История избирательного права в России (от Древней Руси до наших дней) - файл n1.doc

приобрести
История избирательного права в России (от Древней Руси до наших дней)
скачать (69 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc69kb.18.09.2012 10:14скачать

n1.doc

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………
Средние века Древней Руси……………………………………………………………
XVI-XVIII века………………………………………………………………………….
XIX - нач. XX века……………………………………………………………………...
Учредительное собрание 1917 г……………………………………………………….
Глоссарий……………………………………………………………………………….
Введение
Государство российское прошло долгий путь накопления опыта демократического государственного устройства от примитивных форм народного представительства во времена зарождавшейся государственности до конституционного закрепления принципов свободных, равных демократических выборов в настоящее время.

Изучение российского опыта участия граждан в конструировании властных структур и государственном управлении представляется крайне важным на современном этапе демократического развития отечественной государственности.

По мнению большинства современных историков (Чистяков О. И., Фроянов И. Я., Алексеев Ю. Г. и др.), история избирательного права в России берет свое начало в Древней Руси в Х веке, когда среди политических институтов Киева, Новгорода, Смоленска, Пскова, Чернигова и других городов важное место занимали вечевые собрания.

Однако уже к первой половине XIII века в связи с заметным усилением княжеской власти и феодальной знати, а также в результате монголо-татарского нашествия роль и значение веча постепенно сводится к решению вопросов местного самоуправления.

Лишь Новгородская земля сумела сохранить республиканский строй и основы выборной демократии до конца XV в. В конце XV веке в результате похода московских войск на Великий Новгород был упразднен республиканский строй, а с ним и практически все избирательные институты власти.

К концу XVI века в стране сформировалась общегосударственная избирательная система с достаточно определенной структурой выборов (губные, земские); контролирующим органом (Разбойный приказ) и другие.

Наиболее показательно система выборного представительства в Русском государстве проявилась в деятельности «советов всей земли» - земских соборов, которые заложили традицию коллективного решения наиболее важных и проблемных вопросов общегосударственного, общенародного значения.

В течение XVII века постепенно формируется относительно устойчивая система избирательных правил и норм, определяющих порядок организации и проведения выборных процедур.

Возрождение выборных традиций в России, правда, на уровне лишь местного самоуправления исследователи связывают с изданием Екатериной II в 1785 г. «Грамоты на права и выгоды городам российской империи».

Укреплению избирательных традиций, заметному повышению уровня правового сознания народа способствовали преобразования государственно-политического режима в 60-70 годах XIX века: реформы местного самоуправления - земская реформа 1864 г. и городская реформа 1870.

Следующий этап развития демократических выборных процедур связан с революционными событиями 1905-1907 г., результатом которых стало заметное ограничение монархической власти и организация первого в истории Российской империи представительного органа – Государственной думы. Всего история дореволюционного парламента в России насчитывает не более 12 лет.

Начало коренным изменениям в избирательных процедурах положила Февральская революция 1917 г.
В средние века в Древней Руси была развита прямая демократия в виде вечевых собраний, что свидетельствовало о борьбе народа за экономическую и политическую независимость от княжеской власти.

Первый период развития вече совпадает по времени с переходом от племенного собрания к городскому.

В 9-10 веках для решения дел в «старший» город сходились «лучшие люди всей земли» и обсуждали земские вопросы в присутствии граждан этого города. Сохранившиеся документы свидетельствуют о существовании вече во всех древнерусских землях. Широкое распространений этого института объясняется тем, что только согласие всего народа могло обеспечить реализацию управленческих решений, поскольку постоянное войско и государственная полиция в этот период еще не существовали.

Второй период развития вече (11-13 века) – народное собрание полноправных граждан главного города земли. Главный город представлял как бы всю землю, а его вече становилось верховной властью волости. В таком вече могли участвовать и жители пригорода: всякий свободный человек, где бы он ни жил, имел право быть членом вече главного города. Таким образом, сохранялась идея всенародного участия во власти.

Князь, если вече собиралось не для его смещения, присутствовал на вече, обычно он и собирал его. В принципе при принятии решений требовалось единогласие. Предметом обсуждения мог стать любой вопрос государственной жизни.

Новгородское вече

В большинстве земель в 13 веке вечевые собрания прекратились. Однако в северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск), где вече имели особое влияние на общественную жизнь вечевые собрания, оно существовало до конца 15 - начала 16 веков.

В Новгородской земле сформировалась особая форма правления – феодальная республика. Отчасти это объяснялось тем, что основным занятием населения в этих землях была торговля, которая способствовала формированию развитой и влиятельной городской общины.

Внешняя сторона вечевых собраний была формализована: существовала вечевая изба, вечевые дьяки, особая вечевая печать Новгорода.

Сигналом к общегородскому вече в Новгороде был звон специального колокола. Правомочность вече в принятии решений определялись присутствием на нем:

Высших должностных лиц республики – посадников и тысяцких (представители княжеской власти);

Представителей всех пяти городских концов (по-современному – районов);

Представителей всех сословных групп от боярства до черных людей.

Посадник (второе лицо) объявлял «повестку дня» собрания.

Затем начинались прения.

По их окончании предлагался проект решения, предварительно согласованный с владыкой.

Участники вече громкими криками отвергали или поддерживали проект.

Исход такого голосования определялся «на слух». Иногда меньшинство не соглашалось с решением большинства. И дело доходило не только до драки, но и вооруженных столкновений.

Вечевые избирательные процедуры завершались заключением договора с избранным новым должностным лицом, скрепляемым присягой – целованием креста. С ее принятием вступали в силу все властные полномочия, установленные новгородскими обычаями и традициями.

Решения вече оформлялись дьяком в виде вечевых грамот и других документов.
Знаете ли Вы, что?

В Великом Новгороде использовалась вся палитра «средств агитации». Подкуп участников вече, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наемными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооруженные столкновения сторон – все это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики.

Право избрания князя было признано всеми русскими князьями на съезде 1196 г.

Призвание и перемена князей были общепринятым правом населения, которое признавали и сами князья и их дружины.
XVI-XVIII века
Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. Средневековые демократические процедуры были во многом схожи у разных народов.

В России элементы непосредственной демократии, рожденные в средневековье, во многом использовались в жизни крестьянских общин, казачьем самоуправлении, в земстве, в городском самоуправлении.
Земские соборы
В результате в XVI в. на авансцену российской истории вышли Земские соборы или «советы всея земли» – представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада (обыкновенно 300-400 человек).
В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоящие во главе местных дворянских и посадских обществ.
Принимая решения, члены собора были ответственными и за исполнение данного решения. В состав собора вели три пути – по общественно-политическому положению, по назначению, по выбору. Значение и характер земских соборов в Московском государстве были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило совещательный и осведомительный характер: выборные люди излагали правительству свои «нужды и всякие недостатки» и затем предоставляли решение вопроса царю.
Соборы первых лет царствования Михаила принимали решение о введение новых налогов. «Уложенный» собор 1648-49 гг. имел законодательный характер.
Избирательные соборы 1598 и 1613 гг. имели учредительный характер и олицетворяли верховную власть в государстве.
В эпоху Смутного времени и непосредственно после него деятельность земских соборов сыграла важную роль в деле восстановления разрушенного смутой «великого российского царствия» и была их крупной исторической заслугой.
С усилением государственной власти во 2-й половине XVII в. земские соборы приходят в упадок.
Знаете ли Вы, что?

Результатом Земского собора 1648-1649 гг. стало Соборное уложение 1649 г.

Первый московский князь созвал в 1550 году первый земский собор.

Самым известным земским старостой Нижнего Новгорода был Козьма Минин, избранный на этот пост в сентябре 1611 года.

Первые выборы городского головы в Нижнем Новгороде состоялись 12 декабря 1785 года.
XIX - нач. XX века
Из Манифеста об учреждении Государственной думы (6 августа 1905 г.)
«Объявляем всем нашим верноподданным: Государство Российское созидалось и крепло неразрывным единением Царя с народом и народа с Царем. … Ныне настало время, следуя благим начинаниям… призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов. В сих видах, сохраняя неприкосновенным основной закон Российской Империи о существе Самодержавной Власти, признали Мы за благо учредить Государственную думу и утвердили Положение о выборах в Думу»
Представительная демократия с трудом пробивала дорогу в России. Лишь под давлением революционных масс Николай II издал Манифест 17 октября 1905 г., согласно которому впервые был создан общегосударственный представительный орган – Государственная дума.
Сам выбор названия «Государственная дума» для органа народного представительства указывал на наличие собственной российской традиции.
Порядок выборов в первую Думу определялся в Законе о выборах, изданном 10 дек. 1905 г. Однако выборы в Думу были не всеобщими и не равными, а косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер.
К участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Избирательного права не получили: женщины, военнослужащие, студенты, народы, ведущие кочевой образ жизни – «бродячие инородцы», должностные лица – губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, служащие полиции.
В целом избирательная система была громоздкой и крайне неудобной. Конкретных положений о процедурах выборов в России законодательство не имело.
Для организации выборов создавались избирательные участки, в каждом из которых действовали избирательные комиссии в составе председателя и двух членов.
Выборщиков избирали тайным голосованием через баллотировку шарами. Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок (бюллетеней).
Избиратель передавал бюллетень с отметкой председателю комиссии, который в присутствии избирателя опускал бюллетень в специальный ящик с отверстием в крышке.
Подсчет голосов проводился на следующий день.
Знаете ли Вы, что?


В 1906 г. вышел Указ «Об ограждении свободы и правильности выборов в Государственную думу»

Пальма первенства в использовании кино для политической агитации принадлежит «Союзу русского народа» и относится к 1908 году. На его средства был открыт «Патриотический синематографический театр»

Местом работы первых Государственных дум стал Таврический дворец в Санкт-Петербурге, построенный в 1783-1789 гг. архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма.

Учредительное собрание 1917 г.
Значительным шагом в развитии представительной демократии в России стали выборы в Учредительное собрание в 1917 г.
Избирательный закон не только соответствовал уровню передовых избирательных законов того времени, но и по некоторым положениям превосходил их.
Выборы должны были проходить на основе принципов всеобщности, равенства и быть прямыми.
Законом отменялись цензы: имущественный, грамотности, оседлости, устранялись ограничения по национальному признаку.
Россия одной из первых стран мира предоставляла право голоса женщинам.
Для проведения выборов территория России делилась на округа, повсеместно создавались избирательные участки.
«Положение о выборах в Учредительное собрание» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссий всех уровней: от Всероссийской до участковых, а также правила составления списков избирателей и т.д.
Голосование производилось подачей избирательной записки (бюллетеня), форма которой устанавливалась окружной комиссией.
Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию.
Голосование проходило в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускались вооруженные лица, а также лица в нетрезвом состоянии. Избиратель голосовал лично.
Предъявив именное удостоверение одному из членов избирательной комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, и удалялся в кабину. Там он делал отметку в бюллетене, вкладывая его в конверт, заклеивал конверт и передавал председателю участковой комиссии.
Последний в присутствии членов комиссии опускал конверт в специальный ящик.
Как видим, процедура выборов в Учредительное собрание была во многом схожа с нынешними процедурами.
Знаете ли Вы, что?


Впервые Учредительное собрание было создано в США в 1787 г. и во Франции в 1791 г.

В России всеобщее избирательное право было провозглашено после Февральской революции 1917 г., в СССР – в 1936 г.

Нижегородская губернская комиссия по делам о выборах в Государственную думу возникла в августе 1905 года.

ХХ век
В годы советской власти процедуры выборов совершенствовались.
Выдвижение кандидатов, агитация, обеспечение явки избирателей носило классовый характер, идеологически обосновывалось. Широко применялось квотирование.
Демократичность выборов обеспечивалась признанием их состоявшимися при явке избирателей не менее 50%, которая, как правило, составляла более 90%.
Однако избиратели не выбирали, а избирали, так как выбора не было – в бюллетене стояла одна фамилия. Поэтому выборы во многом были формальными, хотя и реализовывались принципы всеобщности, равенства.
Выборы были прямыми, тайными.
Процедуры также приближались к уровню других стран, разве что не было института наблюдателей.

Знаете ли Вы, что?

Дольше всех – 39 лет – депутатским мандатом обладал Пер Фаддеевич Ломако, возглавлявший наркомат цветной металлургии СССР

В 1989 г. впервые за годы советской власти выборы проходили на альтернативной основе, что вызвало повышенный интерес и активность избирателей. Однако процедуры этих выборов оставались традиционными

В некоторых странах (например, в США) можно проголосовать письмом, в других (Италия) в дни выборов предоставляются скидки на проезд, в третьих (Австралия, Греция) не участвующие в голосовании должны платить штраф.

Глоссарий
Вече – в славянских землях форма непосредственного участия народа в решении государственных дел, собрание свободных и дееспособных людей.
Баллотирование (от итал. ballotare – избирать шарами) – вид голосования. В XXIII-XIX вв. осуществлялось опусканием в специальную урну черных и белых шаров (баллов).
Баллотироваться – выставлять свою кандидатуру на выборах.
Выборы – важнейший институт демократии, одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления) и замещения некоторых высших государственных должностей (например, президента).
Голосование – одна из форм участия граждан в политической жизни страны.
Государственная дума – нижняя палата двухпалатного парламента, которая формируется путем общенациональных прямых выборов и представляет население страны в целом.
Демократия – форма общественной власти, государства, основанная на признании народа в качестве власти.
Избирательное право – конституционное право гражданина избирать и быть избранным в выборные государственные и муниципальные органы.
Избирательная процедура – мероприятия государства по организации и проведению выборов (назначение выборов, создание избирательных органов и т. д.)
Квота избирательная – количество голосов, необходимое для избрания одного депутата в данном избирательном округе.
Курия (лат. сuria) – это разряд избирателей по имущественному, возрастному и другим признакам.
Манифест – особый акт главы государства или высшего органа государственной власти, обращенный к населению.
Парламент – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющего законодательные функции.
Посадник – высшая государственная должность в Новгороде в 12-15 веках. Избирался из знатных бояр на вече.
Праймериз – пробное голосование накануне предстоящих политических выборов.
Учредительное собрание – представительный орган, образуемый для разработки и принятия новой конституции (иногда и для внесения существенных изменений в действующую конституцию).
Цензы избирательные – установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органом государственной власти.
Цензовое право в избирательном законодательстве – это нормативно закрепленная система квалификаций избирателей, выражаемая в требованиях, которым должно удовлетворять физическое лицо, чтобы обладать избирательным правом.
Электорат – круг избирателей, голосующих на выборах за определенную политическую партию.

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации