Контрольная работа - Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения - файл n1.doc

Контрольная работа - Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
скачать (126.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc127kb.18.09.2012 07:31скачать

n1.doc




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО
ЗЕМЕЛЬНОМУ ПРАВУ





ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ.




СОДЕРЖАНИЕ





СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 4

2. ОБЩИЙ, ОСОБЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ 7

3. СУБЪЕКТЫ ПРАВ НА ЗЕМЛИ 10

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ (ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ) 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

1.Конституция Российской Федерации; 17

ВВЕДЕНИЕ



В данной работе рассмотрен вопрос правового режима земель сельскохозяйственного назначения в РФ.

Аграрные реформы в 19-20 вв. были проведены в большинстве стран мира. Их целью является перераспределение земельной собственности в пользу непосредственных производителей, увеличение их заинтересованности в результатах труда, рост объемов производства.

Рассматривая аграрные реформы прошлых лет, и настоящего времени несложно заметить, что главным вопросом и основным «камнем преткновения» всегда являлся вопрос собственности земли и ее распределения. Наиболее важное значение для выявления территориальных различий в аграрном секторе имеют социальные показатели, и в первую очередь, системы землевладения. Наиболее распространена частная собственность на землю, при которой производится большая часть товарной сельскохозяйственной продукции мира. Существуют также частная, государственная, кооперативная собственность на землю.

Действительно, вопрос собственности на землю и ее купли-продажи актуален и сейчас во многих странах мира, в свете того, что рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной.

Земли сельскохозяйственного назначения составляют наиболее важную часть земельного фонда государства и подлежат особой охране. К ним отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем – почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции.

Главная цель правового регулирования использования земель сельскохозяйственного назначения – обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственного товарного производства в России. На это, в принципе, должны быть направлены все основные нормы, устанавливающие порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками в аграрном секторе.

Земли сельскохозяйственного назначения, как объект пра­вового режима, имеют тройственную правовую характеристику; общий объект (часть земельного фонда), на который распростра­няется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распро­страняются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения; а также непосредственным объектом (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансо­вого, хозяйственного, водного и иных отраслей права;

Особенности земель сельскохозяйственного назначения, классифицированные по перечисленным трем уровням, позволя­ют построить целостную систему правового режима этих земель. Регулирование правового режима земель сельскохозяйственного назначения, его возникновение, изменение и дифференциация осу­ществляются исполнительными органами государственной власти.

1. ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ




Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель в составе земель РФ, закреплено п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).

Законом сформулировано важное положение о делении земель РФ на отдельные категории, которые имеют специфический правовой режим в зависимости от целевого назначения земель.

Перенесенные из прежних в действующий Кодекс правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения: предоставление земель для сельского хозяйства и предназначение земель для нужд сельского хозяйства едва ли могут теперь вызывать существенные сомнения. Отсюда с логической неизбежностью следует формула п. 1 ст. 77 действующего Кодекса, который исходит из того, что землями сельскохозяйственного назначения являются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства. Кодекс также указывает на то, что такие земли находятся за чертой поселений.

Прежнее земельное законодательство уже давно выделяло земли сельскохозяйственного использования — земельные угодья, используемые для нужд сельского хозяйства, в составе земель поселений, земель лесного фонда, земель водного фонда и других категорий земель, и устанавливало для них смешанный правовой режим.

Термин «земли сельскохозяйственного использования» получил официальное признание и юридическое закрепление в кодифицированных актах земельного законодательства России 1970 и 1991 годов. Оно относило к землям сельскохозяйственного использования в городах, поселках и сельских населенных пунктах пашню, сады, виноградники, огороды, пастбища и предусматривало, что они предназначаются для ведения сельского хозяйства, а также для других нужд.

Действующее законодательство исходит из того, что «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли сельскохозяйственного использования» — не тождественные понятия. В одном случае специфическим объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного назначения как составная часть земель России, выделенная в самостоятельную категорию по целевому назначению земель. Во втором случае объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного использования как совокупность земельных участков из состава земель поселений, промышленности и других категорий, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий по признаку основного хозяйственного назначения.

В соответствии с п. 11 ст. 85 Кодекса в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях выделяются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения. Важным признаком, который выделяет их из состава земель поселений, является указание закона на то, что эти земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. Говоря о том, что термин «земли сельскохозяйственного использования» имеет строго определенное содержание, следует иметь в виду, что использование их в сельскохозяйственных целях носит временный характер до момента изменения вида их использования. В регулировании использования земель сельскохозяйственного использования в составе земель поселений п. 11 ст. 85 предписывает руководствоваться генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. К землям сельскохозяйственного использования, имеющим двойственный правовой режим, п. 4 ст. 88 относит также особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, включенные в состав земель промышленности. Здесь сформулированы основные требования по сохранению особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые могут предоставляться организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности лишь после отработки других сельскохозяйственных угодий, расположенных в границах горного отвода.

Основным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию. Именно в силу этого их качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве, в отличие от земель промышленности, транспорта и других отраслей, где она выступает лишь как пространственный базис соответствующей деятельности, является главным средством производства. Далеко не всякое интенсивное использование земли в сельском хозяйстве может быть признано в то же время и рациональным. Интенсивное использование земли, ведущее к снижению ее плодородия, не может быть признано рациональным.

Рациональным будет лишь такое использование земли в сельском и лесном хозяйстве, которое ведет к сохранению и умножению ее плодородия и обусловливает необходимость при использовании земли в сельском и лесном хозяйстве применять такие способы и приемы ее обработки, которые не только не уменьшают ее плодородия, а наоборот - всемерно увеличивают его. Этим же обусловлена необходимость установления таких обязанностей пользователей землями сельскохозяйственного назначения, как повышать ее плодородие, вносить необходимое количество удобрений, применять чистые пары, плоскорезы и т. п., и необходимость установления различного рода поощрений заботливого использования земель сельскохозяйственного назначения.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются (ст.77 п.2 ЗК РФ):

Порядок использования земель внутри соответствующих категорий определяется собственником, владельцем, пользователем, арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельскохозяйственным районированием, зонированием земель, территориальным планированием использования земель и землеустроительной документацией.

Земли сельскохозяйственного назначения - важнейшая из всех категорий земель. Главной ее особенностью является то, что земля здесь выступает в качестве основного средства производства продуктов питания и кормов для животных, а также сырья для промышленности.

В состав земель сельскохозяйственного назначения входят, прежде всего, так называемые угодья, т.е. участки земли с определенным хозяйственным использованием: пашни, пастбища, луга, сенокосы. Они представляют собой наиболее ценную часть сельскохозяйственных земель. Перевод их в другие категории земель для несельскохозяйственных целей допускается в исключительных случаях в порядке, установленном действующим земельным законодательством.

Далее, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят площади, занятые сельскохозяйственными объектами – фермами, токами, подъездными путями и прочим, что необходимо для ведения производства на земле аграрными предприятиями, организациями, фермерскими хозяйствами. Наконец, в данной категории земель имеются и неудобья – овраги, балки, болота, гари. Необходимо производить окулътуривание таких участков, и государство стимулирует вовлечение их в состав продуктивных земель. Не все земли, пригодные для использования в сельском хозяйстве, находятся в составе рассматриваемой категории земель.

Одними из важных видов земель сельскохозяйственного назначения являются земли, предназначенные для охраны сельскохозяйственных угодий от вредного воздействия как естественного, так и техногенного характера. Это прежде всего защитные полосы. Земли, занятые замкнутыми водоемами, включены в земли сельскохозяйственного назначения в том случае, если они входят в границы иных земель той же категории.

Замкнутые водоемы, прежде всего пруды естественного или искусственного происхождения, могут играть особую роль в сельскохозяйственном производстве. Например, они могут служить для обеспечения полива угодий, рыбного хозяйства и в самом общем случае - для поддержания экологического баланса. Определение состава земель сельскохозяйственного назначения имеет то правовое значение, что для каждого установленного вида земель предусматривается особый правовой режим использования, наиболее строгим из которых является режим использования сельскохозяйственных угодий и охранных зон (защитных полос).


2. ОБЩИЙ, ОСОБЫЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ



Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения представляет собой систему правовых норм, устанавливающих основы и порядок учета земель, контроля за их использованием, отношения по поводу охраны угодий, их использования и др.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, Федеральными законами от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации", от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" и др. Кроме того, нормы конституционного, административного, гражданского, финансового и иных отраслей законодательства имеют существенное значение для определения прав на участки, в том числе рассматриваемой категории земель.

Земельный кодекс РФ определяет категории земель и дает общее определение и классификацию земель сельскохозяйственного назначения, а также устанавливает общие принципы использования таких земель. Более детально особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулируются Законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Данный Закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Важно, что его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом РФ.

В статье 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливаются основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, которые должны учитываться и при совершении сделок с земельными участками из земель данной категории:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.

Перечень земель сельхозназначения открытый и обозначен в ст. 77—82 ЗК РФ не является закрытым. Они включают в себя сельскохозяйственные угодья, земли, занятые зданиями и сооружениями, необходимыми для ведения сельского хозяйства и др. К сельскохозяйственным угодьям относят сенокосы, пашни, пастбища, залежи и иные угодья.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

По виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный.

Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельскохозназначения понимается основное предназначение земель данной категории. Кроме этого различают «конкретное целевое назначение» - вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения это установленный порядок использования земель, закрепленный законодательством для наиболее ценной, категории земельного фонда РФ.

Правовой режим земель устанавливается государством только на уровне общего и родового объекта.

Неоднородность в правовом режиме (общий, особенный и специальный) обусловлена:



3. СУБЪЕКТЫ ПРАВ НА ЗЕМЛИ



Основная часть земель сельскохозяйственного назначения предоставляется субъектам, ведущим товарное сельскохозяйственное производство, – это коммерческие организации и предприятия аграрного направления и крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1997 г. 76% всей площади, сельскохозземель занимали аграрные предприятия и организации, и 53% – крестьянские хозяйства.

Сельскохозяйственные предприятия и организации

Коллективное ведение хозяйства остается в настоящее время преимущественным на селе. Сельскохозяйственные предприятия и организации существуют в нескольких предусмотренных законом формах. К коммерческим организациям относятся акционерные общества (открытые и закрытые), общества с ограниченной ответственностью, товарищества (полные и товарищества на вере), сельскохозяйственные производственные кооперативы (в том числе колхозы). Они имеют право владеть занимаемой землей на праве -собственности, однако отдельные участки могут и находиться в пользовании таких организаций, и арендоваться ими во многих хозяйствах, реорганизованных из бывших совхозов и колхозов, земля, поделенная на паи их членов (участников), остается в коллективной собственности этих граждан, в таком случае субъектом права собственности на землю является данный коллектив, а сельскохозяйственная организация только пользуется землей или арендует ее у собственников паев.

Сельскохозяйственные земли могут иметь, в том числе и на праве собственности, и некоммерческие аграрные организации – потребительские сельскохозяйственные кооперативы (обслуживающие сельских товаропроизводителей), союзы (ассоциации) фермеров и сельхозкооперативов. Эти организации являются некоммерческими, поскольку получение прибыли не является основной целью их деятельности, но это негосударственные, частные организации, и они имеют право приобрести необходимые им земельные участки путем, например, купли-продажи либо передачи земли участниками данной организации. В сельском хозяйстве функционируют также государственные и. муниципальные унитарные предприятия. Земля, как и остальное имущество, не может находиться в их собственности, она закрепляется за такими, предприятиями в постоянное (бессрочное) пользование.

Сельскохозяйственные земли предоставляются также в пользование учреждений аграрного профиля – научно-исследовательских и учебных, таких как сельскохозяйственные научно-исследовательские институты, опытные станции, опытные, учебно-опытные и учебно-производственные хозяйства, сельские техникумы, колледжи, училища. Они используют предоставленные земельные участки для исследовательских, учебных целей; пропаганды передового опыта и для ведения сельскохозяйственного производства.

Несельскохозяйственные предприятия и организации.

Аграрное производство ведут и некоторые несельскохозяйственные предприятия и организации, для чего им предоставляются соответствующие земли: Прежде всего, это те промышленные предприятия, которые имеют подсобные сельские хозяйства, выращивающие продукцию в основном для работников данных предприятий. Такие подсобные хозяйства могут, как входить составной частью в предприятие, организацию, не имея прав юридического лица, так и сохранять юридическую самостоятельность, но в последнем случае земли предоставляются непосредственно им, в зависимости от их организационно-правовой формы.

Определенное количество земель рассматриваемой категории занимают религиозные организации, в частности монастыри, которые также традиционно занимаются выращиванием сельскохозяйственных культур.

Государственные и муниципальные органы в качестве субъектов не рассматриваются, хотя могут иметь данные земли в собственности, получив их, например, после прекращения прав прежних владельцев (конфискация и др.) или приобретя путем выкупа (так,. Указом Президента Российской Федерации "О реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. разрешено органам местного самоуправления по заявлениям собственников выкупать их земельные доли). Но эти земли переходят в фонд перераспределения и временно исключаются из хозяйственного использования вплоть до передачи или продажи другим юридическим лицам и гражданам, которые будут заниматься производством сельскохозяйственной продукции.

Индивидуальные предприниматели на земле – крестьянские (фермерские) хозяйства. Они ведут товарное производство, т.е. выращивают продукцию с целью продажи и получения прибыли. Поэтому земельные участки предоставляются им в собственность бесплатно, и, кроме того, фермеры могут дополнительно купить или арендовать землю. Государство заинтересовано в развитии фермерского движения, предоставляет крестьянам различные льготы – по налогам, кредитам и др. Но стать фермером может не каждый гражданин, необходимо отвечать определенным, установленным законом признакам, таким как достижение 18-летнего возраста, обладание необходимыми знаниями и навыками. Крестьянское хозяйство должно быть зарегистрировано по установленной форме, хотя оно и не является юридическим лицом. Порядок получения крестьянским хозяйством земли различается в зависимости от того, являются ли его члены работниками сельскохозяйственного предприятия (организации) или нет.

Другие граждане на землях сельскохозяйственного назначения выращивают продукцию для нужд в основном собственной семьи, а также используют предоставленные участки для отдыха и досуга. Соответственно, они получают земли для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства. Для перечисленных целей граждане могут объединяться в садоводческие или огороднические некоммерческие объединения, которые могут быть созданы в форме товарищества, потребительского кооператива или партнерства

Земли сельскохозяйственного назначения передаются также родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов Севера, связанным с традиционными отраслями и промыслами, для комплексного использования (оленеводства, охотничьего, рыболовного и морского зверобойного промыслов, сбора ягод, грибов, орехов, лекарственных растений и др.) в пожизненное наследуемое владение либо в аренду (Указ Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера" от 22 апреля 1992 г).

Граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившее желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, объединяются в традиционные для казачества общества. Станичным и иным казачьим обществам безвозмездно отводятся земельные наделы для коллективного землепользования на основе традиционных для казачества форм общинного владения землей (Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества» от 15 июня 1992 г).

4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ СУБЪЕКТОВ (ОБЩИЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ)


Права и обязанности пользователей земли определялись и определяются законами и подзаконными актами. Это не полностью отвечает задаче эффективного использования и улучшения земли, так как в нормативных актах невозможно учесть многие существенные природные и хозяйственные особенности конкретных участков земли; такую детальность, как известно, способны обеспечить лишь индивидуальные договоры или рекомендации специалистов Минсельхоза РФ. Нельзя считать случайным, что некоторые административные по форме земельные документы предусматривают детализацию прав и обязанностей сторон применительно к конкретным земельным участкам. Такими документами являются, например, примерные договоры аренды земельной доли, купли-продажи земли, дарения, временного пользования земельным участком, рекомендованные органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Общие понятия Земля может использоваться на разных титулах: праве собственности, праве бессрочного (постоянного) пользования, праве временного пользования, аренды. Однако содержание прав и обязанностей по использованию земли у всех обладателей названных титулов во многом совпадает. Это касается, например, охраны природы, соблюдения санитарных, ветеринарных, агрономических (по борьбе с болезнями и вредителями растений) правил, строительных предписаний, обязанности допуска на свою землю представителей надзорных органов, представления государственным землеустроительным органам отчетности о наличии и использовании земли и др.

Для обладателей всех титулов действует в основном одинаковая система правомочий в отношении сельскохозяйственных земель, а также тех природных объектов, которые могут рассматриваться в качестве принадлежности данного земельного участка: естественной растительности, природной влаги, общераспространенных полезных ископаемых, торфяных залежей, в ряде случаев — запасов подземных вод, текущих речных вод. У собственников земли, естественно, больше прав по отношению к арендаторам их земель, включая главное — получение арендной платы. Этого права нет у обладателей иных прав на землю. Но по многим другим вопросам права всех обладателей земельных титулов близки.

Важнейшее право всех предприятий, организаций и граждан, которые пользуются землей, — самостоятельно на ней хозяйствовать (ст. 52 ЗК РФ).

Гарантируя защиту этого важного права, ч. 1 ст. 54 ЗК РФ предусматривает: "вмешательство в деятельность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, связанную с использованием земли, со стороны государственных, хозяйственных и других органов и организаций запрещается, за исключением случаев нарушения земельного законодательства". Кроме того, ст. 53 ЗК РФ называет основной перечень прав, одинаковых для всех обладателей земельных титулов:

• право собственности на легально произведенные посевы и насаждения, на получаемую от них продукцию;

• право разработки общераспространенных полезных ископаемых и торфа — с распространением права собственности на все добытое (в объеме прав, указанных в ст. 18—19 Закона РФ "О недрах");

• право откачки воды с последующим возникновением права собственности на полученную воду (в порядке, установленном ст. 85, 138 Водного кодекса РФ);

• право пользования лесными угодьями (древесиной) и пользования побочными продуктами леса в соответствии с утвержденными правилами ведения лесного хозяйства (ст. 134 Лесного кодекса РФ);

• право возведения в установленном порядке жилых, производственных, культурно-бытовых и иных строений и сооружений (с соблюдением строительных норм и правил — СНиП);

• право проводить в установленном порядке оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы, с соблюдением природоохранных требований законодательства (ст. 24—32 Закона РФ "О мелиорации земель").

Обладателю земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав. Он имеет право косить их, пасти на них скот, использовать на корню и в скошенном виде в качестве корма для домашних животных, привлекать на свой участок дикую живность (без ущерба для своих соседей). Спорным является принятый в некоторых районах обычай — путем пала (поджога) уничтожать ветошь — прошлогоднюю засохшую растительность, поскольку это может быть причиной пожаров.

На носителей земельных титулов (собственников, землевладельцев, постоянных и временных землепользователей, арендаторов) закон возлагает ряд общих обязанностей, соблюдение которых необходимо при использовании земли.

Они сформулированы в ст. 53 ЗК РФ, а подробнее изложены в других нормативных актах. Основные из них:

• эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением; применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки в результате своей хозяйственной и иной деятельности;

• осуществлять комплекс мероприятий по охране земель от природных невзгод, в том числе вызванных деятельностью человека;

• повышать плодородие продуктивных угодий;

• своевременно вносить плату за землю в виде земельного налога или арендной платы;

• не нарушать права других собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

• своевременно представлять местной администрации установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, необходимые для ведения государственного земельного кадастра, а также для принятия квалифицированных управленческих решений, связанных с использованием и охраной земель;

• при ведении любого строительства руководствоваться строительными правилами и нормами; согласовывать проект с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами.

Защита прав Законодательство предусматривает меры за щиты добросовестных пользователей земли от любых неправомерных действий. Запрещается вмешиваться в их хозяйственную деятельность, если они не нарушают требований законодательства. Эти запрещения прежде всего относятся к органам государственной власти, которые не только не должны вмешиваться сами, но и пресекать незаконные вторжения со стороны других лиц и организаций.

Нарушенные права подлежат восстановлению, а причиненные убытки возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду.

Убытки и потери возмещаются в соответствии с Положением о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 января 1993 г. № 77 (с изменениями и дополнениями, принятыми постановлением Правительства РФ от 27 ноября 1995 г. № 1176).

Споры о возмещении убытков рассматриваются судом или арбитражным судом. Вместе с тем пользователь земли не вправе проявлять пассивность в случае незаконного вторжения на нее третьих лиц.

В сельском хозяйстве запрещение незаконного вмешательства государственных органов во внутрихозяйственное использование угодий создает необходимые условия для свободного развития технологии земледелия. В то же время в случае нарушения предписаний закона государство как орган власти вправе потребовать от любого пользователя земли исполнения установленных законом обязанностей. Если в результате действий (бездействия) пользователя возникает угроза порчи земель, снижения их плодородия и доходности, то орган управления от имени государства может предписать безотлагательные меры по устранению правонарушений или их своевременному предупреждению.

От государственного контроля не свободны, безусловно, и частные собственники земли. Так, все без исключения лица обязаны использовать свои земельные участки в соответствии с той целью, которая была легально определена в момент отвода или предоставления земли или же впоследствии. Отклонение от целевого назначения либо неиспользование земли признается правонарушением. Изменить целевое назначение сельскохозяйственных угодий может полномочный государственный орган субъекта РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ




Земли сельскохозяйственного назначения не случайно выдвинуты на первое место среди выделяемых в законода­тельстве среди категорий земельного фонда. В отличие от других категорий земель, используемых в основном как пространственно-операционный базис, земли сельскохозяй­ственного назначения выступают в качестве основного сред­ства производства продовольственной продукции, кормов для животных и сырья для различных отраслей промышленности. Этот факт является главной особенностью ука­занной категории земель, для которой установлен особый правовой режим, характеризующийся таким использова­нием земель сельскохозяйственного назначения, при кото­ром обеспечиваются их специальная охрана, повышение плодородия почв и недопущение их выведения из сельско­хозяйственного оборота.

Важнейшей предпосылкой обеспечения рационального ис­пользования земель в сельском хозяйстве является в первую оче­редь необходимость уточнения правовых признаков данных зе­мель. Эти признаки предопределяют комплекс прав и обязан­ностей уполномоченных государственных органов, собственников земельных участков и землепользователей, условия возникнове­ния, осуществления, изменения и прекращения соответствую­щих земельных прав и их гарантий.

Очевидно, что надлежащее правовое регулирование отношений в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения имеет огромное практическое значение для решения стоящих перед обществом социально-экономических задач.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации;


  2. Земельный кодекс Российской Федерации;

  3. О введение в действие Земельного кодекса РФ: Федеральный закон от 25 октября 2001 г.;

  4. Земельное право в вопросах и ответах: учебное пособие / С.А. Боголюбов, Е.А. Галиновская, под. ред. С.А. Боголюбова – М.: 2008 г;

  5. Крассов О.И. Земельное право. Учебник. – М.: Юристъ, 2000 г.;

  6. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. – М., 2001 г.;

  7. Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. – Саратов, 2004 г.







КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации