Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе - файл n1.doc

приобрести
Сорокина Е.Г. Конфликтология в социальной работе
скачать (4038.6 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc4039kb.18.09.2012 10:51скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Е. Г. СОРОКИНА




КОНФЛИКТОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области социальной работы в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа»
academ'a

«

Москва

Издательский центр «Академия» 2009
УДК 36.05(075.8) ББК 65.272я73 С654

Рецензенты:

доктор философских наук, зав. кафедрой социальной политики и социальной работы Московского гуманитарного университета, профессор

В. А. Никитин',

доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета

А. Б. Белинская; кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ Н. В. Афанасьева

Сорокина Е.Г.

С654 Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Г.Сорокина. — М. : Изда­тельский центр «Академия», 2009. — 208 с. ISBN 978-5-7695-4937-3

В пособии раскрываются социальная природа конфликта и его особенности, рассматриваются структура и этапы развития конфликта. Особое внимание уделяется управлению конфликтами в социальной работе, методикам разрешения конфликтов в процессе социальной работы.

Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно также специалистам по социальной работе.

УДК 36.05(075.8) ББК 65.272я73


ISBN 978-5-7695-4937-3
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

© Сорокина Е. Г., 2009

© Образовательно-издательский центр «Академия», 2009 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2009

ВВЕДЕНИЕ

Эволюция цивилизации сопровождается возникновением и раз­витием самых разнообразных конфликтов. Конфликты, являясь частью жизни каждого индивида, порождают проблемы как инди­видуального, так и социального характера; различные по масштабу, причинам, структуре, длительности и «стоимости», они требуют единой методологии как при исследованиях, так и при практическом их регулировании.

Понимание конфликта как социального явления и определение его роли в социогенезе, определение детерминант конфликтного поведения — приоритетные в настоящее время направления конф­ликтологии.

Конфликт — важная составляющая социально-психологиче- ских проблем, но, несмотря на постоянно растущее число иссле­дований в этом направлении, проблема конфликта остается во многом неразрешенной. В отечественной и зарубежной психоло­гической науке существуют различные взгляды на природу конф­ликтов и их социальную роль. Противоположные позиции пред­ставлены как в зарубежной психологии и социологии (Р.Дарен- дорф, Г.Зиммель, Л.Козер, К.Левин, Д.Морено, Т.Парсонс, У.Самнер, А.Смолл, К.Томпсон, К.Хорни, К. Юнг, Р. Блейк и Дж.Моутон, Р.Ликерт и Дж. Г.Ликерт, М.Фоллет, М.Раким, К.Томас), так и в отечественной психологии (К.А.Абульханова- Славская, В.С.Алишев, О.В.Аллахвердова, А.Я.Анцупов, Н.В.Гри­шина, А.И.Донцов, С.И.Ерина, М.М.Кашапов, Н.В.Клюева, Т. И. Марголина, В.С.Мерлин, В.Н.Мясищев, В.В.Новиков, Л.А.Петровская, Т.А.Полозова, С. Л. Прошанов, А. А. Реан, В.П.Трусов, Б.И.Хасан, В.АХащенко, Р.Х.Шакуров, А.И.Шипи- лов).

В процессе конфликта изменяется система отношений и цен­ностей, люди как бы по-иному начинают воспринимать реаль­ность, совершая поступки, которые были для них ранее несвой­ственны.

Конфликтом принято называть трудноразрешимое противоре­чие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными пе­реживаниями. Буквально слово «конфликт» означает «столкнове­ние».

Конфликты, как правило, возникают между людьми в связи с решением тех или иных вопросов их жизнедеятельности, а также в условиях противоречий. Однако не всякое противоречие приво­дит к конфликтам. Это случается тогда, когда оно затрагивает интересы людей, социальный статус личности или группы, пре­стиж, моральное достоинство.

Социальная работа, как учебная дисциплина призвана решать весьма важные задачи по формированию социального работника- профессионала, среди которых — овладение умениями с граждан­ских, гуманистических позиций анализировать и оценивать соци­альные явления и конфликтные ситуации, компетентно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем, а также знаниями методик моделирования и прогнозирования социальных процессов, происходящих в обществе, конкретных общностях и малых группах.

Социальная работа рассматривается как деятельность, цель которой — разрешение разнообразных конфликтов человека (кли­ента), попавшего в силу тех или иных жизненных обстоятельств в кризисную ситуацию. Поэтому в современных условиях соци­альная работа как прикладная наука вынуждена опираться на парадигмы различных теорий. Например, в толковом словаре «Социальные технологии» отмечены два подхода: системный, или структурный (социально-организационный), и психосоциаль­ный.

Конфликт в свете используемых в социальной работе традици­онных теоретических подходов рассматривается как явление ско­рее деструктивное и потому требующее скорейшего вмешательства. Следовательно, профессиональное взаимодействие с клиентом, как правило, строится в форме психосоциальной терапии, цель кото­рой — разрешение конфликтов или предотвращение их разви­тия.

Современная теория конфликта доказывает, что конфликт — многоаспектный феномен. По мнению американского социолога Р. Парка, только там, где присутствует конфликт, поведение ста­новится сознательным.

Будучи одной из фундаментальных социальных парадигм XX в., теория конфликта не только может, но и должна быть восприня­та и использована современной теорией социальной работы, так как конкуренция и конфликт являются основой всех видов и форм социальных практик и взаимодействий. В рамках социальной работы конфликт может рассматриваться на следующих уров­нях.

1. Уровень фундаментальной социологической теории как ме­тодологически ориентированной базы профессиональной дея­тельности социального работника, как отправной точки для соци­ального взаимодействия. Конфликт рассматривается как явление всеобъемлющее, содержащее в себе как положительные, так и отрицательные функции, способное выступать основой и дестаби­лизации, и стабильности социальных отношений.

  1. Средний уровень. Социальный работник может использовать те или иные учения как основные подходы к анализу реальных социальных противоречий и конфликтов.

  2. Уровень определенного вида психосоциальных технологий, которые позволяют осуществлять профилактику, диагностику, разрешение конфликта и управление конфликтной ситуацией.

Первым шагом социального работника в понимании проблем­ного поля социального конфликта, содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия должно стать определение понятия «конфликт». Это сделать не просто.

Современных исследователей все больше и больше занимает вопрос о легитимности, обоснованности их деятельности перед лицом как безграничных возможностей, так и «опасностей» со­временного естествознания. В связи с этим все чаще «классическое» естествознание определяют как частный случай современного естествознания и ставят вопрос о роли субъекта в социальной науке, пытаются ответить на вопросы: зачем? почему?

С тех пор как в XIX в. естествоиспытатели отпраздновали не­зависимость естественной науки, разорвавшей оковы философии, в XXI в. пытаются восстановить организующую роль философского мышления, поскольку в социологии и социальной психологии существует множество теорий, по-разному трактующих конф­ликт.

Так, где заканчивается противоречие и начинается конфликт? Английский социолог Э. Гидденс четко разводит такие понятия, как «конфликт» и «противоречие». По его мнению, конфликт — ре­альная борьба, не зависящая от причин, его вызвавших, тогда как противоречие — это несовпадающие интересы, которые не всегда приводят к столкновению. Разводя понятия «конфликт» и «про­тиворечие», другие авторы называют «противоречие» конфликтной ситуацией.

«Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населе­ния, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функциониро­ванию»1.

В рамках данного определения социальной работы конфликт необходимо рассматривать во всех аспектах его развития в социу­ме: «противоречие — конкуренция — конфликт».

На стадии противоречия (предконфликтной), как правило ла­тентной, возрастает социальная напряженность, взаимодействие становится конкурентным, но сами отношения не приняли харак­тер конфликта. С этой точки зрения конфликт может стать объ­ектом научного исследования социального работника с несколь­ких позиций, а именно:

Один из создателей структурного функционализма Т. Парсонс считал, что основным состоянием социальной системы является ее стабильность, которая задается и поддерживается определенной нормативно-ценностной структурой.

По Т. Парсонсу, социальный конфликт трактуется как поведение или его мотивация, которые находятся в противоречии с одной или несколькими социальными нормами и потому составляют причину возникновения «напряжений» между элементами соци­альной структуры, появления их дисфункциональное™.

С точки зрения американского социолога JI. Козера, социальный конфликт — это борьба за ценности, власть или ограниченные ресурсы, в которой целью является не только получение желае­мого, но и также нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника.

Итак, конфликт можно рассматривать как одну из форм борь­бы, в которой цели могут носить негативный характер.

Социальные конфликты могут быть конструктивными и де­структивными, но не хорошими или плохими. Пример: раздел наследуемого имущества при отсутствии завещания и наличии несовершеннолетних детей. Если наследники придерживаются принципа справедливости в рамках законодательной системы, то, скорее всего, конфликт разрешится конструктивно. Если кто-то из наследников пытается обойти закон, пренебречь интересами несо­вершеннолетних детей, права которых может отстаивать социальный работник, то отношения обострятся до враждебных, и результат будет деструктивным.

Адвокаты или представители социальных служб могут побуждать участников конфликта к совместной работе по выработке общего решения, тогда результат будет позитивным. Следовательно, кон­фликт можно рассматривать как благоприятную возможность и движущую силу к изменению.

Люди, попадая в конфликт, ведут себя различным образом: от избегания проблемы и ухода от сотрудничества до судебного про­цесса и борьбы.

Задача социального работника в рамках профессии — напра­вить конфликт в позитивное русло и добиться его разрешения с минимальными потерями для всех участников. Не менее важным является умение обучить клиентов элементарным навыкам по выходу из конфликта или его разрешению.

Одна из задач, которая стоит перед современным социальным работником, — вернуть клиенту способность действовать самосто­ятельно в любой жизненной ситуации, без «страховки» социаль­ного работника, что и считается критерием профессионального успеха.

Для ее решения социальные работники должны обладать пси­хологическими знаниями и владеть специальными технологиями по работе с клиентом (человеком), разными социальными группа­ми (детьми, семьей, инвалидами, пенсионерами и др.), а также навыками развития у своих подопечных активности и самостоя­тельности.

Таким образом, сфера профессиональной деятельности со­циального работника разнообразна и не всегда имеет четкие границы.

Подготовка будущих специалистов в этой области включает помимо учебного компонента обязательную практику под руко­водством опытного наставника. В процессе становления социаль­ного работника большое значение придается также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, и развитию профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером.

Профессиональная деятельность социального работника в ус­ловиях конфликта осложняется двумя обстоятельствами.

Во-п ервых, конфликты не всегда прогнозируемы. Возникно­вение конфликта и его специфика как социального явления могут быть разнообразными и зависеть от индивидуальных особенностей участвующих в нем субъектов. Так, по утверждению Э.Гидденса, конфликты могут возникать даже при отсутствии объекта конф­ликта: противоречие или противостояние интересов не обязатель­но ведет к открытой борьбе, но столкновение может иногда воз­никнуть и между сторонами, которые неоправданно полагают, что их интересами пренебрегают. Примеры — религиозные, этнические конфликты.

Во-вторых, социальному работнику иногда трудно оставать­ся в рамках профессионального поля, сохранять дистанцию при конфликтном взаимодействии двух и более субъектов, не быть втянутым в конфликт. Примером может служить ситуация, когда социальный работник вынужден выступать в роли «посредника» или «адвоката», а потому вступать в конфликтные отношения с другими субъектами конфликта — официальными или неофици­альными лицами, учреждениями.

В процессе профессиональной деятельности социальному ра­ботнику необходимо учитывать, что рост социальной напря­женности в обществе обусловлен:

Таким образом, негативные процессы, сопровождающие разви­тие современного общества, обусловливают необходимость конф­ликтологических знаний для профессиональной деятельности социального работника.


РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО РАЗВИТИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Глава 1

ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ, СТАНОВЛЕНИЕ

КОНФЛИКТОЛОГИИ

Попытки осмыслить роль конфликта в жизни человека и об­щества впервые были представлены в эпоху Античности. Примером может служить знаменитое утверждение Гераклита: «Враждующее соединяется, из расходящихся — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу».

Идея возникновения конфликта из социальной стратификации общества получила свое развитие в учении Платона — автора мо­дели идеального государства, согласно которой люди и их добро­детели располагались в трехступенчатой иерархии:

По Платону, рабы не обладают никакой добродетелью и поэтому не могут принимать участие в политической жизни государства. В этом выражалась антидемократическая позиция философа, про­поведовавшего аристократическую форму рабовладельческого государства, способного подавлять конфликты насилием и угне­тением.

Ученик Платона Аристотель в своем трактате «Политика» ука­зывал на источники конфликтов, в числе которых имущественное и социальное неравенство людей, а также наглость, страх, пренеб­режение законом, несходство характеров, чрезмерное возвышение одних и унижение других.

Конфликт в образе «войны всех против всех» пронизывает уче­ние об обществе английского философа Т. Гоббса. Он считал, что люди равны по природе, но равенство неизбежно порождает не­прерывные конфликты и столкновения между людьми. Чтобы избавиться от столкновений, люди по взаимному согласию, по «договору» переходят к государственному устройству. Так обра­зуется государство, которое Т. Гоббс уподобляет мифическому биб­лейскому чудовищу — Левиафану.

По мнению философа, конфликт, существующий между людьми, являющийся результатом естественного права и ограниченности ресурсов, есть конфликт не базисный, а вторичный, и в его разре­шении главным арбитром выступает государство. Отсюда человек не может обладать суверенитетом, который является исключительной прерогативой государства, поэтому только государство способно разрешать конфликты, пресекать и даже исключать из жизни об­щества.

Одно из первых определений социальных конфликтов дал французский философ и социолог О. Конт. С его точки зрения, социология — общественная наука, назначение которой — вы­явить особенности социального организма как целостности глобального общества, как развивающейся системы. Поэтому в центре его внимания — достижение социального консенсуса, возникающего на основе преодоления конфликтов в процессе синтезирования диахронного и синхронного компонентов исто­рического процесса. Второй из этих компонентов — «социальная ситуация». О. Конт утверждает, что она вычленяет элементы — се­мью, собственность, разделение труда, государство, а также язык и религию, которые при стечении благоприятных условий и возможностей способствуют достижению социального консен­суса.

Среди этих элементов главное значение приобретает разделе­ние труда, которое приводит к стратификации общества на раз­личные группы, классы и возникновению конфликтов между ними. По О. Конту, «социальная динамика» позволяет понять, как эти конфликты возникают и какими путями их можно преодолеть. С точки зрения философа, политический и моральный кризис общества, сотрясаемого конфликтами, есть результат несовершенс­тва и анархии мысли.

Одна из наиболее известных теоретических концепций соци­ального конфликта связана с именем К. Маркса. По его мнению, классовая структура, социально-политическая система, культура, идеология, религиозные догмы, философские идеи и другие эле­менты общественного сознания являются отражением экономи­ческого базиса и воспроизводят в специфической форме свой­ственные ему противоречия, они пронизаны социальными конф­ликтами.

Таким образом, в марксистском понимании социальный кон­фликт, во-первых, всегда связан с противоположностью интересов, которыми руководствуются противоборствующие социальные субъекты (буржуазия и пролетариат). Во-вторых, он является наи­более резкой и открытой формой проявления социального проти­воречия.

Одновременно с марксистской теорией конфликтов возникали и развивались различные, подчас весьма интересные и во многом продуктивные конфликтологические концепции.

Автором одной из таких концепций был известный английский социолог Г. Спенсер. Он рассматривал общество как единый ор­ганизм, целостную систему, каждая часть которой выполняет свойственные ей специфические функции. Опираясь на принцип борьбы за существование, Г. Спенсер считал противоборство и конфликты универсальными состояниями, усматривал в них все­общий закон общественного развития, который обеспечивает равновесие не только в пределах отдельного общества, но и меж­ду всем социумом и его природным окружением. Он разработал методологический подход к анализу общественных явлений, ко­торый в социологии известен как функционализм. Суть его за­ключается в следующем:

Таким образом, конфликты, будучи неизбежными, заметно стимулируют общественное развитие.

Существенный вклад в создание основ социологии конфликтов внес немецкий философ и социолог Г. Зиммель, который ввел термин «социальный конфликт». С его точки зрения, социальные конфликты в обществе неизбежны и неотвратимы. В своем фун­даментальном труде «Социальная дифференциация» Г. Зиммель обстоятельно проанализировал «чистые формы» социализации, весь процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей. По мнению философа, социальное — это пре­жде всего межличностные отношения, где конфликт хотя и явля­ется одной из форм разногласия, но в то же время выступает ин­тегрирующей силой, которая объединяет противостоящих, способ­ствует стабилизации общества.

Значительный вклад в развитие теории конфликтов внес выда­ющийся французский социолог и философ Э.Дюркгейм. С его точки зрения, ведущая роль принадлежит социальному факту. «Эти специфические факты, — пишет Э.Дюркгейм, — выступают как внешние по отношению к индивидам, поскольку заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. в его членах». Поэтому социальные факты — объективная реаль­ность, не зависящая от индивида. Эти социальные факты «состав­ляют способы мышления, деятельности и чувствования, находя­щиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследс­твие которой они ему навязываются»1, оказывая на него «внешнее принуждение». По Э.Дюркгейму, это формирует социальный кон­фликт.

Развитие общества осуществляется через формирование соци­альных групп и возникающую внутри них общественную солидар­ность, которая «является единственным арбитром для разрешения конфликтующих интересов в определении каждому соответствую­щих границ»2. Солидарность не позволяет индивидам уничтожать друг друга в ожесточенной борьбе.

В начале XX в. внимание к развитию конфликтологии усили­лось. Американский социолог Р. Парк при разработке концепции развития социальной системы пришел к мысли, что в основе со­циальной динамики лежат взаимодействующие между собой че­тыре важнейших процесса: конкуренция, конфликт, приспособ­ление и ассимиляция.

Конкуренция, утверждал он, отражает не только борьбу за существование, но и экономическое соперничество. Грань же между конкуренцией и высшими формами интеграции является по существу границей между коммуникацией и осознанием ими социального контакта. При переходе этой грани конкуренция становится конфликтом, а борющиеся между собой индивиды или группы превращаются в соперников или врагов. Объект, из-за которого ведется борьба, также меняется. «Конкуренция, — пишет Р. Парк, — определяет позицию личности в территориальной об­щности, конфликт же обозначает ее место в обществе. Простран­ственное положение, позиция экономической взаимозависимос­ти — таковы черты территориальной общности. Статус, суборди­нация и супер-ординация — таковы черты, характеризующие об­щество»3.

Таким образом, конфликт, по мнению Р. Парка, является на­иболее общим процессом социального взаимодействия. Именно благодаря возникновению конфликтов, их разрешению, а затем и возникновению новых конфликтов, требующих новых подходов к их устранению, «территориальная общность преобразуется в общество». Конфликт приобретает в этой концепции значение важнейшей детерминанты социально-политического развития, уступая свою роль в экономической сфере общества процессу конкуренции.

В отличие от социологов и философов психологи, объясняя конфликтное поведение человека, ставили его в зависимость от психологических факторов, что сделало конфликтологию в конце XIX — первой половине XX в. специфической интегративной от­раслью знания.

В рамках психоаналитической концепции, разработанной З.Фрейдом, его учениками и последователями К. Юнгом, А.Адле­ром и К.Хорни, основным объектом теоретического анализа и клинической деятельности в психологии и психиатрии стали внут- риличностные конфликты.

Основатель психоанализа З.Фрейд отмечал: «Человек страдает от конфликта между требованиями влечений и сопротивлением, которое поднимается в нем против них, и мы ни на миг не забы­вали об этой сопротивляющейся, отклоняющей, вытесняющей инстанции, которая обладает своими особыми силами, стремле­ниями Я»4. Основой внутриличностного конфликта, по его мне­нию, является рассогласование функций трех основных составля­ющих психологической структуры личности. В их числе:

В случае когда между любыми из этих трех компонентов лич­ности возникают противоречия, развивается внутриличностный конфликт, приводящий к различным неврозам, к разладу как с внешним миром, так и с самим собой.

Ученик З.Фрейда австрийский психолог А.Адлер в отличие от своего учителя отвергал его идею о биосексуальности. В центре его внимания были межличностные отношения. В человеческих отношениях А.Адлер считал главным социальный фактор. Он утверждал, что личность нельзя рассматривать в отрыве от обще­ства, так как человек прежде всего существо социальное.

Выдающийся швейцарский психиатр и психолог К. Г. Юнг раз­вил идеи 3. Фрейда и придал им более широкое, не только психо­аналитическое, но и социальное содержание. Он подчеркивал, что «человек, наделенный инстинктом самосохранения, с самого на­чала своего существования находится в борьбе с собственной душой и ее демонизмом»5.

К. Г. Юнг утверждал, что внутриличностный конфликт реали­зуется через взаимодействие противоположно направленных тен­денций: внешней экстраверсии (преимущественная обращенность личности на объекты окружающего мира), подразумевающей скрываемую интроверсию (преимущественное сосредоточение интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира), видимых проявлений господства мышления и разума — внутрен­него преобладания чувств. Непереносимость такого рода конфлик­тов способна привести сначала к нездоровой сентиментальности, а потом к обострению моральных конфликтов, что логически приводит к ницшеанскому «по ту строну добра и зла».

Итак, какую бы сферу жизнедеятельности человека в обществе мы не взяли, везде конфликт имеет собственную автономную ди­намику, которая обеспечивает развитие и функционирование со­циальной системы.

Вопросы для самоконтроля и повторения



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации