Гончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностика - файл n1.rtf

приобрести
Гончарова Ю.А. Социально-педагогическая диагностика
скачать (1288.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf1289kb.18.09.2012 10:33скачать

n1.rtf

  1   2   3   4

Министерство образования и науки РФ

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное

Учреждение Высшего Профессионального образования

«Воронежский Государственный Университет»


Ю.А. Гончарова

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Учебно-методическое пособие для вузов


Издательско-полиграфический центр

Воронежского Государственного Университета

2011



Утверждено научно-методическим советом факультета философии и психологии № 4 от .2011 г.

Рецензент к. психол. н. Зыкова Н.Ю.

Пособие подготовлено на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Рекомендуется для студентов 4 курса отделения социальной педагогики факультета философии и психологии.


Для специальности 050711 – Социальная педагогика

ВВЕДЕНИЕ



Курс «Методика и технология работы социального педагога» входит в структуру дисциплин предметной подготовки и является обязательным для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Данная дисциплина читается на 4 курсе дневного отделения. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, она включает в себя широкий круг проблем, касающихся технологий и методик профессиональной деятельности социального педагога. Курс включает теоретическую и практическую части. Предлагаемые методики социально-педагогической диагностики помогут студентам как при осуществлении аудиторных практических работ, так и при прохождении производственной практики.

В качестве базовой цели выступает общетеоретическая подготовка специалиста в области методики и технологии работы социального педагога вообще и умения подбирать и использовать различные диагностические методики в частности.

Задачами пособия являются:

Пособие включает в себя восемь разделов, в рамках каждого из которых подобран комплекс соответствующих методик социально-педагогической диагностики.

В первом разделе «Сущность и особенности социально-педагогической диагностики» определяется специфика диагностической деятельности, разрабатывается понятийный аппарат, предлагается структура процесса социально-педагогической диагностики.

В рамках второго раздела «Социально-педагогическое исследование социальной среды» студенты должны научиться составлять социально-педагогический паспорт микрорайона, используя как статистические данные, так и результаты опроса учащихся, учителей и родителей.

Раздел «Исследование социальной ситуации развития (ИСР) детей и подростков» включает изучение персонального состава ИСР, структуру эмоционально-коммуникативных отношений субъекта в ИСР, структуру смысложизненных отношений субъекта, интегрирующих ИСР в единое целое. Также вниманию студентов предлагается методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда.

В разделе «Диагностика социально-педагогической запущенности детей» студентам предлагается метод комп­лексной экспресс-диагностики состояния социально-педа­гогической запущенности детей (МЭДОС), методика регистрации социальной активности ребенка, метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР)

Раздел «Исследование межличностных отношений детей и подростков» посвящен исследованию социальных сетей подростка, самооценки, структуры самоотношения, социально-коммуникативной компетентности.

Используя методики диагностики из раздела «Диагностика агрессивности детей и подростков», студенты научатся выявлять различные виды агрессивного поведения, формы их проявления и способы предотвращения детской и подростковой агрессии.

В разделе «Диагностика склонности детей и подростков к отклоняющемуся поведению» представлены методики выявления предрасположен­ности к тем или иным девиациям в поведении детей и подрост­ков, анкеты для учителей, родителей и учащихся, алгоритм изучения личности трудного ребенка, карты прогнозирования.

Комплекс методик, представленных в разделе «Диагностика семьи и семейного воспитания», позволит студентам научиться анализировать психологическую атмосферу семьи и семейных отношений, выявлять семьи группы риска, составлять алгоритм изучения семьи, определять статус ребенка в семье.

Завершается пособие разделом «Диагностика эффективности деятельности социального педагога (самодиагностика)», в котором представлены методики самодиагностики профессиональной деятельности социального педагога, предлагается оценить уровень владения профессиональными знаниями в количественном измерении по различным показателям.

Результатом использования данного учебно-методического пособия должны явиться следующие умения студентов: выявлять проблему, ставить цели работы с ней, осуществлять стратегии социально-педагогической деятельности; способствовать социализации клиента; использовать разнообразные методы и технологии в профессиональной деятельности

Критерием успешного выполнения практических работ является умение применить полученные навыки на практике.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Методика работы социального педагога / [под ред. Л. В. Кузнецовой; сост. Г. Г. Семенов]. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 96 с.

  2. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекц. аспект) : учеб. - метод. пособие / В. М. Минияров ; [гл. ред. Д. И. Фельдштейн]. – Воронеж : МПСИ МОДЭК, 2000. – 248 с.

  3. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.

  4. Социальная педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / [под ред В. А. Никитина]. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.

  5. Шептенко П. А. Методика и технология работы социального педагога : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / П. А. Шептенко, Г .А. Воронина ; [под ред. В.А. Сластелина]. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.

  6. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Щуркова. – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Воспитание трудного ребенка : дети с девиантным поведением : учеб. – метод. пособие / [под ред. М. И. Рожкова]. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 204 с.

2. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика : практика глазами преподавателей и студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Б. Н. Штинова. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 220 с.

3. Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин.- М. : Издательский центр «Академия», 1996. – 216 с.

4. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантилеев – М. : Смысл, 1993. – 29 с.

5. Прикладная социальная психология : учеб. пособие / А. Н. Сухов, В. Н.Казанцев, А. В. Чечкина и др. ; [под ред.: А. Н. Сухова, А. А. Деркача]. – Воронеж : МПСИ МОДЭК, 1998. – 687 с.

6. Психологическая диагностика : учеб. пособие / Е. М. Борисова, М. К.Акимова, В. Т. Козлова и др. ; [под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой]. – М. : Изд-во УРАО, 1997. – 301 с.

  1. Роджерс Карл Р. Консультирование и психотерапия : новейш. подходы в обл. практ. работы / Карл Р. Роджерс. – М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 462 с.

  2. Романов А. А. Игротерапия : как преодолеть агрессивность у детей. Диагностические и коррекционные методики : пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей / А. А. Романов. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 48 с.

  3. Собчик Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений : практ. рук. / Собчик Л. Н. – СПб. : Речь, 2002. – 95 с.

  4. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп : учеб. пособие для студ. вузов / Н. П. Фетискин, В. В.Козлов, Г. М. Мануйлов. – М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. – 488 с.

  5. Хохлов А. А. Социально-педагогическая диагностика : учебно-метод. пособие / А. А. Хохлов. – Орел : Орлов. гос. пед. ун-т, 1996. – 107 с.

  6. Черников А. В. Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики / А. В. Черников. – М. : Класс, 2001. – 202 с.

  7. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков : практическое пособие / Т. А. Шилова. – М. : Айрис-пресс, 2004 – 112 с.

  8. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. – СПб. : Питер, 1999. – 651 с.



СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Специфика социально-педагогической деятельности обус­ловливает характер и способы получения профессиональ­ной информации. Социальному педагогу приходится пользо­ваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели. В этом смысле он является междис­циплинарным специалистом и должен владеть методами социологического, педагогического, психологического и отчасти медицинского исследования.

Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происхо­дит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффек­тивности педагогических факторов. По содержанию и ко­нечным целям она является педагогической, а по методи­ке проведения имеет много общего с психологическими и социологическими исследованиями.

Объектом диагностики для социального педагога явля­ется развивающаяся личность ребенка в системе ее взаи­модействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности. Предметом диагностики является социально-пе­дагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики.

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитатель­ного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействия­ми (симптоматическая диагностика).

На основе теоретического представления о предмете ди­агностики социальный педагог формирует представле­ние о предмете диагностики, выделяют признаки диагностируемого явления, осуществляет подбор методов, спо­собных их диагностировать.

Социальный педагог может использовать различные методы исследования: педагогические, психологические, медицинские, социологические и общегносеологические.

Процесс социально-педагогической диагностики име­ет следующую структуру.

1. Констатация определенного неблагополучия в дея­тельности и поведении ребенка.

2. Осознание возможных причин неблагополучия, ана­лиз особенностей случая.

3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа сово­купности имеющихся данных.

4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокуп­ности данных.

6. При неподтверждении гипотезы повторение про­цедуры.

Выбор методов (III уровень) всегда соотносится с объяснительной концепцией (II уровень) и общеметодологическим подходом (I уровень).
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ1
Среди разнообразных функций и задач социального педагога од­ной из важных задач, с которой начинаются профессиональная соци­альная помощь и поддержка населения, является сбор необхо­димой информации о социальной инфраструктуре микрорайо­на, о составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информа­ции социальный работник получает возможность выявить наи­более нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети группы риска и т.д.). Он получает также представления, в чем заключается социальное неблагополучие этих категорий населения, какие меры эконо­мического, правового, медицинского, психолого-педагогичес­кого характера должны быть оказаны в каждом конкретном случае.

При проведении диагностики среды социальному педагогу важно:


Паспорт социальной инфраструктуры микрорайона

1. Карта-схема (жилые дома, торговые точки, другие объекты).

2. Описание природной среды:

• характеристика зеленых насаждений, кв.м;

• характеристика водной площади;

• уровень экологического загрязнения воздуха, воды, земли химическими элементами (высокое, среднее, низкое);

• радиологическая обстановка (благополучная, неустойчивая, неблагополуч­ная);

• наличие предприятий с вредными производственными технологиями;

• уровень очистных сооружений жилого (высокий, средний, низкий) и производ­ственного (высокий, средний, низкий) фондов.

3. Описание материальной среды:

• наличие и характер предприятий в районе (с производственным циклом химического, топливно-энергетического, машиностроительного и т.п. ха­рактера);

• наличие градообразующих предприятий, формирующих социальную ин­фраструктуру;

• научные учреждения, другие организации;

• детские учебно-воспитательные учреждения (дошкольные, школы, ПТУ, тех­никумы, внешкольные, другие);

• учреждения культуры (число мест);

• спортивные учреждения (число мест);

• детские спортивные площадки во дворах (число);

• учреждения службы быта, торгового, медицинского и жилищного обслужи­вания, обеспеченность в сравнении с нормативами;

• наличие учреждений социального обслуживания;

• центры социальной помощи семье и детям;

• центры социально-педагогической реабилитации;

• социальные приюты для детей-сирот;

• дома-интернаты для престарелых и инвалидов;

• центры медико-социальной реабилитации;

• центры социальной поддержки молодежи;

• центры планирования семьи;

• психолого-медико-педагогические консультации;

• подростковые клубы и центры работы по месту жительства;

• наличие культовых учреждений;

• другие учреждения.

Характеристика жилого фонда, % проживающих:

• в отдельных квартирах;

• в общежитиях;

• в коммунальных квартирах;

• в частных домах;

• в других жилищных условиях;

• число нуждающихся в улучшении жилой площади.

Насыщенность маршрутами общественного транспорта в:

• достаточная;

• удовлетворительная;

• низкая.

Степень удаленности м/р от центра города:

• до 20 минут езды;

• 25-40 минут;

• свыше 40 минут.

Обеспеченность населения местами в дошкольных учреждениях.

4. Характеристика населения:

• число жителей_________ человек, в том числе детей:

- до 7 лет;

- от 7 до 11 лет;

- от 11 до 14 лет;

- от 14 до 18 лет;

• количество людей пенсионного возраста;

• средний возраст взрослого населения (лет);

• соотношение взрослого населения по полу, %:

- женщин; - мужчин.

Специфика профессионального состава:

• рабочие, служащие государственных учреждений и предприятий;

• негосударственных и частных предприятий;

• учащиеся, студенты;

• интеллигенция;

• доля лиц трудоспособного возраста, %;

• доля взрослого населения, работающего в районе проживания, в %;

• национальный состав (если есть специфика);

• миграционные движения в, соотношение постоянного населения и при­езжих;

• жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из них:

- % жителей, проживающих в коммунальных квартирах, общежитиях, ава­рийном жилье, в перенаселенных квартирах;

- доля взрослого населения, проживающих одиноко, %, из них:

- престарелые; - инвалиды.

5. Характеристика семей

Количество семей, из них:

• многодетные семьи (4 и более детей);

• неполные семьи (одно мать, один отец);

• молодые семьи (супружеская жизнь до 3 лет);

• число опекунских семей;

• число семей с разведенными родителями, проживающими в одной квартире;

• число семей с родителями-инвалидами;

• число семей, ведущих аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция, жестокое обращение с детьми и женщинами), условия которых уг­рожают здоровью и жизни детей;

• число семей, стоящих на учете в правоохранительных органах;

• число семей, лишенных родительских прав;

• число семей с престарелыми родителями;

• число семей с несовершеннолетними родителями.

6. Характеристика молодых семей (супружеский стаж до 3 лет):

Количество молодых семей, из них, %:

• проживающих самостоятельно в своих квартирах и частных домах;

• проживающих с родителями;

• проживающих в студенческих общежитиях;

• проживающих на частных квартирах;

Количество молодых семей, имеющих детей, из них:

• нуждаются в детском дошкольном учреждении;

Количество молодых семей, имеющих доход на уровне и ниже прожиточного;

Количество молодых семей со смешанными национальными браками;

Количество молодых студенческих семей;

Количество молодых семей с несовершеннолетними родителями;

Количество несовершеннолетних одиноких матерей, из них, %:

• оставивших детей;

• проживающих в родительских семьях;

• проживающих отдельно;

Количество молодых одиноких матерей (до 25 лет), из них, %:

• оставивших детей;

• проживающих с детьми в родительской семье;

• проживающих с детьми самостоятельно;

7. Характеристика несовершеннолетних и молодежи (до 25 лет).

Количество несовершеннолетних (14-17 лет), из них учатся:

• в школе;

• в ПТУ;

• в других образовательных учреждениях;

Количество несовершеннолетних (14-17 лет), из них работают;

Количество несовершеннолетних (14-17 лет) без определенных занятий;

Количество молодежи (18-25 лет, %):

• учащейся молодежи;

• работающей молодежи.

8. Характеристика молодежи и несовершеннолетних с асоциальным поведением

• количество несовершеннолетних, стоящих на учете в милиции;

• количество несовершеннолетних, вернувшихся из спецшкол, спецПТУ;

• количество несовершеннолетних, вернувшихся из ВТК;

• количество несовершеннолетних, условно осужденных;

• количество молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы;

• количество условно осужденной молодежи (18-25 лет).

9. Характеристика жилищных условий и семейного положения несовершенно­летних и молодежи.

Количество проживающих в семьях:

• молодежи;

• несовершеннолетних.

Количество проживающих в студенческих общежитиях:

• молодежи;

• несовершеннолетних.

Количество проживающих в рабочих общежитиях:

• молодежи;

• несовершеннолетних.

Количество проживающих на частных квартирах:

• молодежи;

• несовершеннолетних.

Количество проживающих самостоятельно в своих домах и квартирах:

• молодежи;

• несовершеннолетних.

Социально-педагогическое обследование микрорайона проводят, используя следующие анкеты.
Анкета учащегося

1. Фамилия, имя.

2. Пол.

3. Класс.

4. Какие из указанных видов подготовки ты бы хотел получать в школе в первую очередь, во вторую и т.д.:

5. Уроки по каким предметам ты посещаешь с жела­нием (а), без желания (б), не могу сказать (в). Впиши все предметы школьного расписания.

6. Каким учеником ты себя считаешь:

7. Какой ты видишь свою школу в настоящее (а) и какой бы ты хотел видеть ее в будущем (б):

8. Оцени в себе названные качества по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, кол­лективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитан­ность, смелость, решительность, умение постоять за себя.

9. В каких видах деятельности ты хотел бы участвовать в свободное время: шефство над ветеранами, помощь боль­ным, работа с малышами, помощь детскому саду, благо­устройство двора, улицы, оплачиваемая работа вне шко­лы, труд в школьном кооперативе, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на му­зыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, предметные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психологией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопередач, технические круж­ки, спортивные секции, кружки художественного творче­ства, домашние настольные игры, чтение, встречи с дру­зьями на природе и др.

10. Кто проживает вместе с тобой в семье (перечис­лить).

11. Как часто ваша семья собирается вместе: ежеднев­но, по выходным, редко, никогда.

12. Что делает ваша семья, собравшись вместе: решает проблемы, вместе работает, все заняты общим делом, каж­дый занят своими делами, вместе отдыхает и проводит свободное время.

13. Принимаешь ли ты во внимание мнение родителей при выборе друзей: всегда, иногда, никогда.

14. Говоришь ли ты родителям правду: всегда, иногда, никогда.

15. Как ты оцениваешь свои отношения с окружающими: доверительные, полное взаимопонимание, уважительные, отсутствие взаимопонимания, конфликтные, неуважительные.

16. Как часто родители применяют в отношении тебя воспитательные меры: ласка, поощрение, убеждение, внушение, разъяснение, принуждение, жесткие требова­ния, угроза, ругань, оскорбление, физическое наказание, унижение перед другими людьми.

17. Одинаковы ли требования, которые предъявляют к тебе в семье: да, нет, не совсем.

18. Какие из жизненных целей являются для тебя главными. Пронумеруй их по значимости: фирменные вещи красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, интересная профессия, здоро­вье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, любовь, творческие способности, ум, удачная карьера, развлечения, самореализация личности, призна­ние общества.

19. Как ты оцениваешь состояние своего здоровья: со­вершенно здоров, здоровье нормальное, здоровье сред­нее, беспокоит, слабое.

20. Употребляешь ли ты табак, алкоголь, наркотичес­кие или токсические вещества: постоянно, иногда, ни­когда, пробовал один раз.
Анкета классного руководителя

1. Как вы оцениваете (по пятибалльной системе) ум­ственные способности ваших учащихся.

2. Как вы оцениваете (по пятибалльной системе) уро­вень воспитанности ваших учащихся.

3. Какими учениками вы считаете своих подопечных:

4. Оцените в каждом ребенке одно доминирующее ка­чество по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудо­любие, работоспособность, сила воли, настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, до­стоинство, честь, активность, предприимчивость, само­стоятельность, независимость, любознательность, увле­ченность, культурность, воспитанность, смелость, реши­тельность, умение постоять за себя.

5. Как часто бывают в школе родители ребенка: ежед­невно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже.

6. Какой вы считаете воспитательную обстановку в се­мье ученика: очень хорошая, благополучная, не очень благополучная, антипедагогическая.

7. Едины ли родители в своих требованиях к ребенку: да, нет, не всегда.

8. Какой метод воспитания применяется в семье данного ученика в качестве основного: излишняя опека, убеждение, разъяснение, принуждение, угрозы, физическое наказание, давление на личность, унижение или их анти­поды.

9. Какое обстоятельство (фактор) является определяю­щим в воспитании данного ребенка: учеба, общение со сверстниками в классе, отношения в семье, труд, неформальное общение, средства массовой информации, досуговая деятельность, наследственность, педагогическое вли­яние.

10. Как вы оцениваете состояние здоровья учащихся: совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое.

11. Замечались ли ваши ученики в употреблении таба­ка, алкоголя, наркотических и токсических средств: один раз, иногда, несколько раз, часто.

12. Как бы вы определили ценностные ориентации ва­ших учащихся: фирменные вещи, красивая внешность, деньги, широкая образованность и эрудиция, верные друзья, интересная профессия, здоровье, власть над другими, физическая сила, уважение окружающих, любовь, твор­ческие способности, ум, удачная карьера, развлечения, самореализация личности, признание общества.

13. Каковы направления интересов ваших учащихся: шефство над ветеранами, помощь больным, работа с ма­лышами, помощь детскому саду, благоустройство двора, улицы, оплачиваемая работа вне школы, труд в школьном кооперативе, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, пред­метные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психологией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопередач, технические кружки, спортивные секции, кружки художественного творчества, домашние настоль­ные игры, чтение, встречи с друзьями на природе и др.
Анкета родителя

1. Фамилия, имя, отчество.

2. Пол.

3. Возраст.

4. Образование.

5. Профессия.

6. Состав семьи.

7. Жилищные условия.

8. Жилая площадь (общая, жилая).

9. Предметы культурного обихода в семье.

10. Домашняя библиотека.

11. Спортивные принадлежности.

12. Газеты и журналы в семье.

13. Семейный бюджет.

14. Главные статьи расходов.

15. Свободное время в неделю.

16. Формы проведения свободного времени в семье.

17. Факторы воспитания ребенка: учеба, общение со свер­стниками в классе, отношения в семье, труд, неформаль­ное общение, средства массовой информации, досуговая деятельность, наследственность, педагогическое влияние.

18. Мнение о своем ребенке как ученике: способный, хороший, средний, малоспособный, труднообучаемый.

19. Отношение к учебе ребенка: считаю, что это его дело; переживаю вместе с ним неудачи; радуюсь его успехам; систематически оказываю помощь в подготовке домашних заданий; осуществляю контроль за учебой.

20. Оценка качеств ребенка по пятибалльной системе: честность, правдивость, доброта, щедрость, коллективизм, товарищество, трудолюбие, работоспособность, сила вол настойчивость, оптимизм, вера, скромность, терпимость, выдержка, достоинство, честь, активность, предприимчивость, самостоятельность, независимость, любознательность, увлеченность, культурность, воспитанность, смелость, решительность, умение постоять за себя.

21. Посещение родителями школы: ежедневно, еженедельно, ежемесячно, один раз в четверть, реже.

22. Совместное времяпровождение: ежедневно, по вы­ходным дням, редко, почти никогда.

23. Помощь школе: работа в родительском комитете, дежурство на мероприятиях, занятия с отстающими, про­ведение бесед, организация экскурсий, руководство кружком или секцией, ремонт школы, ремонт мебели.

24. Совместная деятельность в семье: вместе решаем проблемы, вместе работаем, каждый занят общим делом, каждый занят своими делами, вместе отдыхаем и прово­дим свободное время.

25. Характер отношений в семье: очень хорошие, не очень хорошие, плохие, конфликтные.

26. Наиболее часто используемые методы воспитания: ласка, поощрение, убеждение, внушение, разъяснение, принуж­дение, жесткие требования, угроза, ругань, оскорбление, физическое наказание, унижение перед другими людьми.

27. Оценка состояния здоровья ребенка: совершенно здоров, здоровье нормальное, среднее, ниже среднего, слабое.

28. Отношение ребенка к употреблению табака, алко­голя, токсических и наркотических средств: один раз, иногда, несколько раз, часто.

29. Предпочитаемые ребенком занятия: шефство над ветеранами, помощь больным, работа с малышами, по­мощь детскому саду, благоустройство двора, улицы, опла­чиваемая работа вне школы, труд в школьном кооперати­ве, работа в саду или на огороде, работа по дому, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, пение, танцевальный кружок, дискотека, танцы, предметные кружки и факультативы, драматический кружок, занятия психо­логией, компьютерные игры, просмотр теле - и видеопере­дач, технические кружки, спортивные секции, кружки художественного творчества, домашние настольные игры, чтение, встречи с друзьями на природе и др.

По итогам социально-педагоги­ческого обследования учащиеся могут быть разделены на следующие группы:

Для каждой из групп можно составить характеристику социокультурных и психолого-педагогических условий.
Карта обследования семей, имеющих несовершеннолетних детей

1. Состав семьи: мать, отец, бабушка, дедушка (5), только мать и отец (4), мать и отчим, либо мачеха и отец (3), одна мать или один отец (2), нет родителей (1).

2. Количество детей в семье: пять и более (5), четверо (4), трое (3), двое (2), один (1).

3. Образ жизни и психологический климат семьи: здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимания, эмоцио­нальной близости (5), здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости (4), отношения в семье напряженно-конфликтные, характеризуются отчужден­ностью между ее членами (3), допускается жестокое обращение с детьми, другими членами семьи (2), постоянное жестокое отношение к детям (1).

4. Здоровье родителей: отец и мать практически здоровы (5), один из родителей отличается ослабленным здоровьем (4), отец и мать с ослабленным здоровьем (3), один из родителей инвалид либо пенсионер по возрасту (2), отец и мать инвалиды либо пенсионеры по возрасту (1).

5. Образование родителей: оба (либо один) имеют высшее образование (5), оба (либо один) имеют незаконченное высшее образование, среднее спе­циальное образование (4), оба (либо один) имеют общее среднее образование (3), оба (либо один) имеют неполное среднее образование (2), оба (либо один) имеют начальное образование (1).

6. Наличие в семье детей ясельного возраста (до 3 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет(1).

7. Использование ясельных учреждений: ребенок посещает государственные или ведомственные ясли (5), ребенок находится дома под присмотром неработающей матери (4), ребенок находится дома под присмотром неработающей бабушки (3), ребенок находится дома под присмотром няни (2), ребенок посещает частные ясли (1).

8. Наличие в семье детей дошкольного возраста (4-6 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет(1).

9. Посещение дошкольником детского сада: ребенок посещает государственный или ведомственный сад (5), ребенок воспитывается дома неработающей матерью (4), ребенок воспитывается дома неработающей бабушкой (3), ребенок воспитывается няней дома (2), ребенок посещает частный детский сад (1).

10. Нуждаемость семьи в дошкольном учреждении: семья не нуждается в дошкольном учреждении (5), семья нуждается в садике (4), семья нуждается в яслях (3), семья нуждается в садике и яслях (2), семья не доверяет воспитание детей дошкольным учреждениям (1).

11. Наличие детей школьного возраста (7-17 лет): четверо и больше (5), трое (4), двое (3), один (2), нет (1).

12. Место учебы, работы детей школьного возраста: учеба в общеобразовательной школе (5), учеба в среднем специальном заведении (4), учеба в негосударственных школах и гимназиях (3), работа (2), без определенных занятий (1).

13. Внешкольные занятия детей школьного возраста: посещение музыкальной школы, художественной студии, кружков (5), посещение технической студии, кружков (4), посещение спортивной школы (3), посещение клуба по месту жительства и других внешкольных учреждений по интересам (2), незанятость во внеурочное время (1).

14. Характеристика здоровья и психосоматического развития детей: ребенок практически здоров (5), ребенок при нормальном психологическом развитии недостаточно развит физически (4), тяжелые хронические заболевания, инвалидность (3), отставание в умственном развитии (2), нервно-психические заболевания (1).

15. Наличие социальных отклонений у детей подросткового возраста: уход из дома, бродяжничество (5), употребление наркотиков, токсических веществ (4), алкоголизация (3), без определенных занятий (2), правонарушения (1).
Паспорт неформальной подростковой группы

1. Количество человек (постоянный и эпизодический состав).

2. С какого времени существует.

3. Возраст, место работы, учебы ее членов.

4. Принцип включения в группу: по месту жительства, общие цели, землячество и т.д.

5. Основные места сбора.

6. Средняя периодичность сборов.

7. Наиболее предпочитаемые совместные занятия (проранжировать): выпивки, игра в карты, подвижные игры, хождение по улицам, посещение кино, пение под гитару, употребление наркотиков и т.д.

8. Наиболее излюбленные темы бесед и обсуждений (проранжировать): обсуж­дение различных затруднений в учебе, работе, конфликтов с родителями, учителя­ми, обсуждение прочитанного, обсуждение кино - и телефильмов, обсуждение совместных действий, обсуждение жизненных планов, отношений с девушками, рас­сказы о взаимосвязях взрослых мужчин и женщин, рассказы о местах заключения, воровских обычаях, обсуждение способов добычи средств для развлечений, вы­пивки, наркотиков и т.д.

9. Жаргонные слова, используемые в группе.

10. Клички членов группы.

11. Лидер группы и его характеристика.

12. На чем держится авторитет лидера (нужное подчеркнуть): на страхе перед физической силой; на уважении к интеллекту; на умении най­ти общий язык с ребятами; на опытности, бывалости и т.д.?

13. Как часто и по поводу чего бывают конфликты.

14. Как обычно разрешаются конфликты: мирно, дракой, благодаря вмеша­тельству лидера, компромиссом части ребят.

15. Как часто возникают конфликты, драки с другими группировками и поводу чего.

16. Поддерживается ли связь со взрослыми преступниками, с лицами, отбывши­ми наказание в местах лишения свободы: да, нет, эпизодично.

17. Какое влияние они оказывают на ребят (нужное подчеркнуть): предостере­гают о возможности преступления; подстрекают к преступлению; заражают лож­ной романтикой; передают воровской жаргон, песни, обычаи.

18. Какие качества характера и поступки больше всего осуждаются, и какие ме­ры воздействия со стороны группы оказываются на провинившегося?

19. Возможен ли добровольный выход из группы? Переход в другую? Бывали ли такие случаи, по какой причине, и какова реакция на это?

20. Как относятся взрослые к группировкам ребят: родители (доброжелательно, не препятствуют встречам на квартирах, нейт­рально, не обращают внимания, враждебно, запрещают общение, запрещают встречи у себя дома); учителя; соседи.

21. Состоит ли кто-нибудь из ребят на учете в милиции, и каковы меры воздей­ствия на группу?

22. Занимается ли кто-нибудь из ребят в кружках, секциях, клубе. Как это влияет на других ребят, и как к этим занятиям относятся в группе.

Инструкция

Паспорт неформальной подростковой группы заполняется путем анализа бе­сед с членами подростковых групп, путем сопоставления информации, полученной от разных подростков, в результате чего проводятся как взаимодополнение, так и исключение ложной информации, возможны методы включенного наблюдения, предполагающие, чтобы исследователь по возрасту и характеру поведения особо не выделялся среди членов неформальной группы.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Адекватное понимание социальной ситуации развития отдельного ребенка имеет огромную практическую ценность в психолого-педагогической работе. Социальный мир ребен­ка, а особенно подростка, юноши, выходит далеко за пре­делы семьи и школы, становится объектом их воображе­ния, планирования и оценки. Вследствие этого социальная ситуация развития индивидуализируется, определяя даль­нейшие пути развития детей. По мнению исследователей, на основе адекватной диагностики индивидуальной ситуации развития можно более эффективно решать проблему поиска профилактики труднообучаемости, трудновоспитуемости и раз­личных социальных девиаций; индивидуализировать воспи­тание, контролировать процесс детского развития (Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. Н. Поддъяков, М. Ю. Кондратов).

Рассматривая социальное пространство развития чело­века, социальный педагог должен осознавать, что лич­ность ребенка формируется в системе живых разнородных связей с другими людьми. Он всегда существует и разви­вается в сообществе и через сообщество. Наличие и сам характер этих связей как раз и образуют предметную си­туацию развития (В. И. Слободчиков).

Индивидуальная социальная ситуация развития есть отражение во внутреннем мире индивида социального мира в целом во взаимодействии всех его аспектов. Развиваю­щие аспекты среды могут быть представлены в индивиду­альном сознании субъекта в форме значимых персонажей. Значимыми являются все те участники социальной среды, которые вызывают активную работу сознания и переживания субъекта. Это не только референтные, автори­тетные, эмоционально притягательные персонажи, но и их антиподы.

И. А. Николаева (1999) представляет индивидуальную со­циальную ситуацию развития (ИСР) в виде трех уровней.

1-й уровень. Персональный состав ИСР.

Кто персонально представляет социальную среду во внутреннем мире субъекта? Какие возрастные, половые, социальные, профессиональные и другие категории определяют ситуацию развития?

2-й уровень. Структура эмоционально-коммуникативных отношений субъекта в ИСР.

К каким качествам личности другого, к каким сторонам взаимоотношения с людьми ребенок наиболее чувствителен? Что вызывает его положительный эмоциональный отклик и что отталкивает? Какие аспекты отношений остаются без внимания?

Эта структура определяется двумя факторами: а) социально-психологической компетентностью, т.е. способностью воспринимать, различать чувства и оттенки взаимоотношений между людьми, мотивы их поведе­ния, свойства личности; б) эмоциональной направленностью субъекта в социальной сфере, т.е. эмоциональной восприимчивостью к определенным аспектам свойств, чувств и отношений и невосприимчивости к другим.

3-й уровень. Структура смысложизненных отношений субъекта, интегрирующих ИСР в единое целое.

К характеристикам этого уровня относятся: самооценка; жизненная позиция (позиция по отношению к учас­тникам ИСР), которую можно представить в виде двух компонентов: а) ценностный статус по отношению к другим (я могу ценить других выше себя и ниже себя); б) смысложизненные роли (кем являются другие в моей жизни и какова моя роль по отношению к другим).
Методика «Индивидуальная социальная ситуация развития»

И. А. Николаевой

Процедура диагностики ИСР проводится в три этапа.

На I этапе респондент выписывает 50 персонажей в том порядке, как они приходят в голову. Персонажи вы­писываются в столбец у левого края листа.

Инструкция: «Перед вами лист бумаги, на котором слева вы ви­дите столбец из 50 чисел. Сейчас вы будете вспоминать разных лю­дей. Они могут быть большими и маленькими, знакомыми и незна­комыми, чужими и родными, реальными и вымышленными, геро­ями литературы и кино. Они могут жить сейчас, в далеком прошлом или будущем. Главное, что все они - люди.

Всех, кого вы вспомните, нужно занести в столбец рядом с циф­рами, в том порядке, как они приходят в голову. Если не вспомина­ется никто, подчеркните ту цифру, на которой появилось затрудне­ние, и продолжайте вспоминать дальше. Если не хотите писать пол­ное имя, можете написать инициалы или условное имя, важно, чтобы вы не забыли в дальнейшем, кто скрывается под этим именем».

На II этапе респондент выписывает рядом с персона­жами их краткие характеристики. Для каждого, кто записан в вашем списке, нужно выбрать самые существенные, характерные для него признаки. Нужно кратко охарактеризовать его и записать рядом эту характеристику.

На III этапе респондент отмечает свое положение на шкале ценностей, а затем отмечает место каждого персонажа на этой шкале.

Инструкция: На втором листе вы видите вертикальную линию, нижний конец которой помечен знаком «-», а верхний – знаком «+». Верхний конец этой шкалы символизирует все самое лучшее, пре­красное, высокое, что может быть в человеке; а нижний конец шка­лы – самое низменное, ужасное и безобразное в человеке. Сначала вы должны найти на этой шкале место, на которое вы бы поставили самого себя. Отметьте это место черточкой или точкой и напишите «Я». Теперь найдите место каждого по очереди персонажа на этой шкале. Для каждого найдите место, поставьте черточку и рядом на­пишите порядковый номер персонажа. Выполняйте это задание по порядку с №1 до № 50. Если несколько персонажей вы захотите поставить на одно и то же место, то рядом с одной черточкой ставь­те через запятую соответствующие им номера.

Обработка результатов.

Каждый этап данной диагностической процедуры пред­назначен для диагностики соответствующего структурного уровня ИСР и имеет самостоятельную диагностическую цен­ность, поэтому его результаты могут быть обработаны неза­висимо от других этапов. Но для получения интегральных показателей важно совмещение результатов всех этапов.

Обработка результатов I этапа.

Основной показатель спектр социальных ролей. Он содержит в себе данные о социальном составе значимых персонажей в индивидуальной ИСР. Для получения этого показателя сначала каждый персонаж анализируют по сле­дующим категориям:

Внизу таблицы подсчитывается общее количество слу­чаев упоминания каждой категории. Можно получить чис­ленное выражение частоты упоминания каждой катего­рии в процентах по отношению к общему числу персона­жей.

Обработка результатов II этапа.

Основной показатель спектр эмоционально-коммуни­кативных отношений «Я» – другие» или спектр качестве отношений, осознаваемых респондентом в общении и взаи­моотношениях. По результатам II этапа делают заключение о такой стороне коммуникативной компетентности ребен­ка, как способность воспринимать, осознавать те или иные стороны общения и личностные качества другого. Каждый признак анализируется по следующим категориям (при выборе категорий использована классификация эмоциональной направленности Додонова):

А – альтруистическая направленность («добрый», «злой», «жадный», «помогает», «хороший человек»);

Э – эстетическая направленность («красивый», «кур­носый», «зубы лошадиные»), практически всегда совпа­дает с оценкой физических качеств – Ф);

П – практическая направленность (сюда включена и оценку профессиональных навыков, например «хороший учитель», «плоховато играет роль», «деловой», «богатый»);

Гн – гностическая (познавательная) направленность («умный», «интересный человек»);

Пг – пугническая, или направленность на борьбу и преодоление препятствий, и акцентирование соответству­ющих качеств в человеке (сюда же можно включить и волевые качества «слово держит», «не трус»);

Р – романтическая направленность («загадочный», «нео­бычный»);

МН – манеры и нормы, направленность на оценку нормативности поведения («хорошо себя ведет», «иногда похожа на психа»);

Ф – направленность на оценку физических данных («тол­стый», «высокий»).

Каждый признак определенной направленности имеет положительную, отрицательную, амбивалентную (и «+», и «-») или нейтральную эмоциональную окраску, что обозначается знаками «+» или «-».

Затем подсчитывается сумма признаков по всем выде­ленным категориям, и определяются ранги признаков со­гласно частоте их упоминания. Таким образом, мы получаем профиль эмоционального отношения к дру­гому и спектр качеств и отношений, осознаваемый рес­пондентом в общении.

Следующий показатель – эмоциональный баланс об­щий ИСР. Определяется как соотношение «эмоциональ­но-позитивных» и «эмоционально-негативных» призна­ков. Характеризует общий эмоциональный фон ИСР.

Показатель эмоциональный баланс парциальный по отно­шению к отдельным группам в ИСР, выделенным на I этапе. Определяется как соотношение эмоционально-позитивных и негативных признаков для отдельных групп. Характеризу­ет преобладание эмоционально-позитивного или эмоцио­нально-негативного отношения к отдельным социальным и другими категориям.

Обработка результатов III этапа проводится с помо­щью рисунка, изображающего шкалу ценностей, на ко­торой подросток отмечает свое место «Я» и затем находит и отмечает место каждого персонажа. Все отметки можно разделить на группы (факторы) по степени близости на шкале. Затем содержание каждой группы (персонажи и его характеристики) интерпретируется. Ис­следователь должен найти то общее смысловое основание, которое обусловливает близкое (или совпадающее) рас­положение персонажей на шкале ценностей.

Основные показатели III этапа.

Самооценка, или абсолютный ценностный статус «Я» определяется положением точки «Я» на шкале ценностей Относительный ценностный статус «Я» в ИСР. Определяется как соотношение количества персонажей «выше «Я» и «ниже «Я». Содержательная интерпретация данного показателя нуждается в уточнении. Предполагается, что персонажи «выше «Я» символизируют ценностно-целевые и ценностно-инструментальные ресурсы субъекта в его жиз­недеятельности. Персонажи «ниже «Я» символизируют субъективные препятствия индивида в его самоосуществ­лении. Неблагоприятным является значительное преобла­дание персонажей «ниже «Я», хотя формально при этом «Я» себя ценит выше других.

Ценностный баланс общий. Определяется как соотно­шение количества персонажей «выше середины» и «ниже середины». Характеризует восприятие целостной ИСР как ценност­но-позитивное и ценностно-негативное.

Ценностный баланс парциальный. Определяется как со­отношение «выше «Я»/«ниже «Я» для отдельных соци­альных групп, выделенных на I этапе.

Ценностно-ориентационные факторы (ЦОФ). Опреде­ляются как интерпретация-обобщение содержания персо­нажей и их характеристик по группам, выделенным на шкале ценностей. Характеризуют ценностные ориентации субъек­та в их личностно-смысловом наполнении.

Значимость ЦОФ позитивная (негативная). Определя­ется по степени близости ЦОФ к полюсам шкалы. ЦОФ, максимально приближенные к полюсам, соответствуют цен­ностям – целям субъекта. Другие ЦОФ соответствуют ценностям - средствам субъекта.

Иерархия ЦОФ определяется в соответствии со зна­чимостью ЦОФ.

Обобщенные другие, или ценностно-ролевые позиции в ИСР определяются как содержательные обобщения со­циальных, возрастных и других признаков I уровня в груп­пах персонажей, выделенных на шкале ценностей. Обоб­щенные другие представляют собой группы персонажей, объединенные по ценностному признаку, которые не всегда соответствуют традиционным социальным категориям. На­пример, среди обобщенных других в ИСР могут быть не просто ровесники, а ровесники-почитатели (преданные); ровесники, одобряемые взрослыми, умные; ровесники-родственники; ровесники, зависимые от взрослых (шес­терки); и остальные ровесники, независимо от их досто­инств и недостатков. В своей совокупности все выделен­ные респондентом «обобщенные другие» образуют как бы субъективную социальную стратификацию индивидуаль­ной ИСР.

Смысложизненные роли присущи всем обобщенным другим, соответствуют выделенным ЦОФ субъекта.
Изучение личности, условий жизни подростка и его семьи

Схема изучения социальной истории личности

1. Общие данные.

1.1. Ф.И.О., адрес, дата и место рождения, семейное положение, нацио­нальность.

1.2. Родители: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.

1.3. Братья и сестры: И.О., дата рождения или смерти, место проживания.

1.4. Дети: И.О., дата рождения, место проживания.

1.5. Образование.

1.6. Где работает (учится).

1.7. Психическое и физическое здоровье.

1.8. Место в семье, соседские связи.

2. Потребности и проблемы.

2.1. Причины, приведшие к работе с данной личностью.

2.2. История проблемы и ее состояние на нынешнем этапе.

2.3. Способность выполнять жизненные роли.

2.4. Стадия психического и умственного развития.

2.5. Выполнение личностного долга перед семьей, группой, общиной.

3. Позитивные и негативные факторы, оказывающие влияние на помощь клиенту.

3.1. Внутренние ресурсы личности к изменению.

3.2. Какие факторы могут повлиять на оказание помощи.

3.3. Реалистичны ли ожидания к изменению личности.
Диагностика личности и ее социальных связей

Методика «недописанный тезис»

Эта методика позволяет определить убеждения окружающих, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка в процессе его социализации.

Допишите следующие утверждения: Я был воспитан с убеждением в том, что семья – это...; работа – это...; деньги – это...; учеба – это...; мужчина – это...; женщина – это...; успех – это....

Важно объяснить ребенку, что он должен определить не соб­ственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, знакомых, учителей и др.). Дети могут также отметить, ка­кие позиции они принимают (знаком «+»), а с какими категоричес­ки не согласны (знаком «–») Проанализировав для себя получен­ную информацию, определите Я–концепцию воспитанника.

Недостатки продолжение достоинств

Выявите наиболее развитые качества каждого воспитанника. Не­гативные черты характера переведите в позитивные по принципу: «недостатки продолжение достоинств». Например: упрямство – умение отстаивать свою точку зрения; жадность – способность жить экономно; выскочка – любопытный, имеет свое мнение; робость – скромность, стеснительность.

Что я люблю? Что я не люблю?

Выявите жизненные ценности воспитанника. Дается задание: напишите по 10 ответов на вопросы: «Что я люблю?» и «Что я больше всего не люблю?».

Ранжирование

Расставьте по порядку личной значимости предпочтительные качества личности, ценности, занятия.

Качества личности

Ценности

Занятия

Умный

Честный

Скромный

Справедливый

Трудолюбивый

Верный

Ласковый

Добрый

Предприимчивый

Общительный

Веселый

Энергичный

Друзья

Труд

Знания

Родина

Деньги

Школа

Человек

Природа

Здоровье

Семья

Успех

Творчество

Читать

Смотреть телевизор

Гулять

Веселиться, Играть

Общаться с друзьями

Учиться

Помогать по хозяйству

Заботиться о животных

Играть с младенцами

Заниматься спортом

Слушать музыку

Возиться с техникой


Фантастический выбор

Используя «волшебную» ситуацию, актуализируйте потребно­сти детей. Например:

Пришла к тебе Золотая рыбка и спросила: «Чего тебе надоб­но?».

Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?

Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять то, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

Недописанное письмо

Продолжите начало письма незнакомому другу: Я живу хорошо, потому что... Я живу плохо, потому что...

«Моя Вселенная»

Предложите воспитанникам заполнить карту «Моя Вселенная». Для выполнения задания потребуются цветные карандаши или фло­мастеры, альбомные листы.

Создайте благоприятную атмосферу, расположите к себе детей. Попросите их нарисовать на альбомном листе солнышко, пояс­нив, что «солнышко» – это они сами: «Ведь вы действительно являетесь солнышком в жизни близких вам людей, обогреваете теплом, лаской и даете радость. А значит, лучи солнышка – это достоинства вашей личности. Назовите их. Это могут быть как до­стоинства характера, так и отличительные черты внешности или возраст – доброта, общительность, чувство юмора, ответствен­ность, красивые глаза, юность... Отразите в солнышке самого себя, обозначив свое «Я».

Нарисуйте в своем пространстве Вселенной планеты. Планеты – это значимые для вас люди. Назовите планеты их именами.

Планета может носить имя реального лица или вымышленного персонажа, исторического героя, чья жизнь, судьба, характер, по­ступки произвели на вас особенное, глубокое впечатление, кем вы, возможно, восхищаетесь, гордитесь.

На карте своей Вселенной обозначьте звездочками наиболее яр­кие, оставившие в вашей душе неизгладимый след, впечатления. Вспомните о любимом городе, занятиях, событиях, талисманах, праздниках, знаковых вещах и т.д.

По желанию (если вы не хотите, можете этого не делать) обо­значьте туманности, облака, тучи, иначе говоря, ваши проблемы.

Посмотрите на солнышко, лучи, планеты и звезды. Подумай­те, что или кто может повлиять на то, чтобы облака, тучи рассе­ялись, туманности развеялись. Соедините их линиями, сделайте выводы, что поможет вам решить ваши проблемы: Вы сами, близ­кие люди...

После заполнения воспитанниками карты Вселенной проана­лизируйте:

- восприятие ими образа «Я»;

- самооценку (размер «солнышка», расположение его на лис­те, лучи и т.д.);

- эмоциональное состояние (какие цвета использовали);

- качества личности (что нарисовано в «солнышке», «лучах»);

- влияние референтных лиц (планеты);

- выбор занятия, значимого в жизни (звездочки).

При анализе карты «Моя Вселенная» используйте знания по психодиагностике. Это поможет вам лучше понять воспитанника.

Через некоторое время снова проведите занятие по данной ме­тодике. Проанализируйте вместе с каждым воспитанником, что изменилось в его карте Вселенной, в его жизни. Почему? Сделайте выводы.
Референтные лица

Укажите не менее 10 человек в социуме, общение с которыми имеет для вас большое значение. Отметьте, кто вам наиболее бли­зок. Составьте своеобразную цепочку. Например: Я ? мама ? подруга ? Сергей К. ? тренер...

Анкета «Я и мои друзья»

1. У вас есть круг друзей: да, нет.

2. Что вас объединяет: работа с техникой; посещение кино; игра на гитаре; хобби; другое.

3. Кому из друзей вы смогли бы доверить свою тайну.

4. К кому бы из друзей вы обратились бы за помощью в трудной ситуации.

5. Какие качества ценят в вас друзья.

6. Вспомните случаи, когда вы помогли кому-нибудь из друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-либо проблемой.

7. Как вы себя чувствуете со своими друзьями: и скучно, и грустно, и некому руку подать; жизнь прекрасна и удивительна; о взлет, то посадка (падение).

8. Каких друзей вам хотелось бы иметь, и чего вы больше всего боитесь в дружбе.

9. Какие качества характера и поступки больше всего привет­ствуются в кругу ваших друзей.

10. Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время: мои друзья; моя компания; тусовка; мой двор; моя команда; другой вариант.

11. Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь. Кто это?

12. Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как обычно они решаются: миром; дракой; благодаря вмешательству лидера; благодаря вмешательству взрослого; компромиссом части ребят.

13. Как относятся взрослые (родители, соседи) к вашей группе: доброжелательно; враждебно; нейтрально; равнодушно; запрещают общение.

14. Отметьте, с какими утверждениями вы согласны: даю друзьям советы для их же пользы; со мною часто советуются; не могу принять важное решение без моих друзей; никто не понимает меня по настоящему; мне легче принять решение самому и поставить всех в из­вестность; мне легче принять решение вместе со всеми и подчинить­ся большинству; я действую по…

15. Изобразите на рисунке свое душевное состояние, которое чаще всего испытываете с друзьями: солнышко; человечек; разбитое сердце; одинокий корабль.
ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Комплексная психолого-педагогическая диагностика – это углубленный и всесторонний анализ личности ребен­ка, направленный на выявление присущих ей положи­тельных сторон и недостатков, их причин, а также на решение практических задач: гармонизацию развития лич­ности и повышение эффективности целостного педагоги­ческого процесса. Комплексная диагностика при правильной ее организации помогает оценивать уровень развития, обученности и воспитаннос­ти ребенка в зависимости от качества семейного воспита­ния и учебно-воспитательного процесса в детском саду, школе, характера личностного влияния воспитательного микросоциума.

Итогом комплексной психолого-педагогической диаг­ностики должен стать психолого-педагогический диагноз, который отвечает на следующие вопросы.

1. Имеет ли место социально-педагогическая запущен­ность ребенка?

2. На что опереться в воспитательно-образовательной, профилактической и коррекционной работе с ребенком?

3. Что в ребенке не развито, подвержено деформации в силу социально-педагогической запущенности?

4. В чем возможности изменения социально-педагоги­ческой ситуации развития ребенка?

5. Кто и что должен делать?

6. Какими путями, средствами, методами?

7. Каков возможный результат (прогноз развития ре­бенка) при использовании методов профилактики и кор­рекции либо их отсутствии?

Таким образом, предметом комплексной диагностики является постановка психолого-педагогического диагно­за, который должен подтвердить либо опровергнуть на­личие социально-педагогической запущенности, указать; на деформации личности ребенка, вызванные этим со­стоянием, их причины, пути и способы профилактики и коррекции выявленных отклонений и недостатков. При этом терминам «недостатки», «дефекты», «отклонения», «деформации» придается смысл, далеко выходящий за рамки психопатологии и дефектологии. В частности, имеются в виду отклонения не только от нормы, но и принятого для данного ребенка стандарта (индивидуального оптиму­ма).

Целью комплексной диагностики является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей.

Диагностически значимые признаки социально-педаго­гической запущенности детей (у обеих возрастных групп):

1) нарушения образа «Я», выраженные в неадекватной самооценке и уровне притязаний;

2) низкий социальный статус, проявляющийся в не­приятии сверстниками, отверженными родителями, и об­струкции педагогов;

3) трудности и неспешность в деятельности (игровая, учебная и др.), связанные с дисгармониями развития со­циально-педагогического генеза;

4) неадекватное поведение в социальных ситуациях;

5) гиперсоциализированность и авторитарность педа­гогов и родителей.

У дошкольников:

а) неразвитость комплекса игро­вых способностей;

б) трудности в игровых отношениях со сверстниками;

в) невключенность в сюжетно-ролевые и творческие игры;

г) слабая готовность к обучению в школе;

д) семейная тревожность.

У младших школьников:

а) дисгармония мотивов учения;

б) низкая учебно-познавательная активность;

в) несформированность основ­ных учебных умений;

г) преобладание деловых отно­шений с учителем при нераз­витости эмоционально-лично­стного общения;

д) школьная тревожность.

Механизм комплексной диагностики состоит в ее мно­гоэтапности, последовательности и непрерывности.

На I этапе проводится сканирование всех детей в дош­кольных группах детского сада или начальных классах школы на предмет выделения детей группы риска. Одной из та­ких групп являются социально и педагогически запущен­ные дети. Здесь используется разработанный Р.В. Овчаровой метод МЭДОС (метод экспресс-диагностики состояния запущенности). На этом этапе ставится первичный педагогический диагноз: социально-педагогическая запущенность.

На II этапе группа социально и педагогически запущен­ных детей обследуется психологом, продолжается более углубленное (по выявленным признакам запущенности) педагогическое изучение детей. В итоге такого скрининга ставится психолого-педагогический диагноз, определяют­ся задачи коррекционной работы с ребенком.

На III этапе проводится глубокая психолого-педагоги­ческая диагностика воспитательного микросоциума ребенка, определяются прогноз его развития, задачи профилакти­ческой и коррекционной работы с воспитательным мик­росоциумом.

На IV этапе проводится диагностика эффективности профилактической и коррекционной работы в парамет­рах, характеризующих изменения в личности ребенка и социально-педагогической ситуации его развития. Пере­ходим к характеристике методов и инструментария комп­лексной ранней диагностики социально-педагогической запущенности детей.
Метод комп­лексной экспресс-диагностики состояния социально-педагогической запущенности детей (МЭДОС)

Метод осно­ван на независимых характеристиках ребенка его педаго­гом, психологом, родителями и идентификации полученных характеристик и диагностически значимыми признака­ми исследуемого состояния, раскрытыми в виде внеш­ней симптоматики. Метод определяет наличие или отсут­ствие состояния, выявляет картину основных отклоне­ний и недостатков, вызванных этим состоянием, и примерный уровень этих отклонений. Этот метод исполь­зуется одновременно с наблюдением за детьми, которое параллельно ведут педагоги, психологи и родители.

Инструкция: внимательно прочтите утверждения каж­дой шкалы. Если указанное утверждение подходит к ха­рактеристике вашего ребенка, зачеркните соответствую­щий номер в прилагаемом бланке. Искренность ваших ответов будет способствовать правильной оценке ситуации и поможет вашему ребенку преодолеть имеющиеся труд­ности. В шкале III – СД отвечайте на вопросы по той графе, которая соответствует возрасту вашего ребенка.

Список утверждений

Шкала I – СС

1. Хочет быть слишком маленьким или большим.

2. Считает себя некрасивым.

3. Считает себя нездоровым.

4. Считает себя слабее других.

5. Не любит свое имя.

6. Не хочет быть девочкой (для девочек), мальчиком (для мальчиков).

7. Думает, что у него мало друзей.

8. Думает, что у его знакомых более дружная семья.

9. Ему кажется, что дома он всем мешает.

10. Ему кажется, что глупее других.

11. Считает себя не очень способным.

12. Полагает, что родители им недовольны.

13. Считает, что ему часто не везет.

14. Ему кажется, что учительница (воспитательница) им недовольна.

15. Считает, что у него все плохо получается, что он ничего не умеет.

16. Думает, что он плохой мальчик (девочка).

17. Считает, что он никому не нужен, его никто не любит и часто говорит об этом.

Шкала II – СО

1. Любит, когда к нему проявляют симпатию.

2. Хочет быть замеченным, но сам не проявляет активность.

3. Редко просит кого-то о помощи и помогает кому-то сам.

4. У него мало друзей.

5. Редко подходит к воспитателю (учителю) по соб­ственной инициативе.

6. Ребенок-подчиненный (соглашается на невыигрышные роли).

7. Имеет только одного друга в группе (остальных де­тей игнорирует).

8. Часто жалуется на детей в группе.

9. Шумно ведет себя, когда рядом нет воспитателя (учи­теля).

10. Иногда, когда ему делают замечание, играет «ге­роя».

11. Случается, что прикидывается «шутом», паясничает.

12. Мешает детям в играх, подсмеивается над ними, любит пугать.

13. Редко реагирует на замечания, советы или не обра­щает на них внимания.

14. Не понимает, почему его поступки не нравятся ок­ружающим.

15. Надоедает детям, пристает к ним.

16. Находится в плохих отношениях со сверстниками.

17. Проявляет агрессивность по отношению к окружаю­щим, портит вещи, игрушки.

18. Подражает хулиганским проделкам.

19. Ведет себя в группе как посторонний, отверженный, бывает козлом отпущения.

20. Избегает контактов с воспитателем (учителем).

21. Часто ведет себя невпопад.
Шкала III – СД

Для родителей и воспитателей дошкольников (игра) – СДИ


Для родителей и педагогов младших школьников (учение) – СД


А. Комплекс игровых способностей.

1. Медленно входит в игру, не сразу берет па себя роль.

2. Трудно договаривается с парт­нерами по игре.

3. Часто не соблюдает правил игры.

4. Не говорит о том, что он делает по ходу игры.

5. Похожие роли играет всякий раз одинаково.

6. Часто не понимает, как надо играть ту или иную роль.

7. Интерес к игре быстро про­ходит.

А. Мотивация учения.

1. Ему нравится иметь школьные принадлежности и быть учеником

2. В школу он ходит, потому, гам много детей.

3. Особой любознательности не проявляет.

4. К учению относится равнодуш­но, иногда отрицательно.

5. Ходит в школу без особого же­лания.

6. Не любит учиться

7. Боится плохих оценок, пото­му что за них дома ругают или наказывают.

8. Не любит учиться, потому что его редко хвалят.

9. В школе не нравится, потому что там не любят плохих уче­ников.

Б. Игровая активность.

8. Во многих коллективных иг­рах не участвует.

9. Сюжет игры выбирают другие дети

10. Достаются роли, которые не нравятся.

11. Редко играет в коллективных играх роль «учителя», «вос­питателя».

12. Обходится небольшим коли­чеством игрушек, затрудняется заменить их чем-то другим.

13. Часто меняет сюжет, роль и не доводит игру до конца.

Б. Учебно-познавательная активность.

10. Не отличается прилежанием к учению.

11. Особого интереса к определен­ному предмету не проявляет.

12. На уроках часто пассивен.

13. Вопросы задает и стремится отвечать редко.

14. Работает тогда, когда над ним «стоит» учитель (родители).

15. Домашние задания самосто­ятельно выполняет редко или не очень качественно.

16. Мало читает.

В. Игровая рефлексия.

14. Не понимает, чего от него ждут в игре его сверстники

15. Не может по ходу игры из­менить игровое поведение в ответ на реакцию детей.

16. Часто заранее не знает результатов игры.

17. Затрудняется в оценке своей роли в игре, неуверен в правильности своих действий.

18. Часто недоволен своим уча­стием в игре и отношениями со сверстниками.


В. Целенаправленность и осознанность учения.

17. С трудом понимает учебное за­дание, часто не знает, как его выполнить.

18. Забывает быстро условие и вопрос.

19. Чаще выполняет задание по стандарту.

20. Ошибки в своих действиях об­наруживает и исправляет с тру­дом.

21. Не уверен в правильности сво­их действий.

22. Недоволен результатами сво­ей учебной деятельности.

Шкала IV– ОТ ОТС (семья)

1. Часто просит прощения у ро­дителей или чувствует себя виноватым.

2. Ведет себя дома беспомощно.

3. Ведет себя дома неуклюже.

4. Чувствует себя в семье бестолковым.

5. Чрезмерно привязан к мате­ри.

6. Держится обособленно от всех близких.

7. Слишком боится жалоб педа­гогов родителям.

8. Часто обманывает родителей.

9. Чрезмерно много вспоминает о семье.

10. Часто бывает в плохом настро­ении.

ОТУ (школа, детский сад)

1. Проявляет чрезмерное желание здороваться с педагогом.

2. Чрезмерно дружелюбен по от ношению к нему.

3. Часто приносит и показывает ему различные предметы.

4. «Подлизывается», старается понравиться педагогу.

5. Постоянно нуждается в под­держке и помощи.

6. Добивается монополии на пе­дагога, но безуспешно.

7. Постоянно озабочен, чтобы за­интересовать собой других.

8. Легко устраняется в случаях неудачи.

9. Играет «героя», когда ему делают замечание.

10. Рискует без надобности,

11. Играет исключительно с деть­ми старше или младше себя.

12. Неадекватно относится к оцен­кам окружающих.

Шкала V – ВМ ВМС (семья)

1. Родители согласны, что час­тые наказания формируют сильный характер.

2. Родители считают, что их поведение должно быть не­преклонным.

3. Работа родителей связана с командировками.

4. У родителей очень ответственная должность.

5. Ребенок часто пропускает за­нятия.

6. Он растет довольно неряшли­вым.

7. Ребенок «портит нервы» ро­дителям.

8. Родители могут пожаловать­ся на слабые способности ре­бенка.

9 Родители завидуют тем, у кого способные дети.

10 Родители думают, что с этим ребенком им не повезло.

11. Родители хотят, чтобы их ре­бенок дружил с хорошими, воспитанными детьми.

12.Родители предпочли бы не расспрашивать педагогов о своем ребенке и реже с ними встречаться.

13. Родителям редко удается по­сещать родительские собрания.

14. Нередко родителям бывает стыдно за своего ребенка пе­ред знакомыми.

15. Родители видят все недостатки ребенка, которых больше, чем достоинств.

ВМУ (школа, детский сад)

1. Ребенок у педагога вызывает скорее сожаление, чем симпа­тию.

2. По мнению педагога, ребенок отстает во многом от своих свер­стников.

3. Для педагога очень важно сде­лать так, чтобы отстающий ре­бенок не подводил группу (класс).

4. Педагог считает, что активность ребенка хороша, если она со­ответствует целям обучения и воспитания.

5. Педагог считает, что уважат можно такого ребенка, который этого заслуживает.

6. Педагог уверен в том, что дети должны быть послушными и дисциплинированными - этом залог воспитания.

7. Педагог считает, что дети дол­жны доверять учителю и де­литься с ним своими мысля­ми и переживаниями.

8. Педагог уверен, что успехов можно добиться, лишь рабо­тая по четкому плану, строго его придерживаясь.

9. Педагог полагает, что недостат­ки ребенка связаны, прежде все­го, с его семейным воспитани­ем.

10. Он уверен, что педагоги учат детей только хорошему.



Шкала ДР – достоинства ребенка

В произвольном порядке ответьте на вопросы

Что он любит?

Что он умеет?

Что он хочет?








Какой он?


Обработка результатов

Шкала I – СС (свойства субъекта самосознания) по­казывает уровень самосознания. Первые четыре суждения свидетельствуют о неприятии физического «Я», 5 и 6 ука­зывают на отсутствие идентификации с именем пола, 7, 8, 9, 12, 14 характеризуют его социальную неприспособ­ленность, остальные свидетельствуют о неадекватной самооценке и уровне притязаний. Общее количество совпадений ответов по шкале указывает на уровень наруше­ний формирования самосознания запущенного ребенка.

Шкала II – СО (свойства субъекта общения) опреде­ляет уровень сформированности свойств субъекта общения. Первые два суждения касаются потребности ребенка в признании; утверждения 5, 6, 7, 20 говорят о низкой коммуникативной активности ребенка и его неудовлетворенной потребности в общении; в 4, 8, 16, 19 содержатся указания на низкий социальный статус ребенка и его отвержение окружающими. Позиции 13, 14, 15, 21 свидетельствуют о социальной неадекватности ребенка, связанной со слабой социальной рефлексией, а остальные демонстрируют способы защитно-компенсаторного пове­дения социально отверженного ребенка.

Шкала III – СД (свойства субъекта деятельности) по­казывает уровень развития свойств субъекта деятельности. Шкала имеет два варианта: для дошкольников (СДИ) и младших школьников (СДУ). По шкале СДИ вопросы 1-7 характеризуют комплекс игровых способностей, 8-13 – игровую деятельность, а 14-18 – игровую рефлексию ре­бенка.

По шкале СДУ суждения 1-9 демонстрируют дисгар­монии мотивации учения, 10-16 свидетельствуют о на­рушениях в учебно-познавательной активности ребенка, 17-22 характеризуют несформированность осознанности и целенаправленности обучения, опирающихся на психи­ческие новообразования младшего школьного возраста (рефлексия, внутренний план действий, произвольность психических процессов).

Шкала IV – ОТ (общий уровень тревожности) содер­жит 22 вопроса, 10 из них характеризуют семейную тре­вожность ребенка. Наиболее значимым этот показатель (ОТС) является для диагностики дошкольников.

Вторая часть вопросов (12) содержит характеристику тревожности ребенка в школе (дошкольном учреждении) – ОТУ. Чем выше балл общей тревожности, тем больше ука­заний на отвержение запущенного ребенка референтными общностями, его социальную дезадаптацию. Этот показа­тель в большей степени характерен для младших школь­ников.

Шкала V – ВМ (воспитательный микросоциум) так­же имеет два аспекта: ВМС – воспитательный микросоциум семьи (15 суж­дений) и ВМУ – воспитательный микросоциум учреж­дения (ГО суждений).

В этих суждениях отражается неблагоприятная семей­ная и школьная атмосфера, отвержение запущенного ре­бенка педагогами и родителями, авторитарно-гиперсоциализированный тип отношения к ребенку, сдерживаю­щий его активность и самовыражение. Общее высокое количество баллов по шкале диагностирует неблагоприятность социально-педагогической ситуации развития ре­бенка.

Дополнительно вводится шкала ДР (достоинства ре­бенка), которая в опроснике не зашифрована. Эта шкала содержит четыре вопроса о ребенке, которые касаются его положительных качеств, и выявляет, знают ли роди­тели, педагоги, что он любит, что он умеет, что он хо­чет, какой он. Незаполненность этой шкалы свидетель­ствует о незнании, отвержении, неприятии, односторон­нем подходе к ребенку со стороны педагогов или родителей.

Социально-педагогическая запущенность диагностиру­ется при наличии совпадений по I, IV, V и одной из оставшихся шкал (II, III) либо по всем шкалам. Число совпадений при легкой степени запущенности составляет 10-25%, выраженной степени – 25-30% и более. При легкой степени запущенности совпадения суждении оп­росника и ответов респондентов группируются в первой трети утверждений.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Имя, фамилия ребенка_____________________

Возраст__________________________________

Группа (класс)____________________________

1 – СС

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

II – СО

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

III – СД

СДУ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

IV –ОТС

ОТУ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

V –ВМС

ВМУ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Методика регистрации социальной активности ребенка

Применяется для выявления общего уровня активности ребенка во взаимодействии со средой (МЕРАС).

Цель: определение уровня развития свойств субъекта общения, деятельности и самосознания и их проявления в реальной социальной активности детей.

Инструкция: регистрация социальной активности каж­дого ребенка проводится индивидуально в одном и том же установленном наблюдателем временном диапазоне и может проводиться в несколько этапов, на каждом из которых регистрируются единицы только одного вида ак­тивности, например активность в деятельности. Для вы­деления и подсчета единиц активности используйте ниже приведенную карту единиц измерения активности. Усло­вия исследования детей должны быть одинаковыми. Ак­тивность детей не стимулируется и исследуется в группе (классе).
Наблюдаемые единицы социальной активности ребенка

Личностная активность: общее самооценочное суж­дение, высказывание; общее оце­ночное сужде­ние, высказыва­ние; сравнение себя с окружа­ющими, выра­женное вербально; оценка ре­зультата своей деятельности; оценка про­дуктов своей деятельности; оценка сво­их отношений с окружающими; оценка отно­шения окружа­ющих к ребен­ку; оценка собы­тий и предме­тов окружаю­щего мира.

Игровая актив­ность (для дош­кольников): самостоятель­ный выбор сюже­та игры; принятие и исполнение роли; принятие роли учителя, воспита­теля/родителя; распределение ролей в игре; планирование игры; вербальное обозначение ее роли; элементы твор­чества в игре; подбор игру­шек или их заме­стителей.

Коммуникатив­ная активность: обращение к взрослому, вы­раженное вербально; обращение к сверстнику, вы­раженное вербально; проявление невербальных форм активности (жесты, мимика, позы, пантоми­мика); эмоциональ­ное сопережива­ние, сочувствие; сотрудниче­ство с детьми; сотрудничество со взрослыми; инициатива в контакте с детьми или взрослыми; демонстрация социально-эти­ческих знаний; акты выполне­ния социальных норм и требова­ний.

Учебно-позна­вательная ак­тивность (для младших школьников): познаватель­ные вопросы; элементы творчества; число пра­вильно вы­полненных письменных самостоятель­ных заданий; элементы пе­реноса кодиро­вания и прогно­зирования; элементы сравнения, моделирова­ния, измене­ния; элементы целеполагания; число пра­вильных устных ответов.

Обобщение результатов: общий индекс социальной ак­тивности подсчитывается по формуле:

КА= (Еа1+ Еа2+ЕаЗ+Еа4) ∕ t 100%,

где КА – коэффициент социальной активности; Еа1 – Еа4 – сумма зарегистрированных единиц каждого вида активности. При этом можно отдельно определять коэф­фициент для каждого вида социальной активности ребен­ка: как субъекта самосознания, субъекта деятельности (игра, учение) и субъекта общения.

Выделено несколько уровней социальной активности ребенка:

I УРОВЕНЬ «неадекватная активность»: 20–5% (со­циальная запущенность);

II УРОВЕНЬ «адаптивная активность»: 30–20% (со­циальная готовность);

III УРОВЕНЬ «адекватная активность»: 45–30% (со­циальная субъектность).
Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной

атмосферы, семейного воспитания и отношения

родителей к детям (МЭДОР)
Применяется для изучения особенностей личности родителей, их отношения к ребенку, семейной атмосферы.

  1   2   3   4


Министерство образования и науки РФ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации