Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики - файл n1.doc

приобрести
Пак В.Н. Государственное регулирование национальной экономики
скачать (1531.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1532kb.17.09.2012 16:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Уральский государственный экономический университет


Факультет сокращенной подготовки




Кафедра Экономики предприятия



ПАК В.Н.
Государственное регулирование

национальной экономики
Курс лекций




Екатеринбург


2007

Содержание

Введение

3

Тема 1. Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики




1. Понятие и предмет государственного регулирования национальной экономики




2. Экономические функции государства




3. Необходимость государственного регулирования национальной экономики




4. Цели государственного регулирования национальной экономики




Тема 2. Методологические основы государственного регулирования национальной экономики




1. Методы государственного регулирования экономики




2. Государственное экономическое прогнозирование




3. Концепция (стратегия) социально-экономического развития




4. Государственное экономическое программирование




5. Индикативное (комплексное) планирование национальной экономики




Тема 3. Объект и субъект государственного регулирования национальной экономики




1. Экономика страны как объект государственного регулирования




2. Субъекты государственного регулирования экономики




2.1 Министерство экономического развития и торговли РФ




2.2 Министерство финансов РФ




2.3 Центральный банк России




2.4 Министерство регионального развития РФ




Тема 4. Бюджетное регулирование национальной экономики




1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета в регулировании экономики




2. Бюджетная классификация и структура доходов и расходов бюджетной системы




3. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения




4. Сбалансированность бюджета. Дефицит и профицит бюджета




Тема 5. Денежно-кредитное регулирование




1. Сущность денежно-кредитной политики




2. Регулирование денежного обращения




3. Регулирование процентных ставок




4. Резервные требования




5. Операции на открытом рынке




6. Реформирование банковской системы




Тема 6. Налоговое регулирование




1. Налоговая политика государства




2. Понятие налогов и налоговой системы




3. Функции налогообложения и роль налогов в экономике




4. Принципы функционирования налогов




5. Классификация налогов




Тема 7. Государственный сектор экономики




1. Понятия: государственная собственность и государственный сектор и их роль в экономике




2. Государственный сектор как инструмент государственного регулирования




3. Приватизация в системе государственного регулирования национальной экономики




4. Национализация огосударствление объектов собственности




Тема 8. Социальная политика государства и основные направления регулирования уровня жизни населения.




1. Социальная политика: сущность и основные понятия




2. Уровень жизни населения




3. Доходы и потребление населения




4. Механизм проведения социальной политики государства




Тема 9. Государственная политика регулирования монополий




1. Сущность антимонопольного регулирования




2. Антимонопольная политика: законодательная база и механизм реализации




3. Методы антимонопольного регулирования




4. Государственное регулирование монополий























ВВЕДЕНИЕ
Изучение экономической роли государства является неотъемлемой частью экономического образования. Государство осуществляет активную бюджетно-налоговую политику, регулирует сферу финансовых отношений и оказывает существенное воздействие, как на экономическое, так и социальное развитие в стране.

Ключевым звеном реформирования государства должна стать идея всемерного укрепления государства и его институтов, повышения их роли и влияния на общественно-политическую и экономическую жизнь. Экономическая политика и роль государства станут эффективными, когда их социальной опорой станут интересы общества.

Важно правильно определить меру и характер государственного воздействия в экономике. Без выработки государственной экономической политики нельзя определить те области, которые требуют государственного воздействия, оценить тенденции, продолжение которых вероятно в будущем, сделать выводы о целесообразности государственного вмешательства в те или иные процессы.

Преподавание учебной дисциплины «Государственное регулирование национальной экономики» имеет целью ознакомить студентов с основами методологии, методами разработки и реализации экономической политики государства, инструментами государственного регулирования на макро- и микро- уровнях функционирования экономики.

Основными задачами изучения курса в соответствии с требованиями, предусмотренными государственным стандартом высшего профессионального образования являются:

формирование представления о государстве, как активном участнике экономической жизни; уяснение многогранной роли государства, сущности и механизмов государственного регулирования; ознакомление с сущностью и методами экономической политики государства, а также с принципами ее организации; умение анализировать показатели, делать самостоятельные выводы.

В результате изучения дисциплины экономист-менеджер должен:

знать законодательные и нормативно-правовые акты, отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования национальной экономики;

владеть формами, принципами, методами, инструментами государственного планирования и стратегического программирования, навыками обоснования тех или иных средств государственного регулирования в различных сферах экономики с целью повышения эффективности функционирования государства;

уметь анализировать показатели и делать самостоятельные выводы.

Студенту рекомендуется следить за периодической печатью, освещающие вопросы государственной экономической политики (журналы «Вопросы экономики», «Экономист», «Российский экономический журнал», «Проблемы теории и практики управления», «Экономическая наука современной России», еженедельник «Экономика и жизнь» и др. издания).

Тема 1. Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики
1.1. Понятия и предмет государственного регулирования национальной экономики
В мировой практике сложилось три подхода к вопросу о роли государства в руководстве экономикой.

Первый подход основан на классической теории невмешательства государства в экономические процессы. В работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» А. Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Современные экономические теории и течения, представляющие развитие классической школы, созданной А. Смиттом и Д. Риккардо, называют неоклассицизмом. Неоклассицизм ввел в экономическую науку категории спроса, предложения, полезности, маржинальности, всеобщего равновесия (И. Фишер, М. Фридмен, Неоклассическая теория монетаристов).

Второй подход можно назвать «ограниченной интервенцией государства в экономику». Он основан на методологии Дж. Н. Кейнса, что стихийно развивающаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования. Модель Кейнса включала такие инструменты государственного регулирования, как гибкая денежно-кредитная политика, активная бюджетно-финансовая политика и создание государством рабочих мест.

Ряд современных течений экономической мысли, объединенных теорией Кейнса, получили определение неокейнсианство. Сторонники этой теории (Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар) утверждают, что циклические колебания (кризисы) и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Важнейший недостаток кейнсианства - неразработанность его микроэкономических основ до 80 годов XX века. Второй подход предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях.

Третий подход предполагает активную роль государства в проведении экономической политики различными средствами, начиная от управления ограниченными производственными ресурсами, проведения структурно-отраслевой и структурно-территориальной политики различными методами. Он связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Маркса, В.И. Ленина и их последователей.

Из приведенных определений следует, что по поводу о роли государства в экономике, теоретические школы Запада разделяются на две группы:

  1. либеральная (монетаризм);

  2. реформисткая (институционализм).

Сторонники либеральной школы выступают за ограничение государственного вмешательства в экономику. Этот подход берет начало от А. Смита и сторонниками его были И. Фишер, И. Фридмен, Дж. Робинсон, Е. Домар.

К реформисткой школе принадлежат Дж. Кейнс, Дуглас Норт - нобелевский лауреат 1993 г., Дж. Гэлбрейт (Новое индустриальное общество: противоречие между НТР и стихии рынка).

Появление марксизма, исторической школы в ХIX веке и особенно институционализма и кейнсианства в ХХ веке было реакцией на абстрактный характер экономической теории. П. Самуэльсон в один ряд с А. Смитом поставил только К. Маркса и Дж.М. Кейнса.

Институты – это «правила игры» в обществе, - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Институт – та или иная форма общественного устройства. институт – совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений.

Категория институтов позволяет уменьшить неопределенность, избежать в той или иной мере ошибочных явлений в условиях неполной информации (институт частной собственности, институт рынка жилья, институт рынка жилья, институт коммерческих банков, институт фондового рынка, институт банкротства).

Названные ученые посмотрели на экономику более широко, и пришли к выводу, что последняя развивается не только под воздействием «невидимой руки рынка». Стало очевидным, что экономика – это саморегулирующаяся рыночная система, а в механизме ее регулирования все ощутимым становится присутствие «видимой руки», т.е. подразумевается процесс сознательного регулирования поведения экономических субъектов.

Сознательная координация экономического поведения осуществляется путем государственного регулирования, но не сводится только к нему. В этом механизме наряду с государством большую роль играют и другие элементы, имеющие негосударственный характер.

Соотношение структурных элементов в координационном механизме экономики меняется в направлении нарастания удельного веса государственного регулирования.

Противников государственного регулирования сегодня в принципе нет. Но важно определить, что регулировать, как регулировать, в чьих интересах.

Государство в практической деятельности реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы (слоя, корпорации) или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько.

Под государственной экономической политикой (ГЭП) понимается система мер прямого или косвенного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, а также совокупность действий по управлению экономикой, направленных на улучшение экономических параметров жизни общества, его условий и возможностей.

ГЭП формируется на базе системы документов, определяющих цели хозяйственной деятельности и направления их достижения в определенных временных координатах (рис. 1.1).



Рис. 1.1. Формы воздействия государства на экономическую систему
ГЭП конкретизирует принципы государственного вмешательства для реализации его стратегических задач в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства:

1. институциональная политика по изменению организации экономики – созданию новых или устранению старых экономических, социальных и финансовых институтов, изменению их функций и связей;

2. структурная политика в области изменения макроэкономических пропорций между конечным потреблением и валовым накоплением, доходами и расходами государства, экспортом и импортом, отраслевых и региональных структур экономики;

3. социальная политика в сфере развития социальных услуг, дифференциации доходов социальных слоев и поощрения тех или иных видов деятельности;

4. инвестиционная политика по установлению масштабов инвестиций, их источников и направлений использования;

5. политика ценообразования в области регулирования цен на потребительском рынке и цен производителей;

6. финансовая политика в области формирования и использования государственных финансовых ресурсов, контроля за целевым использованием средств государственного бюджета;

7. денежно-кредитная политика в области денежного обращения и кредита;

8. региональная политика по отношению к экономической интеграции регионов и их социальному расслоению;

9. внешнеэкономическая политика по отношению к экспорту и импорту товаров и услуг, привлечению иностранного капитала и вывозу капитала за рубеж;

10. зональная политика по отношению к экономической интеграции с ближними государствами.

Национальная экономика – это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная система отраслей и видов производств и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда (рис. 1.2.).

Существуют различные трактовки сущности государственного регулирования национальной экономики:

- государственное регулирование национальной экономики (ГРНЭ) представляет собой явление нормативное, т.е. количественно определенное и включает систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Эти меры осуществляются правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям;

- регулирование означает направление поведения субъектов хозяйствования, введения их в определенные рамки, целенаправленное их упорядочивание;



- государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей интересы общества.

Конкретные направления, формы и масштабы ГРНЭ определяются характером и остротой экономических проблем в стране в конкретный период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структурах, поддерживание внешнеэкономического равновесия.

Представление о масштабах ГРНЭ дает доля ВВП, перераспределяемая через совокупный бюджет и внебюджетные фонды. Эта доля в 2000 г. в Японии и США составляла от 35 до 40%, Германии, Франции, Италии, Канаде ? 50%, в Швеции – 60%, Норвегии более 70%.

Рынок в каждой из этих стран играет первостепенную роль, а ГРНЭ лишь дополняет рыночное саморегулирование.

Роль государства в экономике страны характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности.

ГРНЭ непосредственно связано с ГЭП и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные методы, формы и инструменты.

Предметом курса «Государственное регулирование национальной экономики» является изучение научных основ, принципов, методов, форм и инструментов государственного регулирования экономики и практического осуществления экономической политики в конкретно-исторических условиях.

Дисциплина ГРНЭ опирается на положения экономической теории, учитывает достижения смежных наук – менеджмента, социологии, права, статистики, математического моделирования.

Осознание важности государственного регулирования национальной экономики привело к тому, что в 50-х годах ХХ в. в вузах на экономических и юридических факультетах в СССР, так же в странах Западной Европы (Франции, Великобритании, Канаде) Японии, изучение ГРЭ было введено в качестве обязательной дисциплины. В нашей стране до 1992 г. государственное регулирование национальной экономики осуществлялось в форме планирования экономического и социального развития СССР.

В зависимости от национальных особенностей, традиций и содержания системы государственного регулирования экономики форма и структура могут различаться. Так во Франции и Японии государственное регулирование экономики включает в себя законодательно оформленные процедуры индикативного планирования и выбора приоритетов социально-экономического развития, механизмы их реализации посредством целевых программ, государственных закупок, планирования бюджета и государственного сектора экономики. Аналогичные системы государственного регулирования экономики функционируют в странах Юго-Восточной Азии, Индии. Сложная, но эффективная система государственного регулирования экономики действует в Китае.
1.2. Экономические функции государства
Конкретные условия, вызывающие необходимость государственного вмешательства в экономику, его цели определяют и формируют содержание экономических функций государства.

В зависимости от типа экономической системы – рыночная экономика, административно-командная – складываются функции государства.

Национальные особенности экономических отношений образуют модели в рамках экономической системы, что также определяет набор экономических функций государства. Моделями экономических систем служат североамериканская, германская, шведская, японская, бразильская и др. в рамках модели могут изменяться роль и значение экономической функции государства, а также формы их реализации.

В многонациональном государстве его важнейшей функцией является обеспечение социально-экономического развития регионов и формирование на этой основе межнациональных отношений.

Усиление роли стране в мирохозяйственных связях вызывает потребность в реализации функции государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Экономическая роль государства может быть представлена следующими важнейшими функциями, формально выделенные в следующие группы:

1. функции, связанные с обеспечением рыночного механизма хозяйствования: создание условий для развития и упрочнения рыночных отношений, рыночной инфраструктуры; определение места государства в современных хозяйственных системах, выбор путей обеспечения интегрального взаимодействия государственных и рыночных регуляторов экономики;

2. функции, связанные с обеспечением стабильного экономического равновесия: правовое обеспечение функционирования смешанной экономики, определение условий эффективного хозяйствования, рациональное перераспределение ресурсов и доходов на федеральном и региональном уровнях, обеспечение национальных интересов в мировом хозяйстве, охрана окружающей среды, управление государственной собственностью, обеспечение условий развития регионов страны, предпринимательской деятельность;

3. поддержка конкурентной среды: накопление капитала ведет к его концентрации, а поглощение и слияние фирм – к централизации капитала. Таким образом, основной двигатель рыночного хозяйства – конкуренция подрывает сама себя. Государство должно создать общеэкономические, правовые и социальные условия, разработать и внедрить правила, обеспечивающие функционирование конкуренции: контролировать выполнение этих правил, не подрывая основ социально-экономической системы, т.е. не подрывая права собственности и свободы хозяйственной деятельности;

4. решение социальных проблем, организация производства общественных товаров и услуг, обеспечение функционирования социальной сферы, механизма защиты населения;

5. преодоление кризисов на микроуровне. При сбоях в функционировании рыночного механизма государство должно активно вмешиваться в хозяйственные процессы на отдельных рынках товаров и услуг, снижая налоги, оказывая поддержку несостоятельным предприятиям.

Негативные последствия активного вмешательства государства в экономику – нарушение принципов установления связей между хозяйствующими субъектами.

Представленный перечень экономических функций государства свидетельствует, что его экономическая роль не сводится только к руководству государственным сектором экономики, а предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом, всех его секторов как единой системы.

Функции государственного регулирования определяются целями социально-экономической политики государства. Каждый период развития – долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный определяет цели.

Реализация экономических функций государства зависит от его реальных экономических возможностей, определяемого экономическим потенциалом.

Экономический потенциал страны охватывает как возможности государственного сектора в реальной экономике, так и частный сектор народного хозяйства.

Речь идет о реальных экономических возможностях государства воздействовать на хозяйственную жизнь. Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется и законодательными органами и правительственными решениями.

Наиболее распространенный показатель экономического потенциала, позволяющий воздействовать на хозяйственную жизнь страны – доля реальных государственных расходов в ВВП. Этот показатель характеризует масштабы перераспределения финансовых ресурсов страны, обеспечивающих воздействие государства в экономику.

Истинные масштабы вовлечения реальных ресурсов в государственный сектор отражает доля государственного потребления в ВВП. Этот показатель отражает расходы на обеспечение производства общественных благ (товаров и услуг) основную функцию государства. Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных благах не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным производством государство может стимулировать их производство и на предприятиях частного сектора, закупая их у последних.

Государство осуществляет свои функции через правительство, т.е. через властные структуры в лице министерств, комитетов, национальных банков и других правительственных органов. Посредством их осуществляется управление и контроль над соблюдением конкурентных правил, законов и нормативов.

Государство – самоорганизация общества, правительство - исполнительный орган этой организации. Совместно правительство и его хозяйствующие субъекты образуют институциональную структуру национальной экономики, действующую в рамках законодательства.
1.3. Необходимость государственного регулирования экономики
История государственного регулирования восходит к Средневековью, к периоду формирования рыночных отношений в XV – XVI вв. когда основной экономической теорией являлся меркантилизм.

Многовековой опыт показывает, что государство всегда играло определенную роль в экономике, поскольку рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического развития. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки частной собственности и государство вынуждено брать на себя содержание таких структур экономики, как железные дороги, почта, телеграф и выполнять функции защиты национального суверенитета, прав собственности, законности и правопорядка. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, миграцией и экологией. Появляется необходимость вмешательства государством в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

Рассмотрим какие обстоятельства обуславливают необходимость государственного регулирования экономики.

Государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму:

– рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защите окружающей среды, не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для эффективной конкуренции, открытости рынка, направляет экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, стимулирует создание производства общественных товаров и услуг;

– механизм рыночной экономики не обеспечивает рациональных территориальных пропорций размещения производства, КВ, дохода и занятости. Разрешения этой проблемы без государственных мер едва ли вообще возможно;

– система рыночного хозяйства в силу специфики координации экономических решений и действий допускает нарушения внутренней стабильности народного хозяйства, колебания конъюнктуры, возникновения отраслевых пропорций. В связи с этим перед государством стоит задача выравнивания долгосрочных циклических и кратко- и среднесрочных конъюнктурных колебаний, т.е. обеспечение общеэкономической стабильности;

– в обществе необходима защита интересов лиц, работающих по найму, потребителей, пенсионеров, молодежи, детей и больных. государство в целях обеспечения социального равновесия, гарантирования социальной устойчивости общественно-экономического строя обязано проводить политику перераспределения доходов. Под эту политику подведена юридическая база, составляющая в совокупности систему социального обеспечения;

– существует целая категория благ, которые удовлетворяют определенные потребности и являются бесплатными для населения – это внешняя и внутренняя безопасность, функционирование государственных и муниципальных управленческих органов, учеба в школах, вузах, проезд по автодорогам. В реальных условиях их производит государство и называются они общественными благами. Общественные блага представляют собой в основном услуги, оказываемые государством в лице центральных и местных властей всем жителям страны и финансируемых за счет налогов, отчислений во внебюджетные фонды и прочих принудительных сборов. общественные блага подразделяются на социальные и на блага, потребления которых выгодно обществу и поощряется государством. Социальные блага: строительство моста, строительство парка с детским городком и бассейном муниципалитетом. Применение очистных катализаторов - фильтров на выхлопных трубах автомобилей следует поддерживать в интересах всего общества, и государство вынуждено принимать регулирующие меры. Для того, чтобы рыночная система решала проблему общественных благ, необходимо вмешательство государства;

– необходимость выравнивания внешних эффектов. Разница между общественным и частными выгодами и издержками являются внешним эффектом.

Рациональные народнохозяйственные решения должны приниматься исходя из учета общей пользы и общих затрат для народного хозяйства. Решения хозяйственных субъектов, как правило, учитывают лишь их (внутренние) выгоды и затраты.

Внешняя польза или выгода, позитивный внешний эффект, может распространятся широко. При производстве некоторых товаров и услуг частное производство становится нерентабельным потому, что не был учтен внешний народнохозяйственный эффект в виде налоговых льгот и ли субсидий из бюджета.

Внешние затраты, налоговый внешний эффект также могут распространятся и на другие хозяйственные субъекты.

Как и внешняя польза, внешние затраты возникают в результате деятельности отдельных лиц или предприятий.

Возникновение внешних эффектов показывает, что частные экономические решения не обеспечивают оптимального развития народного хозяйства и фактическое рыночное равновесие не совпадает с народнохозяйственным равновесием.



1

2

М

N

3

Количество

  1. - Кривая предложения (народнохозяйственные затраты)

  2. - Кривая предложения (только частные затраты)

  3. - Кривая спроса


Рис. 1.3. Рыночное равновесие и внешние затраты.
Кривая предложения 2 отражает рыночное поведение предпринимателей, калькулирующих только внутренние издержки и рыночное равновесие в точке N. Действительное равновесие с учетом всех затрат народного хозяйства будет в точке М. При рыночном равновесии в точке N у производителей товара образуется экономия на издержках за счет других участников экономической деятельности. А это несправедливо с народнохозяйственной точки зрения.

Чтобы рыночный механизм функционировал в интересах народного хозяйства в целом, надо внешние издержки превратить во внутренние. Для этого государство принимает специальные меры в виде ограничений, запретов, дополнительных сборов. Таким образом, государство заставляет производителя учитывать и оплачивать все возникающие в связи с его деятельностью народнохозяйственные затраты.

Приведенные факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики взаимосвязаны между собой.

Объективная возможность государственного регулирования национальной экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала.

Острота экономических, социальных, мирохозяйственных и экономических проблем вызывает конкретные акции со стороны государственных органов.
1.4. Цели государственного регулирования экономики и их взаимодействие

Совокупность целей представляет собой определенную систему, включающую основную, генеральную цель, а так же конкретные цели, связанные с реализацией этого или иного экономического, социального процесса и способствующие достижению главной цели. Взаимообусловленная совокупность главной и конкретной целей получила название «дерево целей».

Генеральной целью государственного регулирования национальной экономики является экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, внутри страны и за рубежом, адаптация к изменяющимся условиям.

Конкретные цели можно сгруппировать по определенным блокам, определяющим достижение наиболее общих целей. Конкретные цели неразрывно связаны с различными направлениями государственного регулирования экономики. В целом «дерево целей» включает следующие блоки (рис. 1.4):

– обеспечение экономической стабильности, выравнивание долгосрочных циклических и краткосрочных конъюнктурных колебаний: регулирование отраслевой и региональной структуры национальной экономики; обеспечение экономического роста, поддержка устойчивости национальной валюты;

– обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства: обеспечение территориальной целостности; обеспечение правовой основы функционирования экономики; поддержка внутреннего порядка;

– поощрение (поддержка) конкуренции: создание экономических, правовых условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды; борьба недобросовестной конкуренции; борьба с монополизмом, разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.);

– координация хозяйственной деятельности: обеспечение информацией о конъюнктуре рынка, перспективах развития народного хозяйства; разработка мотивационного механизма, системы поощрения и санкций;



Укрепление строя, адаптация его к изменяющимися

условиями

Выравнивание

экономического цикла

Совершенствование

структуры народного

хозяйства

Стабилизация денежного обращения

Поощрение конкуренции

Внешне-экономическое равновесие

Поддержание нормальной занятости

Стабильность цен


Социальный мир

Защита, улучшение

окружающей среды


Рис. 1.4. Дерево целей
– управление государственным сектором в экономике: управление государственными предприятиями; управление государственной собственностью (разведанными полезными ископаемыми, государственными ценными бумагами, пакетами акций, государственными кредитными средствами);

– поддержание нормальной занятости;

– обеспечение социальной стабильности: социальная обеспеченность различных слоев населения; предоставление социальных услуг; обеспеченность населения общественными благами;

– внешнеэкономическое равновесие;

– защита, улучшение окружающей среды.

В зависимости от конкретных проблем, стоящих перед страной, «дерево целей» видоизменяется.

Цели бывают количественными – в абсолютных и относительных показателях. В 2006 г. прогнозируемый объем ВВП составляет 27380 млрд. руб., утвержденный федеральный бюджет по расходам – 427114718,3 тыс. руб. и по доходам в сумме – 5046137500 тыс. руб., т.е. установлено превышение доходов над расходами федерального бюджета в размере 776022781,7 тыс. руб. Уровень инфляции (потребительских цен) снижен на 7,0 – 8,5%. по сравнению с 2005 г – 10,9%. К качественным целям относятся повышение национальной конкурентоспособности, улучшение окружающей среды.

По времени, необходимому для их достижения цели подразделяются на долгосрочные и краткосрочные: краткосрочные (снижение уровня инфляции до 8,5% 2006 г.), среднесрочные (структурная перестройка экономики 3,5 лет), долгосрочные (целевая программа «жилище» 2010 г.).

В зависимости от реальной хозяйственной и социальной ситуации, уровней осознания этой ситуации субъектами государственного регулирования экономики, установленной правительством системы приоритетов целей, одна цель может оказаться временно более важной и подчинить другие.

Часто одна цель не может быть достигнута, пока не будет выполнена другая цель, т.е. одна цель является предварительной по отношению к другой.

Конкретные частные цели могут быть опосредствующими для достижения других целей.

Рассмотрим соотношение целей государственной региональной экономики разных рангов.

Увеличение предложения капитала

Снижение

учетной

ставки

Увеличение

объема

инвестиций

Высокие темпы экономического развития




Предварительная цель

Опосредствующая цель I ранга

Опосредствующая цель II ранга

Конечная

цель

Рис. 1.5. Соотношение целей государственного регулирования экономики.
В условиях кризиса первичной целью является выход из кризиса, переход к другому строю, т.е. цель государства при помощи своей экономической политики создание другого строя. Цель приватизации – переход к рыночной экономике. При длительном дефиците платежного баланса, росте внешней задолженности и уменьшении валютных резервов целью является привлечение капитала в страну, рост национальной конкурентоспособности на мировых рынках.

Соотношение целей носит гармоничный характер, если успехи в достижении одной цели способствуют осуществлению другой. преодоление спада в экономике, оживление конъюнктуры приведут к увеличению занятости. Массовое внедрение достижений НИОКР – к снижению издержек, обновлению номенклатуры экспорта и повышению конкурентоспособности национального продукта.

Улучшение региональной структуры, национальной экономики и поощрение НИОКР практически автономны и независимы по отношению друг к другу.

Некоторые цели государственной региональной политики вступают между собой в противоречие, т.е. достижение одной цели может произойти в ущерб другой. Так, борьба с инфляцией ведет к росту безработицы и наоборот.

Существуют и взаимоисключающие цели, не допускающие компромиссов между собой. Поощрение централизации капитала и создания картелей (монополии, договор между предприятиями) исключает поддержание свободной конкуренции.

При конфликте целей перед государственной региональной политикой встает задача выделения из них обоснованно приоритетных для принятия компромиссных решений.

Достижение цели может вызвать побочные последствия, которые могут быть и положительные и отрицательные. В последнем случае потребуются специальные меры государственной региональной экономики для их устранения. В жизни осуществление такой цели, как увеличение уровня жизни населения за счет снижения цен на продукты питания может привести как к отрицательным так и к положительным побочным последствиям.

Задача специалистов – определить максимальный положительный эффект при реализации цели и минимизировать отрицательнее последствия. Эти точки максимального положительного и минимального отрицательного эффекта являются возможными границами государственного экономического регулирования.

Сложные и противоречивые взаимоотношения целей, побочные последствия заставляют государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели в увязке друг с другом. Поэтому в партийных и правительственных программах цели государственного регулирования экономики формулируются в виде многоугольников.

Среди официальных целей государственного регулирования экономикой наиболее распространен так называемый «магический четырехугольник», т.е. четыре взаимосвязанные цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Магический называется потому, что одновременно достигнуть всех четырех целей задача трудная, часто невыполнимая (рис. 1.6).

В условиях экономического роста обеспечивается нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, увеличение доходов государственного бюджета и развитие инфраструктуры.

Длительное повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое понижение цен – дефляция. Без стабильных цен не может быть здоровой экономики. Поэтому состояние цен является предметом постоянной заботы правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы цен ВВП, потребительских цен на товары и услуги, цен производителей промышленной продукции.

1. Умеренный и

стабильный

экономический рост




2. Поддержание стабильного

уровня цен

(устойчивость

денег)

3. Установление уровня безработицы на минимальном уровне



4. Внешнеэкономическое равновесие


Рис. 1.6. «Магический четырехугольник»
Рыночный механизм не создает гарантии от массово безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Мерами по регулированию спроса инвестиций, привлечения или недопущения иностранной рабочей силы, переподготовки кадров и др. государство стремится удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Эти рамки зависят от конкретной социально экономической ситуации в стране. Главные показатели уровня занятости – доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

Внешне-экономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса, курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран. Целями внешнеэкономического равновесия служат рост национальной конкурентоспособности, политика стабилизации национальной экономики при плавающем валютном курсе и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

Цели государственного регулирования экономики формулируется в виде пяти взаимосвязанных целей, когда наряду с хозяйственными целями включается и социальная цель – справедливое образование и распределение доходов, и в виде шести взаимосвязанных целей, где к перечисленным целям добавляются охрана и улучшение окружающей среды.

Цели формируются во взаимосвязи друг с другом, но достижение одновременно всех (шести) целей задача очень трудная, а часто и неисполнимая.

На современном этапе главная цель, поставленная Президентом перед Правительством страны – это экономический прорыв, т.е. форсированный переход от рыночной экономики к экономике развития и создание условий для бескризисного и эффективного развития экономики. Для достижения этой цели необходимо решить пять крупнейших задач:

– решение назревших социальных проблем – снизить уровень безработицы до 15% от общей численности населения – создание системы управления для решения стратегических проблем – административная реформа, передача значительной части властных функций от центра регионам, от Правительства – общественным и предпринимательским институтам. Для обеспечения экономического прорыва должна меняться идеология управления;

– создание среды для развития конкурентного производства - обеспечение развития и поддержка конкурентных «точек развития» и отраслей;

– выработка конструктивного механизма взаимодействия бизнеса и государства;

– создание специального консультативного Совета по конкурентоспособности и предпринимательству для включения бизнеса к решению стратегических государственных задач;

– рациональные встраивание России в мировую экономику. Решение этой задачи во многом зависит от успешного решения предыдущих задач.

Эффективность государственного регулирования необходимо оценивать с двух сторон. Оценивается эффективность деятельности государства как выразителя национальных интересов, регулятора социально-экономических процессов, органа, воздействующего своими обязательными предписаниями(законы, подзаконные акты) на условия функционирования рыночных субъектов, а с другой – как крупного собственника и субъекта рынка.

Существуют определенные относительные границы эффективности государственного регулирования экономики: границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; социальные границы налогообложения населения; границы прироста ВВП. Главная граница государственного регулирования – возможное частичное несовпадение целей государственного регулирования с частичными интересами собственников капитала в условиях относительной свободы принятия хозяйственных решений.

На данном этапе развития экономики в нашей стране в качестве критерия эффективности государственного регулирования можно принять развитие производительных сил, оцениваемое в конечном счете через рост благосостояния.

Сравнение прогнозируемых показателей с фактически достигнутыми, сопоставление с показателями других стран, соотношение фактических и пороговых показателей экономической безопасности страны так же дают оценку эффективности государственного регулирования экономики.

По мере развития экономики страны возможно появление новых способов государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики продолжает развиваться и позволяет разрешать или смягчать многие серьезные проблемы, которые неразвитый еще рынок не способен самостоятельно решать – это проблемы производства, проблемы социальной сферы и др.

Поэтому роль государства в процессе преобразований должна оставаться значительной во многих сферах жизнедеятельности общества.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Уральский государственный экономический университет
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации