Козакова В.С. Лекции по аудиту в зарубежных странах - файл n1.doc

Козакова В.С. Лекции по аудиту в зарубежных странах
скачать (416.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc417kb.18.09.2012 07:17скачать

n1.doc

  1   2
Опорный конспект лекций по дисциплине «АУДИТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»

  1. Сущность и значение аудита в зарубежных странах.

  2. Возникновение и развитие аудита в зарубежных странах.

  3. Виды аудита и их особенности.

  4. Цель и задачи аудита в зарубежных странах.

  5. Предмет и объекты аудита в зарубежных странах.

  6. Организация аудита во Франции.

  7. Организация аудита в Германии.

  8. Организация аудита в Великобритании.

  9. Организация аудита в США.

  10. Аудиторские профессиональные организации.

  11. Создание и функционирование аудиторских фирм.

  12. Виды услуг, которые предоставляют аудиторские фирмы.

  13. Аттестация аудиторов в зарубежных странах.

  14. Нормативы и стандарты аудита в зарубежных странах.

  15. Правила профессиональной этики аудиторов.

  16. Критерии и признаки оценки аудитором финансовой отчетности.

  17. Общенаучные и специфические методы и приемы аудита в зарубежных странах.

  18. Аудиторская выборка.

  19. Методики аудиторской выборки.

  20. Сущность аудиторского риска.

  21. Составляющие аудиторского риска.

  22. Методика определения аудиторского риска.

  23. Существенность ошибок в аудите.

  24. Аудиторские доказательства и их виды.

  25. План и программа аудита.

  26. Этапы аудиторской проверки.

  27. Процедуры аудита и их виды.

  28. Цель и задание документирования процесса аудита в зарубежных странах.

  29. Требования к ведению рабочих документов аудитора.

  30. Классификация рабочих документов аудитора.

  31. Понятие аудиторского отчета и его структура.

  32. Виды аудиторских выводов.

  33. Требования к аудиторскому выводу.


Тема 1. Сущность и предмет аудита, его сфера действия в зарубежных странах

  1. Сущность и значение аудита; его возникновение и развитие.

  2. Виды аудита и их особенности.

  3. Цель и задачи аудита.

  4. Предмет и объекты аудита.


1. Сущность и значение аудита; его возникновение и развитие.

Термин «аудит» в современном наиболее распространенном толковании означает проверку и подтверждение независимым профессионалом (аудитором) финансовой (бухгалтерской) отчетности относительно ее достоверности, полноты и законности

Слово «аудит» происходит от латинского «аudiо», что означает «он слышит», «слушать», «слушатель». Отсюда следует важный аспект работы аудитора и его взаимоотношений с клиентом - доверие, доброжелательность, оценка (фактов, событий, документов, отчетности) и высказывание непредубежденной объективной мысли. Наибольшего распространения «аудит» как профессиональный термин приобрел в свое время в Великобритании благодаря определенным историческим предпосылкам. Но возник аудит, как считают большинство исследователей, в Китае в 700 г. до н. э., где уже тогда существовала должность генерального аудитора, который был гарантом честности государственных служащих, которые имели доступ к государственным финансам. Есть исторические свидетельства того, что в третьем тысячелетии до н.э. аудит существовал в таких рабовладельческих государствах, как Египет, Вавилон, Рим, Греция. В этих странах назначали аудиторов (чиновников казначейства) для контроля счетоводства в конкретных владениях, провинциях. Со временем в других странах, например во Франции, бароны ежегодно проводили публичные чтения счетов управленцев своих владений перед аудиторами, а в Англии аудиторы проводили проверку письменных счетов, которые велись управляющими хозяйств. Основной задачей аудиторов в те времена был контроль сбора налогов и использования государственных средств.

Рост роли профессии аудитора наблюдается в период интенсивного развития промышленных и торговых предприятий. На небольших предприятиях аудитор мог выполнять функцию бухгалтера, готовить отчеты. На больших предприятиях, где владелец не всегда мог быть управляющим, с целью проверки работы аппарата управления приглашали аудитора. Создание и развитие налоговой системы усилило заинтересованность государства в полноте и своевременности уплаты налогов. В связи с этим возникает новое направление деятельности аудиторов - контроль расчетов и уплаты налогов в интересах государства, подтверждение правильности представленных деклараций.

После промышленной революции, которая вызвала расширение предприятий, рост объемов выпуска продукции, создание акционерных обществ и обособление акционеров от процесса хозяйствования, возникает необходимость обязательного представления финансовой отчетности всеми такими компаниями, и эта отчетность должна быть подтверждена независимым экспертом, ревизором, аудитором. Соответствующие законы были приняты в Великобритании (1844 г.), Франции (1867 г.), США (1887 г.), Германии (1931 г.).

Особого значения аудит и профессия аудитора приобрели после экономического кризиса 1930-х годов, они выполняли в этот период роль защитников интересов как отдельных предпринимателей, так и экономики целых государств. В Украине с развитием рыночной экономики, возникновением предприятий негосударственных форм собственности, деятельность которых требует независимого экономического контроля, 22 апреля 1993 г. был принят Закон Украины «Об аудиторской деятельности».

На мировом рынке аудита сегодня действуют сотни тысяч аудиторских фирм, однако только отдельные из них получили международное признание, стали транснациональными корпорациями, которые имеют сотни филиалов и дочерних предприятий в разных странах (в том числе и в Украине). Это так называемые аудиторские фирмы «большой пятерки» (например, «Прайс Уотерхауз», «Ернст енд Янг» и др.).

Сегодня в мировой практике существует три основные точки зрения на понятие аудита:

Большинство авторов склоняются к мнению, что аудит – это независимое исследование финансовой отчетности и другой информации субъектов предпринимательской деятельности с целью формирования выводов о реальном финансовом состоянии этого субъекта.

Мировая практика аудиторской деятельности включает в себя организационное и методическое обеспечение аудита, практическое выполнение аудиторских проверок (актов) и предоставление прочих аудиторских услуг.
2. Виды аудита и их особенности.

Для удовлетворения нужд внешних пользователей финансовой отчетности, владельцев и частично управленцев проводится внешний аудит, который осуществляется независимым аудитором (аудиторской фирмой) на добровольной основе. Для обеспечения руководства, аппарата управления оперативной информацией, организации постоянного текущего контроля финансово-хозяйственной деятельности, разработки проектов управленческих решений на предприятиях осуществляют внутренний аудит, который выполняется сотрудниками этого предприятия. В свою очередь, при проведении внешнего аудита могут быть использованы результаты работы внутреннего аудитора. Кроме того, существует такое направление работы аудиторов, как аудиторские услуги (сопутствующие аудиту работы). Это разнообразные консультации по вопросам учета, налогов, финансов, права и т.п.. С точки зрения обязательности аудита, различают инициативный (по решению администрации, владельцев, кредиторов и др.) и обязательный аудит (перечень предприятий, которые должны проходить обязательную аудиторскую проверку, определяется действующим законодательством).

Сегодня аудит в Украине обязательный для банков, доверительных обществ, бирж, инвестиционных фондов и компаний, кредитных союзов, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, других небанковских организаций, эмитентов ценных бумаг, акционерных обществ открытого типа.

Рис. 1.1. Виды аудита

В зарубежной практике внешний аудит разделяют на три вида:

  1. аудит на подтверждение финансовой отчетности;

  2. аудит на соответствие требованиям;

  3. аудит эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Кроме видов аудита, выделяют несколько подходов к проведению аудиторской проверки. Исторически сложились такие подходы:


3. Цель и задачи аудита.

Главная цель аудита - убедить пользователей финансовых отчетов в потом, что эти отчеты дают достаточно точное представление о состоянии предприятия на определенную дату и о том, как оно было достигнуто.

Во время аудиторской проверки следует решить такие задачи:

Для подтверждения отдельных статей баланса могут выдвигаться и специфические задачи аудита.

Пользователям информации аудитора являются:

Функциональными задачами аудитора являются: корректировка; оперативный контроль; кроме того, решаются стратегические задачи.

Предметом аудита является годовая финансовая бухгалтерская отчетность.

Объектами аудита могут быть:



Тема 2. Организация и структура аудиторской деятельности

  1. Организация аудита в зарубежных странах (Франция, Германия, Великобритания, США).

  2. Аудиторские профессиональные организации.

  3. Создание и функционирование аудиторских фирм.

  4. Аттестация аудиторов.

  5. Нормативы аудита.

  6. Правила профессиональной этики аудиторов.


1. Организация аудита в зарубежных странах.

Законодательство зарубежных стран в большинстве случаев требует подтверждения бухгалтерских отчетов компаний независимыми аудиторами (аудиторскими фирмами). Директива Европейского сообщества № 8 требует проведения аудиторской проверки всех больших компаний, разрешая самим странам — членам ЕС решать, нужные ли такие проверки малых и средних фирм. Рассмотрим особенности организации проведения аудита в некоторых странах Европы и США.

Франция. Вопросы, связанные с аудитом, регулирует министерство юстиции. Основным законодательным актом, который требует проведения аудита отчетности всех компаний с ограниченной ответственностью и полных обществ, является Закон о промышленно-торговых компаниях 1966 г. Аудитора во Франции называют комиссаром по счетам, он назначается собственниками предприятия (акционерами) сроком на шесть лет для проведения аудита. Срок работы аудитора с предприятием-клиентом может быть продолжен еще на один срок. Если размер уставного капитала компании превышает 500 тыс. франков или она зарегистрирована на фондовой бирже, акционеры выбирают двух аудиторов. Аудиторская проверка обществ с ограниченной ответственностью и простых обществ осуществляется лишь в том случае, если их размер превышает установленную величину.

Во Франции существует такое разделение на малые, средние и большие компании:

1. Малыми считаются компании, которые на протяжении двух финансовых лет подряд не превышали два из следующих трех указанных показателей:

а) общая сумма активов - 1 500 000 французских франков;

б) чистый оборот 3 000 000 французских франков;

в) среднее количество работающих 10 человек.

  1. К средним принадлежат компании, которые, не включаются в категорию малых, на протяжении двух финансовых лет подряд не превышали два из трех показателей:

а) общая сумма активов - 10 000 000 французских франков;

б) чистый оборот - 20 000 000 французских франков;

в) среднее количество работающих - 50 лиц.

  1. К большим принадлежат компании, которые на протяжении двух лет подряд превышали два из трех показателей, предусмотренных для средних компаний.

Кроме этого, проведение аудита во Франции является обязательным для:

1) финансовых организаций;

2) страховых компаний;

3) сельскохозяйственных кооперативов;

4) инвестиционных фондов;

5) спортивных организаций.

Германия. Начиная с 1931 г. согласно действующему законодательству все компании с ограниченной ответственностью, а также все другие средние и большие компании обязаны проводить ежегодный аудит.

Компании относят к средним и большим, если они превышают два из таких трех критериев:

  1. общая сумма активов - 3,9 млн немецких марок;

  2. объем продажи - 8 млн немецких марок;

  3. среднее количество работающих - 50 лиц.

Регулирует аудиторскую деятельность в Германии министерство экономики.

Великобритания. В отличие от других стран ЕС, все компании Великобритании без исключения должны предоставлять свои годовые отчеты для проверки аудиторам. Основным законодательным актом, который требует проведения аудита в Великобритании, является Акт о компаниях 1985 г. Аудитор назначается собственниками компании.

Соединенные Штаты Америки. Это страна, в которой теория и практика аудита развивается во многих направлениях, имеет свои особенности. В США аудиту подлежат государственные и негосударственные предприятия. Это, в свою очередь сформировало четыре основных типа аудиторов в США:

  1. Аудиторы главной службы учета, которые работают во вневедомственной службе законодательной ветви федерального правительства. Основная функция таких аудиторов - выполнять аудиторские функции для Конгресса.

  2. Налоговые инспектора проводят аудит деклараций налогоплательщиков с целью определения соответствия их законам о налогообложении (эти проверки можно рассматривать как аудит на соответствие).

  3. Внутрихозяйственные аудиторы. Этих аудиторов приглашают частные компании для аудита деятельности их администраций. Обязанности внутрихозяйственных аудиторов определяются в зависимости от того, кто является их нанимателем, и цели проверки.

  4. Присяжные бухгалтера (независимые аудиторы), основной обязанностью которых является проверка годовой отчетности компаний, которые придают гласности свои отчеты, а также аудит в большинстве других больших и средних компаний и некоммерческих организаций.


2. Аудиторские профессиональные организации.

Международной профессиональной организацией бухгалтеров и аудиторов является Международная федерация бухгалтеров и аудиторов (International Federation of Accountants - IFAC), в которую входит свыше 100 государств мира.

IFAC включает такие комитеты: Комитет по аудиторской практике; Комитет по обучению, Комитет по этике, Комитет по финансовому и управленческому учету, Комитет по планированию и др.

Профессиональные аудиторские организации США:

  1. Американский институт присяжных бухгалтеров (American Institute of Certified Accountants - AICPA).

  2. Комиссия по ценным бумагам (Securities & Exchange Commission - SEC).

  3. Главная служба учета (The United States general Accounting Office - GAO).

  4. Американская ассоциация бухгалтеров (American Accounting Association - AAA).

  5. Национальная ассоциация бухгалтеров США (National Association of Accounants - NAA).

  6. Ассоциация специалистов компьютерного аудита (EDP Audotirs Association) и др.

В Великобритании созданы такие организации, которые объединяют присяжных бухгалтеров, аудиторов.

  1. Общественная организация дипломированных бухгалтеров

(The Chartered Association of Certified Accountants - CACAACCA, FCCA).

  1. Общественный институт бухгалтеров - аналитиков

(The Chartered Institute of Managment Accounants - CIMA ACMA, FCMA).

  1. Общественный институт национальных финансов и бухгалтерского учета

(The Chartered Institute of Public Finance & Accountancy - CIPFA or PFA ).

  1. Институт присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса

(The Institute of Chartered Accountants in England & Wales - ICAEW or ACA, FCA).

  1. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии

(The Institute of Chartered Accountants of Scotland - ICAS or CA).

  1. Институт присяжных бухгалтеров Ирландии

(The Institute of Chartered Accountants of Ireland - ICAI or ACA, FCA).

Во Франции действуют две главные профессиональные организации аудиторов и бухгалтеров:

  1. Орден экспертов-бухгалтеров (ОЕССА).

  2. Национальная компания комиссаров по счетам (CNCC).

Кроме того, во Франции создана Ассоциация руководителей аудиторских фирм (АРБФ).

В Германии с 1961 г. под руководством министерства экономики действует Wirtschaftpruferkammer, официальный орган для контроля за деятельностью аудиторов, который также осуществляет регистрацию всех аудиторов страны. Кроме того, существует добровольная ассоциация квалифицированных аудиторов Institute of Wirtschaftsprufer.

На протяжении продолжительной практики работы аудиторских фирм в зарубежных странах сформировалось несколько их основных видов:

  1. Международные (транснациональные), которые составляют «большую пятерку» аудиторских фирм;

  2. Другие национальные аудиторские фирмы;

  3. Региональные и местные фирмы.

В «большую пятерку» входят такие аудиторские фирмы мирового значения:

  1. Coopers & Lybrand («Куперс и Лайбранд»).

  2. Deloitte & Touch («Дилойт и Туш»).

  3. Arthur Andersen («Артур Андерсен»).

  4. Ernst & Young («Ернст и Янг»).

  5. KPMG (КПМГ).


2. Создание и функционирование аудиторских фирм

Аудиторская фирма — юридическое лицо, которое непосредственно занимается аудиторской деятельностью и может создаваться на основе любых форм собственности. Условием создания такой фирмы является то, что в ней есть хотя бы один сертифицированный аудитор. При этом руководителем аудиторской фирмы может быть только аудитор.

Основные функции аудиторской фирмы:

• экспертная оценка финансово-хозяйственной деятельности и состояния имущества субъекта предпринимательской деятельности, в основном, во время передачи его в аренду, приватизации, в случаях убыточности или банкротства;

• проверка достоверности бухгалтерского финансового учета и финансовой отчетности за период исследования;

• прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценка перспективы его развития, разработка мероприятий для ликвидации убыточности и повышения эффективности производства;

• информационное, научное и методическое обеспечение деятельности предприятий на договорных принципах с заказчиками;

• упорядочение учета и отчетности, когда клиент предприятия не в состоянии организовать учет и отчетность при отсутствии квалифицированных специалистов или по другим причинам, при этом аудиторы составляют баланс, финансовую отчетность, учетные регистры на основании первичных документов;

• консультации (в устной и письменной форме) по вопросам учета, права, налогообложения, расчетов, внешнеэкономических операций за соответствующую плату и т.п.

Организационные формы аудиторских фирм - это

На основании изучения опыта работы ведущих международных аудиторских фирм приблизительная структура аудиторской фирмы имеет вид (рис. 2.1):

Во всех странах установлены ограничения, которые не разрешают аудиторам заниматься другими видами деятельности, кроме предоставления аудиторских услуг (какая-либо коммерческо-аудиторская деятельность), или такими, которые вызывают сомнения в соответствии принципу независимости аудиторов.

Во многих зарубежных странах идентичная организационно-правовая форма аудиторских фирм - это индивидуальное владение, общество и акционерное общество.

В Германии аудиторскими организациями могут быть признаны: акционерное общество, коммандитное акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, открытое торговое общество и коммандитное общество.

В Швеции аудиторские фирмы – это общества с солидарной ответственностью или зарегистрированные акционерные общества. Для регистрации общества с солидарной ответственностью необходимо, чтобы из его учредительного договора следовало, что деятельность компании не включает ничего иного, кроме профессионального аудита и сопутствующей с ним деятельности, и члены общества являются утвержденными или уполномоченными аудиторами.

Для регистрации акционерного общества в Швеции необходимо, чтобы в его уставе было записано, что: деятельность компании не включает ничего другого, кроме профессионального аудита и сопутствующей его деятельности; минимум 75% членов управления и минимум 75% их заместителей, а также исполнительный директор являются утвержденными и уполномоченными аудиторами. Для регистрации также требуется, чтобы не менее 75% акций из минимум 75% голосов принадлежали утвержденным или уполномоченным аудиторам, а остальные акции принадлежали работникам компании.

В России установлено, что аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы – и юридические лица – аудиторские фирмы независимо от вида собственности, в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами.

Относительно части капитала Директива № 8 ЕС от 1984г. предписывает, что не меньше 51% уставного капитала аудиторской фирмы должно принадлежать аттестованным аудиторам. В связи с этим во Франции не менее 75% уставного капитала аудиторской фирмы должно принадлежать внесенным в реестр контролерам-ревизорам, в Англии – не менее 65, в Германии – 100%.

Аудиторские фирмы предоставляют услуги 4 больших категорий:

  1. Услуги по засвидетельствованию - это любые услуги, при оказании которых аудиторская фирма выдает письменное заключение с выражением мнения, касающегося надежности письменного утверждения, ответственность за которое несет другая сторона. Он бывает 3 типов:

    1. аудит завершенной финансовой отчетности. При этом аудите ответственна другая сторона - это клиент, делающий различные утверждения в форме своей опубликованной финансовой отчетности. В аудиторском же заключении выражается мнение аудитора по поводу того, согласуется ли эта финансовая отчетность с общепринятыми бухгалтерскими принципами. Внешний пользователь рассматривает аудиторское заключение как показатель надежности отчетов при принятии решения.

    2. обзорные проверки - многие необщественные компании хотят предоставить пользователям финансовую отчетность, но не хотят нести расходы, связанные с получением аудиторского заключения. В таких обстоятельствах полезны услуги по обзорной проверке. Если при проведении аудита фирма выполняет подробную проверку, накапливая свидетельства, достаточные для обеспечения высокого уровня уверенности в финансовой отчетности клиента, то при обзорной проверке свидетельства дают средний уровень уверенности. Это часто подходит пользователям, а аудиторская фирма выполняет такую работу по более низкой цене, чем полный аудит.

    3. другие услуги по засвидетельствованию - существует множество типов услуг по засвидетельствованию: проверка предварительно составленной финансовой отчетности (прогноз и планирование); статистика выполненных инвестиций для организаций; характеристика программного обеспечения для компьютеров и т.п.

  2. Налоговые услуги - аудиторские фирмы подготавливают корпорационные и индивидуальные налоговые декларации. Кроме того, оказывают услуги и консультации по налогам на наследство, на дарение (подарки), по планированию налогов и другим аспектам налогообложения.

  3. Консультационные услуги для администрации — большая часть аудиторских фирм оказывает услуги, которые позволяют их клиентам вести бизнес более эффективно. Диапазон этих услуг - от простых предложений по улучшению бухгалтерской системы клиента до помощи в маркетинговой стратегии, консультаций по актуальным выплатам.

  4. Бухгалтерские услуги - многие мелкие клиенты с небольшим бухгалтерским персоналом при подготовке финансовой отчетности полагаются на аудиторские фирмы. Некоторые мелкие клиенты не имеют ни персонала, ни специальных знаний, чтобы подготовить свои собственные бухгалтерские журналы и Главную книгу - поэтому аудиторские фирмы оказывают разнообразные бухгалтерские услуги, удовлетворяя потребности своих клиентов.


4. Аттестация аудиторов.

Директива ЕС № 8 требует обеспечения надлежащей квалификации аудиторов. Каждая страна самостоятельно устанавливает правила подготовки и аттестации аудиторов, контроля качества их работы. В табл. 2.1 приведены в обобщенном виде требования, которые выдвигаются аудиторам в странах ЕЭС.

Таблица 2.1

Характеристика квалификационных требований к аудиторам стран ЕЭС

Страна

Год образования профессиональной организации

Только документ о наличии специального образования

Только специальный экзамен

Специальное образование или плюс экзамен

Специальное образование и специальный экзамен

Необходимый практический опыт (лет)

Бельгия

1953







Х




3

Дания

1912




Х (1)







3

Франция

1942




Х (2)







3

Германия

1931










Х

5

Греция

1955










Х

11

Италия










Х




2

Люксембург













Х

3

Нидерланды

1895







Х




Формально не существует

Португалия

1977










Х

3

Испания

1944










Х

3

Великобритания

1880




Х (2)







3

Примечания:

  1. При наличии соответствующего образования материал, который выносится на экзамен может быть существенно сокращен.

  2. При наличии соответствующего образования материал, который выносится на экзамен может быть незначительно сокращен.

На рис. 2.2. приведена последовательность получения диплома по бухгалтерской экспертизе (аудиту) во Франции.

В США экзамены на дипломированного общественного бухгалтера готовит и проводит Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA), Национальная профессиональная организация.

Не обязательно быть присяжным бухгалтером, чтобы работать в аудиторской фирме, но чтобы быть партнером, это требуется. Экзамены проводятся 2 раза в год - в мае и ноябре в письменной форме и продолжается 2,5 дня. Его подготавливает и оценивает Американский институт присяжных бухгалтеров и Национальная профессиональная организация. Экзамен проводится по 4 большим направлениям: аудит, бухгалтерская практика, теория бухгалтерского учета и хозяйственное право. А также проверяются знания по таким предметам как профессиональная этика, юридическая ответственность аудиторов, федеральные налоги на доходы и количественные методы бухгалтерского учета. Примерно 10%- сдают экзамен с первого раза.

Квалификационные требования для сдачи экзамена:

В Украине сертификацию аудиторов осуществляет Аудиторская палата Украины согласно положению о сертификации аудиторов от 27 ноября 1997 г.
5. Нормативы аудита.

Профессиональная деятельность аудиторов (аудиторских фирм) регулируется нормативами (стандартами) аудита.

Стандарты аудита представляют собой минимум правил, которые помогают аудитору определить масштаб контрольных действий и методику их проведения, они являются критерием оценки результатов аудита. Например, в США эти правила называются «общепринятыми стандартами аудита» (GAAS – General Accepted Auditing Standards), которые определяют только 10 требований. Выделяют внешние и внутренние стандарты.

Внешние стандарты аудита – определяют организацию аудиторской деятельности, они являются основными элементами ее нормативного регулирования. Внешние аудиторские стандарты могут быть как международные, так и национальные.

Внутренние стандарты разрабатываются в аудиторских фирмах и используются в их практической деятельности.

Международные нормы аудита (МНА) разрабатывает Международная федерация бухгалтеров (IFAC – International Federation of accountants), в которую входят национальные бухгалтерские и аудиторские организации более чем 90 стран. Первые международные стандарты были разработаны в 70-е г. XX ст., но они часто изменялись. Последняя их редакция вышла в свет в 1994 г., но на этом работа не закончилась: в них почти ежегодно вносят изменения незначительного характера.

В международных нормативах аудита очерчиваются основные принципы регулирования аудита, в частности, планирования, обоснования и контроль доказательств, характеристика документации, структура выводов, права и ответственность аудиторов.

Кроме МСА, Международной федерацией бухгалтеров утвержден Кодекс этики МФБ.
6. Правила профессиональной этики аудиторов.

Аудит как вид предпринимательской деятельности относят к интеллектуальной деятельности. В теории и практике аудита важное место занимает профессиональная этика аудитора. Она включает ряд принципов служебного поведения и поведения при выполнении профессиональных обязанностей.

Указанные принципы отвечают требованиям международных нормативов аудита (МНА 1 § 14—18 "Этика"). От соблюдения этих этических принципов зависит авторитет специалиста, его профессиональная пригодность выполнять самые сложные задания. Основные правила профессиональной этики аудиторов: объективность; независимость; доброжелательность; конфиденциальность; компетентность; честность.

Честность и объективность - предусматривает справедливое ведение дел и их правдивость; аудиторы должны демонстрировать объективность своих суждений при разных обстоятельствах.

Профессиональная компетентностьаудиторы не должны делать вид, что имеют опыт или экспертные знания, которыми они в действительности не владеют.

Конфиденциальность аудиторы не разглашают конфиденциальной информации о делах клиента или работодателя, полученной во время предоставления профессиональных услуг. Обязанность эта остается действующей и после прекращения сотрудничества аудитора с клиентом.

Независимость — главная черта профессии аудитора. Она обусловлена тем, что аудитор не является штатным работником государственного органа управления, он не подчинен другим контрольно-ревизионным органам или политическим партиям или общественным организациям и не зависит от них. Мнение аудитора по финансовым вопросам не должно зависеть от гонорара, который выплачивается клиентом.

Кроме того, в МСА определены следующие разделы правил профессиональной этики аудиторов: налоговая практика, международная деятельность, предание огласке информации, гонорар и комиссионное вознаграждение, деятельность, несовместимая с практикой аудитора, отношения с другими аудиторами, реклама и предложение услуг.

Тема 3. Методы аудиторской проверки, признаки и критерии оценки финансовой отчетности

  1. Критерии и признаки оценки аудитором финансовой отчетности.

  2. Общенаучные и специфические методы и приемы аудита.

3. Аудиторская выборка.
1. Критерии и признаки оценки аудитором финансовой отчетности.

Известно, что аудит представляет собой независимую проверку финансовой отчетности и высказывание мнения относительно нее. Основной проблемой в достижении этой цели является решение вопроса, как и на что именно - главное, существенно направить работу аудитора. Этот центральный вопрос методологии проведения аудита.

Разнообразие мнений зарубежных аудиторов, касающихся направленности проверки и оценки финансовой отчетности, можно сгруппировать по:

Наиболее часто в специальной литературе, а особенно в аудиторской практике встречается понятие «критерии» и оно наиболее полно соответствует внутреннему содержанию рассматриваемой проблемы. Однако это понятие в большей мере касается оценки отчетности как в ходе проверки, так и на конечном этапе - при формулировании мнения о ней. Но прежде чем это сделать, необходимо четко определить, по каким признакам осуществлять оценку. В связи с этим целесообразно применять еще одно понятие - «признаки». Это приметы, показатели, по которым аудитор проверяет финансовую отчетность и делает заключение, соответствует ли она установленным требованиям.

По каждому определенному признаку проверки оценка производится по соответствующим критериям, поэтому аудиторская проверка финансовой отчетности должна осуществляться посредством ее оценки по определенным признакам и соответствующим критериям.

Учитывая особенности развития рыночной экономики в Украине, а также зарубежный опыт к признакам финансовой отчетности следует отнести следующее:

Такие признаки, как точность, объективность, правдивость, достоверность охвачены признаком «правильность отражения», границы учетного периода — «соответствие», права и обязательства — «принадлежность».
2.Общенаучные и специфические методы и приемы аудита.

В международных нормативах аудита и в зарубежной спец. литературе изложены специфические методы и приемы аудита, широко применяемые в мировой практике (см. Приложение табл. 3.1).

Это такие методы:

Это такие приемы:

Тесты аудиторского контроля весьма разнообразны: независимые, на соответствие, сквозные, направленные и т.д. Исходя из этого можно определить общий перечень методов и приемов проведения аудита.

Методы: опрос, наблюдение, инспекция, запрос, подтверждение, аналитический обзор, изучение, обобщение.

Приемы: инвентаризация, контрольные замеры, технологический контроль, подсчет, экспертиза, эксперимент, документальная проверка, статистические исследования, выборочная проверка, анкетирование, тестирование, контрольные листы, приемы экономико-математических методов.
3.Аудиторская выборка.

Для сокращения объема работ и уменьшения их стоимости аудиторы используют аудиторскую выборку, т.е. проверяют только некоторую часть всей совокупности данных и анализируют полученные результаты так, чтобы сформировать свое мнение в целом.

Если аудитор принимает решение о проведении выборочного исследования, ему следует учесть следующее:

Выборочная проверка может осуществляться на основе применения двух методик:

На объем выборки влияют уровень риска не выявления и риска контроля.

Существуют разнообразные методики выборки:



Тема 4. Аудиторский риск и аудиторские доказательства, существенность ошибок в аудите.

  1. Сущность аудиторского риска.

  2. Составляющие аудиторского риска.

  3. Методика определения аудиторского риска.

  4. Существенность ошибок в аудите.

  5. Аудиторские доказательства и их виды.


1. Сущность аудиторского риска.
Проведение аудита всегда сопровождается определенным риском. Аудитор должен четко осознать, в чем заключается аудиторский риск, его сущность, составляющие, как его определить и его максимально допустимый уровень. Это очень важная проблема, поскольку от решения ее зависит согласие аудитора на проведение проверки финансовой отчетности или отказ от нее; составление плана проверки и определение сроков; выбор направлений, подходов, методов и приемов аудиторской проверки.

Об актуальности оценки аудиторского риска свидетельствует тот факт, что этому вопросу отводится внимание по крайней мере в шести действующих на сегодня международных нормативах аудита.

Аудиторский риск или общий риск – это риск того, что аудитор может высказать неадекватное мнение, если в документах бухгалтерской отчетности есть искажения.

Из зарубежной литературы и практики известно, что аудит имеет несколько подходов:

1) подтверждающий аудит;

2) процедурный аудит;

3)системный аудит;

4) аудит зон риска.

Подтверждающий аудит заключается в проверке очень большого количества фактического материала, разных бухгалтерских записей, для того чтобы сделать общий вывод. При этом имеет место почти дублирование бухгалтерских записей клиента, а т.о., аудитор проделывет огромную работу. Тем не менее даже при этом может иметь место риск неправильного вывода о фактическом состоянии дел, например из-за несоответствия толкования полученных данных, их обобщение и др.

При использовании процедурного аудита объем работы аудитора немного сокращается в связи с тем, что на предприятии действуют заранее определенные процедуры обработки данных, а аудитор проверяет их надежность. Однако и в этом случае аудитор может применять несоответствующие методы получения аудиторских доказательств, что также представляет аудиторский риск.

При системном аудите оценивают эффективность функционирования систем (системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля) предприятия-клиента. Поэтому необходимо предусмотреть и оценить, риск того, что в этих системах в определенных местах могут возникнуть несоответствия или что они являются несовершенными, т.е. оцениваются не сами данные, а качество их получения и контроля.

Наибольшее внимание уделяют определению величины аудиторского риска при использовании аудита зон риска. При этом подходе определяют наиболее важные позиции объекта проверки (финансовой отчетности предприятия) с учетом особенностей деятельности предприятия, которое проверяют (области; структуры управления; организации систем учета и контроля, их методики и др. факторы), а также зоны риска по всем направлениям аудиторской проверки, т.е. места, где наиболее высокая достоверность возникновения, допущения и возможного невыявления ошибок или обмана. Такой подход является наиболее перспективным, поскольку сокращается срок проведения аудиторской проверки, ее трудоемкость и повышается эффективность. Тем не менее аудиторский риск имеет место при использовании всех четырех указанных подходов, но в разной степени. Особенно важно определение аудиторского риска при применении подхода системного аудита, тем более аудита зон риска.
2. Составляющие аудиторского риска.

Согласно международным нормативам риск аудита имеет три составляющие части:

- свойственный риск;

- риск, связанный с несоответствием внутреннего контроля;

- риск не выявления ошибок и искажений.

риск несоответствия системы внутреннего контроля (в Шотландии - риск, связанный с контролем, во Франции - риск, связанный с характером обрабатываемых операций) представляет собой опасение того, что недостоверная информация не будет выявлена системой внутреннего контроля.

Указанные составляющие аудиторского риска в разных странах называют по-разному, тем не менее имеют приблизительно одинаковое толкование.
3. Методика определения аудиторского риска

Как свидетельствует зарубежный опыт, приемлемая величина общего аудиторского риска составляет 1 - 5 %. Выбирая методику определения аудиторского риска и его допустимую величину, необходимо учитывать конкретные условия проверки, ее срок, характер деятельности клиента, компетентность и квалификацию аудитора, его предыдущий опыт аудиторских проверок и много др. факторов. Тем не менее на основании изучения специальной зарубежной литературы (Р. Додж, Дж. Робертсон), можно представить наиболее общую методику (модель) расчета аудиторского риска, которая может быть выражена такой формулой:

АР = РУ Ч РК Ч РВ,

где

АР - аудиторский риск

РУ риск системы учета

РК - риск системы внутреннего контроля

РВ - риск не выявления ошибок аудитором

Наиболее полно методику расчета аудиторского риска в доступной форме раскрыл Дж. Робертсон, который отметил ряд важных моментов:

— аудитор не может полностью доверять системам учета и внутреннего контроля предприятия-клиента. В таком случае риск системы учета или внутреннего контроля сводится к нулю (РУ = 0, РК = 0), а это означает, что и общий аудиторский риск, исходя из формулы, будет равнять нулю, чего не может быть, поскольку каждая аудиторская проверка сопровождается определенным риском;

- аудитор не может разрешить себе установить высокий уровень риска выявления (например, более как 50%) при высоких рисках систем учета и внутреннего контроля, поскольку в этом случае общий аудиторский риск будет также очень высоким (более как 5%), чего допустить нельзя, так как проверку будут считать проведенной не на надлежащем уровне.

Например:

АР = РУ (0,8) · РК (0,9) · РВ (0,5) = 0,36;

- аудиторскую проверку будут считать проведенной на надлежащем уровне, если аудитор установит низкий риска выявления (0,01) при условии полного недоверия к системам учета и внутреннего контроля клиента.

АР = РУ (1,0) · РК (1,0) · РВ (0,01) = 0,01.

С учетом представленной выше общей модели аудиторского риска и того, что риск выявления, как уже было указано, состоит из риска тестового контроля и риска аналитического обзора, расчет может быть таким:

АР = РО · РО · РК · РАО · РТ

где РАО — риск аналитического обзора; РТ — риск тестового контроля.

Такой принцип оценки аудиторского риска широко используется на практике, например, аудиторской фирмой КРМG в Германии.

Зарубежный опыт свидетельствует, что величина оценки аудиторского риска может выражаться не только в %, к, абсолютном числовом значении, но может быть определена словесно : низкий, средний, высокий, что часто используется на практике.
4. Существенность ошибок и в аудите

Планируя и осуществляя аудит, а также оценивая и составляя выводы относительно его результатов, аудитор должен рассматривать риск существенных искажений в финансовых отчетах в результате мошенничества или ошибок.

Искажения в финансовых отчетах могут возникать в результате мошенничества или ошибки. Термин «ошибка» означает неумышленное искажение информации в финансовых отчетах, включая пропускание общей суммы или:

Ошибка - неумышленное искажение финансовой информации в результате арифметических или логических ошибок в учетных записях и расчетах, неполноты учета, неправильного представления в учете фактов хозяйственной деятельности, состава имущества, требований и обязательств, а также несоответственное отображение операций в учете.

В отличие от ошибки мошенничество является преднамеренным действием, которое, как правило, сопровождается сознательным сокрытием фактов. Хотя аудитор и имеет возможность обнаружить потенциальные возможности совершения мошенничества, ему сложно (если вообще возможно) определить намерение, в частности, управленческого персонала (например, относительно искажения учетной оценки или искажения принципов бухгалтерского учета).
5. Аудиторские доказательства и их виды

МСА 500 «Аудиторские доказательства».

В Положении об аудиторских стандартах SAS № 31 указывается, что доказательства необходимы для подтверждения обоснованности суждений, отображенных в финансовых документах, включая базовые данные по бухучету и всю подтверждающую информацию, полученную аудитором.

Т.о. Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором путем проведения тестов и процедур проверки на существенность с целью выработки суждения, на основе которого ведется подготовка аудиторского вывода и отчета.

Источниками аудиторских доказательств являются:

По характеру существуют документальные и устные доказательства; прямые, непрямые и случайные доказательства.

Документальные доказательства подтверждаются данными первичных документов, учетных регистров и отчетности предприятия.

Устные доказательства могут быть приемлемы только тогда, когда, должностные лица предоставляет информацию об отдельных нарушениях законодательства, что позволяет аудитору проверить эту информацию и дать рекомендации относительно внесения исправлений в отчетности.

Прямые доказательства относятся непосредственно к вопросу, который проверяется.

Непрямые доказательства – это информация, которая не имеет непосредственного отношения к проверяемым вопросам. Например, надежность системы внутреннего контроля является непрямым доказательством отсутствия существенных ошибок в финансовой отчетности предприятия.

Случайные свидетельства – это данные, полученные от работников предприятия о состоянии объекта аудита. Такая информация без проверки с помощью стандартных аудиторских процедур не может быть доказательством, на основании которого составляется аудиторский вывод.

Основными требованиями к аудиторским доказательствам согласно МСА являются:



Тема 4. Планирование, стадии и процедуры аудита.

  1. План и программа аудита.

  2. Этапы аудиторской проверки.

  3. Процедуры аудита и их виды.


1. План и программа аудита

Планирование аудита (МСА 300)– это формирование главной стратегии и определение конкретных методов проведения проверки, а также времени проведения аудита. Разработка общего плана и программы аудита (Приложение: таблица 4.1 и 4.2) должна основываться на изучении особенностей бизнеса клиента и данных предыдущей экспертизы деятельности субъекта проверки. Во время разработки плана аудиторы и аудиторские фирмы имеют право самостоятельно определять формы и методы аудита на основании существующего законодательства, существующих норм и стандартов, условий договора с клиентом, профессиональных заданий и опыта.

В международных нормативах аудита подчеркивается целесообразность и необходимость документального оформления процесса планирования. В зависимости от этого аудитору необходимо документально оформить план проверки, определить в нем существенность ошибок, а потом осуществить аудит по этому плану.

В общем плане аудита следует предусмотреть:

Перечень объектов проверки (видов работ) во время составления общего плана аудита может иметь такой вид:

Программа проведения аудита является развитием общего плана аудита и включает детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для его практической реализации. В аудиторскую программу включают также перечень аудита по его направлениям, а также время, которое необходимо затратить на каждое направление аудита или аудиторскую процедуру (крупные компании очень часто используют сетевые графики).

В программе аудитор оценивает степень риска внутреннего контроля и свой личный риск невыявления существенных ошибок в отчетности, который возможен во время проведения аудиторских процедур, определяет срок проведения аудиторских тестов, координирует работу всех возможных помощников, привлеченных из числа сотрудников предприятия, определяет присутствие других исполнителей аудита, если такие принимают участие в работе. Во время разработки аудиторской программы другие вопросы, включенные в общий план аудита, раскрываются также с большей детализацией.

На протяжении всей продолжительности аудита его план и программа может пересматриваться или уточнятся аудитором, т.к. существует вероятность изменения условий и направлений проверки, а также возможность получения иных результатов после проведения аудиторских процедур, чем те, которые ожидались аудитором.
2. Этапы аудиторской проверки

По Р. Монтгомери, аудиторская проверка состоит из таких этапов:

— ознакомление с персоналом и планом;

— получение и документирование информации о клиенте, структуре контроля и средствах контроля для оценки внутреннего риска;

— разработка плана проведения аудиторской проверки;

— проведение проверок на существенность;

— анализ и оценка результатов аудита;

— составление аудиторского отчета и предоставления информации о недостатках контроля.

Все эти этапы, кроме составления аудиторского отчета, влияют на принятие решений относительно выбора стратегии аудиторской проверки.

В международной аудиторской практике придерживаются трех основных этапов:

— планирование;

— сбор и анализ информации, которая обеспечивает достоверность финансовой отчетности;

— составление отчета (аудиторского вывода).

Аудиторский процесс включает три основных стадии — начало, опытную и завершающую.

На начальной стадии определяется объект аудита и организационно-методическая подготовка. При этом используется план аудиторской деятельности, формируется коллектив аудиторов (аудитор), оформляется приказ или распоряжение руководителя аудиторской фирмы. Уже на месте работы составляется рабочий план аудиторской команды (аудитора), где отмечается объект аудита, объем работы, ее начало и окончание.

На втором этапе начальной стадии аудитор знакомится с уставом предприятия, учредительными документами и правовыми обязательствами. В этом случае следует выяснить, выполняет ли предприятие свои функции в соответствии с нормативными (учредительными, лицензионными) документами и утвержденными уставом.

Аудитор обязан в совершенстве изучить систему бухгалтерского учета и контроля.

На опытной стадии аудитор проверяет правильность хозяйственных операций и учетных записей, корректирует план и рабочую программу, пересматривает финансовую отчетность и собирает аудиторские доказательства. И только после этого аудитор приступает к завершающей стадии аудиторского процесса, то есть анализирует результаты проверки, составляет аудиторский отчет (вывод), акт выполненных и сданных заказчику работ.
3. Процедуры аудита и их виды

В соответствии с зарубежной практикой аудитор получает аудиторские доказательства, используя одну или несколько из следующих процедур: проверка, наблюдение, опрос и подтверждение, подсчет и аналитические процедуры.

Проверка включает изучение бухгалтерских регистров и документов или материальных активов.

Наблюдение – это надзор со стороны аудитора за процессом или процедурами, которые выполняются другими лицами, например, наблюдение за подсчетом товарно-материальных запасов работниками предприятия или за выполнением процедур контроля, после которых не остаются признаки их проведения.

Опрос – это поиск информации, которую можно получить от осведомленных лиц на предприятии или за его пределами. Опрос может варьировать: от формальных письменных запросов, адресованных третьим лицам, до неформального устного опроса работников предприятия.

Подтверждение заключается в получении аудиторами подтверждающей информации относительно того, что содержится в бухгалтерских регистрах. Например, аудитор, ищет прямого подтверждения сумм дебиторской задолженности через общение с должниками предприятия.

Подсчет заключается в проверке арифметической точности первичных документов и регистров учета или в самостоятельном проведении подсчетов.

Аналитические процедуры – это анализ наиболее важных показателей и соотношений, включая итоговое исследование отклонений и взаимосвязей, которые противоречат другой информации, которая касается этого дела, или отклоняются от показателей, которые ожидались.

Аналитические операции заключаются в сравнении финансовой информации предприятия, например, по таким показателям: аналитической информацией за прошлые периоды; плановыми расчетами предприятия (бюджеты, прогнозы); ожиданиями аудитора (например, оценка начисленной амортизации); подобной информацией по отрасли (сравнение объема продаж, дебиторской задолженности со средними показателями по отрасли или с данными по другим подобным предприятиям).

Тема 5. Рабочие документы аудитора.

  1. Цель и задание документирования процесса аудита.

  2. Требования к ведению рабочих документов.

  3. Классификация рабочих документов аудитора.


1. Цель и задание документирования процесса аудита

Зарубежные аудиторские фирмы к ведению рабочих документов аудитора подходят индивидуально. Такие документы являются конфиденциальными. Методика их ведения представляет коммерческую тайну аудиторской фирмы. Т.о., опыт их работы труднодоступен.

Из литературных источников, в которых рассматривается ведение рабочих документов аудитора, практический интерес имеют книги Дж. Робертсона и Роя Доджа, учебники по аудиту фирм «Кабине Робер Мазар», «Моор Стивенс».

Рабочая документация – это записи, с помощью которых аудитор фиксирует проведенные процедуры проверки, тесты, полученную информацию и соответствующие выводы, сделанные в ходе аудита. Аудитор обязан вести документацию по всем делам, которые касаются принятия решений по результатам проведенной проверки и которые в свою очередь, будут положены в основу аудиторского вывода.

Основными целями ведения рабочей документации являются:


2. Требования к ведению рабочих документов

Рабочие документы необходимо профессионально и грамотно оформлять, т.е. так, чтобы обеспечить доступность для прочтения и понимания содержания.

Во время оформления рабочей документации следует придерживаться таких требований: на первой странице каждого рабочего документа указывается название аудиторской фирмы, название предприятия, период проверки (дата проверки) документации клиента; каждому документу дается название (например, «Аудит учета основных средств»); для ускорения поиска необходимой рабочей документации каждому документу присваивается код (шифр).

В случае перепроверок некоторые папки с рабочими документами можно классифицировать как «постоянные» аудиторские папки, которые пополняются новой информацией, важной для следующих аудиторских проверок, в отличие от текущих, которые содержат информацию, связанную преимущественно с аудитом за один конкретный период.

Достаточный уровень раскрытия и детализации процедур аудита в рабочей документации:


3. Классификация рабочих документов аудитора

Если клиент будет постоянно проверятся аудитором, рабочие документы целесообразно разделить на:

По характеру информации, которую содержат рабочие документы, выделяют:



Тема 6. Аудиторский отчет и вывод.

  1. Понятие аудиторского отчета и его структура.

  2. Виды аудиторских выводов.

  3. Требования к аудиторскому выводу.


1. Понятие аудиторского отчета и его структура

Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Аудиторский отчет содержит сведенья о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность финансовой отчетности. Содержание этого документа зависит от конкретных обстоятельств, результатов проверки. В связи с этим форма аудиторского отчета может быть произвольной. Аудиторский отчет - это более обширный по содержанию документ, основные положения которого обусловлены соглашением между аудитором и предприятием - заказчиком аудита.

Аудиторский отчет должен содержать четко сформулированную мысль (изложенную в письменном виде) относительно финансовых отчетов в целом. Аудиторский отчет составляется только для заказчика аудита, а аудиторское заключение предоставляется широкому кругу пользователей. Аудиторский отчет должен содержать такие обязательные данные:

I. Общая часть

II. Аналитическая часть - в ней дается точный перечень направлений деятельности клиента, проверенных сплошным и выборочным методом; описываются результаты проверки положения учета, внутреннего контроля на предприятии; указываются факты недостатков и нарушений; даются рекомендации аудитора и аналитический обзор деятельности предприятия.

III. Итоговая часть содержит мнение аудитора о проверенной деятельности клиента и оформляется официальным документом, который называется аудиторским заключением.

Аудиторский вывод (заключение) – это официальный документ, засвидетельствованный подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмы), который составляется по последствиям проведения аудита и содержит вывод относительно достоверности финансовой отчетности, полноты и соответствия действующему законодательству по установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

Согласно МСА 700 в своей структуре аудиторский вывод имеет такие элементы:


2. Виды аудиторских отчетов

МСА 700.

Безусловно-позитивный вывод следует выразить тогда, когда аудитор пришел к выводу, что финансовые отчеты справедливо и достоверно отображают информацию в соответствии с определенной концептуальной основой финансовой отчетности. Безусловно-позитивная мысль безоговорочно указывает на то, что все изменения в принципах бухгалтерского учета и методах их применения, а также их влияние должным образом раскрыты в финансовых отчетах. Т.е., предоставленная информация дает действительное и полное представление о реальном составе активов и пассивов, хозяйственная деятельность осуществляется соответственно действующего законодательства и нормативным требованиям, финансовая отчетность составлена на основе действительных данных учета и достоверно отображает финансовое состояние.

Условно-позитивный вывод следует выразить тогда, когда аудитор придет к выводу о невозможности высказывания безусловно-позитивного мнения, но влияние любого несогласия с управленческим персоналом или ограничение объема не настолько существенны, чтобы выразить негативное мнение или отказаться от высказывания мысли. Т.е., в связи с невозможностью проверки нескольких фактов аудитор не может сформулировать свое мнение относительно некоторых вопросов, но они имеют ограниченное влияние на состояние дел в целом и не искажают действительное финансовое состояние. Аудитор считает возможным подтвердить, что за исключением указанных ограничений предоставленная информация свидетельствует о соответствии хозяйственной деятельности действующему законодательству. Система учета соответствует законодательно-нормативным требованиям. Финансовая отчетность составлена на основании достоверных данных и в целом достоверно отображает фактическое финансовое состояние.

Отказ от высказывания мысли стоит сформулировать тогда, когда ограничение объема проверки настолько существенно, что аудитор не в состоянии получить достаточные аудиторские доказательства, а следовательно, выразить мнение о финансовых отчетах.

Негативный вывод. Аудитом выявлены нарушения, которые искажают реальное состояние дел в целом. Принятая система учета не соответствует законодательным и нормативным требованиям. Финансовая отчетность не соответствует учетным данным. Т.о., данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности не дают достоверного представления о действительном финансовом состоянии.

Если аудитор выражает мнение, отличающееся от безусловно-позитивного, он должен в выводе четко описать все обоснованные причины и, при возможности, дать количественное описание их возможного влияния на финансовые отчеты. Как правило, эту информацию приводят в отдельном параграфе, который предшествует формулированию вывода или отказу от формулирования вывода и может содержать ссылку на более подробную информацию в примечаниях к финансовым отчетам.
3.Требования к аудиторскому выводу

Как уже отмечалось аудиторский вывод должен иметь определенную структуру и оформление. В международной практике обязательными требованиями являются ссылки на то, что вывод составлен независимыми аудиторами, а содержание выводов содержит обязательные ответы на такие основные вопросы:

  1. аудиторский отчет (вывод) составлен после полного осуществления всех необходимых процедур, получение нужной информации соответствует существующим стандартам и адекватно раскрывает все существенные вопросы;

  2. отчетность правильно и объективно раскрывает и предоставляет информацию соответственно данным учета;

  3. отчетность предприятия составлена соответственно установленным требованиям.

Нормы аудита содержат также требования к использованию выражений, ссылок на отклонение от учетных стандартов, на ограничение в связи с предоставлением условных выводов и др., направленные на то, чтобы аудиторский вывод не вызывал у пользователей сомнений относительно мнения аудитора и понимания им финансовой отчетности. В Великобритании, например, от аудитора требуется замечать несогласование (если оно есть) между показателями разных форм отчетности клиента.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 2.2. Получение диплома по бухгалтерской экспертизе (аудиту) во Франции
Таблица 3.1

Методы и приемы оценки финансовой отчетности по установленным признакам и критериям

Метод и прием

Признак и критерий

Полнота

Оценка

Фактическое наличие

Принадлежность

Правильность отображения

Законность

Осторожность

Постоянность

Соответствие

Методы

Опрос





+

+

+



+

+



Наблюдение



+

+

+

+

+



+



Инспекция

+



+













Запрос





+

+



+



+

+

Подтверждение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Аналитический обзор







+

+



+

+



Изучение

+



+



+





+



Обобщение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Приемы

Инвентаризация

+



+













Контрольные замеры

+



+













Технологический контроль

+



+













Подсчет





+













Приемы

Экспертиза





+





+







Эксперимент

+









+







Документальная проверка

+

+



+

+

+

+

+

+

Статистические исследования



+





+





+

+

Выборочная проверка

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Анкетирование





+

+





+



+

Тестирование

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Контрольные письма

+



+









+



Приемы экономико-математических методов









+

+



+




Таблица 4.1

ПЛАН АУДИТА

Организация, которая проверяется____________________________

Период аудита _________________________________________

Количество человеко-часов на проверку _____________________

Руководитель аудиторской проверки _________________________

Запланированный аудиторский риск________________________
  1   2


Опорный конспект лекций по дисциплине «АУДИТ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации