Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена - файл n1.doc

приобрести
Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена
скачать (2062.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc2063kb.18.09.2012 08:38скачать

n1.doc

  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»


С.И.Картышева

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ШКОЛЬНАЯ ГИГИЕНА
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ВОРОНЕЖ 2007
Издано по решению учебно-

методического совета ВГПУ


Рецензенты:
доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии и физиологии А.Н.Корденко (ВГПУ)

кандидат биологических наук, доцент кафедры спорта

Ю.Г.Черных (ВГПУ)

Картышева С.И.

Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена: Учебно-методическое пособие.– Воронежский государственный педагогический университет, 2007.– 44 с.

В учебно-методическом пособии представлены методы оценки физического и умственного развития детей и подростков, функциональных возможностей организма, гигиенических условий учебно-воспитательного процесса в школе. Пособие составлено на основе опыта преподавания курса «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» на кафедре анатомии и физиологии ВГПУ.

Предназначено для студентов физико-математического, исторического и филологического факультетов педагогических вузов, учащихся педучилищ и преподавателей.

Картышева С.И., 2007

Оформление. Воронежский

госпедуниверситет, 2007
ВВЕДЕНИЕ

Первостепенной задачей современной школы является сохранение и укрепление здоровья школьников. Пристальное внимание к этой проблеме объясняется тем, что именно школьники подвергаются негативным воздействиям внутришкольной среды, несбалансированности учебных планов и несоответствия большинства учебных заведений санитарно-гигиеническим нормам.

Будущий учитель должен в совершенстве знать анатомо-физиологические особенности детей и подростков, и те условия окружающей среды, в которых они живут и развиваются. При неправильной организации условий жизни ребенка возможно появление различных патологических нарушений функций нервной системы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы и др. Забота о здоровье требует знания функциональных возможностей детского организма, которые определяются возрастными особенностями его структуры и функций.

Цель настоящего пособия- дать будущему учителю анатомо-физиологические и гигиенические знания, помочь ему приобрести умения и навыки, способствующие охране и укреплению здоровья детей.

В учебном пособии предлагается большее количество работ, чем требует программа, что дает возможность использовать различные сочетания практических занятий в зависимости от имеющегося оборудования и обучаемого контингента. Отбору работ предшествовала многолетняя проверка их на практических занятиях по «Возрастной анатомии, физиологии и школьной гигиене». В пособии даются методические указания к выполнению работ: в каждой работе четко сформулирована цель, указано необходимое оборудование, описан ход работы, имеется перечень вопросов для самостоятельной теоретической подготовки студентов к занятиям.

Такой подход в создании учебного пособия будет способствовать более эффективному усвоению студентами программно-учебного материала и позволит приобрести необходимые умения и навыки по охране и укреплению здоровья школьников.

Тема 1
ИСЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Изучение данного раздела дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена» основано на следующих понятиях:

Физическое развитие- это состояние морфологических и функциональных свойств и качеств растущего организма, а также уровень его биологического развития. Оно является одним из ведущих признаков здоровья и от его уровня зависят другие показатели здоровья. Оно характеризуется сложным и многообразным комплексом признаков.

При изучении физического развития используются следующие показатели:

  1. Соматометрические- длина (рост) и масса (вес) тела, окружность грудной клетки.

  2. Соматоскопические- форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложение и телосложение, половое развитие.

  3. Физиометрические- жизненная емкость легких, сила сжатия кисти, частота сердечных сокращений, уровень артериального давления.

Антропометрия- это совокупность методов оценки морфологических особенностей организма; проведение точных измерений человеческого тела с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.

Рост- это процесс количественного увеличения размеров, массы органов и организма в целом.

Осанка- привычная поза непринужденно стоящего человека, когда корпус и голова удерживаются прямо, без активного мышечного напряжения.

Развитие- это качественный непрерывный процесс, связанный с усложнением функций организма.

Физиометрия- измерение функциональных показателей организма стандартными методическими приемами и инструментарием.

Динамометрия (сила сжатия кисти руки)- измерение показателя мышечной силы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)- показатель вместимости легких и силы дыхательных мышц, измеряется спирометром.

Методы оценки физического развития:

  1. Метод стандартов (сигмальных отклонений)- основан на сравнении показателей физического развития обследуемого со средними показателями соответствующей возрастно-половой группы оценочных таблиц.

  2. Метод антропометрических профилей- это графическое отображение методов стандартов.

  3. Метод корреляций- основан на таблицах-шкалах регрессии, составленных на основании вычисления коэффициента корреляции между антропометрическими признаками.

  4. Центильный метод- заключается в оценке показателей физического развития по центильным шкалам.

  5. Метод индексов- основан на расчете полученных результатов с помощью формул и сравнении их с нормативными данными.


Работа №1

Тема: «Оценка физического развития детей и подростков методом индексов»
Цель работы: получить навыки измерения основных показателей физического развития, произвести расчеты с помощью индексов и оценить полученные результаты.

Оборудование: ростометр, напольные весы, сантиметровая лента, динамометр.
Антропометрические измерения лучше проводить в медицинском кабинете, в первой половине дня, без верхней одежды и обуви.
Измерение роста

Проводится с помощью ростометра. Испытуемый должен встать на платформу ростометра, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до 0,5см.
Определение массы тела

Проводится с помощью медицинских весов. Испытуемый становится на середину площадки весов без верхней одежды и обуви. Полученный результат фиксируется. Точность измерения до100г.
Измерение окружности грудной клетки

Сантиметровую ленту накладывают у мужчин сзади непосредственно по нижним углам лопаток, а спереди - по нижнему краю околососковых кружков. У женщин сантиметровая лента накладывается спереди над грудными железами, а сзади, как у мужчин. Полученный результат фиксируется.

Окружность грудной клетки (ОГК) измеряется в трех фазах: во время обычного спокойного дыхания, при максимальном вдохе и выдохе.

Экскурсия грудной клетки- это разница между величинами окружностей на вдохе и выдохе.
Динамометрия

Обследуемый в положении «стоя» берет динамометр и, вытянув руку в сторону, со всей силой сжимает прибор. Не разрешается сходить с места и сгибать руку в локтевом суставе. Исследование проводится 2-3 раза. Записывается лучший результат.
Ход работы:


  1. Весо-ростовой индекс (Кетле)- определяет сколько граммов веса приходится на каждый сантиметр роста:


ВРИ= Вес (гр)

Рост (см)
Норма для девушек 325-375г., для юношей 350-400г. веса.

  1. Экскурсия грудной клетки - это разница величин окружностей при максимальном вдохе и максимальном выдохе:


ЭГК= ОГК (на вдохе)- ОГК (на выдохе)
Норма для девушек- 5-7 см, для юношей- 7-10см.

  1. Метод Эрисмана - определяет пропорциональность соотношения между окружностью грудной клетки и ростом. Вычисляется в два приема:


ОГК (на паузе)= ОГК (вдох) +ОГК (выдох)

2
Э= ОГК (на паузе, см)-1/2 роста (см)
Норма для девушек-3-7 см, для юношей-5-8см

  1. Динамометрия - определяет среднюю величину силы мышц правой и левой кисти.

Д= Сила мышц руки (кг) • 100%

Масса тела (кг)
Норма для девушек- 45-50%, для юношей 60-70%

  1. Осанка- измерение спереди характеризует ширину плеч, а сзади- величину дуги спины


А= Ширина плеч • 100%

Величина дуги спины
В норме показатель осанки колеблется в пределах 95-110%. Если он менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

  1. Формула Пиньи- определяет крепость телосложения:


КТ= Рост (см)- (Масса тела (кг)+ ОГК в фазе выдоха (см))
Меньше 10- крепкое телосложение 26-35- слабое телосложение

10-20- хорошее телосложение 36 и более- очень слабое.

21-25- среднее телосложение

  1. Сравните полученные данные с нормативными данными, сделайте вывод о развитии собственного организма.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое физическое развитие?

  2. Какие показатели используются при его исследовании?

  3. Дайте определение понятиям рост и развитие?

  4. Что такое антропометрия?

  5. Что такое динамометрия?

  6. Что такое экскурсия грудной клетки?

  7. Что называют жизненной емкостью легких?

  8. Что называют осанкой?


Работа №2

Тема: «Определение уровня физического развития детей и подростков

центильным методом»
Цель работы: ознакомить студентов с центильным методом оценки физического развития.

Оборудование: ростометр, весы, сантиметровая лента, динамометр; центильные таблицы.
По каждому признаку физического развития в оценочных шкалах приводят семь фиксированных центилей: 3,10, 25, 50, 75, 90 и 97. Центиль (или %)- это доля здоровых детей данного пола и возраста с одними и теми же показателями роста или массы тела. Промежутки между центилями называются «коридорами», каждый из которых соответствует определенному уровню физического развития (таблица 1).

Таблица 1

Центили

3

10

25

50

75

90

97

«Коридоры»

1

2

3

4

5

6

7


Ход работы:


  1. Произведите измерение роста и массы тела испытуемого.

  2. С помощью таблиц 2 и 3, в которых, на пересечении значений длины и массы тела по возрасту, определяется соответствующий «центильный коридор».

Таблица 2

Шкала оценки длины тела (см)


Возраст, годы

«Центильный коридор»

1

2

3

4

5

6

7

10

М

128,0

130,9

134,3

142,2

146,3

149,1

Д

126,6

130,7

134,7

142,4

147,5

150,5

11

М

132,0

135,6

138,9

147,8

154,3

155,5

Д

131,1

136,4

140,1

147,7

153,6

156,9

12

М

136,0

140,2

143,5

153,5

158,8

162,5

Д

135,9

140,8

146,4

155,1

159,3

163,5

13

М

142,0

144,8

149,0

160,1

165,8

169,8

Д

141,2

146,1

150,0

160,3

163,7

168,1

14

М

145,6

149,9

155,3

166,7

172,4

176,6

Д

144,9

150,1

155,2

163,5

167,1

170,1

15

М

149,9

155,0

161,0

172,1

177,1

181,0

Д

149,6

154,5

158,0

165,6

169,3

172,8

16

М

154,0

160,4

167,1

178,1

182,1

186,0

Д

153,5

158,0

160,6

166,3

170,1

174,0

17

М

160,3

166,5

170,4

180,1

184,0

187,0

Д

155,2

158,9

161,1

168,0

172,0

176,4



Таблица 3

Шкала оценки массы тела (кг)


Возраст, годы

«Центильный коридор»

1

2

3

4

5

6

7

10

М

24,2

26,3

28,4

35,1

39,5

45,2

Д

24,0

26,0

28,3

36,1

41,3

47,1

11

М

26,3

28,6

31,1

39,2

44,5

51,3

Д

26,0

28,0

31,5

40,6

46,0

53,6

12

М

28,6

31,4

34,4

44,0

50,3

58,2

Д

28,7

31,8

35,5

45,6

51,4

58,8

13

М

31,3

34,8

38,2

49,5

56,2

65,0

Д

32,1

35,7

40,0

50,8

56,7

65,3

14

М

34,5

39,0

43,2

55,6

62,4

72,1

Д

36,2

40,2

44,2

55,0

60,9

70,1

15

М

38,2

43,3

48,3

60,5

67,1

76,4

Д

39,6

43,8

47,7

58,0

63,8

74,5

16

М

41,0

48,2

55,0

67,0

74,0

82,0

Д

42,2

47,1

51,1

61,0

66,0

76,3

17

М

47,2

53,1

57,3

68,1

75,0

86,0

Д

45,0

48,4

52,3

62,0

68,0

79,0

  1. С помощью вспомогательной таблицы 4, на пересечении «коридоров» по росту и массе тела, определите уровень своего физического развития.

  2. На основании полученных результатов сделайте формализованную оценку физического развития испытуемого, вывод зафиксируйте.


Таблица 4

Вспомогательная таблица для скриниг-оценки физического развития


ЦЕНТИЛЬНЫЕ РЯДЫ МАССЫ ТЕЛА (ЦЕНТИЛИ)













3

10

25

50

75

90

97













ЦЕНТИЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ













1

2

3

4

5

6

7

ЦЕНТИЛЬНЫЕ РЯДЫ ДЛИНЫ

3

ЦЕНТИЛЬНЫЕ КОРИДОРЫ

1

Низкая длина

Низкая масса

Низкая

длина

Пониженная

масса

Низкая

длина

Низкая

длина


Низкая

Длина

Низкая

длина

Повышенная

масса

Низкая

Длина

Высокая

масса

10

2

Сниженная длина

Низкая масса

Сниженная

длина

Пониженная

масса

Сниженная

длина

Сниженная

длина

Сниженная

длина

Сниженная

длина

Повышенная

масса

Сниженная длина

Высокая

масса


25

3

Низкая масса

Пониженная

масса


Нормальное

физическое

развитие

Повышенная

масса

Высокая

масса

50

4

Низкая длина

Низкая масса

Пониженная

масса

Повышенная

масса

Высокая

масса

75

5

Низкая масса

Пониженная

масса

Повышенная

масса

Высокая

масса

90

6

Низкая масса

Пониженная

масса

Повышенная

масса

Высокая

масса

97

7

Высокая длина

Низкая масса

Высокая длина

Пониженная

масса

Высокая

длина

Высокая

длина

Высокая длина

Высокая

длина

Повышенная

масса

Высокая

длина

Высокая

масса



Контрольные вопросы:

  1. Какие методы исследования физического развития Вам известны?

  2. Что такое центиль?

  3. Какие закономерности физического развития Вам известны?

  4. Каково влияние наследственности и среды на рост и развитие ребенка?

  5. Что такое акселерация и ретардация развития?

Тема 2
ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
При изучении данного курса большое внимание уделяется не только строению организма, но и его функциональным возможностям, которые зависят от возрастных особенностей организма.

Кардиореспираторная система обеспечивает приспособление организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, которое осуществляется нервной и гуморальной регуляцией функций организма. О функциональном состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем судят по различным внешним проявлениям их деятельности.

При изучении состояния сердечно-сосудистой системы наиболее часто используются следующие показатели:

ЧСС (частота сердечных сокращений)- это ритмические колебания стенки артериальных сосудов, вызываемые повышением давления в период систолы.

АД (артериальное давление)- это давление крови, создаваемое в артериальных сосудах организма. Это важнейший показатель состояния сердца и сосудов. Величина АД зависит от пола, возраста, конституции человека, его трудовой деятельности и экологии.

Методы определения АД: метод Короткова (аускультативный) и Риварочи.

Артериальное давление колеблется в зависимости от фаз сердечного цикла, в связи с чем различают:

АСД (артериальное систолическое давление или максимальное)- это давление крови, создаваемое в период систолы.

АДД (артериальное диастолическое давление или минимальное)- это давление крови создаваемое в период диастолы.

ПД- это разность между величиной систолического и диастолического давления.

СОК (систолический объем крови)- это количество крови, выбрасываемое желудочками сердца за одну систолу (сокращение).

МОК (минутный объем крови)- это количество крови, выбрасываемое желудочками сердца за одну минуту.

В настоящее время в физиологии кровообращения активно применяются функциональные пробы.

Функциональная проба- это дозированное воздействие на организм человека, позволяющее наблюдать компенсаторные реакции, возникающие на основе автоматического регулирования.

Оценку состояния системы кровообращения необходимо проводить в совокупности с изучением состояния дыхательной системой, как основного поставщика кислорода в организм и выделение продуктов дыхания (СО2) из организма.

При изучении физиологии дыхания чаще используются следующие показатели:

ЖЕЛ (жизненная емкость легких)- это максимальное количество воздуха, которое человек может выдохнуть после максимального вдоха. В среднем он составляет 3000 мл и зависит от роста, пола, возраста, степени тренированности.

ЖЕЛ измеряется с помощью водяного или воздушного спирометра, или расчетным способом.

Спирометрия- это метод определения ЖЕЛ и составляющих ее объемов воздуха.

ЧД (частота дыхания)- это количество дыхательных движений, которое осуществляет человек в одну минуту.

Физическая работоспособность- это способность человека мобилизовать максимальное количество энергетических ресурсов и, экономно их расходуя, достигать качественного выполнения физической работы. Это обеспечивается оптимальным состоянием различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности.

Работа № 3

  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации