Гончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностика - файл n1.rtf
приобрестиГончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностикаскачать (1288.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf
Министерство образования и науки РФ
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное
Учреждение Высшего Профессионального образования
«Воронежский Государственный Университет»
Ю.А. Гончарова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Учебно-методическое пособие для вузов
Издательско-полиграфический центр
Воронежского Государственного Университета
2011
Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии № 4 от .2011 г.
Рецензент к. психол. н. Зыкова Н.Ю.
Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 4 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.
Для специальности 050711 – Социальная педагогика
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Методика и технология работы социального педагога» входит в структуру дисциплин предметной подготовки и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 4 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся технологий и методик профессиональной деятельности социального педагога. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые методики социально-педагогической диагностики помогут студентам как при осуществлении аудиторных практических работ, так и при прохождении производственной практики.
В качестве
базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области методики и технологии работы социального педагога вообще и умения подбирать и использовать различные диагностические методики в частности.
Задачами пособия являются:
формирование у студентов системы знаний об особенностях структуры и использования социально-педагогических методик и технологий;
изучение требования Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки специалистов – социальных педагогов в области освоения операционально-организационных основ социально-педагогической деятельности;
формирование у будущих специалистов профессиональной позиции посредством интеграции теоретических, практико-ориентированных и технологических знаний;
выявление особенностей и специфики применения различных социально-педагогических технологий в зависимости от социальных, половозрастных, религиозных и пр. различий между группами людей и отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите;
овладение студентами основами социально-педагогической диагностики, навыками оказания социальной помощи;
подготовка студентов к освоению последующих учебных дисциплин и прохождению практики.
Пособие включает в себя восемь разделов, в рамках каждого из которых подобран комплекс соответствующих методик социально-педагогической диагностики.
В первом разделе «Сущность и особенности социально-педагогической диагностики» определяется специфика диагностической деятельности, разрабатывается понятийный аппарат, предлагается структура процесса социально-педагогической диагностики.
В рамках второго раздела «Социально-педагогическое исследование социальной среды» студенты должны научиться составлять социально-педагогический паспорт микрорайона, используя как статистические данные, так и результаты опроса учащихся, учителей и родителей.
Раздел «Исследование социальной ситуации развития (ИСР) детей и подростков» включает изучение персонального состава ИСР, структуру эмоционально-коммуникативных отношений субъекта в ИСР, структуру смысложизненных отношений субъекта, интегрирующих ИСР в единое целое. Также вниманию студентов предлагается методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.
В разделе «Диагностика социально-педагогической запущенности детей» студентам предлагается метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС), методика регистрации социальной активности ребенка, метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР)
Раздел «Исследование межличностных отношений детей и подростков» посвящен исследованию социальных сетей подростка, самооценки, структуры самоотношения, социально-коммуникативной компетентности.
Используя методики диагностики из раздела «Диагностика агрессивности детей и подростков», студенты научатся выявлять различные виды агрессивного поведения, формы их проявления и способы предотвращения детской и подростковой агрессии.
В разделе «Диагностика склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению» представлены методики выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей и подростков, анкеты для учителей, родителей и учащихся, алгоритм изучения личности трудного ребенка, карты прогнозирования.
Комплекс методик, представленных в разделе «Диагностика семьи и семейного воспитания», позволит студентам научиться анализировать психологическую атмосферу семьи и семейных отношений, выявлять семьи группы риска, составлять алгоритм изучения семьи, определять статус ребенка в семье.
Завершается пособие разделом «Диагностика эффективности деятельности социального педагога (самодиагностика)», в котором представлены методики самодиагностики профессиональной деятельности социального педагога, предлагается оценить уровень владения профессиональными знаниями в количественном измерении по различным показателям.
Результатом использования данного учебно-методического пособия должны явиться следующие
умения студентов: выявлять проблему, ставить цели работы с ней, осуществлять стратегии социально-педагогической деятельности; способствовать социализации клиента; использовать разнообразные методы и технологии в профессиональной деятельности
Критерием успешного выполнения практических работ является умение применить полученные навыки на практике.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Методика работы социального педагога / [под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. Г. Семенов]. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 96 с.
Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекц. аспект) : учеб. - метод. пособие / В. М. Минияров ; [гл. ред. Д. И. Фельдштейн]. – Воронеж : МПСИ МОДЭК, 2000. – 248 с.
Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
Социальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / [под ред В. А. Никитина]. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г .А. Воронина ; [под ред. В.А. Сластелина]. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Воспитание трудного ребенка : дети с девиантным поведением : учеб. – метод. пособие / [под ред. М. И. Рожкова]. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 204 с.
2. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика : практика глазами преподавателей и студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Б. Н. Штинова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 220 с.
3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин.- М. : Издательский центр «Академия», 1996. – 216 с.
4. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев – М. : Смысл, 1993. – 29 с.
5. Прикладная социальная психология : учеб. пособие / А. Н. Сухов, В. Н.Казанцев, А. В. Чечкина и др. ; [под ред.: А. Н. Сухова, А. А. Деркача]. – Воронеж : МПСИ МОДЭК, 1998. – 687 с.
6. Психологическая диагностика : учеб. пособие / Е. М. Борисова, М. К.Акимова, В. Т. Козлова и др. ; [под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой]. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 301 с.
Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия : новейш. подходы в обл. практ. работы / Карл Р. Роджерс. – М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 462 с.
Романов А. А. Игротерапия : как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики : пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А. А. Романов. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 48 с.
Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений : практ. рук. / Собчик Л. Н. – СПб. : Речь, 2002. – 95 с.
Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студ. вузов / Н. П. Фетискин, В. В.Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 488 с.
Хохлов А. А. Социально-педагогическая диагностика : учебно-метод. пособие / А. А. Хохлов. – Орел : Орлов. гос. пед. ун-т, 1996. – 107 с.
Черников А. В. Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М. : Класс, 2001. – 202 с.
Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков : практическое пособие / Т. А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2004 – 112 с.
Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 1999. – 651 с.
СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ Специфика социально-педагогической деятельности обусловливает характер и способы получения профессиональной информации. Социальному педагогу приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели. В этом смысле он является междисциплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследования.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. По содержанию и конечным целям она является педагогической, а по методике проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.
Объектом диагностики для социального педагога является развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.
В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика).
На основе теоретического представления о предмете диагностики социальный педагог формирует представление о предмете диагностики, выделяют признаки диагностируемого явления, осуществляет подбор методов, способных их диагностировать.
Социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические.
Процесс социально-педагогической диагностики имеет следующую структуру. 1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.
2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.
4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.
6. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.
Выбор методов (III уровень) всегда соотносится с объяснительной концепцией (II уровень) и общеметодологическим подходом (I уровень).
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ1 Среди разнообразных функций и задач социального педагога одной из важных задач, с которой начинаются профессиональная социальная помощь и поддержка населения, является сбор необходимой информации о социальной инфраструктуре микрорайона, о составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный работник получает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т.д.). Он получает также представления, в чем заключается социальное неблагополучие этих категорий населения, какие меры экономического, правового, медицинского, психолого-педагогического характера должны быть оказаны в каждом конкретном случае.
При проведении диагностики среды социальному педагогу важно:
выбрать цель, уточнить содержание и методы сбора информации;
построить практическую деятельность, опираясь на принципы объективности, адекватности, детерминизма;
обеспечить этичность, личностный подход, педагогическое моделирование и предвидение в рамках проводимого обследования;
определить адекватную задаче форму интерпретации результатов и форму графического (вербального) представления результатов.
Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона 1. Карта-схема (жилые дома, торговые точки, другие объекты). 2. Описание природной среды: • характеристика зеленых насаждений, кв.м;
• характеристика водной площади;
• уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли химическими элементами (высокое, среднее, низкое);
• радиологическая обстановка (благополучная, неустойчивая, неблагополучная);
• наличие предприятий с вредными производственными технологиями;
• уровень очистных сооружений жилого (высокий, средний, низкий) и производственного (высокий, средний, низкий) фондов.
3. Описание материальной среды: • наличие и характер предприятий в районе (с производственным циклом химического, топливно-энергетического, машиностроительного и т.п. характера);
• наличие градообразующих предприятий, формирующих социальную инфраструктуру;
• научные учреждения, другие организации;
• детские учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, ПТУ, техникумы, внешкольные, другие);
• учреждения культуры (число мест);
• спортивные учреждения (число мест);
• детские спортивные площадки во дворах (число);
• учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслуживания, обеспеченность в сравнении с нормативами;
• наличие учреждений социального обслуживания;
• центры социальной помощи семье и детям;
• центры социально-педагогической реабилитации;
• социальные приюты для детей-сирот;
• дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
• центры медико-социальной реабилитации;
• центры социальной поддержки молодежи;
• центры планирования семьи;
• психолого-медико-педагогические консультации;
• подростковые клубы и центры работы по месту жительства;
• наличие культовых учреждений;
• другие учреждения.
Характеристика жилого фонда, % проживающих: • в отдельных квартирах;
• в общежитиях;
• в коммунальных квартирах;
• в частных домах;
• в других жилищных условиях;
• число нуждающихся в улучшении жилой площади.
Насыщенность маршрутами общественного транспорта в: • достаточная;
• удовлетворительная;
• низкая.
Степень удаленности м/р от центра города: • до 20 минут езды;
• 25-40 минут;
• свыше 40 минут.
Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях. 4. Характеристика населения: • число жителей_________ человек, в том числе детей:
- до 7 лет;
- от 7 до 11 лет;
- от 11 до 14 лет;
- от 14 до 18 лет;
• количество людей пенсионного возраста;
• средний возраст взрослого населения (лет);
• соотношение взрослого населения по полу, %:
- женщин; - мужчин.
Специфика профессионального состава: • рабочие, служащие государственных учреждений и предприятий;
• негосударственных и частных предприятий;
• учащиеся, студенты;
• интеллигенция;
• доля лиц трудоспособного возраста, %;
• доля взрослого населения, работающего в районе проживания, в %;
• национальный состав (если есть специфика);
• миграционные движения в, соотношение постоянного населения и приезжих;
• жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них:
- % жителей, проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях, аварийном жилье, в перенаселенных квартирах;
- доля взрослого населения, проживающих одиноко, %, из них:
- престарелые; - инвалиды.
5. Характеристика семей Количество семей, из них: • многодетные семьи (4 и более детей);
• неполные семьи (одно мать, один отец);
• молодые семьи (супружеская жизнь до 3 лет);
• число опекунских семей;
• число семей с разведенными родителями, проживающими в одной квартире;
• число семей с родителями-инвалидами;
• число семей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, жестокое обращение с детьми и женщинами), условия которых угрожают здоровью и жизни детей;
• число семей, стоящих на учете в правоохранительных органах;
• число семей, лишенных родительских прав;
• число семей с престарелыми родителями;
• число семей с несовершеннолетними родителями.
6. Характеристика молодых семей (супружеский стаж до 3 лет): Количество молодых семей, из них, %: • проживающих самостоятельно в своих квартирах и частных домах;
• проживающих с родителями;
• проживающих в студенческих общежитиях;
• проживающих на частных квартирах;
Количество молодых семей, имеющих детей, из них: • нуждаются в детском дошкольном учреждении;
Количество молодых семей, имеющих доход на уровне и ниже прожиточного; Количество молодых семей со смешанными национальными браками; Количество молодых студенческих семей; Количество молодых семей с несовершеннолетними родителями; Количество несовершеннолетних одиноких матерей, из них, %: • оставивших детей;
• проживающих в родительских семьях;
• проживающих отдельно;
Количество молодых одиноких матерей (до 25 лет), из них, %: • оставивших детей;
• проживающих с детьми в родительской семье;
• проживающих с детьми самостоятельно;
7. Характеристика несовершеннолетних и молодежи (до 25 лет). Количество несовершеннолетних (14-17 лет), из них учатся: • в школе;
• в ПТУ;
• в других образовательных учреждениях;
Количество несовершеннолетних (14-17 лет), из них работают; Количество несовершеннолетних (14-17 лет) без определенных занятий; Количество молодежи (18-25 лет, %): • учащейся молодежи;
• работающей молодежи.
8. Характеристика молодежи и несовершеннолетних с асоциальным поведением • количество несовершеннолетних, стоящих на учете в милиции;
• количество несовершеннолетних, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ;
• количество несовершеннолетних, вернувшихся из ВТК;
• количество несовершеннолетних, условно осужденных;
• количество молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы;
• количество условно осужденной молодежи (18-25 лет).
9. Характеристика жилищных условий и семейного положения несовершеннолетних и молодежи. Количество проживающих в семьях: • молодежи;
• несовершеннолетних.
Количество проживающих в студенческих общежитиях: • молодежи;
• несовершеннолетних.
Количество проживающих в рабочих общежитиях: • молодежи;
• несовершеннолетних.
Количество проживающих на частных квартирах: • молодежи;
• несовершеннолетних.
Количество проживающих самостоятельно в своих домах и квартирах: • молодежи;
• несовершеннолетних.
Социально-педагогическое обследование микрорайона проводят, используя следующие анкеты.Анкета учащегося 1. Фамилия, имя. 2. Пол. 3. Класс. 4. Какие из указанных видов подготовки ты бы хотел получать в школе в первую очередь, во вторую и т.д.:
общая языковая культура (русский и иностранный языки, литература, культура речи);
культура общения с другими людьми;
этика поведения (моральные ценности, нормы и правила);
математическая культура;
подготовка к труду;
приобретение профессии;
подготовка для поступления в вуз;
подготовка к семейной жизни;
художественная подготовка (предметы эстетического цикла);
экономическая подготовка.
5. Уроки по каким предметам ты посещаешь с желанием (а), без желания (б), не могу сказать (в). Впиши все предметы школьного расписания. 6. Каким учеником ты себя считаешь:
способным;
хорошим;
средним;
малоспособным;
труднообучаемым.
7. Какой ты видишь свою школу в настоящее (а) и какой бы ты хотел видеть ее в будущем (б):
второй дом;
«принудиловка»;
любимое место;
дом творчества;
школа радости;
место, где тебя позорят;
школа общения;
место, куда не хочется возвращаться;
цыганский табор;
место, где чувствуешь себя хуже других.
8. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя.
9. В каких видах деятельности ты хотел бы участвовать в свободное время: шефство над ветеранами, помощь больным, работа с малышами, помощь детскому саду, благоустройство двора, улицы, оплачиваемая работа вне школы, труд в школьном кооперативе, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, предметные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психологией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопередач, технические кружки, спортивные секции, кружки художественного творчества, домашние настольные игры, чтение, встречи с друзьями на природе и др.
10. Кто проживает вместе с тобой в семье (перечислить). 11. Как часто ваша семья собирается вместе: ежедневно, по выходным, редко, никогда.
12. Что делает ваша семья, собравшись вместе: решает проблемы, вместе работает, все заняты общим делом, каждый занят своими делами, вместе отдыхает и проводит свободное время.
13. Принимаешь ли ты во внимание мнение родителей при выборе друзей: всегда, иногда, никогда.
14. Говоришь ли ты родителям правду: всегда, иногда, никогда.
15. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими: доверительные, полное взаимопонимание, уважительные, отсутствие взаимопонимания, конфликтные, неуважительные.
16. Как часто родители применяют в отношении тебя воспитательные меры: ласка, поощрение, убеждение, внушение, разъяснение, принуждение, жесткие требования, угроза, ругань, оскорбление, физическое наказание, унижение перед другими людьми.
17. Одинаковы ли требования, которые предъявляют к тебе в семье: да, нет, не совсем.
18. Какие из жизненных целей являются для тебя главными. Пронумеруй их по значимости: фирменные вещи красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, интересная профессия, здоровье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, любовь, творческие способности, ум, удачная карьера, развлечения, самореализация личности, признание общества.
19. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья: совершенно здоров, здоровье нормальное, здоровье среднее, беспокоит, слабое.
20. Употребляешь ли ты табак, алкоголь, наркотические или токсические вещества: постоянно, иногда, никогда, пробовал один раз.
Анкета классного руководителя 1. Как вы оцениваете (по пятибалльной системе) умственные способности ваших учащихся. 2. Как вы оцениваете (по пятибалльной системе) уровень воспитанности ваших учащихся. 3. Какими учениками вы считаете своих подопечных:
способными;
хорошими;
средними;
малоспособными;
труднообучаемыми.
4. Оцените в каждом ребенке одно доминирующее качество по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя.
5. Как часто бывают в школе родители ребенка: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже.
6. Какой вы считаете воспитательную обстановку в семье ученика: очень хорошая, благополучная, не очень благополучная, антипедагогическая.
7. Едины ли родители в своих требованиях к ребенку: да, нет, не всегда.
8. Какой метод воспитания применяется в семье данного ученика в качестве основного: излишняя опека, убеждение, разъяснение, принуждение, угрозы, физическое наказание, давление на личность, унижение или их антиподы.
9. Какое обстоятельство (фактор) является определяющим в воспитании данного ребенка: учеба, общение со сверстниками в классе, отношения в семье, труд, неформальное общение, средства массовой информации, досуговая деятельность, наследственность, педагогическое влияние.
10. Как вы оцениваете состояние здоровья учащихся: совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое.
11. Замечались ли ваши ученики в употреблении табака, алкоголя, наркотических и токсических средств: один раз, иногда, несколько раз, часто.
12. Как бы вы определили ценностные ориентации ваших учащихся: фирменные вещи, красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, интересная профессия, здоровье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, любовь, творческие способности, ум, удачная карьера, развлечения, самореализация личности, признание общества.
13. Каковы направления интересов ваших учащихся: шефство над ветеранами, помощь больным, работа с малышами, помощь детскому саду, благоустройство двора, улицы, оплачиваемая работа вне школы, труд в школьном кооперативе, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, предметные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психологией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопередач, технические кружки, спортивные секции, кружки художественного творчества, домашние настольные игры, чтение, встречи с друзьями на природе и др.
Анкета родителя 1. Фамилия, имя, отчество. 2. Пол. 3. Возраст. 4. Образование. 5. Профессия. 6. Состав семьи. 7. Жилищные условия. 8. Жилая площадь (общая, жилая). 9. Предметы культурного обихода в семье. 10. Домашняя библиотека. 11. Спортивные принадлежности. 12. Газеты и журналы в семье. 13. Семейный бюджет. 14. Главные статьи расходов. 15. Свободное время в неделю. 16. Формы проведения свободного времени в семье. 17. Факторы воспитания ребенка: учеба, общение со сверстниками в классе, отношения в семье, труд, неформальное общение, средства массовой информации, досуговая деятельность, наследственность, педагогическое влияние.
18. Мнение о своем ребенке как ученике: способный, хороший, средний, малоспособный, труднообучаемый.
19. Отношение к учебе ребенка: считаю, что это его дело; переживаю вместе с ним неудачи; радуюсь его успехам; систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий; осуществляю контроль за учебой.
20. Оценка качеств ребенка по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила вол настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя.
21. Посещение родителями школы: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже.
22. Совместное времяпровождение: ежедневно, по выходным дням, редко, почти никогда.
23. Помощь школе: работа в родительском комитете, дежурство на мероприятиях, занятия с отстающими, проведение бесед, организация экскурсий, руководство кружком или секцией, ремонт школы, ремонт мебели.
24. Совместная деятельность в семье: вместе решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят общим делом, каждый занят своими делами, вместе отдыхаем и проводим свободное время.
25. Характер отношений в семье: очень хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.
26. Наиболее часто используемые методы воспитания: ласка, поощрение, убеждение, внушение, разъяснение, принуждение, жесткие требования, угроза, ругань, оскорбление, физическое наказание, унижение перед другими людьми.
27. Оценка состояния здоровья ребенка: совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое.
28. Отношение ребенка к употреблению табака, алкоголя, токсических и наркотических средств: один раз, иногда, несколько раз, часто.
29. Предпочитаемые ребенком занятия: шефство над ветеранами, помощь больным, работа с малышами, помощь детскому саду, благоустройство двора, улицы, оплачиваемая работа вне школы, труд в школьном кооперативе, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, предметные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психологией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопередач, технические кружки, спортивные секции, кружки художественного творчества, домашние настольные игры, чтение, встречи с друзьями на природе и др.
По итогам социально-педагогического обследования учащиеся могут быть разделены на следующие группы:
возрасту (классам);
учебно-воспитательной категории;
состоянию здоровья;
семейному статусу;
преобладанию интересов и другим параметрам.
Для каждой из групп можно составить характеристику социокультурных и психолого-педагогических условий.
Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей 1. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, либо мачеха и отец (3), одна мать или один отец (2), нет родителей (1).
2. Количество детей в семье: пять и более (5), четверо (4), трое (3), двое (2), один (1).
3. Образ жизни и психологический климат семьи: здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоциональной близости (5), здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости (4), отношения в семье напряженно-конфликтные, характеризуются отчужденностью между ее членами (3), допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи (2), постоянное жестокое отношение к детям (1).
4. Здоровье родителей: отец и мать практически здоровы (5), один из родителей отличается ослабленным здоровьем (4), отец и мать с ослабленным здоровьем (3), один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту (2), отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту (1).
5. Образование родителей: оба (либо один) имеют высшее образование (5), оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование, среднее специальное образование (4), оба (либо один) имеют общее среднее образование (3), оба (либо один) имеют неполное среднее образование (2), оба (либо один) имеют начальное образование (1).
6. Наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет(1).
7. Использование ясельных учреждений: ребенок посещает государственные или ведомственные ясли (5), ребенок находится дома под присмотром неработающей матери (4), ребенок находится дома под присмотром неработающей бабушки (3), ребенок находится дома под присмотром няни (2), ребенок посещает частные ясли (1).
8. Наличие в семье детей дошкольного возраста (4-6 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет(1).
9. Посещение дошкольником детского сада: ребенок посещает государственный или ведомственный сад (5), ребенок воспитывается дома неработающей матерью (4), ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой (3), ребенок воспитывается няней дома (2), ребенок посещает частный детский сад (1).
10. Нуждаемость семьи в дошкольном учреждении: семья не нуждается в дошкольном учреждении (5), семья нуждается в садике (4), семья нуждается в яслях (3), семья нуждается в садике и яслях (2), семья не доверяет воспитание детей дошкольным учреждениям (1).
11. Наличие детей школьного возраста (7-17 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет (1).
12. Место учебы, работы детей школьного возраста: учеба в общеобразовательной школе (5), учеба в среднем специальном заведении (4), учеба в негосударственных школах и гимназиях (3), работа (2), без определенных занятий (1).
13. Внешкольные занятия детей школьного возраста: посещение музыкальной школы, художественной студии, кружков (5), посещение технической студии, кружков (4), посещение спортивной школы (3), посещение клуба по месту жительства и других внешкольных учреждений по интересам (2), незанятость во внеурочное время (1).
14. Характеристика здоровья и психосоматического развития детей: ребенок практически здоров (5), ребенок при нормальном психологическом развитии недостаточно развит физически (4), тяжелые хронические заболевания, инвалидность (3), отставание в умственном развитии (2), нервно-психические заболевания (1).
15. Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста: уход из дома, бродяжничество (5), употребление наркотиков, токсических веществ (4), алкоголизация (3), без определенных занятий (2), правонарушения (1).
Паспорт неформальной подростковой группы 1. Количество человек (постоянный и эпизодический состав). 2. С какого времени существует. 3. Возраст, место работы, учебы ее членов. 4. Принцип включения в группу: по месту жительства, общие цели, землячество и т.д.
5. Основные места сбора. 6. Средняя периодичность сборов. 7. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (проранжировать): выпивки, игра в карты, подвижные игры, хождение по улицам, посещение кино, пение под гитару, употребление наркотиков и т.д.
8. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (проранжировать): обсуждение различных затруднений в учебе, работе, конфликтов с родителями, учителями, обсуждение прочитанного, обсуждение кино - и телефильмов, обсуждение совместных действий, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками, рассказы о взаимосвязях взрослых мужчин и женщин, рассказы о местах заключения, воровских обычаях, обсуждение способов добычи средств для развлечений, выпивки, наркотиков и т.д.
9. Жаргонные слова, используемые в группе. 10. Клички членов группы. 11. Лидер группы и его характеристика. 12. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой; на уважении к интеллекту; на умении найти общий язык с ребятами; на опытности, бывалости и т.д.?
13. Как часто и по поводу чего бывают конфликты. 14. Как обычно разрешаются конфликты: мирно, дракой, благодаря вмешательству лидера, компромиссом части ребят.
15. Как часто возникают конфликты, драки с другими группировками и поводу чего. 16. Поддерживается ли связь со взрослыми преступниками, с лицами, отбывшими наказание в местах лишения свободы: да, нет, эпизодично.
17. Какое влияние они оказывают на ребят (нужное подчеркнуть): предостерегают о возможности преступления; подстрекают к преступлению; заражают ложной романтикой; передают воровской жаргон, песни, обычаи.
18. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются, и какие меры воздействия со стороны группы оказываются на провинившегося? 19. Возможен ли добровольный выход из группы? Переход в другую? Бывали ли такие случаи, по какой причине, и какова реакция на это? 20. Как относятся взрослые к группировкам ребят: родители (доброжелательно, не препятствуют встречам на квартирах, нейтрально, не обращают внимания, враждебно, запрещают общение, запрещают встречи у себя дома); учителя; соседи.
21. Состоит ли кто-нибудь из ребят на учете в милиции, и каковы меры воздействия на группу? 22. Занимается ли кто-нибудь из ребят в кружках, секциях, клубе. Как это влияет на других ребят, и как к этим занятиям относятся в группе.
Инструкция Паспорт неформальной подростковой группы заполняется путем анализа бесед с членами подростковых групп, путем сопоставления информации, полученной от разных подростков, в результате чего проводятся как взаимодополнение, так и исключение ложной информации, возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, чтобы исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделялся среди членов неформальной группы.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Адекватное понимание социальной ситуации развития отдельного ребенка имеет огромную практическую ценность в психолого-педагогической работе. Социальный мир ребенка, а особенно подростка, юноши, выходит далеко за пределы семьи и школы, становится объектом их воображения, планирования и оценки. Вследствие этого социальная ситуация развития индивидуализируется, определяя дальнейшие пути развития детей. По мнению исследователей, на основе адекватной диагностики индивидуальной ситуации развития можно более эффективно решать проблему поиска профилактики труднообучаемости, трудновоспитуемости и различных социальных девиаций; индивидуализировать воспитание, контролировать процесс детского развития (Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. Н. Поддъяков, М. Ю. Кондратов).
Рассматривая социальное пространство развития человека, социальный педагог должен осознавать, что личность ребенка формируется в системе живых разнородных связей с другими людьми. Он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Наличие и сам характер этих связей как раз и образуют предметную ситуацию развития (В. И. Слободчиков).
Индивидуальная социальная ситуация развития есть отражение во внутреннем мире индивида социального мира в целом во взаимодействии всех его аспектов. Развивающие аспекты среды могут быть представлены в индивидуальном сознании субъекта в форме значимых персонажей. Значимыми являются все те участники социальной среды, которые вызывают активную работу сознания и переживания субъекта. Это не только референтные, авторитетные, эмоционально притягательные персонажи, но и их антиподы.
И. А. Николаева (1999) представляет индивидуальную социальную ситуацию развития (ИСР) в виде трех уровней.
1-й уровень. Персональный состав ИСР. Кто персонально представляет социальную среду во внутреннем мире субъекта? Какие возрастные, половые, социальные, профессиональные и другие категории определяют ситуацию развития?
2-й уровень. Структура эмоционально-коммуникативных отношений субъекта в ИСР. К каким качествам личности другого, к каким сторонам взаимоотношения с людьми ребенок наиболее чувствителен? Что вызывает его положительный эмоциональный отклик и что отталкивает? Какие аспекты отношений остаются без внимания?
Эта структура определяется двумя факторами: а) социально-психологической компетентностью, т.е. способностью воспринимать, различать чувства и оттенки взаимоотношений между людьми, мотивы их поведения, свойства личности; б) эмоциональной направленностью субъекта в социальной сфере, т.е. эмоциональной восприимчивостью к определенным аспектам свойств, чувств и отношений и невосприимчивости к другим.
3-й уровень. Структура смысложизненных отношений субъекта, интегрирующих ИСР в единое целое. К характеристикам этого уровня относятся: самооценка; жизненная позиция (позиция по отношению к участникам ИСР), которую можно представить в виде двух компонентов: а) ценностный статус по отношению к другим (я могу ценить других выше себя и ниже себя); б) смысложизненные роли (кем являются другие в моей жизни и какова моя роль по отношению к другим).
Методика «Индивидуальная социальная ситуация развития» И. А. Николаевой Процедура диагностики ИСР проводится в три этапа.
На I этапе респондент выписывает 50 персонажей в том порядке, как они приходят в голову. Персонажи выписываются в столбец у левого края листа.
Инструкция: «Перед вами лист бумаги, на котором слева вы видите столбец из 50 чисел. Сейчас вы будете вспоминать разных людей. Они могут быть большими и маленькими, знакомыми и незнакомыми, чужими и родными, реальными и вымышленными, героями литературы и кино. Они могут жить сейчас, в далеком прошлом или будущем. Главное, что все они - люди.
Всех, кого вы вспомните, нужно занести в столбец рядом с цифрами, в том порядке, как они приходят в голову. Если не вспоминается никто, подчеркните ту цифру, на которой появилось затруднение, и продолжайте вспоминать дальше. Если не хотите писать полное имя, можете написать инициалы или условное имя, важно, чтобы вы не забыли в дальнейшем, кто скрывается под этим именем».
На II этапе респондент выписывает рядом с персонажами их краткие характеристики. Для каждого, кто записан в вашем списке, нужно выбрать самые существенные, характерные для него признаки. Нужно кратко охарактеризовать его и записать рядом эту характеристику.
На III этапе респондент отмечает свое положение на шкале ценностей, а затем отмечает место каждого персонажа на этой шкале.
Инструкция: На втором листе вы видите вертикальную линию, нижний конец которой помечен знаком «-», а верхний – знаком «+». Верхний конец этой шкалы символизирует все самое лучшее, прекрасное, высокое, что может быть в человеке; а нижний конец шкалы – самое низменное, ужасное и безобразное в человеке. Сначала вы должны найти на этой шкале место, на которое вы бы поставили самого себя. Отметьте это место черточкой или точкой и напишите «Я». Теперь найдите место каждого по очереди персонажа на этой шкале. Для каждого найдите место, поставьте черточку и рядом напишите порядковый номер персонажа. Выполняйте это задание по порядку с №1 до № 50. Если несколько персонажей вы захотите поставить на одно и то же место, то рядом с одной черточкой ставьте через запятую соответствующие им номера.
Обработка результатов. Каждый этап данной диагностической процедуры предназначен для диагностики соответствующего структурного уровня ИСР и имеет самостоятельную диагностическую ценность, поэтому его результаты могут быть обработаны независимо от других этапов. Но для получения интегральных показателей важно совмещение результатов всех этапов.
Обработка результатов I этапа. Основной показатель –
спектр социальных ролей. Он содержит в себе данные о социальном составе значимых персонажей в индивидуальной ИСР. Для получения этого показателя сначала каждый персонаж анализируют по следующим категориям:
пол (мужской – женский);
возраст (старше респондента – не старше респондента);
родственники, включая членов семьи;
одноклассники;
учителя;
другие знакомые;
«звезды» (известные исторические герои, деятели искусства, культуры, политики, спорта);
киногерои;
литературные герои;
животные (появляются в списках, несмотря на инструкцию);
другие персонажи.
Внизу таблицы подсчитывается общее количество случаев упоминания каждой категории. Можно получить численное выражение частоты упоминания каждой категории в процентах по отношению к общему числу персонажей.
Обработка результатов II этапа. Основной показатель –
спектр эмоционально-коммуникативных отношений «Я» – другие» или спектр качестве отношений, осознаваемых респондентом в общении и взаимоотношениях. По результатам II этапа делают заключение о такой стороне коммуникативной компетентности ребенка, как способность воспринимать, осознавать те или иные стороны общения и личностные качества другого. Каждый признак анализируется по следующим категориям (при выборе категорий использована классификация эмоциональной направленности Додонова):
А – альтруистическая направленность («добрый», «злой», «жадный», «помогает», «хороший человек»);
Э – эстетическая направленность («красивый», «курносый», «зубы лошадиные»), практически всегда совпадает с оценкой физических качеств – Ф);
П – практическая направленность (сюда включена и оценку профессиональных навыков, например «хороший учитель», «плоховато играет роль», «деловой», «богатый»);
Гн – гностическая (познавательная) направленность («умный», «интересный человек»);
Пг – пугническая, или направленность на борьбу и преодоление препятствий, и акцентирование соответствующих качеств в человеке (сюда же можно включить и волевые качества «слово держит», «не трус»);
Р – романтическая направленность («загадочный», «необычный»);
МН – манеры и нормы, направленность на оценку нормативности поведения («хорошо себя ведет», «иногда похожа на психа»);
Ф – направленность на оценку физических данных («толстый», «высокий»).
Каждый признак определенной направленности имеет положительную, отрицательную, амбивалентную (и «+», и «-») или нейтральную эмоциональную окраску, что обозначается знаками «+» или «-».
Затем подсчитывается сумма признаков по всем выделенным категориям, и определяются ранги признаков согласно частоте их упоминания. Таким образом, мы получаем профиль эмоционального отношения к другому и спектр качеств и отношений, осознаваемый респондентом в общении.
Следующий показатель –
эмоциональный баланс общий ИСР. Определяется как соотношение «эмоционально-позитивных» и «эмоционально-негативных» признаков. Характеризует общий эмоциональный фон ИСР.
Показатель эмоциональный баланс парциальный по отношению к отдельным группам в ИСР, выделенным на I этапе. Определяется как соотношение эмоционально-позитивных и негативных признаков для отдельных групп. Характеризует преобладание эмоционально-позитивного или эмоционально-негативного отношения к отдельным социальным и другими категориям.
Обработка результатов III этапа проводится с помощью рисунка, изображающего шкалу ценностей, на которой подросток отмечает свое место «Я» и затем находит и отмечает место каждого персонажа. Все отметки можно разделить на группы (факторы) по степени близости на шкале. Затем содержание каждой группы (персонажи и его характеристики) интерпретируется. Исследователь должен найти то общее смысловое основание, которое обусловливает близкое (или совпадающее) расположение персонажей на шкале ценностей.
Основные показатели III этапа. Самооценка, или абсолютный ценностный статус «Я» определяется положением точки «Я» на шкале ценностей Относительный ценностный статус «Я» в ИСР. Определяется как соотношение количества персонажей «выше «Я» и «ниже «Я». Содержательная интерпретация данного показателя нуждается в уточнении. Предполагается, что персонажи «выше «Я» символизируют ценностно-целевые и ценностно-инструментальные ресурсы субъекта в его жизнедеятельности. Персонажи «ниже «Я» символизируют субъективные препятствия индивида в его самоосуществлении. Неблагоприятным является значительное преобладание персонажей «ниже «Я», хотя формально при этом «Я» себя ценит выше других.
Ценностный баланс общий. Определяется как соотношение количества персонажей «выше середины» и «ниже середины». Характеризует восприятие целостной ИСР как ценностно-позитивное и ценностно-негативное.
Ценностный баланс парциальный. Определяется как соотношение «выше «Я»/«ниже «Я» для отдельных социальных групп, выделенных на I этапе.
Ценностно-ориентационные факторы (ЦОФ). Определяются как интерпретация-обобщение содержания персонажей и их характеристик по группам, выделенным на шкале ценностей. Характеризуют ценностные ориентации субъекта в их личностно-смысловом наполнении.
Значимость ЦОФ позитивная (негативная). Определяется по степени близости ЦОФ к полюсам шкалы. ЦОФ, максимально приближенные к полюсам, соответствуют ценностям – целям субъекта. Другие ЦОФ соответствуют ценностям - средствам субъекта.
Иерархия ЦОФ определяется в соответствии со значимостью ЦОФ.
Обобщенные другие, или ценностно-ролевые позиции в ИСР определяются как содержательные обобщения социальных, возрастных и других признаков I уровня в группах персонажей, выделенных на шкале ценностей. Обобщенные другие представляют собой группы персонажей, объединенные по ценностному признаку, которые не всегда соответствуют традиционным социальным категориям. Например, среди обобщенных других в ИСР могут быть не просто ровесники, а ровесники-почитатели (преданные); ровесники, одобряемые взрослыми, умные; ровесники-родственники; ровесники, зависимые от взрослых (шестерки); и остальные ровесники, независимо от их достоинств и недостатков. В своей совокупности все выделенные респондентом «обобщенные другие» образуют как бы субъективную социальную стратификацию индивидуальной ИСР.
Смысложизненные роли присущи всем обобщенным другим, соответствуют выделенным ЦОФ субъекта.
Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи Схема изучения социальной истории личности 1. Общие данные. 1.1. Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, национальность.
1.2. Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.
1.3. Братья и сестры: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.
1.4. Дети: И.О., дата рождения, место проживания.
1.5. Образование.
1.6. Где работает (учится).
1.7. Психическое и физическое здоровье.
1.8. Место в семье, соседские связи.
2. Потребности и проблемы. 2.1. Причины, приведшие к работе с данной личностью.
2.2. История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе.
2.3. Способность выполнять жизненные роли.
2.4. Стадия психического и умственного развития.
2.5. Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной.
3. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту. 3.1. Внутренние ресурсы личности к изменению.
3.2. Какие факторы могут повлиять на оказание помощи.
3.3. Реалистичны ли ожидания к изменению личности.
Диагностика личности и ее социальных связей Методика «недописанный тезис» Эта методика позволяет определить убеждения окружающих, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка в процессе его социализации.
Допишите следующие утверждения: Я был воспитан с убеждением в том, что семья – это...; работа – это...; деньги – это...; учеба – это...; мужчина – это...; женщина – это...; успех – это....
Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Дети могут также отметить, какие позиции они принимают (знаком «+»), а с какими категорически не согласны (знаком «–») Проанализировав для себя полученную информацию, определите Я–концепцию воспитанника.
Недостатки –
продолжение достоинств Выявите наиболее развитые качества каждого воспитанника. Негативные черты характера переведите в позитивные по принципу: «недостатки продолжение достоинств». Например: упрямство – умение отстаивать свою точку зрения; жадность – способность жить экономно; выскочка – любопытный, имеет свое мнение; робость – скромность, стеснительность.
Что я люблю? Что я не люблю? Выявите жизненные ценности воспитанника. Дается задание: напишите по 10 ответов на вопросы: «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».
Ранжирование Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.
Качества личности | Ценности | Занятия |
Умный Честный Скромный Справедливый Трудолюбивый Верный Ласковый Добрый Предприимчивый Общительный Веселый Энергичный | Друзья Труд Знания Родина Деньги Школа Человек Природа Здоровье Семья Успех Творчество | Читать Смотреть телевизор Гулять Веселиться, Играть Общаться с друзьями Учиться Помогать по хозяйству Заботиться о животных Играть с младенцами Заниматься спортом Слушать музыку Возиться с техникой |
Фантастический выбор Используя «волшебную» ситуацию, актуализируйте потребности детей. Например:
Пришла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надобно?».
Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять то, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.
Недописанное письмо Продолжите начало письма незнакомому другу: Я живу хорошо, потому что... Я живу плохо, потому что...
«Моя Вселенная» Предложите воспитанникам заполнить карту «Моя Вселенная». Для выполнения задания потребуются цветные карандаши или фломастеры, альбомные листы.
Создайте благоприятную атмосферу, расположите к себе детей. Попросите их нарисовать на альбомном листе солнышко, пояснив, что «солнышко» – это они сами: «Ведь вы действительно являетесь солнышком в жизни близких вам людей, обогреваете теплом, лаской и даете радость. А значит, лучи солнышка – это достоинства вашей личности. Назовите их. Это могут быть как достоинства характера, так и отличительные черты внешности или возраст – доброта, общительность, чувство юмора, ответственность, красивые глаза, юность... Отразите в солнышке самого себя, обозначив свое «Я».
Нарисуйте в своем пространстве Вселенной планеты. Планеты – это значимые для вас люди. Назовите планеты их именами.
Планета может носить имя реального лица или вымышленного персонажа, исторического героя, чья жизнь, судьба, характер, поступки произвели на вас особенное, глубокое впечатление, кем вы, возможно, восхищаетесь, гордитесь.
На карте своей Вселенной обозначьте звездочками наиболее яркие, оставившие в вашей душе неизгладимый след, впечатления. Вспомните о любимом городе, занятиях, событиях, талисманах, праздниках, знаковых вещах и т.д.
По желанию (если вы не хотите, можете этого не делать) обозначьте туманности, облака, тучи, иначе говоря, ваши проблемы.
Посмотрите на солнышко, лучи, планеты и звезды. Подумайте, что или кто может повлиять на то, чтобы облака, тучи рассеялись, туманности развеялись. Соедините их линиями, сделайте выводы, что поможет вам решить ваши проблемы: Вы сами, близкие люди...
После заполнения воспитанниками карты Вселенной проанализируйте:
- восприятие ими образа «Я»;
- самооценку (размер «солнышка», расположение его на листе, лучи и т.д.);
- эмоциональное состояние (какие цвета использовали);
- качества личности (что нарисовано в «солнышке», «лучах»);
- влияние референтных лиц (планеты);
- выбор занятия, значимого в жизни (звездочки).
При анализе карты «Моя Вселенная» используйте знания по психодиагностике. Это поможет вам лучше понять воспитанника.
Через некоторое время снова проведите занятие по данной методике. Проанализируйте вместе с каждым воспитанником, что изменилось в его карте Вселенной, в его жизни. Почему? Сделайте выводы.
Референтные лица Укажите не менее 10 человек в социуме, общение с которыми имеет для вас большое значение. Отметьте, кто вам наиболее близок. Составьте своеобразную цепочку. Например: Я ? мама ? подруга ? Сергей К. ? тренер...
Анкета «Я и мои друзья» 1. У вас есть круг друзей: да, нет.
2. Что вас объединяет: работа с техникой; посещение кино; игра на гитаре; хобби; другое.
3. Кому из друзей вы смогли бы доверить свою тайну. 4. К кому бы из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации. 5. Какие качества ценят в вас друзья. 6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой. 7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями: и скучно, и грустно, и некому руку подать; жизнь прекрасна и удивительна; о взлет, то посадка (падение).
8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе. 9. Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей. 10. Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время: мои друзья; моя компания; тусовка; мой двор; моя команда; другой вариант.
11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь. Кто это? 12. Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как обычно они решаются: миром; дракой; благодаря вмешательству лидера; благодаря вмешательству взрослого; компромиссом части ребят.
13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе: доброжелательно; враждебно; нейтрально; равнодушно; запрещают общение.
14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: даю друзьям советы для их же пользы; со мною часто советуются; не могу принять важное решение без моих друзей; никто не понимает меня по настоящему; мне легче принять решение самому и поставить всех в известность; мне легче принять решение вместе со всеми и подчиниться большинству; я действую по…
15. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще всего испытываете с друзьями: солнышко; человечек; разбитое сердце; одинокий корабль.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ Комплексная психолого-педагогическая диагностика – это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка, направленный на выявление присущих ей положительных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса. Комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитанности ребенка в зависимости от качества семейного воспитания и учебно-воспитательного процесса в детском саду, школе, характера личностного влияния воспитательного микросоциума.
Итогом комплексной психолого-педагогической диагностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы. 1. Имеет ли место социально-педагогическая запущенность ребенка?
2. На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?
3. Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?
4. В чем возможности изменения социально-педагогической ситуации развития ребенка?
5. Кто и что должен делать?
6. Какими путями, средствами, методами?
7. Каков возможный результат (прогноз развития ребенка) при использовании методов профилактики и коррекции либо их отсутствии?
Таким образом, предметом комплексной диагностики является постановка психолого-педагогического диагноза, который должен подтвердить либо опровергнуть наличие социально-педагогической запущенности, указать; на деформации личности ребенка, вызванные этим состоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптимума).
Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей.
Диагностически значимые признаки социально-педагогической запущенности детей (у обеих возрастных групп):
1) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;
2) низкий социальный статус, проявляющийся в неприятии сверстниками, отверженными родителями, и обструкции педагогов;
3) трудности и неспешность в деятельности (игровая, учебная и др.), связанные с дисгармониями развития социально-педагогического генеза;
4) неадекватное поведение в социальных ситуациях;
5) гиперсоциализированность и авторитарность педагогов и родителей.
У дошкольников: а) неразвитость комплекса игровых способностей;
б) трудности в игровых отношениях со сверстниками;
в) невключенность в сюжетно-ролевые и творческие игры;
г) слабая готовность к обучению в школе;
д) семейная тревожность.
У младших школьников: а) дисгармония мотивов учения;
б) низкая учебно-познавательная активность;
в) несформированность основных учебных умений;
г) преобладание деловых отношений с учителем при неразвитости эмоционально-личностного общения;
д) школьная тревожность.
Механизм комплексной диагностики состоит в ее многоэтапности, последовательности и непрерывности.
На I этапе проводится сканирование всех детей в дошкольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения детей группы риска. Одной из таких групп являются социально и педагогически запущенные дети. Здесь используется разработанный Р.В. Овчаровой метод МЭДОС (метод экспресс-диагностики состояния запущенности). На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.
На II этапе группа социально и педагогически запущенных детей обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяются задачи коррекционной работы с ребенком.
На III этапе проводится глубокая психолого-педагогическая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилактической и коррекционной работы с воспитательным микросоциумом.
На IV этапе проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в параметрах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития. Переходим к характеристике методов и инструментария комплексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей.
Метод комплексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС) Метод основан на независимых характеристиках ребенка его педагогом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик и диагностически значимыми признаками исследуемого состояния, раскрытыми в виде внешней симптоматики. Метод определяет наличие или отсутствие состояния, выявляет картину основных отклонений и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Этот метод используется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи и родители.
Инструкция: внимательно прочтите утверждения каждой шкалы. Если указанное утверждение подходит к характеристике вашего ребенка, зачеркните соответствующий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет вашему ребенку преодолеть имеющиеся трудности. В шкале III – СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту вашего ребенка.
Список утверждений Шкала I – СС 1. Хочет быть слишком маленьким или большим.
2. Считает себя некрасивым.
3. Считает себя нездоровым.
4. Считает себя слабее других.
5. Не любит свое имя.
6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).
7. Думает, что у него мало друзей.
8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.
9. Ему кажется, что дома он всем мешает.
10. Ему кажется, что глупее других.
11. Считает себя не очень способным.
12. Полагает, что родители им недовольны.
13. Считает, что ему часто не везет.
14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.
15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.
16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).
17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.
Шкала II – СО 1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.
2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.
3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.
4. У него мало друзей.
5. Редко подходит к воспитателю (учителю) по собственной инициативе.
6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).
7. Имеет только одного друга в группе (остальных детей игнорирует).
8. Часто жалуется на детей в группе.
9. Шумно ведет себя, когда рядом нет воспитателя (учителя).
10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «героя».
11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.
12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.
13. Редко реагирует на замечания, советы или не обращает на них внимания.
14. Не понимает, почему его поступки не нравятся окружающим.
15. Надоедает детям, пристает к ним.
16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.
17. Проявляет агрессивность по отношению к окружающим, портит вещи, игрушки.
18. Подражает хулиганским проделкам.
19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает козлом отпущения.
20. Избегает контактов с воспитателем (учителем).
21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала III – СД Для родителей и воспитателей дошкольников (игра) – СДИ
| Для родителей и педагогов младших школьников (учение) – СД
|
А. Комплекс игровых способностей. 1. Медленно входит в игру, не сразу берет па себя роль. 2. Трудно договаривается с партнерами по игре. 3. Часто не соблюдает правил игры. 4. Не говорит о том, что он делает по ходу игры. 5. Похожие роли играет всякий раз одинаково. 6. Часто не понимает, как надо играть ту или иную роль. 7. Интерес к игре быстро проходит. | А. Мотивация учения. 1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником 2. В школу он ходит, потому, гам много детей. 3. Особой любознательности не проявляет. 4. К учению относится равнодушно, иногда отрицательно. 5. Ходит в школу без особого желания. 6. Не любит учиться 7. Боится плохих оценок, потому что за них дома ругают или наказывают. 8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят. 9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих учеников. |
Б. Игровая активность. 8. Во многих коллективных играх не участвует. 9. Сюжет игры выбирают другие дети 10. Достаются роли, которые не нравятся. 11. Редко играет в коллективных играх роль «учителя», «воспитателя». 12. Обходится небольшим количеством игрушек, затрудняется заменить их чем-то другим. 13. Часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца. | Б. Учебно-познавательная активность. 10. Не отличается прилежанием к учению. 11. Особого интереса к определенному предмету не проявляет. 12. На уроках часто пассивен. 13. Вопросы задает и стремится отвечать редко. 14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители). 15. Домашние задания самостоятельно выполняет редко или не очень качественно. 16. Мало читает. |
В. Игровая рефлексия. 14. Не понимает, чего от него ждут в игре его сверстники 15. Не может по ходу игры изменить игровое поведение в ответ на реакцию детей. 16. Часто заранее не знает результатов игры. 17. Затрудняется в оценке своей роли в игре, неуверен в правильности своих действий. 18. Часто недоволен своим участием в игре и отношениями со сверстниками.
| В. Целенаправленность и осознанность учения. 17. С трудом понимает учебное задание, часто не знает, как его выполнить. 18. Забывает быстро условие и вопрос. 19. Чаще выполняет задание по стандарту. 20. Ошибки в своих действиях обнаруживает и исправляет с трудом. 21. Не уверен в правильности своих действий. 22. Недоволен результатами своей учебной деятельности. |
Шкала IV– ОТ ОТС (семья) 1. Часто просит прощения у родителей или чувствует себя виноватым. 2. Ведет себя дома беспомощно. 3. Ведет себя дома неуклюже. 4. Чувствует себя в семье бестолковым. 5. Чрезмерно привязан к матери. 6. Держится обособленно от всех близких. 7. Слишком боится жалоб педагогов родителям. 8. Часто обманывает родителей. 9. Чрезмерно много вспоминает о семье. 10. Часто бывает в плохом настроении. | ОТУ (школа, детский сад) 1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом. 2. Чрезмерно дружелюбен по от ношению к нему. 3. Часто приносит и показывает ему различные предметы. 4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу. 5. Постоянно нуждается в поддержке и помощи. 6. Добивается монополии на педагога, но безуспешно. 7. Постоянно озабочен, чтобы заинтересовать собой других. 8. Легко устраняется в случаях неудачи. 9. Играет «героя», когда ему делают замечание. 10. Рискует без надобности, 11. Играет исключительно с детьми старше или младше себя. 12. Неадекватно относится к оценкам окружающих. |
Шкала V – ВМ ВМС (семья) 1. Родители согласны, что частые наказания формируют сильный характер. 2. Родители считают, что их поведение должно быть непреклонным. 3. Работа родителей связана с командировками. 4. У родителей очень ответственная должность. 5. Ребенок часто пропускает занятия. 6. Он растет довольно неряшливым. 7. Ребенок «портит нервы» родителям. 8. Родители могут пожаловаться на слабые способности ребенка. 9 Родители завидуют тем, у кого способные дети. 10 Родители думают, что с этим ребенком им не повезло. 11. Родители хотят, чтобы их ребенок дружил с хорошими, воспитанными детьми. 12.Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться. 13. Родителям редко удается посещать родительские собрания. 14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка перед знакомыми. 15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств. | ВМУ (школа, детский сад) 1. Ребенок у педагога вызывает скорее сожаление, чем симпатию. 2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих сверстников. 3. Для педагога очень важно сделать так, чтобы отстающий ребенок не подводил группу (класс). 4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она соответствует целям обучения и воспитания. 5. Педагог считает, что уважат можно такого ребенка, который этого заслуживает. 6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными - этом залог воспитания. 7. Педагог считает, что дети должны доверять учителю и делиться с ним своими мыслями и переживаниями. 8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь работая по четкому плану, строго его придерживаясь. 9. Педагог полагает, что недостатки ребенка связаны, прежде всего, с его семейным воспитанием. 10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.
|
Шкала ДР – достоинства ребенка В произвольном порядке ответьте на вопросы
Что он любит? | Что он умеет? | Что он хочет? |
| | |
Какой он? |
Обработка результатов Шкала I – СС (свойства субъекта самосознания) показывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5 и 6 указывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7, 8, 9, 12, 14 характеризуют его социальную неприспособленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале указывает на уровень нарушений формирования самосознания запущенного ребенка.
Шкала II – СО (свойства субъекта общения) определяет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного поведения социально отверженного ребенка.
Шкала III – СД (свойства субъекта деятельности) показывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Шкала имеет два варианта: для дошкольников (СДИ) и младших школьников (СДУ). По шкале СДИ вопросы 1-7 характеризуют комплекс игровых способностей, 8-13 – игровую деятельность, а 14-18 – игровую рефлексию ребенка.
По шкале СДУ суждения 1-9 демонстрируют дисгармонии мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о нарушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психические новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).
Шкала IV – ОТ (общий уровень тревожности) содержит 22 вопроса, 10 из них характеризуют семейную тревожность ребенка. Наиболее значимым этот показатель (ОТС) является для диагностики дошкольников.
Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе (дошкольном учреждении) – ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше указаний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показатель в большей степени характерен для младших школьников.
Шкала V – ВМ (воспитательный микросоциум) также имеет два аспекта: ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суждений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреждения (ГО суждений).
В этих суждениях отражается неблагоприятная семейная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ребенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживающий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ребенка.
Дополнительно вводится
шкала ДР (достоинства ребенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли родители, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хочет, какой он. Незаполненность этой шкалы свидетельствует о незнании, отвержении, неприятии, одностороннем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.
Социально-педагогическая запущенность диагностируется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10-25%, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждении опросника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.
БЛАНК ОТВЕТОВ Имя, фамилия ребенка_____________________
Возраст__________________________________
Группа (класс)____________________________
1 – СС | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 |
II – СО | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
III – СД СДУ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
IV –ОТС ОТУ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
V –ВМС ВМУ | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
Методика регистрации социальной активности ребенка Применяется для выявления общего уровня активности ребенка во взаимодействии со средой (МЕРАС).
Цель: определение уровня развития свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и их проявления в реальной социальной активности детей.
Инструкция: регистрация социальной активности каждого ребенка проводится индивидуально в одном и том же установленном наблюдателем временном диапазоне и может проводиться в несколько этапов, на каждом из которых регистрируются единицы только одного вида активности, например активность в деятельности. Для выделения и подсчета единиц активности используйте ниже приведенную карту единиц измерения активности. Условия исследования детей должны быть одинаковыми. Активность детей не стимулируется и исследуется в группе (классе).
Наблюдаемые единицы социальной активности ребенка Личностная активность: общее самооценочное суждение, высказывание; общее оценочное суждение, высказывание; сравнение себя с окружающими, выраженное вербально; оценка результата своей деятельности; оценка продуктов своей деятельности; оценка своих отношений с окружающими; оценка отношения окружающих к ребенку; оценка событий и предметов окружающего мира.
Игровая активность (для дошкольников): самостоятельный выбор сюжета игры; принятие и исполнение роли; принятие роли учителя, воспитателя/родителя; распределение ролей в игре; планирование игры; вербальное обозначение ее роли; элементы творчества в игре; подбор игрушек или их заместителей.
Коммуникативная активность: обращение к взрослому, выраженное вербально; обращение к сверстнику, выраженное вербально; проявление невербальных форм активности (жесты, мимика, позы, пантомимика); эмоциональное сопереживание, сочувствие; сотрудничество с детьми; сотрудничество со взрослыми; инициатива в контакте с детьми или взрослыми; демонстрация социально-этических знаний; акты выполнения социальных норм и требований.
Учебно-познавательная активность (для младших школьников): познавательные вопросы; элементы творчества; число правильно выполненных письменных самостоятельных заданий; элементы переноса кодирования и прогнозирования; элементы сравнения, моделирования, изменения; элементы целеполагания; число правильных устных ответов.
Обобщение результатов: общий индекс социальной активности подсчитывается по формуле:
КА= (Еа1+ Еа2+ЕаЗ+Еа4) ∕ t •
100%, где КА – коэффициент социальной активности; Еа1 – Еа4 – сумма зарегистрированных единиц каждого вида активности. При этом можно отдельно определять коэффициент для каждого вида социальной активности ребенка: как субъекта самосознания, субъекта деятельности (игра, учение) и субъекта общения.
Выделено несколько уровней социальной активности ребенка: I УРОВЕНЬ «неадекватная активность»: 20–5% (социальная запущенность);
II УРОВЕНЬ «адаптивная активность»: 30–20% (социальная готовность);
III УРОВЕНЬ «адекватная активность»: 45–30% (социальная субъектность).
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР) Применяется для изучения особенностей личности родителей, их отношения к ребенку, семейной атмосферы.
Министерство образования и науки РФ