Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции 20 - файл n1.doc

приобрести
Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции 20
скачать (3701 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3701kb.05.06.2012 07:22скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Этнические проблемы современности
Выпуск 6


Министерство образования Российской Федерации

Межвузовская научная программа

"Университеты России – фундаментальные исследования"

Ставропольский государственный университет

Проект № 015.10.01.22 "Этническая конфликтология"

Этнические проблемы современности


Выпуск 6
Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации


Ставрополь, 2000

УДК 323.1


ББК 66.5

Э391

Этнические проблемы современности. Выпуск 6: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации. Материалы научной конференции 20-21 апреля 2000г.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. – 256 с.

ISBN
В сборнике опубликованы доклады и сообщения, представленные на секцию " Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации " 45 научно-методической конференции " Университетская наука - региону". Материалы предназначены для научно-практических работников, аспирантов, студентов и всех интересующихся современными этническими проблемами.
Точка зрения авторов может не совпадать с мнением редакционной коллегии. Ответственность за достоверность приводимых статистических материалов и результатов социологических опросов несут авторы материалов.

УДК 323.1

ББК 66.5

Редакционная коллегия: Шаповалов В.А. (ответственный редактор),

В.А. Авксентьев, А.В. Авксентьев, А.Б. Багдасарова, А.Ю. Хоц, Б.Х. Золотова.

ISBN © Издательство Ставропольского государственного университета, 2000 г.

Contemporary ethnic problems




Issue 6




Stavropol

2000

Содержание

Абдоков С.А. 8

Политические традиции как феномен политической культуры 8

Аксюмов Б.В. 14

Место «экранной» культуры в системе социокультурных отношений 14

Аствацатурова М.А. 18

Межкультурный диалог в поле диаспор 18

Бабкин И.О. 24

Этнический сепаратизм: некоторые аспекты изучения проблемы 24

Багдасарова А.Б. 32

Этническое сознание и самосознание: сущность, структура 32

Баева О. Н. Каширин В. И. 41

Теория ценностей в философии планетарного самосознания 41

Белозеров В.С. 50

Демографические процессы и динамика расселения русских в республиках Северного Кавказа 50

Бронская Л. И. 66

Русская идея в литературе русского зарубежья (первая половина ХХ века) 66

Булкин А.Н. 73

Национальность как условие социализации и фактор воинской службы молодого человека 73

Вергун Т.В. 78

К постановке проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации 78

Водопьянова Н. А. 84

Теоретико-методологические аспекты информационной культуры 84

Гладких С.В. 97

Этнические стереотипы в средствах массовой информации 97

Ерижева А.Х. 105

Проблемы политических и межнациональных отношений в КЧР 105

Журавель Н.С. 117

Межкультурная коммуникация. Экспликация термина. 117

Захаренко О.В. 124

Межкультурная коммуникация как средство снижения этноконфликтной напряженности 124

Золотова Б. Х. 129

Особенности культуры межнационального общения (на примере адыгского этноса) 129

Ибрагимова М.А. 135

Этнические аспекты духовной культуры 135

Иванова С.Ю. 137

К вопросу о взаимодействии культур 137

Каширин В.И. 149

Человек в информационной Галактике 149

Литвинова Т.В. 166

Диалог эпох: ассимиляция европейскими народами духовного наследия христианства и поздней античности (на материале средневековой христианской литературы) 166

Магомедов А.А. 171

Северокавказская семья: к вопросу о формировании (ретроспективный взгляд) 171

Майборода Э.Т. 178

Политико-идеологические компоненты суперэтнического сознания 178

Нахушев В.Ш. 181

Ответственность этнонации в многонациональной стране 181

Радовель М.Р. 190

Межэтнические отношения: введение в поликонтекстный анализ 190

Сеитов И.Т., Сеитов Р.И. 197

Особенности этнонациональных отношений у ставропольских туркмен 197

Примечания. 203

1. Бентковский И.В. Статистика населенных мест и поземельной собственности Ставропольской губернии // ССССГ: Ставрополь, 1881. Вып.9. 203

Сорокина А. Ю. 204

Социальные институты культуры, институты искусства, учреждения культуры в системе изучения культурной деятельности 204

210

Унежев К. Х. 211

Интеллигенция и духовность народа 211

Хоц А.Ю. 214

Информационное общество и проблема этнического возрождения 214

Шевлокова В.А. 224

Социосинергетика: методологические основы исследования уровня социальной самоорганизации 224

Щербина Е.А. 229

Некоторые методологические проблемы изучения межнациональных отношений 229

Шишканова А.В. 236

Функциональная дистрибуция языков в сфере народного образования Карачаево-Черкесской республики 236

Примечания. 244

1. "Российская газета".М.,11 декабря 1991 г./. 244

2. Губогло М.Н.. Переломные годы. Т. 1. Мобилизованный лингвицизм. М.:Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1993/ 244

3. Госкомитет РФ, Госкомитет КЧР по статистике, Черкесск, 1998.С. 21 / 244

Эфендиев Ф.С. 245

К вопросу синтеза культур горских народов России 245

Эфендиев С.И. 249

Национальная специфика поэзии К. Кулиева 249

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ 254



9 мая 2000 года ушел из жизни видный ученый, доктор философских наук, профессор Анатолий Васильевич Авксентьев.

Вся деятельность Анатолия Васильевича неразрывно связана со Ставропольским государственным университетом. 28 лет он заведовал кафедрой философии. С середины 60-х гг. Анатолий Васильевич руководит аспирантурой, которая обеспечивала философскими кадрами ВУЗы Ставропольского края и соседних регионов. Анатолием Васильевичем подготовлено более 30 докторов и кандидатов наук. В 1999 году удостоен высокого звания - "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".

В арсенале Анатолия Васильевича - более 250 научных трудов, в которых подняты проблемы бесконфликтного существования разных этносов, проживающих на территории Северного Кавказа. Огромное внимание Анатолий Васильевич уделял пропаганде научных знаний. Он являлся постоянным автором научных, научно-публицистических работ, публикуемых во многих региональных средствах массовой информации.

Анатолий Васильевич в силу соей активной жизненной позиции сгруппировал вокруг себя ученых преподавателей, аспирантов, которые в рамках руководимой им научной школы "Этнические проблемы современности" активно внедряли и внедряют практику межнациональных отношений, образовательный и воспитательный процесс достижения современной философской и социологической науки.

Анатолий Васильевич явился вдохновителем и инициатором выпуска серии сборника "Этнические проблемы современности". При его жизни было выпушено пять сборников. Этот сборник мы, члены кафедры социальной философии и этнологии, посвящаем его памяти.

Абдоков С.А.

Политические традиции как феномен политической культуры



Переход к цивилизационной логике развития, ориентация на построение правового государства и последовательное формирование гражданского общества заметно актуализировали проблему политической культуры общества как предмета философского анализа. Динамизм социальных процессов, обострение противоречий между социальными группами и политическими силами, острота возникающих в обществе кризисных ситуаций ведут к принципиальному изменению интерпретации содержания политической культуры.

Важность исследования политической культуры объясняется тем, что нет ни одного серьезного вопроса, который можно было бы разрабатывать без учета общечеловеческих ценностей.

Политическая культура является специфической сферой человеческой деятельности. Она возможна лишь между свободными, равноправными и ответственными индивидами. Структура мира политического - взаимосвязанные аспекты субъективного бытия индивида. Они имеют отношение ко всем проявлениям его жизни: процессам становления и развития человека как личности, взаимному притяжению и взаимному отчуждению людей, взаимодействию социальных общностей и структур, конкретным формам выражения противоречий, обогащению интернационалистических и патриотических чувств.

В рамках политической культуры человеком осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целеполагание не просто на основе усвоения знаний, но и осмысления и переживания личного жизненного опыта. Переживание судьбы дает динамическое, энергетическое начало поиску знаний и ценностей. Политическая культура как определенное качество бытия интегрирует мысль, знания и чувства. Политическая культура - проблема жизнетворчества, процесс обретения совести как внутренней основы самоопределения личности. Совесть - категория нравственная, а нравственность является, своего рода, определителем уровня политической культуры личности, задающая меру и качество свободы самореализации индивида. В этом состоит защитная функция политической культуры.

Политическая культура трудно подающийся управлению процесс и в силу этого нуждающийся в постоянном исследовании. Без анализа социально-философских особенностей политической культуры вряд ли можно понять внутренние детерминанты, логику поведения индивидов, социальных групп, а следовательно прогнозировать их отношение к государству, обществу, процессам реформирования.

Политическую культуру правомерно исследовать как целостную систему, внутренне организованную и структурированную, взаимосвязанную с различными видами социальной деятельности людей.

Множественность определений "политической культуры" и осторожность в обращении с ней связана с неоднозначностью понимания категорий "культура" и "политика", утерей критерия их общей содержательности, а также специфичности, что не позволяет отличать политическую легитимность от политической культуры в теории и на практике. Таким критерием является деятельностный подход. Культура как механизм развития личности может выполнять задачи личностного универсального формирования в том случае, если наряду с другими функциями будет развивать человека как политического деятеля.

Политическая культура нереальна вне культуры, своеобразно преломленной в ее содержании. Политическая культура - система ценностей социума и его конкретных субъектов, реализующих в образе жизни людей. В этом смысле представление о культуре должно быть системным. Парадокс данной ситуации состоит в том, что конкретность словосочетаний "политическая культура" в прямом одномерном понимании обманчива. Дело в том, что "политическая культурность" не может быть достоянием одной какой-нибудь социальной группы.

Под политикой понимается сложная область человеческой и межличностной совместной деятельности людей, которая направлена на определенное отношение к государству и власти, с целью наведения и поддержания политического порядка и стабильности в обществе.

Политическая культура - составная часть культуры общества, выражающая отношение формированию, распределению и функционированию политической власти, различных интересов людей в государстве и обществе. Политическая культура включает в себя отношения различных политических групп, социальных общностей, отдельных индивидов, осознание и освоение ими в различной степени политических идей и ценностей, политических традиций, формы, способы проявления и обусловленные этим инварианты интегративной политической деятельности. Политическая культура выступает как условие и содержание, совершенствования и функционирования политики. Политическая культура интегральный и в то же время внутридифферензированный феномен, обусловленный наличной политической ситуацией, деятельным историческим развитием народа, страны, менталитетом наций и этносов.

В качестве одной из основных ценностей, по отношению которой следует судить о сущности, структуре, содержании и типе политической культуры является феномен "политические традиции".

Традиции - это закрепленные в коллективной памяти стереотипы действий и поведения, отношений и их оценок, определяющие весь цикл жизнедеятельности компактного коллектива, группы, этноса(1). В политической сфере традиции взаимодействуют с другими элементами политической культуры и обеспечивают прогресс человечества в этой области.

Политические традиции относятся к числу слабо исследованных проблем. В работах Э.А. Баллера, Э.С. Маркаряна, А.А. Баговеева, Л.В.Сморгунова и других, при анализе политической культуры обоснован ряд положений о месте и роли традиций в политической культуре.

Политические традиции в литературе часто соотносятся с политической культурой (2), что, на наш взгляд, является продуктивным подходом к их анализу. Другие считают, что политическая культура, как выше было отмечено, может характеризовать различные политические субъекты.

В первом случае политическая культура - это ценностные представления индивида о политических явлениях, его поведении, его деятельности как участника политического процесса. Во втором случае политическая культура это система форм политической деятельности, составляющих механизмы накопления, реализации политического опыта. Своеобразным является определение данное В. И. Максименко, считающего политическую культуру как "совокупность исторически сложившихся и социально узаконенных…стереотипов политического поведения и восприятия власти".(3)

Соотношение политической культуры и политических традиций рассматривается и исходя из смысла, который приписывается категории "традиция". Трактовок тут немало. На одной стороне поля традиция по объему близка к культуре в целом. Уже упоминавшийся В.И.Максименко пишет: "До известной степени между культурой и традицией может быть поставлен знак равенства. Это, по сути дела, разные способы обозначения одного и того же: исторически возникающего и внебиологически наследуемого нормативного регулятора общественной деятельности" (4).

На другой стороне поля традиция выступает как отдельный элемент культурного наследия. При первом подходе можно говорить об определенном тождестве политической культуры и политических традиций, и при втором политические традиции являются структурным элементом политической культуры, выполняющим важные функции. В данной статье мы солидарны со вторым мнением.

Не без интересно предложенное Р.А. Багавеевым рассмотрение политических традиций в единстве двух аспектов - статистического и динамического (5). В этом единстве политические традиции оказываются функциональным элементом политической культуры, они консервируют политический опыт и выступают как способ осуществления политической деятельности по передаче политического опыта, объективированного в политической культуре.

Политические традиции имеют место во всех структурных элементах политической культуры. Данное положение открывает возможность классификации политических традиций, несмотря на их многогранность, в рассматриваемом ракурсе.

По общему способу классификации можно выделить традиции политических организаций, политических отношений и политического сознания. По способу образования следует различать институциализированные и неинституциализированные. По периоду функционирования политических традиций - исторические и потенциальные; по роли в историческом процессе - прогрессивные и реакционные; по способу осуществления политической власти и управления - демократические и антидемократические; по степени универсальности наднациональные и групповые и т.д.

Важной характеристикой политических традиций в системе политической культуры являются выполняемые ими функции. Их можно свести к следующим функциям: управленческо-организующая, политико-воспитательная, познавательно-информационная, оценочно-ориентирующая, организационно-политическая. Политические традиции действуют сами по себе. Для их функционирования в обществе создается целый комплекс способов поддержания, пропаганды и защиты, которые в итоге определяют уровень политической культуры общества.

Политические традиции своеобразно действуют в разных странах. Однако их осмыслению при формировании политической культуры не предается должного внимания.

Какие традиции характерны для России? Это традиция политического центризма, традиция сплочения и консолидации в переломные эпохи, традиция политической преемственности, традиция революционных преобразований, традиция ориентации на быстрые перемены в обществе, традиция игнорирования опыта других стран, традиция политических крайностей и т.д. Кроме этого, нельзя забывать, что эти политические традиции России - политическое зеркало, политический опыт. "Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как, кошмар над умами живых".
Примечания:

1.См: Кожин П.М. Традиции в системе этноса//Этнографическое обозрение. - М.,1997.С.6.

2.См: Багавеев Р.А. Политические традиции как наш фактор формирования и развития политической культуры трудящихся. Автореферат диссертации канд. филос.наук. - Казань, 1987.

3.Максименко В.И. Востоковедная политология в поисках своего предмета//Политические отношения на Востоке: общее и особенное. - М., 1990.С.28

4. Багавеев Р.А. Там же.С.10.

5.См: Багавеев Р.А. Указ. соч. С.10.

6.Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,т.8.С.119.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Этнические проблемы современности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации