Витрук Н.В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процесс - файл Vitruk_konst_pravosud.doc
приобрестиВитрук Н.В. Конституционное правосудие судебное конституционное право и процессскачать (319.1 kb.)
Доступные файлы (1):
Vitruk_konst_pravosud.doc
Н.В. ВИТРУК
КОНСТИТУЦИОННОЕ
ПРАВОСУДИЕ
СУДЕБНОЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Москва "Закон и право"
Издательское объединение "ЮНИТИ" 1998
Вместо введения Конституционное правосудие все более органично входит в государственно-правовую систему стран Центральной и Восточной Европы, поставивших перед собой цель формирования свободного гражданского общества, реальной демократии, создания правового государства, одним из существенных признаков которого является господство права, Конституции и закона.
В современных условиях, как показывает опыт, необходимы серьезные коррективы в правовом обучении специалистов, их подготовке к использованию новых правовых средств, открывающихся с созданием и функционированием конституционного правосудия, в защите прав и свобод человека и гражданина, в установлении конституционного правопорядка. Для этого необходимо включение в учебный процесс курсов, посвященных конституционному правосудию. В предлагаемой вниманию читателя книге представлен вариант судебного конституционного права и процесса как учебного курса, в основе которого лежит соответствующая отрасль права и отрасль законодательства.
Программа учебного курса "Судебное конституционное право и процесс" включает общую и особенную части.
Общая часть посвящена теоретическим вопросам конституционного правосудия как вида конституционного контроля, предмету, структуре и особенностям конституционного правосудия как отрасли права и законодательства, как науки и учебной дисциплины, источникам (нормативному регулированию) судебного конституционного права и процесса, действию конституционного правосудия в контексте общественной практики.
Особенная часть состоит из трех разделов: первый раздел посвящен раскрытию судебного конституционного права (природа конституционных судов, их место в системе механизма осуществления государственной власти, их компетенция (юрисдикция), состав, структура и организация деятельности, статус судьи конституционного суда); второй раздел характеризует судебный конституционный процесс (принципы и особенности конституционного судопроизводства как самостоятельного вида судопроизводства, стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционных судах); третий раздел раскры-
вает конкретные виды производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел, исходя из компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определяемой Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" и другими федеральными конституционными законами.
В соответствии с программой учебного курса "Судебное конституционное право и процесс" при подготовке учебника автор преследовал ряд целей: во-первых, обобщение нормативно-правового регулирования организации и функционирования конституционного правосудия в посттоталитарных обществах, во-вторых, осмысление практического опыта конституционного правосудия в странах молодой демократии, выявление общих проблем в осуществлении конституционного правосудия и определение, по возможности, путей их решения и преодоления возникающих трудностей; в-третьих, систематизацию научных знаний, накопленных отечественной наукой в контексте достижений мировой практики и компаративистики.
Предлагаемая работа обращена, прежде всего, к российскому читателю. Возможно, она представит интерес и для читателей независимых государств - бывших советских республик, ныне являющихся членами СНГ либо существующих вне его рамок, а также для всех,
кто интересуется проблемами конституционного правосудия.
Автор приносит глубокую благодарность рецензентам рукописи докторам юридических наук, профессорам А.А. Безуглову, В.О. Лучину, 0.0. Миронову, поддержавшим концепцию курса "Конституционное правосудие", редактору Н.В. Струнниковой, а также кандидату юридических наук ГЛ. Головешкину, АА Галкиной за выполненную ими научно-вспомогательную работу.
Автор будет признателен всем, кто пришлет свои отзывы и пожелания либо выразит свое мнение в любой иной форме.
Правовое государство и судебная власть 1. Развитие идей правового государства. 2. Судебная власть в правовом государстве. 3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы. 4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. 5. Государства молодой демократии Центральной и Восточной Европы в общеевропейском правовом пространстве. 1. Развитие идей правового государства Права человека, демократия, право и закон, конституционализм, правовое государство являются фундаментальными общесоциальными и индивидуальными ценностями.
Теория и практика правового государства возникли не на пустом месте, не вдруг и не сразу, как Минерва из головы Юпитера, а в ходе борьбы человечества за свободу личности, за демократию, за господство права, закона. Идеи и принципы правового государства были направлены против тирании и абсолютизма, против авторитарных, полицейских, военных режимов, в условиях которых царит произвол диктаторов и чиновников, насилие над личностью.
Ряд идей, которые в обобщенном виде охватываются понятием правового государства — о разделении властей, о связанности государства правом, о естественных, неотчуждаемых правах человека, — возник уже в античном мире (в древних Афинах, Риме). Аристотель, Платон, Протагор, Цицерон, Сократ, Полибий и другие мыслители античности подготавливали просветительские идеи Нового времени о правовом государстве (Т. Джефферсон, Д. Мэдисон, Дж. Лильберн, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Г. Гегель и др.).
Ощутимый вклад в разработку идей правового государства внес немецкий философ Иммануил Кант. Государство, по мнению Канта, есть союз множества людей под господством права. "Наилучший строй тот, — писал Кант, — где власть принадлежит не людям, а законам"'. Особое значение Кант придавал конституции, конституционному закону. Там, где государство основано на конституционном праве, отвечает общей воле народа, там государство -
"правомерное", в условиях которого не может быть патерналистского вмешательства государственной власти в дела личности, чем бы это ни оправдывалось. Основополагающая идея Канта заключалась в следующем: гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к исполнению закона, которой обладает властвующий в отношении к гражданину.
Кант полагал, что каждое лицо, независимо от его социального статуса, обладает совокупностью прирожденных прав. Ограничение личной свободы он видел в свободе других: свобода самоопределения настолько широка, насколько она совмещается со свободой других. В итоге должна быть совокупность выгод, говоря современным языком, сочетание интересов.
Способом достижения правомерного государства Кант полагал разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых автономна, действует в рамках своей компетенции. Если первая из властей издает законы как власть суверенная, вторая — действует на основе законов, то судебная власть "говорит о том, что есть право". Она решает спор, выступает против антизаконных действий.
Последователи Канта, опираясь на идеи и его предшественников (Вольф, Пуффендорф, Шталь, Штейн и др.), в развернутом виде аргументировали идею правового государства (Гербер, Дайси, Еллинек, Иеринг, Лабанд, Эсмен и др.). Г. Еллинек подчеркивал, что правовым государством может считаться лишь то государство, в котором законодатель также подзаконен, как и гражданин. На основе этого положения в характеристике правового государства постепенно выкристаллизовывалась идея о конституционном контроле.
Веймарские конституционалисты отстаивали идею соответствия закона праву и выступали за создание судебной структуры, которая бы обладала правом отмены противоправных законов и подзаконных актов (распоряжений).
Кант И. Сочинение: В 6 т. — М.: 1996. — Т.4. — С.283.
Концепция правового государства в России до 1917 года развивалась в том же направлении, что и на Западе, но со своей спецификой.
Революционизирующее влияние на идеи о правовом государстве, о свободе личности оказали буржуазно-демократические реформы в России середины XIX века (отмена крепостного права, земская, судебная и др.). Целая плеяда блестящих русских ученых-юристов (В.М. Гессен, А.Д. Градовский, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Котляревский, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Н.И. Палиенко, В.М. Хвостов, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич и др.) отстаивала и разрабатывала различные аспекты теории правового (конституционного) государства.
Так, С.А. Котляревский в организации правового государства придает особое значение независимому деполитизированному суду, подчиняющемуся только конституции, закону. Он выступает за создание конституционного суда, имеющего право толковать закон с позиций его соответствия конституции и праву вообще. Условием эффективной деятельности суда служит доверие к нему народа. Утрата этого доверия колеблет начала правосудия, тем самым подрывает основы правового государства.
Модель правового государства постоянно развивалась. Особенно она обогатилась новым содержанием после второй мировой войны, когда наблюдался подъем демократии в результате победы над фашизмом. Идеал правового государства все более приобретал значение "государства благоденствия", социально ориентированного демократического государства, результатом чего стало международное признание и гарантирование социально-экономических и культурных прав граждан (не без влияния социалистических государств).
В СССР и других бывших социалистических странах, особенно в 60-80-е гг., в академической науке предпринимались попытки воспринять идеи правового государства в рамках социалистической доктрины. Так, в трудах ряда советских ученых (Л.С. Мамут, Г.Н. Манов, B.C. Нерсесянц, И.А. Ледях, Е.А. Лукашева, В.М. Чхиквадзе и др., в том числе автор этих строк) обосновывался тезис о правовом характере взаимоотношений социалистического государства и личности, о равенстве государства и личности, их взаимной ответственности, о приоритете прав человека и гражданина, о праве граждан на судебную защиту во всех конфликтах граждан с государством. Конечно, это были скорее защищаемые идеалы, чем принципы
реальной действительности. Указанные авторы, несомненно, осознавали невозможность их полного осуществления в условиях огосударствления всей общественной жизни, монополии на власть сложившейся партийно-государственной элиты, господства государственной идеологии, отсутствия плюрализма и т.п. Однако идеи "социалистической правовой государственности" подготавливали почву для слома тоталитаризма как системы и быстрого восприятия идей правового государства в общественном сознании в период перестройки и на последующих этапах формирования новой демократии в бывших социалистических государствах.
Условиями формирования и функционирования правового государства служат социально ориентированная рыночная экономика и адекватная ей политическая форма - демократия. Правовое государство невозможно без экономики, формой правового выражения которой выступает договор равноправных участников, и без развернутой демократии, без функционирования системы подлинного народовластия.
Правовое государство, таким образом,
есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и законов в соответствии с требованиями права, из которых существенным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина. Господство права возможно лишь при надлежащей организации самой государственной (политической) власти, исключающей монополизацию власти и обеспечивающей соответствие всей ее системы (структуры, полномочий отдельных видов органов, способов формирования, форм деятельности и т.д.) требованиям права. Как показал опыт, наилучшим способом такой организации является разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Основные принципы (признаки) правового государства одновременно выступают в качестве требований, предъявляемых к правовому государству. К их числу следует отнести: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
верховенство права, то есть соответствие праву конституции, законов; верховенство конституции в системе законодательства и ее прямое, непосредственное действие; взаимная ответственность государства и личности; уважение прав и свобод человека и гражданина; судебная защита лиц и других субъектов общественных отношений от произвола кого бы то ни было; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права.
2. Судебная власть в правовом государстве В правовом государстве особое место занимает судебная власть как независимая, самостоятельная ветвь государственной власти. Речь идет о суде (судах) как о судебной власти в силу того, что судебные органы, не подменяя законодательные и исполнительные органы государственной власти, являются эффективным элементом в механизме сдержек^и противовесов, разрешая конфликты между- ними и другими субъектами общественных отношений на основе конституции и закона. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений.
Суды в правовом государстве, во-первых, разрешают конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе конституции^ закона; во-вторых, осуществляют конституционный контроль, т.е. проверку на соответствие законов и других актов и действий различных государственных органов, должностных лиц принципам и нормам конституции; в-третьих, защищают, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан и других субъектов общественных отношений; в-четвертых, применяют меры юридической ответственности (конституционной, гражданской, административной, уголовной и т.п.) в виде наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном законом порядке, т.е. в форме конституционного, гражданского, арбитражного, административного, уголовного судопроизводства.
Существенное значение в контексте действия принципов правового государства имеет институт судебного конституционного контроля за правомерностью законов и других правовых актов и действий всех властей для обеспечения верховенства и прямого действия конституции в обществе и государстве.
3. Слом тоталитаризма, формирование правового государства и судебные реформы в странах Центральной и Восточной Европы Конец
XX века ознаменовался сломом тоталитаризма в государствах Центральной и Восточной Европы. В бывших социалистических странах начался процесс формирования свободного гражданского общества на принципах рыночной экономики, де-
мократических политических систем, основанных на идеологическом и политическом плюрализме. Началось строительство правового государства, утверждение принципов уважения прав и свобод человека и гражданина, господства права и закона, формирование конституционализма.
Государства молодой демократии в странах Центральной и Восточной Европы встали перед необходимостью проведения глубоких конституционно-правовых реформ, включающих ряд направлений, более частных реформ:
• принятие новых конституций, существенное обновление конституционного законодательства, направленное на ликвидацию тоталитарной системы и формирование нового общественного и государственного конституционного строя;
• приведение в соответствие с новыми потребностями и новыми конституционными положениями всего текущего законодательства, ориентированное на рыночные отношения в экономике, на обеспечение функционирования институтов демократии, прав и свобод человека и гражданина и других принципов правового государства;
• создание действенного института конституционного контроля, в том числе судебного конституционного контроля;
• формирование независимой, эффективно действующей судебной власти, обеспечение действия общепризнанных демократических принципов всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, арбитражного, уголовного);
• реформирование всей системы правоохранительных и контрольных органов;
• формирование правовой культуры общества, нового правосознания граждан и должностных лиц, соответствующего принципам правового государства.
В декабре 1991 года Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование. В постсоветских государствах принимаются новые конституции, другие конституционные акты, закрепляющие коренные преобразования в общественном и государственном строе этих государств.
В новых конституциях постсоветских государств воплощаются признанные в мировом сообществе демократические принципы, по существу, закрепляются основы нового конституцион
ного строя — суверенитет народа, механизм осуществления государственной власти, основанный на ее разделении на законодательную, исполнительную и судебную, идеологический плюрализм. многопартийность, множественность форм собственности.
Новые конституции исходят из признания человека высшей ценностью, его неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод, их государственной защиты, правового государства, господства права и закона. Все конституции подчеркивают прямое, непосредственное действие конституции, ее верховенство в системе правовых нормативных актов государства.
Во всех постсоветских государствах идет интенсивное обновление отраслевого законодательства — гражданского, коммерческого (предпринимательского), экологического, административного, уголовного и т.д.; наступил новый этап инкорпорации и кодификации правовых нормативных актов.
Судебная система в условиях тоталитарного режима бесконтрольно использовалась властью как инструмент проведения своей политической воли, как орудие удовлетворения своекорыстных интересов и достижения соответствующих политико-идеологических установок. Партийно-государственная элита в • любое время могла вмешаться в осуществление "правосудия" и предопределить выносимый судом приговор или решение. Суды, как и вся система юстиции, составляли важный элемент административно-командной системы управления обществом, репрессивного механизма. Процессуальная форма, принятая в судопроизводстве, во многих случаях лишь прикрывала предре-шенность выносимых решений и приговоров. Органам правосудия приписывались цели и задачи, свойственные другим правоохранительным органам (прокуратуре и др.). Партийные инстанции постоянно предписывали судам усилить борьбу то с одним, то с другим видом преступлений, ориентировали их на активность в плане обвинительного уклона, защиты публичных интересов, диктуемые системой тоталитаризма.
Новые конституции постсоциалистических и постсоветских государств стоят на страже прав и свобод человека и гарантируют его права и свободы от произвола чиновников и преступных посягательств, поэтому они придают исключительно важное значение органам судебной власти.
Независимость судей защищается конституцией и законом. Судьи несменяемы и пользуются правом неприкосновенности (иммунитета). Финансирование судов осуществляется только из государственного бюджета, что служит дополнительной гарантией независимости судебной власти.
Конституции устанавливают равноправие сторон и гласность судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, обеспечивается участие в процессе присяжных заседателей.
Новые принципы построения и функционирования демократического правового государства требуют коренного реформирования судебных систем в посттоталитарных государствах. Судебные реформы в этих государствах преследуют ряд основных целей и задач:
• осуществление судами функций арбитра во взаимоотношениях между личностью и государством, в решениях споров, конфликтов на основе конституции и законов;
• обеспечение правовой защиты демократических принципов, общесоциальных ценностей в соответствии с требованиями национального законодательства и международными стандартами;
• обеспечение деидеологизации и деполитизации судебной деятельности;
• осуществление правовой защиты основных прав и свобод человека и гражданина в сочетании с защитой публичных (государственных, корпоративных и иных) интересов;
• достижение реальной независимости судебной власти от законодательной и исполнительной властей и повышение эффективности в отправлении правосудия;
• проведение демократизации всех видов судопроизводства (конституционного, административного, гражданского, арбитражного, уголовного);
• достижение верховенства суда в правоохранительной деятельности (установление новых принципов взаимоотношений суда, следствия, прокуратуры, адвокатуры);
• обеспечение престижности судебной профессии;
• надлежащее кадровое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение судов и судей;
• установление доверия общества к судам;
• обеспечение доступности и достоверности информации о судебной деятельности (в т. ч. судебной статистики).
Конституционные, судебно-правовые реформы в новых независимых государствах наполняются конкретным содержанием с учетом их исторического развития, национального менталитета, особенностей государственного устройства, конкретного этапа происходящих преобразований, международного опыта и других
факторов. Теоретическое осмысление необходимости указанных реформ находит закрепление в государственно-правовых документах (концепциях, планах, программах), принимаемых на различных уровнях. Их осуществление идет различными темпами и в различных направлениях. Многие возникающие при этом проблемы связаны с ограниченными финансовыми возможностями, с трудностями материального порядка. Иными словами, конституционные, судебно-правовые реформы, стимулируя реформы в экономике, в других сферах, во многом зависят от результативности последних.
Судебные реформы проводятся в странах посттоталитарного и постсоветского пространства с переменным успехом. Невозможно одномоментно ликвидировать пороки судебной системы, унаследованные от тоталитарных режимов. Оказалось, что в переходный период реформирования общества и государства эти пороки подпитываются теми трудностями, с которыми встретились новые общества. Возникли и новые явления, отрицательно влияющие на реорганизацию судебной системы, тормозящие судебную реформу. Судебные системы продолжают пребывать в кризисном состоянии, по некоторым параметрам этот кризис углубился.
Суды не справляются с рассмотрением нарастающего потока дел, что вполне естественно в условиях развития рыночных отношений, повышения внимания к личности, ее чести и достоинству, правам и свободам. Тяжелые условия работы судов и судей, недостаточный уровень их социально-бытового обеспечения, в общем, нищета юстиции вызывают текучесть судейских кадров, их катастрофическую нехватку. Кадровый голод ведет к перегруженности судей в работе, а в конечном счете к тому, что суды обнаруживают свою несостоятельность в защите прав и свобод граждан, в охране законности и правопорядка, низкую эффективность в работе, допускают серьезные ошибки в отправлении правосудия. Не секрет, что криминальные структуры берут на себя осуществление функций "правосудия" в экономической сфере. Все это усиливает кризис доверия общества к государственным судам, которые к тому же становятся все менее доступными для рядовых граждан в силу материальных затруднений.
Не изжиты факты давления на суды со стороны местных властей, стремление тенденциозно подобрать кандидатов на должности судей. Подчас безосновательна критика судов со стороны депутатов, высших должностных лиц государства за так называемый "оправдательный уклон". Средства массовой ин-
формации зачастую допускают необъективную, непроверенную информацию о судах и судьях, что подрывает престиж суда.
К сожалению, сами судьи оказались неподготовленными к осуществлению независимого правосудия во имя права, правды и справедливости. Они отягощены старыми стереотипами и установками, не воспринимают самих себя как самостоятельную корпорацию, способную отстаивать свой профессиональный интерес.
4. Содружество Независимых Государств: сотрудничество в проведении правовых реформ и в обеспечении прав и свобод человека и гражданина В результате роспуска СССР на основе Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Цель создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсоветского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.
Статья 1 Устава СНГ содержит указание на то, что СНГ не является государством либо образованием с наднациональными полномочиями (см. также Алма-Атинскую Декларацию 1991 года)
1.
В соответствии со статьей 2 Устава СНГ цель Содружества заключается в сотрудничестве в государственно-политической, социально-экономической, экологической, гуманитарной, научной, культурной, правовой, внешнеполитической и иных областях. Главный приоритет стран СНГ - это взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
В соответствии с Уставом СНГ к совместному ведению стран СНГ отнесены:
• обеспечение основных прав и свобод человека;
• координация внешнеполитической деятельности;
• сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, систем транспорта и связи, таможенной политики;
• охрана здоровья населения и окружающей среды;
• вопросы социальной и миграционной политики;
• борьба с организованной преступностью;
• сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.
'
Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — Минск: 1993. № 1 (9). С.17 - 29; Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств—участников Содружества Независимых Государств. 1993. № 2. С. 22.
Органами СНГ являются: Совет глав государств—участников Содружества;
Межпарламентская Ассамблея; Совет глав правительств; Совет министров иностранных дел (СМИД); Совет министров обороны и др. Указанные органы СНГ имеют исключительно консультативные, координационные функции. Решения указанных органов СНГ принимаются с общего согласия, на основе консенсуса.
Одна из важнейших задач СНГ — содействие построению демократических правовых государств в странах-участниках, сотрудничество в сфере законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках Содружества.
Это сотрудничество, в частности, происходит путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближению национального законодательства.
В сознании народов стран СНГ все более возрастает ожидание сближения, реальной интеграции постсоветского пространства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрачности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обеспечения основных прав и свобод человека.
В странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с выбором перспективных моделей интеграции постсоветского пространства. В свое время Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым был выдвинут проект Евразийского Союза (восходящий к идее известного правозащитника А.Д.Сахарова о союзе Независимых Государств Европы и Азии в пространстве бывшего СССР). Вполне вероятным является возникновение своего рода ядра межгосударственного образования, включающего Россию, Украину, Беларусь и Казахстан, как наиболее подготовленных к экономической интеграции и тесному сотрудничеству в других областях.
Однако все эти предложения не всегда и не во всем учитывают реалии сегодняшнего дня. Как правильно было замечено, лучше осколки разбитого сосуда переплавить и отлить новый, цельный и прочный сосуд той же или иной формы, чем собирать черепки и склеивать сосуд такой же формы, но с трещинами.
Содружество Независимых Государств, по существу, еще не дало ощутимых, реальных результатов для граждан своих государств. Перспективным было бы укрепление и динамичное развитие СНГ, создание дееспособных механизмов его функционирования. Начало такому подходу (и новому этапу в развитии СНГ) положено подписанием Договора об Экономическом Союзе государств—членов СНГ, цель которого - воссоздание на рыночных основах единого экономического пространства, где свободно перемещаются товары, услуги, капиталы и рабочая сила. К Договору присоединились все страны Содружества (в том числе Украина -на правах ассоциированного члена)
1. Принято решение о создании в рамках Экономического Союза государств—членов СНГ Международного Экономического комитета, обладающего рядом наднациональных полномочий. В рамках Эко-
'
Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. - Минск: 1993. № 4 (12). С. 20.
комического Союза может стать реальной и эффективной деятельность Экономического Суда СНГ, создание которого имело целью обеспечить выполнение экономических обязательств государствами—членами СНГ. Экономический Союз успешно может быть дополнен Таможенным Союзом, Оборонительным Союзом СНГ и многими другими. Сообщество России и Беларуси преобразуется в Союз на более глубокой интеграционной основе.
К сожалению, в рамках СНГ ослаблено внимание к обеспечению и защите основных прав и свобод человека, отсутствуют действенные механизмы в обеспечении международных и европейских стандартов относительно прав и свобод человека и гражданина (несмотря на конституционное провозглашение прямого и приоритетного действия общепринятых принципов и норм международного права, международных договоров и подписание членами СНГ ряда Деклараций). Общепризнанные права и свободы человека не могут получить должную защиту в странах СНГ в силу неурегулированности этих отношений на уровне СНГ.
24 сентября 1993 года принята Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод'. В СНГ приняты Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов; о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашения обязывают страны-члены СНГ привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.
В сентябре 1993 года в соответствии с Уставом СНГ учреждена Комиссия по правам человека. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Она является консультативным органом Содружества. Задача Комиссии — наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества
2.
Создание Суда СНГ по правам человека в настоящее время противоречило бы Уставу и учредительным документам СНГ, в соответствии с которыми Содружество не обладает наднациональными полномочиями. В перспективе целесообразность создания такого органа в рамках СНГ, на наш взгляд, очевидна. Эта идея уже выдвигалась в литературе
3.
'
Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — Минск: 1993. №4(12). С.33—34.
2 См.: Там же. С.35 - 40.
3 См.:
Лукашева Е. Права человека — время трудных решений // Свободная мысль. 1992. № 4. С. 91-94.