Капитонова Н.В. Прогнозирование национальной экономики - файл n1.doc

приобрести
Капитонова Н.В. Прогнозирование национальной экономики
скачать (1481 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1481kb.18.09.2012 08:46скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)
Н.В. Капитонова
Прогнозирование национальной экономики

Учебное пособие для студентов

специальности 080103 – Национальная экономика
Чита 2008

УДК 338.27(075)

ББК 65.054.3я7

ББК У054.3я7

К 202

ISBN 978-5-9293-0341-8

Капитонова, Н.В. Прогнозирование национальной экономики: учеб. пособие / Н.В. Капитонова. – Чита: ЧитГУ, 2008. – с.

Учебное пособие разработано в соответствии с государственным стандартом высшего образования от 17.03.2000г. для специальности 080103 – Национальная экономика. Учебное пособие содержит методически обработанное систематизированное изложение вопросов учебной дисциплины в соответствии с учебной программой.

В работе рассматриваются особенности национальной экономики, сущность и содержание социально-экономического прогнозирования, методы прогнозирования, классификация моделей применяемых в национальной экономике.

Учебное пособие может быть рекомендовано для студентов экономических специальностей вузов, аспирантов и преподавателей.

Рецензенты:

1) С.А. Городкова, к.э.н., доцент кафедры экономики ЗИП СибУПК;

2) О.В. Гладких, к.э.н., зав. кафедрой коммерции и предпринимательства ЧИ БГУЭП.

Утверждено и рекомендовано к изданию решением редакционно - издательского совета ЧитГУ.

Ответственный за выпуск к. техн. н., доцент А.Ю. Лавров.

© Читинский государственный университет, 2008

© Капитонова Н.В., 2008

Оглавление

Предисловие ……………………………………………………….. 5

Введение…………………………………………………................. 7

1. Национальная экономика как объект прогнозиро-

вания ……………………………………………………………... 8

2. Сущность и содержание социально-экономического

прогнозирования национальной экономики………… 18

2.1. Понятие прогноза и прогнозирования ………………………. 18

2.2. Классификация прогнозов ……………………………………. 20

2.3. Основные функции и принципы прогнозирования ………… 23

2.4. Этапы прогнозирования национальной экономики……….. 30

2.5. Планирование и прогнозирование экономического

развития ……………………………………………………… 33

3. Методы прогнозирования национальной

экономики ……………………………………………………. 40

3.1. Классификация методов прогнозирования …………………. 40

3.2. Интуитивные методы прогнозирования ……………….......... 41

3.3. Формализованные методы прогнозирования………… …….. 51

3.4. Нормативный и балансовый методы в прогнозировании…... 73

4. Объекты прогнозирования национальной экономики 85

4.1. Национальный продукт………………………………………. 85

4.1.1. ВВП И ВНП, состав и способы расчета ……………….… 88

4.1.2. Показатели системы счетов ………………………..……. 95

4.1.3. Национальное богатство …………………………..……. 97

4.1.4. Методы прогнозирования динамики ВВП ……….. …….. 100

4.2. Прогнозирование доходов и расходов населения …………. 107

4.2.1. Уровень и качество жизни ………………………………. 107

4.2.2. Показатели уровня жизни населения …………………... 109

4.2.3. Потребительская корзина, прожиточный уровень …… 112

4.2.4. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) … 121

4.2.5. Прогнозирование доходов населения в национальной

экономике…………………………………………………. 122

4.3. Бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика в

регулировании национальной экономики………………… 126

4.3.1. Планирование и прогнозирование доходов и расходов

государства ……………………………………………. 126

4.3.2. Кредитно-денежная политика государства …………… 143

4.3.3. Структура и динамика денежной массы в Читинской

Области…………………………………………………... 149

4.4. Прогнозирование инфляционных процессов в нацио-

нальной экономике ………………………………………… 152

4.4.1. Прогнозирование инфляции и антиинфляционная

политика…………………………………………………. 152

4.4.2. Деятельность органов исполнительной власти Читинской

области в области антиинфляционной политики ………. 163

4.5. Прогнозирование отдельных элементов демографической

политики в национальной экономике …………………... 166

4.5.1. Теоретический и методический аспекты демографического

развития ……………………….…………………………… 166

4.5.2. Безработица как объект прогнозирования демографической

политики …………………………………….…………….. 173

Глоссарий ………………………………………………………….. 185

Библиографический список ……………………………………... 189


Предисловие
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих прогнозирование в национальной экономике. Овладение знаниями этого курса позволяет лучше оценить состояние национальной экономики России не только в прошлом и настоящем и, но и определить подход к будущему.

Во всех звеньях хозяйствования, на всех уровнях управления возрастает роль специалистов, умеющих принимать оптимальные решения, постоянно согласовывать текущую работу с перспективными задачами в будущем. Без предвидения управление невозможно. Поэтому будущий специалист должен овладеть навыками прикладного прогнозирования и планирования. Помочь решению этой задачи призвано учебное пособие «Прогнозирование национальной экономики».

Содержание учебного пособия полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего образования для специальности 080103 – Национальная экономика, требованиям к содержанию учебной программы в соответствии с учебной дисциплиной.

В работе автор рассматривает особенности национальной экономики, сущность и содержание социально-экономического прогнозирования, методы прогнозирования, классификацию моделей, применяемых в национальной экономике, проблемы безработицы, инфляции и др.

Также в учебное пособие включен толковый словарь основных экономических терминов, часто используемых в учебном пособии, составленный на основе современных экономических словарей.

Автор будет благодарен за все замечания и пожелания в адрес учебного пособия, чтобы учесть их в дальнейших исследованиях и публикациях.


Введение
Отечественная экономическая наука находится сегодня на новом этапе развития. От почти полного отрицания государственного управления экономикой, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в 90-х годах ХХ-ХХI в., опять был сделан поворот к теме государственного регулирования национальной экономики. Прежде всего, актуализировалась необходимость создания механизма согласования интересов и деятельности государственных и негосударственных хозяйствующих субъектов, который позволил бы сочетать государственное регулирование национальной экономики с ее саморегулированием. Именно поэтому автор учебного пособия рассматривает объекты прогнозирования, принципы, а также методы и модели прогнозирования национальной экономики.

Представленное учебное пособие состоит из четырех глав, такие как «Национальная экономика как объект прогнозирования», «Сущность и содержание социально-экономического прогнозирования в национальной экономике», «Методы прогнозирования национальной экономики», «Объекты прогнозирования национальной экономики».

Материалы глав снабжены методическим аппаратом: вопросы, задачи, которые можно использовать как для самостоятельной работы студентов, так и на практических занятиях.

В конце учебного пособия находится глоссарий, составленный на основе современных экономических словарей, который поможет будущему специалисту лучше освоить учебный материал.

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ОБЪЕКТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Национальная экономика является частью национальной системы, исторически сложившейся и развивающейся в определенном цивилизационно - культурном пространстве, государственных и природно-географических границах, поставленная в рамки определенных по­литических и правовых координат, хозяйственных традиций, трудовой и предпринимательской культур, с присущей им этикой, моралью и экономическим мышлением [27,288с.].

В широком смысле, национальная экономика – экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная хозяйственная, социальная, организационная система, обладающая экономическим потенциалом, включающим природно-экологическую, трудовую, производственную, научно-техническую, информационно-управленческую, финансовую составляющие. И функционирующая в условиях государственного управления и регулирования, муниципального самоуправления, рыночных отношений. Она охватывает всю совокупность уровней функционирования экономики страны: межгосударственный, общегосударственный, отраслевой, региональный, муниципальный, хозяйствующих субъектов, предпринимателей, домашних хозяйств.

Как наука, национальная экономика изучает социально-экономические процессы в единстве стадий производства, распределения, обмена, потребления с учетом управляющих воздействий на эти процессы со стороны разных субъектов и отношений.

Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пре­делах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, услуг, труда, недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, средств производства и др.

В национальной экономике ключевые элементы системы уподоб­ляются источникам экономической выживаемости страны. Это, прежде всего внутренние источники простого и расширенного воспроизводства, оптимальная структура экономики, распределение прав собственно­сти, экономические финансовые механизмы, тип социально-трудовых отношений, формы связи с внешним миром, система управления экономикой в целом, экономические границы национальной эконо­мики.

Национальная экономика оперирует понятиями и категориями рыночной экономики. Она складывается в условиях, когда приоритеты отдаются удовлетворению постоянно растущих запросов потребите­лей. Подчиняясь рыночной концепции дохода и доходности, национальная экономика является атрибутом рынка.

Также национальная экономика является объектом прогнозирования, именно национальная экономика стремится к стабильности и достигает ее благодаря росту ВВП, увеличению занятости, поддержанию цен, внешнего баланса.

Можно выделить пять основных целей национальной экономики - рисунок 1:

1. Стабильно высокие темпы роста национального объема про­изводства и обеспечение нормального экономического роста. Это
предполагает устойчивый рост объема производства товаров и услуг
данной страны без резких изменений, спада и кризисов.

2. Стабильный уровень цен. Низкие цены выгодны для потреби­теля, но лишают стимула производителя; высокие цены стимулируют
производство, но снижают покупательную способность потребителя.
Если цены неизменны в течение длительного времени, это приводит
к замедлению темпов роста ВВП, снижению занятости, что тоже пло­хо для экономики. Предполагается, что цены устанавливаются на ос­нове свободной рыночной конкуренции и не повышаются слишком
быстрыми темпами. Стабилизация цен достигается посредством их
регулирования. В рыночной экономике оно происходит на основе кон­куренции, соответствия спроса и предложения. В плановой экономике
преобладает государственное монопольное ценообразование, что, как
правило, приводит к снижению стимула производителей, несоответст­вию спроса предложению, падению жизненного уровня населения.

3. Обеспечение занятости, которая выражается через уровень
безработицы. Показатели уровня безработицы, объема производства
и инфляции взаимосвязаны. Если объем производства больше потен­циального, то занятость приближается к полной, но инфляция растет.
Снижение объема производства ведет к уменьшению инфляции, но
заметно растет безработица на национальном рынке труда.

4. Поддержание равновесного внешнеторгового баланса. Внеш­няя торговля тесно связана с объемом производства. Чем больше стра­на производит, тем больше она продает за границу. С другой стороны,
импорт товаров усиливает конкуренцию на внутреннем рынке, давая
населению широкие возможности для выбора. Серьезное воздействие
торгового баланса на сальдо, следовательно, и на объем производст­ва внутри страны оказывает курс валюты.

5. Социальная поддержка уязвимых слоев населения. Основны­ми формами социальной поддержки являются денежные доплаты, до­тации на приобретение отдельных видов продуктов питания и непро­довольственных товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные
услуг и, натуральная выдача отдельных товаров, введение продоволь­ственных талонов, льготы при покупке лекарств и т.д.


Основные цели




Стабильно высокие темпы роста национального объема про­изводства




Стабильный уровень цен




Обеспечение занятости




Поддержание равновесного внешнеторгового баланса




Социальная поддержка населения


Рис. 1. Основные цели национальной экономики




Чтобы добиться поставленных целей в национальной экономике применяется прогнозирование, которое осуществляется путем применения определенных инструментов макроэкономического регулирования:

- фискальной политики (оперирования государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);

- определенной кредитно-денежной политикой (прогнозом и контролем над денежным предложением);

- политикой регулирования доходов (от свободного установ­ления цен до денежного контроля);

- особой внешнеэкономической политикой (прогнозированием торговой полити­кой, регулированием обменного курса).

Структура национальной экономики в экономической теории рассматривается в воспроизводственном, правовом, отраслевом, соци­ально - экономическом, территориальном аспектах [27, 12с.].

В воспроизводственную структуру включаются домашние хо­зяйства. Здесь потребляется значительная часть национального дохо­да, накапливаются средства, переходящие в другие сферы националь­ной экономики.

В правовом отношении национальная экономика — совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, имеющих статус юридического лица.

В отраслевом отношении при анализе национальной экономики пользуются такие понятия, как сфера (например, производственная непроизводственная), сектор (например, сектор домашних хозяйств), отрасль (например, черная металлургия), вид экономической деятельности (например, индивидуальный предприниматель по производству пищевых продуктов).

Также в некоторых источниках выделяют внешнеторговую структуру, она определяется уровнем развития производительных сил общества, состоянием экономики и ее структурой. Так, экспорт высокоразвитых государств ориентирован на наукоемкую и технологическую продукцию, в импорте же преобладают сырье, энергоносители, продукты экологически вредных производств.

Разделение национальной экономики на сферы осуществляется точки зрения участия их в формировании ВВП и национального дохода (НД). Кроме того, деление на сферы позволяет проследить единую цепь экономической деятельности. В соответствии с этим вся национальная экономика делится на две сферы.

Первая - сфера материального производства. Представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, грузовой транспорт, вязь в части обслуживания производственной сферы, лесное хозяйство, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельхозпродуктов, прочие виды материального производства). Результатом деятельности в данной сфере является продукция производственно-технического назначения, товары и изделия широкого потребления, услуги транспорта, связи и др. В мировой практике используется также деление сферы материального производ­ства на промежуточную продукцию (продукт, подвергающийся даль­нейшей технологической обработке) и конечную (продукт, не подвер­гающийся дальнейшей технологической обработке).

Вторая сфера - непроизводственная объединяет отрасли и виды деятель­ности по обслуживанию населения (образование, науку, здравоохране­ние и социальные услуги, культуру и искусство, физкультуру и спорт, управление, деятельность по предоставлению коммунальных, соци­альных и персональных услуг и т.д.).

Экономические процессы в на­циональной экономике подразделены на секторы. Сектор - совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения целей, функций, выполняемых ими в экономическом процессе, а также поведения и методов финансирования затрат на производство. Таким образом, группировка по секторам позволяет выделить части национальной экономики, обла­дающие общими характеристиками, единством теоретических и прак­тических целей.

По форме собственности различают государст­венный и частный секторы экономики. Первый сектор представлен совокупностью предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности или контролируемых и управляемых государственными органами. Частный сектор — совокупность предприятий, организаций и учреждений, не контролируемых государством непо­средственно.

В соответствии с системой национальных счетов (СНС) в отечественной экономике сформированы следующие секторы:

1. Финансовые учреждения (совокупность коммерческих и не­
коммерческих организаций, основными видами, деятельности которых являются финансовое посредничество, страхование, вспомогательная деятельность в области финансового посредничества и страхования; в этот сектор включаются система Центрального банка Российской Федерации (Банк России), коммерческие банки, прочие финансовые посредники — инвестиционные и инновационные фонды, лизинговые организации, благотворительные и спонсорские фирмы, финансовые вспомогательные учреждения — фондовые бир­жи, страховые корпорации и пенсионные фонды).

2. Нефинансовые предприятия (совокупность хозяйственных
единиц, занимающихся производством товаров и услуг с целью полу­чения прибыли, и некоммерческих организаций, занятых нерыночным
производством; сектор нефинансовых предприятий вносит наиболь­ший вклад в производство ВВП).

3. Государственные учреждения (совокупность органов зако­нодательной, судебной и исполнительной власти, фондов социального обеспечения и контролируемых ими некоммерческих организаций; выделяют три уровня государственных учреждений - федеральный, региональ­ный и местный).

4. Домашние хозяйства (совокупность домашних хозяйств).

5. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние
хозяйства (совокупность некоммерческих организаций, основной
функцией которых является предоставление товаров и услуг домаш­ним хозяйствам на нерыночной основе; этот сектор финансируется в основном за счет добровольных взносов, спонсорской помощи, до­ходов от собственности).

Видом экономической деятельности или отраслью является сово­купность предприятий и организаций, для которых характерна общ­ность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии произ­водства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли имеет целью ре­шить многочисленные задачи, из которых основными являются сле­дующие:

- идентификация экономической деятельности, заявляемой
хозяйствующими субъектами при регистрации;

- разработка нормативных правовых актов, касающихся госу­дарственного регулирования отдельных видов экономической дея­тельности;

- обеспечение потребностей органов государственной власти
и управление информацией о видах экономической деятельности при
решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др.;

- осуществление государственного статистического наблюде­ния за развитием экономических процессов;

- подготовка статистической информации для работы с ней на
международном уровне.

Социально-экономическая структура характеризует деление на­циональной экономики на секторы по группам предприятий, группам населения, видам труда и т.п. — в соответствии с формами собствен­ности.

Территориальная структура означает деление национальной экономики на зоны (Западную и Восточную), укрупненные экономи­ческие районы, крупные экономические районы, федеральные окру­га, регионы — субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

В национальной хозяйственной системе можно выделить следующие уровни: межстрановый, федеральный, региональный, внутрирегиональный комплекс, уровень отдельных отраслей, внутриотраслевой уровень, уровень взаимосвязей предприятий, отдельные организационно-правовые формы хозяйствования, внутрипроизводственный и личностный уровни.

Объект прогнозирования – национальная экономика. В общем виде прогноз – система аргументированных представлений о будущем состоянии изучаемого объекта, носящих вероятностный характер.

Общей функцией прогноза является снижение неопределенности при принятии решений. Вероятностный характер прогноза означает, что существуют различные альтернативы будущего состояния объекта, что и порождает саму задачу прогнозирования.
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие национальной экономики.

2. Какое место в системе экономических наук занимает национальная экономика?

3. Охарактеризуйте основные цели национальной экономики.

4. Выберите, что не входит в число целей национальной экономики:

- обеспечение роста ВВП;

- обеспечение занятости;

- миротворческие миссии;

- стабильный уровень цен.

5. Раскройте структуру национальной экономики.

6. К какому уровню национальной экономики относятся производственная фирма, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, экспорт и импорт Российской Федерации?
Рекомендуемая литература
1.Базылев, Н.И. Макроэкономика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2006. - 190с.

2. Бункина, М.К. Национальная экономика. Учебник (ГРИФ) / М.К. Бункина. – М.: Логос Палеотип, 2003.

3. Казаченко, Л.Д. Национальная экономика: учеб. пособие / Л.Д. Казаченко, Е.С. Баранова. – Чита: ЧитГУ, 2007. – 234с.

4. Национальная экономика. Учебник / под ред П.В. Савченко. – М.: Экономистъ, 2006. – 813с.

5. Юсупов, К.Н. Национальная экономика: учеб. пособие/ К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, А.Р. Таймасов. – М.: КНОРУС, 2008. – 288с.

2. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Понятие прогноза и прогнозирования
Греческого слово «prognosis» - прогноз означает предвидение, пред­сказание развитие чего-либо, основанное на определенных фактиче­ских данных. В общем виде под прогнозом следует понимать научно обо­снованную гипотезу о вероятно будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [25, 711с.].

Разработка, составление прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование – метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего. Также прогно­зирование есть составление прогноза развития, становления, распростра­нения чего-либо (например, науки, отрасли производства и т. д.) на основании изучения тщательно отобранных данных. В проблеме прогнозирования различают два аспекта: теоретико-познаватель­ный, подразумевающий описание возможных или желательных перспек­тив, состояний, решений проблем будущего, и управленческий, предпо­лагающий использование информации о будущем при принятии решений.

Социально-экономическое прогнозирование в национальной экономике является одним из важ­нейших направлений общественного развития. Это процесс разработки прогнозов, основанный на научных методах познания социально-эконо­мических явлений и использовании всей совокупности методов, средств и способов экономической прогностики.

Цель прогнозирования национальной экономики состоит в создании научных предпосылок, вклю­чающих научный анализ тенденций развития национальной экономики; вариантное пред­видение предстоящего развития общественного воспроизводства, учиты­вающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направле­ний социально-экономического и научно-технического развития для при­нятия управляющих решений.

Современная экономика характеризуется высоким уровнем взаимозависимости отдельных секторов, макроэкономическое про­гнозирование становится уже условием успешного функционирова­ния правительственных структур, крупного и среднего бизнеса. Поэтому с 1970-х гг. в промышленно развитых странах к прогнозной работе стали активно подключаться различные неправительственные организации.

В течение 1920-х гг. в СССР был накоплен опыт экономического планирования, позволивший приступить к разработке первого пяти­летнего плана, направленного на решение задачи максимального эко­номического роста. В ходе этих работ изучались и более длительные перспективы роста; также были разработаны инструменты для иссле­дований, по своей сути тождественных тем, которые именовались про­гнозными в западных странах. Другой вопрос, что эта совокупность методов и инструментов не называлась «моделями», не говоря уже про известное противопоставление «прогноза» и плана.

Первое построение такого рода, аналогичное поздним моделям роста и во многом более совершенное - работа Г. А. Фельдмана.

Окончательное оформление система государственного прогнози­рования в СССР получила в начале 70-х гг. XX в., когда начала регуляр­но (раз в пять лет) составляться Комплексная программа научно-технического прогресса на двадцатилетнюю перспективу.

В Российской Федерации в настоящее время существует система государственного прогнозирования социально-экономического развития, включающая прогнозы различной длительности. Основным является годовой прогноз функционирования экономики, обеспечивающий построение проекта федерального бюджета. Кроме того, в течение 1997-2002 гг. разрабатывались прогнозы на 3 - 4 летнюю перспективу как основа для различных вариантов среднесрочных программ действий Правительства РФ. Наконец, в ходе составления программы действий Правительства РФ на долгосрочную перспективу (на 2001—2010 гг.) проводились прогнозные исследования на десятилетний период [14, 637с.].
2.2. Классификация прогнозов
Все прогнозно-аналитические разработки в социально-экономическом прогнозировании национальной экономики можно условно классифицировать:

1. По масштабу прогнозирования: макроэкономические (народнохозяйственные); межрегиональные и межотраслевые прогнозы разви­тия народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, агро­промышленного, инвестиционного, инфраструктурного, социального и др.); прогнозы отраслевые (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, образования, здравоохранения и других отраслей материального производства и непроизводственной сферы); региональ­ные (национально-государственных и административно-территориальных образований в составе Российской Федерации); прогнозы первичных звеньев народнохозяйственной системы (предприятий и организаций); прогнозы от­дельных производств и продуктов.

2. По времени упреждения прогнозы подразделяются на оперативные (пе­риод упреждения до одного месяца), краткосрочные (период упреждения от одного месяца до года), среднесрочные (период упреждения от года до 5 лет), долгосрочные (период упреждения от 5 до 15, 20 лет) и дальнесрочные (период упреждения свыше 20 лет). Под периодом упреждения при прогнозировании понимается отрезок времени от момента, для кото­рого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

Многообразие используемых в практической деятельности прогнозов образует определенную систему. Под системой социально-экономического прогнозирования следует понимать определенное единство методологии, организации и разработки прогнозов, обеспечивающее их согласованность, преемственность и непрерывность. В зависимости от характера исследуе­мых объектов выделяют следующие виды прогнозов: экономические, при­родных ресурсов, научно-технические, демографические и социального развития.

Экономический прогноз один из инструментов экономического планирования, дающий возможность предвидеть условия общего экономического равновесия в течение того или иного периода времени [25, 712с.].

Экономические прогнозы исследуют перспективы развития отдельных эле­ментов производительных сил и производственных отношений: произво­дительность труда; использование и воспроизводство трудовых ресурсов и основных фондов; объем и состав инвестиций и их эффективность; темпы экономического роста; развитие отраслей и народнохозяйственных комп­лексов; динамику, объем, состав и качество выпускаемой продукции и др.

Прогнозы природных ресурсов характеризуют вовлечение последних в хо­зяйственный оборот и охватывают все виды общественного воспроизвод­ства и природную среду: топливо и минеральные ресурсы, ресурсы Ми­рового океана, некоторые виды энергии, растительный и животный мир, а также охрану окружающей среды.

Научно-технические прогнозы рассматривают достижения научно-техни­ческого прогресса, оказывающие существенное влияние на размещение производства, природные факторы. Выделяют следующие их виды: прогно­зы развития науки как одной из сфер человеческой деятельности, прогно­зы фундаментальных и прикладных исследований; прогнозы развития и использования достижений научно-технического прогресса в народном хозяйстве; определение последствий научно-технического прогресса.

Демографические прогнозы охватывают движение народонаселения и вос­производство трудовых ресурсов, уровень занятости трудоспособного на­селения, его квалификационный и профессиональный состав. Они вклю­чают показатели численности и естественного движения населения (рож­даемость, смертность), соотношения по половому и возрастному составу и другие.

Прогнозы социального развития включают потребление населением про­дуктов питания и непродовольственных товаров, розничный товарообо­рот, развитие отраслей непроизводственной сферы: общее и профессиональное образование, культуру и искусство, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения и др.
2.3. Основные принципы и функции прогнозирования
Прогнозирование развития народного хозяйства охватывает все аспек­ты и уровни его функционирования и основывается на совокупности всех перечисленных выше прогнозов, т. е. носит комплексный характер. Разра­ботка какого-либо прогноза есть поиск возможного реалистического, эко­номически верного решения. Любой прогноз обнаруживает вероятность различных вариантов развития, анализирует и обосновывает их. Он содержит материалы, необходимые для разработки плановых и хозяйственных документов, принятия обоснованных управленческих решений.

Прогнозирование имеет некоторые специфические особенности. Во-первых, оно основано на прогностических методах. Во-вторых, прогнозирование существует как самостоятельная отрасль знаний, так как ряд социально-экономических процессов не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования. Это демографические про­цессы, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень раз­вития личного подсобного хозяйства, состав семей и половозрастная струк­тура населения и некоторые другие. В период перехода к рынку перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется. В-третьих, прогнози­рование характеризует определенную, отличную от других путей позна­ния социально-экономической действительности ступень изучения иссле­дуемого объекта, а также самостоятельные, хотя и взаимосвязанные с ними формы предвидения его будущего состояния.

Социально-экономическое прогнозирование базируется на следующих принципах: системности, научной обоснованности, адекватности, аль­тернативности, целенаправленности - рисунок 2.

прогнозирование

системность

адекватность





научная обоснованность

целенаправленность

альтернативность

Рис. 2. Основные принципы прогнозирования
Принцип системности прогнозирования предполагает исследование ко­личественных и качественных закономерностей в экономических систе­мах, построение такой логической цепочки исследования, согласно кото­рой процесс выработки и обоснования любого решения отталкивается от определения общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех входящих в неё подсистем. При этом данная система рассматривается как часть более крупной системы, также состоящей из определенного количества подсистем.

Под системностью методов и моделей социально-экономического про­гнозирования следует понимать их совокупность, позволяющую разрабо­тать согласованный и непротиворечивый прогноз по каждому направле­нию. Однако в условиях переходной экономики построить целостную си­стему моделей социально-экономического прогнозирования очень слож­но, поскольку это сопряжено с рядом трудностей методологического и организационного характера. Решение этой проблемы может быть достиг­нуто на основе унификации блочных моделей, вычислительных способов решения, создания информационного банка данных.

Принцип научной обоснованности означает, что в социально-экономи­ческих прогнозах всех уровней всесторонний учет требований объективных экономических законов должен базироваться на применении научно­го инструментария, глубоком изучении достижений отечественного и за­рубежного опыта формирования прогнозов. Прогнозирование должно стро­иться на широком использовании методик и моделей как условия науч­ного формирования прогнозов отдельных блоков комплексной системы, их обоснованности, действенности и своевременности.

Принцип адекватности прогноза объективным закономерностям харак­теризует не только процесс выявления, но и оценку устойчивых тенден­ций и взаимосвязей в развитии народного хозяйства и создание теорети­ческого аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией.

Реализация принципа адекватности предполагает учет вероятностного, стохастического характера реальных процессов. Это означает необходи­мость оценки, как сложившихся отклонений, так и таких, которые могут иметь место, а также господствующих тенденций; определение возмож­ной области их расхождения, т. е. оценку вероятности реализации выяв­ленной тенденции.

Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможнос­тью развития народнохозяйственного комплекса и его отдельных звень­ев по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных со­отношениях. При переходе от имитации сложившихся процессов и тен­денций к предвидению их будущего развития возникает необходимость построения альтернатив, т. е. определения одного из двух или нескольких возможных, а зачастую и противоположных, взаимоисключающих пу­тей развития хозяйства.

Принцип целенаправленности предопределяет активный характер про­гнозирования, поскольку содержание прогноза не сводится только к пред­видению, а включает и цели, которые предстоит достигнуть в экономике путем активных действий органов государственной власти и управления.

Основными функциями прогнозирования являются (рисунок 3):

- научный анализ экономических, социальных, научно-технических про­цессов и тенденций;

- исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства в конкретных условиях в определенном периоде;

- оценка объекта прогнозирования;

- выявление объективных альтернатив экономического и социального развития;

- накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.

Рассмотрим некоторые из названных функций более подробно.

Научный анализ осуществляется по трем стадиям, или этапам: ретроспекция, диагноз, проспекция.

Под ретроспекцией понимается этап прогнозирования, на котором ис­следуется история развития объекта прогнозирования для получения его систематизированного описания.


1. Научный анализ

Этапы:

  1. ретроспекция (исследование истории развития объекта);

  2. диагноз (анализ объекта);

  3. проспекция (разработка прогнозов развития объекта).



2. Исследование объективных связей социально-экономических явлений развития народного хозяйства



3. Оценка объекта прогнозирования



4. Выявление объективных альтернатив экономического и социального развития

Подходы

I. исторический

II. комплексный







генетический

нормативный




5. Накопление научного материала


Рис. 3. Функции прогнозирования
На стадии ретроспекции происходят сбор, хранение и обработка информации, источников, необходимых для про­гнозирования, оптимизация, как состава источников, так и методов изме­рения и предоставления ретроспективной информации, уточнение и окон­чательное формирование структуры и состава характеристик объекта про­гнозирования.

Диагноз — этап прогнозирования, на котором исследуется системати­зированное описание объекта прогнозирования с целью выявления тен­денции его развития и выбора моделей и методов прогнозирования. На стадии диагноза производится анализ объекта прогнозирования, который лежит в основе прогнозной модели. Этот анализ заканчивается не только разработкой модели прогнозирования, но и выбором адекватного метода прогнозирования.

Проспекция — этап прогнозирования, на котором по данным диагноза разрабатываются прогнозы развития объекта прогнозирования в будущем, производится оценка достоверности, точности или обоснованности про­гноза (верификация), а также реализация цели прогноза путем объедине­ния конкретных прогнозов на основе принципов прогнозирования (син­тез). На стадии проспекции выявляется недостающая информация об объек­те прогнозирования, уточняется ранее полученная, вносятся коррективы в модель прогнозируемого объекта в соответствии с вновь поступившей информацией.

Исследование объективных связей социально-экономических явлений осуществляется в процессе разработки механизма использования эконо­мических законов, являющихся отражением существенных причинно-след­ственных связей явлений, выражающих их повторяемость в определенных условиях. Вместе с тем при прогнозировании необходимо учитывать и не­определенность, обусловленную вероятностным действием экономичес­ких законов, неполнотой их знания, наличием субъективного фактора при принятии плановых решений, несовершенством и недостаточной на­дежностью информации.

Оценка объекта прогнозирования базируется на сочетании аспектов де­терминированности и неопределенности. Детерминизм — философская концепция, признающая объективную закономерность и причинную обус­ловленность всех явлений природы и общества. Детерминировать — зна­чит определять, обусловливать. При абсолютном детерминизме исчезает возможность альтернативного выбора решений. При абсолютной неопре­деленности конкретное представление будущего невозможно. Поэтому при отсутствии одного из аспектов прогнозирование теряет смысл.

Выявление объективных альтернатив исследуемого процесса и тенден­ций его развития на перспективу предполагает необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями. Необходимо ставить под контроль экономические и социальные процессы, определять в соответствии с по­ставленными перспективными целями оптимальные пропорции на дли­тельный период.

Реализация функций прогнозирования позволяет определить общие и специфические подходы, составляющие его научную основу. В прогнози­ровании используются следующие общенаучные подходы: исторический и комплексный.

Исторический подход заключается в рассмотрении каждого явления и процесса во взаимосвязи его исторических форм. В процессе прогнозирова­ния следует исходить из того, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный результат его предшествующего развития, а будущее — закономерный результат его развития в прошлом и настоящем.

Комплексный подход предполагает рассмотрение объекта исследования в его связи и зависимости с другими процессами и явлениями. В его рам­ках выделяют в качестве специфических генетический (исследовательский, поисковый) и нормативный (целевой) подходы.

При генетическом подходе конечной целью является опреде­ление возможных состояний объекта прогнозирования в перспективе, с учетом сохранения существующих тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются условия, которые могут изменить эти тенденции. При нормативном подходе принимается в качестве цели опреде­ление путей и сроков достижения возможного состояния объекта прогно­зирования в будущем. Исследуются и прогнозируются возможные пути изменения тенденции за счет интенсификации производства, изменения его структуры, динамика экономических показателей, производительно­сти труда и т. д. Оба названных подхода связаны между собой, взаимно дополняют друг друга и, как правило, используются в совокупности, обес­печивая комплексное изучение прогнозируемого явления или процесса.
2.4. Этапы прогнозирования национальной экономики
Все формальные процедуры прогнозирования национальной экономики предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предполо­жении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распозна­ны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В дейст­вительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если толь­ко он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования национальной экономики [23, 22с.].

1. Сбор данных

2. Редукция или уплотнение данных

3. Построение модели и ее оценка

4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)

5. Оценка полученного прогноза

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной ча­стью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с исполь­зованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствую­щих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации опреде­ленные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различ­ных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много ис­ходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого от­ношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирова­ния. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некото­рого конкретного исторического периода. Например, при прогнозировании продаж малолитражных автомобилей целесообразно будет использовать данные о продажах автомобилей только с момента введения эмбарго на нефть в 1970-х годах, а не дан­ные за последние 50 лет.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наибо­лее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошиб­ки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фир­мы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученно­му прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к про­гнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понят­ному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менед­жеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного, очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора. Поскольку в этой книге обсуждается значительное число различных моделей прогноза наряду с областью их применимости, мы надеемся, что после изучения предложенного мате­риала возможности читателей в отношении подбора моделей прогнозирования и пра­вильной их оценки, несомненно, возрастут.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получе­ние требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошед­шие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошиб­ки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, при описании этапа пять.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фак­тической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. По­сле того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Не­которые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное отделения ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогно­за. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивает­ся с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозиро­вания. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.
  1   2   3   4   5   6   7


Федеральное агентство по образованию
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации