Чубаров М.М. Физическое воспитание в вузе - файл n1.doc

приобрести
Чубаров М.М. Физическое воспитание в вузе
скачать (2130.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2131kb.18.09.2012 08:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Министерство образования Российской Федерации

Московский государственный университет технологий и управления



Физическое воспитание в вузе
Москва 2009

удк


ББК

«Физическое воспитание студентов вузов» (тексты лекций) – М.МГУТУ 2009" - с.228
Под общей редакцией профессора кафедры физического воспитания

Чубарова М.М..

Излагаются материалы по наиболее важным темам и вопросам проведения лекций и занятий по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений.

Предназначено для преподавателей и студентов неспортивных вузов.

Аннотация
Учебное пособие посвящено вопросам постановки и организации физического воспитания в вузе, естественно-научным основам физического воспитания, общефизической, спортивной подготовке, основам здорового образа жизни, врачебному контролю и самоконтролю, основам методики для самостоятельных занятий спортом, а также массажа и самомассажа.

Лекции включают основные понятия, терминологию, содержание, контрольные вопросы и краткие ответы по темам лекций.

Материалы лекций, контрольные нормативы и учебная программа могут использоваться для организации и вне учебных занятии но физическому воспитанию для успешной подготовке к зачетам.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
1. Тема1. Физическая культура в вузе.

  1. Тема 2. Естественно-научные, социально-биологические основы физической культуры.

3. Тема3. Основы здорового образа жизни студента.

Роль физической культуры в обеспечении здоровья.

4. Тема 4. Физические качества и методика их развития


5. Тема 5. Общефизическая, специальная и спортивная подготовка в системе физического воспитания

6 Тема 6. Общая физическая подготовка.


  1. Тема 7. Спортивная тренировка

8. Тема 8. Врачебный контроль и самоконтроль занимающихся

физическими упражнениями и спортом

9. Тема 9. История физической культуры

10.Тема 10. Самостоятельные занятия физическими упражнениями в вузе

11. Тема11. Массаж, самомассаж, баня

12.Тема 12. Профессионально-прикладная физическая подготовка.


Список литературы


ПРЕДИСЛОВИЕ

Физическая культура представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина, важнейшим компонентом которой является целостное развитие личности, направленное на воспитание физически культурной личности.

Являясь составной частью общей культуры и профессионально прикладной физической культуры студента в течение всего периода обучения физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования в высшей школе.

Образовательная функция физической культуры осуществляется не только на практических занятиях, но и на лекционных, теоретических занятиях.

Теоретический материал направлен на формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний физически культурной личности.

Материал, направлен на решение:

Содержание лекций включает в себя:

В учебном пособии имеется список рекомендуемой литературы и

контрольные вопросы.

Тема1. Физическая культура в вузе
Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потен­циальных возможностей личности в различных областях деятельнос­ти. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в ду­ховных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необ­ходимые для развития культуры последующих поколений.
Глава 1. Основные понятия

Физическая культура - часть общечеловеческой культуры, направленная на разностороннее укрепление и совершенствование организма человека и улучшение его жизнедеятельности посредством приме­нения широкого круга средств: гигиенических мероприятий, естественных сил природы, различных систем физических упражнений, спорта.

Спорт - составная часть физической культуры, включающая за­нятия разнообразными физическими упражнениями и игры, выполняемые в условиях соревновательной деятельности со стремлением занимающихся к достижению возможно более высокого результата.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически совершенного, социально активного, высоконравственного подрастающего поколения. Физическое воспитание решает задачи реализации потребности человече­ского организма в двигательной активности, совершенствовании физиче­ских и психофизических качеств, способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, продлению творческого долголетия и жизни людей.

Двигательная активность - является одним из обяза­тельных компонентов здорового образа жизни. Заключается в системати­ческом, соответствующем полу, возрасту, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.

Физическое развитие - комплекс морфологических и функциональных показателей развития организма человека, его физических качеств и двигательных способностей, обусловленных внутренними фак­торами и жизненными условиями.

Физическая и функциональная подготовлен­ность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновремен­ным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выде­лительной и др.

Психофизическая подготовленность осущест­вляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влия­ния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость. Например, совершенствуются такие психические качества, как смелость, решительность, настойчивость в достижении цели, способ­ность адаптироваться к резко меняющимся условиям окружающей природ­ной и социальной среды. В прямой зависимости от уровня физической и функциональной подготовленности проявляются также устойчивость вни­мания, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению и ана­лизу и т.п.

Профессиональная направленность физи­ческого воспитания - это использование средств физической культуры и спорта для подготовки к высокопроизводительному качест­венному труду с помощью определенного профилирования физического воспитания с учетом особенностей избранной профессии способствующей, обеспечению высокой работоспособности специалиста.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - специально направленное, избирательное использование средств физической культуры и спорта для поддержания высокого уровня работоспособности и подготовки человека к определенной профессиональ­ной деятельности. Например, специальная физическая подготовка, обеспе­чивающая устойчивость организма к воздействию неблагоприятных ме­теорологических и производственных факторов, устойчивость к гипоксии (недостатку кислорода при работе в замкнутом пространстве, устойчи­вость вестибулярного аппарата при работе на высоте, устойчивость вни­мания и оперативного мышления, эмоциональную устойчивость и т.п.

Физическое совершенство - исторически обуслов­ленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способно­стей, функционального состояния и психических качеств людей, соответ­ствующий требованиям человеческой деятельности в определенных ус­ловиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности че­ловека. Конкретные признаки и показатели физического совершенства определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каж­дом историческом этапе и поэтому меняются по мере развития общества.
Глава 2. Компоненты физической культуры
2.1. Физическое воспитание.
Включенное в систему образова­ния и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей — приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разносто­роннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность ко­ординировать их в разных сочетаниях; система упражнений для раци­онального использования сил при перемещениях в пространстве (ос­новные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.) при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, ганд­бол, футбол, теннис и др.).

Физическое развитие — это биологический процесс становления, изменения естественных морфологических и функциональных свойств организма в течение жизни человека (длина, масса тела, ок­ружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, лов­кость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упраж­нений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха можно изменять в необходимом направлении приве­денные выше показатели физического развития. В основе управления физическим развитием лежит биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем физическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые не­обходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препятствующие физическому совершенствованию человека.

Процесс физического развития подчиняется также закону возраст­ной ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью уп­равления им можно только с учетом особенностей и возможностей ор­ганизма в различные возрастные периоды: становления и роста, наи­высшего развития форм и функций, старения.

Кроме того, физическое развитие связано с законом единства ор­ганизма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и географической среды. Поэтому при выборе средств и методов фи­зического воспитания необходимо учитывать влияние указанных за­конов.

Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоро­вье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гар­моничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про­фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельнос­ти, что составляет общее жизненное благополучие

Благодаря профессионально-прикладной физической культуре со­здаются предпосылки для успешного овладения той или иной профес­сией и эффективного выполнения работы. На производстве - это вводная гимнастика, физкультпаузы, физкультминутки, послерабочие ре­абилитационные упражнения и др. Содержание и состав средств про­фессионально-прикладной физической культуры, порядок их приме­нения определяются особенностями трудового процесса. В условиях воинской службы она приобретает черты военно-профессиональной физической культуры.
2.2. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура
Она связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций ор­ганизма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечеб­ная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие уп­ражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утом­ление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.
2.3. Фоновые виды физической культуры.
К ним относят гигиеничес­кую физическую культуру, включенную в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, другие физические упраж­нения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками) и рекреативную физическую культуру, средства которой использу­ются в режиме активного отдыха (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения). Фоновая физическая культура оказывает оперативное влияние на текущее функциональное состояние орга­низма, нормализуя его и способствуя созданию благоприятного функционального «фона» жизнедеятельности. Ее следует рассматри­вать как компонент здорового образа жизни. Она особенно эффек­тивна в сочетании с другими компонентами физической культуры и прежде всего с базовой.

В качестве средств физической культуры используются:

Их комплексное взаимодействие обеспе­чивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.
Глава 3. Физическая культура в структуре профессионального образования.
Физическая культура — основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и про­фессиональной культуры. Как интегрированный результат воспита­ния и профессиональной подготовки она проявляется в отношении че­ловека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям, в образе жизни и профессиональной деятельности и предстает в един­стве знаний, убеждений, ценностных ориентаций и в их практическом воплощении.

Физическая культура выступает как интегральное качество лич­ности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессио­нальной деятельности, как обобщенный показатель профессиональ­ной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и само­совершенствования. Она характеризует свободное, сознательное само­определение личности, которая на разных этапах жизненного разви­тия из множества ценностей избирает, осваивает те, которые для нее наиболее значимы.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22


Московский государственный университет технологий и управления
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации