Даниленков В.Л. Бизнес-планирование в АПК - файл n1.doc

приобрести
Даниленков В.Л. Бизнес-планирование в АПК
скачать (1818 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc1818kb.17.09.2012 16:04скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»

Бизнес-планирование в АПК

Учебно–методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502.65 - Экономика и управление на предприятии АПК



Калининград, 2007

УТВЕРЖДЕНО



Ректором Калининградского

государственного технического

университета «____» _________2007 г.


АВТОР – Даниленков В.Л., к.э.н., доцент кафедры экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено кафедрой экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета «___» _____________2007 г.




Рецензент – кафедра экономики и предпринимательства Калининградского государственного технического университета

Содержание
Введение

Тема 1. Концепция планирования

1.1 Сущность планирования

1.2 Классификация планов

1.3 Методология планирования

1.4 Организация планирования

Тема 2. Бизнес- планирование фирмы

2.1 Сущность и роль бизнес - плана

2.2 Методологические основы разработки бизнес-плана

2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения

Тема 3. Разработка бизнес-плана

3.1 Процесс бизнес – планирования

3.2 Последовательность разработки бизнес-плана

Тема 4. Оценка эффективности бизнес-плана и рисков инвестирования

4.1 Классификация инвестиций и их источников

4.2 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов

4.3 Целевые ориентиры участников инвестирования и типы инвесторов

4.4 Оценка рисков инвестирования

Тема 5. Аудит бизнес-плана инвесторами и принятие решения об инвестировании

5.1 Аудит бизнес-плана инвесторами

5.2 Принятие решения об инвестировании проекта

Тема 6. Продвижение бизнес-плана как условие его эффективной реализации

6.1 Презентация бизнес-плана как способ поиска партнеров-инвесторов

6.2 Переговоры как начало деловых отношений с будущими партнерами-инвесторами

6.3 Особенности переговоров по внешнеэкономической деятельности

6.4 Реклама бизнес-плана

Тема 7. Реализация бизнес-плана

7.1 Содержание работ по реализации бизнес-плана

7.2 Стадии реализации бизнес-плана

7.3 Управление реализацией бизнес-плана по результатам

7.4 Контроль и систематическое перепланирование

Приложения
Тема 1. Концепция планирования
1.1 Сущность планирования
Среди предпринимателей редко можно встретить че­ловека, который пассивно наблюдает за происходящими со­бытиями. Любой собственник стремится реализовывать свои личные интересы посредством использования потребностей других людей. А это требует осознания целей деятельности и волевых усилий по их достижению. Поэтому на уровне субъекта хозяйствования процесс прогнозирования органич­но трансформируется в процесс планирования, при кото­ром к пониманию объективных условий жизни добавляются субъективные факторы, отражающие интересы предпри­нимательства. Рациональное достижение субъективных факторов в бизнесе претворяется посредством планов.

План- это рабочий инструмент достижения постав­ленной цели _субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствова­ния и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

Приведенное определение плана содержит следующие ключевые слова:

"инструмент" — означает, что план не самоцель, а средство достижения цели. Арсенал средств достижения цели может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Средства достижения цели могут менять­ся, и в этом заключается смысл понятия "рабочий инстру­мент", когда в механизме планирования предусматривается постоянная возможность уточнить используемые сред­ства, если это потребуют цель и изменившиеся условия бизнеса. Такой подход означает доминанту адаптации плана над его стабильностью;

"достижения поставленной цели" — определяет удов­летворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования. Цель — как желаемый результат, как центр стремлений в плане — должна осуществляться точно к намеченному cpoкy;

"на основе конъюнктурного прогноза" — означает, что в основе субъективных действий исполнителей плана нахо­дится их понимание объективных закономерностей суще­ствования хозяйственной среды и ее использование: знание механизма рынка, в том числе по рынку своего товара, и разработка прогноза как предварительной части планиро­вания;

"расписанный по исполнителям, времени и средст­вам" — означает, что план действий обязательно должен быть обеспечен ресурсами: временными и пространственны­ми, т. е. должен быть обеспечен по срокам исполнения мате­риальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальны­ми средствами. Без такого обеспечения план превращается в фантазию, но никак не в реально достижимое событие.

На основании приведенного определения плана можно дать определение основной цели и основной задачи плани­рования. Основной целью плана является реализованное со­бытие. Основной задачей планирования является выбор во­левых ответственных действий в условиях имеющихся ре­сурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам.

Основные характеристики плана:

? волевое и активное воздействие на будущее;

? представляет собой числовую модель будущего раз­вития;

? предполагает ответственность за осуществление бу­дущего;

? отражает учет условий внешней среды хозяйствова­ния, в том числе конъюнктуру рынка;

? учитывает возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы;

? должен быть реальным, т. е. выполнимым;

? является мотивированной схемой действий на будущее;

? является первопричиной мотивации персонала и оцен­ки его работы;

? должен иметь резервы для форс-мажорных обстоятельств;

? может предусматривать меры ответственности для исполнителей;

? должен отражать интересы всех структурных подразделений фирмы;

? оформляется документально в письменной форме;
? является внутренним документом фирмы;

? может использоваться для установления контактов с партнерами и инвесторами, для чего обычно исполь­зуется сокращенный вариант плана;

? должен иметь возможности корректировок и адапта­ции к новым условиям работы.

Планирование - процесс экономического обосно­вания paционального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определения приори­тетов, средств и методов достижения. Оно зачастую рас­сматривается как завершающий этап прогнозирования, в процессе которого принимаются решения на основе выбо­ра тех или иных альтернатив развития.

Планирование имеет как преимущества, так и недо­статки.

Преимущества планирования:

? стремление решить задачу рационально и с мень­шими затратами;

? обдуманная подготовка к использованию будущих пре­имуществ среды хозяйствования;

? улучшение координации действий исполнителей;

? усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;

? более рациональное использование ограниченных ре­сурсов;

? возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

? невозможность отразить в плане все многообразие жизненных условий, особенно в сложно организованных системах;

? стабильность принятого решения, что может обер­нуться убытком при динамичных обстоятельствах бизнеса;

? необходимость ресурсов (времени и средств) для раз­работки плана.

Зарубежные специалисты по планированию так выс­казывают свое отношение к разработке плана:

  1. успех приносит долговременный опыт планирования, (как правило, более 2 лет);

  2. для предпринимателя крупные успехи чаще всего являются следствием не планирования, а удачи, его дело­вых и творческих способностей;

  3. планирование скорее создает преимущества в дея­тельности, чем приносит отрицательный эффект.

План нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обус­ловлены:

? неопределенностью, многомерностью и стохастичностью среды хозяйствования. Поэтому для исполнителя так важны: во-первых, поиск дополнительной достоверной
(в том числе новой) информации и, во-вторых, прогноз и определение степени его вероятности;

? несовершенством законодательной базы страны;

? ограничениями по ресурсам;

? проблемами этического свойства, если в обществе не сформированы устои предпринимательской этики и отсутствует культура бизнеса.

Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:

? авторитарность руководства фирмы;

? субъективизм взглядов исполнителей;
? неточная и неполная информация;

? форс-мажорные обстоятельства;

? отсутствие финансового обеспечения действий ис­полнителей;

? ошибки в экономических расчетах.

План деятельности должен быть выражен в письмен­ной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необхо­димо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.

Поэтому с точки зрения удобства использования мож­но говорить о форме плана в виде:

В современной практике внутрифирменного планиро­вания имеются свои особенности. К ним относятся:

Критерием эффективности внутрифирменного пла­нирования выступает степень использования плана в ре­альной хозяйственной жизни как руководства к действию, степень соответствия плана реальным условиям. Поэтому в настоящее время планирование фирмы представляет со­бой непрерывный процесс, направленный на адаптацию вре­менных решений, относящихся к будущему, с учетом по­стоянного обновления информации о состоянии дел фирмы и условиях ее деятельности.

В рыночной экономике адаптация плана стала основной проблемой планирования. Она зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этого момента ради сбора и учета полной информации может привести к замедлению и потере времени. Поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затем разработка процесса его адаптации с учетом вновь поступающей ин­формации.

Таким образом, план — не цель, а возможное средство достижения цели. Это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
1.2 Классификация планов
В деятельности субъекта хозяйствования используют­ся различные планы. Их классификация подчиняется зада­чам систематизации по типовым признакам, что позволяет определить место каждого из них и обозначить роль со­гласно предназначению. Установление сходства и различий между видами планов благодаря их классификации позво­ляет лучше понять природу планирования.

Планы классифицируются следующим образом.

1. По времени:

2. По объектам хозяйствования:

В настоящее время правительства многих экономичес­ки развитых стран мира применяют планы в управлении общественно-экономическим развитием. Составляются планы в США, Японии. Франции, Великобритании, Германии, Канаде, а сейчас — и в ЕС. Кроме того, существует боль­шая группа разновидностей региональных планов, в том чис­ле местных. В государственном планировании особое место занимают программы социально-экономического развития.

Внутрифирменное планирование означает разработку планов внутри отдельной фирмы, в том числе по ее пред­приятиям. План такого уровня отличается от государствен­ного большей детерминированностью, обязательностью, ма­невренностью и нацеленностью на экономический результат.

3. По степени определения параметров:

4. По признаку временной ориентации:

5. По назначению:

6. По масштабности целей:

? стратегические, предусматривающие глобальные цели;

? бизнес-планы, т. е. ориентированные на достижение отдельной сделки, операции или применительно к предприятию малого бизнеса, ориентированные на небольшой срок.

7. По конкретной установке:

8. По функциям деятельности — это так называемые функциональные планы:

? финансов и др.

9. По отношению к действительности:

Любая научная классификация несет в себе элемент ус­ловности. В реальной действительности отдельное явление бывает трудно классифицировать из-за размытых границ его признаков. С точки зрения практичес­кого применения важна не чистота научной классификации плана, а его действительная польза как средства достиже­ния искомых результатов.

В современной практике планирования используются различные планы. В последние годы наибольшую популяр­ность приобрели индикативные и стратегические планы, а также бизнес – планы.

1.3 Методология планирования
Процесс планирования осуществляется по своим внут­ренним законам согласно логике обоснования показателя, т. е. в соответствии с методологией планирования. Методо­логия планирования — это учение о совокупности основ­ных принципов, методов, о системе применяемых показа­телей, мер (и действий), необходимых для выполнения пла­на, а также его мониторинга. Методология планирования как научная рекомендация по осуществлению процесса планирования не является раз и навсегда данной, незыблемой. Она может совершенствоваться с появлением новых знаний в области экономики и планирования.

Рассмотрим элементы методологии планирования. Прежде всего, раскроем содержание основных принципов планирования. К ним относятся:

  1. Принцип единства, т. е. холизма, означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Со­блюдение принципа требует координации и интеграции дей­ствий служб и подразделений системы, отражаемых в со­ответствующих плановых показателях. Плановое измене­ние показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

  2. Принцип непрерывности определяет процесс плани­рования как непрерывный, когда на смену одному выпол­ненному плану приходит другой новый план, а на смену второму — третий и т. д. Принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а среднесрочный — долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Прин­цип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарно­го периода. Этапы планирования показателей разных пла­нов в одной системе могут осуществляться как одновремен­но, так и различаясь по времени.

  3. Принцип гибкости означает способность плана ме­нять свою направленность при изменившихся условиях де­ятельности и иметь определенные резервы. Принцип дик­тует наличие механизма изменения плановых величин, т. е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или над­бавок на безопасность", которые должны амортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

  1. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснован­ность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способнос­тям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напря­женный план, превышающий эту норму, не оставляет ре­зервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называе­мый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в крат­косрочном периоде. Действие данного принципа усиливает­ся по мере приближения времени плана.

  2. Принцип участия означает, что в разработку плано­вых показателей должны включаться все специалисты объек­та хозяйствования, а при необходимости — специалисты из­вне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия спе­циалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение реше­ний проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный доку­мент, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. В ходе такого участия создается сис­тема мер, в выполнении которой будут задействованы под­линные исполнители.

Второй существенный элемент методологии — это ме­тоды планирования. К основным методам планирования от­носятся: балансовый, опытно-статистический, нормативный, экономико-математический.

Каждый из указанных методов включает десятки, а то и сотни разновидностей, приемов и способов расчетов. Рассмотрим подробнее указанные методы планирования.

Балансовый метод планирования характеризуется уста­новлением материально-вещественных и стоимостных пропор­ций в показателях. Метод предполагает использование вза­имно уравновешивающихся расчетов (таблиц), в одной части которых указываются ресурсы, а в другой — направления их использования. Правильное определение ресурсов будет оз­начать обоснованное направление их использования соглас­но имеющимся потребностям. В планировании часто приме­няются такие балансы, как: а) натуральный (материальный); б)стоимостной; в) трудовой; г) межотраслевой и др. Так, план товарооборота фирмы обязательно требует расчета плана его товарного обеспечения, что осуществляется посредством балансового метода, а баланс денежных доходов и расходов населения региона — определения источников по­лучения ими средств и направлений их расходования, что также выполняется посредством балансового метода.

Опытно-статистический метод планирования харак­теризуется ориентацией на фактически достигнутые в про­шлом результаты, по экстраполяции которых определяет­ся план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недо­использованными резервами и погрешностями в прошлом.

Нормативный метод планирования (или метод тех­нико-экономических расчетов) использует нормативы и нор­мы. В экономике различают понятия "норматив" и "норма". Норматив — это научно обоснованная величина затрат, разработанная в централизованном порядке специальными научными учреждениями отрасли или государства. Нор­ма — это обоснованная величина затрат, разработанная фирмой. Считается, что более обоснованными являются нор­мативы, применение которых повышает точность и объек­тивность планового показателя. Однако они не всегда учи­тывают особенности конкретного региона или фирмы. В пла­нировании часто используются следующие нормативы и нормы: сырья, материалов, топлива, электроэнергии, тру­да, удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, есте­ственной убыли, тарифов на электроэнергию, физиологи­ческие и рациональные нормативы потребления товаров, обеспеченности торговой и складской площадью, обеспечен­ности населения больничными койками, классной площади на ученика, количества зрительских мест на 1000 жителей и др.

Группа экономико-математических методов планирования характеризуется возможностями оптимизации плановых решений. Эти методы идентичны применяемым в про­гнозировании. Однако в процессе планирования они еще предусматривают эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) расчеты на отдельную трудовую операцию работника, что приведет к дополнительному изменению показателя под воздействием приме­няемых усилий; б) экстраполяцию результатов прошлых действий работников и др.

Сущность экономико-математических методов плани­рования состоит в том, что они позволяют с меньшими зат­ратами времени и средств находить количественное выра­жение взаимосвязи между сложными социально-эконо­мическими, технологическими и иными процессами, опос­редованными в показателях. Так, можно определить опти­мальную зависимость между: 1) партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объе­мом деятельности и издержками с учетом необходимой при­были; 3) объемом капиталовложений и прибылью. По сути, любой показатель может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой груп­пы методов способствует устранению субъективизма в пла­нировании и повышает научный уровень обоснованности плана. Однако применение этих методов требует точного математического описания экономической задачи и обяза­тельной экспертной оценки полученных данных.

Следующий элемент методологии планирования — по­казатели плана.

Показатель плана — это выраженная числом харак­теристика свойства (явления, процесса, решения) эконо­мического объекта. Показатели, используемые в экономи­ческих расчетах, могут быть классифицированы по раз­личным основаниям.

1. По роли в управлении:

директивные показа­тели. Их количество много больше директивных.

2. По экономическому содержанию:

3. По отношению к деятельности:

4. По отношению к измерителю:

5. По роли в экономической работе:

Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда ещё отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются фактические данные за часть периода. Ожидаемое выполнение представляет собой нечто среднее между плановым заданием периода и его фактическим выполнением. Его расчет включает, как правило: а) сумму фактических данных за прошедший период времени на момент расчета и б) сумму плановых данных оставшегося периода времени, причем этот план может быть скорректирован с учетом фактического выполнения.

6. По направленности:

- адресные, или индивидуализированные для конкретного исполнителя.

- обезличенные, касаются всех исполнителей, например, нормативы.

7. По критерию математических вычислений:

8. По форме отчетности:

Показатели в масштабах экономики объединяются сис­темой. Система экономических показателей — это комп­лекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти харак­теристики могут быть взаимосвязаны технологически, организационно, каким-то иным образом и, конечно, экономически.

Система экономических показателей отражает:

  1. организацию, объем и структуру работы;

  2. реальные связи объектов хозяйствования различных уровней и масштабов деятельности;

  3. единую стандартизированную и обязательную для применения методику расчета.

В экономических расчетах важна сопоставимость пока­зателя не только по методике расчета, но и по ценам и другим факторам.

Сопоставимость по ценам достигается использовани­ем плановых и фактических индексов цен на товары и услуги. Полученная величина сопоставимого по ценам показа­теля может быть использована как база для расчетов плана (прогноза) товарооборота на следующие периоды.

Еще один элемент методологии планирования — это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План — реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

Меры достижения целей плана требуют обоснования с организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. Эти стороны должны иметь экономичес­кое содержание, т. е. необходимые ресурсы и ожидаемые результаты, выраженные в стоимостном эквиваленте. По­нятно, что меры выполнения бизнес-плана по уровню раз­работанности будут отличаться от мер выполнения страте­гического плана, то есть данный элемент методоло­гии планирования имеет свои особенности в каждом виде плана. Но обязательность его присутствия в плане не вы­зывает сомнений.

Типовые меры (действия) по выполнению планового показателя предусматриваются для различных сфер деятельности:

1 .В сфере основного капитала:

? поиск источников инвестиций на выгодных условиях;

? меры повышения уровня автоматизации и механиза­ции труда;

? профилактический ремонт и своевременная замена изношенных частей оборудования, частичная или полная модернизация узлов;

2. В сфере персонала:

? новые системы мотивации труда: а) сдельные систе­мы; б) доплаты и надбавки; в) премирование, из них специальные и индивидуальные виды премирования;

? меры повышения производительности труда, в том числе за счет эффективного использования основно­го и оборотного капитала, рационализации числен­ности работников;

? применение должностных инструкций;

? развитие персонала, в том числе его обучение;

? меры по соблюдению трудового законодательства;
? создание атмосферы делового сотрудничества адми­нистрации и профсоюзов; обязательное выполнение всех пунктов трудовых со­глашений и договоров;

? укрепление трудовой дисциплины;

? снижение потерь рабочего времени.

3. В сфере менеджмента:

4. В сфере оборотного капитала:

? ускорение оборачиваемости капитала в пределах нор­мы;

5. В сфере маркетинга, в том числе сбыта:

? снижение звенности товародвижения;

? стимулирование сбыта; использование инструментов маркетинга;

? новые формы коммерции (мерчандайзинг, бонифи­кация, брэндинг, паблик рилейшнз, директ-мейл, паблисити, торговые конкурсы, презентации, использование образцов товаров, купонов, зачетных талонов и др.).

6. В сфере рационализации издержек производства и обращения:

Разработка мер выполнения плана включает также за­дания исполнителям — работникам подразделений и служб, специалистам. Б таких заданиях указываются основные подцели, т. е. задачи для исполнителей. Эти задачи рекоменду­ется излагать кратко, без детализации, что позволит в даль­нейшем исполнителю самостоятельно определить необхо­димые конкретные действия сообразно обстановке и складывающимся обстоятельствам. Такой подход в сочета­нии с соответствующей мотивацией труда исполнителя плана повышает степень его самостоятельности, ответственности и творчества при выполнении задания. Эта самостоятель­ность должна быть лишь в определенных пределах, не пре­вышающих должностные полномочия исполнителя плана.

Меры выполнения плана должны включать сроки ис­полнения. Это целесообразно делать посредством состав­ления календарного плана, разработки сетевого графика или "дерева целей''. Такой подход упорядочивает время на­чала и окончания работ, последовательность их выполне­ния, включает резервы времени, а также усиливает воз­можности мониторинга со стороны руководства.

Разработка мер выполнения плана, увязанная по ис­полнителям, определяет синергию объекта хозяйствова­ния, т. е. сотрудничество между различными фирмами или подразделениями (службами) одной фирмы. Благодаря си­нергии создается продуманная взаимосвязь и зависимость исполнителей разного уровня и видов деятельности.

Меры выполнения плана включают смету расходов. Она может разрабатываться: а) для отдельных структурных подразделений; б) в целом по фирме на блок заданий плана, в)'для отдельного исполнителя плана; г) на отдельное зада­ние плана. Обязательна разработка общей по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы не должна мешать определенной степени свободы исполните­лей плана при выполнении его заданий. Однако форма от­чета об использовании средств должна позволять контро­лировать направления и размеры их расходования.

Таким образом, классификация планов подчиняется задачам их систематизации по типовым признакам. Уста­новление сходства и различий между видами планов благо­даря их классификации позволяет лучше понять природу планирования. Однако в силу многообразия жизненных ус­ловий любая научная классификация несет в себе элемент условности. Главным в плане является не его соответствие классификации, а востребованность жизнью.
1.4 Организация планирования
При организации планировании составляющими ее элементами являются:

- порядок и последовательность разработки плана;

- система информации;

- исполнители.

Различают организацию планирования: а) на государственном уровне (страны, региона, отрасли); б) внутрифирменную.

В России организация планирования на государственном уровне отражает традиции советской школы экономической мысли, а также зарубежный опыт. Однако говорить о сложившейся государственной системе планирования в России еще рано. Ее становление и развитие во многом будут определяться практикой организации планирования на уровне предприятий.

Внутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования. Предприятие как первичное звено экономики полностью самостоятельно в разработке своих планов, Рассмотрим первый элемент организации планирования – порядок и последовательность разработки плана фирмы. Он осуществляется в несколько этапов:

  1. обоснование целей деятельности;

  2. сбор информации;

  3. проведение экономического анализа;

  4. составление прогнозов и планов;

  5. утверждение и доведение планов до исполнителей;

  6. выполнение плана исполнителями;

  7. мониторинг плана.

Приведенная последовательность разработки планов является примерной.

Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии. Выбор полностью зависит от решения высшего руководства, которое определяет основные цели деятельности на будущее.

В работе по сбору информации в планировании основным является преимущественное использование информации внешней среды хозяйствования.

Экономический анализ как оценка информации о прошлом и настоящем для определения будущего в силу своего большого значения рассматривается как самостоятельный элемент экономической работы. Анализ считается обя­зательным начальным этапом планирования и включает: эко­номические расчеты; выявление позитива в деятельности; выявление негатива в деятельности, в том числе изучение факторов его появления; оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению деятельности.

Особое значение в условиях конкуренции приобретает SWOT-анализ, назва­ние которого произошло по первым буквам английских слов: "мощь", "слабость", "возможности", "угрозы".

К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный; цепной подстановки; графический; балансовый; корреляционный; регрессионный; факторный; маржинальный; дисперсионный; морфологичес­кий; дельфийский; экспертных оценок; предельный; генети­ческий; теории игр; теории массового обслуживания и др.

Следующий этап организации планирования — состав­ление планов. Он включает многочисленные расчеты, теоре­тическая сущность которых изучается различными дисцип­линами, а методология обоснований — данным курсом.

Процесс утверждения плановых показателей предус­матривает предварительное обсуждение проекта плана за­интересованными службами фирмы, а затем и ее высшим руководством. Утверждение официальных планов фикси­руется документально протоколом, приказом или распоря­жением. После утверждения планы доводятся до исполни­телей: структурных подразделений, отделов, служб и от­дельных работников. Начинается работа по их выполнению, в которой весьма заметную роль играют менеджеры. Ход вы­полнения планов контролируется, во-первых, по расходо­ванию средств, во-вторых, по времени выполнения, в-тре­тьих, с точки зрения экономического эффекта.

Кроме официальных планов в работе фирмы применя­ется множество таких планов, которые больше напоминают управленческие решения. Чаще они бывают тактического характера. Предприниматели, менеджеры и другие специ­алисты фирмы ежедневно принимают множество конкрет­ных решений, направленных на достижение утвержденных целей и подцелей. Планирование текущих действий также основывается на общей методологии планирования. Так, про­цесс принятия решения базируется на необходимости вы­бора одного варианта из всех имеющихся альтернатив с уче­том ограниченных возможностей и целевых устремлений.

Сложной дилеммой в теории планирования является про­тивопоставление требований адекватности и стабильности плана. С одной стороны, разработка плана должна быть на­правлена на непрерывное его приспособление к изменяющимся условиям деятельности фирмы, но с другой — план должен быть стабильным хотя бы некоторое время, чтобы действи­тельно служить ориентиром в работе. Реальное претворение такого парадокса заключается в поиске компромисса путем:

  1. корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но и первоначальный и скорректированный планы должны иметь неизменные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности;

  2. построения системы стимулирования труда работни­ков за достижение: конечных целей, либо подцелей дея­тельности, либо промежуточных результатов.

Качество планирования во многом определяется уров­нем подготовленности работников фирмы, который опреде­ляется:

Основные плановые обоснования, как и раньше, вы­полняют экономисты. Но чтобы план отражал весь комп­лекс задач и проблем хозяйствования, к его разработке привлекаются работники других служб и отделов фирмы сообразно вопросам своей компетенции. Так, работники эко­номического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно сотрудничают:

Безусловно, в условиях рынка основная ответствен­ность в планировании возлагается на экономистов-менед­жеров. Если задачей экономистов является экономическое обоснование плановых показателей, то в задачу менедже­ров входит интерпретация этих показателей конкретными действиями коммерческого, технологического, кадрового и иного характера. Высшее ру­ководство фирмы совместно с менеджерами выбирает цели деятельности и разрабатывает соответствующую страте­гию развития. Экономическая обработка выбранных целей детализируется экономистами, которые обосновывают ее экономическими категориями. Однако выбор ключевых дей­ствий по достижению плановых целей — это функция ме­неджеров. Они ежедневно занимаются вопросами плани­рования, участвуют в разработке многих видов планов фир­мы, определяют ее стратегию, политику сфер деятельности, бизнес-планы и т. д. Прогнозирование, про­граммирование, календарное планирование — все это осо­бые инструменты, используемые менеджерами в своей ра­боте. Поэтому в настоящее время возрастает значение про­фессии экономиста-менеджера, она становится особенно востребованной.

Работники экономического отдела выполняют следую­щие основные функции:

Таким образом, элементами организации планирования являются порядок и последовательность разработки плана, система информации и исполнители. Качество планирова­ния во многом определяется уровнем подготовленности ра­ботников фирмы. В планировании возрастает роль тех спе­циалистов, которые непосредственно руководят осуществ­лением планов. В условиях рыночной экономики к экономическим работникам предъявляются новые требова­ния, связанные с необходимостью увидеть в потоке инфор­мации определенные тенденции и закономерности, обосно­вать правильный путь выхода из сложного положения.


Тема 2. Бизнес- планирование фирмы

2.1 Сущность и роль бизнес - плана

В последние годы в России значительную популярность приобрело бизнес-планирование.

Бизнес-план представляет собой краткое, точное и по­нятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Такой план позволяет выбрать из большого количества различ­ных ситуаций наиболее перспективные и определить сред­ства их достижения. Основной целью его разработки явля­ется привлечение потенциальных партнеров к бизнесу: он составляется для получения кредита или привлечения ин­весторов и спонсоров к предполагаемому направлению дея­тельности фирмы. Другими целями разработки бизнес-плана являются:

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются задачи деятельности фирмы, дается их обо­снование, определяются пути достижения, необходимые средства и конечные финансовые показатели работы.

Бизнес-план может использоваться: а) для получения кредита; б) при приватизации; в) для привлечения инвес­торов; г) при выходе на новые рынки; д) при перепрофили­ровании фирмы; е) по новым проектам (инновациям).

Бизнес-план помогает фирме решить следующие ос­новные задачи:

- определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рын­ках;

- выбрать товар (услугу), которая будет предложена фирмой потребителям и оценить необходимые для этого расходы;

- сформулировать задачи по производству и реализа­ции товара (услуги), необходимые действия по их достижению; определить лиц, ответственных за реализацию этих действий;

- выявить соответствие имеющегося у фирмы персонала и применяемой системы мотивации труда предъявляемым требованиям по достижению постав­ленных задач;

- определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по продаже товара (предоставлению услуги);

- оценить финансовое положение фирмы и соответствие потенциальных ресурсов возможностям дос­тижения поставленных задач;

- предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Подготовка бизнес-плана происходит на основе опреде­ленных требований к его оформлению. Бизнес-план «как офи­циальный документ оформляется в соответствии с имеющи­мися стандартами. Так, сейчас в нашей стране рекомендует­ся для составления бизнес-плана пользоваться российской проформой СП-11-101-95. Формат плана не имеет принци­пиального значения, так как все документы готовятся в об­щепринятой структуре UNIDO с последующим преобразо­ванием проекта к конкретным требованиям инвестора или кредитора и с учетом нюансов его продвижения.

Бизнес-план характеризуется тем, что он:

  1. отражает объективную оценку предпринимательства фирмы;

  2. является инструментом проектно-инвестиционного решения, направленного на удовлетворение потребности рынка;

  3. основан на коммерческом аспекте деятельности;

  4. включает анализ проблемы и способ ее решения;

  5. служит для обоснования предполагаемого бизнеса и оценки результатов на определенный период времени. По­ этому может рассматриваться как мерило степени достижения успеха;

  6. представляет собой документ, позволяющий "высве­тить" необходимый курс действий и управлять бизнесом;

  7. в большинстве случаев используется как средство получения необходимых инвестиций, т.е. служит как бы "приманкой" для инвесторов и мощным инструментом финансирования бизнеса;

  8. рассматривается как инструмент внутрифирменного управления и, соответственно, процесса планирования. Поэтому он является документом постоянно обновляемым, что делает фирму восприимчивой к разного рода нововведени­ям (технического, технологического, организационного и иного характера);

9) является хорошей рекламой для предстоящего бизнеса, так как создает деловую репутацию и выступает сво­еобразной визитной карточкой фирмы. Поэтому бизнес-план дожжен быть компактным, красиво оформленным и информационно наполненным;

  1. демонстрирует готовность идти на риск, однако яв­ляется своего рода документом, страхующим будущую сдел­ку;

  2. является инструментом самообучения, и его разра­ботка — это непрерывный процесс познания и самопозна­ния.

К основным причинам составления фирмой бизнес-плана относятся такие, как а) ознакомления потенциальных парт­неров с замыслами предпринимателя; б) необходимость зна­ния инвесторами и кредиторами объективной оценки дело­вого предложения; в) цифровое обоснование эффективно­сти бизнес - идеи. Основной вопрос составления бизнес-плана заключается в том, чтобы доказать целесообразность и эко­номическую эффективность предпринимательского проек­та, для выполнения которого предприниматель пытается привлечь дополнительные средства. Бизнес-план помогает координировать деятельность партнерских фирм, органи­зовывать совместное планирование развития ряда организаций, связанных кооперированием и изготовлением одно­го или нескольких взаимодополняющих продуктов.

Разработка бизнес-плана должна подчиняться следую­щим основополагающим принципам:

гибкости, что дает возможность постоянно адаптиро­вать план к изменениям среды, в которой функционирует данная фирма;

непрерывности, что предполагает "скользящий" харак­тер планирования;

коммуникативности, что определяет координацию и интеграцию усилий, т. е. в расчетах плана все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо;

интерактивности, что означает творческий характер планирования и неоднократную проработку уже составлен­ных разделов плана;

многовариантности, позволяющей выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставлен­ной цели;

участия, предусматривающего возможность вовлече­ния в процесс планирования всех участников будущей орга­низации;

адекватности, т. е. отражения реальных проблем и са­мооценки в процессе планирования.

Для составления бизнес-плана привлекается обширная информация, затрагивающая широкий круг вопросов о рынке, состоянии отрасли, новых технологиях, оборудова­нии и др. Значительная часть информационного материала не входит в окончательный официальный вариант бизнес-плана, но заслуживает внимания при предварительной раз­работке его рабочего варианта, в который включают всю рабочую информацию, сгруппированную по разделам до­кумента. Эти материалы могут иметь разнообразный харак­тер (от описаний и формулировок идей до расчетов, офор­мленных в виде таблиц произвольного типа); они постоян­но дополняются в процессе работы и используются при модернизации официального варианта бизнес-плана.

Информация, содержащаяся в биз­нес-плане, в дальнейшем будет использоваться не только руководством фирмы, но и отдельными специалистами в их повседневной работе: бухгалтером, экономистом, ме­неджером, коммерсантом, юристом, финансистом и др.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет. Показатели первого года даются с разбивкой по квар­талам (возможно и месяцам). Годовой бизнес-план фирмы может уточняться и продлеваться на следующий год.

Ключевыми особенностями бизнес-планирования слу­жат:

а) многоцелевая установка: осознание собственных це­лей, возможность выхода на уровни власти, обоснование потребности в инвестициях;

б) энциклопедичность изложения: на его основе и со­держащихся в нем справочных сведений будут в дальней­шем приниматься все решения, связанные с данным бизне­сом, без обращения к другим информационным источникам;

в) временной охват: он составляется обычно на срок от 2—3 лет до 5—7 лет. Основной материал плана за это вре­мя не должен устареть;

г) внеинфляционность: ключевые расчеты лучше вести в "твердой валюте";

д) реальность и полнота: у разработчиков должны быть и другие возможные варианты. Кроме того, могут быть "открытый" и "закрытый" проект бизнес-плана;

е) нетривиальность: присутствуют незатемненные выводы, прозрачные рекомендации, продуманный механизм исполнения;

ж) многоуровневость: краткое резюме и подробная аргументация деловых предложений;

з) доходчивость и обозримость: разделы плана содер­жательны, понятны в изложении специалистам и админис­траторам.

Таким образом, бизнес-план представляет собой крат­кое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса (сделки). Он позволяет выбрать из большого количества раз­личных ситуаций наиболее перспективные и определить средства их достижения. Он составляется для привлечения потенциальных партнеров к бизнесу: получения кредита, привлечения инвесторов и спонсоров. В документе указы­вается обоснование предстоящей деятельности фирмы в со­ответствии с потребностями рынка при помощи необходи­мых экономических ресурсов.
2. 2 Методологические основы разработки бизнес-плана
Структура бизнес-плана может изменяться в зависи­мости от конкретных задач объекта бизнеса. Содержание конкретного бизнес-плана будет зависеть от специфики про­екта с учетом: а) размера предприятия; б) характера про­екта (расширение существующего или создание нового); в) отраслевая направленность проекта; г) условия финан­сирования (наличие потребности во внешних источниках и доли этих источников). Крупные проекты требуют больше­го объема предварительных разработок и сам "бизнес-план для них будет выглядеть более объемным, а небольшие организации обычно ограничиваются компактным по фор­ме и содержанию документом.

Структура бизнес-плана, предназначенного для финан­сового оздоровления фирмы, отличается от структуры биз­нес-плана, предназначенного для привлечения новых инве­сторов. Так, распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) (05.12.1994 № 98-р) "Об утверждении типовой формы плана финансового оздо­ровления (бизнес-плана), порядка его согласования и мето­дических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровления" рекомендуется составлять бизнес-план по предложенной форме. Так называемые малые предприятия предпочитают традиционно использо­вать для составления бизнес-плана упрощенную его струк­туру. Крупные компании пред­почитают составлять бизнес-план по более сложной схеме.

Рассмотрим подробнее методологические основы раз­работки разделов бизнес-плана фирмы по ключевым воп­росам его составления.

I. Титульный лист. Назначение раздела - дать пред­ставление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него
интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:

II. Вводная часть (резюме). Цель раздела — дать сжа­тый (1—4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

Здесь указываются важнейшие характеристики проек­та, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2—3 года, необходимый объем инвести­ций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на ос­нове резюме кредитор принимает решение о целесообраз­ности чтения всего документа.

Особое внимание в разделе уделяется описанию: воз­можностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.

III. Анализ положения дел в отрасли. В разделе приводится доказательство высокой степени обоснованности проекта на основе результатов комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:

IV. Сущность проекта. В этом разделе излагается ос­новная идея предполагаемого бизнеса. После знакомства с ней у инвестора должно сформироваться четкое представление о направлениях деятельности по достижению опре­деленной цели, о готовности фирмы к реализации проекта, а также о необходимом для этого объеме средств. В разде­ле обычно отражаются:

? общая стоимость проекта, включающая размеры и график инвестиций, первоначальные расходы по ве­дению маркетинговых исследований и организации управления.

Для потенциальных инвесторов этот раздел бизнес-пла­на необходим, чтобы окончательно убедиться во всесто­ронней подготовленности проекта.

V. План маркетинга. В разделе в четкой форме опреде­ляются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства.

Маркетинговый план содержит полную информацию о формах и методах внедрения товара на рынок, ценовой и сбытовой стратегии фирмы в каждом рыночном сегменте (при сегментировании рынка), методах стимулирования сбы­та и товарной политике. Раздел составляется на основе мар­кетинговой программы фирмы, подлежит обязательной кор­ректировке и ежегодно предоставляется инвестору.

Раздел должен включать план мероприятий по дости­жению намечаемого объема продаж и получению намечае­мой прибыли путем удовлетворения рыночных потребностей. При разработке раздела должна быть соблюдена четкая маркетинговая ориентация на потребителя (знание его зап­росов, уникальности и адресности продукции, услуг, высо­кокачественный сервис, доступная цена, своевременность поставок, надежность, стабильность и т. п.).

VI. Производственный план. Раздел содержит перечень задач, которые возникают в сфере производственного пред­принимательства, и способы их решения. Поэтому он составляется только теми фирмами, которые имеют произ­водство. При разработке освещаются следующие составля­ющие:

? производственные мощности (общая потребность и структура, необходимая для реализации производственной программы, наличие, необходимость в модернизации мощностей, сроки введения, объем инвестиций); весь технологический процесс с выделением охваты­ваемой проектом части, а также операций, поруча­емых субподрядчику (наименование фирмы, место расположения, адрес, обоснование их выбора, ус­ловия сотрудничества);

VII. Организационный план. Раздел дает подробное представление инвестору о фирме и ее менеджменте. В разделе указываются:

VIII. Оценка рисков. В рыночных условиях этот раздел особенно важен, и от глубины его проработки в значитель­ной степени зависит доверие потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров по бизнесу.

Раздел содержит анализ рисков и альтернативные пути снижения степени риска при достижении поставленной цели. Обычно в качестве основных рисков по проекту выделяют риски, связанные с неожиданной реакцией конкурентов, изменениями во внешней среде, резким изменением рыноч­ной конъюнктуры, отсутствием согласия и профессионализ­ма в управленческой команде.

Для российского предпринимательства особенностью являются нетипичные для западной инвестиционной дея­тельности риски: нецелевое расходование кредита, несоб­людение запланированного проектного бюджета, отсутствие гарантированных источников финанси-рования программы в целом, срыв графика разработки продукции (услуг), неста­бильное положение основных поставщиков и (или) субпро­изводителей. Анализ этих рисков и заблаговременная раз­работка альтернативных вариантов реализации проекта оптимизируют конечный результат и прибавляют значимость бизнес-плану,

IX. Финансовый план (и финансовая стратегия). Цель финансового плана — определить эффективность предла­гаемого бизнеса. Поэтому задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупа­емости затрат, рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора этот раздел представляет наи­больший интерес, так как позволяет оценить степень при­влекательности проекта по сравнению с иными способами вложения денежных средств. В полном виде раздел вклю­чает следующие финансовые документы:

Раздел отвечает на самый важный вопрос для креди­тора: как фирма планирует отвечать по своим обязатель­ствам.

Прежде чем составить бизнес-план, намечают ряд по­тенциальных инвесторов, выясняют, каким методикам они доверяют или к каким привыкли, какие разделы в бизнес-плане являются для них принципиально важными.

Таким образом, структура бизнес-плана фирмы зави­сит от конкретных целей его составления. Разделы плана включают коммерческие, производственные, организаци­онные и финансовые аспекты будущей деятельности. Их обоснование должно убедить будущих партнеров по биз­несу в реалистичности, компетентности и продуманности шагов в развитии фирмы.


2.3 Типы бизнес-планов и практика их применения
С бизнес-планов во всем мире принято начинать лю­бое коммерческое мероприятие. Подобный план необходим потенциальным инвесторам, в том числе банкам; он нужен работникам самой фирмы, желающим реально оценить свои перспективы развития. Наличие бизнес-плана снижает воз­можность неудачи, что особенно важно в российской сре­де предпринимательства, отличающейся высоким уровнем риска.

Различают несколько типов бизнес-плана, выбор ко­торых зависит от круга задач, решаемых этим планом. Мо­гут использоваться следующие типы бизнес-плана:

  1. Коммерческо-производственный бизнес-план. Он не­обходим для решения проблем коммерческой и производ­ственной деятельности в процессе достижения целей раз­вития фирмы. Для такого типа бизнес-плана характерно внимание к обоснованию путей достижения целей развития с наименьшими затратами. Причем акцент в плане может усиливаться (в зависимости от специфики деятельности) либо к коммерческой, либо к производственной стороне деятельности фирмы.

  2. Инвестиционный бизнес-план. Он является инстру­ментом привлечения инвесторов. Целью такого плана служит строительство нового объекта или кардинальное изменение применяемой технологии производства, т.е. исполь­зование экономических категорий, связанных с понятием капитальных вложений. Бизнес-план такого типа предус­матривает усиление акцента в структуре к таким вопросам как обеспечение возвратности кредитов и своевременная уплата процентов за их использование. Существуют опре­деленные стандарты инвестиционных бизнес-планов, разработанные банками и инвестиционными структурами.

3. Бизнес-план финансового оздоровления. Он составля­ется фирмой, находящейся в состоянии неплатежеспособности. Для такого типа бизнес-плана характерна сложная процедура согласований расчетов с кредиторами и собствен­ником фирмы, являющегося потенциальным банкротом.

4. Бизнес-план для получения кредита. Он разрабаты­вается с целью увеличения оборотного капитала для осу­ществления широкомасштабных целей деятельности, ко­торые могут быть не связаны с основным производством, а направлены на диверсификацию работы.

В первые годы российской практики бизнес - планиро­вания основное внимание уделялось производственному типу бизнес-плана. Затем на первые роли вышел тип коммерческо-производственного обоснования плана. Следом наблюдалось усиление значения типа инвестиционного бизнес-плана, что вполне объяснимо с позиции актуальности поиска инвестиций для дальнейшего развития отечественной эко­номики. В перспективе, как можно ожидать, немаловажное значение будет уделяться бизнес-плану финансового оздоровления фирмы. Это проявится в условиях нормаль­ной конкуренции фирм, когда банкротство и санация бизнеса станут составными элементами механизма рынка в экономике страны. Тем не менее и другие типы бизнес-планов не потеряют своей актуальности.

В России бизнес-план чаще разрабатывается предпри­ятиями, начинающими свой бизнес. Зарубежные фирмы предпочитают его составлять на отдельную сделку. Такой подход ближе к пониманию классической роли бизнес-пла­на, который обычно отражает развитие одного направле­ния в деятельности фирмы. Хотя если у предприятия есть несколько направлений, то оно может иметь несколько бизнес-планов одновременно.

Основными причинами необходимости составления биз­нес-плана в российском предпринимательстве являются:

Для российской экономики бизнес-план является от­носительно новым явлением, возникновение которого от­носится к середине 90-х гг. XX в. До этого традиционному в отечественной практике обоснованию экономической эф­фективности будущих действий придавалось значительно меньше внимания. Но возросшая цена управленческого ре­шения потребовала нового, рыночного подхода. Бизнес-план в отличие от технико-экономического обоснования более детально исследует все аспекты будущих действий, начиная с анализа причин появления проблем и до обо­снования финансовых источников обеспечения их преодо­ления.

Экономическая ситуация в России, когда в статисти­ческом и бухгалтерском учете еще используются элементы прежних традиционных для страны подходов, зачастую не позволяет отечественным предпринимателям наиболее пол­но использовать зарубежные методические разработки по составлению бизнес-планов. Но по мере сближения миро­вых и отечественных стандартов этот разрыв заметно со­кращается. В последние годы, после того как крупнейшие российские кредитные учреждения стали применять основные принципы международного бизнес - планирования, а бизнес-план вошел в пакет обязательных документов, не­обходимых при обращении с кредитным запросом в соот­ветствующие кредитные организации, практика разработ­ки бизнес-планов стала почти массовой.

В первое время фирмы обычно составляли бизнес-пла­ны на небольшой период времени, обычно на год. Затем стало происходить удлинение сроков действия бизнес-пла­нов, и некоторые фирмы стали его составлять до 5 лет. А наиболее крупные предприятия, уверенно чувствующие себя на рынке, прибегают к разработке планов, длитель­ных по времени исполнения (более 5 лет).

Существенные изменения происходят и в структуре бизнес-планов. Его разработка переходит от упрощенной схемы первых лет применения к более сложному обоснова­нию разделов и параметров. Особенно наглядно это замет­но на примерах бизнес-планов крупных компаний. Теперь в них наблюдается обстоятельное обоснование маркетинго­вых действий. Кроме того, обращает внимание более глу­бокая проработка финансово-экономических аспектов дея­тельности, включая расчеты денежных потоков и обоснова­ние точки безубыточности.

Обычно при разработке для фирмы бизнес-плана используются два основных подхода. Первый, это когда план составляется группой наемных специалистов, а работ­ники фирмы выступают его инициаторами и эпизодически­ми участниками разработки. Второй подход — это когда сами работники фирмы выступают разработчиками бизнес-пла­на, обращаясь за методической помощью к специалистам других фирм. Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Так, в первом случае можно ожидать более точ­ную методологическую разработку проекта, но относительно слабое знание конкретных реалий условий предпринима­тельства. Во втором случае — наоборот. Тем не менее счи­тается, что участие руководства фирмы в разработке биз­нес-плана значительно повышает точность обоснования его показателей. Такая практика связана с мнением, что идентичность условий бизнеса, решений и действий, указанных в плане, возможна при соединении в одном лице разработчика и исполнителя плана. Конечно, привлечение высококвалифицированных экспертов к состав­лению бизнес-плана приветствуется инвесторами. Но вклю­чаясь в эту работу лично, предприниматель как бы модели­рует свою будущую деятельность, экономическими сред­ствами проверяет целесообразность своего замысла, что повышает степень осуществимости его идеи. Соответствен­но, в фирме требуется выработка определенного механиз­ма привлечения специалистов к уточнению и пересмотру параметров бизнес-плана при изменении условий среды хозяйствования.

Таким образом, российская практика бизнес - планиро­вания активно развивается. Бизнес-план стал рабочим инструментом в планировании развития пред­принимательства. Различают несколько типов бизнес-пла­на, выбор которых зависит от целей его разработки. Типы планов отличаются своей направленностью и усилением ак­центов в расчетах к определенным сторонам будущей дея­тельности фирмы. Для современных бизнес-планов характерно более сложное и детальное обоснование мар­кетинговых и финансово-экономических параметров.



Тема 3. Разработка бизнес-плана
3.1 Процесс бизнес - планирования
Чтобы стать жизнеспособным, стабильным и прибыльным, бизнес нуждается в чем-то большем, чем деньги. Он нуждается в планировании.

Бизнес-план - это официальный документ. Как было показа­но выше, для того чтобы написать его, нужно собрать обширную достоверную информацию по большому кругу вопросов. Объем этой информации постоянно увеличивается по мере вхождения в бизнес и (или) его развития. Поэтому целесообразно иметь два вида одного бизнес-плана.

Первый вид бизнес-плана - официальный, является кратким (до 50 страниц) изложением на бумаге прошлого, настоящего и будущего вашего бизнеса. Он предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, менеджеров и акционеров фирмы для того, чтобы они могли представить общую цель бизнеса. В нем обычно содержится три варианта расчетов: оптимистический, песси­мистический и реальный (оптимальный).

Второй вид бизнес-плана представляет собой повседневный рабочий документ для первого лица предприятия, команды разработчиков плана и консультантов. В нем сосредоточен рабочий информационный материал. Он носит название рабочего бизнес-плана и позволяет:

Таким образом, рабочий бизнес-план - это широкое простран­ство или деловое поле вашей игры, в ходе которой разрабатыва­ются правила тщательно продуманного официального бизнес-плана.

Информация в рабочем бизнес-плане должна быть располо­жена под теми же заголовками, что и в официальном плане, для того чтобы было легче осуществлять ссылки. Хранение его дол­жно быть организовано таким образом, чтобы было легко выни­мать документы, иметь закладки по основным разделам. Он дол­жен быть особо конфиденциальным.

Рабочие материалы должны отражать информацию, которую вы не хотите включать в официальный бизнес-план. В них кон­кретизируются краткосрочные и долгосрочные цели бизнеса, мар­кетинговая стратегия, информация о конкурентах и сумма капи­тала, которую вы планируете направить в бизнес.

Помня о пробелах в информации, вы сможете их заполнить, когда появится возможность иметь больше сведений. Следует нумеровать и ставить даты на всех своих дополнениях.

Часть документации рабочего бизнес-плана может использоваться в качестве приложений к официальному плану или предоставляться по запросам партнеров и членов команды разработчиков.

Основными элементами бизнес-плана являются: титульный лист, вводная часть (резюме проекта), аналитический раздел, содержательный раздел (сущность проекта) и разделы внутри­фирменного планирования. Ключевые моменты бизнес - планиро­вания - это оценка инициаторами проекта:

Итак, бизнес-план это:

• изложение системы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта;

• определение степени жизнеспособности и будущей устой­чивости предприятия;

Процесс бизнес - планирования от возникновения экономичес­кого замысла до получения и распределения прибыли между его участниками показан на рис. 3.1.

ФИРМА





ИДЕЯ

РЕСУРСЫ ФИРМЫ


ПРОБЛЕМА ОСУЩЕСТВИМОСТИ ИДЕИ





ПРОЦЕСС БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ





КАПИТАЛ ФИРМЫ

КАПИТАЛ ИНВЕСТОРА


ОБЩИЙ КАПИТАЛ





ОБЩАЯ ПРИБЫЛЬ



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ПРИБЫЛИ

ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

ПРИБЫЛЬ ИНВЕСТОРА






Рис. 3.1. Процесс бизнес-планирования
Наиболее распространенными областями бизнес-планиро­вания в современной экономической ситуации в России явля­ются:

1) создание бизнес-линий (продуктовых линий, инвестиционных проектов) как совокупности прав собственности, долгосроч­ных привилегий и конкурентных преимуществ, специального (по возможному применению) и универсального имущества, технологий, а также контрактов (по закупке ресурсов, аренде имущества, найму работников и сбыту продукта), которые обеспечивают возможность получения определенных доходов (поток доходов или серию денежных потоков – cash-steam или steam of cash-flows);

  1. Разработка бизнес-планов специального назначения финансово-экономического характера:

    • эмиссия новых акций открытыми акционерными обществами;

    • подготовка к продаже приватизируемых предприятий;

    • подготовка к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;

    • выкуп акций (паев) в закрытых компаниях типа ООО и закрытых АО или пая в товариществах при выходе из состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

    • обоснование вариантов санации предприятий-банкротов.

Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана и задачи основных участников приведены на рис. 3.2.


КОГДА?


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ДЕНЕГ

ИННОВАЦИОННЫЙ ЗАМЫСЕЛ

СМЕНА СОБСТВЕННИКА

НОВАЯ ФОРМА



ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

АНАЛИЗ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ ОКРУЖЕНИИ



БИЗНЕС-ПЛАН






МЕНЕДЖЕРЫ

КРЕДИТОРЫ

АКЦИОНЕРЫ

ПАРТНЕРЫ ПО БИЗНЕСУ
Для

кого?



УЯСНЕНИЕ ИДЕЙ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ

ОЦЕНКА ЛИКВИДНОСТИ И РИСКА

ОЦЕНКА НАДЕЖНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ

Зачем?



СОЗДАНИЕ КОМАНДЫ

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ СОТРУДНИЧЕСТВА

УСТАНОВЛЕНИЕ И ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ






ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ДЕНЬГАХ



ПОМОЩЬ В ПОЛУЧЕНИИ ДЕНЕГ

Рис. 3.2. Архитектурное построение процесса разработки бизнес-плана и задачи участников процесса
3.2 Последовательность разработки бизнес-плана
Перед составлением бизнес-плана надо убедиться в перспективности бизнес – идеи или замысла. Непосредственно разработку бизнес-плана целесообразно проводить по нижеприведенному алгоритму действий:

  1. Сбор и анализ информации о продукции (услуге). Описание продукции (услуги).

  2. Сбор и анализ информации по рынку сбыта («Маркетинг и сбыт продукции (услуг)»)

  3. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли («Описание предприятия и отрасли»).

  4. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами (Производственный план).

  5. Расчет потребности в капитале и источниках финансирования (Финансовый план).

  6. Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности проекта, анализ его чувствительности.

  7. Разработка организационной структуры, правового обеспечения и графика реализации проекта (Организационный план).

  8. Решение вопроса рисков и гарантий (Риски и гарантии).

  9. Подбор материалов и составление приложений.

  10. Составление краткого содержания проекта (Резюме).

  11. Составление аннотации на проект (Аннотация).

  12. Оформление титульного листа.


Титульный лист, конфиденциальность, аннотация и резюме бизнес-плана

Титульный лист бизнес-плана

Предприятие _______________________________________________________

Адрес _____________________________________________________________

Телекс ___________________,Факс ________________, Телефон ___________

Строго конфиденциально

Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект

Кому _____________________________________________________________

Краткое название проекта (до 20-30 знаков) ____

Полное название проекта ____________________________________________

Руководитель предприятия ___________________________________________

тел. _______________________________________________________________
Проект подготовил __________________________________________________

тел. _______________________________________________________________

Дата начала реализации проекта ______________________________________

Продолжительность проекта __________________________________________

Период времени от даты, на которую актуальны исходные данные, от даты начала проекта _______________________________________________________ мес.

Дата составления ____г.

Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излиш­них подробностей, он должен быть лаконичным и привлекатель­ным. Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске предприятия, в реклам­ных материалах, на упаковке и т. д, будет жить вместе с бизне­сом. Хорошее название должно соответствовать вашему роду занятий, указывать на ваш бизнес или месторасположение, вы­зывать положительные эмоции как на титульном листе бизнес-плана, так и, возможно, впоследствии везде, где он может попа­сться на глаза тому, кто способен повлиять на судьбу вашего начинания.

Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности, содержащейся в нем информации. В меморандуме может иметься напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей, о запрете передачи третьим лицам. Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если тот не вызывает интереса инвестировать в его реализацию.
Аннотация бизнес-плана

Предприятие________________________________________________________

Адрес _____________________________________________________________

Телефон Факс ______________________________________________

Руководитель предприятия____________________________________________

Суть предполагаемого проекта и место реализации________________________

Результат реализации проекта _________________________________________

Общая стоимость проекта _____________________________________________

Необходимые (привлекаемые) финансовые ресурсы _______________________

Срок окупаемости проекта ____________________________________________

Ожидаемая среднегодовая прибыль ____________________________________

Предполагаемая форма и условия участия инвестора ______________________
Возможные гарантии по возврату инвестиций ____________________________
Бизнес-план - довольно объемный документ и для первично­го ознакомления инвестора с вашим проектом абсолютно непри­емлем, так как, скорее всего, вы будете обращаться к лицам, к которым такие проекты идут потоком, и необходимо убедить их за несколько минут в перспективности именно вашего бизнес-плана. Поэтому рекомендуется предоставить информацию:

Аннотация должна быть составлена так, чтобы первично знакомящийся с вашим проектом нашел ответы на вопросы: кто, что, почему, когда, где, как.
Резюме бизнес-плана

  1. Сущность проекта _________________________________________________

  2. Эффективность проекта ____________________________________________

  3. Сведения о фирме _________________________________________________

  4. Команда управления _______________________________________________

  5. План действий ____________________________________________________

  6. Финансирование __________________________________________________

  1. Планы возврата заемных средств ____________________________________

  2. Гарантии возврата инвестиций ______________________________________

Бизнес-план предназначен для потенциальных инвесторов, через которых, как правило, ежедневно проходит не один бизнес-план. Они хотят получить ответы на следующие вопросы:

  1. В чем суть вашего проекта и его потенциальная эффективность?

  2. Кто и как будет реализовывать проект?

  3. Сколько денег вы просите и источник(и) финансирования?

  4. Как будете возвращать?

  5. Какое обеспечение займа можете представить?

С первых слов они должны убедиться в экономической эф­фективности и реализуемости проекта.

Основное требование к резюме - простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Объем не должен превышать 2-3 машинописных страниц.
Местонахождение фирмы
Удачное расположение фирмы способно приносить прибыль. Если вы уже имеете представление о размере площади, которая понадобится, можно запросить брокеров по продаже недвижи­мости и поинтересоваться арендной платой в данном регионе.

У каждой фирмы - свои запросы. В обрабатывающей про­мышленности и оптовой торговле низкая арендная плата и близость транспортных магистралей ценятся гораздо выше, чем местонахождение как таковое или близость потребителя. Для розничной торговли последнее обстоятельство имеет решающее значение. Возможно, вам удастся воспользоваться данными ана­лиза транспортных перевозок в регионе, проведенного на ранних стадиях делового планирования, что облегчит выбор правильно­го местонахождения фирмы.

В этом разделе вам предстоит ответить на следующие вопросы;

  1. По какому адресу находится фирма?

  2. Каковы особенности помещения, занимаемого фирмой?

  3. Вы арендуете землю или она принадлежит вам?

  4. Есть ли необходимость в реконструкции здания? Если да, то во что это обойдется? Изучите прейскуранты нескольких воз­можных подрядных организаций и включите их в перечень сопроводительных документов.

  5. Есть ли зональные ограничения на занятие данным видом предпринимательской деятельности в близлежащих районах?

  6. Какие виды бизнеса наиболее распространены в данном регионе? Например, брокеры по продаже автомашин предпочи­тают группироваться в одном месте. То же относится к бизнесу в области искусства, ресторанам, ювелирным магазинам и финансовым учреждениям.

  7. Почему вы выбрали именно это место, а не другое?

  8. Почему вы считаете его наиболее подходящим для своей фирмы?

  9. Как отразится ваш выбор на текущих издержках?

Если вы уже начали свою деятельность и местонахождение фирмы выбрано удачно, держите в поле зрения все изменения, происходящие в вашем районе, - строительство дорог, измене­ния в численности и составе населения, перемещение людей, поправки, вносимые в муниципальные постановления. Старай­тесь предвидеть эти изменения. Проанализируйте данные пере­писей населения за несколько лет, чтобы выявить долговремен­ные тенденции. Поддерживайте постоянные контакты с агента­ми по продаже недвижимости, которые находятся в курсе проис­ходящих событий.
Цель деятельности фирмы
В бизнес-структурах хорошо известен термин «заявление цели бизнеса», что означает определение ключевых задач. Если вы знаете, точно, чего хотите добиться, больше вероятности осуществить вашу задачу.

Образец формулирования цели бизнеса

• Обеспечить ___% прибыли с вложенного капитала.

• За ___ лет расширить дело и увеличить число (объем) с первоначальных ____ до ____.

Определить ваши общие цели помогут следующие вопросы:

1. Каковы ваши основные общие цели?

2. Каковы основные цели вашей предпринимательской дея­тельности?

3. Какие комбинации личных и предпринимательских целей являются допустимыми и желательными?

4. Каковы ваши планы на ближайшие 10 лет?

  1. Каковы ваши планы на ближайшие 5 лет?

  2. Каковы ваши планы на ближайший год?

Цели можно рассматривать как желаемые состояния, которые вы хотели бы достигнуть. Выше вы определили общие цели. Теперь необходимо указать специфические конкретные цели, которые определяют промежуточные этапы в достижении общих целей, установить приоритетность целей, их распределение во времени. При этом могут возникнуть противоречия между от­дельными целями. Возможны компромиссные формулировки, позволяющие согласовать цели, уточнить способы их достиже­ния и критерии оценки. Здесь можно ориентироваться на такие вопросы:

  1. Какие конкретные цели помогают реализовать ваши общие личные цели?

  2. Какие конкретные цели ориентированы на ваши общие предпринимательские цели?

Дайте компромиссные формулировки, позволяющие объеди­нить конкретные личные и предпринимательские цели.

  1. Какие конкретные цели по важности и времени являются первоочередными с точки зрения достижения общих целей?

  2. Каковы другие ваши цели?

Составление бизнес-планов преследует как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель состоит в том, чтобы убедить в максимальной степени возможных будущих партнеров и кредиторов в успехе вашего дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана - стать основой управления предпринимательской деятельностью, обеспечить стабильность бизнеса.

Для уточнения цели вашего бизнес-плана следует ответить на дополнительные вопросы:

  1. Кто будет знакомиться с вашим бизнес-планом или его частями?

  2. В какой степени вы рассчитываете использовать бизнес-план в достижении установленных целей?


Среда для бизнеса.

Отрасль и создаваемая фирма (проект)
Структура данного раздела бизнес-плана может иметь следу­ющий вид.

Описание отрасли (подотрасли). Следует показать картину современного состояния и перспектив развития отрасли, в кото­рой вы собираетесь оперировать. Необходимо рассмотреть ее структуру. Коротко опишите емкость рынка сбыта, тенденции его роста и своих основных конкурентов. Дайте оценку вероятности появления новых потребителей вашего продукта, законов и инст­рукций, конкурентов или, наоборот, исчезновения последних, т. е. любых тенденций и факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на ваш бизнес.

Создаваемая фирма (проект). Западные фирмы при харак­теристике своего бизнеса обычно употребляют такое понятие, как «концепция бизнеса». Под концепцией понимается общее представление о намечаемом бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель.

В данном разделе бизнес-плана следует описать общую концепцию предполагаемого бизнеса: какие продукты или услуги ваша фирма будет предлагать; кто будет ее основным потребителем.

Стратегия выхода на рынок, роста производства и объе­мов продаж. Выделите ключевые факторы успеха в вашем плане маркетинга (например, новый для рынка продукт, преимущество во времени выхода на рынок и т. п.). Расскажите о вашем подходе к ценам, способам продажи и рекламе продукта. Создание предприятия (бизнеса) предполагает его длитель­ное функционирование, поэтому следует сказать и о том, как быстро вы намереваетесь расти и каких размеров ваш бизнес достигнет в течение ближайших пяти лет; указать планы даль­нейшего развития бизнеса с точки зрения перспективных продуктов и услуг; подчеркнуть, что стратегия выхода на рынок и проста объемов производства и продаж вытекает из возможнос­тей, которыми вы обладаете, уникальных свойств продукта и других дополнительных конкурентных преимуществ.

Правильно составить данный раздел вам помогут ответы на следующие вопросы:

1. Каковы предшествующая сфера и направление деятельности компании?

2. Какова связь между продуктом (услугой) - объектом биз­нес-плана и предшествующей деятельностью компании?

3. Каковы тенденции в выбранной вами области бизнеса?

4. Что обнадеживает хорошую перспективу выбранной вами области предпринимательства?

5. Видите ли вы возможность выхода вашего бизнеса на внешний рынок?

  1. Существует ли упорядоченная статистическая информация в вашей области деятельности?

  2. Какие другие источники информации могут быть полезны?

  3. Почему вы рассчитываете, что выбранная форма бизнеса будет успешной?

  4. Какова специфика вашей формы бизнеса и за счет чего вы собираетесь победить в конкуренции?

  5. Почему вы отдаете предпочтение данной форме бизнеса перед другими?

  6. Почему малые формы бизнеса могут быть успешными в данной области?

  7. Какова в вашем представлении тенденция продаж в дан­ной области?

  8. Как ваш деловой опыт поможет вам в экспансии на рынке?


Описание вида деятельности (бизнеса)
Цель этого раздела бизнес-плана заключается в том, чтобы объяснить: на чем вы хотите сделать бизнес; каким образом вы собираетесь добиться поставленной цели; на чем основано ваше убеждение в успехе дела.

Решение о том, каким видом деятельности заняться, что она будет представлять собой в течение ближайших пяти лет, по существу, самое важное, которое вам предстоит принять. Всякий бизнес предполагает занятие несколькими видами деятельности. Поэтому центральным становится вопрос об основном роде занятий. Планирование целиком строится на ваших представлениях о будущем деле.

Данный раздел бизнес-плана должен содержать ответы на следующие вопросы:

1. Каким бизнесом вы занимаетесь? С каким видом деятельности он в основном связан - с торговлей, промышленностью, сферой услуг? Какие товары вы будете производить или какие услуги оказывать? Кто является потребителем вашей продукции?

2. Каково положение дел в вашей фирме? Что это - стадия становления, расширение действующего предприятия, слияние с другой фирмой или выделение из состава более крупной?

3. Каков юридический статус вашей фирмы - единоличное владение, партнерство или корпорация? Если вы только начинаете свое дело, то юридические и налоговые предпосылки создания нового предприятия достаточно сложны, вам понадобится совет юриста и бухгалтера.

4. Почему дело обещает быть прибыльным (или имеет хорошие перспективы для развития)?

5. Когда ваша фирма начала (начнет) функционировать?

  1. Какова продолжительность рабочего дня или рабочей недели?

  2. Носит ли ваша деятельность сезонный характер? Если да, то данные о продолжительности рабочего времени должны быть скорректированы с учетом сезонных колебаний. Этот факт должен быть отражен в ответах на пятый и шестой вопросы.

Труднее всего дать ответ на первый вопрос, поскольку он является стержневым и включает в себя все другие вопросы. Здесь определенно нельзя отделаться одной фразой вроде: «специализируется на продаже даров моря оптовым и розничным покупателям». Имея четкое представление о целях своего предприятия, вы сможете осмысленно подойти к планированию будущей прибыли.
Продукт (вид услуг) бизнеса
Эта часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описывается тот продукт или та услуга, которые вы хотите предложить вашим будущим покупателям и ради производства которых задумывается весь проект. Здесь от вас потребуются ответы на следующие вопросы:

Очень важный и часто забываемый деловыми людь­ми момент - наглядное изображение товара или изделий, полу­ченных с помощью вашей технологии. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, а потому в бизнес-план надо обязательно поместить фотографию или очень хороший рисунок вашего товара, позволяющий составить о нем достаточ­но четкое представление.

В данном разделе бизнес-плана должна быть указана при­мерная цена вашего товара и стоимость затрат, которые пойдут на его производство. Из этого ориентировочно можно опреде­лить и размер прибыли, которую будет приносить каждая еди­ница товара.

Очень важно четко охарактеризовать основные качества вашего товара, преимущества его дизайна и особенности упа­ковки, в которой он будет продаваться.

В этом же разделе описывается и организация сервиса ваше­го товара, если это техническое изделие. Но не следует делать акцент на «исключительные» достоинства товара. Лучше сосре­доточиться на максимальном удовлетворении рынка, уникальных потребительских свойствах. Первым шагом в этом направлении является исчерпывающее знание собственного товара: каковы его отличительные черты, какую пользу он может принести потен­циальному покупателю.

При отборе продуктов, которые предназначаются для внешне­го рынка, полезно рассмотреть и оценить успешность их реализа­ции на внутреннем рынке.

Проверить себя до составления рассматриваемого раздела бизнес-плана вам помогут ответы на следующие вопросы:

  1. Каково назначение (функция) вашего продукта и возможные сферы его использования?

  2. Каким образом реализуется назначение вашего продукта?

  3. Перечислите основные характеристики и параметры ваше­го продукта, оригинальные и уникальные черты, делающие его конкурентоспособным.

  4. В чем особая ценность вашего продукта для покупателя?

  5. Почему именно ваш продукт будет пользоваться спросом на рынке?

  6. Каковы слабые стороны вашего продукта?

  1. Охарактеризуйте качество жизненного цикла вашего продукта.

  2. Сколько времени необходимо для доведения нового про­дукта до первых продаж, до пика продаж, до пика прибыли, до прекращения продаж?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет»
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации