Курсовая работа - Особенности организации обслуживания в кемпингах - файл n1.doc

Курсовая работа - Особенности организации обслуживания в кемпингах
скачать (181 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc181kb.18.09.2012 09:19скачать

n1.doc



Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»

Инженерная школа одежды (колледж)

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по ОД и ОВ

_______________________

«___»_____________20__г.

Особенности организации обслуживания в кемпингах

КУРСОВАЯ РАБОТА

ГУТД.100105.51.34.02.ПЗ

Студент К.Г.Груздева

Преподаватель С.Г.Шкуропат

2011

Содержание

Введение с. 3-4

Глава 1. Кемпинг в системе классификации средств размещения

    1. Классификация средств размещения в Российской Федерации и место кемпингов в ней с. 5-8

    2. Классификация кемпингов и кемпинг-стоянок за рубежом с. 8-14

    3. Организация обслуживания туристов в кемпингах и кемпинг-стоянках

с. 14-17

Глава 2. Современные тенденции развития кемпингов и кемпинг-стоянок в Российской Федерации

  1. Деятельность Национальной Ассоциации Караванинга и её вклад в развитие кемпингов в Российской Федерации с. 18-21

  2. Современные проблемы развития кемпингов в России с. 21-24

  3. Организация обслуживания туристов в кемпингах на Северо-Западе Российской Федерации с. 24 - 29

Заключение с. 30-31

Список использованной литературы с. 32-33

Приложение №1 с. 34

Введение


Актуальность темы. Путешествия бывают разные: короткие и длинные, дорогие и экономные, активные и спокойные. Кто-то выбирает самолет и пляжный отдых, кто-то автобусный экскурсионный тур, а кто-то не представляет отпуска без морского круиза. Хорошо, конечно, когда есть возможность совмещать все эти виды путешествий и еще лучше, когда делается это пару раз в год! К сожалению, возможность такая есть далеко не у всех. Многие выбирают наиболее оптимальные и экономичные способы знакомства с миром – кемпинг или путешествия на автомобиле. Уже несколько лет для множества отдыхающих слова "отпуск" и "автопутешествие" являются синонимами. Кемпинг и караванинг - это не только отличный отдых, но и прекрасная возможность увидеть мир и расширить свои познания о нем.

Существование кемпинга и караванинга в России приходится на небольшой срок, хотя Россия является одной из самых богатых стран по туристским ресурсам, по разнообразию климатических поясов, природных зон и культурных этносов. В стране, имеющей самый большой лесной покров и самый чистый воздух, самое глубокое и чистое озеро в мире, множество рек и живописных побережий морей - туризм может стать одной из самых доходных частей бюджета. Мировая практика доказывает, что инвестиции в индустрию туризма по своей отдаче сравнимы, к примеру, с вложениями в нефтедобычу. Количество людей, приобретающих в Европе автодома и жилые прицепы, неуклонно растет. Автотуризм доказал свою жизнеспособность и вносит значительный вклад в экономику стран Европы и Северной Америки. На мировой туристический бизнес сегодня приходится около 10% экспорта, а на международном рынке услуг его доля составляет 35%. Туристический рынок в России имеет огромный потенциал, однако используется далеко не в полной мере.

Цели данной работы рассмотреть особенности организации обслуживания в кемпингах.

Задачи работы:

- изучить классификацию кемпингов в Российской Федерации и за рубежом;

- рассмотреть организацию обслуживания туристов в кемпингах;

- выявить современные проблемы развития кемпингов.

Степень изученности проблемы: в настоящее время проблема развития кемпингов изучается глубже, чем раньше, так как автотуризм стремительно развивается не только в зарубежных странах, но и в России. Тематику кемпингов затронули Саак А.Э., М.В. Якименко, Уокер Д.Р., Локтева О., В.С. Сенин, А.В. Денисенко.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Во введении поставлены задачи данной курсовой работы, рассмотрена её структура и актуальность исследования. В заключении подведены общие итоги рассмотренной темы.

Глава 1. Кемпинг в системе классификации средств размещения


1.1. Классификация средств размещения в Российской Федерации и место кемпингов в ней

Услуги, которые предоставляются туристам различными средствами размещения, являются основными в сфере индустрии туризма.

Под средством размещения подразумевают любой объект, предназначенный для временного проживания туристов. В настоящее время, классификация средств размещения делится на индивидуальные и коллективные. Коллективные средства размещения подразделяются на специализированные и прочие коллективные; гостиницы и аналогичные средства размещения (приложение 1).

В Российской Федерации в 1998 году был введен государственный стандарт классификации средств размещения1. В этом ГОСТе кемпинги выделяются как специализированные средства размещения - объекты, которые выполняют не только услуги размещения, но и ещё какую-либо специализированную функцию (например, оздоровительную). Однако Федеральная служба государственной статистики России выделяет кемпинги как гостиничное предприятие.

В настоящее время существует система классификации гостиниц, которая принята в 2003 году Министерством экономического развития Российской Федерации, где выделена одна категория средств размещения. В неё не входят кемпинги из-за целей обеспечения стабильности качества обслуживания в средствах размещения и гармонизации критериев классификации средств размещения в РФ с рекомендациями Всемирной туристской организации.

Кемпинг (от англ. camping «проживание в лагере») – место для автотуристов с оборудованной парковкой, туалетами, местами для палаток или домиками легкого типа. Обычно дополнительный набор услуг заключается в обеспечении помещениями для приготовления пищи, душевыми и туалетными комнатами. На кемпинговых площадках может размещаться от десятка до нескольких сотен палаток, автостоянка, душевые кабинки, площадки для разведения костра, иногда кафе и бары. Если в гостиницах гостям сдаются номера, то в кемпингах – участки территории для временных стоянок палаток, автомобилей с палатками, автодомов или караванов. Объектами размещения в кемпингах можно считать сдаваемые под проживание бунгало, караваны, мобильные дома. Последние могут иметь колеса, но транспортным средством не будут считаться, в отличие от караванов.

Территорию кемпингов можно разделить на части. Главная – это зона размещения, представляющая разбитую на участки основную часть территории. Часть этой зоны часто занимают сдаваемые бунгало и мобильные дома. Вместе с постоянными клиентами – караванами, встающими на весь сезон, они образуют самую обустроенную часть кемпинга. Другие участки, переходящие от постояльца к постояльцу, свободны для любого вида стоянки: с палаткой, автодомом или караваном.

Сейчас стандартом для европейских кемпингов является наличие биотуалетов, стиральных машинок, современных кухонь и даже телевизоров. Кемпинги постепенно перемещаются с городских периферий1 всё ближе к цивилизации. В настоящее время, в любом туристическом городе насчитывается не один десяток кемпингов, от самых простых до таких, которые способны удовлетворить любые вкусы. Автотуристы, путешествующие со своим транспортным средством, останавливаются в кемпингах в целях безопасности и комфорта.

В сравнении с кемпингами, кемпинг-стоянки – лишь парковки с зоной для осуществления бытового обслуживания домов на колесах (часто автоматы, оплачиваемые монетами или жетонами). Они могут располагаться как в природной зоне, так и в городской черте. Кемпинг-стоянки могут быть платными (значительно дешевле кемпингов) и бесплатными. Их преимущество в том, что они располагаются более близко к природным и культурным достопримечательностям. Останавливаются на кемпинг-стоянках автодома и автомобили с караванами.

Частично инфраструктура кемпингов связана с караванингом2. Это, прежде всего, электрическая разводка, осуществленная по участкам, принимающим автодома и караваны. В особо обустроенных кемпингах по участкам произведена подводка воды. Обычно таких участков мало, так как их используют караваны, пребывающие весь год в кемпинге.

Кемпинги в России это отдых со своими недостатками. Многие из них не подвергались ремонту ещё с советских времен. Очень часто, вода и электричество может быть максимумом удобств, на которые можно рассчитывать. В большинстве случаев можно получить лишь расчерченный кусок пляжа или поля, на условно охраняемой территории. Но при нарастающей популярности такого вида отдыха, кемпинги выкупаются и обустраиваются по европейским стандартам.

Первые кемпинги возникли на известных туристических маршрутах России: это юг и Финский залив. Именно там до сих пор находятся самые качественные кемпинги. Один из них – «Кубанец», расположенный всего в ста метрах от Черного моря и двухстах метрах от поселка Лермонтово (Краснодар, Туапсе). В поселке Лермонтово всего 12 зон отдыха, 11 из них – автокемпинги, предлагающие различные виды развлечений.

К сожалению, в Российской Федерации нет установленной классификации кемпингов по звездности, она присуще зарубежным странам.

1.2.Классификация кемпингов и кемпинг-стоянок за рубежом

Автомобильные путешествия с использованием кемперов1 сегодня широко распространены на Западе. Европейский и американский караванинг активно развивается и является альтернативой организованному туризму.

Во-первых, европейцы могут похвастаться отличным состоянием дорог, а во-вторых – богатой инфраструктурой. Любой европейский кемпинг в состоянии предложить автолюбителю обустроенную территорию для отдыха, высокий сервис и подключение ко всем «благам цивилизации»: воде, электричеству и газу.

Стремительное развитие кемпингов и кемпинг-стоянок в зарубежных странах приводит к созданию одноименной классификации. Четкой классификации кемпингов по звездности для всех стран нет. По большому счету, назвать себя этим гордым именем, при выполнении нескольких условий, может любая гостиница, туристический комплекс, база отдыха, спортивная база или группа коттеджей под единым управлением. Данным условием является наличие площадки для автодомов (кемперов и жилых прицепов) с возможностью подключения к электричеству, газон для установки палаток (которые можно арендовать на месте за небольшую плату), парковка для автомобилей. Так же, обязательно, должна быть территория для гигиенических процедур с цивилизованными раздельными туалетами и душами из расчета 1 туалет/душ для десяти человек, отдельно для женщин и мужчин.

Рассмотрим латвийскую, финскую, датскую и болгарскую классификации кемпингов.

В Латвии система классификации средств размещения туристов, с учетом международного опыта, была разработана в середине 1990-х годов. В дальнейшем туристические услуги классифицируются на добровольной основе в соответствии с Латвийскими Национальными Стандартами (LVS). В стандартах предусмотрены требования классификации I – III категории для кемпингов. Общие требования для кемпингов заключаются в том, что наружное освещение должно быть в наиболее используемых местах, питьевая вода должна быть на расстоянии не более 50 метров от любой палатки или прицепа. Кемпинг или кемпинг-стоянки, которые находятся на расстоянии 500 м от водоема, должны быть оборудованы спасательными средствами1.

Финские кемпинги классифицируются по 5-ступенчатой системе – от 1 до 5 звезд.

Кемпинги, относящиеся к одной звезде, должны иметь не менее 25 стоянок для караванов, кемперов или палаток. Площадь территории должна быть не менее 80 – 100 квадратных метров. Обязательное наличие душа, туалета и точки для приготовления пищи.

Кемпинги, которые относятся к двум звездам, должны иметь дополнительно к кемпингам по классификации, относящимся к одной звезде, 20% стоянок для караванов и кемперов – с электропитанием, службу портье, охрану в кемпинге с 7-00 до 23-00 ч., горячую воду в душах для умывания, детскую площадку, киоск.

Трехзвездочные кемпинги должны соответствовать требованиям не только одной и двух звезд, но и ещё иметь освещенные проезды с покрытием, 50% площадок для караванов и кемперов – с электропитанием (в зимних кемпингах – 100%), отдельную зону для палаток, рабочую систему приема по карточкам Camping Card Scandinavia (семейная карточка, которая ускоряет обслуживание гостей в портье кемпинга и предоставляет различные льготы и скидки при размещении в избах и на сопутствующие услуги), охрану кемпинга также и в ночное время, колодец для слива сточных вод кемперов, стиральную машинку, сауну, продовольственный киоск. Также должны быть арендуемые избы или комнаты, пляж, коттеджи.

В отличие от кемпингов одной, двух и трех звезд, четырехзвездочные должны иметь ещё круглогодичную службу бронирования, отдельные стоянки для туристических кемперов, отопление всех обслуживающихся помещений, 75% стоянок для караванов и кемперов – с электропитанием.

Пятизвездочные кемпинги предоставляют обслуживание на самом высоком уровне, поэтому помимо критериев, которые должны быть во всех выше перечисленных звездностях, они должны иметь круглосуточную охрану, службу няни, много активных занятий, ресторан с отпуском алкогольных напитков, в части изб - туалет, душ, мини-кухню и ТВ. Все здания должны быть теплоизолированны.

В Финляндии кемпинги есть, чуть ли не в каждом уголке страны, от стоянки на несколько автомобилей с местами для палаток до пятизвездочных кемпингов в Котке, Каяни и Куопио1. Как правило, на территории кемпинга есть пляж, сауны, места для гриля и копчения рыбы, электричество, интернет, лодки, велосипеды, спортивный инвентарь и рыболовное снаряжение.

Предметом дальнейшего рассмотрения является единственный пятизвездочный кемпинг на юге Финляндии Santalahti2. Кемпинг расположен на берегу Финского залива, всего в 5 километрах от города Котка. Не смотря на небольшое расстояние от города, место достаточно тихое и спокойное. Открыт он с 1991 года, но активное развитие началось только в 2000 году и идет по сей день.

Территория кемпинга оснащена двумя современными зданиями с подсобными помещениями, ТВ-комнатой, комнатой для игр, душами, туалетами, душами и туалетами для инвалидов, прачечной, кухней, помещениями для мойки посуды, грилем под навесом, местом для сбора хозяйственно-бытовых вод, местом для мойки автомобилей, детской площадкой, киоском и кафе.

Для облуживания питанием туристов есть кафе Santa Cafй’, где есть бесплатное беспроводное подключение к интернету и ресторан Golfravintola Draivi, расположенный рядом с кемпингом, который предлагает хорошую кухню и напитки. На территории есть гриль под навесом, в зоне коттеджей – Гриль-чум и беседка с грилем, на пляже есть открытые грили. В стоимость проживания входят дрова для гриля, что является очень удобным.

Всего в Santalahti 37 дачных коттеджей. На выбор предлагается 11 коттеджей с верандой и кухней по 16 квадратных метров, рассчитанных на 2-5 человек. Однако, душа и туалета в таких спальных домиках нет. Все удобства расположены в соседнем здании. Кроме того, в зимний период эти коттеджи закрыты. В 9 домах по 20 квадратных метров, рассчитанных на 4 человека, есть и туалет, и душ, и веранда с кухней. И только 15 домов по 32 квадратных метра, в которых есть сауны, печи, микроволновые печи, кофеварки, посудомоечные машины и стиральные машины.

На берегу, не далеко от коттеджей, все желающие могут воспользоваться двумя саунами. В саунах есть душевая, раздевалка, туалет, а также терраса. В сезон в стоимость проживания включено посещение утренней сауны, вечером сауны работают по заказу.

Рядом с саунами и пляжем расположен коттедж с каминным залом – помещение для переговоров и совещаний, рассчитанный на 30 человек. Не далеко от помещения для переговоров, расположился «Мир пещерной сауны Santalahti». В этот подземный комплекс, построенный в каменистом грунте, входят: баня, небольшой бассейн с теплой водой, каминная комната, раздевалка и терраса.

Кемпинг рассчитан на семейный отдых. Привозя с собой домашних животных, туристы будут приняты с радостью. Для детей есть игровые комнаты, для малышей – детская площадки, а для взрослых – мини-гольф, игровая площадка и поле для пляжного волейбола.

К сожалению, в Santalahti, не предусмотрена услуга по хранению имущества туристов.

Датская классификация кемпингов, как и любая другая классификация, является условной и весьма обобщенной1.

В однозвездочном кемпинге место, предназначенное для размещения с домом на колесах должно иметь размер не менее 80 квадратных метров. Ежедневно в кемпинге должен присутствовать обслуживающий персонал. Есть душевые кабины с горячей водой, места для стирки, розетки для фенов и бритв, кухонный блок, игровая площадка.

В двухзвездочном кемпинге, в отличие от однозвездочного, добавляется постоянно работающий ресепшен, обслуживающий персонал в дневное время. Розетки для подключения к электричеству на 20% парковочных мест. Кемпинг должен быть оборудован канализационной системой, минимум двумя душевыми кабинами.

Трехзвездочный кемпинг отличается от одно- и двухзвездочного тем, что 15% парковочных мест не менее 100 квадратных метров, а подключение к электричеству – 40% мест. Обслуживающий персонал должен находиться в кемпинге круглосуточно. Сервисные помещения должны быть отапливаемы. Кухня, комната отдыха и ТВ должны находиться в закрытом помещении.

В четырехзвездочном кемпинге 25% парковочных мест не менее 100 квадратных метров, подключение к электричеству должно быть на 60% мест. Обязательны душевые кабины с горячей водой, с отдельными кабинками и местом для переодеваний. На кухне должна быть плита, микроволновая печь и столовая. Продовольственный магазин и кафетерий, расположенный не менее чем в 1000 квадратных метров от кемпинга. Обязательно наличие хорошо оборудованной игровой площадки.

В пятизвездочном кемпинге, 50% мест должны быть не меньше 100 квадратных метров. Не меньше 20% мест должны быть оборудованы канализационной системой и дренажными системами. На территории должен быть ресторан с лицензией на продажу пива и вина.

На сегодняшний день звезды в Болгарии получают не только отели, но также мотели, отели на воде, апартаменты, бунгало1 и кемпинги. Для каждого из типов проживания предусмотрен свой порог «зведности». Кемпинги оцениваются в одну и две звезды.

Данный список услуг, обязателен для того или иного класса отеля Болгарии.

В однозвездочном отеле по болгарскому стандарту должны быть предусмотрены минимальные удобства, включая почтовую службу, услуги телефонной связи, парковку и место для хранения ценностей.

Двухзвездочный отель кроме услуг, которые предлагает однозвездочный, добавляет обязательное ТВ, прачечную, услуги химчистки, мини-бар.

Как и в отелях, чем больше звезд, тем комфортнее проживание в кемпинге. Больше всего кемпингов с двумя звездами. Как правило, их организовывают городские власти. Они самые дешевые, но в них есть всё самое необходимое. А вот уже трехзвездочные кемпинги имеют на своей территории бары, бассейны, стоят они естественно дороже. Четырехзвездочные и пятизвездочные кемпинги, зачастую нельзя назвать кемпингами. Ночь в них стоит дороже, чем в некоторых отелях, зато в них стоят комфортабельные бунгало, сауны, есть выход в Интернет, детские площадки, магазины, аптеки.

1.3. Организация обслуживания туристов в кемпингах и кемпинг-стоянках

В условиях современного рынка для организации сферы услуг требуется определенный подход, который будет ориентирован на удовлетворение индивидуальных потребностей потребителя. Соответствие требованиям клиента, приспособление качества услуг к его потребностям положены в основы стратегии больших и малых гостиничных компаний.

Гостиничные компании должны учитывать часто изменяющиеся потребности потребителя, удовлетворение которых возможно путем «приспособления» не только к потребностям клиента, но и к потребностям работников гостиничного предприятия. Такие задачи не могут быть решены в крупных гостиницах из-за высокого масштаба производства, который в свою очередь призван обеспечить наполняемость гостиницы.

В наибольшей степени, условия, которые будут направлены на клиентов гостиничного бизнеса, преобладают в малых гостиницах (кемпинги, миниотели и т.п.), где осуществляется предоставление базовых услуг (проживание, питание) на уровне гостиниц высших категорий.

К сожалению, развитие такой формы гостиничного бизнеса замедляется необходимостью индивидуального рассмотрения всех сторон деятельности гостиницы.

Многие туристы желают получить не только базовые услуги, но и открыть для себя что-то новое. Анализируя данное желание потребителей, можно смело говорить о том, что кемпинги должны предлагать услуги, которые отличают их от подобных заведений в других странах мира.

Кемпинги с палатками или домиками летнего типа очень распространены из-за наличия в них пунктов проката бытовых предметов, местами для профилактического осмотра, мойки и ремонта автомобилей. В редких случаях кемпинг может включать в себя прачечную, столовую, детскую или спортивную площадку, отделение связи, киоск и т.д.

«В кемпинге для нужд гостей доступны благоустроенные кемпинговые домики четверо видов с различным оборудованием и соответствующими ценами: цены в летний и зимний сезоны»1.

В кемпинговых домиках бывает централизованное отопление, благодаря чему их местом для ночлега, возможно, использовать и зимой.

У пребывающих гостей в кемпинге есть право пользования кухней и столовой, душем и туалетом, стиральной машиной, банным комплексом отдыха, стоянкой для автотранспорта, так же существует возможность отдыха в комнате с телевизором или на спортивной площадке. Предоставляются дополнительные услуги в виде аренды спортивного инвентаря, различные экскурсии по достопримечательностям, проведение развлекательных мероприятий.

Для всех кемпингов есть единое условие: они должны входить в ассоциацию кемпингов своей страны.

Наличие в кемпинге специального снаряжения1 играет большую роль, так как его использование обеспечит более комфортное существование отдыхающих. Воспользоваться можно и обычным туристическим снаряжением, но кемпинговое сможет обеспечить высокий уровень комфорта. К такому снаряжению относятся: палатки и надувные кровати, матрасы и коврики, спальные мешки, плиты и горелки, лампы, кемпинговая мебель (столы, кровати, стулья и шезлонги, гамаки). Рассмотрим каждое из снаряжений.

Кемпинговые палатки обеспечивают высокий уровень комфортности для проживающих туристов. По сути, это высокий складной дом из ткани, который позволяет стоять в полный рост. Обязательными составляющими кемпинговой палатки являются: просторный тамбур для приготовления пищи и складной столик. Очень часто такие палатки имеют два жилых отсека, разделенных тамбуром.

Складная мебель – незаменимый предмет кемпинга. Именно она делает комфортным обеденное время и время отдыха. Кемпинговый гарнитур включает в себя складные стол, стулья, шезлонги.

Надувные кровати, матрасы или коврики, изолируя от жесткой и неровной поверхности, обеспечивают комфортное спальное место. Самые комфортные и тяжелые – кровати, самые компактные – самонадувающиеся коврики.

Спальные мешки подходят для кемпинга так же, как и конструкции «одеяло с подголовником». Кемпинги предполагают теплое время года, поэтому к спальным мешкам не предъявляют повышенных требований по теплозащите, но устойчивость к сырости и способность к высыханию, наоборот очень важны, так как кемпинг может находиться на берегу водоема.

В основном, для путешествующих туристов актуальны плиты и горелки. Некоторые модели горелок и плит снабжены пьезозажигалкой, вмонтированной в горелку, но взять с собой газовую зажигалку или спички все равно необходимо – в условиях сырости пьезозажигалка может выйти из строя.

При приготовлении пищи на огне портативных нагревательных приборов, для большей эффективности и экономии газа, следует воспользоваться специальной посудой из анодированного алюминия или нержавеющей стали. Кружки можно подразделить на обычные, и термокружи, с эффектом сохранения температуры налитой туда жидкости. Изготовители туристкой посуды также уделили вниманием столовым приборам – складные и нескладные ножи, вилки, ложки представлены в достаточно широком ассортименте. Посуду, предназначенную для использования с горелками и плитами, не следует использовать для приготовления пищи на костре.

Дополнительный набор услуг и мощность кемпинга определяется индивидуально для каждого объекта, на основе анализа следующих факторов: существующего турпотока в данном регионе; целевых групп потребителей; конкурентной среды; инфраструктурных возможностей и ограничений; экономический целесообразности (размер арендной платы за землю, требуемый объем инвестиций, внутренняя норма доходности, чистая прибыль и т.д.)1.

Глава 2. Современные тенденции развития кемпингов и кемпинг-стоянок в Российской Федерации


2.1. Деятельность Национальной Ассоциации Караванинга и её вклад в развитие кемпингов в Российской Федерации

По данным Ростуризма, в Российской Федерации на 2009 год насчитывается кемпингов на 52 тысячи койко-мест1, это всего 2% от национального гостиничного сектора. Ясно, что этого количества мало при ежегодно растущем числе автотуристов. Логика рассуждения приводит к тому, что необходимо создание определенной компании для развития автотуризма, вследствие чего в 2009 году создается Национальная Ассоциация Караванинга.

Национальная Ассоциация Караванинга2 – крупнейшее объединение отрасли, в состав которого входят Европейские союзы, ассоциации и Федерации отрасли гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития новой для РФ и стран СНГ отрасли и внутреннего туризма.

Одно из основных направлений деятельности Ассоциации – развивать и участвовать в развитии инфраструктуры караванинга и автотуризма в России (создание кемпингов, взаимодействие с административными структурами). Осуществление классификации, сертификации кемпинг-площадок в Российской Федерации, содействие в развитии международного караванинга и автотуризма в России (представление страны за рубежом, техническая и информационная поддержка иностранных автотуристов в России), также входят в непосредственную деятельность.

За счет привлечения большого количества многопрофильных специалистов в Ассоциацию Караванинга, создаются комитеты и рабочие группы для разрешения следующего круга вопросов и проблем: безопасность на дорогах, сертификация и классификация кемпингов, стандарты для производителей, налогообложение, экология, защита окружающей среды и т.п.

К числу других основных направлений работы Ассоциации можно отнести подготовку кадров, проектирование и строительство кемпинг-площадок, консалтинг3 в сфере караванинга и автотуризма, привлечение инвестиций для развитий туристической инфраструктуры, рекламно-информационной обеспечение продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынке.

Одним из самых важных вопросов, с нашей точки зрения, является вопрос о вкладе Национальной Ассоциации Караванинга в развитие кемпингов. Ясно, что развитие кемпингов после создания данной ассоциации пошло в гору. Так, например, в 2009 году открылось 2 новых кемпинга – один на территории спортивно-туристического комплекса Грейт-филд в Кировской области, второй на горнолыжном курорте «Красное озеро» в Ленинградской области. Хорошо развитая инфраструктура кемпингов (горнолыжные комплексы, бильярды, боулинг и т.п.), дает понять, что в России начали уделять внимание развитию караванинга.

Логика рассуждения приводит к следующему, показателем развития туристического направления, также является проведение различных мероприятий и акций (караван-туры, российские и международные фестивали автопутешественников, тематические выставки).

К сожалению, в настоящее время в России до сих пор отсутствует как нормативно-правовая база для развития сферы караванинга, так и система сертификации кемпингов. Деятельность Национальной Ассоциации Караванинга подкрепляется утвержденной федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)», которая была принята 2 августа 2011 года. Программа направлена на повышение конкурентоспособности туристского рынка Российской Федерации, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.

«Одним из важных направлений развития инфраструктуры туризма является создание цивилизованных условий для автотуристов. Автопарк России последние годы растет на 2,2 - 2,8 млн. автомобилей в год, при этом придорожная инфраструктура развивается со значительным отставанием. Развитие придорожной инфраструктуры туристской направленности (например, гостиницы, кемпинги, стоянки) позволит привлечь дополнительно более 4 млн. туристов, в том числе из-за рубежа»1.

«Автотуристские кластеры объединяют предприятия и организации, предоставляющие туристские и сопутствующие услуги, взаимно дополняющие друг друга и обеспечивающие цивилизованные условия для автотуристов. Автотуристские кластеры включают в себя придорожные гостиницы (мотели), кемпинги, парковки для легкового и пассажирского автотранспорта, кафе и рестораны, автосервисы, магазины придорожной торговли, автозаправочные комплексы и др. Элементы сети автотуристских кластеров планируется располагать на наиболее загруженных федеральных автодорогах и в местах, приближенных к центрам притяжения туристов - историко-культурным центрам, природным заповедникам и другим туристско-ориентированным местам и объектам показа. Сетевое построение автотуристских кластеров создаст удобную базу для организации маршрутов автотуристов и обеспечит единый высокий стандарт услуг.

Каждый из планируемых для создания в рамках Программы туристско-рекреационных и автотуристских кластеров представляет собой укрупненный инвестиционный проект, включающий ряд функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по отдельным объектам капитального строительства в туристской сфере»1.

Планируется, в 2012 году построить 120 кемпингов на 100 мест, в 2014 – 2015 годах начать строительство места организованной стоянки автотуристов (кемпинг), включающего: административное здание, объекты общего пользования, системы инженерного обеспечения, канализацию, электропитание, водопровод, телефонную связь в Рязанской области.

Таким образом, можно сказать, что Российская Федерация полностью заинтересована в непосредственном продвижении автотуризма на мировой рынок, с помощью повышения качества услуг и других факторов.

2.2. Современные проблемы развития кемпингов в России

«В связи с развитием мирового туризма, возрастающий интерес к поиску путей эффективного развития этой отрасли появляется и в России, причем со стороны, как государства, так и предпринимателей. В настоящее время это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, хотя по сравнению с другими государствами пока не является высокодоходной индустрией и заметным источником дохода в бюджете страны»1.

Развитие въездного туризма в России происходит очень медленно из-за отсутствия развитой инфраструктуры по приему и обслуживанию гостей. К причинам неразвитости туристской инфраструктуры можно отнести не только экономические требования, но и несовершенное туристское законодательство, в частности, полное отсутствие государственных стандартов необходимых для контроля над развитием отрасли и соблюдением прав потребителя государственных стандартов.

Автотуризм подходит не только любителям тихого отдыха на природе, но и шумным компаниям, активным туристам, спортсменам и многим другим. Поэтому, обладая большим количеством рекреационных ресурсов и культурных ценностей, Россия может стремительно развивать автотуризм: для этого необходимы не только финансовые, материальные средства, но и профессионально подготовленные специалисты.

Организация караванинга в России предполагает: малозатратное освоение туристских зон; быструю самоокупаемость; развитие придорожной инфраструктуры и сервиса; расширение гостиничного фонда; создание рабочих мест; возможность использования земель, запрещенных для застройки (санитарных зон, зон с плавучим грунтом, зон с высоко залегающими внутренними коммуникациями и т.д.); невысокую стоимость полноценного отдыха; рост имиджа России как страны, привлекательной для туризма2.

К сожалению, в последнее время рост отрасли автотуризма замедлился. Согласно прогнозам специалистов, к 2015 – 2020 гг. доля автотранспорта в России увеличится практически вдвое, что потребует дальнейшего развития придорожной туристской инфраструктуры3.

Предметом дальнейшего рассмотрения являются современные проблемы развития кемпингов в России. Во-первых, низкий уровень придорожной инфраструктуры сильно влияет на нехватку мест размещения, это касается как кемпингов, так и кемпинг-стоянок. Во-вторых, низкое качество придорожного сервиса и высокие цены на размещение, приостанавливают развитие автотуризма. В-третьих, неоправданные высокие цены на автодома, караваны и их аренду (до 50% выше, чем в Европе), не позволяют всем желающим провести полноценный отдых за невысокую плату.

Остальными проблемами развития кемпингов является: отсутствие поддержки со стороны государства, слабая поддержка на региональном уровне; высокие цены на аренду земельных участков в регионах с высокой туристкой привлекательностью; низкое качество и плотность дорог во многих регионах; низкая информированность о существовании караванинга в России, как внутри страны, так и за её пределами; недостаточный уровень маркетингового продвижения (как на внутреннем, так и на внешнем рынках) туристского потенциала России; отсутствие сильных отраслевых структур (союзов, ассоциаций, клубов, федераций по караванингу и автотуризму); пробелы в нормативно-правовом обеспечении; отсутствие отечественных производителей автодомов и караванов; высокие таможенные пошлины на импортируемые автодома и караваны; отсутствие единых норм и стандартов по созданию кемпинговой инфраструктуры; низкий уровень конкуренции на рынке караванинга, недостаточное число торговых компаний в сфере караванинга; отсутствие авторизованных сервисных станций для автодомов и караванов; низкий уровень безопасности.

Эффективной организацией бытового и технического обслуживания участников дорожного движения является объединение объектов дорожного сервиса в различные виды комплексов обслуживания, в том числе в кемпинги, что позволяет подводить общие коммуникации, объединять источники водо-, тепло- и энергоснабжения, строить общие бытовые помещения, подъезды и стоянки, а также значительно улучшать обслуживание путешествующих туристов1.

2.3. Организация обслуживания туристов в кемпингах на Северо-Западе Российской Федерации

В настоящее время, центрами концентрации целевой аудитории автотуризма и караванинга в России являются Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Липецкая, Московская, Смоленская, Тверская, Ярославская области и Москва в Центральном федеральном округе. В Северо-Западном федеральном округе лидируют: Санкт-Петербург, Ленинградская, Калининградская области.

Мы хотим остановиться на рассмотрении трех кемпингов: «Сандал» (Кондопожский район, деревня Сопоха, озеро Сандал); «Лесной» (пос. Лесное, Куршская коса); «Ретур» (Санкт-Петербург, Курортный район, ул. Большая Купальная, д. 28).

Кемпинг «Сандал»2 находится в живописном уголке Карельского края, в лесной зоне на берегу озера Сандал, в 22 км от города Кондопога, в 60 км от города Петрозаводска. Прежде всего, кемпинг предназначен для туристов, решивших самостоятельно посетить как можно больше карельских достопримечательностей, либо для тех, кто держит путь в глубь Карелии и Мурманского края.

На базе «Сандал» удобная инфраструктура для ночлега, временной остановки на отдых, места для палаток, песчаный пляж, чистейшая воды и воздух. Территория кемпинга огорожена забором и охраняется.

Для размещения автотуристов существуют два летних жилых корпуса и деревянная двух этажная гостиница с номерами на 2 и 3 персоны.

  1. Летний сборно-щитовой корпус на 7 номеров, на берегу озера. Номера на 2 персоны, в номерах кровати на 2-х человек (дополнительно возможно размещение третьего человека – раскладушка), тумбочки, вешалки, столы, стулья, комод, балкон с видом на озеро в каждом номере, освещение, обогреватель, розетки. В данном корпусе размещается отдельная оборудованная кухня с газовыми плитами, водопроводов, умывальников, посудой и необходимыми принадлежностями, за дополнительную плату предоставляется электрический чайник. Душевые кабины и туалеты летнего использования находятся на расстоянии 20 метров.

  2. Летний (утепленный) корпус на 7 номеров с кухней. Оснащение кухни и номеров идентично летнему сборно-щитовому корпусу. Преимущество данного корпуса в лучшей звукоизоляции, теплоизоляции и улучшенной планировки комнат и балконов.

  3. Двухэтажная деревянная гостиница: 5 номеров на 2 персоны, 5 номеров на 3 персоны + дополнительные места. В гостинице одновременно может размещаться до 26 человек. В номерах кровати, тумбочки, комод, вешалки, столы, стулья, розетки, освещение, обогреватели. В корпусе: туалеты, умывальник, душевая кабина на 1-м этаже, веранды на каждом этаже. Кухня с газовой плитой, посудой, водопроводом и необходимым инвентарем находится на 2-м этаже, а так же есть зал для проведения небольшого мероприятия или банкета на 20-22 человека, со спутниковым ТВ, караоке, мягкой мебелью. Туалеты летнего использования – на улице в 20 метрах. Гостиница может использоваться в весеннее и осеннее время небольшими группами для проведения корпоративных мероприятий по предварительному заказу. Гостиницы имеет автономное водяное отопление, канализацию, резервное электричество.

В стоимость проживания входит: размещение в номерах выбранной категории; охраняемая автостоянка; пользование беседками, местами для костра и пикника на территории базы; использование пляжного оборудования: гамаки, кресла, шезлонги; пользование кузней, душевыми, уборными, умывальниками; пользование комнатой отдыха.

Кемпинг предоставляет следующие дополнительные услуги: трансфер от г. Кондопога, Петрозаводска; аренду лодки с сопровождение на 3-х человек для рыбалки; прокат рыболовных снастей (удочки, спиннинги, блесны, наживки); баня на берегу (до 5 человек); прокат простыней, полотенец, тапочек для бани; настольный теннис; стоянку автомобилей без проживания; прокат волейбольных/футбольных мячей, бадминтона, велосипеда, электрического чайника, мангала, шампуров, древесного угля; различные экскурсии.

Предметом дальнейшего рассмотрения является кемпинг «Лесной»1, находящийся в 100 метрах от пляжа Балтийского моря на Куршской косе. Кемпинг «Лесной» отдален от других жилых построек, поэтому отдыхающим не может помешать шум населенного пункта. Недалеко от него находятся развлекательные заведения и рестораны.

Кемпинг «Лесной» состоит из технической зоны, зоны обслуживающего персонала, нескольких жилых зон и большого количества зон отдыха. Жилые зоны подразделяются на зоны мобильных коттеджей; трейлеров (дач на колесах); палаточного лагеря. К каждой из зон прилегают зоны отдыха – беседки, поляны, столы, тенты, палатки и т.п.

Мобильные коттеджи обладают большой площадью и хорошей планировкой. В них размещены: гостиная с газовым камином и мягкой мебелью; кухня с мойкой, газовой плитой и духовкой, холодильником, обеденным столом, в 4-местных коттеджах кухня совмещена в гостиной; спальные комнаты с двуспальными или односпальными кроватями (в 4-местных коттеджах – 2 спальные комнаты, в 6-местных – 3); совмещенный санузел (унитаз, раковина, душ). При условии доплаты за дополнительные спальные места максимальное количество людей в 4-местных коттеджах – до 6 человек, а в 6-местных коттеджах – до 10 человек.

В районе кемпинга находится клуб L.A.S. ПРОМЕНАDOZ, который работает с 11 до 23, в летнее время по пятницам работает дискотека до 4 утра.

Мобильные коттеджи кемпинга оснащены автономными газовыми бойлерами, что позволяет пользоваться как холодной, так и горячей водой. Для мобильных коттеджей установлено ограничение суточного объёма используемой воды: не более 360 литров в сутки на коттедж. Кухни в мобильных коттеджах почти не отличаются от стандартной кухни городской квартиры. На кухне коттеджа имеются: газовая плита на 4 комфорки, газовая духовка, холодильник, мойка, шкафы и ящики для посуды. Площадь кухни от 4 до 8 квадратных метров. Большие коттеджи та же имеют отдельно стоящие (иногда даже в отдельном помещении) обеденный стол со стульями, маленькие предусматривают прием пищи в гостиной.

Для клиентов палаточного лагеря имеют возможность готовить в специально оборудованном месте на улице. Каждая кухня жилого объекта имеет следующую посуду и кухонные принадлежности: чайник для газовой плиты; сковорода; кастрюля; тарелки глубокие, большие, маленькие, чашки, блюдца, ножи, вилки, стаканы, пивные бокалы, стопки и многое другое без чего не может обойтись ни одна кухня – находятся у администрации кемпинга.

В жилых помещениях кемпинга «Лесной» отсутствуют стиральные и посудомоечные машины.

Постельное белье в кемпинге предоставляется из расчета: один комплект на человека, всем клиентам проживающим в мобильных коттеджах и трейлерах. Замена постельного белья производится один раз в 5 дней. Смена может быть произведена раньше по просьбе отдыхающих.

Предоставление и замена постельного белья входят в стоимость проживания в жилых помещениях. В зависимости от комплектации палатки, постельное белье может, как входить в стоимость проживания, так и не предоставляться вообще. В таком случае, администрация кемпинга может заменить его спальным мешком, однако не всегда мешок будет предоставлен бесплатно.

Составляющие комплекта белья и принадлежностей: простыня; пододеяльник с одеялом; подушка с наволочкой; полотенце; мыло, шампунь на сутки (предоставляется в количестве равном количеству дней проживания).

Мотель-кемпинг «Ретур»1, находящийся в 25 км от Санкт-Петербурга, прямо на берегу Финского залива, готов предоставить услуги по размещению и проживанию на высшем уровне.

Здание мотеля-кемпинга насчитывает 28 двухместных номеров со всеми удобствами, 3 двухкомнатных номера класса «люкс». На территории мотеля-кемпинга имеется 5 отдельно стоящих одноэтажных двухкомнатных коттеджей для проживания четырех человек. Все удобства в коттедже, в каждой комнате: душевая кабинка, туалет, ТВ.

Мотель-кемпинг «Ретур» предлагает своим гостям ресторан «У коменданта» расположенный в главном здании. Для тех, кто любит наслаждаться пищей на природе, летом работает ресторан у фонтана и летняя шашлычная.

Кемпинг предлагает отдыхающим богатый выбор услуг для отдыха. Например, для тех, кто любит двигаться – теннисный корт, для любителей настольных игр – русский бильярд и пинг-понг.

В оздоровительные услуги входит посещение массажа, сауны, открытого или закрытого бассейна. На территории мотеля-кемпинга разрешается загорать только в зоне отдыха, на шезлонгах у бассейна. Прокат шезлонга входит в стоимость оплаты за бассейн. Любителям отдыха на свежем воздухе кемпинг предлагает воспользоваться площадкой для пикников, расположенной в уединенном, живописном уголке с прекрасным видом на залив.

Для проведения семинаров, конференций и банкетов можно воспользоваться конференц-залом. Располагаясь в отдельном здании, гости могут быть уверены в том, что им никто не помешает. В здании есть гардеробная, туалетные комнаты и оборудованная барная стойка.

Таким образом, можно сказать, что обслуживание в кемпингах Северо-Запада Российской Федерации предоставляется на довольно высоком уровне. Отсутствие классификации кемпингов в России не мешает приезжающим оценивать звездность кемпингов, так как обслуживание кемпингов зачастую лучше, крупных гостиниц.

Заключение

В курсовой рассмотрены особенности организации обслуживания автотуристов в кемпингах и кемпинг-стоянках.


В настоящее время туризм является одним из наиболее значимых социальных явлений. Расходы на туристские услуги в западных странах занимают третье место после затрат на питание и жилье. В связи с развитием автотуризма кемпинги являются атрибутом автомобильных дорог.

Организация кемпингов является высокодоходным бизнесом в зарубежных странах, так как большинство людей передвигаются на машинах, при путешествиях в другие города. Не смотря на то, что и в России автомобилями пользуются более половины населения, кемпинги развиваются очень медленно. Проблемами развития кемпингов являются: низкий уровень инфраструктуры, влияющий на нехватку мест размещения, высокие цены на размещение, низкое качество дорог во многих регионах, невысокая информированность о существовании караванинга.

Массовое развитие автотуризма возможно тогда, когда будет, достигнут как определенный уровень развития техники и технологий, так и уровня жизни населения. Большинство городов нуждается в развитии кемпингов, так как с каждым днем автомобилистов становится все больше, также активно развивается деятельность международных транспортных компаний.

Так, дальнобойщики дальнего следования могли бы ночевать не в кабинах машин, а в местах, которые обустроены для комфортного проживания.

Самые лучшие кемпинги в России оснащены всем необходимым для комфортабельного проживания туристов: бассейнами, теннисными кортами, настольными играми, бытовой техникой, оздоровительными программами.

В кемпингах США туристу, помогают спланировать путешествие, предоставляя дорожные схемы и путеводители с указанием местонахождения ресторанов, увеселительных заведений, местных достопримечательностей.

К сожалению, вопрос о необходимом наборе услуг в кемпингах остается до сих пор нерешенным.

Список использованной литературы


  1. ГОСТ Р 51185-2008: Туристские услуги. Средства размещения Общие требования. Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2008 №518 – ст. М.:Стандартинформ, 2009

  2. Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года №644. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)»

  3. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации. Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации 25 апреля 1997 года № 490

  4. LVS 200-5:2000

  5. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. Пер. с англ. / Р.А. Браймер — М.: Аспект-Пресс, 2005 – 254 с.

  6. Кабушкин Н.И. Организация туризма / Н.И. Кабушкин – Мн.: Новое знание, 2003. – 632с.

  7. Локтева О., Локтев Д. Караванинг. Путешествие на автодоме по Европе. Путеводитель / О. Локтева, Д. Локтев – М., Аякс-пресс, 2008. – 144 с.

  8. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / И.Ю. Ляпина - М.: ПрофОбрИздат, 2007. – 187 с.

  9. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства / Г.А. Папирян – М.: Экономика, 2000. – 284 с.

  10. Саак А.Э., Якименко В.М.: Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учеб. Пособие / А.Э. Саак, М.В. Якименко – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

  11. Сенин В.С., Денисенко А.В.: Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учеб. пособие / В.С. Сенин, А.В. Денисенко – М.: Финансы и статистика, 2004. – 144 с.

  12. Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: Автореферат диссертация/ А.И. Тамов – М., 2010 – 27 с.

  13. Федорченко В.К. Гостиничный и ресторанный бизнес: история и перспективы / Гостиничный и ресторанный бизнес – 2001 - № 1 – С.16 - 19

  14.  Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство/ Д.Р. Уокер. - М.: "Финансы и статистика", 2006. – 37 с.

  15. Finnish.ru Информационный портал – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://finnish.ru/to_finland/accomodation/camping.php (дата обращения: 06.11.2011).

  16. Santalahti Центр отдыха на берегу моря – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.santalahti.fi (дата обращения: 06.11.2011)

  17. Автокемпер. Классификация кемпингов - 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://autocamper.ru/node/183 (дата обращения: 05.11.2011).



  1. Балтийский берег. Туристическая фирма. Кемпинг «Лесной» (Куршская коса) – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://na-baltike.com/turbazy-kempingi-kaliningradskoj-oblasti/kemping-lesnoy/ (дата обращения: 12.11.2011)

  2. Барзыкин Ю.А. Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aasp.ru/info/articles/9/125.html (дата обращения: 09.11.2011)

  3. Ирбис. Кемпинговое оборудование и снаряжение – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.spb.ru/reviews.php?a=19 (дата обращения: 11.11.2011)

  4. Кемпинг «Сандал». [Электронный ресурс]. URL: http://www.baza-sandal.ru/ (дата обращения: 12.11.2011)

  5. Мотель-кемпинг «Ретур» - 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.retur-motel.ru/ (дата обращения: 12.11.2011)

  6. Национальная Ассоциации Караванинга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.naoc.ru (дата обращения: 05.11.2011)

Приложение 1. Стандартная международная классификация средств размещения туристов1.

Категории

Разряды

Группы

1. Коллективные средства размещения туристов

1.1. Гостиницы и аналогичные средства размещения

1.1.1. Гостиницы

1.1.2. аналогичные заведения (мотели, меблированные комнаты, туристские общежития, гостевые комнаты)

1.2. Специализированные заведения

1.2.1. Оздоровительные заведения

1.2.2. Лагеря труда и отдыха

1.2.3. Общественные средства транспорта (ботель, флотель, ротель и т.д.)

1.3. Прочие коллективные заведения

1.3.1. Жилища, предназначенные для отдыха

1.3.2. Площадки для кемпинга

1.3.3. Прочие коллективные заведения

2. Индивидуальные средства размещения туристов

2.1. Индивидуальные средства размещения

2.1.1. Собственные жилища

2.1.2. Арендуемые комнаты в семейных домах

2.1.3. Жилища, арендуемые у частных лиц или агентств

2.1.4. Размещение, предоставляемое бесплатно родственниками или знакомыми

2.1.5. Прочее размещение на индивидуальной основе.




1 ГОСТ Р 51185-2008: Туристские услуги. Средства размещения Общие требования. Приказ Ростехрегулирования от 18.12.2008 №518 – ст. М.:Стандартинформ, 2009

1 Периферия (от греч. ?????έ???? – окружность) - в широком смысле слова – окраинная, внешняя часть чего-либо, противопоставленная центру.

2 Караванинг (от англ. caravan – фургон, вагончик) – вид автомобильного туризма, при котором транспорт (караван) используется не только в качестве средства передвижения, но и размещения.

1 Кемпер – это передвижной дом-прицеп для путешествий, оборудованный необходимыми для проживания техникой и мебелью.

1 LVS 200-5:2000

1 Finnish.ru Информационный портал – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://finnish.ru/to_finland/accomodation/camping.php (дата обращения: 06.11.2011).

2 Santalahti Центр отдыха на берегу моря – 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.santalahti.fi (дата обращения: 06.11.2011)

1 Автокемпер. Классификация кемпингов - 2008 [Электронный ресурс]. URL: http://autocamper.ru/node/183 (дата обращения: 05.11.2011).

1 Бунгало – небольшое строение из легких материалов, используемое для размещения туристов.

1 Федорченко В.К. Гостиничный и ресторанный бизнес: история и перспективы / Гостиничный и ресторанный бизнес – 2001 - № 1 – С.16 - 19

1 Ирбис. Кемпинговое оборудование и снаряжение – 2006 [Электронный ресурс]. URL: http://www.irbis.spb.ru/reviews.php?a=19 (дата обращения: 11.11.2011)

1 Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: Автореферат диссертация/ А.И. Тамов – М., 2010 – С. 18

1 Койко-место – площадь со спальным местом, предназначенная для пользования одним человеком.

2 Национальная Ассоциации Караванинга. [Электронный ресурс]. URL: http://www.naoc.ru (дата обращения: 05.11.2011)

3 Консалтинг – деятельность по консультированию производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов в сфере технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга – помочь менеджменту в достижении заявленных целей.

1 Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года №644. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» - стр.7

1 Постановление правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года №644. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)» - стр. 14 - 15

1 Барзыкин Ю.А. Актуальные проблемы государственного регулирования развития туризма в России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aasp.ru/info/articles/9/125.html (дата обращения: 09.11.2011)

2 Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: Автореферат диссертации/ А.И. Тамов – М., 2010 – С. 13

3 Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: Автореферат диссертации/ А.И. Тамов – М., 2010 – С. 14


1 Тамов А.И. Организация управления автомобильным туризмом в регионах России: Автореферат диссертации/ А.И. Тамов – М., 2010 – С. 17

2 Кемпинг «Сандал». [Электронный ресурс]. URL: http://www.baza-sandal.ru/ (дата обращения: 12.11.2011)

1 Балтийский берег. Туристическая фирма. Кемпинг «Лесной» (Куршская коса) – 2004 [Электронный ресурс]. URL: http://na-baltike.com/turbazy-kempingi-kaliningradskoj-oblasti/kemping-lesnoy/ (дата обращения: 12.11.2011)

1 Мотель-кемпинг «Ретур» - 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.retur-motel.ru/ (дата обращения: 12.11.2011)

1 Саак А.Э., Якименко В.М.: Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учеб. пособие / А.Э. Саак, М.В. Якименко – СПб.: Питер, 2008. – С.56


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации