но без необходимости принятия каких-либо конкретных мер со стороны политиков. Встроенная стабильность налоговой системы и пособий, устанавливаемых в процентах от прежнего заработка, смягчает тяжесть экономических колебаний, хотя и не способна полностью скорректировать нежелательные последствия циклического развития экономики10.

Из сказанного видно, какое большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.

Фискальная функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг.

Она непосредственно связана с его распределительной функцией, однако не имеет своих специфических форм реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государственных услуг.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением соответствующей денежно-кредитной политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм11.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Эмпирические исследования теоретиков предложения в какой-то мере подготовили налоговые реформы в США и других странах. В течение 80-х - начале 90-х годов в ведущих странах Запада проводились радикальные налоговые реформы. Цели этих реформ - ввести более равномерное налогообложение равных по величине доходов, уменьшить налог на прибыли компаний, снизить прогрессивность налогообложения, ликвидировать ряд налоговых льгот. Налогообложение во всех его частях регулируется едиными исчерпывающими законами, которые принимают национальные парламенты12.

Кстати, с самого начала экономических реформ в России правительство взяло ориентир на введение чрезвычайно высокого налогообложения на доходы фирм (все виды федеральных и местных налогов и взносов в различные фонды доходят до 85-90 %),что отрицательно сказалось на состоянии национальной экономики и перспективах ее подъема. Не случайно ответной реакцией является огромное развитие теневой экономики. В итоге правительство Российской Федерации не в состоянии собрать в доходную часть бюджета до половины предусмотренных налоговых поступлений13.

Сотрудники налоговой полиции обнаружили свыше ста способов уклонения от налогов. Вот несколько, пожалуй, самых простых:

- занижается объем произведенной продукции;

- завышается себестоимость товара (чтобы скрыть часть прибыли);

- торговая выручка, полученная наличными, не приходуется, не указывается;

- используются чужие расчетные счета в банке по взаимной договоренности предпринимателей;

- при сдаче товаров в коммерческий магазин накладная (документ о поставке товаров) оформляется, но не регистрируется и т.д.

Стало быть, теневая экономика наносит серьезный ущерб формированию доходной части государственного бюджета.

1.2. Сущность и роль государственного бюджета
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами14.

Государственный бюджет - это роспись  (смета, баланс) денежных доходов и расходов государства15.

Роль бюджета в развитии национальной экономики неоднозначна на разных периодах истории. При этом достаточно четко выделяются два этапа.

В эпоху классического капитализма государство, как известно, не вмешивалось активно в хозяйственную деятельность. Примечательно, что в ведущих западных странах через государственный бюджет перераспределялось от 9 до 18 % национального дохода.

Во второй половине XX в. бюджет превратился в мощный регулятор макроэкономики. Об этом свидетельствует тот факт, что через бюджет ныне перераспределяется в западных государствах от 1/3 до 1/2 ВНП. Уровень налогов и государственных расходов позволяет бюджету играть ведущую роль в обеспечении экономического роста и занятости работников.16

Бюджет является важным рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государственных расходов и налогообложения правительства могут регулировать объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры. В связи с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетную политику.

Первая из них выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет легче преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышение налогов, что помогает ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. Эти два вида государственных мер не могут дать надлежащего эффекта, если не увязываются с соответствующими переменами в кредитно-денежной сфере. Если экспансивная бюджетная политика не сопровождается ограничениями объема денежной эмиссии и кредита, то это усиливает инфляционные тенденции. В свою очередь, когда рестриктивная бюджетная политика сочетается с жесткими кредитно-денежными мерами, то это может вызвать экономический кризис17.

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: для более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание западным ученым рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности государственных расходов.

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90 % поступлений на центральном и 70 % - на местном уровне). Через налоговый механизм в бюджет направляется от 30 % валового национального продукта в США и Японии, до 40-50 % - в Германии, Франции, Швеции. О типичных источниках поступлений в бюджет свидетельствуют статистические данные табл. 1.

Таблица 1

Структура налогообложения некоторых западных стран (в % от ВНП)18

Виды налогов

США

ФРГ

Англия

Япония

Франция

Все налоги
В том числе:

29

38

39

27

45

Подоходный налог

10

11

10

7

6

Налог на корпорации

2

2

4

6

2

Взносы на социальное страхование рабочих и служащих
предпринимателей

3

5

6

7

3

4

3

4

6

13

Акцизы

2

3

5

4

4

Налоги на предметы потребления

2

6

6

-

9


В структуре всех налогов ведущее место занимает индивидуальный подоходный налог (от 1/4 до 1/2 всех поступлений в бюджет). При этом облагаются личные доходы граждан независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов. Индивидуальный подоходный налог подсчитывается по прогрессивной шкале ставок. Начиная с установленной суммы, освобожденной от налогообложения, прирост дохода делится на части, из которых каждая последующая облагается по более высокой ставке. Количество таких ступеней колеблется от 2 (США и Великобритания) до 14 (Франция). При этом размер минимальной налоговой ставки составляет от 10 до 25 %, максимальной - от 28 до 70 %19.

Налоги на прибыли компаний составляют важную часть поступлений в бюджет (до 20 %). В большинстве западных стран в последние годы эта доля государственных доходов имеет тенденцию к уменьшению. Налог на прибыль взимается с облагаемой прибыли предприятий, которая равняется валовой выручке от реализации за вычетом производственных и коммерческих издержек (включая заработную плату, проценты по банковскому кредиту, затраты на рекламу). Вычитаются также расходы, в соответствии с действующим законодательством полностью или частично освобождаемые от налогообложения: затраты на НИОКР, взносы в благотворительные фонды, налоги местным органам власти и т.д. Максимальная ставка налога на прибыль колеблется от 30 до 50 %. В большинстве стран установлены пониженные ставки для мелких предприятий, чтобы стимулировать их деятельность20.

Прямые налоги на личные доходы граждан и на прибыль компаний, вносящие существенный фискальный вклад, обладают высоким коэффициентом эластичности, то есть зависимости между поступлениями от них в бюджет и колебаниями величины валового национального продукта. Этим обусловлена их роль как рычага централизованного государственного воздействия на экономику.

В последние годы возрастает значение взносов на социальное страхование. По своей природе они близки к налогам и выплачивается лицами, нанятыми на работу (в процентах к валовому заработку) и предприятиями (в процентах к общему фонду заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на потребителей.

Существенную роль в западных странах играют косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. Среди них в США и Канаде ведущим является налог с оборота (облагается вся валовая выручка от реализации товаров и услуг); уровень налога колеблется от 2 до 10 %. В западноевропейских странах и Японии от 14 до 19 % составляет налог на добавленную стоимость (разница между валовой выручкой и суммой затрат на сырье, полуфабрикаты и услуги, полученные от поставщиков)21.

К косвенным налогам относятся также выборочные акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Другой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины, доля поступлений от которых в большинстве стран незначительна (в Великобритании - 1,2 %, в Японии - 1,3, США - 1,6, Германии - 2,5 и во Франции - 7,6 %).

Отличительная особенность косвенных налогов - регрессивность, повышение их уровня в общей сумме дохода по мере уменьшения самого дохода. У малоимущих слоев населения эти налоги составляют более существенную долю дохода, чем у состоятельных граждан.

В современных условиях продолжает действовать ряд традиционных налогов:

а) с наследства и дарений;

б) поимущественный, который взимается с оценочной стоимости земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений.

Такие специфические налоги не дают существенного фискального вклада22.

Второй составной частью бюджета являются расходы (в России их часто называют расходами на социальные структурные мероприятия) – на образование, культуру, искусство и кинематографию, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику. Эта часть призвана обеспечить финансовыми ресурсами потребности государства для выполнения его функций.

Возрастание роли государства в регулировании макроэкономики выразилось в появлении во второй половине XX в. новых тенденций в развитии функций государственного бюджета. Одна из них - участие государственных финансов в обеспечении устойчивого экономического роста23.

На Западе через бюджет финансируется от 1/3 до 1/2 всех инвестиций в основной капитал. Обновлению технической базы производства способствуют возросшие государственные затраты на фундаментальные научные работы, прикладные исследования и разработки. Значительные суммы государство расходует на кредиты, субсидии (денежные пособия) и дотации предпринимателям, которые участвуют в выполнении государственных программ экономического развития. Существенно увеличились объемы инвестиций в "человеческий капитал" (образование, повышение квалификации и переквалификацию рабочей силы)24.

Важнейшая функция бюджета - увеличение объема совокупного спроса посредством государственных закупок товаров и услуг, в том числе и на военные цели.

Бюджет выступает также как главный инструмент социальной политики государства. С его помощью проводится широкомасштабное перераспределение доходов в целях достижения большей социальной справедливости. Как известно, население западных стран уплачивает сравнительно большие налоги. Однако значительная их часть возвращается в виде трансфертных платежей, идущих на социальные нужды. Общая сумма налогов за вычетом социальных выплат населению представляет собой чистые налоги.

В среднем половина всех расходов центральных бюджетов на Западе идет на социально-экономические цели. В конце 80-х годов в США и ФРГ на эти цели пошло 53 % всех расходов, Японии - 47, Великобритании - 50 %25. Бюджетные затраты на социально-экономические потребности подразделяются на две большие группы. Первая группа статей касается собственно социальных нужд (затраты на выплату пенсий, пособий, на здравоохранение, образование и подготовку кадров). Вторая группа предусматривает непосредственно экономические расходы (на энергетику, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, региональное развитие, природные ресурсы и охрану окружающей среды, добывающую и обрабатывающую промышленность, сельское хозяйство, связь, транспорт и т.п.).

Существенная доля бюджетных средств идет на прямые и косвенные военные расходы, в том числе экономическую и военную помощь зарубежным странам, затраты на космические и иные исследования в военной области, пенсии и пособия бывшим военнослужащим.

За последние три десятилетия наблюдаются существенные структурные сдвиги в расходной части центральных бюджетов ведущих стран Запада.

Во-первых, увеличился удельный вес затрат, касающихся благосостояния людей (на здравоохранение, образование, подготовку и переподготовку кадров, пенсионное обеспечение).

Во-вторых, замедлились темпы роста и соответственно снизилась доля расходов, связанных с обороной, управлением и оказанием услуг.

В-третьих, с середины 60-х и до середины 80-х годов в большинстве стран быстро повысился удельный вес затрат центрального бюджета в валовом внутреннем продукте26.

Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированию (установлению равновесия между поступлениями и затратами). Например, бюджеты таких стран, как Великобритания и США, отличались высокой устойчивостью, что объясняется относительно высокими темпами экономического роста и небольшим удельным весом непроизводительных военных расходов. Но резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями). Этот дефицит стал злободневной национальной проблемой27.

Но государственный бюджет должен отражать циклическое движение экономики. Проводимая государством антициклическая фискальная политика имеет два разных результата в соотношении доходов и расходов в бюджете.

Во время производственного спада бюджет, естественно, имеет отрицательное сальдо. То есть при бухгалтерском приравнивании доходов и расходов бюджет сводится с дефицитом - расходы значительно возрастают, что важно для преодоления кризиса, и превышают доходы.

В период спекулятивного бума бюджет имеет положительное сальдо. Существенное превышение доходов над расходами является следствием большого поступления налоговых платежей во время подъема производства. Изъятие значительной части доходов на фазе бума способствует снижению "перегрева" экономики.

Отсюда видно, что если бюджет будет ежегодно строго сбалансирован, то государство не сможет проводить стабилизирующую, антикризисную политику, которая призвана "гасить" экономические колебания. Более того, ежегодно уравновешенное соотношение государственных доходов и расходов усилит циклические колебания экономики. Так, во время кризиса совокупный спрос будет меньше требуемого. В период спекулятивного бума инфляция усилится28.

Из вышеизложенного можно подвести следующие итоги:

- ежегодно сбалансированный бюджет не является "нейтральным" по отношению к экономическим колебаниям;

- государственный бюджет целесообразно балансировать на циклической основе, то есть с положительным сальдо при буме и отрицательным - при спаде производства.

Между тем типичен бюджет с отрицательным сальдо. Объясняется это прежде всего возрастанием роли государства в разных сферах жизни общества, увеличением численности государственных служащих, умножением расходов на военно-промышленный комплекс и др. В результате темпы затрат государства зачастую значительно превышают скорость увеличения ВНП.

С быстрым ростом бюджетных расходов столь же быстро увеличивается внутренний государственный долг. Увеличение государственного долга имеет ряд отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП, что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу.

Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг вытесняются иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

Во многих странах Запада в 90-е годы был взят курс на ограничение темпов роста государственных расходов и стабилизацию их уровня в валовом национальном продукте. С этой целью свертывались низкоэффективные, малопопулярные социально-экономические программы, сокращались военные расходы, проводилась частичная конверсия оборонной промышленности, что благоприятно сказалось на снижении бюджетного дефицита29.

Подводя итоги рассмотрения фискальной политики и государственного бюджета, пришли к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Как крупнейшая экономическая реальность, охватывающая все сферы жизни страны, государственные расходы играют центральную роль при определении структуры потребления, инвестиций и прибыли в экономике.

Изменение государственных расходов и налогов оказывает влияние на величину дохода. Это повышает возможности использования фискальной политики для стабилизации экономики. Когда экономика переживает спад, возможно, для расширения выпуска следует снижать налоги или увеличивать государственные расходы. А когда экономика на подъёме, следовало бы повышать налоги и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику к состоянию полной занятости.

Глава 2. Характеристика фискальной политики России на

современном этапе
2.1. Реформирование бюджетной и налоговой системы в России
Реформирование бюджетной и налоговой систем в России в период 2008 -2010 гг. проводится в сложных условиях. Это связано с реструктуризацией отраслевой структуры производства, кризисной экономической ситуацией, проведением крупных мер по социальной защите населения и т.д.

В современных условиях согласно стратегическим ориентирам - содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учёте критериев эффективности и результативности бюджетных расходов - позволило существенно продвинуться в достижении определённых на среднесрочную перспективу целей бюджетной политики:

- улучшения качества жизни населения,

-создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере,

- решения проблем макроэкономической сбалансированности,

- повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами30.

В современных условиях меняется структура доходной части государственного бюджета, которая в значительной мере формируется за счет налоговых поступлений. Поэтому главное значение в осуществлении фискальной политики сводится к реформированию налоговой системы и налогообложения.


Налоговая политика
В современных условиях наметились основные вехи реформирования российской налоговой системы по следующим направлениям:

- корректировка налогового законодательства.

С 2009 года в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость при передаче исключительных прав на основные виды интеллектуальной собственности. Предусмотрено также освобождение от уплаты этого налога научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ независимо от источников их оплаты. Введён повышающий коэффициент амортизации для основных средств, используемых исключительно для научно-технической деятельности31.

Введены единая декларация по налогу на добавленную стоимость и общий порядок возмещения этого налога, упрощена процедура получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, стимулирующие более активное участие некоммерческих организаций в осуществлении социальной деятельности за счёт исключения целевых поступлений отдельных видов денежных средств при отделении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Реформирована система налоговых вычетов, предоставляемых физическим лицам. Введён новый вычет на сумму отчислений на добровольное пенсионное страхование, а также объединены все социальные вычеты на образование и здравоохранение с увеличением предельной суммы единого вычета до 100 тыс. рублей32.

- корректировка межбюджетных отношений.

Принятые в 2009 году поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации завершили закрепление на долгосрочной основе доходов за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Наряду с заложенными в методиках выравнивания бюджетной обеспеченности регионов стимулами это стало одним из факторов устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации33.

Серьезную озабоченность вызывает и тот факт, что ряд субъектов РФ отложило до 2011 года завершение реформы местного самоуправления и формирование связанных с ней инструментов и методов межбюджетных отношений. Далеко не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом РФ принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе – закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

Для современного периода становится важной разработка концепции повышения стимулирующей функции налогообложения в развитии предпринимательства и формировании инвестиций.

Стратегия усиления стимулирующей функции налогообложения и количественного увеличения инвестиций предполагает их программное обеспечение. В состав этой программы должны входить определенные меры органов государственного и территориального управления, реализуемые в логической последовательности.

К этим мерам относятся:

- обеспечение стабильного налогового законодательства, недопустимость любых изменений в налоговой схеме в течение всего хозяйственного года. Более того, предполагается продолжительный по горизонту мораторий на внесение поправок, усиливающих налоговое бремя;

- отказ от неоправданной множественности налогов, число которых только в России с учетом местных налогов приблизилось к 100;

- устранение имеющейся дискриминации в дифференциации налогоплательщиков в зависимости от форм собственности;

- установление низких налогов на производителей и «удешевление» кредита;

- усиление целенаправленности налоговой системы. В условиях спада производства важно поставить в привилегированное положение предприятия (фирмы), реально увеличивающие объемы производства и осуществляющие инвестирование средств в его рост. Сделать это можно разными способами, например, освободив от налогов часть прибыли, полученной от увеличения объема реализации в сопоставимых ценах. Желательно также полностью освободить от налогообложения вклады инвесторов и прибыль предприятий, направляемую на развитие производства, НИОКР, содержание объектов социальной сферы;

- придание действенного и конкретного характера налоговым льготам, которые теперь в большинстве носят декларативный и показной характер, в результате чего теряют стимулирующее значение. Вновь создаваемым или реконструированным предприятиям необходимо предоставлять льготы с момента не их регистрации, а получения первой прибыли34.

Как показывает мировой опыт развитых стран, современная налоговая система должна стимулировать научно-технический прогресс, структурную передислокацию ресурсов и рабочей силы, выпуск дефицитной продукции, развитие предпринимательства. В тоже время она должна подавлять такие негативные тенденции, как монополизм, рост издержек, спекулятивная активность, инфляция35.
Бюджетная политика
При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределённость на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

Внешние факторы оказывают серьёзное воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет нынешняя структура российской экономики ещё не отвечает современным требованиям развивающейся страны. Она существенно отличается о структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

При таких условиях необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования её структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

В этих целях бюджетно-фискальная политика формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывая все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности36.

Такова общая концепция динамики фискальной политики России в направлении безусловного экономического роста при одновременной максимизации индивидуального богатства налогоплательщиков и налоговых поступлений в бюджет.

В итоге экономическая динамика общества будет обеспечиваться через концентрацию налоговых поступлений в бюджет и направлений бюджетных ассигнований на инвестирование средств в различные структуры и программы, а также социально-культурную сферу. Именно через бюджет реализуются прямые и обратные связи по регулированию и поддержанию макроэкономического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения.

Функции налогообложения в обеспечении инвестирования не абстрактны. Они выполняют задачи ресурсно-денежного обеспечения этого процесса по разработанным программам. Это связи прямого характера.

В свою очередь, экономический рост и расширение масштабов производства увеличивают налоговое поле и обратное увеличенное поступление ресурсов. Это обратные связи в общей экономической динамике.

Изменение налоговых ставок незамедлительно сказывается на мотивации экономических собственников. Претензии государства на чрезмерную долю конечного продукта могут не только ослабить, но и подорвать мотивацию экономических агентов к хозяйственной деятельности вообще. Налоги представляют собой субъективное «вторжение» в реальные процессы трансформации собственности, ускоряя либо замедляя «способ работы над продуктом». Так высокие налоговые ставки с началом реформ в России объективно не позволили должным образом развиться малому бизнесу, да и крупные предприятия испытывали экономический «дискомфорт» от проводимой государством воинствующей фискальной рестрикции37.

Названная фискальная рестрикция стала одной из веских причин возникновения и бурного развития внелегальных хозяйственных структур на современном этапе. Именно это можно наблюдать в современной российской экономике, где сниженные налоговые ставки не дали ожидаемого результата и не вывели из «тени» большинство хозяйственных структур.

Скрытые формы присвоения благ оказывают обратное влияние на фискальную политику государства, замедляя либо ускоряя принятие соответствующих решений. Например, современная преимущественно экспансионистская, фискальная политика российского государства в немалой степени явилась закономерным следствием массового ухода от налогов, вызванного в свое время фискальной рестрикцией. И хотя ожидаемых результатов сниженные налоговые ставки не дали, тем не менее, именно в них можно видеть один из факторов стратегической социально-экономической стабилизации в современной России.

Заключение
Важнейшей задачей, которая возложена на государство, выступает регулирование экономической жизни. Для ее решения властям необходимо достичь сбалансированности экономического развития. Для этого государство стимулирует экономический рост, поддерживает определенный уровень занятости, сдерживает инфляцию, обеспечивает устойчивость национальной валюты.

Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты фискальной политики, которая наряду с его кредитно-денежной политикой обладает огромными возможностями.

Фискальная политика - это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями со стороны правительства для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

На практике фискальная политика активно используется в целях стабилизации экономики. Расширение государственных расходов и снижение налогов применяется, когда надо помочь экономике выбраться из кризиса. Снижение расходов и увеличение налогов практикуется, когда надо затормозить чрезмерный подъём.

В настоящее время фискальная политика и бюджет неотделимы друг от друга. Эта политика является важнейшим инструментом формирования государственного бюджета. С другой стороны она включает в себя теоретическую основу и на практике определяет статьи расхода бюджетных средств.

Думается, что в условиях современной России необходимо совершенствовать бюджетный механизм и укреплять его доходную базу для укрепления денежного обращения и финансового положения.

Всестороннее изучение этого вопроса, а также грамотное использование механизмов фискальной политики позволяет обеспечить стабильные темпы экономического роста, возможность использования в России экономических рычагов регулирования на современном этапе.

Подводя итоги, хочется отметить, что проблема фискальной политики, независимо от места и времени, будет оставаться актуальной. Но грамотно сформированная и последовательно проводимая бюджетно-налоговая политика, как правило, характеризуется достижением макроэкономической стабильности, сбалансированностью государственных финансов и ведет к стабильному, уравновешенному и не побоюсь этого слова процветающему образу жизни всех субъектов государства.

Список использованной литературы


  1. Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.

  2. Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 56-59.

  3. Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 10-15.

  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.

  5. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2005.

  6. Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 12-19.

  7. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000.

  8. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 1997.

  9. Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика - М., Инфра-М, 2003.

  10. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001.

  11. Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 33-40.

  12. Носова С.С. Экономическая теория. - М., Владос, 2000.

  13. Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999.

  14. Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Академия, 2003.

  15. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики в России. – М., 2007.

  16. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М., Юрайт, 2003.

  17. Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Инфра-М, 2006..

  18. Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.Н.Романова, И.П.Николаевой, В.В.Клочкова и др. – М.: Финстатинформ, 1997.

  19. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева - М., Владос, 2001.



1 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учеб. - М.: Юристъ, 2000. – 34 с.

2 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 56

3 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. - М.: ВЛАДОС, 1997. – с. 23

4 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 55

5 Носова С.С. Экономическая теория. - М., Владос, 2000.- с. 34

6 Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.- с. 73

7 Самуэльсон П.А. Экономика. - М.: Академия, 2003. – с. 66

8 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – с. 86

9 Борисов Е.Ф. Экономическая теория - М., Юрайт, 2005.- с. 74

10 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 12

11 Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.Н.Романова, И.П.Николаевой, В.В.Клочкова и др. – М.: Финстатинформ, 1997. – с. 92

12 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 64

13 Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 14

14 Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева - М., Владос, 2001. – с. 84

15 Райзберг Б.А.. Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 45 с.

16 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 37

17 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 13

18 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 101

19 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006.- с. 106

20 См. там же. – с. 109

21 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 110

22 Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 35

23 Тарасевич Л.С. Макроэкономика. - М., Юрайт, 2003. – с. 64

24 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 32

25 Астапович А.З. Налоговая политика западных стран: история и актуальное развитие. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 79

26 Фишер С., Дорибуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Инфра-М, 2006. – с. 67

27 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 40

28 Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика: Учеб. - М.: Издательство «ДИС», 2005. – с. 113

29 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 43

30 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 56

31 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 57

32 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 12

33 Мясникова А.В. Налоги: принципы, функции, законодательство // Государство и право. - №9. – 2010. – с. 37

34 Ермилова Н.Г., Пугачева Т.В. Налоги и сборы Российской Федерации. // Налоговый вестник. - №5. – 2009. – с. 12

35 Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Налоги в развитых странах. - М.: 2001. – с. 84

36 Астапов К. Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации. // Экономист. - №2. – 2009. – с. 58

37 Балацкий Е.В. Эффективность фискальной политики государства. // Проблемы прогнозирования. - №5 - 2008. – с. 15





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации