Витрук Н.В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс - файл Vitruk_konst_pravosud.doc

приобрести
Витрук Н.В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс
скачать (319.1 kb.)
Доступные файлы (1):
Vitruk_konst_pravosud.doc1648kb.11.02.2004 19:40скачать

Vitruk_konst_pravosud.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Н.В. ВИТРУК

КОНСТИТУЦИОННОЕ

ПРАВОСУДИЕ

СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва "Закон и право"

Издательское объединение "ЮНИТИ" 1998

Вместо введения

Конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему стран Центральной и Восточ­ной Европы, поставивших перед собой цель формирования сво­бодного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков кото­рого является господство права, Конституции и закона.

В современных условиях, как показывает опыт, необходимы серьезные коррективы в правовом обучении специалистов, их подготовке к использованию новых правовых средств, откры­вающихся с созданием и функционированием конституционного правосудия, в защите прав и свобод человека и гражданина, в установлении конституционного правопорядка. Для этого необ­ходимо включение в учебный процесс курсов, посвященных конституционному правосудию. В предлагаемой вниманию чита­теля книге представлен вариант судебного конституционного права и процесса как учебного курса, в основе которого лежит соответствующая отрасль права и отрасль законодательства.

Программа учебного курса "Судебное конституционное пра­во и процесс" включает общую и особенную части.

Общая часть посвящена теоретическим вопросам конститу­ционного правосудия как вида конституционного контроля, предмету, структуре и особенностям конституционного правосу­дия как отрасли права и законодательства, как науки и учебной дисциплины, источникам (нормативному регулированию) судеб­ного конституционного права и процесса, действию конститу­ционного правосудия в контексте общественной практики.

Особенная часть состоит из трех разделов: первый раздел по­священ раскрытию судебного конституционного права (природа конституционных судов, их место в системе механизма осуществ­ления государственной власти, их компетенция (юрисдикция), состав, структура и организация деятельности, статус судьи кон­ституционного суда); второй раздел характеризует судебный кон­ституционный процесс (принципы и особенности конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, ста­дии конституционного судопроизводства и общие правила рассмот­рения дел в конституционных судах); третий раздел раскры-

вает конкретные виды производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел, исходя из компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определяемой Конституцией Российской Федерации, Федераль­ным конституционным законом "О Конституционном Суде Рос­сийской Федерации" и другими федеральными конституцион­ными законами.

В соответствии с программой учебного курса "Судебное кон­ституционное право и процесс" при подготовке учебника автор преследовал ряд целей: во-первых, обобщение нормативно-правового регулирования организации и функционирования конституционного правосудия в посттоталитарных обществах, во-вторых, осмысление практического опыта конституционного правосудия в странах молодой демократии, выявление общих проблем в осуществлении конституционного правосудия и опре­деление, по возможности, путей их решения и преодоления воз­никающих трудностей; в-третьих, систематизацию научных зна­ний, накопленных отечественной наукой в контексте достиже­ний мировой практики и компаративистики.

Предлагаемая работа обращена, прежде всего, к российскому читателю. Возможно, она представит интерес и для читателей независимых государств - бывших советских республик, ныне являющихся членами СНГ либо существующих вне его рамок, а также для всех, кто интересуется проблемами конституционного правосудия.

Автор приносит глубокую благодарность рецензентам руко­писи докторам юридических наук, профессорам А.А. Безуглову, В.О. Лучину, 0.0. Миронову, поддержавшим концепцию курса "Конституционное правосудие", редактору Н.В. Струнниковой, а также кандидату юридических наук ГЛ. Головешкину, АА Галкиной за выполненную ими научно-вспомогательную работу.

Автор будет признателен всем, кто пришлет свои отзывы и пожелания либо выразит свое мнение в любой иной форме.

Правовое государство и судебная власть

1. Развитие идей правового государства.

2. Судебная власть в правовом государстве.

3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы.

4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в про­ведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод че­ловека и гражданина.

5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве.

1. Развитие идей правового государства

Права человека, демократия, право и закон, конституциона­лизм, правовое государство являются фундаментальными обще­социальными и индивидуальными ценностями.

Теория и практика правового государства возникли не на пустом месте, не вдруг и не сразу, как Минерва из головы Юпи­тера, а в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демо­кратию, за господство права, закона. Идеи и принципы право­вого государства были направлены против тирании и абсолю­тизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, в условиях которых царит произвол диктаторов и чиновников, на­силие над личностью.

Ряд идей, которые в обобщенном виде охватываются понятием правового государства — о разделении властей, о связанности госу­дарства правом, о естественных, неотчуждаемых правах человека, — возник уже в античном мире (в древних Афинах, Риме). Аристо­тель, Платон, Протагор, Цицерон, Сократ, Полибий и другие мыс­лители античности подготавливали просветительские идеи Нового времени о правовом государстве (Т. Джефферсон, Д. Мэдисон, Дж. Лильберн, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и др.).

Ощутимый вклад в разработку идей правового государства внес немецкий философ Иммануил Кант. Государство, по мне­нию Канта, есть союз множества людей под господством права. "Наилучший строй тот, — писал Кант, — где власть принадлежит не людям, а законам"'. Особое значение Кант придавал консти­туции, конституционному закону. Там, где государство основано на конституционном праве, отвечает общей воле народа, там государство - "правомерное", в условиях которого не может быть патерналистского вмешательства государственной власти в дела личности, чем бы это ни оправдывалось. Основополагающая идея Канта заключалась в следующем: гражданин должен обла­дать той же возможностью принуждения властвующих к испол­нению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.

Кант полагал, что каждое лицо, независимо от его социаль­ного статуса, обладает совокупностью прирожденных прав. Ог­раничение личной свободы он видел в свободе других: свобода самоопределения настолько широка, насколько она совмещается со свободой других. В итоге должна быть совокупность выгод, говоря современным языком, сочетание интересов.

Способом достижения правомерного государства Кант пола­гал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых автономна, действует в рамках своей компетенции. Если первая из властей издает законы как власть суверенная, вторая — действует на основе законов, то су­дебная власть "говорит о том, что есть право". Она решает спор, выступает против антизаконных действий.

Последователи Канта, опираясь на идеи и его предшествен­ников (Вольф, Пуффендорф, Шталь, Штейн и др.), в разверну­том виде аргументировали идею правового государства (Гербер, Дайси, Еллинек, Иеринг, Лабанд, Эсмен и др.). Г. Еллинек под­черкивал, что правовым государством может считаться лишь то государство, в котором законодатель также подзаконен, как и гражданин. На основе этого положения в характеристике право­вого государства постепенно выкристаллизовывалась идея о кон­ституционном контроле.

Веймарские конституционалисты отстаивали идею соответст­вия закона праву и выступали за создание судебной структуры, которая бы обладала правом отмены противоправных законов и подзаконных актов (распоряжений).

Кант И. Сочинение: В 6 т. — М.: 1996. — Т.4. — С.283.

Концепция правового государства в России до 1917 года раз­вивалась в том же направлении, что и на Западе, но со своей спецификой.

Революционизирующее влияние на идеи о правовом государст­ве, о свободе личности оказали буржуазно-демократические ре­формы в России середины XIX века (отмена крепостного права, земская, судебная и др.). Целая плеяда блестящих русских уче­ных-юристов (В.М. Гессен, А.Д. Градовский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, С.А. Му­ромцев, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, В.М. Хвостов, Б.Н. Чи­черин, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивала и разрабатывала раз­личные аспекты теории правового (конституционного) госу­дарства.

Так, С.А. Котляревский в организации правового государства придает особое значение независимому деполитизированному суду, подчиняющемуся только конституции, закону. Он высту­пает за создание конституционного суда, имеющего право тол­ковать закон с позиций его соответствия конституции и праву вообще. Условием эффективной деятельности суда служит дове­рие к нему народа. Утрата этого доверия колеблет начала право­судия, тем самым подрывает основы правового государства.

Модель правового государства постоянно развивалась. Осо­бенно она обогатилась новым содержанием после второй миро­вой войны, когда наблюдался подъем демократии в результате победы над фашизмом. Идеал правового государства все более приобретал значение "государства благоденствия", социально ориентированного демократического государства, результатом чего стало международное признание и гарантирование соци­ально-экономических и культурных прав граждан (не без влия­ния социалистических государств).

В СССР и других бывших социалистических странах, осо­бенно в 60-80-е гг., в академической науке предпринимались попытки воспринять идеи правового государства в рамках со­циалистической доктрины. Так, в трудах ряда советских уче­ных (Л.С. Мамут, Г.Н. Манов, B.C. Нерсесянц, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, В.М. Чхиквадзе и др., в том числе автор этих строк) обосновывался тезис о правовом характере взаимоотно­шений социалистического государства и личности, о равенстве государства и личности, их взаимной ответственности, о при­оритете прав человека и гражданина, о праве граждан на су­дебную защиту во всех конфликтах граждан с государством. Конечно, это были скорее защищаемые идеалы, чем принципы

реальной действительности. Указанные авторы, несомненно, осознавали невозможность их полного осуществления в усло­виях огосударствления всей общественной жизни, монополии на власть сложившейся партийно-государственной элиты, гос­подства государственной идеологии, отсутствия плюрализма и т.п. Однако идеи "социалистической правовой государствен­ности" подготавливали почву для слома тоталитаризма как системы и быстрого восприятия идей правового государства в общественном сознании в период перестройки и на последую­щих этапах формирования новой демократии в бывших социа­листических государствах.

Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная эко­номика и адекватная ей политическая форма - демократия. Правовое государство невозможно без экономики, формой пра­вового выражения которой выступает договор равноправных участников, и без развернутой демократии, без функционирова­ния системы подлинного народовластия.

Правовое государство, таким образом, есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и зако­нов в соответствии с требованиями права, из которых существен­ным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей монополизацию власти и обеспечиваю­щей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий от­дельных видов органов, способов формирования, форм деятель­ности и т.д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Основные принципы (признаки) правового государства од­новременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделе­ние властей на законодательную, исполнительную и судебную;

верховенство права, то есть соответствие праву конституции, законов; верховенство конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответствен­ность государства и личности; уважение прав и свобод челове­ка и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов об­щественных отношений от произвола кого бы то ни было; со­ответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.

2. Судебная власть в правовом государстве

В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и ис­полнительные органы государственной власти, являются эффек­тивным элементом в механизме сдержек^и противовесов, разре­шая конфликты между- ними и другими субъектами обществен­ных отношений на основе конституции и закона. Судебные ре­шения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявля­ется сила судов как государственной власти. Суды выносят ре­шения от имени государства, и государство обеспечивает испол­нение этих решений.

Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают кон­фликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции^ закона; во-вторых, осуществляют консти­туционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граж­дан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (консти­туционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституци­онного, гражданского, арбитражного, административного, уго­ловного судопроизводства.

Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституцион­ного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.

3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы

Конец XX века ознаменовался сломом тоталитаризма в госу­дарствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социали­стических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества на принципах рыночной экономики, де-

мократических политических систем, основанных на идеологи­ческом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, фор­мирование конституционализма.

Государства молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью проведения глубоких конституционно-правовых реформ, включающих ряд направлений, более частных реформ:

• принятие новых конституций, существенное обновление кон­ституционного законодательства, направленное на ликвида­цию тоталитарной системы и формирование нового общест­венного и государственного конституционного строя;

• приведение в соответствие с новыми потребностями и новы­ми конституционными положениями всего текущего законо­дательства, ориентированное на рыночные отношения в эко­номике, на обеспечение функционирования институтов де­мократии, прав и свобод человека и гражданина и других принципов правового государства;

• создание действенного института конституционного контро­ля, в том числе судебного конституционного контроля;

• формирование независимой, эффективно действующей су­дебной власти, обеспечение действия общепризнанных демо­кратических принципов всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, ар­битражного, уголовного);

• реформирование всей системы правоохранительных и кон­трольных органов;

• формирование правовой культуры общества, нового право­сознания граждан и должностных лиц, соответствующего принципам правового государства.

В декабре 1991 года Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существова­ние. В постсоветских государствах принимаются новые консти­туции, другие конституционные акты, закрепляющие коренные преобразования в общественном и государственном строе этих государств.

В новых конституциях постсоветских государств воплощают­ся признанные в мировом сообществе демократические принци­пы, по существу, закрепляются основы нового конституцион­

ного строя — суверенитет народа, механизм осуществления госу­дарственной власти, основанный на ее разделении на законода­тельную, исполнительную и судебную, идеологический плюра­лизм. многопартийность, множественность форм собственности.

Новые конституции исходят из признания человека высшей ценностью, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод, их государственной защиты, правового государства, господства права и закона. Все конституции подчеркивают прямое, непо­средственное действие конституции, ее верховенство в системе правовых нормативных актов государства.

Во всех постсоветских государствах идет интенсивное обнов­ление отраслевого законодательства — гражданского, коммерче­ского (предпринимательского), экологического, административ­ного, уголовного и т.д.; наступил новый этап инкорпорации и кодификации правовых нормативных актов.

Судебная система в условиях тоталитарного режима бескон­трольно использовалась властью как инструмент проведения своей политической воли, как орудие удовлетворения своекоры­стных интересов и достижения соответствующих политико-идеологических установок. Партийно-государственная элита в • любое время могла вмешаться в осуществление "правосудия" и предопределить выносимый судом приговор или решение. Суды, как и вся система юстиции, составляли важный элемент адми­нистративно-командной системы управления обществом, ре­прессивного механизма. Процессуальная форма, принятая в су­допроизводстве, во многих случаях лишь прикрывала предре-шенность выносимых решений и приговоров. Органам правосу­дия приписывались цели и задачи, свойственные другим право­охранительным органам (прокуратуре и др.). Партийные ин­станции постоянно предписывали судам усилить борьбу то с од­ним, то с другим видом преступлений, ориентировали их на ак­тивность в плане обвинительного уклона, защиты публичных интересов, диктуемые системой тоталитаризма.

Новые конституции постсоциалистических и постсоветских государств стоят на страже прав и свобод человека и гарантиру­ют его права и свободы от произвола чиновников и преступных посягательств, поэтому они придают исключительно важное значение органам судебной власти.

Независимость судей защищается конституцией и законом. Судьи несменяемы и пользуются правом неприкосновенности (иммунитета). Финансирование судов осуществляется только из государственного бюджета, что служит дополнительной гаранти­ей независимости судебной власти.

Конституции устанавливают равноправие сторон и гласность судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, обеспе­чивается участие в процессе присяжных заседателей.

Новые принципы построения и функционирования демокра­тического правового государства требуют коренного реформиро­вания судебных систем в посттоталитарных государствах. Судеб­ные реформы в этих государствах преследуют ряд основных це­лей и задач:

• осуществление судами функций арбитра во взаимоотношени­ях между личностью и государством, в решениях споров, конфликтов на основе конституции и законов;

• обеспечение правовой защиты демократических принципов, об­щесоциальных ценностей в соответствии с требованиями нацио­нального законодательства и международными стандартами;

• обеспечение деидеологизации и деполитизации судебной дея­тельности;

• осуществление правовой защиты основных прав и свобод че­ловека и гражданина в сочетании с защитой публичных (государственных, корпоративных и иных) интересов;

• достижение реальной независимости судебной власти от за­конодательной и исполнительной властей и повышение эф­фективности в отправлении правосудия;

• проведение демократизации всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, ар­битражного, уголовного);

• достижение верховенства суда в правоохранительной деятель­ности (установление новых принципов взаимоотношений су­да, следствия, прокуратуры, адвокатуры);

• обеспечение престижности судебной профессии;

• надлежащее кадровое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение судов и судей;

• установление доверия общества к судам;

• обеспечение доступности и достоверности информации о су­дебной деятельности (в т. ч. судебной статистики).

Конституционные, судебно-правовые реформы в новых неза­висимых государствах наполняются конкретным содержанием с учетом их исторического развития, национального менталитета, особенностей государственного устройства, конкретного этапа происходящих преобразований, международного опыта и других

факторов. Теоретическое осмысление необходимости указанных реформ находит закрепление в государственно-правовых доку­ментах (концепциях, планах, программах), принимаемых на раз­личных уровнях. Их осуществление идет различными темпами и в различных направлениях. Многие возникающие при этом про­блемы связаны с ограниченными финансовыми возможностями, с трудностями материального порядка. Иными словами, консти­туционные, судебно-правовые реформы, стимулируя реформы в экономике, в других сферах, во многом зависят от результатив­ности последних.

Судебные реформы проводятся в странах посттоталитарного и постсоветского пространства с переменным успехом. Невоз­можно одномоментно ликвидировать пороки судебной системы, унаследованные от тоталитарных режимов. Оказалось, что в пе­реходный период реформирования общества и государства эти пороки подпитываются теми трудностями, с которыми встрети­лись новые общества. Возникли и новые явления, отрицательно влияющие на реорганизацию судебной системы, тормозящие судебную реформу. Судебные системы продолжают пребывать в кризисном состоянии, по некоторым параметрам этот кризис углубился.

Суды не справляются с рассмотрением нарастающего потока дел, что вполне естественно в условиях развития рыночных отно­шений, повышения внимания к личности, ее чести и достоинству, правам и свободам. Тяжелые условия работы судов и судей, не­достаточный уровень их социально-бытового обеспечения, в об­щем, нищета юстиции вызывают текучесть судейских кадров, их катастрофическую нехватку. Кадровый голод ведет к перегружен­ности судей в работе, а в конечном счете к тому, что суды обна­руживают свою несостоятельность в защите прав и свобод граж­дан, в охране законности и правопорядка, низкую эффективность в работе, допускают серьезные ошибки в отправлении правосудия. Не секрет, что криминальные структуры берут на себя осуществ­ление функций "правосудия" в экономической сфере. Все это усиливает кризис доверия общества к государственным судам, ко­торые к тому же становятся все менее доступными для рядовых граждан в силу материальных затруднений.

Не изжиты факты давления на суды со стороны местных властей, стремление тенденциозно подобрать кандидатов на должности судей. Подчас безосновательна критика судов со сто­роны депутатов, высших должностных лиц государства за так называемый "оправдательный уклон". Средства массовой ин-

формации зачастую допускают необъективную, непроверенную информацию о судах и судьях, что подрывает престиж суда.

К сожалению, сами судьи оказались неподготовленными к осуществлению независимого правосудия во имя права, правды и справедливости. Они отягощены старыми стереотипами и уста­новками, не воспринимают самих себя как самостоятельную кор­порацию, способную отстаивать свой профессиональный интерес.

4. Содружество Независимых Государств:

сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

В результате роспуска СССР на основе Беловежских соглаше­ний 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

Цель создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсовет­ского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.

Статья 1 Устава СНГ содержит указание на то, что СНГ не является госу­дарством либо образованием с наднациональными полномочиями (см. так­же Алма-Атинскую Декларацию 1991 года)1.

В соответствии со статьей 2 Устава СНГ цель Содружества заключается в сотрудничестве в государственно-политической, социально-экономической, экологической, гуманитарной, научной, культурной, правовой, внешнеполи­тической и иных областях. Главный приоритет стран СНГ - это взаимовы­годное экономическое сотрудничество.

В соответствии с Уставом СНГ к совместному ведению стран СНГ отнесены:

• обеспечение основных прав и свобод человека;

• координация внешнеполитической деятельности;

• сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транс­порта и связи, таможенной политики;

• охрана здоровья населения и окружающей среды;

• вопросы социальной и миграционной политики;

• борьба с организованной преступностью;

• сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

' Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — Минск: 1993. № 1 (9). С.17 - 29; Информационный бюл­летень Межпарламентской Ассамблеи государств—участников Содружества Не­зависимых Государств. 1993. № 2. С. 22.

Органами СНГ являются: Совет глав государств—участников Содружества;

Межпарламентская Ассамблея; Совет глав правительств; Совет министров ино­странных дел (СМИД); Совет министров обороны и др. Указанные органы СНГ имеют исключительно консультативные, координационные функции. Решения указанных органов СНГ принимаются с общего согласия, на основе консенсуса.

Одна из важнейших задач СНГ — содействие построению демократических правовых государств в странах-участниках, со­трудничество в сфере законодательства, соблюдения прав и сво­бод человека и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках Содружества.

Это сотрудничество, в частности, происходит путем заклю­чения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближе­нию национального законодательства.

В сознании народов стран СНГ все более возрастает ожида­ние сближения, реальной интеграции постсоветского простран­ства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрач­ности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обес­печения основных прав и свобод человека.

В странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с выбором перспек­тивных моделей интеграции постсоветского пространства. В свое время Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым был выдвинут проект Евразий­ского Союза (восходящий к идее известного правозащитника А.Д.Сахарова о союзе Независимых Государств Европы и Азии в пространстве бывшего СССР). Вполне вероятным является возникновение своего рода ядра межго­сударственного образования, включающего Россию, Украину, Беларусь и Ка­захстан, как наиболее подготовленных к экономической интеграции и тесно­му сотрудничеству в других областях.

Однако все эти предложения не всегда и не во всем учитывают реалии сего­дняшнего дня. Как правильно было замечено, лучше осколки разбитого сосуда переплавить и отлить новый, цельный и прочный сосуд той же или иной формы, чем собирать черепки и склеивать сосуд такой же формы, но с трещинами.

Содружество Независимых Государств, по существу, еще не дало ощутимых, реальных результатов для граждан своих государств. Перспективным было бы укрепление и динамичное развитие СНГ, создание дееспособных механизмов его функционирования. Начало такому подходу (и новому этапу в развитии СНГ) по­ложено подписанием Договора об Экономическом Союзе государств—членов СНГ, цель которого - воссоздание на рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила. К Договору присоединились все страны Содружества (в том числе Украина -на правах ассоциированного члена)1. Принято решение о создании в рамках Эко­номического Союза государств—членов СНГ Международного Экономического комитета, обладающего рядом наднациональных полномочий. В рамках Эко-

' Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Минск: 1993. № 4 (12). С. 20.

комического Союза может стать реальной и эффективной деятельность Эконо­мического Суда СНГ, создание которого имело целью обеспечить выполнение экономических обязательств государствами—членами СНГ. Экономический Союз успешно может быть дополнен Таможенным Союзом, Оборонительным Союзом СНГ и многими другими. Сообщество России и Беларуси преобразуется в Союз на более глубокой интеграционной основе.

К сожалению, в рамках СНГ ослаблено внимание к обеспече­нию и защите основных прав и свобод человека, отсутствуют дей­ственные механизмы в обеспечении международных и европей­ских стандартов относительно прав и свобод человека и гражда­нина (несмотря на конституционное провозглашение прямого и приоритетного действия общепринятых принципов и норм меж­дународного права, международных договоров и подписание чле­нами СНГ ряда Деклараций). Общепризнанные права и свободы человека не могут получить должную защиту в странах СНГ в си­лу неурегулированности этих отношений на уровне СНГ.

24 сентября 1993 года принята Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о междуна­родных обязательствах в области прав человека и основных сво­бод'. В СНГ приняты Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов; о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашения обязывают страны-члены СНГ привести национальное законодательство в соответ­ствие с международными нормами в этой области.

В сентябре 1993 года в соответствии с Уставом СНГ учреж­дена Комиссия по правам человека. Комиссия состоит из пред­ставителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Она явля­ется консультативным органом Содружества. Задача Комиссии — наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества2.

Создание Суда СНГ по правам человека в настоящее время противоречило бы Уставу и учредительным документам СНГ, в соответствии с которыми Содружество не обладает наднацио­нальными полномочиями. В перспективе целесообразность соз­дания такого органа в рамках СНГ, на наш взгляд, очевидна. Эта идея уже выдвигалась в литературе3.

' Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — Минск: 1993. №4(12). С.33—34.

2 См.: Там же. С.35 - 40.

3 См.: Лукашева Е. Права человека — время трудных решений // Свободная мысль. 1992. № 4. С. 91-94.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации