Бурдикова Н.В. Арбитражный процесс - файл n1.doc

приобрести
Бурдикова Н.В. Арбитражный процесс
скачать (687.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc688kb.18.09.2012 09:29скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5
БУРДИКОВА Н.В.

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

2010






ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ.

Специфика деятельности арбитражных судов определяется историческими ус­ловиями и национальными традициями в становлении пра­вовых систем различных государств .

Особые торговые суды были еще в Древнем Риме.

Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном виде возникли в Италии как узко-специальные морские торговые суды. Жизнь итальянских купцов была немыслима вне корпораций. Из сво­ей среды они избирали судей-консулов. Отсюда суды получи­ли название Консульских.

Специализированные торговые суды по мере необходи­мости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, России, США, Швеции и других странах.

Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в Париже.

В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всево­лода Мстиславовича, данной в 1135 году церкви Святого Иоан­на Предтечи на Опоках: «...управляти всякие дела Иванская и торговая и гостинная и суд торговый».

Торговый суд учреждался в составе тысяцкого и пяти выборных старост. Однако торго­вый суд в этом документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на применение к Иванскому купе­честву обычного общеизвестного установления.

Первая попытка создать постоянный, специальный для купечества суд принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667 г.), который постановил «выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным при­казам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать».

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Пе­тер Великом (1721г.). Он создал Главный магистрат, который судил торговые дела. В период царствования Императора Пет­ра Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришед­ший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золо­той Палате.

В начале деятельности торговые суды России никакой постоянной формы судопроизводства не имели. Затем парти­кулярными письмами была введена форма отчасти словесно­го судопроизводства.

Подчиненность торговых судов была различной и измен­чивой — таможням, магистратам, ратушам, надворьям, коммерц-коллегиям, департаменту внешней торговли и др.

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены ком­мерческие суды, просуществовавшие до 1917 года, и особые для них правила судопроизводства.

Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи про­шения председателю суда, который направлял его в соответ­ствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формаль­ным требованиям закона, то заводилось дело.

Процесс считался начавшимся с момента вручения сто­ронам повесток. До начала разбирательства по существу про­водилась словесная «расправа»: явившись в суд, ответчик мог заявить все отводы. Если отводы не были заявлены или не были уважены, то он обязан был дать ответ по существу исковых требований.

Состязание сторон велось в письменной форме. «В про­токол выслушанных сторон означается: 1) существо дела так, как оно по взаимному объяснению сторон представляется, 2) главнейшие обстоятельства, в определении коих стороны не согласились, 3) означение тех обстоятельств, которые дол­жны быть приведены в ясность посредством доказательств» (ст. 1374 Устава). Протокол составлялся протоколистом под контролем секретаря .

Средствами доказывания в коммерческом суде служили собственное признание, письменные акты и документы, сви­детели, присяга. Решение дела присягой могло иметь место только при наличии доброй воли и согласия обеих сторон.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года в статье 15 содержал запрет на судебные иски между различны­ми казенными учреждениями. Тем самым было проведено раз­граничение в компетенции органов хозяйственного уп­равления и органов правосудия.

В соответствии с Положением о порядке разрешения иму­щественных споров между государственными учреждениями и организациями, утвержденным постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года, были образованы Высшая арбит­ражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО), арбит­ражные комиссии при областных экономических Советах, а впоследствии — при губернских экономических совещаниях.

Постановлением от 3 апреля 1922 года Президиум Выс­шего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) образовал арбит­ражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при местных органах промбюро и губсовнархозах, которые яви­лись предшественниками органов ведомственного арбитра­жа. Законодательное оформление этих органов и утвержде­ние Положения об арбитражной комиссии ВСНХ СССР состо­ялось в 1926 году.

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам, предусмотренным ГПК союзных республик, с некоторыми изъятиями.

Дела рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом, второй—хозяйственником. Эта орга­низационная процедура и явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов право­судия, и как органов хозяйственного управления.

В период нэпа, в условиях неразвитости договорных отношений, слабой договорной дисциплины повсеместно приводили к ши­рокому применению отсрочки или рассрочки платежа по при­нятому решению, к замене исполнения одного обязательства другим, к полному или частичному освобождению должника от обязательств по договору. Все эти обстоятельства вовсе не способствовали укреплению плановой и договорной дисцип­лины в экономике государства.

В 1934 году Госарбитраж при СНК СССР по поручению Пра­вительства СССР утвердил Правила рассмотрения и разрешения имущественных споров органами Госарбитража. Достоинство этих Правил состояло в том, что они содержали процессуаль­ные нормы, определяющие порядок возбуждения дела, подготов­ки исковых материалов к слушанию и разрешению спора по су­ществу. Их принято называть первыми Правилами, с которых начинается история современного арбитражного процесса .

Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963,1976 годах и после их утверждения по­становлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года стали едиными для ведомственных и государственных арбит­ражей. Прежнее отсутствие единых правил рассмотрения спо­ров в ведомственном арбитраже не было оправдано специфи­ческими условиями тех или иных отраслей народного хозяй­ства. Правила обогатились новыми процессуальными инсти­тутами, такими, как оставление иска без рассмотрения, упро­щенный порядок разбирательства по ряду категорий дел, кол­легиальное рассмотрение споров и др.

В 1992 году был принят первый в истории России Арбит­ражный процессуальный кодекс. Вместо системы государ­ственного и ведомственного арбитража была создана систе­ма арбитражных судов РФ.

Ряд норм из Правил 1976 года перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992 года, который, в частности, не предусматривал ведение протокола судебного заседания, по­зволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон (согласно пункту 92 Правил рассмотрения хозяй­ственных споров протоколы судебного заседания не ведутся ни в полном, ни в кратком виде; согласно пункту 87 этих Пра­вил в случаях, когда материалы дела позволяют рассмотреть спор по существу либо неявка представителей сторон не пре­пятствует разрешению спора, спор рассматривается без их участия).

В 1995 году был принят новый АПК РФ, имевший целью завершение превращения бывших государственных арбитра­жей в полноценные органы правосудия — арбитражные суды. Были усовершенствованы некоторые процедурные вопросы, что должно было способствовать расширению и углублению хозяйственных реформ, обеспечивать экономический оборот, свободную конкуренцию, защиту любых форм собственнос­ти. Практика применения АПК РФ 1995 со временем выявила пробелы в законодательстве и проблемы в практике его при­менения, в связи с чем возникла необходимость в принятии нового АПК РФ.

В АПК РФ, принятом в 2002 году, были учтены многие ра­нее недостаточно подробно или совсем неурегулированные вопросы, в частности, детально определена компетенция ар­битражных судов, введена упрощенная процедура рассмотре­ния споров в суде первой инстанции, изменены сроки и час­тично порядок пересмотра судебных актов.

Особенно сильно эти изменения коснулись надзорной инстанции. Вышеуказан­ные и многие другие новеллы в АПК РФ 2002 года позволяют надеяться, что арбитражное процессуальное законодательство на данном этапе развития экономики страны отвечает потреб­ностям гражданского оборота и будет стабильным на протя­жении длительного времени.

ЛЕКЦИЯ 2. ПОНЯТИЕ АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССА И АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА.

2.1.Понятие арбитражного процесса, арбитражная процессуальная форма.

Арбитражный процесс есть установленная нормами ар­битражного процессуального права форма деятельности ар­битражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимате­лей, а в некоторых случаях — и иных лиц.

О месте и роли арбитражного процессуального права в системе права, а также о необходимости существования ар­битражной процессуальной формы в науке высказывались различные точки зрения.

Нормы арбитражного процессуального права определяют специфику возбуждения, рассмотрения и разрешения отдельных категорий дел в арбитражном суде .

В 1992—95 годах было произведено разграничение под­ведомственности дел между судами общей юрисдикции и ар­битражными судами. Но в силу некоторых объективных и субъективных причин четкого разграничения по некоторым делам провести так и не удалось. Получилось так, что иски, связанные с деятельностью хозяйственных обществ, могли предъявляться и в арбитражные суды, если иск подается пред­принимателем или юридическим лицом, и в суды общей юрис­дикции гражданином — не предпринимателем.

Одни и те же дела по одним и тем же акционерным обще­ствам, по одним и тем же основаниям оказались разделенны­ми между судами общей юрисдикции и арбитражными суда­ми. Понятно, что это ненормальное явление в системе право­судия приводило к противоречиям. Подчас появлялись прямо противоположные акты.

Вторая категория дел — это споры с участием иностран­цев (иностранных предпринимателей и иностранных ком­паний) .

АПК 2002 г. урегулировал эти вопросы и теперь не может быть речи о совместной компетенции судов общей юрисдик­ции и арбитражных судов по данным категориям дел. Компе­тенция четко разграничена, что положительно повлияет на эффективность судебной защиты прав субъектов экономичес­кой деятельности.

Предметом арбитражного прогресса как формы деятель­ности суда являются экономические споры или иные дела, от­несенные к компетенции арбитражных судов АПК РФ и други­ми федеральными законами. Конечная цель процесса — вос­становление нарушенного права. Установленный нормами ар­битражного процессуального права порядок возбуждения про­цесса, подготовки дела к разбирательству, рассмотрения и раз­решения дела, обжалования и пересмотра актов суда, а также исполнения решений арбитражного суда называется процес­суальной формой. В арбитражном процессе суд, стороны, дру­гие участники могут совершать те действия, которые предус­мотрены арбитражными процессуальными нормами.

2.2.Основные черты арбитражной процессуальной формы.

1) арбитражный суд и участники арбитражного процесса связа­ны в своей деятельности нормами арбитражного процессуаль­ного права;

2) участники процесса совершают лишь те процес­суальные действия, которые заранее запрограммированы арбит­ражными процессуальными нормами;

3) порядок обращения с исковым заявлением в суд, принятия и подготовки дела кразби-рательству, порядокразрешения спора, структура решения и рег­ламент его пересмотра, а также исполнения предопределены за­коном;

4) отношения между арбитражным судом и участниками процесса не могут носить характер фактических отношений, они имеют характер только правоотношений;

5) арбитражная процессуальная форма предоставляет сторонам равные возмож­ности защищать право (состязаться), право участвовать в про­цессе, пользоваться правовой помощью, обжаловать решения, участвовать в исполнительном производстве,

Значение арбитражной процессуальной формы состоит в том, что она при ее строгом соблюдении гарантирует пред­приятиям, организациям, гражданам-предпринимателям за­щиту их экономических прав, восстановление нарушенного права.

2.3. Задачи судопроизводства в арбитражных судах

Задачами судопроизводства в арбитражных судах яв­ляются:

  1. защита нарушенных или оспариваемых прав и закон­
    ных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую
    и иную экономическую деятельность, а также прав и закон­
    ных интересов Российской Федерации, субъектов Российской
    Федерации, муниципальных образований в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, органов го­сударственной власти Российской Федерации, органов госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
    лиц в указанной сфере;

  2. обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

  3. справедливое публичное судебное разбирательство в
    установленный законом срок независимым и беспристрастным Судом;

  4. укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической
    деятельности;

  5. формирование уважительного отношения к закону
    и суду;

  6. содействие становлению и развитию партнерских де­
    ловых отношений, формированию обычаев и этики делового
    оборота.

2.4.Источники арбитражного процессуального права

Источники арбитражного процессуального права — это правовые акты, содержащие нормы данной отрасли права. Ис­точники арбитражного процессуального права разнообразны и делятся на два основных вида: законы и подзаконные норма­тивные акты. Следует иметь в виду, что согласно ст. 3 АПК поря­док судопроизводства в арбитражных судах в Российской Феде­рации определяется Конституцией РФ, Федеральными консти­туционным законом об арбитражных судах, АПК и принимае­мыми в соответствии с ними другими федеральными закона­ми. К числу источников арбитражного процессуального права отнесены международные договоры Российской Федерации.

1. Конституция РФ (гл. 7), где закрепляются основные положения о судебной власти, принципах ее функциониро­вания. Конституция РФ теперь подлежит непосредственному применению в судебной практике.

В Конституции РФ закреплены и многие другие нормы, имеющие непосредственное отношение к арбитражному про­цессу.

  1. Федеральные конституционные и федеральные
    законы, непосредственно посвященные вопросам арбитраж­ного судоустройства и судопроизводства. Из числа федеральных конституционных законов следует выделить Законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый устанавливает основы судебной системы России, второй определяет си­стему арбитражных судов. Из числа федеральных законов ос­новным является Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.02, который регламентирует порядок арбитражного судопроизводства, а также ФЗ «О несостоятельности (банк­ротстве)», устанавливающий правила рассмотрения дел дан­ной категории. К этой же группе относится ФЗ «Об арбитражных заседателях».

  2. Иные федеральные законы и законы РФ, которые
    в той либо иной степени содержат нормы арбитражно­
    го процессуального права: «О статусе судей в Российской
    Федерации», «О государственной пошлине», «О прокуратуре
    Российской Федерации», «Об акционерных обществах»,
    «О рынке ценных бумаг», ГК и иные федеральные законы в части, содержащей процессуальные нормы.

Подзаконные акты как источники арбитражно­го процессуального права:

1. Указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ.

2. Акты федеральных органов исполнительной вла­сти, например, Инструкция Государственной налоговой служ­бы РФ от 15 мая 1996 г. № 42 «По применению Закона Россий­ской Федерации «О государственной пошлине».

Постановления Конституционного СудаРФ, судеб­ная практика и разъяснения, акты Высшего Арбит­ражного СудаРФ.

Источником права в современных условиях становятся судебные прецеденты, выраженные в форме постановлений Конституционного Суда РФ, Президиума Высшего Арбитраж­ного Суда РФ, пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ. Су­дебная практика в современных условиях выступает не толь­ко в качестве предварительной ступени к последующему нор­мативному регулированию, но и сама становится непосред­ственным источником такого регулирования.

Международные соглашения и договоры по вопро­сам арбитражного процесса.

Систему арбитражных судов в Российской Федера­ции составляют:


2.5. Стадии арбитражного процесса

Стадией арбитражного процесса называется совокуп­ность процессуальных действий, направленных к одной близ­лежащей цели. Близлежащая цель действия арбитражного суда (судьи) может состоять в решении вопросов, связанных с при­нятием искового заявления от организации (с возбуждением процесса), подготовкой дела к судебному разбирательству, проведением судебного разбирательства и т. д.

  1. Первая (начальная) стадия арбитражного процесса - возбуждение производства по делу.

  2. После возбуждения дела в арбитражном суде следует стадия подготовки материалов к рассмотрению в заседании.

Цель этой стадии состоит в том, чтобы обеспечить правиль­ное и своевременное разрешение дела судом.

3. Основная стадия арбитражного процесса — судебное
разбирательство. Основной она считается потому, что в ней
рассматриваются и разрешаются споры по существу, дается
окончательный ответ на заявленные требования. Формой раз­бирательства дела является заседание арбитражного суда.

4. Апелляционное производство. Лица, участвующие в
деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ,
вправе обжаловать в порядке апелляционного производства
решение арбитражного суда первой инстанции, не вступив­шее в законную силу.

5. Кассационное производство. Лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе обжаловать в порядке кассационного производ­ства решение арбитражного суда первой инстанции, всту­пившее в законную силу, за исключением решений Высше­го Арбитражного Суда Российской Федерации, и (или) по­становление арбитражного суда апелляционной инстанции полностью или в части.

  1. Пересмотр судебных актов в порядке надзора. Лица, участвующие в деле, и иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ, вправе оспорить в порядке надзора судебный акт, если полагают, что этим актом существенно нарушены их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправиль­ного применения арбитражным судом, принявшим оспаривае­мый судебный акт, норм материального права или норм процессуального права.

Пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. Вступившие в законную силу решение, опре­деление, принятые арбитражным судом первой инстанции, пересматриваются по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим эти решение, определение.

8. Арбитражный процесс по делу должен заканчиваться исполнением вступившего в законную силу решения арбит­ражного суда. Решение арбитражного суда подлежит обяза­тельному исполнению всеми организациями, учреждениями, должностными лицами, гражданами-предпринимателями на всей территории Российской Федерации.

Лекция 3. Принципы арбитражного процессуального права

Принципы как основные нормативные положения опре­деляют собой структуру и существенные черты процессуаль­ного права, общие положения, обусловливающие содержание процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы достижения этой цели, предопределяют характер и содержание деятель­ности субъектов процессуального права , общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли права.

Классификация принципов арбитражного процессуаль­ного права возможна по различным основаниям.

Возможна классификация принт типов по объекту регули­рования. В этом случае выделяют две группы принципов—прин­ципы организации правосудия (судоустройственные) и прин­ципы, определяющие процессуальную деятельность суда и учас­тников процесса (судопроизводственные или функциональные).

1. К числу судоустройственных принципов арбитражного процессуального права относятся:

Принцип осуществления правосудия только судом сфор­мулирован в ст. 118 Конституции РФ.

Применительно к арбитражному процессуальному пра­ву данный принцип закрепляет, что по делам в сфере предпри­нимательской и иной экономической деятельности, отнесен­ным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие (ст. 1АПК).

Принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Данная правовая норма адресована не только судьям, но и любым государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, организациям, должност­ным лицам и гражданам. Всем им закон запрещает какое-либо воздействие на судей и вмешательство в их еятельность. Нарушение закона влечет за собой установленную ответственность.

Реализация этого принципа обеспечивается различны­ми гарантиями.

Гарантии независимости судей, включая судей арбитраж­ных судов, традиционно подразделяются на политические, экономические и правовые. К политическим относится зак­репление в Конституции РФ принципа разделения властей и независимости судебной власти от власти исполнительной и законодательной. Кроме того, судья не вправе быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, осу­ществлять предпринимательскую деятельность, а также совме­щать работу в должности судьи с другой оплачиваемой рабо­той, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, а также ряд других гарантий.

К экономическим гарантиям относится предоставление судье за счет государства материального и социального обес­печения, соответствующего его высокому статусу.

К юридическим гарантиям независимости судей арбит­ражных судов относится целый ряд нормативных предписа­ний. Законом установлен особый порядок наделения судей полномочиями (назначаемость судей).

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обяза­ны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявле­ние. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внут-реннихдел по его заявлению в порядке, предусмотренном Фе­деральным законом «Об оружии».

Принцип гласности судебного разбирательства пред­ставляет собой такое правило, согласно которому разбира­тельство в арбитражных судах является открытым, обеспечи­вающим присутствие на слушаниях дела любому лицу.

Принцип сочетания коллегиального и единоличного рассмотрения дел в арбитражных судах представляет собой такое правило, в соответствии с которым в зависимости от категории дела и ряда других критериев разбирательство дела в арбитражном судопроизводстве производится судьей арбит­ражного суда единолично либо арбитражным судом в колле­гиальном составе (ст. 17 АПК).

Принцип государственного языка судопроизводства представляет собой такое правило, согласно которому судо­производство в арбитражном суде ведется на государственном — русском языке, а лицам, не владеющим языком, обеспечива­ется возможность перевода с целью понимания ими соверша­емых процессуальных действий. Согласно ст. 12 АПК участву­ющим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика и право вы­ступать в арбитражном суде на родном языке.

Принцип равенства участников арбитражного процес­са перед законом и судом представляет собой такое правило, согласно которому правосудие осуществляется на началах ра­венства организаций и граждан независимо от каких-либо признаков и критериев. Данный принцип сформулирован в ст. 19 Конституции РФ, ст. 7 ФКЗ «О судебной системе Россий­ской Федерации» и ст. 7 АПК.
2.Принципы судопроизводства.

Принцип диспозитивности.Основным движущим началом арбитражного судопроиз­водства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соот­ветствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, пере­ходят из одной стадии процесса в другую и прекращаются под влиянием, главным образом, участвующих в деле лиц.

Принцип диспозитивности арбитражного процессуаль­ного права является отражением и развитием принципа дис­позитивности в гражданском материальном праве, где граж­дане и юридические лица по своему усмотрению распоряжа­ются принадлежащими им гражданскими правами, в том чис­ле правом на их защиту.

Принцип состязательности в настоящее время представ­ляет собой конституционный принцип арбитражного процес­суального права, зафиксированный в ст. 14, 30, 50, 123 Кон­ституции РФ и в ст. 9 АПК, где сказано: «Судопроизводство варбитражном суде осуществляется на основе состязательнос­ти». Данный принцип основан на противоположности мате­риально-правовых интересов сторон.

В условиях состязательного процесса арбитражному суду отводится важная роль: сохраняя независимость, объек­тивность и беспристрастность, суд должен осуществлять руко­водство процессом, в том числе разъяснять лицам, участвую­щим в деле, их права и обязанности, предупреждать о последствиях совершения и не совершения процессуальных действий, оказывать содействие в реализации их прав, создавать условия для всестороннего и полного исследования доказательств, ус­тановления фактических обстоятельств и правильного приме­нения законов и иных нормативных правовых актов при рас­смотрении дела. Суд призван управлять процессом, руководить движением дела на всех его стадиях.

Принцип судейского руководства представляет собой такое правило, в соответствии с которым арбитражный суд обеспечивает руководство ходом судебного заседания, соблюдение порядка, содействует сторонам в осу­ществлении их прав и исполнении обязанностей.

В соответствии с принципом судейского руководства арбитражный суд осуществляет руководство ходом и поряд­ком судебного разбирательства при совершении конкретных процессуальных действий.

Принцип процессуального равноправия сторон. Согласно принципу процессуального равноправия сто­рон закон предоставляет истцу и ответчику равные процессу­альные возможности по защите своих прав и охраняемых за­коном интересов. Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных АПК

Принцип сочетания устности и письменности судебно­го разбирательства. Данный принцип представляет собой такое правило, в соответствии с которым арбитражный суд исследует доказа­тельства и фиксирует полученную устным путем информа­цию в письменной форме .

Принцип непрерывности судебного разбирательства в арбитражном процессуальном праве представляет собой та­кое правило, согласно которому разбирательство дела осуще­ствляется при неизменном составе суда. В случае замены од­ного из судей в процессе разбирательства дела оно должно быть произведено с самого начала.

Принцип непосредственности судебного разбиратель­ства. Согласно этому принципу судебный акт может быть обо­снован только теми доказательствами, которые исследованы в судебном заседании в ходе разбирательства дела. Личное восприятие доказательств и всего происходящего в зале су­дебного заседания положительно влияет на формирование внутреннего убеждения судей и способствует получению дос­товерных выводов о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора.

Лекция 4. Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

  1. Досудебное урегулирование споров.

Досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным для всех категорий споров. Статья 4 АПК РФ пре­дусматривает: если федеральным законом установлен для оп­ределенных категорий споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка. Если факт несоблю­дения претензионного порядка будет установлен в процессе рассмотрения дела в суде, то исковое заявление будет оставле­но без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).

Досудебный порядок урегулирования споров предусмот­рен, в частности:

Доарбитражное урегулирование споров представляет со­бой систему мер, направленных на непосредственное разре­шение возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд. Такое урегулирование включает в себя предъявление пре­тензии и иных требований контрагенту, а также — рассмотре­ние и добровольное удовлетворение требований стороны, предъявившей претензию, — в случае ее законности и обосно­ванности.

Порядок предъявления и рассмотрения претензии в таких случаях должен быть предусмотрен законом или договором.

2. Понятие подведомственности и ее виды.

Подведомственность означает разграничение компетенции между различными органами .

Компетенция — совокупность установленных норматив­ными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) организаций, органов, должностных лиц .

Можно выделить:

специальную подведомственность, которую в зависимости от ко­личества юрисдикционных органов, управомоченных на раз­решение дел, подразделяют на: единичную (исключительную), которая предусматривает возможность рассмотрения опреде­ленных категорий дел какими-либо одними указанными в за­коне органами (только судебными, административными, об­щественными или др.), исключая возможность обращения за разрешением дела в какой-то другой орган, и множествен­ную, которая допускает возможность рассмотрения определен­ных категорий дел несколькими различными видами органов.

Множественную подведомственность в зависимости от установленного законодателем способа выбора органа, кото­рый должен рассмотреть конкретное дело, подразделяют на:

Альтернативную, которая допускает разрешение дела
одним из нескольких юрисдикционных органов по выбору за­интересованного лица по принципу «либо-либо» (когда закон управомочил несколько органов разрешить те или иные дела и выбор между ними производится по усмотрению только од­ной стороны, независимо от мнения другой, но выбрав соответствующий юрисдикционный орган, заинтересованное
лицо лишается права на обращение в другой юрисдикцион­ный орган);

договорную, в соответствии с которой дела, помимо ука­занного в законе органа, управомоченного на их разрешение, могут быть по соглашению заинтересованных лиц переданына разрешение другого органа (третейского суда и т.п.);

императивную (ее называют и условной), которая пред­полагает рассмотрение дела несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности, то есть рассмотрение дела одним органом является обязатель­ным условием рассмотрения его следующим органом.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономи­ческим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществ­лением предпринимательской и иной экономической дея­тельности юридическими лицами и индивидуальными пред­принимателями, а в случаях, предусмотренных АПК РФ и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Арбитражные суды рассматривают в порядке админист­ративного судопроизводства возникающие из административ­ных и иных публичных правоотношений экономические спо­ры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в порядке особого про­изводства дела об установлении фактов, имеющих юридичес­кое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и ино­странных арбитражных решений по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономи­ческой деятельности.

К специальной подведомственности дел арбитражным судам отнесены следующие дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);

  2. по спорам о создании, реорганизации и ликвидации
    организаций;

  3. по спорам об отказе в государственной регистрации,
    уклонении от государственной регистрации юридических
    лиц, индивидуальных предпринимателей;

  4. по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и об­ществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товари­ществ и обществ, за исключением трудовых споров;

  5. о защите деловой репутации в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности;

  6. другие дела, возникающие при осуществлении пред­принимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

  1   2   3   4   5


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации