Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности - файл n1.doc

приобрести
Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности
скачать (1252 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1252kb.18.09.2012 08:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Соловьев А.И.

Основы информационно-коммуникационной деятельности

Конспект лекций

Вместо предисловия


В 1996 году в образовательной системе факультета журналистики Белорусского государственного университета появилась новая специальность информация и коммуникация. Спустя три года была создана базовая (“выпускающая”) кафедра технологий коммуникации. Эти два взаимосвязанных события стали ответом на один из вызовов времени, который был дан в связи с радикальным изменением содержаний и форм в общей картине связей и отношений внутри социальной и массовой коммуникации на рубеже 20 и 21 веков. А также благодаря изменению места и роли информационных средств и процессов в формировании как индивидуального, так и общественного сознания в постиндустриальную эпоху.

Трансформация качественных и количественных характеристик массовых коммуникационных процессов подвигла как практических, так и научных специалистов нашей страны обратиться к теме коммуникации в аспекте теоретического изучения и практической профессиональной подготовки кадров, специализирующихся по части информационно-коммуникационной деятельности.

Без знания основ информационно-коммуникационной деятельности невозможно стать хорошим профессионалом: журналистом, специалистом по рекламе, менеджером, пиарщиком или переговорщиком. Не только коммуникативная, но и чисто профессиональная компетентность, от которой зависит успех и карьера, предполагает использование вербальных и невербальных средств коммуникации, приемов, методик, технологий воздействия, многообразных форм делового общения, всевозможных общих и частных ноу-хау.

С помощью всего этого сегодня многие предприниматели и политические лидеры используют консультантов, которые способствуют разработке имиджа, чтобы затем в лучших традициях маркетинга продать его потребителю. Сам термин ”имидж” появился в нашем обиходе сравнительно недавно, с началом демократических преобразований в стране. И это не случайно: имидж способен активно “действовать” только при условии существования рынка, при наличии конкуренции. Можно говорить, что сегодня идет борьба имиджей политических и коммерческих лидеров, партий и объединений, коммерческих фирм, товаров и услуг.

Массовые информационные процессы в эпоху глобализации рассматриваются в качестве основы не только традиционных -- социальной и технологической -- эволюций, сопровождающих человеческий род, но и еще одной — эволюции ментальной. Последняя связана именно с возможностями изменений массового сознания, а, следовательно, и массового поведения, чисто коммуникативными средствами и методами, сопряженными с использованием новейших информационных технологий. Можно говорить, по крайней мере, о двух фундаментальных проблемах, представляющих для нас живой исследовательский интерес: во-первых, заметно модифицировалась сама система современной общественной коммуникации, во-вторых, существенное развитие получили собственно пути и методы взаимодействия, применяемые в связанных с информацией и коммуникацией современных профессиях.

Цель занятий в рамках данной учебной дисциплины — дать системные и целостные представления в области основ информационно-коммуникационной деятельности, где центр тяжести находится в сочетании теоретических результатов и практических элементов и модулей осуществляемой коммуникации.
Содержание

Вместо предисловия


МОДУЛЬ 1. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Лекция 1. Раздел I. Журналистика — коммуникативистика —

медиавистика: от эволюции общества к эволюции

профессий и наук

1.1. Коммуникационные дисциплины

1.2. Откуда все начиналось?

1.3. НТР и “третья волна”

1.4. Беларусь на переходном этапе к информационному обществу

1.5 Коммуникационные профессии и проблемы подготовки кадров

1.6. “Коммуникатор”

1.7. . Очарование профессией

1.8 Журналистика и коммуникативистика: не всесто, а вместе

1.9. Факультет медиавистики?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 2. Раздел II. Простая теория коммуникации

2.1. Жизнь — это коммуникация

2.2. Чудо общения

2.3. От общения к коммуникации

2.4. Коммуникационный процесс

2.5.Массовая коммуникация: традиционный и новый подходы в понимании процесса

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 3. Раздел III. Коммуникационная деятельность

3.1. Коммуникационные действия и их формы

3.2. Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности

3.3. Виды коммуникационной деятельности

3.4. Сотрудничество и конфликты в коммуникационной деятельности

3.5. Игры и псевдоигры как способы творческого коммуникационного действия

3.6. Правда и ложь в коммуникационной деятельности

3.7. Коммуникационные барьеры и пути их преодоления

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 4.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 5. Раздел III. Технологии информационного воздействия

5.1. Информация, коммуникативная среда и сферы коммуникации

5.2. Эффект коммуникации и коммуникационный менеджмент в организациях и системах

5.3. Технологии как ключевые элементы воздействия

5.4. Модели и теории убеждения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 6.

6.1. Воздействие, вытекающее из самой природы коммуникатора

6.2 Воздействие со стороны сообщения

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Лекция 7. Раздел 4. Коммуникация в различных сферах социальной жизни

7.1. Что должен уметь PR-менеджер? (портрет профессии)

7.2. Рекламная деятельность: реальность среды и главные участники

7.3. Креативное мышление в рекламе. Что ему способствует?

7.4.Профессия “специалист по маркетинговым коммуникациям”

7.5. Профессия: имиджмейкер

7.6. Памятка ньюс-мейкера

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

МОДУЛЬ 2. ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.....
ЖУРНАЛИСТИКА — КОММУНИКАТИВИСТИКА — МЕДИАВИСТИКА:
ОТ ЭВОЛЮЦИИ ОБЩЕСТВА К ЭВОЛЮЦИИ ПРОФЕССИЙ И НАУК

«К концу двадцатого столетия теория коммуникации, наконец, заняла подобающее ей место в системе наук. На территории стран СНГ мы пока еще не имеем соответствующей специальности (за исключением, пожалуй, Белоруссии, где введена специальность "специалист по информации и коммуникации"). Но и в США соответствующие факультеты коммуникации открывались с большим трудом на протяжении многих десятилетий. Так что мы тут не являемся исключением, вопрос только во времени…»

Г.Г. Почепцов. Теория коммуникации — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2001. — с.648

Коммуникационные дисциплины

Коммуникация заняла одно из важнейших мест в современном мире. Вполне естественно, что многие участники коммуникаций, не желая пускать движение на самотек, начали стремиться к контролю над процессами коммуникаций, к желанию их технологизации. В ХХ веке появилось множество дисциплин, изучающих различные виды и формы коммуникаций. Среди форм деятельности, работающих на основе массовых коммуникаций, назовем, в первую очередь, следующие: журналистика; маркетинг; избирательные (предвыборные или гуманитарные) технологии; паблик рилейшнз; реклама; имиджмейкинг; ньюс-менеджмент; пропаганда; кризисные коммуникации.
Существует также ряд видов профессиональной деятельности, связанных со сферой
межличностных коммуникаций: психоаналитик, переговорщик и т.д.
Классифицировать коммуникационные дисциплины можно по различным признакам.


Во-первых, по сферам деятельности:

А. рыночная экономика: коммерческая реклама, маркетинг, корпоративный PR, гуманитарные технологии, кризисные коммуникации, внутрикорпоративные коммуникации и корпоративная культура и т.п.,

В. политика: политический PR, политическая реклама, пропаганда, ньюс-менеджмент, предвыборные технологии, кризисные коммуникации.
Во-вторых, по методам и инструментам воздействия:

работа с непосредственными сообщениями (реклама), с контекстом событий (PR), с их интерпретацией (ньюс-менеджмент).

В-третьих, по условиям среды деятельности:

авторитарно-тоталитарное общество (пропаганда, агитация), либеральное общество (маркетинг, PR, ньюс-менеджмент, реклама).

По состоянию на 2004 год факультет журналистики Белгосуниверситета проводит подготовку студентов по следующим 4-ем специальностям и 9-ти специализациям:

Журналистика

— литературная работа на радио и телевидении;

— литературная работа в газетах и радио;

— фотожурналистика;

Международная журналистика

— международная журналистика и политика;

— международная журналистика и экономика;

Литературная работа

— литературное редактирование;

Информация и коммуникация

— специалист по связям с общественностью;

— специалист по рекламной коммуникации;

— специалист по аудиовизуальной коммуникации.

Оценивая этот факт и учитывая новейшие тенденции в образовательных системах стран Европы, может быть, следовало бы принять новое название факультета — медиавистики? Тогда фактический результат содержания стал бы полностью соответствовать юридическому статусу формы учебного подразделения. Вопрос отнюдь не риторический, но требующий своего осмысления.

Позже мы вернемся к нему, а пока, сообразуясь с целью и задачами нашего учебного курса, сделаем краткий исторический экскурс в область исследования интересующих нас и пребывающих в непрерывном развитии профессий, каждая из которых в свое время вышла из обильно плодоносящей матери журналистики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Соловьев А.И. Основы информационно-коммуникационной деятельности
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации