Метелёв С.Е., Бирюков В.В., Власенко О.В., Метелёв И.С. Коммерческое предпринимательство - файл n1.doc

приобрести
Метелёв С.Е., Бирюков В.В., Власенко О.В., Метелёв И.С. Коммерческое предпринимательство
скачать (3272 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3272kb.18.09.2012 06:57скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Омский институт (филиал)
С.Е.МЕТЕЛЕВ, В.В.БИРЮКОВ, О.В.ВЛАСЕНКО, И.С.МЕТЕЛЁВ

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено Учебно-методическим объединением

по образованию в области коммерции в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

080301 – Коммерция (торговое дело)



Москва

2008

УДК 334.722.(075.8)

ББК 65.290я73

К63

Рецензенты:
Кирпичный В.Ю., д-р.э.н., проф.;

Косьмин А.Д., д-р.э.н., проф.

Коммерческое предпринимательство / С.Е. Метелёв, В.В. Бирюков, О.В. Власенко, И.С. Метелёв. М: ЗАО «Издательство «ЭКОНОМИКА»,2008 - 439 с.
ISBN 978-5-282-02780-8
Рассмотрены вопросы организации коммерческо-предпринимательской деятельности и ее роли в рыночной экономике. Последовательно освещены основные аспекты коммерческого предпринимательства: его сущность и содержание, разработки и реализации стратегии развития, пути и методы повышения конкурентоспособности, тенденции развития в современной России.

Данное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, руководителей и работников коммерческих предприятий.
ISBN 978-5-282-02780-8


УДК 334.722.(075.8)

ББК 65.290я73
© С.Е. Метелев, В.В. Бирюков, О.В. Власенко, И.С.Метелев, 2008

© ЗАО «Издательство «Экономика», 2008



ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 7

Вопросы для самоконтроля 60

Глава 2. КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО 61

Вопросы для самоконтроля 77

Глава 3. ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ 78

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 78

Вопросы для самоконтроля 118

Глава 4. БИЗНЕС-СРЕДА КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СТРУКТУРЫ И ОЦЕНКА 120

ЕЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ 120

Вопросы для самоконтроля 151

Глава 5. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО БИЗНЕСА 152

Вопросы для самоконтроля 172

Глава 6. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР И ОЦЕНКА 173

ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 173

Вопросы для самоконтроля 214

Глава 7. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 215

В ТОРГОВЛЕ 215

Вопросы для самоконтроля 238

Глава 8. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА КОНКУРЕНТНЫХ 239

И МОНОПОЛИЗИРОВАННЫХ РЫНКАХ 239

Вопросы для самоконтроля 268

Глава 9. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ВЫБОР 269

ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 269

Вопросы для самоконтроля 297

Глава 10. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИЕ 298

КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР 298

Вопросы для самоконтроля 331

Глава 11. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 332

Вопросы для самоконтроля 413

Глава 12. КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 414

В СФЕРЕ КОММЕРЦИИ 414

Вопросы для самоконтроля 438

Библиографический список 439

ВВЕДЕНИЕ



Институционально-рыночные трансформации, происходящие в настоящее время в стране, и изменения на мировых рынках способствовали переходу российской экономики от падения к стабилизации и динамичному росту. В условиях реструктуризации национального хозяйства, соответствующей мировым тенденциям, увеличения реальных доходов населения и спроса на товары и услуги радикально меняется расклад сил, влияющих на траекторию хозяйственного развития, и существенно повышается роль в ее формировании коммерческо-предпринимательских структур.

Глубокие социально-экономические преобразования приводят к существенным изменениям в коммерческо-предпринимательской деятельности. При этом выросла сложность и комплексность решаемых проблем и затраты на их реализацию. В современных условиях для успешного решения назревавших проблем требуются такие методы, которые позволяли бы анализировать коммерческо-предпринимательскую деятельность как единое целое, обеспечивали рассмотрение различных альтернатив конкурентной стратегии развития экономического потенциала коммерческо-предпринимательской структуры и помогали эффективно влиять на различные параметры коммерческо-предпринимательской деятельности.

В последние годы наблюдается существенный рост хозяйственных ресурсов, которые вовлекаются в сферу коммерческого предпринимательства. Однако значительная их часть используется нерационально; применяемые на практике подходы к управлению потенциалом коммерческо-предпринимательских структур не всегда позволяют адекватно адаптироваться к динамично меняющейся внешней среде, а зарубежные модели и практические рекомендации не учитывают должным образом российские реалии и их применение часто не приводит к ожидаемому и желаемому результату. В связи с этим весьма актуальным становится изучение отвечающих угрозам и вызовам нового времени методов коммерческо-предпринимательской деятельности, которые позволяют успешно развивать и реализовывать потенциал конкурентных преимуществ.

Предприниматель является центральной фигурой торгового бизнеса. Он выполняет функции по руководству коммерческим процессом, регулированию хозяйственных связей по закупке и продаже товаров с поставщиками и покупателями, по формированию оптимального ассортимента, контролю за качеством обслуживания населения и др. В связи с этим необходимым становится всестороннее изучение сложных и многообразных социально-экономических задач, выполняемых коммерческо-предпринимательской деятельностью, определения основных направлений и методов их решений, использования системы целенаправленных и взаимосвязанных мер.

В настоящее время важным является рассмотрение отличительных характеристик предпринимательства, особенностей коммерческо-предпринимательской деятельности, ее целей, мотивов и видов. Важное значение имеет изучение вопросов ассортиментной политики, экономической эффективности коммерческого предпринимательства, особенностей взаимодействия рыночных и ресурсных факторов развития коммерческо-предпринимательских структур в условиях социально-экономических преобразований российского общества, формирования стратегии конкурентоспособного развития коммерческо-предпринимательских структур, продвижения товаров и ценообразования, определения интегральной оценки динамики экономического потенциала и эффективности данных структур, государственного регулирования и развития коммерческо-предпринимательской деятельности, а также культуры предпринимательства в сфере коммерции.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА*




1.1. Развитие теорий предпринимательства



В современных условиях внимание экономистов все больше привлекает предпринимательство, которое является важнейшим видом хозяйственной деятельности. Оно выполняет особую роль в рыночной экономике, которая повышается в процессе ее развития. Вместе с тем в настоящее время не выработано однозначного определения понятия предпринимательства, основывающегося на полной и убедительной теории, хотя в рамках практически всех направлений экономической мысли делались попытки к ее созданию. В экономической литературе имеется множество формулировок данного понятия, отличающихся по содержанию, что объясняется сложностью этого социально-экономического явления.

Следует отметить, что даже за рубежом деятельность предпринимателя часто рассматривалась в отличие от таких фундаментальных ресурсов, как труд и капитал, неким независимым параметром, лишь косвенно влияющим на производительность и экономическое развитие страны. Сравнительно недавно предпринимательство стало представляться как ключевой фактор экономической динамики. Кроме того, в советский период данная проблема почти не затрагивалась. Появившиеся в последнее время многочисленные публикации на эту тему часто касаются отдельных практических и методических вопросов организации предпринимательского бизнеса. При этом многие аспекты теории предпринимательства еще не получили должного отражения в отечественной экономической литературе.

Понятие «предприниматель» для описания хозяйственной жизни стала более или менее активно привлекаться в XVIIIв. (табл.1.1.1.). Одним из первых представление о предпринимателе (entrepreneur) как хозяйствующим субъекте, который берет на себя риск, связанный с организацией производства продукта, изложил Р.Кантильон в своей книге «Очерки о природе коммерции» (написана в 1730 г., опубликована в 1755г.). Поскольку рыночная цена производимого продукта неизвестна заранее, то предпринимателю всегда сопутствует коммерческий риск. Исследователи «первой волны» предпринимательства часто напрямую его связывали с понятием «собственности». При этом предприниматель рассматривается (Ф.Кенэ, Ж.Тюрго, А.Смит) как собственник капитала, который управляет своим капиталом и реализует коммерческие идеи в условиях хозяйственного риска ради получения прибыли. Получаемый предпринимателем доход считался обычно результатом его производительного труда.

Таблица 1.1.1

Эволюция взглядов экономистов относительно понятия «предприниматель»

[83, с.19-20; 51, с.36]

Период

Представитель

экономической

школы

Определение термина «предприниматель»

1

2

3

Средние века

не известен

  1. организатор парадов и музыкальных представлений,

  2. лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных или производственных проектов

XVII век

не известен

лицо, заключающее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее; такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, то разницу он присваивает себе

1725г.

Р. Кантильон

человек, действующий на условиях коммерческого риска

1795г.

Бодо

лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием

1876г.

Фр. Уокер

следует различать тех, кто представляет капитал и получает за это проценты, и тех. кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям

1890г.

А. Маршалл

тот, кто открывает новые и улучшенные методы хозяйствования

1934г.

Й. Шумпетер

новатор, который разрабатывает новые технологии, проводит в жизнь новые сочетания производственных факторов и тем самым вносит вклад в экономический прогресс

1961г.

Д. МакКлелланд

энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска

1964г.

П. Друкер

человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой

1971г.

Хорнадэй/

Эбаунд

«успешный антрепренер» – это лицо, которое основало такое предприятие, какого раньше не существовало

1975г.

А. Шапиро

человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действует в условиях риска и несет полную ответственность за возможную неудачу

1980г.

К. Веспер

по-разному выглядит в глазах экономистов, психологов, других предпринимателей и политиков

1983г.

Г. Пиншот

интрапренер и антрепренер; интрапренер – это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера-предпринимателя, создающего новое предприятие

1985г.

Р. Хизрич

человек, который затрачивает необходимое время и силы для создания чего-то нового, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым

1989г.

Тэйлор

лицо, которое характеризуется жизненным опытом, индивидуальностью, мотивированностью, умением создать вокруг себя продуктивную жизненную среду, а также готовностью взять на себя новую общественную и хозяйственную роль

1989г.

Као

дельцы, удовлетворяющие потребность, которая до сих пор не была удовлетворена, организующие предприятие, опираясь не на одни только привычные методы

1992г.

П.Самуэльсон

новатор, то есть человек, обладающий проницательностью, оригинальностью мышления и смелостью

В дальнейшем с развитием рыночных процессов в условиях промышленной революции и формирования индустриальной экономики в ведущих странах уже в XVIIIв. с отделением функций предоставления капитала от предпринимательской функции возникла потребность разграничения предпринимателей и владельцев капитала. Одним из первых в классической школе обстоятельное описание качеств и функций, свойственных предпринимателю (купцу, промышленнику, фермеру), представил Ж.Б.Сэй. Он охарактеризовал предпринимателя как человека, организующего деятельность других людей в рамках производственной единицы, обеспечивающего координацию факторов производства и перемещающего ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. Ж.Б.Сэй подчеркивал активную, творческую роль предпринимателя, который берется за свой счет и риск произвести пользующийся спросом продукт и получает доход, выступающий преимущественно как плата за применение достаточно редких предпринимательских способностей. Разграничение между собственником и предпринимателем осуществлял и К.Маркс. В дальнейшем большинство представителей предпринимательских теорий стали исходить из признания ошибочности отождествления капиталиста и предпринимателя, который выполняет особые функции и не обязательно располагает правами собственности. При этом в работах неоклассиков (А.Маршалла, Л.Вальраса, К.Менгера) акцентируется внимание на определение предпринимателя как менеджера и на первый план выдвигаются его рутинные, повседневные функции: соединение капитала и труда в процессе производства, планирование и контроль. Предпринимательская деятельность рассматривается как квалифицированный труд по управлению предприятием, его роль связывается с приспособлением производства к меняющимся условиям рынка, восстановлением равновесия в экономике, обеспечением рационального использования ресурсов и удовлетворением возникающего спроса. Следствием такого подхода становится интерпретация предпринимательства как особого четвертого фактора производства (наряду с землей, капиталом и трудом), которая получила широкое распространение в современной российской экономической литературе. С данной позицией одним из первых выступил лидер неоклассического направления начала ХХ в. А.Маршалл, который приписывал «организации» роль «четвертого фактора производства».

Новая «волна» в изучении предпринимательства возникает в начале ХХ в., ее отличительной чертой является концентрация внимания на личностных качествах предпринимателя. До начала ХХ в. в западной экономической мысли предпринимательский доход трактовался как плата за квалифицированный труд управления, то есть как разновидность заработной платы. Перелом в этом направлении связан с идеями Дж.Б.Кларка, выдвинутыми им в работе «Распределение богатства». Он был одним из первых, кто связал предпринимательскую прибыль (рассматриваемую как превышение над процентом и рентой) с успешным внедрением в экономическую деятельность технологических, коммерческих и организационных нововведений.

В дальнейшем Ф.Найт обратил внимание на то, что прибыль, которая возникает в результате управления капиталом, является не просто платой за управленческие услуги предпринимателя, а вознаграждением за эффективное управление в условиях риска и неопределенности. Критерием эффективного управления он предлагает считать прибыль, которая в стационарной экономике отсутствует и может быть получена лишь в условиях конъюнктурных колебаний. Ее получают те предприниматели, которые способны спрогнозировать неожиданные перемены в сфере производства и обмена и готовы реализовать свои планы, несмотря на риск. Ф.Найт связывает получение прибыли с фактором неопределенности, выделяя, с одной стороны, предвидимую неопределенность, вероятность которой может быть исчислена и застрахована и войдет в издержки, с другой, - «уникальную неопределенность», связанную с неожиданными конъюнктурными колебаниями. Тот, кто способен оценить неопределенность, угадать уровень цен, пойти на неподдающийся измерению риск, может иметь доходы, превышающие издержки. Действуя в условиях подлинной неопределенности, предприниматель в случае верного прогноза развития событий и успешного управления получит прибыль. По Ф.Найту основным качеством предпринимателя является «хорошо тренированная» интуиция, вера в правоту своих суждений и решимость доказать эту правоту, рискуя собственным капиталом.

В конце XIX – начале XX века предпринимателей часто отождествляли с руководителями предприятий-менеджерами. В дальнейшем начинает складываться современное понимание предпринимателя, в котором акцентируется внимание на его особую роль как новатора.

В отличии от статического, равновесного подхода, который доминировал у маржиналистов в экономическом анализе и предполагал полную информированность предпринимателя, у представителей новой австрийской школы – Й.Шумпетера, Л.Мизеса и Ф.Хайека – проблема предпринимательства становится одной из основных. Предприниматель, действующий в условиях неопределенности и неполной информации, рассматривается не просто как «балансировщик» рынков, но и как активный преобразователь рынков и создатель новых рыночных возможностей; именно предприниматели, осуществляющие новшества во все сферы хозяйственной деятельности в условиях конкуренции делают экономический процесс упорядоченным и способствуют движению экономики к равновесным состояниям.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.Шумпетер. Он раскрывает сущность предпринимательства как «универсальной экономической функции любой общественной формации», состоящей в «осуществлении новых комбинаций» [94, с.169]. Выделяя предпринимательскую деятельность в особый вид труда, он пишет, что «предпринимательский труд – как по своей природе, так и по выполняемой функции качественно отличается от любого другого, в том числе и труда по управлению, а тем более от «умственного» труда и от всего того, что делает предприниматель, помимо осуществления своей предпринимательской деятельности» [94, с.190]. Важнейшими чертами такого вида труда, по мнению Й.Шумпетера, является «специфическое сочетание остроты видения и ограниченного кругозора с умением идти вперед в одиночку. Эти качества в конечном счете и определяют тип» [94, с.191].

Фигура предпринимателя-инноватора как создателя новых комбинаций факторов производства, новых продуктов, новых рынков, и новых технологий ставится Й.А.Шумпетером в центр его теории экономического развития; эти факторы возмущают равновесие экономической системы и стимулируют экономический рост. Предприниматель – это тот, кто способен внедрять новое в практику, в производство, его основные качества – постоянный поиск, использование нововведений в хозяйственной деятельности. Ученый утверждал, что только технологические инновации и динамические изменения могут нарушить равновесие экономики и породить положительную ставку процента или прибыли. При этом, инновации – это не только внедрение новых технологий, но и внедрение новых способов организации производства, управления. Предприниматель соединяет, комбинирует факторы производства; он ищет новые формы организации, усовершенствования в коммерческих комбинациях. Осуществление такого рода комбинаций – «дело сложное и доступное лишь людям, обладающим определенными качествами» [94, с.129].

Прибыль рассматривается Шумпетером как вознаграждение за нововведения. Новые комбинации позволяют снижать производственные расходы. Прибыль получает тот, кто раньше других использует нововведения – новые комбинации производительных сил. Вначале один или небольшое число предпринимателей используют новации на пути получения прибыли. За ними следуют другие, когда нововведения распространяются, то производственные затраты выравниваются, и прибыль исчезает. Предприниматель по Шумпетеру – это функция, которая не обязательно воплощается в определенном физическом лице и, разумеется, не в четко определенной группе лиц. Он считал, что один и тот же человек может быть предпринимателем до тех пор, пока осуществляет инновации, и этот статус может быть утрачен после налаживания бизнеса и постановки его на рельсы рутинного процесса [94, с.230].

На культурно-исторические и социальные корни предпринимательства обращают внимание в ХХв. многие историки и социологи, среди которых особо выделяются М.Вебер и В.Зомбарт. Они показывают становление предпринимательского духа как составляющего духа капиталистического; как экономико-социологическое явление, совокупность устойчивых психических черт, присущих хозяйствующему субъекту в данном сообществе на определенной стадии его развития. М.Вебер противопоставляет жажде наживы и авантюризму, - чертам, унаследованным от средневековья, - капиталистическое предпринимательство, связанное с рациональной организацией наемного труда и использованием возможностей обмена для ненасильственного обогащения. Этот новый предпринимательский дух, на котором возникает капитализм, имеет религиозную основу, соединяя набожность и экономический рационализм. Данная религиозная этика способствует формированию особой хозяйственной этики, согласно которой человек и капитал не должны пребывать в праздности, а должны приумножать богатство, исполнение профессионального долга при этом становится и исполнением долга перед Богом.

В противоположность М.Веберу В.Зомбарт утверждал, что основы предпринимательского духа были заложены представителями католичества, а протестанизм нередко препятствовал его зарождению. Он отмечает, что наиболее глубокие корни развития предпринимательства уходят в иудаизм. Религия Талмуда, по его мнению, – единственная среди мировых религий, которая не содержит идеала бедности и проповедовала идеал свободной торговли.

Докапиталистический человек, считал В.Зомбарт, озабочен прежде всего решением проблемы пропитания и выживания. В хозяйственных делах он следует прежде всего опыту, традиции. Капиталистический человек несет в себе дух предпринимательства и дух мещанства. Предпринимательский дух это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и многого другого; мещанский дух состоит из склонности к счету и осмотрительности, из благоразумия и хозяйственности. Предприниматель, по Зомбарту, должен обладать качествами: 1) завоевателя (духовная свобода, позволяющая планировать свои действия; воля и энергия; упорство и постоянство); 2) организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия); 3) торговца (умение вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к предлагаемой продукции, внушать доверие). Мещанину требуются иные качества: во-первых, хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; во-вторых, приверженность определенной деловой морали, проявляющейся в коммерческой солидарности и благонадежности, верности договору и в строгом ведении отчетности. Мещанский дух во многом отличен от предпринимательского. Но они вместе и образуют противоречивое единство.

В рамках неоинституциональной теории (Р.Коуз, О.Уильямсон) обращается внимание на то, что предприниматель является субъектом, осуществляющим выбор между контрактными отношениями свободного рынка и организацией фирмы в целях экономии трансакционных издержек. Предпринимательство оказывается особым регулирующим механизмом, отличным от механизмов как ценового, так и прямого государственного регулирования, в чем-то альтернативным последним.

Начиная со второй половины ХХ в., все большее число исследователей предпринимательства стали включать в своей поле зрения аспекты макросреды, делая попытки интегрированного рассмотрения предпринимательства как полифункциональной деятельности во взаимосвязи с ее макросредой. Американский экономист И.Кирцнер построил теорию предпринимательства как процесса перехода от одного равновесного состояния «арбитражных сделок» к другому. Предприниматель по Т.Шульцу – это человек, способный справиться с неравновесной ситуацией как в экономической деятельности, так и вне ее. Для этого он должен обладать достаточным человеческим капиталом.

В формировании современной волны теорий предпринимательства значительный вклад внесли работы П.Друкера. Многие представители данных теорий акцентируют внимание на рассмотрение не только сущностных, но и управленческих аспектов предпринимательской деятельности и переходят на междисциплинарный уровень анализа проблем предпринимательства. При этом работы Г.Пиншот положили начало формированию концепций «внутрифирменного предпринимательства» или предпринимательства внутри действующего предприятия, усилили восприятие предпринимательства как потенциально весьма обширного и многоуровневого процесса.

Понятие «интрапренерство» связано с фактом перехода крупных предприятий к предпринимательской модели организации производства. Для этого они создают структуру предпринимательского типа, которая предполагает децентрализацию управления. Предпринимательство обязательно предполагает наличие свободы творчества, поэтому подразделения целостных производственных структур получают право на самоуправление, что подразумевает и наличие интракапитала, обеспечивающего создание определенных связей между физическим капиталом и человеческим капиталом управляющих и необходимого для реализации идей и решений, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации