Шпоры по ГРЭ - файл n1.doc

приобрести
Шпоры по ГРЭ
скачать (282.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc283kb.18.09.2012 10:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4
1. Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики

Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности. Представители более позднего периода - физиократы - не разделяли мнения меркантилистов и выдвинули принцип, означающий требование свободы, торговли в первую очередь. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. Классическая школа политэкономии, развивавшаяся в эпоху промышленного переворота и выражавшая интересы промышленной буржуазии, подвергла пересмотру теории своих предшественников, в частности меркантилистов - идеологов торгового капитала. Ее представители в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали лозунг “экономической свободы” и высказывались за ограничения вмешательства государства в экономическую жизнь. По мнению А.Смита, государство должно выполнять три обязанности: - ограждать общество от насилия и вторжений других независимых обществ; - ограждать по мере возможности каждого члена общества от несправедливости и угнетения со стороны других его членов, или установить хорошее отправление правосудия; - создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп, и затраты на которые не могут быть покрыты частными лицами. Помощь государства в функционировании экономики рассматривалась излишней, более того, вредной. В экономике, способной достичь как полного объема производства, так и полной занятости, вмешательство государства может только нанести вред ее эффективному функционированию.
2.Государство в неоклассической системе

С неоклассической моделью отождествляется неоклассическое представление о государстве. Экономическая система функционирует в соответствии с волей, диктуемой рынком, а в конечном итоге волей потребителя. В тех случаях, когда по той или иной причине ответная реакция на это воздействие оказывается недостаточной или несовершенной, может возникнуть необходимость, что­бы правительство скорректировало такое воздействие или дополнило ответную реакцию системы таким образом, чтобы она лучше соответствовала общественным интересам. Фирмы хорошо реагируют на воздействие рынка и потребителя. Такая реакция не считается желательной с социальной точки зрения, морально оправданной и здоровой, и соответственно воздействие рынка пресекается. Имеется ряд услуг, например национальная оборона, образование, защита людей и собственности, в отношении которых нельзя с уверенностью полагаться на рынок. Здесь тоже должно действовать государство. Существует, однако, укоренившийся неоклассический тезис, что большинство экономических задач будет выполнено в соответствии с требованиями рыночного механизма. Государство играет дополняющую и регулирующую роль, и предполагается, что сторонники государственного вмешательства должны еще представить доказательства в обоснование своей позиции. По крайней мере еще совсем недавно считалось, что задачи, выполняемые государством, бесспорно, второстепенны по своим масштабам по сравнению с задачами, которые выполняются частными фирмами в ответ на требования рынка. Если не считать отдельных неоправданных и случайных исключений, государство по мнению неоклассической теории стоит над экономической деятельностью, и в особенности оно стоит выше влияния или власти отдельной коммерческой фирмы, которая подчинена рынку и, таким образом, потребителю. Будучи ограниченной подобным образом, фирма не может быть доминирующей силой по отношению к государству. А государство, подчиняясь воле гражданина и избирателя, не может быть ответственным перед кем-либо иным.
3. Кейнсианство в ГРЭ

Джон Кейнс, совершивший переворот в новоклассическом направлении экономической теории, был наречен «спасителем капитализма». В противовес новоклассическому принципу невмешательства государства в экономику Дж. Кейнс признал ведущую роль государства в регулировании национального хозяйства. При этом речь идет о государстве не как о политическом институте (органе власти), а о государстве как экономическом институте — хозяйствующем субъекте. Центральная задача государства, по Дж. Кейнсу, состоит в том, чтобы обеспечить высокий объем «эффективного спроса», ведущего к росту доходов. Предполагается развивать два вида спроса: а) платежеспособную потребность населения в предметах потребления и б) спроса предпринимателей на инвестиционные товары (средства производства). В результате эффективный спрос выражается как в увеличении занятости и повышении благосостояния населения, так и в росте прибылей фирм. В кейнсианском учении впервые на государство стали возлагаться экономические функции. Они были связаны с обеспечением инвестиций в национальное хозяйство и государственных расходов на эти и другие социально-экономические цели. Кейнсианство впервые раскрыло структуру макроэкономического спроса, в том числе расходов на экономику, производимых государством. В западной экономической литературе макроспрос рассматривается как планируемые расходы. Они представляют собой сумму, которую государство, домашние хозяйства и фирмы планируют истратить на товары и услуги. Государство стало владельцем многих новейших отраслей промышленности, предприятий производственной инфраструктуры (добыча угля, производство электроэнергии, транспорт и т. п.) и учреждений социальной сферы. Правительства организовали разработку рекомендательных планов и программ социально-экономического развития и, создав большой и устойчивый государственный рынок, привлекли крупный бизнес к выполнению своих заказов, приносивших высокие прибыли.
4. Теория «эффективного государства».

Главная особенность последнего этапа — постепенный переход от политики "социального государства" к политике "эффективного госу­дарства".

Существо политики "эффективного государства" нашло свое выражение в двух основных положениях. Во-первых, государство в силу неимоверно раздутых расходов, по­влекших за собой увеличение дефицита государственного бюджета, должно существенно сократить круг своих обязанностей, переложив решение ряда задач, которые оно еще недавно выполняло, на другие хозяйствующие субъекты. Во-вторых, расходы по пенсионному обеспечению, медицинскому страхованию, страхованию от безработицы и другие социальные вып­латы не должны обеспечиваться только за счет средств государственно­го бюджета. Эти расходы должны быть равномерно распределены между всеми субъектами. В конечном счете государство должно выступать не как источник экономического роста, а как партнер, катализатор и помощник — та­ков был главный смысл политики, проводимой государствами боль­шинства развитых стран в 80—90-е гг. XX в. Среди причин такого поворота рассматриваются такие, как крах ад­министративно-командной экономики в СССР и в странах Восточной Европы, финансовый кризис политики государства всеобщего благо­состояния, увеличивающийся с каждым годом дефицит государствен­ного бюджета, а также события, происходящие в последнее время в странах Юго-Восточной Азии, явивших миру примеры "экономичес­кого чуда». Основными причинами эволюции экономической роли государства явились изменения, происходившие прежде всего в материальном про­изводстве, среди которых не только увеличение объемов производства и усложнение экономических связей, но и усиление роли личного фак­тора в развитии современного производства. Эти изменения требовали вмешательства государства в регулирование макроэкономических про­порций и решение социальных задач, его помощи в борьбе с монопо­листическими тенденциями. Те изменения, о которых говорилось выше и которые связаны с переходом в 80—90-е гг. XX в. от политики "социального государства" к политике "эффективного государства", во многом связаны с разруше­нием институтов гражданского общества. И причина этого — процесс глобализации.


5. Глобализация и формирование «баланса интересов».

Процесс глобализации как новая форма или новый этап в развитии современного мирового хозяйства в конце XX в. имеет свои особенно­сти. Во-первых, основа глобализации — интернационализация произ­водства, институциональной формой которого выступают транснацио­нальные корпорации. Хотя выход капитала за национальные рамки начался еще в начале XX в., однако сегодня он значительно усилился. Сегодня международное производство и соответствующая ему международная торговля по своему содержанию преимущественно не меж-, а внутриотраслевая торговля, основанная на внутриотраслевой специализации отдельных стран. Во-вторых, глобализация сопровождается стремительным ростом финансовых рынков (валютных, фондовых, кредитных), которые ока­зывают большое влияние на сферу торговли и производства. Причем если еще недавно финансовые рынки обслуживали реальный сектор эко­номики, то сегодня эта сфера приобрела самостоятельное значение, что привело к резкому возрастанию числа финансовых спекуляций. В-третьих, глобализация сопровождается регионализацией эконо­мической деятельности (например, Западная Европа, США и Латинс­кая Америка и др.). На базе этого возникают широкие замкнутые эко­номические пространства, в рамках которых снимаются какие-либо препятствия для торговли, свободного передвижения капитала и лю­дей. В-четвертых, глобализация не ограничивается только экономичес­кой сферой. Она воздействует на культуру, мораль, жизненные ценно­сти, искусство. В системе глобальной экономики находятся телевиде­ние, видеопроизводство, издательская деятельность. Все перечисленные тенденции оказывают существенное влияние на функционирование институтов гражданского общества, отчасти разру­шая их. Выход капитала за национальные рамки и функционирование его в мировом масштабе, пренебрежения национальными границами ведут к тому, что государство как средство достижения общественного компромисса внутри страны постепенно разрушается. Соответственно меняются и его экономические функции.


6. ГРЭ: сущность и необходимость

ГРЭ – научная дисциплина изучающая формы участия государства в экономической жизни страны с помощью методов и очагов воздействия на социально экономические процессы, обеспечивающих эффективное функционирование рыночных отношений. ГРЭ – системы типовых мер законодательного, исполнительного и конституционного характера, осуществляемых правомочными государственными и общественными структурами с целью стабилизации и приспособления существующей системы к изменяющимся условиям. Необходимость ГРЭ: 1). Необходимость производства общественных благ 2). Существование внешних эффектов (воздействие оказываемое одним субъектом на других) 3). Провалы рынка (явление и процессы которые присущи рыночному механизму и с которым он справится не в состоянии либо принято решение не эффективное). –Создание равных условий для конкуренции предпринимателей, - Рынок не обеспечивает социально справедливого распределения доходов, - Безработица, - Существование сферы фундаментальных (научных исследований), - Рыночное распределение не гарантирует реализацию неотъемлемого права человека на стандарт благосостояния, обеспечивающий достойное существование вне зависимости от форм и результатов экономической деятельности,- Не равный доступ к информации. Инсайдовская информация – информация обладание которой дает ее владельцу односторонние преимущество по сравнению с другими субъектами. – Неравномерность регионального развития, - Инфляция.
7. Экономические функции гос-ва.

1). Обеспечение правовой базы и общественной сферы которая предполагает принятие государственных нормативных актов, которые устанавливают правила, нормы хозяйственного поведения фирм, потребителей, самого государства, взаимоотношения профсоюзов, работодателей, администрации. 2).Защита конкуренции Осуществляется при помощи антимонопольного законодательства. Эти функции связаны с поддержкой и облегчением работы рыночной экономики. 3). Перераспределение доходов и богатства Рыночная система создает значительные неравенства в доходах, которые можно выразить с помощью кривой Лоренца. 4). Корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта. 5). Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. 6). Защита населения от вредных, побочных последствий предпринимательской деятельности, которые влияют на экологию, здоровье людей. Мнение Абалкина: - Защита собственности, - Обеспечение свободы предпринимательства и борьба с монополистами, - Обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной деятельности, - Регулирование денежного обращения и обеспечивание устойчивости национальной валюты, - Регулирование отношений между трудом и капиталом, - Обеспечивание экономической безопасности страны, - Контроль за внешней экономической деятельностью. Экономические функции государства имеют 3 направления: 1). Разработка, принятие и организация выполнения глубоко продуманного хозяйственного законодательства. 2) Обеспечение сохранности рыночного механизма и условий его нормальной работы. 3). Функции государства необходимые для заполнения свободных от рынка хозяйственных зон, решение экономических проблем перед лицом которых рынок обнаруживает свою не эффективность.
8. Методы ГРЭ

Государство осуществляет регулирование социально-экономических отношений, используя систему методов и инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Общепринято деление методов государственного регулирования на: правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области трудовых отношений, профсоюзов и работодателей. Административное регулирование экономики включает в себя меры по лицензированию, квотированию, ценообразованию с помощью системы административных мер осуществляющих государственный контроль над доходами, ценами, кредитными ставками, состоянием окружающей среды. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
9. Эффективность ГРЭ

На масштабы эффективность ГРЭ решающее воздействие оказали задачи, вставшие перед экономикой отдельных стран, материальные возможности государства, отраженные в доле перераспределяемого им ВВП и в абсолютных размерах средств, которые оно может использовать на ГРЭ, накапливаемый опыт и успехи в научных разработках. Эффективность ГРЭ: 1). Эффективность государства как крупного собственника и субъекта рынка. 2).Эффективность деятельности государства как выразители национальных интересов. Цели: 1). Показатели анализов финансового хозяйства деятельности предприятия. 2). Главная цель государства в экономике обеспечение высокого уровня жизни граждан. Соотношение выбранных средств осуществления рыночных преобразований с одной стороны и поставленных целей преобразования с другой. MV=PY (Уравнение Фишера). Развитие производственных сил которое оценивается через рост благосостояния. Повышение эффективности производства через рост производительности труда и ресурса сбережения. Сравнение может происходить: 1). Фактические к прогнозируемым показателям. 2).Фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны. 3). Международные сопоставления. Соотношение фактических и пороговых показателей экономической безопасности РФ.
10. Модели ГРЭ

Модели ГРЭ в условиях рынка имеют высшую и низшую степень огосударствления производства. К высшей степени относится скандинавская модель, а к низшей латино –американская модель. Скандинавская модель на примере Швеции. Доля государственных расходов 2/3 от ВВП, налоговая система одна из самых сложных в мире, налоговая служба высоко эффективна. Большая часть государственных расходов идет на социальную поддержку широких слоев населения, система социально защиты высоко развита, многие монополии пользуются государственной поддержкой, ни одно из предприятий производящие рыночные блага не находятся в государственной собственности. Доля трансфертных платежей и общественных благ в % ВВП одна из самых высоких в мире. Латино – американскую модель рассмотрим на примере Бразилии. Государство играет существенную роль в инвестиционном процессе, государство создает и управляет многими современными производствами, новые рабочие места создаются в основном на государственных предприятиях, и государственные предприятия защищаются от конкуренции тарифными и не тарифными ограничениями. Государство слабо во влечено в традиционные общественные блага (доля трансфертных платежей). Крайнее неравенство в разделении доходов, налоговая служба не эффективна. Гонконг. Принцип не вмешательства государства в работу рынка. Фискальная политика не является активной, система налогообложения предельно проста, система соц. Защиты направлена на поддержку самых малоимущих слоев, пособие по безработицы практически отсутствуют, промышленная политика фактически не проводится, один из главных провалов рынка, рынок жилья.
11. Изъяны государственного регулирования экономики.

Активное государственное вмешательство сопровожда­ется побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны или "провалы" государства. Изъян государства — это его неспо­собность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответ­ствие социально-экономической политики принятым в обществе пред­ставлениям о справедливости. В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и ре­ализации управленческих решений негативно сказываются ограничен­ность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на свои действия, несовершен­ство политического процесса, ограниченность контроля над государ­ственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не таким про­стым, как могло показаться на первый взгляд. Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди множества фак­торов, влияющих на эффективность государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Ста­бильно чередуются определенные формы экономической политики, обус­ловленные движением рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания объема производства и занятости, связанные с изменением экономической по­литики для победы на выборах, назвали политико-экономическим цик­лом (или политическим циклом деловой активности).В результате негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов госу­дарства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существу­ют изъяны рынка. Система — цели, методы, инструменты, мультипликаторы — лежит в основе государственного регулирования. Это теоретическая платфор­ма, концепция формирования экономической политики. Она помога­ет, насколько возможно, избежать как изъянов рынка, так и изъянов государства.
12. Содержание общественного блага

Общественные блага – это блага удовлетворяющие потребности общества в целом или значительной его части. Свойство : 1). Не конкурентность. Неконкуренстность означает что общественное благо не делимо, не избирательно и потребляется совместно. Потребление общественного блага одним субъектом не уменьшает объем потребления другого. Общественное благо доступно для использования всеми членами общества в неизменном количестве и качестве. 2). Не исключаемость. Неисключаемость означает что потребление блага одним человеком не исключает из процессов потребления других. Аспекты неисключаемочти: 1). Техническая невозможность. 2). Экономическая нецелесообразность. Общественное благо совершенно неделимо. Необходимы большие средства для осуществления контроля за допуском людей к общественному благу. ЧОБ – чистое общественное благо, ЧЧБ – чистое частное благо, ЧОБ – абсолютная неисключаемость и абсолютная неконкурентность. ЧЧБ – абсолютная исключаемость и конкурентность.
13. Классификация общественных благ.

Существует множество классификаций благ. Прежде всего, мы разделяем блага на долговременные и недолговременные. Последние могут удовлетворить данную потребность лишь один раз, т. е. они полностью потребляются в одном акте использования. Долговременные блага могут использоваться для удовлетворения одной и той же потребности несколько раз, они потребляются постепенно.
     По другой классификации блага делятся на взаимозаменяемые (субституты или заменители, или конкурирующие в употреблении) и взаимодополняемые (комплементарные).
     Первые могут заменить друг друга в употреблении, вторые в состоянии удовлетворить некоторые потребности лишь в случае, если они используются вместе. Всякое экономическое благо находится в определенных отношениях заменяемости или дополняемости со многими другими благами.
     Далее, блага разделяются на настоящие и будущие. Первые находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта. Вторыми он сможет располагать лишь в будущем. Индивид предпочитает настоящие блага будущим. Из этого предпочтения во времени исходят различные теории дохода.
     Наконец, блага делятся на прямые и косвенные. Первые (потребительские блага) непосредственно удовлетворяют некоторую потребность, их не нужно преобразовывать. Косвенные блага (или производительные) удовлетворяют какую-либо потребность лишь как средство (строения, производственные сооружения, оборудование и т. д.). Разграничение этих благ достаточно условно.
     Все блага одновременно попадают в различные классификации.
14. Общественное благо и проблема «безбилетника».

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать безбилетниками: людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод. Но если ни у кого нет стимула оплачивать издержки, ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством. Понятие «безбилетника» описывает одну из самых трудноразрешимых проблем в исследовании социальной организации. Она приводит в отчаяние тех, кто не понимает, почему существует эта проблема, и кто поэтому продолжает настаивать на том, что она должна быть разрешена. Интернализация - это ситуация когда эффект внешнего воздействия экономического блага может быть взят под контроль участником сделки связанными с этими благами. Интернализация – исключение «зайцев» из сферы потребления блага. Методы интернализации разнообразны. Они зависят: 1). От объема и интенсивности внешнего воздействия. 2). От положительно или отрицательного характера внешнего эффекта. 3). От степени делимости общественного блага. 4). От степени исключаемочти и свободы выбора в использовании. 5). От возможности количественного измерения внешнего эффекта. Модель Линдаля показывает истинное предпочтение. Отсутствуют предпосылки принятию решения даже при соблюдении условия о равной силе субъектов в процессе переговоров. Кларк: В модели кларка 3 субъекта, выбор между двумя решениями, затраты на строительство одинаковы. Налог Кларка для конкретного субъекта равен изменению благосостояния остальных субъектов, которое произошло бы если бы данный субъект не голосовал. Налог Кларка называют налог на честность.1). Субъекты в процессе голосования могут формировать коалиции и это сделает невозможным влияние истинных предпочтений. 2). При большом числе голосующих часть субъектов может решить что их выгоды от участия в голосовании меньше затрат на участие и не будут голосовать. 3). Отсутствуют гарантии что субъекты имеют возможность заплатить налог Кларка. 4). При использовании налога Кларка возникает бюджетный профецит и данные деньги нельзя вернуть субъектам, поскольку это может изменить их поведение.
15. Содержание государственной экономической политики в переходный период.

Особенности исторического развития страны. Схожие проблемы, ставшие перед социалистическими странами к началу реформ: 1). Низкая эффективность производства 2). Диспропорции и перекосы в структуре экономики в сторону производства средств производства. 3). Дефицит товаров. 4). Скрытая инфляция. 5). Значительная внешняя задолженность. Различие экономических реформ в бывших социалистических странах проявлялась: 1). Степень радикальности. 2). Сроки. 3). Последовательность проведения. 4). Способы решения текущих задач. Общее решение трех взаимосвязанных задач: 1). Системные применения в экономике . 2). Сокращение и принципиальное изменение функции государства в экономике. 3). Макроэкономическая стабилизация. Первый аспект – институциональные преобразования создание рыночных институтов. Второй аспект – структурная перестройка. Создание необходимых для нормального функционирования рыночной экономии государственных институтов (налоговые, судебные, правоохранительные). Создание адекватного законодательства, формирование рыночной инфраструктуры. Специфика политического, социального и экономического положения. 1). Процесс адаптации структуры национальной экономики изменяющимся потребностям отечественной и мировой экономики. 2). Сокращение государственной регламентации экономической жизни. Устранение административных барьеров в экономической жизни. 3). Демонтаж механизмов связанный с распределением ресурсов, жестким регулированием цен. Макроэкономические инфляции которые в первоначальный период реформ приходит на смену подавленной инфляции. Проведение ограниченной фискальной и монетарной политики. Регулирование обменного курса национальной валюты и при необходимости з/п. 2 и 3 задача могут проводиться одновременно в достаточно короткие сроки. 1 задача должна решаться в долгосрочном периоде.
16. Сущность революционной государственной экономической политики в переходный период.


17. Эволюционная экономическая политика

Возможны негативные последствия в проведении эволюционной политики: 1). Разрушительное воздействие инфляции. 2). Спад производства глубина которого определяется сложившейся структуры экономики к началу реформ. 3). Характер проводимых реформ. Высокая инфляция резко понижает выгодность инвестиций. 4). Резкое падение уровня жизни значительной части населения. 5). Рост безработицы. 6). Преобразования проводятся в экстремальном порядке в определенных отраслях и территориях, в дальнейшем они распространяются постепенно на оставшиеся отрасли на территории. 78-91г. – первый этап реформ в Китае ( соединение плана с рынком). С 92г. – по наши дни ( создание социалистической рыночной экономики. На первом этапе: проведение аграрной реформы) создание свободных экономических зон на ограниченных территориях. Начало постепенной реформы управления государственного предприятия. На втором этапе: политическая приватизация, постепенная реформа различных цен и цен на сырье, полуфабрикаты, расширение территорий с особыми льготными рисками для иностранных инвестиций, постепенное банкротство не эффективных предприятий. Различие РФ и Китая к началу реформ: 1). Китай проблема финансовой стабильности не является острой. 2). В Китае на гос. Предприятиях было на 4,5 меньше работающих чем в России. 3). Размер военно-промышленного комплекса в Китае меньше чем в РФ. 4). Низкая региональная специализация. 5). Меньшая зависимость китайской экономики от распоряжения центра. 6). Существование развитой диаспоры.
18. Планирование в системе ГРЭ

Сущность процессов планирования: 1). Люди сознательно определяют цели своих действий и совозмеряют свои действия с ресурсами, учитывая при этом прямое и косвенное воздействие внешней по отношению к ним среды. 2). Неспособность свободного рынка обеспечить устойчивость национальной экономики на макро уровне. 3). Систематический рост в общем объеме потребления доли, потребления общественного блага. 4). Рост масштабов воздействия человеческой деятельности на среду обитания. 5). Появление более сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов, в результате расширения интеграционных процессов. 6). Обострение глобальных проблем современности обуславливает усиливающиеся интересы общества вопросом долгосрочного развития. 7). Возникновений чрезвычайных ситуаций которые стимулируют деятельность в области планирования. Планирование – специфическая форма ГРЭ которая состоит из подготовки различных вариантов управленческих решений в виде прогнозов, проектов программ и планов, обоснования их оптимальности, обеспечение возможности выполнения и проверки их выполнения. Формы планирования: 1). Отраслевой. 2). Региональный. 3). Социальный. 4). Научно-технический. 5). Экологический. 6). Финансовый. Урони планирования: 1). Межгосударственный. 2). Общегосударственный. 3). Региональный. 4). Местный. Горизонт планирования: 1). Долгосрочное. 2). Среднесрочное. 3). Текущее. Круг региональных проблем: 1). Стратегическое. 2). Тактическое. Значения: 1). Получить представление о состоянии экономики и уровне решения социальной экономики проблем на конкретный момент времени. 2). Позволяет проецировать на будущее современные тенденции в социально экономическом развитии. 3). Наметить цели к достижению которых должны стремиться субъекты управления соответствующих уровней. 4). Позволяет урезать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, необходимых для их достижения. 5). Планирование позволяет развивать федеральные, региональные, местные программы. 6). Дает возможность деловым кругам страны получить представление о внешней и внутренней конъюктуре и реализуя свой интерес, подключиться по выполнению федеральных, региональных и местных программ.
19.Научные основы прогнозирования. Прогнозы и циклы.

Научные основы социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего разработанная выдающимся Российским экономистом Н.Д.Кондратьев (1892 г – 1938г) и развитое российскими и зарубежными учеными применительно к современным условиям. Предвидение будущего развития согласно ему базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики социально-экномической генетики.

Суть прогнозирования – не в определении характеера будущих событий и сроков их наступления, а выявлении тенденции развития, возможных их сценариев, факторов и последствий.это позволяет установить возможности и условия реализации близкого к оптимальному сценарию и концентрации на нем стратегического управления.

Различают следущие види прогнозирования: а) генетическое(опирается на познание закономерностей и тенденций, развитие системы в прошлом и возможных путей ее динамики в будущем. Б) телеологическое. В) нормативное(исследует возможные пути достижения априори поставленной цели. Г) комбинированное(сочитает изучение закономерностей и тенденции движения с выбором оптимальной траэктории движения, оптимальных путей ее реализации).

Любая социально-экономическая (как и естественная)система развивается система равивается циклично, последовательно проходя через фазы зарождения, становления, распространения(дифузии), стабильного развития(зрелости) кризиса и реликтового состояния.

Цикличность динамики непреодолима. Поэтому бесполезны антициклические программы, призывы к безкризисному развитию.

Система прогнозов социально-экономического развития определяется по нескольким взаимосвяязанны критериям , которые используются на практике.

По горизонтам предвидения различают прогнозы краткосрочные(от нескольких дней или недель до года), среднесрочные(3-5), долгосрочные(10-20 лет), сверхдолгосрочные(30-50 и более лет).

Краткосрочные прогнозы наиболее детализированы, долгосрочный и сверхдолгосрочные наиболее укрупненные и вариантными(с альтернативным сценарием.)

по уровням управления можно выделить прогнозы предприятий и объединений регионов и отраслей национальной(в масштабах отдельных стран), международные, например СНГ или ЕС, и глобальные.

По объектам прогнозирования выделяются прогнозы: сводные по системе; демографические (темпы прироста и изменения состава населения),Социальные(культура образование здравоохранение соц обеспечение уровень и качество жизни). Научно техническая(динамика науки, инноваци, тех. Систем, технологий), эконмический( динамика производства структуры экономики и т.д.), экологические(прогноз природно-климатических процессов, эколог кризисов).
20. Государственное прогнозирование

В условиях рынка роль прогнозирования возрастает: 1). Рыночная экономика отличается постоянными колебаниями коньюктурами. 2). В рыночной экономике прогнозирование выступает как исходный пункт при обосновании проектов, долгосрочных программ и планов. Это связано с тем что многие процессы охватываемые программами и планами, и выступающие в качестве важнейших факторов развития имеют черезвычайно высокую степень неоднородности. Прогнозирование это важнейшая процедура развития планирования национальной экономики в целом, и ее отдельных звеньях и структурных элементов, которая состоит в научном предвиденье состояния объектов прогнозирования в определенный момент будущего. Функции: 1). Предсказательная функция. Состоит в описании возможных и желательных перспектив, и состоянии объекта прогнозирования в будущем. 2).Предписательная – состоит из подготовки проектов решения различных проблем планирования, использование информации о будущем, целенаправленной деятельности различных субъектов в управлении. Классификация: 1). Масштаб прогнозирования. Выделяют макроэкономические прогнозы, прогноз развития отдельных комплексов национальной экономики, отраслевой и региональной. 2). Время и характер решают проблемы. Стратегические и тактические прогнозы, оперативные, краткосрочные (1 год), среднесрочные ( до 5 лет), долгосрочные (20-25 лет). 3).В зависимости от характера исследуемых объектов. Развитие экономических и социальных отношений, прогноз динамики развития национальной экономики, прогноз воспроизводства населения, состояния рынка труда. 4). Прогноз состояния окружающей среды, уровень жизни населения, состояние внешнеэкономических связей. 5). Функциональный признак. Поисковый прогноз, нормативный. Поисковый прогноз основан на условном продолжении будущего тенденции развития объектов прогнозирования в прошлом и настоящем. Поисковый отталкивается от условий которые способны изменить данные. Нормативный который в отличие от поискового прогноза показывает возможные пути и сроки достижения заданного, желаемого конечного состояния прогнозируемого объекта (т. е. цели).
  1   2   3   4


1. Меркантилизм и классическая политэкономия о государственном регулировании экономики
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации