Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П. Экономика таможенного дела - файл n1.doc

приобрести
Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П. Экономика таможенного дела
скачать (1259.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1260kb.18.09.2012 08:35скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7




Галкин В.В. Реджепов М.Б. Шанидзе Н.П.




ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА


Учебное пособие





ВОРОНЕЖ - 2009

Галкин В.В. Реджепов М.Б. Шанидзе Н.П.




ЭКОНОМИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Учебное пособие
для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (таможне)»

ВОРОНЕЖ - 2009


УДК 330

ББК 65.01


Рецензенты:
Д.э.н., профессор Хацкевич Л.Д.

Д.э.н., профессор Логунов В.Н.


Г 16
Галкин В.В., Реджепов М.Б., Шанидзе Н.П.

Экономика таможенного дела. Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Галкина В.В. – Воронеж: ЦНТИ, 2009. – 122 с.



В учебном пособии изложены ключевые вопросы экономики таможенных и внешнеэкономических отношений, раскрываются принципы функционирования таможни в России и за рубежом. Рассматриваются этапы развития экономики таможенного дела, экономические учения и таможенная политика, таможенные режимы и особые экономические зоны, таможенная стоимость, трансакционные издержки в таможенных операциях и другие важнейшие категории экономики таможенного дела.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей вузов, практических работников и слушателей институтов повышения квалификации.
© Галкин В.В.

Глава 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТАМОЖНИ И РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА


    1. Этапы развития экономики таможенного дела

    2. Становление экономики таможенного дела в России

    3. Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела

    4. Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук

    5. Экономические учения и таможенная политика



1.1. Этапы развития экономики таможенного дела
Отдельные элементы таможенного дела применялись на самых ранних этапах развития человеческой цивилизации. С возникновением первых государственных образований Древнего мира - таких, как Египет, Финикия, Крит, Микенская Греция - стала использоваться практика установления территориальных и торговых границ, взиматься плата за пересечение экономических рубежей по суше или водной поверхности. Такая плата получила название пошлина, которая наряду с налогами стала составлять экономическую основу существования государства.

Во II тысячелетии до н.э. плата вносилась нечеканными слитками из меди или благородных металлов (применялась также система взимания пошлины в натуральном выражении), а с 700 г. до н.э., с появлением в Лидийском царстве первых монет, стала осуществляться в денежной форме.

Ввозные и вывозные пошлины устанавливались в Древней Греции со времен Гомера (т.е. с VIII в до н.э.), преимущественно в виде пошлины на морскую торговлю. Особое развитие практика взимания пошлин получила в Афинах с конца V века до н.э. В эллинистических государствах, особенно в Египте, пошлины составляли важную часть государственного дохода (их размер доходил до 50% стоимости товара). В Римской империи пошлины (рог1опа) вносились при пересечении государственной границы; их взимание отдавалась на откуп частным лицам. Таможенные границы были установлены также между некоторыми провинциями. Кроме того, правом взимать ввозные и вывозные пошлины обладали некоторые города.

В раннеимператорскую эпоху размер пошлины у римлян составлял обычно 2-2,5%, в Сирии и Египте - 25% стоимости товара. В позднеантичный период на всей территории Восточной Римской империи была установлена единая пошлина в 12,5%.

Невысокая унифицированная пошлина послужила мощным катализатором развития международных торгово-экономических отношений. В пределах Римской империи торговля достигла невиданного ранее размаха. Она простиралась временами от Англии до Индии и Китая, от Северной Европы до Северной Африки.

С распадом римской империи международная торговля пошла на убыль. Причиной тому послужили такие факторы, как:

1. раздробление империи с единым центром власти на множество малых государств и княжеств со своим собственным торговым и таможенным режимом;

2. снижение безопасности торговых путей;

3. различия в законодательстве тех государственных образований, по территории которых пролегали торговые пути.

Кроме того, товарообмен значительно осложняла монополизация всех сфер торговли и промышленности. Как известно, еще в Византийской империи для регулирования ремесленного производства императорами были созданы корпорации ремесленников. При помощи корпоративного режима государство пыталось регламентировать производство и развивать ремесла. Эти же корпорации в форме гильдий и цехов перешли в эпоху средневековья;1 обычно им принадлежала какая-либо монополия или привилегия, в городе или вне его, купцам – торговая, ремесленникам – промышленная. Ремесленные цехи брали на себя ответственность за доброкачественность изделий своих членов и устраняли производство тех же изделий среди вольных граждан. Сапожники, ткачи, кузнецы, плотники и всякие другие мастера, организованные в цехи, имели между собой соглашения относительно размеров своего производства и количества рабочих сил, качеств и сортов сырых материалов, цен на них, видов готовых продуктов и цен на них. Некоторые корпорации имели монополии по сбыту в одних местностях, другие – в других. Для посторонних устанавливались дополнительные сборы, пошлины, устраивались таможенные заставы. Каждый город, каждая местность имела свои права и привилегии, свои корпорации, пользовавшиеся монопольным положением.

Такое корпоративно-цеховое устройство системы экономических отношений крайне негативно влияло на свободу передвижения товарных и финансовых потоков, тормозило торговлю. Кроме того, средневековую сухопутную торговлю значительно осложняли таможенные пошлины, которые первоначально вводились с целью образования фонда для постройки дорог и мостов, а также их поддержания в исправном состоянии. Однако постепенно феодалы-землевладельцы превратили таможенные пошлины в источник доходов своей казны. К началу IX в. злоупотребления пошлинами достигли такого масштаба и сделались такими обременительными для торговли, что император Карл Великий повелел в 806 и 809 гг. прекратить взимание всех пошлин и разрушить таможни. Однако уже к концу XII в. таможенные сборы вновь были в полном ходу и являлись частью права дворянства; все дороги и реки были усеяны таможенными заставами, которые зачастую были укреплены и охранялись вооруженными людьми.

Вторым затрудняющим торговлю фактором было право охраны (Geleitwesen). Первоначально право давать охрану проезжающим и купечеству принадлежало императорским властям, но уже в XIII в. оно стало принадлежностью всякого владетельного князя. По этому праву князья могли взимать с проезжающих определенную сумму денег, взамен которой обязывались обеспечить безопасность проезжающим и их грузам. Вначале это право было большим благом для развития торговли, однако впоследствии трансформировалось в произвол. Иногда князья, взяв деньги, потом сами грабили проезжавших. Дело дошло до того, что император Фридрих II разрешил купцам вооружаться, а для безопасности купечество объединялось в караваны.

С течением времени ученые и государственные деятели стали задумываться над способами наилучшей организации таможенного дела, над экономическими основами функционирования таможенной службы, которая стала действенным инструментом и проводником хозяйственной политики государства. С появлением первых систематизированных экономических учений таможенная практика стала напрямую увязываться с тем или иным курсом правительства, пытающегося решить проблемы повышения благосостояния страны и общества.


    1. Становление экономики таможенного дела в России


Формирование первых элементов отечественной таможенной политики закладывается в XI веке, когда отдельные раздробленные княжества стали устанавливать для купцов особые таможенные сборы и пошлины. Удельные князья стали широко практиковать собственные системы таможенных пошлин, используя их в целях личного обогащения. Наибольшее распространение получили два вида пошлин - проезжие и торговые.

Проезжими пошлинами являлись:

  1. Мыт – основная пошлина за провоз товаров, составлявшая от 0,5 до 1,5 копейки с воза;

  2. Посаженное – разновидность мыта, взимавшегося в зависимости от величины воза в саженях – чем больше воз, тем больше был размер посаженного;

  3. Промыт – штраф за попытку уклонится от уплаты пошлины, который взимался в размере двойного мыта (прообраз нынешнего штрафа за нарушение таможенных правил);

  4. Заповедь – штраф с купца как личности за попытку уклонится от уплаты пошлины;

  5. Годовщина – сбор с находящегося в возу человека (пассажира), размер которого в разной местности существенно различался и доходил до трех копеек с человека;

  6. Костки – иногда собиравшийся сбор с людей, сопровождавших товар, в размере 0,5 копеек с души;

  7. Задние калачи – сборы, взимавшиеся с купца и сопровождающих его лиц при возвращении после распродажи товаров в размере 0,3 копейки с человека.

Торговые пошлины были представлены следующими разновидностями:

  1. Замыт – сбор за право торговать определенным товаром, размер которого составлял 0,5 копейки с каждого рубля стоимости товара (прототип нынешней адвалорной пошлины);

  2. Явка – сбор с торговца в размере 0,5-1,5 копейки за предъявление товара на заставе (своеобразный прототип нынешних сборов за таможенное оформление);

  3. Амбарное – сбор за наем амбара под товар на гостином дворе в размере 0,5-2 копейки за неделю хранения;

  4. Гостиное – сбор за наём торгового места на гостином дворе.

Принятый в 1653 году в рамках реформирования таможенного дела Торговый устав заменил существовавшие многочисленные сборы единой рублевой пошлиной в размере 5% с цены товара и 10% с цены соли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в России наиболее ярко проявилась с утверждением Новоторгового устава в 1667 г., который можно рассматривать как первый в России таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в России, документом, положившем начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства.

Период активного становления таможенного дела в России (ХVII-ХIХ вв.) характеризовался противоречивостью интересов внутренней и внешней политики России, когда повышение таможенных тарифов сменялись существенным их снижением. С зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государство окончательно берёт на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Принятый в 1724 г. Петром I явно выраженный протекционистский тариф в интересах отечественной промышленности устанавливал высокие таможенные пошлины на товары, производство которых в России или уже было освоено, или находилось в стадии зарождения. Ставки таможенных пошлин, взимаемых с цены товара, находились на следующих уровнях:

- 75% – при ввозе железа, парусины, шелковой ткани, а также на воск, сухие кожи, пергамент и т.п.;

- 50% – на полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро;

- 25% – шерстяные ткани, железное оружие;

- 4-10% – на товары, не производимые в стране.

Тариф 1782 года вообще освободил большинство импортируемых в Россию товаров от пошлин, а с попадавших под его действие сравнительно небольшого количества товаров взимался сбор в размере 10% их стоимости.

Следующее очередное введение повышенного импортного таможенного тарифа произошло в 1822 г., сменившееся периодом либерализации внешней торговли в начале 2-ой половины XIX в.

И, наконец, в 1893г. принимается закон о двойном таможенном тарифе, по которому товары из стран, не предоставивших льготы для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами на 15-30% выше обычных ставок, взимаемых с тех, кто, выражаясь современным языком, представил российским товарам режим наибольшего благоприятствования. Этот закон был по существу направлен против Германии, которая в ответ повысила пошлины на товары из России на 50%. Реакцией российского правительства стало увеличение ставок пошлин на германские товары до 100%, что привело к русско-германской войне, которая завершилась заключением в 1894 году десятилетнего торгового договора.

Таким образом, формирование экономических отношений в области таможенной политики в дореволюционной России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений и появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма. Периоды повышения таможенных пошлин в истории России сменялись периодами существенного их снижения, поскольку политика протекционизма во внешней торговле не всегда способствовала собираемости таможенных платежей. Государственная система начинает получать значительный доход в свою казну за счет развития национального производства. Появляются богатые представители промышленности и торговли, которые объединившись в соответствующие союзы, гильдии, создают лоббистские группы в государственных органах власти, оказывавшие влияние на формирование таможенной политики.

В послереволюционный период с 1918 по 1924 гг. таможенные институты последовательно переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности и Наркомату внешней торговли, что отрицательно сказалось на таможенной политике в целом. В течение 1930-1960-х гг. в СССР проводится линия жесткого протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. Таможенным учреждениям по существу была вменена функция регистратора факта прохождения через государственную границу страны внешнеторговых грузов, отправленных специально на то уполномоченными внешнеторговыми объединениями, поскольку даже расчет по таможенным пошлинам за эти товары осуществлялся централизованно практически без участия таможен.

Новые подходы во внешней и внутренней политике СССР в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986 г. происходит преобразование Главного таможенного управления (ГТУ) Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.

С 1991 г. маятник торговой и таможенной политики России вновь качнулся от жесткого протекционизма в сторону крайне либеральной свободной торговли. В этот период таможенная служба России делала всё возможное, чтобы уравновесить недостаточно взвешенную политику открытия товарных и финансовых рынков, приведшую к тому, что негативные тенденции продолжают иметь место и в настоящее время.

В 1992 г. создается Государственный Таможенный Комитет РФ (ГТК РФ), преобразованный в августе 2004 года в Федеральную таможенную службу (ФТС) России.

Цели и функции таможенной политики. Целями таможенной политики Российской Федерации, являются:

- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки;

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

- участие в разработке и реализации таможенной политики; защита экономических интересов РФ;

- обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

- принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

- создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

- осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;

- участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

- осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ.

Говоря о таможенных методах и принципах регулирования ВЭД, стоит заметить, что данными полномочиями наделено и Министерство экономического развития и торговли. Согласно Положению о Министерстве экономического развития и торговли, утверждённому Правительством РФ 31 августа 2004 года, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:

- государственное регулирование внешнеторговой деятельности;

- проведение конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот при введении Правительством Российской Федерации количественных ограничений на экспорт и импорт товаров;

- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию внешнеэкономической деятельности и таможенного дела;

- координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной таможенной службы.

Понятие таможенной политики (таможенного регулирования) находит своё отражение и в главном законе Российской Федерации. Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

1.3. Экономика таможенного дела как наука. Объект и предмет исследования в экономике таможенного дела
Каждое современное государство имеет собственный бюджет, с помощью которого осуществляет финансирование армии, правительства, науки, образования, здравоохранения, судебной системы. Выделять необходимые средства государство может лишь в том случае, если у него имеются источники финансовых поступлений, которые составляют доходную часть госбюджета.

К числу основных источников поступления средств в государственный бюджет служат налоги и таможенные пошлины. Налогами называются обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Таможенные пошлины представляют собой вид налогов с товаров, пересекающих таможенные границы государства.

Регулируя величину ставки налогов и пошлин, государство тем самым решает задачу пополнения бюджетных доходов. При увеличении ставок налогов и пошлин возрастает поток денежных средств в казну государства.

Казалось бы, любое правительство заинтересовано в установлении максимальных ставок налогов и пошлин. Однако это не так. В самом деле, если увеличить налоги и пошлины до предельных значений, то заниматься производством и экспортно-импортными операциями становится невыгодно и предприятия либо сворачивают свою коммерческую деятельность, либо начинают уклоняться от обязательных платежей в бюджет. В результате экономика криминализуется, растет количество контрабандных операций.

Графически описанную ситуацию иллюстрирует кривая Лэффера, изображенная на рис. 1.1. Как следует из графика, таможенные пошлины и другие обязательные платежи должны быть, с одной стороны, достаточными, чтобы обеспечивать нормальное функционирование экономики и государственных институтов, а с другой - не быть чрезмерными, чтобы не становиться препятствием в том или ином виде хозяйственной деятельности. Другими словами, необходимо отыскание точки пошлинного оптимума.

Доходы в госбюджет

Ставка таможенной пошлины, %


О М' 100
Рис. 1.1. Кривая Лэффера.
Точка М на графике показывает величину оптимальной ставки экспортно-импортных таможенных пошлин, и, соответственно, точка М дает максимальную величину бюджетных поступлений. Перемещение по кривой правее точки М, то есть повышение ставки пошлины выше оптимальной, приводит к уменьшению поступлений денежных средств в бюджет и постепенному сворачиванию экономической деятельности.

Как недополучение доходов в бюджет, так и коллапс хозяйственной деятельности вредны для экономики любого государства, так как стране наносится как материальный, так и финансовый ущерб. Поэтому правительство должно соблюдать баланс экономических интересов, изыскивая приемлемый для всех заинтересованных сторон компромисс.

Помимо этого, таможенные пошлины вместе с внутренними налогами оказывают существенное влияние на конкурентный режим. Изменяя величину пошлин, можно регулировать степень выгодности экспорта или импорта какого-либо товара. Соответственно, меняется привлекательность бизнеса, связанного с производством или реализацией данного вида продукта. Таким образом, с помощью таможенных пошлин можно регулировать конкурентный режим и внутренние цены по широкому перечню товаров и услуг. В случае слабости определенных отраслей национального хозяйства их можно защитить таможенными барьерами от более сильных иностранных конкурентов. Это достигается за счет установления повышенных ввозных пошлин.

Если же требуется ограничить вывоз за рубеж товаров и сырья, которых не хватает на внутреннем рынке - например, зерна, нефтепродуктов и других сырьевых ресурсов, то государство устанавливает повышенные вывозные таможенные пошлины.

Реализация таможенной политики осуществляется государством на основании специальной законодательной и нормативной базы, обязательной для исполнения всеми участниками внешнеэкономической деятельности. Очевидно, что для того, чтобы подобная законодательная база сформировалась, необходима большая предварительная работа по оформлению экономики таможенного дела как самостоятельной отрасли знания. При этом задачами экономики таможенного дела как науки и практической деятельности являются:

- сбор, накопление и систематизация эмпирического материала, обобщение хозяйственного опыта функционирования института таможни в разных странах;

- разработка различных теоретических подходов к хозяйственным отношениям в области таможенного дела с учетом новейших достижений науки и изменения ситуации в национальной экономике и на мировых рынках;

- проведение исследований в области внешнеэкономической и таможенной политики;

- выявление тенденций развития в мировой таможенной практике, формулировка проблем, возникающих в рамках формирования и осуществления таможенной политики государства;

- разработка и выдача научно обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию таможенной политики и налаживанию взаимовыгодного сотрудничества с иностранными торговыми партнерами.

Из направлений исследований и задач, стоящих перед экономикой таможенного дела как профессиональной дисциплиной, становится понятным содержание ее как науки. Однако для более полного понимания того, что представляют собой экономика таможенного как наука, следует четко уяснить объект и предмет исследования данной дисциплины. В качестве объекта познания всегда выступает какая-либо часть реальной действительности, которая находится во взаимодействии с субъектом (то есть лицом, познающим объект). В экономике таможенного дела объектом исследования является все многообразие отношений, связанных с государственным регулированием внешнеэкономической деятельности, политико-экономическими и таможенными операциями.

Предметом исследования называется категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объекта. Иными словами, предмет - это часть объекта, причем один и тот же объект может быть предметом различных видов исследований: например, таможенное дело может выступать предметом управленческих, экономических, социологических, правовых и других исследований. Таким образом, предметом исследований в экономике таможенного дела является вся совокупность экономических отношений в данной отрасли.

Содержание объекта и субъекта дает нам представление об огромном многообразии сферы исследований в экономике таможенного дела. В данную сферу входят исследования роли государства в регламентации и законодательном оформлении внешнеэкономических операций, - насколько глубоким должно быть вмешательство законодательной и исполнительной власти в экспортно-импортные торговые отношения, на каких регулятивных принципах должно осуществляться такое вмешательство, какая помощь и в каких объемах должна оказываться отдельным предприятиям и отраслям народного хозяйства и т.д.

Следует отметить, что экономика таможенного дела изучает не только механизмы хозяйственного регулирования внешнеэкономической деятельности, но и широкий спектр других важных проблем, к числу которых относятся:

Теперь, после предварительного рассмотрения специфики экономики таможенного дела как науки, анализа объекта и предмета исследований, мы можем дать ей следующее определение: экономика таможенного дела - это прикладная наука, изучающая хозяйственные отношения в сфере внешнеэкономических операций, организации таможенной службы и околотаможенной инфраструктуры.
1.4. Экономика таможенного дела в системе гуманитарных наук
Всевозможные экономические, культурные, политические и гуманитарные обмены какой-либо страны с внешним миром представляют собой такую объемную, сложную и разнообразную сферу деятельности, что одна какая-либо универсальная наука не в состоянии охватить все ее аспекты и особенности. В связи с этим обстоятельством внешнеполитические, внешнеэкономические, таможенные и туристические отношения является объектом изучения широкого спектра наук, каждая из которых исследует определенную проблематику и имеет свою направленность. Такой дифференцированный подход позволяет ученым и специалистам-практикам использовать выгоды от специализации на определенной отрасли знания. Работая в достаточно узкой отрасли научной и эмпирической деятельности, исследователь может более глубоко вникнуть в суть и нюансы изучаемой науки, разобраться во всех ее тонкостях и специфике.

Однако у специализации имеется и обратная сторона. Так, например, экономика таможенного дела является междисциплинарной наукой, то есть охватывает многие стороны функционирования хозяйственных систем, межгосударственной торговли, статистики, валютного регулирования, теневого бизнеса и других дисциплин (см. рис.1.2). Таким образом, чтобы сформировать качественную хозяйственную и нормативно-правовую базу внешнеэконо-мической и таможенной деятельности, необходимо учитывать разработки всех наук, затрагивающих данную область межгосударственных и бизнес-взаимодействий. Эта особенность экономики таможенного дела подразумевает использование потенциала как сопряженных с ней дисциплин, так и методов исследования, присущих этим наукам. Коротко остановимся на их рассмотрении.



Рис. 1.2. Комплекс профессиональных дисциплин, изучающих внешнеторговую деятельность и таможенное дело.
Теоретическую основу внешнеэкономических операций и политических взаимодействий с внешним миром формирует та или иная политико-экономическая платформа, определяющая идеологию и систему взглядов на внешнеэкономическую деятельность. Так, например, политико-экономическая доктрина меркантилизма предписывает государственной власти всячески стимулировать внешнюю торговлю, обеспечивая приток денежных средств в свою страну, ограничивая в то же время импорт товаров из других государств на внутренний рынок. Таможенной службе в государственной и экономической политике подобного типа придается повышенное значение.

Избранная в качестве руководящей политико-экономическая доктрина оказывает активное воздействие на общественную жизнь - через повышенный или затрудненный товарообмен с внешним миром, через уровень доходов и занятости населения, внешний туризм, культурные и социальные обмены, науку и образование. При этом экономика таможенного дела тесно соприкасается с такими теоретическими и прикладными дисциплинами как валютное регулирование и валютный контроль, теневой бизнес, таможенные правонарушения и таможенное право.

Экономика таможенного дела, как комплексная дисциплина, вбирает в себя достижения таких гуманитарных наук, как культурология и социальная психология. Принятию решений в области таможенной политики и установления конкретных величин таможенных пошлин предшествует экономический и правовой анализ ситуации, который осуществляется на базе сложившегося в обществе менталитета, культуры, обычаев и традиций. Иными словами, экономике таможенного дела присущ нормативный подход, то есть основанный на социальных нормах, ценностях и идеалах, принятых в данном обществе (что считается правильным и предосудительным, справедливым и несправедливым, полезным или вредным и т.д.). В определенном смысле экономика таможенного дела вырабатывает оптимальную модель таможенных отношений в какой-либо стране или регионе, а также указывает пути ее практической реализации. Основные методы исследования в экономике таможенного дела - наблюдения, сравнения, научной абстракции, анализа и синтеза.

Качественные хозяйственные и управленческие решения в области таможенного дела невозможно принимать при искаженной или неполной информации о прошлом и текущем состоянии дел во внешнеэкономических операциях. Руководителям таможенной службы и других государственных ведомств необходимы точные и надежные данные о товарно-материальных и финансовых потоках, связанных с экспортно-импортными операциями, объемах потенциальных рынков, будущего спроса на отдельные группы товаров, структуре товарооборота между отдельными странами и регионами.

Сведения такого рода предоставляет экономике таможенного дела таможенная статистика - наука о сборе, систематизации и подсчете данных, непосредственно связанных с внешнеэкономической деятельностью.

Немаловажное место в системе хозяйственных знаний о таможенном деле и внешнеэкономических операциях занимают науки из сферы микроэкономики -организация производства, экономика и управление предприятием, маркетинг и менеджмент.

Известно, что выход предприятия на внешние рынки существенно улучшает его производственные и маркетинговые показатели. За счет зарубежных продаж увеличивается сбыт продукции и загрузка оборудования, растет известность компании и узнаваемость ее торговой марки. Одновременно с улучшением данных показателей возрастает и прибыль предприятия, его возможности по научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, выходу на рынки с новыми продуктами. Таким образом, проблема повышения эффективности производства и расширения рынков сбыта также оказываются непосредственно связанными с экономикой таможенного дела.

Рассматривая экономику таможенного дела в системе гуманитарных наук, нельзя не отметить существенную роль истории таможенного дела. И если экономика таможенного дела изучает хозяйственную сторону деятельности отрасли и формирует основу для экономико-правовых элементов таможенного законодательства, то история таможенного дела накапливает знания об исторических фактах в данной отрасли, то есть изучает различные явления, события, тенденции в таможенном деле в их хронологической последовательности.

Все отмеченные нами гуманитарные науки, изучающие внешнеэконо­мическую деятельность и таможенные операции, составляют фундаментальную основу для экономики таможенного дела, ее теоретическую и методологическую платформу. Вбирая в себя достижения других, тесно связанных с ней дисциплин, экономика таможенного дела является незаменимым инструментом совершенствования внешнеэкономической деятельности и таможенных отношений.
1.5. Экономические учения и таможенная политика
Стратегия и тактика действий таможенной службы является продолжением экономической политики государства, которая, в свою очередь, базируется на определенной системе взглядов и теоретических подходов. Экономические доктрины и школы, обосновывающие и отстаивающие те или иные хозяйственные модели и принципы взаимодействия с внешним миром, служат первоосновой для выработки правил экспортно-импортных операций, назначения ставок таможенных пошлин, способов и правил допуска субъектов экономики к внешней торговле.

Рассмотрим в общих чертах наиболее значимые экономические учения и их практические выводы с точки зрения таможенной политики.

Первой значительной экономической школой принято считать меркантилизм. Название этого экономического направления происходит от итальянского слова тегсап1е - торговец, купец. Согласно воззрениям последователей этой школы, благосостояние общества достигается за счет государственного содействия торговле, а богатство отождествляется с золотыми и серебряными деньгами.

Различают два исторических этапа в развитии меркантилизма:

Представители раннего меркантилизма считали, что главной задачей государства в части обеспечения благосостояния нации является привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра и предотвращение утечки денег за границу. Поэтому правительства прибегали ко всевозможным способам контроля за внешней торговлей и поощрению ввоза золотых и серебряных денег в страну. Наиболее известные представители раннего меркантилизма (конец XV - середина XVI вв.) - У. Стаффорд (Англия), Г. Скаруффи (Италия).

При позднем меркантилизме по-прежнему богатство отождествляется с деньгами, но на деньги уже смотрят как на капитал, который приводит к росту денег. Поэтому выдвигались требования усиления движения денег: не накапливать их, а пускать в оборот, чтобы они приносили новые, еще большие деньги. Поздние меркантилисты выдвигали задачу соблюдения активного торгового баланса при котором экспорт товаров должен быть выше, чем импорт (т.е. следует больше продавать соседним странам, чем покупать у них). Таким образом, в стране скапливается большое количество золотых и серебряных денег, и, следовательно возрастает благосостояние народа.

В осуществлении идей меркантилистов ведущая роль принадлежала внешней торговле и таможенной политике. Для того, чтобы всячески способствовать экспорту товаров, предлагалось снижать до минимума вывозные пошлины или вовсе отказаться от их взимания. В то же время импорту иностранных товаров чинились всяческие препятствия: назначались высокие ввозные сборы и пошлины, вводились запреты на торговлю отдельными видами товаров, квотирование и технические ограничения.

Подобное ужесточение таможенного режима имело свои отрицательные последствия: на определенные виды продукции внутри страны из-за ограничения импорта росли цены, что вызывало недовольство населения, усиливалась контрабанда, возрастало количество нарушений таможенных правил, увеличивались расходы на таможенную службу. Кроме того, торговые партнеры, сталкиваясь с дискриминацией в торговле, вводили аналогичные меры на своих таможенных границах, чем сводили на нет преимущества протекционизма.

Следующей экономической школой стали физиократы (от греч. phisis -природа и kratos - власть). Школа физиократов возникла во Франции во второй половине XVIII в. Основные представители - Ф. Кенэ и А. Тюрго. В отличие от меркантилистов перенесли исследование экономических явлений из сферы обращения в сферу производства и распределения богатства.

Физиократы доказывали несостоятельность отождествления меркантилистами богатства с деньгами, ошибочность их учения о сфере обращения как источнике благосостояния нации. Физиократы, в отличие от меркантилистов, ориентировались на поиски более эффективных методов обогащения страны, и прежде всего предлагали обратиться к сфере материального производства -сельскому хозяйству. Они утверждали, что «чистый продукт» создается только сельскохозяйственным трудом.

Физиократы выдвинули тезис о том, что конкуренция играет важнейшую роль в повышении благосостояния нации и усилении эффективности экономики. В этой связи учение о свободе торговли (фритредерство) стало в доктрине физиократов доминирующим. С точки зрения экспортно-импортных операций это означало сведение к минимуму роли таможенных пошлин и сборов. Вместе со смягчением таможенных норм и правил снижалась значимость таможенной службы, уменьшалась ее численность и сокращались прерогативы.

По прошествии некоторого времени те страны, которые осуществляли политику свободной торговли во внешнеэкономических операциях, стали фиксировать ее изъяны. Бесконтрольный ввоз дешевых иностранных товаров душил целые отрасли национальной экономики, сокращалось количество рабочих мест, возрастала армия безработных, падали поступления в государственную казну от налогов и таможенных пошлин. Представителям государственной власти и экономической науки стало ясно, что в чистом виде ни протекционизм меркантилистов, ни фритредерство физиократов для хозяйственной практики неприемлемы. Требовались новые подходы и экономические теории.

В середине XIX - начале XX вв. широкое распространение получили идеи социалистов и коммунистов, которые в экономическом плане сводились к отказу от частной собственности на средства производства и монополизации государством внешней торговли. Социалистические государства, образованные на основе коммунистической доктрины, национализировали предприятия всех отраслей экономики и законодательно запретили частный бизнес. Вопрос о выходе того или иного предприятия на внешние рынки решался на уровне соответствующих министерств и органов централизованного планирования.

Аналогичным образом был организован процесс принятия решений по импорту товаров, оборудования и технологий. Предприятия, нуждавшиеся в совершенствовании производственной базы, обращались с ходатайством в вышестоящие министерства, где и рассматривался вопрос о целесообразности импортных закупок. Поставки осуществлялись специализированными внешнеторговыми организациями. Таможенные процедуры при оформлении соответствующих грузов сводились к минимуму.

Основные недостатки подобной системы организации внешне-экономической деятельности заключались в том, что предприятия не имели прямых выходов на поставщиков и покупателей их продукции, не контролировали цены. Условия контрактов определялись посредниками и вышестоящими органами в лице министерств и ведомств, что снижало мотивацию предприятий к выходу на зарубежные рынки и своевременную модернизацию оборудования. Кроме того, зачастую поставки производились из идеологических, а не экономических соображений.

Современная система мировой внешней торговли очень разнообразна как по формам, так и методам осуществления экспортно-импортных операций. В таможенной практике используются элементы как протекционизма, так и фритредерства. Обычным делом являются технические и тарифные ограничения, квотирование, режимы запретов и наибольшего благоприятствования. По-прежнему заметную роль во внешнеэкономической деятельности играют политические и идеологические мотивы, которые становятся причинами экономической блокады и таможенных запретов на закупки или поставки продукции.

Снизить накал разногласий и унифицировать международную торговлю призвана Всемирная торговая организация, в состав которой входит все большее число государств. Однако говорить о полной гармонизации торговой и таможенной политики в мире пока рано из-за различий в уровне хозяйственного развития отдельных стран, идеологических и политических подходов, экономических доктрин.
Контрольные вопросы:


  1. К каким периодам развития экономических отношений относится развитие таможенного дела? Существовала ли таможенная пошлина в античном мире?

  2. В чем состоят задачи экономики таможенного дела как науки?

  3. Каковы объект и предмет исследования экономики таможенного дела?

  4. С какими профессиональными дисциплинами тесно связана экономика таможенного дела?

  5. Что представляют собой такие экономические учения меркантилистов и физиократов? Какое место отводится каждым из этих учений таможенной политике и внешнеэкономическим операциям?


  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации