Суходоев Д.В., Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России - файл n1.doc

приобрести
Суходоев Д.В., Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России
скачать (585.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc586kb.18.09.2012 09:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Д.В. Суходоев, А.С. Котихина

История таможенного дела и таможенной политики России.
Учебно-методическое пособие


Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 080115

«Таможенное дело».
1-е издание


Нижний Новгород

2010г.
УДК

ББК


Д.В. Суходоев, Котихина А.С. ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: Учебное пособие. –

Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. –

70с.


Рецензенты:


В настоящем пособии изложены основные исторические моменты развития и формирования таможенного дела и таможенной политики России начиная с Х века по настоящее время.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов младших курсов специальности Таможенное дело, начинающих осваивать специальность.

УДК
ББК

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2010

Учебно-методический комплекс подготовлен в соответствии с:

Государственным стандартом высшего профессионального образования, специальность 080115 «таможенное дело»;

Учебным планом очной, заочной и сокращенных форм обучения по специальности «Таможенное дело», одобренным на заседании ученого совета финансового факультета.

При подготовке учебно-методического комплекса обобщен опыт работы профессорско-преподавательского состава кафедры «Таможенное дело».


Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Таможенное дело» финансового факультета ИНГУ им. Лобачевского_______________ 20____ г.

Разработал учебно-методический практикум: ассистент кафедры «Таможенное дело» Котихина Анастаися Сергеевна


ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Организационно- методический раздел

  2. Содержание курса

Раздел 1. Торговля и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XIII в.) Периодизация истории дела и таможенной политики

Раздел 2. Русское торговое и таможенное право в XIII – первой половине XVII

Раздел 3. Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII в.

Раздел 4. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича и развитие

таможенного дела во второй половине XVII в.

Раздел 5. Таможенное дело и таможенная политика России в первой

половине XVIII в.

Раздел 6. Таможенное дело и таможенная политика России во второй

половине XVIII в.

Раздел 7. Таможенное дело и таможенная политика России в первой

половине XIX в.

Раздел 8. Таможенное дело и таможенная политика России в 50–70х годах XIX в.

Раздел 9. Таможенное дело и таможенная политика России в 1877–1917 гг.

Раздел 10. Таможенное дело и таможенная политика Советской России и СССР (1917–1991).

Перечень вопросов к зачету/экзамену

Перечень контрольных заданий

  1. Список используемой литературы



  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



1. Цель курса:

- дать студентам обширные и систематизированные знания в области теории и практики таможенного дела и таможенной политики России, отвечающие современному уровню исторической науки, повысить их профессиональную культуру;

- важное условие решения многообразных теоретических и практических задач, относящихся к компетенции сотрудников таможенной службы России.

- изучении данных исторической и экономической географии, характера и условий торговой деятельности, связей внешнего рынка с внутренним, объемов и динамики торговых оборотов, товарной номенклатуры экспортно - импортных операций, финансов, кредита и денежного обращения, торгового и таможенного законодательства, валютного контроля, таможенной статистики, тарифной политики и таможенного обложения, государственного

строительства, финансового управления, вопросов становления

национальной таможенной службы и борьбы с нарушениями в сфере

таможенной деятельности и т. д.

- выяснить содержание и динамику внешней торговли, таможенного дела и таможенной политики России в хронологических рамках IX–XX вв., но также показать их собственную логику развития, место и роль в системе хозяйственных и политических отношений; состав основных участников внешнеэкономической деятельности; главные маршруты перемещения товаров; правовой статус и социальную организацию субъектов внешней торговли; характер и особенности отношений русских торговых людей с иностранными гостями в процессе торгового обмена; товарные потоки, исторические товарные номенклатуры; характер и особенности валютно-финансового регулирования и денежного обращения; правовое регулирование торговли и таможенного дела, развитие таможенного законодательства, таможенные льготы и преференции; зарождение торгового и промышленного протекционизма; характер и особенности таможенного обложения; эволюцию таможенных платежей и штрафных санкций в таможенном деле; размеры таможенных платежей, особенности их начисления и взимания; организацию финансового и таможенного управления; участие центрального и местного административного аппарата в торговом и таможенном управлении и т. д.

2. Задачи курса:

– иметь общее представление о торгово-таможенной политике России в X–XX вв.;

– иметь представление об основных таможенных реформах;

– иметь представление об актуальных проблемах и путях формирования таможенной политики в условиях рыночных реформ;

– иметь представление об основных направлениях международного сотрудничества России в области таможенного дела, тенденциях и перспективах таможенного союза.

3.Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения данной учебной дисциплины студенты должны

а) знать:

– основные этапы формирования национального таможенного законодательства, системы таможенного налогообложения и таможенной службы;

– основные отличительные особенности развития таможенного дела в России в контексте мирового, общечеловеческого опыта;

– теоретиков и реформаторов таможенной политики России;

– современное состояние таможенного дела в России и перспективы его развития;

б) уметь:

– свободно ориентироваться в вопросах, составляющих предмет курса: особенности развития таможенного дела в Древней Руси (IX – начало XIII в.), в «удельный период» (XII–XV вв.), в едином Русском государстве (конец XV – первая половина XVII века), на этапе становления национальной таможенной системы (вторая половина XVII – начало XVIII века), в период

империи (XVIII – начало XX века), в советский период (1917–1991) и в новейшее время (1991–2010);

– анализировать и оценить нормативно – законодательные акты и тарифные установления в области таможенного дела, прогнозировать пути его развития в современных условиях;

– анализировать исторический опыт таможенного дела и таможенной политики, проводить исторические параллели и аналогии, применять исторические знания в решении практических задач.

в) иметь представление:

- о мировой политики, которые необходимы для работы в Федеральной таможенной службе, других государственных органах, научно- исследовательских и неправительственных организациях, бизнес структурах.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ».
Программа курса « История таможенного дела и таможенной политики России» включает десять разделов: Раздел I. Торговля и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XIII в.) Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики; Раздел II. Русское торговое и таможенное право в XIII – первой половине XVII; Раздел III. Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII в.; Раздел IV. Таможенная реформа царя Алексея Михайловича и развитие таможенного дела во второй половине XVII в.; Раздел V. Финансовое управление и таможенная служба в Русском

государстве (XVI–XVII вв.); Раздел VI. Таможенное дело и таможенная политика России в первой половине XVIII в.; Раздел VII. Таможенное дело и таможенная политика России во второй половине XVIII в.; Раздел VIII. Таможенное дело и таможенная политика России в первой

половине XIX в.; Раздел IX. Таможенное дело и таможенная политика России в 50–70х годах XIX в.; Раздел Х. Таможенное дело и таможенная политика России в 1917-1991гг.

ГЛАВА I.


Торговля и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XIII в.) Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.
Тема 1. Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.
Сам процесс складывания древнерусского государства, с геополитической точки зрения, напрямую связан с существованием и функционированием на территории Восточно-Европейской равнины важнейших путей межрегиональной торговли, связывавших Восток и Запад – пути из варяг в греки и Великого Волжского пути. Именно эти пути стали

стержнеобразующими элементами в кристаллизации будущего политического единства и государственности восточнославянских, финно-

угорских и некоторых тюркских племен, рассеянных по пространствам

сравнительно редконаселенной Восточно-Европейской равнины.

В социально-политическом отношении втягивание данных народов в

международную торговлю, осуществлявшуюся по указанным путям,

способствовало ускорению разложения родоплеменного строя, в виде

закрепления уже имевшейся внутриобщинной иерархической дифференциации, путем аккумуляции простых богатств (скота, продовольствия, предметов обихода и, наконец, людских ресурсов) семьи

или рода в виде сокровищ. Таким образом, коллективные лидеры

(могущественные семьи и роды) данных обществ могли закреплять свое

положение, преодолевая границу экономического роста – предел

потребительской целесообразности простых богатств, характерный для

родоплеменных обществ.

В узко политическом отношении маршруты торговых путей стали

векторами военной экспансии дружин Олега – основателя древнерусского

государства. По сути, непосредственным итогом киевского похода Олега

стало не столько создание древнерусского государства (т.к. территориальное

единство еще само по себе не исчерпывает феномен государственности, и

становление древнерусского государства было процессом не одномоментным, а пролонгированным), сколько контроль скандинавского

конунга и поддерживающего его коллектива (дружины, ильменских словен и

окрестных финно-угорских племен) над одним из важнейших торговых путей

эпохи.

Следует обратить внимание на византийские походы Олега,

главными «дивидендами» которых стали привилегии русским купцам в

Константинополе. Распространение власти киевских князей в восточном

направлении – Великого волжского пути, затормозилось столкновением с

довольно сильными соседями – Хазарским каганатом и Волжской Булгарией.

Вместе с тем следует обратить внимание на борьбу Олега за господство над

племенами вятичей, которая включала в себя как слом сопротивления самих

вятичей, так и Хазарского каганата, бравшего ранее с них дань. Как бы то ни

было, Олегу и его преемникам удалось поставить под свой контроль

северную часть Великого Волжского пути.

Симптоматичным выглядит и падение значения торгового пути из варяг в греки после первых крестовых походов в качестве одной из причин распада Киевской Руси на ряд независимых княжеств – исчезновение такого стержнеобразующего элемента неизбежно должно было привести к распаду единства столь протяженной редконаселенной территории.


Тема 2. Торговля в Древней Руси.
Классический маршрут великого пути из варяг в греки проходил

из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро,

далее по Ловати к волокам в днепровскую речную систему и по Днепру в

Черное море к Константинополю и другим византийским городам.

Однако следует заметить, что до IX века путь из варяг в греки в основном проходил по другому маршруту. Начало его совпадает с классическим вариантом, приводимым в «Повести временных лет»: из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее же из озера Ильмень суда шли по реке Поле и ее притоку реке Шеберихе до волоков в верховья Волги и озера Селигер. Или же по реке Свири в Онежское озеро и реку Вытегру, откуда, преодолев путь длиной около 8 км., суда попадали в реку Ковжу и далее через Белое озеро по Шексне выходили на Волгу.

По Волге суда торговцев шли до устья Оки, свернув в Оку, двигались до ее истоков, после чего суда перетаскивались к верховьям Дона, по которому шли в Азовское море, а оттуда в Черное.

Великий Волжский путь проходил следующим образом – из устья Невы в Ладожское озеро, оттуда через Волхов в Ильменское озеро, далее

вышеописанными маршрутами к волокам в волжскую речную систему и по

Волге в Каспийское море. Вообще варианты путей с Балтики на Волгу

довольно разнообразны, так один из самых коротких путей проходил из

Ладоги вверх по реке Сяси, далее рекой Воложбой путешественники

подходили к волокам к реке Чагоде, принадлежащей уже волжскому речному

бассейну. Далее по рекам Чагодоще и Мологе они спускались в Волгу.

Помимо данных торговых путей, связывавших мусульманский восток,

Византию, с одной стороны, и западноевропейские земли – с другой,

существовали и иные торговые связи Древней Руси. На запад от Киева путь

вел к Кракову, Праге и германскому городу Регенсбургу на Дунае.

Главными поставщиками утвари в русские земли были Нижняя Лотарингия, Рейнская область, Вестфалия и Нижняя Саксония. Художественные металлические изделия шли на Русь с Нижнего Рейна; серебро, богемское стекло, мрамор – из Чехии; скакунов-иноходцев – из Венгрии. Из Руси в соседние страны поставлялись три основные группы товаров – меха, воск и мед.

Также большую роль играла работорговля. Из русских земель, правда, в значительно меньших объемах вывозились лен и льняные ткани, украшения и ювелирные изделия, икра, моржовая кость, литейная продукция, кожи.

Наиболее важная роль принадлежала русско-византийской

торговле. Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На

рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя

наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои

позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское

влияние или нарушить условия торговли проводили к военным

столкновениям. Особенностью русско-византийских отношений было и то,

что торговля осуществлялась в основном славянами, сведений о пребывании

греков по своим делам на Руси нет.

Оценивая роль торговли в Древней Руси, следует указать на следующую ее особенность, характерную для традиционного общества в целом. В условиях господства натурального хозяйства основными предметами торговли становились, как правило, предметы престижного потребления, очень значительная часть населения, сосредоточенная в селах (в условиях редко населенности русских земель, часто удаленных и изолированных) была выключена из товарно-денежных отношений. Соответственно, в таких условиях торговля имела для жизни общества не столько хозяйственное, сколько социальное значение, захватывая сравнительно небольшую, но социально-политически значимую прослойку общества.

Внешняя торговля была тесно связано со сложившейся в древнерусском государстве системой данничества. Дань взималась деньгами, а также мехами пушных зверей. Очевидно, что небольшую ее часть составлял скот и продуты питания.

Практически вся внешняя торговля сводилась, во-первых, к вывозу дани (т.е. русский экспорт оказывался тождественным собираемой и вывозимой дани), а, во-вторых, находилась в исключительном

ведении киевского князя, его приближенных и небольшой части горожан.

При такой системе именно дружинный коллектив оказывался главным

участником внешней торговли. Это соответствовало сложившейся торговой

практике раннего европейского средневековья, когда в силу постоянной

политической нестабильности, по преимуществу только военные дружины

могли обеспечить безопасную перевозку товаров. Именно они и составляли

первоначально слой профессионального купечества.

Вольные дружины (в первую очередь из варягов) в течение одной экспедиции нередко выступали попеременно в качестве грабителей, торговцев и воинов-наемников. Эти дружины на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать купца-оптовика ездившего торговать на сторону.

Наряду с внешней торговлей активно развивалась торговля внутренняя.

Население крупных городов преимущественно состояло из мелких торговцев

и ремесленников. Так, в Киеве было представлено от 40 до 60 различных

ремесел. Важнейшими среди них были столярничество, кузнечество,

скорнячество, гончарство. Было развито железоделательное, металлургическое, ювелирное и керамическое производство. Уже в те

времена кузнецы владели «ковкой злата и серебра», сваркой железа и стали,

калкой металла, инкрустацией цветных металлов. Ремесленники

изготовляли: рала, плуги, серпы, топоры, мечи, стрелы, щиты, кольчуги,

замки, ключ, браслеты и перстни из золота и серебра. Ремесленничество

развивалось, как в структуре хозяйства князя и феодала, так и на свободной

посадской основе. С возникновением городов развиваются две формы

ремесел – городское и деревенское. Основная часть ремесленников

сосредотачивается в городах, где концентрировалась и преобладающая часть

торговли. Города оказали большое влияние на развитие ремесла; в свою

очередь выделение ремесла в немалой степени способствовало превращению

некоторых поселений в города.

Развитие городов как ремесленного и торгового центра есть, прежде всего, показатель роста внутреннего рынка. Период Киевской Руси – это время сравнительно интенсивного развития ремесла. Ремесленники представляли собой уже особую группу населения.

Городское ремесло на протяжении IX – XI веков было весьма развито.

Можно отметить следующие профессии ремесленников этого периода:

кузнецы и оружейники, ювелиры, литейщики, ковали, копьевщики,

плотники, столяры, резчики по кости, чеканщики, ткачи, гончары и др.

О росте ремесленного производства в IX – XI веках свидетельствует

увеличение числа городов. Если в IX – X веках было известно лишь 26

городов, то в 11 веке – 62 города. Продукция ремесленников находила сбыт

не только внутри страны, но и за ее пределами.

Семинарское занятие.

    1. Торговля и таможенное обложение в Древней Руси (IX – начало XIII в.).

    2. Периодизация истории таможенного дела и таможенной политики.

    3. Проблемы социально-политической истории Древней Руси и развитие торговли и таможенного дела.

    4. Торговый путь из варяг- греки.

    5. Торговля в Древней Руси.

ГЛАВА II.


Русское торговое и таможенное право в XIII – первой половине XVII.
Тема 1. Удельный порядок: политический и социально-экономический

аспекты.
После смерти Владимира Мономаха Киевская Русь перестало существовать как единое государство. Среди различных причин, обусловивших ее распад (общие закономерности эволюции средневекового

государства, чья экономика основана на натуральном хозяйстве; увеличение

рода Рюриковичей и запутанность лествичной системы; отсутствие после

походов Мономаха на половцев серьезной внешней угрозы), следует

выделить падение роли торгового пути из варяг в греки. Торговый маршрут, ставший становым хребтом древнерусского государства, теряет свое значение для международной торговли в связи с успехами крестовых походов, предпринятых западноевропейским рыцарством.

Средиземноморские торговые маршруты как более удобные и стабильные, значительная часть которых оказалась под контролем западного католического мира, притягивают к себе все большие объемы товаров. Соответственно Рюриковичи теряют один из важнейших стимулов сохранения единства своего государства – сохранение единства и прозрачности пути из варяг в греки.

Вместе с тем, время удельной раздробленности до монгольского

нашествия было периодом интенсивного экономического и культурного

расцвета русских княжеств, ростом городов и развития торговли. Русская

торговля помимо традиционных внешней и транзитной, дополняется

значимым объемом торговли внутренней между древнерусскими землями.

Таможенные пошлины становятся важным источником пополнения

княжеской казны.

Однако после монголо-татарского нашествия политическая и

социально-экономическая ситуация начинает меняться. Покорив Русь,

монголы не стали размещать в русских землях свои гарнизоны, не стали заменять знать покоренной страны на элиту, рекрутированную из завоевателей. Зависимость древнерусских земель выражалась в двух главных аспектах – выплате дани и верховном суверенитете ордынских ханов, выразившемся в системе выдачи русским князьям ярлыков на княжение. Монгольское нашествие нанесло огромный ущерб Древней Руси: пострадали города и ремесло, резко сократились международные контакты Древней Руси.

Сбор дани первоначально контролировали специально назначенные чиновники – баскаки, наезжавшие большими отрядами воинов, счетчиков и весовщиков. Резиденция Великого баскака находилась во Владимире. Тогда же под покровительством хана в русские города стали приезжать для торговли мусульманские купцы (бесермены). Русские князья, постоянно нуждавшиеся в деньгах, для выплаты дани в Орду занимали их у мусульманских купцов, а расплачивались, вводя новые подати и отдавая бесерменам земли в откуп (к этой же системе прибегали и сами ордынские ханы). В исторических источниках сборщиков ордынских податей именовали даньщиками, поборщиками, поплужниками, таможенниками.

Однако, в период татаро-монгольского ига русские князья, для которых

организация постоянного притока финансов была вопросом политического характера имели, немного вариантов пополнения казны, один из которых – восстановление функционирования торговых путей через территории своих княжеств, и организация таможенных сборов. В данном случае забота русских князей о восстановлении торговли и ее развитии совпадала со стремлением ордынских князей, также покровительствовавшим торговле и купечеству. Таким образом, несмотря на все негативные факторы, связанные с татаро-монгольским игом (разрушение городов, истребление и увод в рабство ремесленников и купцов, постоянное вымывание денег из экономики Древней Руси), складывалась ситуация, при которой развитие торговли и таможенного дела становилась необходимостью.


Тема 2. Торговля в удельное время.
Важнейшей артерией, по которой осуществлялись торговые связи Руси

с Востоком, являлся в то время Волжский путь. Наличие по всему Волжскому пути единого политического, в виде прямого или косвенного владычества Золотой Орды, а также обострившиеся вопросы осуществления торговли между Западом и Востоком на фоне политических событий в Причерноморье, Восточном Средиземноморье и Малой Азии (возникновение и гибель Латинского королевства, рост экспансии со стороны турок-сельджуков, неудачи крестоносцев на Ближнем Востоке) способствовали тому, что в рассматриваемый период Волга становилась основной торговой артерией региона. Волга играла важную роль сборного пункта льна, сала, которые пользовались устойчивым спросом в Новгороде и Устюге, а также места значительной меновой торговле мехами с русского севера и северо-востока.

Из приволжских городов наиболее важными были Торжок, Тверь, Ярославль, Кострома, Нижний Новгород и Балахна. Русские купцы активно посещали и города Золотой Орды – Сарай-Бату и Сарай-Берке. После упадка, а затем и распада Золотой Орды восточная торговля начинает терпеть убыток: политическая нестабильность в Среднем и Нижнем Поволжье, речное пиратство новгородских ушкуйников – все это негативно сказывалось на функционировании Волжского торгового пути.

С падением новгородской самостоятельности Москва окончательно

превращается в средоточие торгово-экономической жизни Северо-Восточной

Руси.

Не только предметы внешней торговли, но и предметы торговли

внутренней – жизненные припасы, составляли значительную долю

товаров в московской торговли, что указывало на развитие рыночных

отношений. Организация московского купечества выглядела следующим

образом. Высшую группу, привилегированный слой составляли участники

крупной международной торговли – гости нарочитые, или купцы великие.

Среди них особое место занимала корпорация шелкоторговцев гости-сурожане, торговавшие через города Сурож и Кафу с Византией,

итальянскими городами и Турцией. Ступенью ниже стояли московские

суконники, занимавшиеся скупкой и перепродажей западно-европейского

сукна. К третьей группе относились обычные купцы, участвовавшие во

внутреннем обмене. Параллельно шло становление центров ярмарочной

торговли. Среди таковых следует указать города Белоозеро, Устюг,

Холмогоры, Холопий городок, Дмитров; села – Кимры, Рогачев.

Говоря о торговых связях русских княжеств с Западом, следует

обратить внимание на торговое значение Смоленска, Витебска, Полоцка и

Пскова. Первые три города, находясь на Западно-Двинском торговом пути в

силу своего географического положения были важнейшими торговыми

партнерами такого крупного центра балтийской торговли как Рига. Еще до

основания Риги в XII веке рассматриваемые города сбывали свои товары в

устье Западной Двины, на острове Готланд и в ряде немецких городов

Балтийского побережья. После утверждения Риги (1201 г.) в качестве

форпоста крестоносцев в Прибалтике, именно она становится главным

посредником в торговле западных русских городов и Европы.

Смоленск, не располагаясь непосредственно на Двине, занимал

стратегически важное положение для всего Западно-Двинского торгового

пути. По сути, Смоленское княжество контролировало территорию,

связывающую Западно-Двинский и Днепровский торговые пути. Немецкие

купцы часто посещали Смоленск, имели в нем свой гостиный двор, со своей

католической церковью. В 1229 г. между смоленским князем Мстиславом

Давидовичем и целым рядом северогерманских, ливонских и фризских

городов (среди них Рига, Любек, Сест, Мюнстер, Гронинген, Бремен и

Дормунд) был подписан торговый договор.

По его условиям предусматривалась свобода торговли (что предполагало освобождение в большинстве случаев от уплаты пошлин) в немецких городах для русских купцов и для немецких – в Смоленске, Витебске, Полоцке. Плавание по Западной Двине признавалось свободным для всех участников договора.

Каждая из сторон обязалась защищать иностранных купцов, удовлетворяя их долговые претензии раньше, чем претензии соотечественников. Смоляне обязывались обеспечивать перемещение и сохранность немецких товаров на Волоке соединявшем Западную Двину и Днепр. Как видно, договор призван был облегчить и обезопасить

торговлю на Западно-Двинском торговом пути, однако, торговая, и

политическая конкуренция между участниками договора приводила к его

нарушениям. Полоцк, желая единолично извлекать выгоды из транзитной

торговли, задерживал купцов, принудительно заставляя продавать товары в

своих стенах (так называемое «штапельное право»). Ливонский орден

препятствовал проходу судов, захватывал корабельщиков. Литовцы

совершали нападения и грабежи купцов на Волоке. Следует добавить сюда

стремление таких важных политических сил региона, как Золотая Орда и

Великое княжество Литовское, установить свой контроль над данными

территориями и определять маршруты перемещения товаров к своей

собственной выгоде. Относительно провозимых по Западно-Двинскому

торговому пути товаров то следует отметить, что из немецких городов

доставлялись в основном товары ремесленного производства, а вывозились

сырье и транзитные восточные товары.

Что касается Пскова, то свое важное торговое значение он приобретает

в XIII веке. От него шли пути к Ивангороду, к Риге и в Литву. Псков являлся

конкурентом Новгорода и старался добиться политической независимости от

своего более сильного соседа, что и произошло в 1348 г.

После разгрома Константинополя в 1204 г. войсками крестоносцев и

татаро-монгольского нашествия на Русь торговля между русскими землями и

Византией около столетия находилась в состоянии упадка. Только с начала

XIV века наметилось оживление торговых связей (с 1453 г. – с Турцией).

Черноморская торговля производилась через Тану (Азов), Кафу (Феодосию)

и Солдайю (Сурж, Судак). Важную роль в ней играли генуэзцы, которые

укрепляются в Причерноморье (в частности, в упоминавшихся выше Тане и

Кафе) с конца XIII века.

Важнейшей артерией, соединявшей в XIII – XV вв. Москву с Крымом

был Черноморо-Донской маршрут. Он пролегал через Коломну, Переяславль

Рязанский (Рязань), Дубок (стоял в верховьях Дона), затем по Дону до Таны

(Азова), где существовала международная ярмарка, далее по Азовскому и

Черному морям к Сурожу (крупнейшему центру шелкоторговли для русских

купцов). Другой маршрут пролегал от Вязьмы по Днепру до Киева, затем

продолжался степью до Кафы.

Из Византии на Русь везлись шерстяные, бумажные и шелковые ткани,

металлические и стеклянные изделия, пряности и т.д. Обратно шли дорогие

меха, лес, кожи, мед, воск, моржовый клык и т.д.


Тема 3. Торговля, таможенное дело и таможенная политика Новгорода.
Торговые связи в пределах Новгородской земли, несомненно, существовали издавна, и возникли они раньше, чем внешнеторговые связи, но проследить их довольно трудно ввиду крайней скудности сообщений Новгородской летописи.

В новгородской, как и вообще в древнерусской деревне господствовало

натуральное хозяйство. Основные потребности сельского населения

удовлетворялись в пределах собственного хозяйства, а необходимые в

хозяйстве и быту вещи оно получало как правило, от сельских ремесленников. Лишь высококачественные стальные орудия труда, оружие, некоторые виды украшений, ювелирные изделия приходилось приобретать в городе. Из деревни на продажу в город поступали сельскохозяйственные продукты, которые продавались за деньги. Деятельность новгородских ремесленников в первую очередь была направлена на удовлетворение нужд жителей самого Новгорода и близлежащих областей.

Внешнеторговые связи Новгорода были обширными. До наших дней

сохранилось несколько документов, характеризующих торговые отношения

Новгорода с Западом. Один из таких документов – договорная грамота

Новгорода с Готским берегом, Любеком и немецкими городами (1139 - 1199).

Главными партнерами Новгорода в западной торговле в ХII - ХIII вв.

были Готланд, Дания и Любек. В середине ХII в. в Новгороде уже

существовал торговый двор готландских купцов с церковью св. Олафа.

Русские купцы на Готланде также имели свои дворы и церковь, которая была построена, очевидно, новгородцами. В конце 80-х годов ХII в. Новгород

установил торговые связи с Любеком. Появившись в Новгороде, немецкие

купцы также создали свой двор и построили церковь св. Петра.

Торговля с Любеком и немецкими городами, объединившимися в торговый союз – Ганзу, развивалась весьма интенсивно и в конце ХIII в. приобрела

первостепенное значение, датчане и готы были оттеснены на второй план. В

1478 году по приказу Ивана III в завоеванном им Новгороде был закрыт

немецкий купеческий двор, а ганзейские купцы лишены всех привилегий.

Благоприятные условия в торговле было предоставлено городам Дерпту, Ревелю, Риге. На российских рынках появились англичане и голландцы.

В договоре 1191–1192 гг. устанавливалось, что любое спорное дело,

возникающее в торговых делах немцев в Новгороде или новгородцев «в

немцах», не должно быть поводом для конфискации товаров («рубежа не

творити») или для прекращения торговли. Кроме того, договор предписывал

предъявлять иск только виновному лицу, не наказывая всех немецких или

новгородских купцов в случае нарушения одним из них правил торговли.

Однако на практике эти правила не соблюдались, и поэтому они постоянно

повторяются во всех последующих договорах.

В соответствии с договором 1269 г. размер пошлинного сбора с

иностранцев, прибывающих в Новгород, устанавливался в одну мерку кун с

судна, пол мерки за груз, состоящий из съестных припасов: мяса, муки,

пшеницы, остальные продовольственные товары ввозились беспошлинно.

Согласно более раннему договору 1259–1263 гг. размер «весчего» с

иностранных купцов составлял две куны от капи (три пуда). В договоре 1269

г. сумма «весчего» не названа, но сказано, что платить нужно сколько

«исстари», но не больше. Все эти условия равно касались как ганзейцев, так и

готландцев. Данный порядок сбора пошлин действовал по всей

Новгородской Земле, в Ижоре и Кореле.

Не смотря на предоставленные иностранным купцам привилегии

беспошлинной торговли, они лишались права пользоваться собственным

транспортом на территории Новгородского княжества. Была установлена

плата работникам, задействованным при провозе и разгрузке товаров. Сверх

того, при продаже весовых товаров, иноземцы платили весовую пошлину (по

две куны от капи).

К числу предметов импорта с Запада относятся украшения (впрочем,

весьма немногочисленные). В Новгород ввозились и некоторые сорта тканей,

прежде всего сукно. В новгородском импорте преобладали английские ткани

высокого качества типа «worsted». Однако в ХIII в. появляются и

фламандские ткани, которые в дальнейшем всецело захватывают местный

рынок. Помимо сукон, в Новгород ввозились и дорогие византийские ткани -

паволока. Металл в виде сырья поставляли в Новгород готские и немецкие

(любекские) купцы. В первой половине ХIII в. на севере Европы, в районе

Балтики, стала развиваться соляная торговля.

Внешняя торговля Новгородской республики не ограничивалась западным направлением, она велась и с южными странами. Новгород был связан торговыми отношениями с Северным Кавказом, Средней Азией, Ираном и может быть с Византией.

Привозными являются изделия из самшита. В Новгород самшит

ввозили, очевидно, с Северного Кавказа, ближайшего района его

произрастания, волжским или днепровским путем. В Новгород древесина

самшита привозилась в необработанном виде, а изделия изготовлялись

местными ремесленниками. Вообще же из дальних стран на Русь чаще всего

ввозились именно предметы роскоши. В домонгольских слоях древнего

Новгорода обнаружены обломки дорогой по тому времени привозной

поливной посуды. Она была в употреблении лишь у зажиточных кругов

новгородского общества. В конце 12 - начале 13 в. в Новгород привозилась

белоглиняная фаянсовая посуда с белой непрозрачной поливой и росписью

кобальтом (синей) и марганцем (сиренево-фиолетовой). Это были, как

правило, чаши и блюда, украшенные сюжетным орнаментом в сочетании с

геометрическим. Центром производства фаянсовой поливной керамики с

росписью люстром и кобальтом был Иран. Со времени татаро-монгольского

нашествия ввоз иранской посуды на Русь прекратился.

Одной из статей русского импорта издавна были различные пряности,

которые пользовались широким спросом ввиду однообразия русской пищи. С

Запада и с Востока ввозилось также вино. О связях со Средиземноморьем

свидетельствуют находки греческих губок.

Из новгородского экспорта в различные страны фигурируют

следующие товары. Прежде всего, пушнина. Новгородская земля издавна

славилась своими охотничьими угодьями. Меха очень ценились за границей

как на Востоке, так и в Европе, и были важнейшей статьей русского

экспорта. Пушнина поступала в Новгород в виде дани, которую новгородцы

брали с подвластных им северных племен (югры, печоры и др.), и в виде

натурального оброка, выплачивавшегося крестьянами феодалам еще во

времена Киевского государства.

К числу товаров, экспортировавшихся из Новгорода за границу, относится воск. Из него изготовлялись свечи, спрос на которые в христианских странах был велик. Кроме того, воск широко применялся в ремесле, в частности в ювелирном деле (литье по восковой модели).

Изучение торговли древнего Новгорода позволяет прийти к выводу,

что торговый обмен играл существенную роль в хозяйственной жизни нов-

городского общества. Преобладала внутренняя торговля прежде всего ремесленными изделиями. Именно она приобрела в первую очередь

регулярный характер, в отличие от торговых связей с другими русскими

землями и с заграницей. Между Новгородом и его сельской периферией

существовал обмен в тех пределах, который допускало феодальное

натуральное хозяйство. Такой характер новгородской торговли показывает

зависимость ее главным образом от ремесла, уровень развития которого

определял интенсивность внутри торговых отношений. Развитие разделения

труда и специализации ремесленного производства вызывало усиление

торгового обмена, Общий хозяйственный, политический и культурный

подъем Новгородского государства, рост его могущества, его выгодное

географическое положение на водных путях способствовало превращению

Новгорода в один из крупнейших центров внешней торговли Древней Руси.


Тема 4. Основные источники торгового и таможенного права «удельного периода».
Несмотря на разрушение политической целостности древнерусских

земель в «удельное время» Северо-Восточная Русь составляла единую в торговом и таможенном отношение территорию. В период удельных княжеств сложилась система таможенных сборов, как государственного, так и частно-торгового характера. Каждый товар, предназначавшийся для продажи, подвергался оплате несколькими сборами, которые взыскивались независимо один от другого. Несмотря на многосложность, система имела и свои преимущества: пошлины взимались именно с одного товара, они

соизмерялись с количеством и качеством товара, увеличивающими или

уменьшающими пошлины.

Однако рост внутренних пошлин тормозил товарообмен, что понимали и сами удельные князья. Поэтому в договорных грамотах они обговаривали

условия торговых взаимоотношений и количество пошлин. В таможенной

практике господствовали консервативные начала – князья стремились

поддерживать старый порядок и пресекать любые возможные нововведения.

Законодательство старалось лишь узаконить существующий обычай. Связано

это было со стремлением сберечь привлекательность торговых путей для

купечества, боязнью отпугнуть торговцев высокими и многочисленными

пошлинами. Последняя опасность обусловливалась растущей потребностью

русских князей в деньгах из-за увеличения денежных требований со стороны

золотоордынских ханов. Некоторые удельные князья предоставляли

таможенные льготы определенным группам населения, представителям

определенных семей, корпораций и т.д. Кроме того власти стремились к

беспрепятственному перемещению товаров по удельным землям. В связи с

этим в данный период в документах складывается стандартная формулировка

«без рубежа» и «путь чист». Следует отметить однородность основных

договорных обязательств сторон, имевших в своей основе правовые нормы,

восходящие в Русской Правде. Практически все северо-восточные княжества,

а также северо-западные и западные (Смоленск, Полоцк, Витебск)

оказываются связаны цепью подобных двусторонних договоров.

Междукняжьи договоры заключались как между удельными князьями

так и между князьями удельными и великими. Взаимоотношения в области

таможенного дела между великими и удельными князьями, регулировавшиеся на основе договоренностей между ними, также отражают

стремление ориентироваться на консервативные начала.

Кроме этого отдельно надо сказать о духовных грамотах – документах

содержавших завещания князей как политического и имущественного, так и

духовно-наставительного характера. Великие и удельные князья делили и

завещали таможенные сборы своим ближайшим родственникам. При этом

они нередко дробили право пошлинного сбора по частям. Так, например,

московские князья особо оговаривали права каждого наследника. При этом

супруге доставалось обычно «осмичее» (пошлину, которая была известна

еще в X веке), а сыновьям и сиротам племянникам – города с волостями,

деревни и села с правом сбора в них тамги и мыта. Представляет интерес

духовная грамота великого князя Ивана Даниловича Калиты (1339 г.), в

которой он в связи с отъездом в Орду завещает сыну своему Мосеву. Сбор

тамги, а также мыта Калита поручает своим сыновьям в волостях и уездах.

Княгине своей князь отписал осмничее.


Тема 5. Основные источники торгового и таможенного права периода

централизации русского государства.
Благоприятные условия для дальнейшего роста товарного производства

городов и рынка сложились во второй половине XV века. К Московскому

княжеству были присоединены Пермь (1478), Тверь (1485), Вятка (1489),

Псков (1510) и др. И хотя уровень развития товарно-денежных отношений

феодальных княжеств был неодинаков, все же объективный процесс

дальнейшего роста товарного производства городов и внутреннего рынка

продолжался, развивалась и таможенная политика. Начинают складываться

единые таможенные формальности, облегчающие продвижение товаров на

рынок, развитие торговых отношений между русскими феодальными

землями. В условиях феодальной раздробленности не было единой торгово-

тарифной политики. Но стремление к унификации таможенных формальностей способствовало формированию взглядов на единую

таможенную политику, в рамках единого Российского государства.

Элементы таможенной политики формировались параллельно с

объединением русских земель, развитием торговли и рынка. Несмотря на

немногочисленные препятствия, экономика Руси развивалась; усиливались

связи между княжествами, развивался рынок и товарно-денежные отношения, стала чеканиться русская монета.

Великие и удельные князья делили и завещали таможенные сборы своим ближайшим родственникам. При этом они нередко дробили право

пошлинного сбора по частям. Как уже говорилось, московские князья особо

оговаривали права каждого наследника. При этом супруге доставалось

обычно «осмичее», а сыновьям и сиротам племянникам – города с волостями,

деревни и села с правом сбора в них тамги и мыта. Старшему сыну

доставалась лучшая часть наследства, которая с течением времени стала

приближаться к достоянию всего государства. Постепенно родственники

великого князя оттеснялись от права сбора таможенных пошлин, и доходы от

тамги и мытов с Москвы и прилегающих территорий – так называемая

московская тамга перешла в собственность великого князя, тем самым в

таможенном деле произошло обособление государственного права от права

частного.

Утверждение великого князя в качестве единственного источника

правовых норм в период централизации привело к широкому распространению такого феномена как жалованные грамоты – документы,

наделявшие правом взимать торговые и проезжие пошлины, либо

избавлявшие от их уплаты. По предмету пожалования их можно разделить на

три типа.

Первый – это жалованные грамоты в узком смысле. То есть, они

представляли собой дарственные акты на имущество частным лицам (чаще

всего монастырям, реже – боярской аристократии и служилой знати), в том

числе и на сбор проезжих и торговых пошлин. Любопытно, что сохранение

привилегий при наследовании потомками не гарантировалось. При новом

государе выданная ранее грамота могла утратить силу.

Второй тип представляют из себя льготные грамоты (иммунитеты). Сюда относились жалованные грамоты, освобождающие обладателя грамоты от общих тягостей местных судов (так называемые несудимые грамоты);

грамоты, содержащие освобождение от различных повинностей и податей в

пользу местных властей и пошлин при проезде и перевозке товаров

(обельные грамоты); и, наконец, грамоты, освобождавшие одновременно от

тягостей суда и основных налогов и пошлин, т.е. содержавших полное

освобождение (тарханные грамоты). От различных внутренних пошлин

были освобождены Троице-Сергиевский, Кириллов и другие крупные

монастыри.

К третьему типу относились грамоты, соединявшие в себе дарственные и льготные привилегии. Таковые выдавались иностранным торговым

компаниям и отдельным иностранным купцам. Обычно они содержали в себе

следующие пункты: 1) свободно проезжать в порубежные и во внутренние

города России а также свободно выезжать из страны; 2) торговать

беспошлинно, либо с уплатой пошлин в половинном размере, либо только

некоторых видов пошлин; 3) ставить торговые дворы в указанных городах; 4)

нанимать русских слуг; 5) не платить с дворов посадского тягла; 6) нанимать

извозчиков и гребцов на суда; 7) находиться под юрисдикцией Посольского

приказа; 8) не присягать в суде («целовать крест» предоставлялось

приказчикам); 9) держать винный погреб для своих нужд и т.д.

Однако, подобные грамоты содержали в себе и определенные запреты: 1) передавать грамоту другим лицам или брать с собой подданных иностранных

государств; 2) провозить товары в обход таможни, без явки и подачи

собственноручно заверенных росписей товаров; 3) привозить чужие товары,

выдавая их за свои; 4) держать «закладников» из русских людей; 5) торговать

в розницу; 6) прибегать к посредничеству русских людей в торговых

операциях по сбыту своих и закупке русских товаров и т.д.

Кроме названных типов жалованных грамот, следует вспомнить еще один вид документов, тесно с ними связанный. Это так называемые заповедные или указные грамоты. Они подтверждали и санкционировали общие нормы применительно к частному случаю и лицу угрозами наказаний за их нарушение. Поэтому за ними закрепилось также название охранительных или опасных грамот.

Следующим важным видом правовых документов, регулировавших

отношения в таможенном деле являются уставные грамоты. К ним относятся: 1) грамоты наместничьего управления (XIV – XV вв.); 2) губные грамоты (с 30-х гг. XVI в. до конца XVII в.); 3) уставные земские грамоты (с 1552 г. до второй четверти XVII в.). Смысл их состоял в обеспечении безопасности местного населения от злоупотреблений со стороны местной администрации. Грамоты определяли отношения наместника и местного населения. В них устанавливались «корм», т.е. содержание наместника, собираемое им в виде налогов с местного населения (часто корм выступал в виде сбора мыта), судебные пошлины и уголовные штрафы в пользу наместника. Кроме того, грамоты нередко содержали исключительные права местного населения, что сближало их с льготными грамотами.

Наконец, в качестве последнего вида документов следует назвать

таможенные уставные грамоты. Таможенные грамоты представляли собой

некую разновидность контракта, согласно которому откупщики принимали

на себя взимание таможенных сборов, вместе с обязательством выплачивать

казне определенную сумму. В грамотах перечислялись сборы, подлежавшие

взысканию, указывались их размеры, порядок взимания, штрафы за уклонение от их уплаты.


Тема 6. Соборное уложение 1649 г.
Наличие проезжих пошлин не только тормозило торговлю, но и негативно сказывалось на государственных делах – дворяне и служилые люди, выполнявшие казенные поручения в дальних поездках вынуждены были платить проезжие пошлины за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших их людей. Добавим сюда еще и произвол и

злоупотребления со стороны таможенных служащих и откупщиков.

Неслучайно, что еще Иван IV собирался отменить мыт, компенсировав эту

статью доходов в казну увеличением торговых пошлин. Однако это

намерение только намерением и осталось. Статейный список 23 июля 1641 г.

запрещал взимать проезжие пошлины с дворян и служилых людей, с

сопровождавших их лиц и провозимых ими припасов. Ограничивалось

взимание проезжих пошлин с торговых людей «сверх государева указу и

сверх уставных грамот».

Соборное Уложение 1649 г. вобрало в себя ранее предпринятые меры в этом направлении, дополнив их рядом других мер. Это был первый

общегосударственный документ, который в законодательстве России в

рассматриваемый период занимал ведущее место среди других правительственных актов, посвященных таможенному делу. Регламентация

проезжих сборов, а также мер по сохранению и благоустройству дорог

содержалась в IX главе Соборного Уложения «О мытах, и о перевозах, и о

мостах». Согласно ей законодательно закрепилось освобождение дворян и

служилых людей, выполнявших государевы поручения, от уплаты проезжих

пошлин за собственный проезд, за провозимые припасы и сопровождавших

их людей. Для мытчиков и мостовщиков, не выполняющих эти требования,

предусматривалась мера наказания. Если с лиц, освобожденных от пошлины,

она была взята, то лица, виновные в нарушении установленных правил,

обязаны были возвратить взятое в тройном размере, а также подвергались

телесным наказаниям.

Другие нормы устанавливали порядок беспошлинного провоза

«людьми», и, прежде всего, крестьянами, товаров не на продажу, а для

личного пользования. К служителям таможни, которые не соблюдали

установленный порядок, применялись санкции в виде тройной уплаты и

предания суду. Предусматривались наказания и тем, кто злоупотреблял

своими правами (московских чинов люди, городовые дворяне, дети боярские

и иноземцы) и пытался провозить товары торговых и других чинов людей:

«Тех людей бити кнутом, да на них же взять мыт и мостовщину и перевоз

втрое, и отдати мытовщиком и перевозщиком и мостовщиком». В свою

очередь, если торговые и всяких чинов люди попытаются прикрыться

именами имеющих льготы и таким образом провезти беспошлинно товары,

то согласно ст. 5 «тем людем по тому же чинити наказание, бити кнутом и

имати на Государя пени по пяти рублев с человека; а имати пеню с таких

людей на Москве и в городех, где на них о том будет челобитье».

В силе оставлялись только те таможенные пункты, на которые ранее

были выданы жалованные грамоты. Учреждение новых таможенных пунктов

запрещалось под угрозой изъятия их в пользу государя. В зимнее время

торговые люди имели право объезжать мытные заставы на мостах, и

перевозах по льду, освобождаясь от уплаты мостовщины. Мытчикам же

запрещалось откалывать лед по берегам.

Ряд пунктов главы «О мытах, и о перевозах, и о мостах» был посвящен

ответственности вотчинников за соблюдение исправного состояния дорог,

мостов и переправ. Кроме того, помещикам и вотчинникам запрещалось

создавать новые дороги вместо старых, если это не было выгодно для

торговых людей. Строительная деятельность вотчинников оговаривалась

особо: если она могла привести к порче указанных дорог, мостов и переправ,

то в этом случае вотчинник обязан был сооружать новые дороги. Также

запрещалось вводить дополнительно к установленному ранее мыт и другие

пошлины.

Анализируемая глава явилась важным документом, закрепившим права

господствующего класса на таможенные привилегии, обозначила

обязанности феодалов по поддержанию в исправности дорог, мостов и

переправ, что способствовало перемещению товаров, развитию торговли и

складыванию всероссийского рынка.

ГЛАВА III. Таможенные платежи в XIII – первой половине XVII в.


Тема 1. Классификация таможенных платежей.
С XIII века на Руси существовала сложная система пошлин т.к. каждое

княжество устанавливало свои там порядки, свой перечень пошлин. В связи с

введением тамги она стала торговой пошлиной, а за мытом закрепилась

функция проезжей. Однако этот порядок наступил не сразу. В 14 веке мыт и

тамга были проезжими и торговыми пошлинами. Таможенные сборы

отличались ставкой пошлин, их количеством, разнообразием. Пошлины,

бывшие в обращении, можно условно разделить на 4 группы.

Торговые пошлины.

1. Явка – пошлина за предъявленный в таможне товар (По прибытии

в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в

специальной книге записывалось его имя, название и происхождение

привезенного товара, размер взысканной пошлины – «явки» или

«явленного». Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако

явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар.); взималась как

при провозе товаров на место торга, так и с их продажи.

2. Замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара.

3. Осьмничее (осьмичее, восьмничее, восьменичее) – фискальная

пошлина, равная 1/8 стоимости товара. Взималась, как и «померное», с

«предметов меримых». От померного отличалось тем, что взималось с рубля,

в то время как померное – с меры. Поэтому и встречается в актах, что с

одного и того же предмета берутся восьмничее и помер.

4. Гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки

товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль или по штукам товара».

5. Порядное – фискальная пошлина с продажи и покупки некоторых

товаров, например, меди, икры, рыбы, соли; взималась, как правило, с цены

товара, реже с меры. Размер порядного колебался от Ѕ деньги до 2 денег с

рубля.

6. Искунное – фискальная пошлина с продажи товаров.

7. Пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась

с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или

промененную лошадь как с покупателя, так и с продавца.

8. Узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с

приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков.

9. Головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство;

взыскивалась с покупателя.

10. Весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее

размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2

деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца.

После 1653 г. взыскивалась только с покупателя).

11. Померное – пошлина с продажи товаров меримых. Такими

меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень,

конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля. Размер померной

пошлины брался от полденьги до двух денег. Ее взыскивали только с

продавца.

Проезжие пошлины.

1. Мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара;

взимались, как правило, с судна, воза, саней, в которых перевозился товар,

реже – с цены товара. До 1654 года «мыты» содержались не только

правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства.

2. Посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна,

груженых товаром, в зависимости от их размеров в саженях.

3. Подужное – сбор за количество телег в купеческом обозе.

4. Полозовое – сбор с количества саней в обозе.

5. Побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался

деньгами или товарами, находившимися на судне, в зависимости от

количества судов и их размеров.

6. Головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу,

ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц,

сопровождающих товар.

7. Костки – налог с людей, сопровождающих товар.

8. Задние калачи – разновидность годовщины; взимались «при

возвращении купца со своими людьми после распродажи товара».

9. Мостовщика и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или

пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками.

10. Проезжее – плата за пользование устроенными дорогами.

11. Явка – пошлина с предоставленного таможеннику или другому

должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также

с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга.

12. Перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного

берега реки на другой; взималась деньгами.

Пошлины за обслуживание.

1. Амбарное (анбарное) – плата за наем амбара.

2. Гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за

помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов, чем

торговцев было больше, тем амбары были дороже, и наоборот. Ее взимание

производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием

местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных

останавливаться на гостиных дворах и из них торговать.

3. Полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок.

4. Свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на

заставе или за складку товара.

5. Подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его

установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с

продавцов, так и с покупателей.

6. Померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их

долями.

7. Весовое, весчее – плата за взвешивание товара на торговых весах

откупщика; взималась откупщиком.

8. Контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда).

9. Припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании

товаров.

Штрафы.

1. Промыта – уклонение от уплаты мыта (промытиться – уклониться

от уплаты мыта).

2. Промыт – пеня за объезд мыта и неплатеж мытной пошлины. «А кто

пошлин не явит, и ему кормленщику нашему взять на том промыт»; взимался

обыкновенно с воза или судна.

3. Заповедь – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке)

лошади;

- штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц

вне гостиного двора. Взимался как с хозяина товара, так и с человека,

поместившего его на своем дворе;

- штраф за продажу померного товара, например, зерна без меры;

- штраф за попытку избежать весчей пошлины, взимавшейся как с

купца, так и с продавца;

- пеня за неявку товара на таможню (то же, что и протаможье).

Величина заповеди была обыкновенно в два рубля: один рубль шел

государю, а другой – лицам, заведывавшим таможенным сбором. Иногда вся

заповедь принадлежала государю.

4. Протаможье – пеня за тайный провоз товара без уплаты пошлины,

за неявку его в таможне.

5. Протамга – пеня за неявку товара в таможне.

Всего на Руси взималось до сорока видов различного рода и наименования

пошлин.


Тема 2. Практика взимания таможенных пошлин.
К началу XVIII века таможенная система в Российском государстве

отвечала потребностям внешней торговли и решению задач налоговой

политики. Сложился централизованный орган, в который поступали

таможенные сборы и другие доходы - Приказ Большой казны. В торговых

городах, существовали различные структуры таможен. В Москве было

несколько таможенных органов: Большая таможня (оформляла товары

иностранных купцов), Мытная изба, в которой происходило таможенное

оформление скота, сена и др. Торговля лошадьми была сосредоточена в

Конюшенной избе, сделки на сельскохозяйственные товары оформлялись в

Померной избе.

Особенность деятельности таможенных учреждений в этот период

состояла в том, что таможни, наряду с взиманием пошлин, осуществляли

сусленный, квасный и банный сборы. На них возлагалось и получение

питейной прибыли. Эти функции распространялись лишь на некоторую часть

таможен. Все зависело от местных условий и традиций. Важной

особенностью таможенной службы являлось также то, что она выполняла

лишь фискальные задачи. Все денежные средства поступали в Большую

казну, в то время как в западных странах таможенный доход частично

оставался в местных самоуправлениях и использовался на развитие городов

и торговых центров.

Помимо собственно организационных аспектов таможенной службы

следует также остановиться на правовой стороне таможенного дела в рассматриваемый период. В связи с процессами централизации в таможенном деле уже в начале XVI века предпринимаются попытки

унификации сбора пошлин с товаров. И хотя не было единого законодательства, которое бы регулировало сборы, но отдельные правовые

нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров нашли отражение в

грамотах, выдаваемых московским государем таможенникам. Здесь можно

упомянуть грамоту таможенникам г. Дмитрова 1521 года, грамоту 1549 г. о

содействии Дмитровским и Кимерским таможенникам в сборе таможенных

пошлин с торговых людей по случаю уничтожения тарханов царя Ивана

Васильевича, Таможенную Новгородскую грамоту о сборе пошлин на

торговой стороне в Государевой опричнине от 17 марта 1571 года. К концу

XVI века упорядочивались правила о сборе пошлин. В связи с этим был

утвержден ряд грамот: «О сборе гостиной и полавочной пошлины в Великом

Новгороде на Торговой стороне» (1577 г.), «О сборе явчей, пятенной и

привязной пошлины в Великом Новгороде» (1586 г.), «О сборе померной и

покоречной пошлины в Великом Новгороде» (1587 г.).

Их содержание свидетельствует о том, что осуществлялось

упорядочение таможенных формальностей, складывались таможенно-

правовые нормы, определяющие условия применения к субъекту мер

государственно-распорядительного характера, обязательных для исполнения.

В грамотах, наряду с росписями о ставках пошлин и товаров, с которых

брали пошлину, подробно описывался порядок действий таможенников и

лиц, прибывающих на торги, и устанавливались меры наказания для тех, кто

не выполнял требования грамот. В частности, обращалось внимание на

возможные ухищрения со стороны торговых людей и устанавливался штраф

за это. В грамотах указываются штрафы за контрабанду, хотя слово

контрабанда не употребляется, речь идет о промыте.

Как свидетельствуют документы, к концу XVI в. складываются

правовые нормы, регулирующие таможенные отношения с иностранными

купцами. После установления торговых отношений России с англичанами

Дарованной грамотой Ивана IV в 1569 г., им предоставлялось право

беспошлинно провозить грузы в Персию и другие страны. Торговые люди

других стран этими льготами не пользовались. Торговые отношения с ними

регулировались царскими грамотами. В Памяти Новгородским таможенным

головам «О взыскании пошлин с Немецких людей, приезжающих из

Швеции», изложены нормы, определяющие ставки пошлин на ввозимые и

вывозимые товары.

Основными пошлинами были судовая, мытная, померная, привязная,

весчая и другие. Характерно, что еще задолго до именного указа 1653 г.

собиралась рублевая пошлина. В грамотах излагалась подробная роспись

товаров и ставки пошлин. Встречаются указания на необходимость

соблюдения санитарных норм при торговле животными.

Некоторые положения грамот содержали правила поведения

таможенной головы и целовальников. В частности звучали требования,

чтобы таможенники не допускали волокиты, не задерживали уплативших

пошлину, чтобы ни таможенный голова, ни целовальники не брали взяток и

не утаивали часть таможенных сборов. Положения таможенных грамот

устанавливали правовые нормы регулирования отношений таможенных и

торговых людей и предусматривали наказания за злоупотребление властью и

превышение своих полномочий.

Таким образом, в стране складывается единое таможенное

законодательство, совершенствуются правовые нормы, регулирующие

продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

Объективный ход экономического развития Московского государства

требовал дальнейшего совершенствования таможенной системы, которая к

середине XVII в. оставалась практически функцией удельных князей.

Государственный аппарат нуждался в решении задач создания единой

таможенной территории, единых таможенных правил сбора пошлин и

осуществления таможенных формальностей. В содержании грамот

прослеживается возрастание роли великого государя, а затем царя

московского в решении таможенных дел.

ГЛАВА IV Таможенная реформа царя Алексея Михайловича и развитие

таможенного дела во второй половине XVII в.


Тема 1. Причины и предпосылки таможенной реформы.
К началу XVII в. система пошлин в Московском государстве

представляла, по мнению исследователей таможенного дела, механический

конгломерат долголетних исторических напластований. Сложившиеся еще в

XVI и XVII вв. таможенные пошлины обросли множеством дополнительных

налогов, которые с трудом поддавались систематизации. Направленность

таможенной политики Московского государства диктовалась

закономерностями экономического развития страны. К началу XVII в.

экономический аспект объективно сложившейся таможенной системы

утратил свое значение. Дифференциальное таможенное обложение стало

тормозом экономического развития страны. «Местные привилегии,

дифференциальные пошлины... стесняли не только торговлю чужестранцев,

но довольно часто также и торговлю целых категорий собственных

подданных государства, ...нигде не было равенства шансов для буржуазных

конкурентов, а между тем это равенство являлось первым и все более

настоятельным требованием», - писал Ф.Энгельс.

Дифференциальные таможенные пошлины замедляли экономическое

развитие государства. В силу сложившегося положения в России отдельные

феодальные княжества в рассматриваемый период сохраняли особые

таможенные границы. Это тормозило ход экономического развития

централизованного государства, так как рост общественного разделения

труда приводил к концентрированию небольших местных рынков в единый

всероссийский рынок. Однако, несмотря на феодальную структуру

государства к середине XVII в. возникают новые экономические явления:

районы с торгово-промышленной специализацией (хлеб, металлообработка,

производство полотна, холста и др.), а также мануфактуры.

Рост хозяйственной жизни, как уже отмечалось, привел к формированию российского рынка и оптовой торговле, созданию крупных

ярмарок в Москве, Архангельске, Макарьевске и др. Главным пограничными пунктами внешней торговли были Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск и другие города. Таможенная реформа середины XVII в. Способствовала развитию промышленности России. Не было отрасли, которая не достигла бы определенных успехов. Довольно успешно стала развиваться промышленность. Значительных успехов добились производства: сыроварение, винокурение, варка пива и меда, добывание

селитры, металлическое, пушечное, шелкоткацкое и кожевенное дело и др.

Однако, по мнению зарубежных торговцев, промышленность России смогла бы достигнуть более высокого уровня развития. При определенных условиях Россия могла бы обойтись без привоза многих заграничных товаров, если бы не проводила таможенную политику свободной торговли и более надежно защищала свою экономику. В то же время допуская свободный ввоз заграничных товаров в Россию, правительство было заинтересовано в расширении торговли России с Западной Европой. В Россию шли драгоценные металлы и другие товары, которые были для нее необходимы. Линию на свободную торговлю поддерживал А.Л.Ордин-Нащокин.

Более благоприятные возможности для отечественной торговли хотя и были открыты Новоторговым уставом, но принципиально ситуация не изменилась. На вопросы, которые объективно возникли в середине XVII в., были даны ответы Петром I в начале XVIII в.

Тема 2. Торговый устав 1653 г.
25 октября 1653 г. царь Алексей Михайлович подписал Именной указ с

боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием по сколько взято и с каких товаров». Указ заменял прежние многочисленные сборы единой рублевой пошлиной.

Указ устанавливал равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой таможенной пошлиной. Частично были упразднены приезжие сборы. В основу расчета пошлины была положена продажная цена товара —

фактически государство забирает часть прибыли торговца, и тот должен

переложить убыток на покупателя. Сумма пошлины составляла 5% от цены

товара (10 денег — 5 копеек с рубля). Простой подсчет показывает, что

пошлина значительно превышала имевшиеся ранее торговые пошлины, что по замыслу составителей документа, должно было компенсировать казне потери от отмены большинства других пошлин. Несколько по иному собиралась пошлина, если купец покупал товар в одном месте страны, а продавал его в другом. В этом случае пошлина фактически делилась на две части. Первая — пошлина с денег, на которые покупаются товары для последующей продажи, взималась 2,5% от общей суммы покупки. После уплаты пошлины купцу выдавалась «выпись». Продажа таких же товаров в другом городе, селе, местности оплачивалась в размере 2,5%. В этом случае общая уплаченная сумма составляла 5% от стоимости товара и была равна обыкновенной торговой пошлине. Перекупщик ставился здесь в равные условия с купцом.

Это был единственный случай взимания пошлины с покупателя, который покупает товар не с целью использовать его, а продать. Положение Указа упрощало и упорядочивало уплату торговых пошлин. С этих пор рублевая пошлина стала единственной. Это положение Указа действительно

максимально упрощает и упорядочивает уплату торговых пошлин.

Определялось, что единственной пошлиной, которая уплачивается с товара,

является рублевая.

Проезжие, мелкие пошлины отменялись и для не привозных, и для

привозных товаров, сохранялись лишь перекупные пошлины с привозных

товаров. В одном из вариантов дошедшего до нас Указа приводится также

конкретный список отмененных мелких пошлин — посаженное, полозовое,

отвозное, головщина, мытовое и т.д. Пошлины взимались как с привозных, так и н епривозных товаров, с местных жителей и приезжих в одинаковом размере.

Это уравнивало исходные возможности конкурирующих на рынке продавцов и устраняло препятствия, вызванные дифференциацией пошлин. Пошлина берется с денег, а не с товара. Указ гласил, что если купец везет с собой «золотые, ефимики и деньги», то есть обладает определенной суммой, которая

предназначена не для торговли, то «и с тех золотых и с ефимиков и с денег

пошлины не имать», т.е. обложение пошлиной ввозимых и вывозимых

денежных сумм возможно лишь в случае использования таковых для покупки товара. Указом определялась ответственность плательщиков таможенных пошлин за укрытие товаров, за снижение цен и др. В Указе также содержатся положения об обязанностях таможенных голов и целовальников. Люди «торговых чинов» говорилось в документе, не имеют права утаивать товары от обложения пошлинами, утаивать деньги, которые предназначены для покупки товаров на продажу, а также занижать на них цены. Все товары, деньги должны быть предъявлены в соответствующей таможне, а цена продажи «сказывается прямо в правду, без хитрости». Таможенным чиновникам запрещалось злоупотреблять своим положением, ставить цену на товар при расчете цены пошлины выше покупной. За нарушение этих требований Указ предусматривал санкции к нарушителям. Если таможенный голова или целовальник завысит продажную цену товара и получит лишнюю пошлину, то им «иметь наказание без всякой пощады». Такое же наказание предусматривалось и для купцов, которые не предъявили всего товара для досмотра или занижали его цену.

В Именном указе было также отражено требование о снятии

ответственности с купца за действия его подчиненных Правительство

стремилось выявить сокрытия таможенных платежей, используя для этого

самые жестокие способы. Для определения факта утаивания товара

таможенным чиновникам было дано право обыска. В случае необходимости

такие же меры применялись и к иностранным купцам. Вводилось и такое

новшество, как выписи о количестве и наименовании товаров, провозимых

через таможню в Москву из городов или из Москвы в города. На выписях

ставили таможенные печати. В Указе нашла отражение политика, проводимая по отношению к иностранным купцам. Правительство, допуская торговлю, стремилось не допускать утечку богатств за рубеж на не выгодных для государства условиях. Для иностранцев устанавливались пошлина 6% (2

алтына — 12 денег 6 копеек) и подорожные подати при перемещении товаров в городах России. Если же русские товары вывозились за границу, то с иностранцев брали пошлину четыре деньги с рубля — всего 2 % таможенный налог. Льготные таможенные пошлины устанавливались для купцов Греции и Персии (всего 1 %). Вводились единые хлебные меры. Особые пошлины вводились на соль, пушнину и другие товары. На соль устанавливалась 10%-ная таможенная пошлина. С соболей, с мягкой рухляди и рыбы также устанавливалась рублевая пошлина, т.е. с цены товара. Упорядочивались и пошлины за хранение товаров.


Тема 3. Новоторговый устав 1667 г.
Главным препятствием на пути развития внешней торговли были

определенные привилегии иностранцев. Необходимо было разработать и

принять к руководству новый документ, который бы закрепил некоторые

положения Именных указов и обеспечил правовое закрепление выработанных ранее правил таможенных обрядностей и защитил русских купцов от засилья иностранцев. С этой целью был разработан Новоторговый устав (принят 22 апреля 1667 г.). В его подготовке принимали широкое участие представители боярства, купечества, посадского люда и других сословий. Основу этого документа составили положения Именного указа от 25 октября 1653 г., практически полностью вошедшие в Новоторговый устав.

Согласно Уставу внешние таможенные пошлины делились на ввозные и

отпускные, внутренние — на рублевую, перекупную и различные сборы. Цель внешних торговых пошлин — сбор с товаров, перемещаемых в Россию из-за границы. В Уставе рублевая пошлина в отличие от внешних таможенных сборов была не только проезжей, но и торговой. Ею облагались товары, предназначенные для продажи, при перемещении в город или селение, где находилась таможня. Не подвергались оплате рублевой пошлиной лица, независимо от сословного положения перевозящие товары для внутреннего пользования. В местах, где не было таможен, товары местного производства продавались совершенно свободно. В Москве ремесленники продавали свои изделия на площадях без таможенного обложения. Но как только крестьяне привозили свои продукты в город для продажи или же продавали купцу, который вез их в город, то эти продукты облагались пошлиной. Изделия, вывозимые из города, также подлежали представлению в таможню и оплачивались пошлиной. Товары внутреннего производства подлежали оплате рублевой пошлиной один раз, когда впервые представляли товар в таможню: на них выдавалась выписка, и с таким «ярлыком» товар мог свободно перемещаться по всей России и при перепродаже его в другие руки уплачивалась только сравнительно незначительная перекупная пошлина.

Пошлина взималась в виде определенного процента с продажной

стоимости товара, или нескольких денег с рубля — отсюда и само ее название. Ее размер составил 10% (гривна с рубля) с соли, 2,5% (5 денег с рубля) — с сибирских соболей, привозимых в Москву, и 5% (10 денег с рубля) — со всех прочих товаров Согласно общему правилу, пошлина взималась с продавца при самой продаже. Перекупщик мог внести в таможню деньги, предназначенные для покупки товаров, и получив выписку, при представлении которой при покупке товаров продавец освобождался от уплаты той части сбора, которая была уплачена при внесении денег. Если же покупатель продавал свои товары и на вырученные деньги тут же покупал новые, то с него взыскивалась пошлина только за проданные товары, а за купленные взималась пошлина при вторичной перепродаже. Перекупная пошлина взималась при перепродаже в другие руки товаров, уже оплаченных рублевою пошлиной. Из сборов частноправового характера, действовавших в прежнее время, оставлены были в силе сборы за помещение (амбарное, аршинное и т.п.) и перевозное.

Отпускные товары, продаваемые на вес, облагались 4%-ной пошлиной (8 денег с рубля), продаваемые не на вес, — 5%-ной (10 денег с рубля).

Существовали исключения, например, рыба, с которой взимались

специальные более высокие сборы. Многие товары, составляющие предмет

заповедной царской торговли, были запрещены к вывозу частными людьми

(по беломорской торговле — хлеб, пенька, шелк-сырец и др.). Если

заграничные товары покупались русскими торговцами на деньги, вырученные от продажи русских продуктов, или же выменивались на последние, то пошлина при такой сделке не взыскивалась совсем при условии, что русские товары уже были оплачены пошлинами при покупке на внутреннем рынке. С подобных заграничных товаров взималась только 5%-ная рублевая пошлина во внутренних городах, где они шли в продажу. Соответственно если иностранец покупал в порту или пограничном городе русские товары на наличные деньги, то согласно уставу, правильность оценки, сообразно которой устанавливалась пошлина, контролировалась таможенным головой или помощниками, которые должны были лично присутствовать при заключении важнейших торговых сделок между русскими и иностранными торговцами. За каждое нарушение таможенного порядка купец (отсутствие или нехватка грузовых документов, занижение стоимости товара) наказывался конфискацией товаров в пользу Великого Государя.

Таможенный голова обязан был отслеживать качество заграничных

товаров, наличие на них фабричного клейма на тот случай, если товар

окажется некачественным, «огласить приговор воровскому мастеру и отослать с бесчестием с ярмарки». На таможенного голову возлагалась обязанность обращать особое внимание на привоз ювелирных изделий (жемчуга, драгоценных камней), которые могли быть скрыты от досмотра, остерегать торговых людей от покупки таких товаров. С вывозных товаров не взималась отпускная пошлина. А так как русских товаров всегда вывозилось более, чем ввозилось иностранных, то понятно, что на границе с привозных товаров не взималось никакой пошлины, а на внутреннем рынке они оплачивались сбором в 5% цены при продаже.

В Новоторговом уставе довольно подробно изложены правила

таможенного контроля. Товары, привозимые на продажу, подвергались

подробному и тщательному досмотру. Товары, прибываемые через

Архангельск, подвергались досмотру два раза: те, которые шли из России, — в Вологде и других городах, где они грузились на суда, и в Архангельске.

Следует отметить, что вмешательство государства во внешнюю торговлю ограничивалось запрещением вывозить золото в Кизылбаш (Астрахань), внушением купечеству остерегаться покупать предметы роскоши. Первое из этих решений имело, конечно, чрезвычайно важное значение, так как, в сущности, было почти равносильно запрещению вывозить драгоценные металлы из России, т.е. осуществлялась политика меркантилизма. Через территорию России в Западную Европу шли многие азиатские товары, провозимые транзитом. Ценность всех товаров, вывозимых из России в западные страны, превышала стоимость привоза. Поэтому торговый баланс России по торговле с Западом был выгодным для нее. Это прекрасно сознавало русское правительство и считало излишним налагать ограничения на ввоз монет в Россию через Архангельск и западные таможни. В то же время правительство ограничивало вывоз драгоценных металлов в другие страны и, в первую очередь, в Персию, которая имела избыток во многих продуктах и нуждалась главным образом в золоте и серебре. Запрещение вывозить драгоценные металлы в Персию определялось необходимостью поддерживать на должном уровне денежный баланс. Запрет вывоза жемчуга, драгоценных камней, серебра (ст. 94 Новоторгового устава) был и в других государствах.

Правительство намерено было установить впоследствии по примеру других государств высокие пошлины на предметы роскоши. Таким образом,

Новоторговый устав не во всем был либерален по отношению к внешней

торговле. Табак был запрещен к ввозу из нравственно-религиозных

побуждений, вино и сахар были обложены высокими пошлинами по фискальным соображениям, прочие же привозные товары оплачивались 5%

рублевой пошлиной. В то же время правительство еще не увидело истинное

назначение таможенных пошлин, считая его средством поощрения и развития внутреннего производства путем наложения высоких пошлин на ввозимые товары или запрещение их ввоза.

ГЛАВА V. Таможенное дело и таможенная политика России в первой

половине XVIII в.


  1   2   3   4


Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации