Курсовая работа. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа - файл n1.rtf
Курсовая работа. Проектирование дорожных одежд нежесткого типаскачать (819.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.rtf
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации Кафедра АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
КУРСОВАЯ РАБОТАПо дисциплине «Изыскание и проектирование автомобильных дорог»
«Проектирование дорожных одежд нежесткого типа» Выполнил
Проверил
ВведениеКурсовая работа выполнена на основании задания, выданного кафедрой «Автомобильные дороги».
Исходными данными для проектирования являются :
Задание на разработку курсовой работы.
Категория проектирования дороги – 2.
Характеристики движения.
Дорожно-климатическая зона – 3.
Тип местности по условиям увлажнения – 3
Грунтовые условия – по результатам бурения скважин глубиной до 5м выявлено наличие слоя песка мелкого толщиной 3,8м.
Интенсивность движения – N0=2811 авт/сут.
Проектирование дорожной одежды и земляного полотна представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость, осушение и технико-экономического обоснования вариантов.
В данной работе предусмотрены следующие разделы:
назначение типа покрытия,
выбор материалов для устройства слоев дорожной одежды,
назначение числа слоев и их ориентировочных толщин.
Задачей расчета является уточнение толщины слоев одежды в намеченном варианте конструкции или выбор материалов с соответствующими деформационными и прочностными характеристиками при заданных толщинах слоев.
Расчет на прочность следует производить по трем критериям:
по допускаемому упругому прогибу всех конструкций,
по сдвигу в подстилающем грунте, слоях из слабосвязанных материалов и в слоях асфальтобетона,
на растяжение при изгибе слоев из монолитных материалов.
Курсовая работа представлена пояснительной запиской на страницах и чертежом на 1 листе.
Конструирование дорожной одежды.
Этапы конструирования включают в себя:
1.Определение типа дорожной одежды и покрытия, минимально допустимого уровня надежности и требуемого коэффициента прочности.
Назначение требуемого модуля упругости на поверхности конструкции.
3.Выбор материалов для слоев дорожной одежды, количество слоев и их предварительных толщин.
Определение расчетных характеристик материалов дорожной одежды.
Назначение требуемого модуля упругости.
Определение перспективной интенсивности на период до капитального ремонта.
Перспективную интенсивность движения определяют по закону сложных процентов:

, авт/сут ( 1 )
где:
N
0 – интенсивность движения на расчетный год (год ввода дороги в эксплуатацию), авт/сут,
q – ежегодный прирост интенсивности движения,
t=18 лет – срок службы дорожной одежды до капитального ремонта (1, табл.2.4).
N
t=2811*(1+0,033)
18=5043 авт/сут
Определение приведенной интенсивности движения к расчетной нагрузке на одну полосу.
Приведенную к расчетной нагрузке на одну полосу интенсивность движения определяют по формуле:

, сумм, ед/сут ( 2 )
где:
f
полос = 0,55 – коэффициент, учитывающий число полос движения и распределения движения по ним (1, табл.2.6),
N
m – число проездов в сутки в обоих направлениях транспортных средств m-ой марки,
S
m, сумм – суммарный коэффициент приведения воздействия на дорожную одежду транспортного средства
m-ой марки к расчетной нагрузке Q
расч (S
m=0,08 – для ГАЗ-53А,S
m=0,2–дляЗИЛ-130, S
m=1,05 – для КАМАЗ-551) (3, табл.2, прил.1).
N
p=0,55*((562,2*0,08)+(1124,4*0,2)+(252,99*1,05))=535,5 ед/сут
Значение E
тр= 220 МПа принимаем по графику 2.1. ( 1 )
1.1.3. Выбор конструкции дорожной одежды. Конструкцию дорожной одежды принимаем типовую.
Покрытия дорожных одежд капитального типа принимает однослойными, т.к. N
p < 1500 ед/сут.
Слой покрытия устраиваем из плотной асфальтобетонной смеси марок I-II. Верхний слой основания устраиваем из пористого (или высокопористого) асфальтобетона марок I-II, "черного" щебня и плотных смесей, обработанных с применением органического вяжущего в установке, щебня, обработанного органическими вяжущими методом пропитки, "тощего" пенобетона.
Для нижнего слоя основания применяем каменные материалы I-III класса прочности, укрепленные неорганическими вяжущими или без укрепления.
Таким образом, число слоев – 3. Основание проектируем на 0,6-1,0 м шире покрытия с целью обеспечения нормальных условий работы прикромочной части дорожной одежды.
На основании приведенной к расчетному движению интенсивности, ДКЗ, типа местности по условиям увлажнения, грунта земляного полотна из альбома типовых конструкций дорожной одежды серии 3503-71 принимается следующая схема конструкции дорожной одежды.
1) покрытие – плотный асфальтобетон из горячей мелкозернистой щебеночной смеси типа А (I марки) на битуме БНД 60/90;
2) верхний слой основания – пористый асфальтобетон из горячей крупнозернистой щебеночной смести II марки на битуме БНД 60/90;
3) нижний слой основания – готовая песчано-гравийная смесь, укрепленная 8 % цемента марки М5/1;
4) дополнительный слой основания – песок по ГОСТ 8736-85.
1.2. Определение расчетных характеристик грунта земляного полотна и материалов слоев дорожной одежды. Основные физико-механические свойства грунта земляного полотна (модуль упругости E
гр, угол внутреннего трения ?
гр, удельное сцепление С
гр) зависят от его расчетной влажности Wр.
Значения Wр вычисляют с учетом неоднородности грунта по влажности:
где W – средняя многолетняя влажность грунта в долях предела текучести Wт ; W = 0,61
Сw – коэффициент вариантности, равный 0,1;
t – коэффициент нормированного отклонения, принимаемый в зависимости от заданного уровня проектной надежности; t = 1,71

=0,61*(1+1,71*0,1) = 0,71 W
т По полученному значению W
т определяем расчетные характеристики грунта земляного полотна – песка мелкого [табл. 10]: Е
гр = 100 МПа; ?
гр = 38
0 ; С
гр = 0,005 МПа.
Для дороги II технической категории по табл. 2.2. определяем коэффициент надежности Kн = 0,95 и коэффициент прочности Кпр = 1,0.
Расчетные характеристики остальных материалов определены по табл. 12,13,14,16 [1] и сведены в табл. 1.
Значения расчетных характеристик материалов
Таблица 1.
Материал конструктивного слоя1. Плотный асфальтобетон2. Пористый асфальтобетон3. Готовая песчано-гравийная смесь4. Песок | Расчет по упругому прогибуE=1800 МПаE=1200 МПаE=1000 МПаE=100 МПа | Расчет по сопротивлению сдвигу900 МПа700 МПа400?гр = 38 0 | Расчет на растяжение при изгибеЕ= 4500 МПа / Rн=2,8 МПаЕ= 2800 МПа / Rн=1,6 МПаЕ= 1000 МПа / Rн=0,7 МПаСгр = 0.005 2. Расчет дорожных одежд на прочность. 2.1. Расчет дорожных одежд по допускаемому упругому прогибу. Конструкция дорожной одежды удовлетворяет требованиям надежности и прочности по критериям упругого прогиба, если:
 где - коэффициент прочности дорожной одежды.
- требуемый модуль упругости.
- общий модуль упругости конструкции. Значение рассчитываем с помощью номограммы рис 3,3, последовательно приводя многослойную конструкцию с двухслойной.  Расчет по упругому прогибу можно вести в двух вариантах: Определяя общий модуль упругости конструкции при известных толщинах слоев одежды. Определяя толщину промежуточного слоя при известном модуле конструкции . Расчет 1-го варианта: D=0.37 м Егр=100 МПа Едоп.осн=1000 МПа hдоп.осн = 0,17 м Еосн=1200 МПа hосн = 0,08 м Епокр=1800 МПа hпокр = 0,04 м Егр/Едоп.осн=100/1000=0,1 hдоп.осн/D = 0,17/0,37=0,46 а Е’общ= 0.23* Едоп.осн=230 Е’общ/Еосн=230/1200=0.19 hосн/D = 0,08/0,37=0,21 а Е’’общ=0.25*1200=400 МПа. Е’’общ /Епокр=400/1800=0.22 hдоп.осн/D = 0,17/0,37=0,46 а Еобщ=0,37*1800=660 МПа. Еобщ/Етр=660/220=3>0.95 Вывод: условие надежности и прочности по упругому прогибу выполняется. 3.2. Расчет дорожных одежд по сдвигу в подстилающем грунте и малосвязных материалах конструктивных слоев. Прочность дорожной одежды по сдвигу обеспечена при условии:
 где - допускаемое напряжение сдвига, обусловленное сцеплением в грунте или материале; Т – активное напряжение сдвига от действующей кратковременной (длительной) нагрузки. В процессе расчета многослойную конструкцию приводят к двухслойной модели. Рассчитываемый слой условно служит полупространством из слабосвязного материала с присущими ему расчетными характеристиками. Толщину верхнего слоя модели принимают равной сумме толщин всех слоев, расположенных над рассчитываемым , а средний модуль упругости определяют по формуле:

406.4 Определяем напряжения от единичной нагрузки по по рис 3.6 [2]. Для этого вычисляют отношения
=406/120=3,39 , =0,69/0,37=1,86 где D – диаметр нагруженной площади с учетом характера действия нагрузки (подвижная или статическая); Есл – модуль упругости грунта или материала малосвязного слоя. Получается н = 0,0135 Определяем напряжения от собственного веса дорожной одежды по рис. 3.2:
= - 0,0062 Действующее в слое активное напряжение сдвига вычисляют по формуле:
 где P =0,6 МПа – среднее расчетное давление на покрытие.
=0,0019 МПа. Допускаемое активное напряжение сдвига вычисляют по формуле: Тдоп = сгр*к1*к2*к3, МПа. где сгр – сцепление в грунте активной зоны земляного полотна в расчетный период или в материале малосвязного слоя; сгр – 0,005; к1 – коэффициент, учитывающий снижение сопротивления грунта или малосвязного материала сдвигу под агрессивным воздействием подвижных нагрузок; к1 = 0,6; к2 – коэффициент запаса на неоднородность условий работы дорожной одежды, принимается по рис 3.3; к2=0,89 к3 - коэффициент, учитывающий особенности работы грунта и малосвязных слоев; к3=5 Тдоп = 0,005*0,6*0,89*5=0,0134 МПа Проверяем условие  0,91<0.0134/0.0019=7 Условие выполняется. 3.3 Расчет асфальтобетонных слоев по сдвигу Расчет сдвигоустойчивости асфальтобетона ведут на длительное действие нагрузки при расчетной температуре для всех ДКЗ +50 0С. Допустимое активное напряжение сдвига определяют по формуле:
МПа где К – комплексный коэффициент, учитывающий зацепление зерен асфальтобетона и условия его работы (см. табл 3,2); с – сцепление в слое асфальтобетона (см. табл 3.2).
МПа. При расчете асфальтобетона на сдвиг определяют средний модуль упругости его слоев Еср.асф (см формулу), корректируют общий модуль упругости на поверхности нижележащих слоев Еобщ.осн и вычисляют отношения по формулам:
767 МПа
=767/400=1,92
= 0,12/0,37=0,32. Получается н = 0,035 = - 0,002 Активное напряжение сдвига:
=0,019 МПа. Проверяем условие  0,91<0,22/0.019=11,6 3.4. Расчет конструктивных слоев из монолитных материалов на растягивающие напряжения при изгибе Критерий прочности:
 где - предельно допустимое растягивающее напряжение материала слоя с учетом усталостных явлений
- наибольшее растягивающее усилие в рассматриваемом слое; Для расчета приводим конструкцию к двухслойной системе с общим модулем упругости основания, рассчитанным по номограмме. Определяем средний модуль упругости пакета из асфальтобетонных слоев:
3367 МПа
=3367/230=14,64
= 0,12/0,37=0,32. Получается г = 2,5 МПа. Полное растягивающее напряжение:
=2,5*0,6*0,85=1,28 МПа. где - коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния покрытия под колесом автомобиля со спаренными баллонами ( =0,85) Определяем допускаемое напряжение:
 где = 1,6 МПа – расчетная прочность на растяжение при изгибе пористого асфальтобетона; t = 1,32 – нормативное отклонение от среднего значения;
= 0,1 – коэффициент вариации;
= 1,1 – коэффициент усталости, учитывающий многократное воздействие нагрузки, определяется по рис 3.4 [1];
=1,0 – коэффициент, учитывающий снижение прочности материала под действием природно – климатических факторов.
=1,53 Проверяем условие  0,91<1,53/1,28=1,2 3.5 Расчет морозоустойчивости дорожной одежды при 3-м типе местности. Специальных мероприятий, обеспечивающих морозоустойчивость дорожной одежды, не требуется в следующих случаях: в районах с малой глубиной промерзания (IV и V ДКЗ); на земляном полотне, сложенном на всю глубину промерзания неморозоопасными грунтами (пески, супеси легкие, крупные); при толщине одежды, необходимой по условиям прочности и превышающей 2/3 глубины промерзания; На местности, отнесенной по усл. увлажнения к I типу. И т.д. Так как земляное полотно на глубину 3,8 м сложено из мелких песков (по заданию), то специальных мероприятий, обеспечивающих морозоустойчивость дорожной одежды, не требуется. Расчет дренирующего слоя также не требуется по тем же условиям. |
Российской Федерации