Чурсина В.Н. Учебная программа дисциплины Социально-культурная деятельность - файл n1.doc

приобрести
Чурсина В.Н. Учебная программа дисциплины Социально-культурная деятельность
скачать (278 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc278kb.17.09.2012 11:01скачать

n1.doc



Министерство образования Российской Федерации

Белгородский государственный университет

Кафедра менеджмента организации

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


дисциплины

Социально-культурная деятельность

Специальность:




Белгород 2003



ББК Печатается по решению

Редакционно-издательского Совета

Белгородского государственного

университета

Составитель: ст. преподаватель кафедры менеджмента организации

Чурсина В.Н.
Учебная программа дисциплины Социально-культурная деятельность / Составитель: В.Н. Чурсина – Белгород: Изд-во БелГУ, 2003.- с.38.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.


1. Пояснительная записка
Учебная программа дисциплины «Социально-культурная деятельность» направлена на вооружение студентов современными знаниями в области культуры, динамики социокультурных процессов, происходящих в обществе. В системе государственного социогуманитарного образования данный курс освещает проблемы деятельности социокультурных институтов, а также определяет главные направления деятельности современного специалиста как субъекта социально-культурной деятельности.

В соответствии с планом учебного процесса изучение данной дисциплины предусмотрено на 3 курсе.

Основными задачами курса являются:

Социально-культурная деятельность как учебный предмет и отрасль научного знания основана на комплексном изучении исторического опыта, теоретических основ, субъектов, ресурсной базы и современных технологий организации различных форм и видов жизнедеятельности социальных общностей и отдельно взятой личности в тех или иных социокультурных региональных и национальных условиях.

Данная программа строится на основе понятий «культура», «социализа-ция», «социальное воспитание», «социальная среда», «социум» и других. Предметом социально-культурной деятельности как науки является социально-педагогическая, социокультурная среда обитания человека, пути и формы воздействия на эту среду в целях духовного развития различных социальных, возрастных, профессиональных и этнических групп.

Главным субъектом социально-культурной деятельности является личность, ее социокультурный статус, формы ее участия в социокультурных процессах.

Большое место в курсе уделяется практическим и семинарским занятиям, которые не только закрепляют знания, но и позволяют осветить новые аспекты изученных разделов и привить навыки творческого мышления и самостоятельной работы.

Во всех темах курса предполагается уделить особое внимание регио-нальным аспектам освещаемых проблем СКД.

Базовым основанием для разработки данной программы являются программные материалы кафедр социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности МГУК.

Курс тесно связан с родственными дисциплинами управленческой, технологической и методической направленности. В курсе рассматриваются три группы взаимосвязанных учреждений: социального обслуживания, культурно-досуговые и социально-педагогические, дается характеристика кадрового состава учреждений социокультурной сферы, их материально-технического и финансового обеспечения.

Темы курса строятся по 7 разделам.

Первый раздел освещает историю социально-культурной деятельности, второй – теоретические аспекты социально-культурной деятельности. В третьем разделе дается характеристика учреждений социально-культурной сферы. Четвертый и пятый разделы посвящены общей характеристике методов социально-культурной деятельности и культурно-досуговой деятельности. Шестой раздел рассматривает деятельность учреждений культуры с различными категориями населения. В VII разделе освещаются отдельные аспекты организации социально-культурной деятельности в современных условиях с учетом новых профессиональных требований к специалисту.

Программа по своему содержанию и формам учебных занятий может варьироваться и адаптироваться с учетом специфики конкретных специализаций, новых тенденций в СКД.
2. Содержание дисциплины

2.1. Разделы дисциплины и виды занятий



Темы

Аудиторные занятия

Всего

Л

С

ПЗ

1

История социально-культурной деятельности

8

4

4

-

2

Теоретические основы СКД

6

2

4

-

3

Субъекты СКД

16

4

4

8

4

Методы СКД, их общая характеристика

18

6

4

8

5

Основные направления СКД

18

6

4

8

6

Деятельность учреждений культуры с различными категориями населения

20

6

4

10

7

Социально-культурная деятельность в современных условиях

10

4

2

4




Всего:

96

32

26

38


Лекционный курс



Темы лекций

Кол-во часов

1

Предмет, задачи курса. История социально-культурной деятельности

4

2

Теоретические основы СКД

2

3

Субъекты СКД

4

4

Методы СКД, их общая характеристика

6

5

Основные направления СКД

6

6

Деятельность учреждений культуры с различными категориями населения

6

7

Социально-культурная деятельность в современных условиях

4




Всего:

32

2.2. Содержание разделов дисциплины
Предмет, задачи курса.
Предметом курса СКД является изучение истории, теоретических основ, ресурсной базы, системы субъектов и краткая характеристика ведущих технологий.

Цель курса – освоение специальных знаний, умений и навыков в области социально-культурной деятельности в современных условиях. Ведущие направления учебной деятельности по данному курсу:


Задачи курса:

  1. Изучение и обобщение исторического опыта социально-культурной деятельности в России;

  2. Изучение теоретических основ СКД, овладение научной терминологией, освоение профессиональных понятий;

  3. Характеристика основных направлений деятельности учреждений социальной и культурно-досуговой направленности;

  4. Знакомство с ведущими технологиями СКД, детальное изучение которых предполагается в курсе «Технологии социально-культурной работы;

  5. Формирование представления о ресурсной базе СКД и проблемах ее формирования и совершенствования;

  6. Изучение региональных особенностей организации СКД, ведущей направлений деятельности;

  7. Обобщение и анализ передового опыта социально-культурного института и знакомство с инновационным технологиями в социально-культурной сфере.

Базовой основой изучения курса являются нормативные и законода-тельные документы в области культуры, социально-культурной деятельности государственного и муниципального уровня: Закон Российской Федерации об образовании, «Основы законодательства РФ о культуре», муниципальные программы развития культуры и другие.

Курс состоит из семи разделов и предполагает предварительное знакомство с рядом аспектов социально-культурных институтов, которые более детально изучаются на 4 и 5 курсах (ресурсы, технологии). Такой подход позволяет сохранить целостность профессиональной подготовки и позволяет видеть в целом проблемное поле СКД.

В ходе преподавания предмета предусмотрено использование активных методов обучения: деловых игр, создание проектов, новых моделей социально-культурной деятельности и т. д.
Раздел I. История социально-культурной деятельности.
Т. 1.1. Зарождение досуговых форм и форм взаимопомощи у древних славян и в период становления феодальных отношений.

Общинный уклад как основа воспитания и просвещения в догосударственный период. Особенности воспитания подрастающего поколения. Роль устного народного творчества в передаче традиций. Основные каноны нравственного воспитания: соблюдение обычаев и обрядов, поклонение богам, почитание старших. Народная педагогика как основа воспитания в семье. Роль традиций в жизни общины.

Формы помощи и взаимопомощи у славянских племен как отражение общинных принципов жизнедеятельности. Культовые, общинно родовые, хозяйственные виды помощи. Роль волхвов, институт старцев, вдов, помощь сиротам, толоки, братчины, супряги…
Т. 1.2. Социально-культурная деятельность на Руси в X-XIV в.в. Зарождение теории и практики общественной помощи.

Формирование семьи как социального института. Создание первых славянских азбук. Принятие христианства на Руси и его роль в духовном развитии общества. Распространение грамотности на Руси. Новые явления в семейном воспитании. Переплетение иди народной педагогики с различными учениями.

Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII.в.

Основные тенденции княжеского попечительства. Церковно-монастырская система благотворительности. Идеи милосердия в переводной литературе и первых древнерусских сборниках. Развитие теории «милостыни» в памятниках древней литературы X-XIII в.в.

Разгром крупнейших русских княжеств в 1237-39 г.г. и гибель культурных ценностей в период золотоордынского ига.

Изменение «народного духа» в атмосфере угнетения, страха, покорности, обмана, доносов, взяток. Изменение положения женщины. Отражение в народном творчестве атмосферы рабства и угнетения.
Т. 1.3. Социально-культурный уклад России в XV-XVII в.в.

Государственные формы призрения. Социально-христианские и законодательные тенденции.

Просвещение в XV-XVII в.в. и духовная жизнь народа.

Идеи ранних просветителей об изначальном равенстве всех людей. Роль книгопечатания в просвещении людей.

Праздники храмовые, календарные, трудовые, семейные. Гонения на скоморохов в середине XVII в. «Домострой» как свод житейских правил и наставлений духовной, социальной и семейной жизни.

Особенности проведения досуга различными слоями населения России; традиционность и европейские новшества в культурно-досуговой сфере.

Благотворительные функции церкви и церковной общины. Развитие монастырской системы помощи и поддержки нуждающихся. Оформление государственных подходов к призрению различных категорий нуждающихся. Социально-христианские и законодательные тенденции в XIV –XVII в.в.
Т.1.4 Досуговые формы деятельности различных сословий российского общества в XVIII-XIX в.в. Государственные формы призрения во второй половине XVII-XIX в.в.

Общественные преобразования первой четверти XVIII в.; планы обновления России, попытки создать систему народного просвещения, идеи философов-гуманистов.

Роль М.В. Ломоносова в развитии науки и просвещения в России. Открытие Московского университета в 1755 г.

Реформы Петра I, их влияние на общественную жизнь, семейный уклад и формы досуга всех слоев населения.

Культурно-просветительная деятельность русской интеллигенции.

Реформы Петра I в области социального призрения, создание системы социальной защиты. Основные направления развития общественного призрения и частичной благотворительности (работы Я.П. Козельского, «Русская правда» П.И. Пестеля, исследования Н. Рождественского).

Российские реформы в 70-х г.г. XIX в. и их влияние на развитие государственного, общественного и частного призрения.

Развитие исторических подходов к общественному и частному призрению на рубеже XIX –XX в.в.
Т. 1.5. Исторический анализ социально-культурной деятельности в 1917-1941 г.г.

Социально-культурная политика новой власти: демократизация социокультурной сферы. Создание системы политико-просветительной работы, ликвидация неграмотности.

Теоретическая и концептуальная неразработанность социально-культурной политики. Развитие сети политико-просветительных учреждений.

Новая экономическая политика и ее последствия.

Клубное строительство в 30-е годы. Активизация борьбы с религией.

Насильственная коллективизация и культ личности: их последствия для духовной жизни общества.

Формирование основ системы социального обеспечения населения. Открытие убежищ, детских домов. Борьба с детской беспризорностью. Законодательство о пенсионном обеспечении. Кассы взаимопомощи колхозников и другие формы социальной поддержки населения.

Т. 1.6. Деятельность культурно-досуговых учреждений в 1941-1945г.г. Социальная помощь и защита в период Великой Отечественной войны.

Деятельность культурно-просветительных учреждений в военный период: создание фронтовых, армейских, передвижных клубов, библиотек. Фронтовые бригады самодеятельных артистов, их концертная деятельность.

Основные направления культурно-воспитательной работы в тылу.

Социальное обеспечение семей фронтовиков. Социальная помощь и социальная реабилитация раненых.

Проблемы охраны детства и попечения сирот в условиях военного времени.

Т. 1.7. Социально-культурная деятельность и способы ее социальной организации в 1945-1970 г.г.

Нравственные, социально-культурные последствия войны, культурная ситуация в СССР.

Состояние социального обеспечения населения страны. Продовольственный и жилищный кризис.

Восстановление и развитие учреждений культуры, образования, здравоохранения и других.

Перестройка культурно-просветительной работы. Клубы как центры массовой агитационно-пропагандистской деятельности.

Постановления ЦК КПСС О журналах «Звезда» и «Ленинград».

Развитие художественной самодеятельности. Образование Министерства культуры СССР.

Разоблачение культа личности и начало процесса демократизации культурно-просветительной работы.

Научная парадигма социального обеспечения и социальной работы в 50-70 г.г. Мероприятия в области социального обеспечения в послевоенные годы, их противоречивый характер.

Т. 1.8. Система культурного обслуживания и социальной помощи населения в 1971-1985 г.г.

Роль общественных организаций в культурно-просветительной работе. Пропаганда боевых, революционных и трудовых традиций.

Всесоюзные фестивали и смотры самодеятельного искусства, народного творчества.

Негативные процессы в экономике, социальной и духовной сферах на рубеже 70-80 г.г.

Создание сельских централизованных клубных систем, культурно-спортивных комплексов, культурных комплексов. Перестройка методического руководства. Создание научно-методического центра народного творчества и культпросвет работы.

Социально-экономические реформы. Борьба с пьянством и алкоголизмом, нарушениями трудовой дисциплины.

Начало перестройки культурно-просветительной работы.

Т. 1.9. Новые тенденции в развитии социально-культурной сферы в период перехода к рыночным отношениям (1985-1995 г.г.)

Преемственность культурно-просветительной работы и социально-культурной деятельности. Социокультурная ситуация в России после распада СССР.

Закон о культуре Российской Федерации (ноябрь 1992 г.)

Последствия приватизации, ее влияние на деятельность учреждений культуры.

Реорганизация системы управления учреждениями и организациями социально-культурной сферы.

Проблемы межнационального, межэтнического сотрудничества в области культуры, искусства, образования, социальной работы.

Новое содержание и новые образовательные технологии в учебных заведениях сферы искусства и культуры.

Современные тенденции отечественной благотворительности: сущность и историческое своеобразие.
Раздел II. Теоретические основы социально-культурной деятельности.
Т. 2.1. Социокультурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний.

Социально-культурная деятельность как самостоятельное фундаментальное научное и образовательное направление в российском информационном пространстве.

Сущность теории социально-культурной деятельности как отрасли научного знания. Основные источники ее формирования: изучение исторического и современного отечественного и зарубежного опыта; результаты социологических исследований и опытно-экспериментальной работы; использование данных смежных наук.

Понятийный аппарат и исходные принципы социально-культурной деятельности. Функции научного знания о социально-культурной деятельности; описание свойственных ей фактов и явлений; их научное объяснение; прогнозирование социально-культурных процессов.

Характеристика целей и задач составных частей предмета (истории, теории, технологии СКД).

Взаимосвязь предмета с общенаучными и специальными дисциплинами.

Теория и практика СКД в различных сферах жизнедеятельности человека. Взаимосвязь социально-культурных процессов с историей православной церкви, культуры, просвещения, общественно-просветительных движений и инициатив в России.

Взаимосвязь курса со смежными специальными дисциплинами.

Базовые понятия и терминология предмета. Термин «культурные ценности» и их классификация. Сравнительный анализ культурных ценностей.

Вопросы и задания к теме 2.1.

  1. Обоснуйте эволюционную преемственность терминов «внешкольное образование», «политико-просветительная работа», «культурно-просветительная работа», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурная деятельность» (анализ с позиций философии, социологии, социальной психлоогии, социальной работы, теории и практики общественных связей).

  2. Сделайте сравнительный анализ содержания терминов «культурная деятельность» и «социально-культурная деятельность».

  3. Возможна ли градация культурных ценностей по степени их важности для индивида, личности? Аргументируйте свой ответ.


Т. 2.2. Функции и принципы социально-культурной деятельности.

Понятие функции социально-культурной деятельности. Историческая трансформация функций деятельности в сфере культуры.

Характеристика ведущих функций СКД: стимулирования общественной активности, развития творческих способностей, адаптации и реабилитации личности и других.

Динамика функций под воздействием социально-экономических факторов.

Понятие принципов организации социально-культурной деятельности. Трансформация принципов СКД, их отражение в законодательных актах, в практике деятельности общественных институтов.

Плюрализм и альтернативность подходов в содержании и организации социально-культурной деятельности.

Характеристика ведущих принципов СКД: принцип приоритета общечеловеческих интересов над сословно-групповыми, принцип всеобщего массового культуротворчества, принцип гуманизации содержания и воспитательного потенциала, принцип диалектического единства и преемственности социально-культурного опыта, принцип общественно-государственного соуправления социально-культурными процессами.

Социально-политический и экономический аспекты организации социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность как один из способов реализации личностью своих прав и свобод.

Общественно-государственная политика в социокультурной сфере. Социокультурная деятельность и образ жизни.

Экономические основы организации социально-культурной деятельности. Уровень жизни и его влияние на СКД. Материальные и финансовые условия организации СКД.

Правовые основы организации СКД. Руководящие и законодательные материалы по вопросам социокультурной деятельности.

Роль общественности в организации социально-культурной деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов.

  1. Обзор проблемных материалов и журналов по теме «Диалектика развития принципов СКД в современных условиях».

  2. Социально-культурная деятельность как фактор обогащения межнациональных отношений.

  3. Разработка схемы общественных связей одного из учреждений культуры (библиотеки, музея и т.д.)

  4. Подготовка доклада или сообщения по теме.


Т. 2.3. Психолого-педагогические основы организации СКД.

Учет психологических и педагогических закономерностей как важнейшее условие эффективности организации процесса в социокультурной сфере. Физиология, психология, этика, эстетика и экономика общественного досуга. Педагогика сотрудничества и сотворчества как исходная методическая основа СКД. Социально-культурная деятельность как важная сторона общекультурного процесса и средство приобщения людей к достижениям национальной и общечеловеческой культуры.

Психологические условия и механизмы социально-культурной деятельности. Роль социальной психологии в ее организации.

Социально-культурные потребности и интересы личности как основа функционирования различных видов социально-культурной деятельности.

Сущность и содержание ее социальных установок и ценностей ориентации.

Педагогическая сущность социально-культурной деятельности. Педагогическая система СКД.

Понятие о педагогическом потенциале социально-культурной деятельности как широкой совокупности ее социально-активных субъектов.

Проектирование форм и способов проведения свободного времени с учетом традиционных, инновационных и альтернативных форм самоорганизации досуга.

Педагогизация среды средствами СКД, ее проблемы в социуме и регионе.

Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Условия реализации инициативы и самодеятельности людей в культурно-досуговой сфере.

Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии.

Характеристика методов педагогического воздействия на личность в сфере досуга: метода наследования, метода зараженности, метода убеждения, метода примера, метода организации поведения и других.

Способы социально-педагогического изучения аудитории: наблюдение, беседа, интервью и другие.

Вопросы и задания к теме.

  1. Использование опыта педагогов-новаторов в сфере социально-культурной деятельности (сообщение, доклад).

  2. Сообщение на тему «Задачи социального педагога-организатора досуга и его профессиональные качества»

  3. Анализ планов воспитательной работы в творческом коллективе.

  4. Заполнение карты наблюдения за поведением аудитории на массовом мероприятии, анализ результатов.


Т.2.4. Сферы реализации социально-культурной деятельности, проблемное поле и тенденции развития.

Содержание социально-культурной деятельности и требования к его отбору.

Проблемное поле социокультурной деятельности. Иерархия и классификация проблем в рамках единого социокультурного пространства: по разделу их действия, по характеру проявления.

Универсальные направления содержания социально-культурных проектов и программ по доминирующему признаку: информационно-просветительные, рекламные; обучающие, образовательные; поисково-исследовательские; художественно-творческие; социально-творческие и т. д.

Мониторинг социальной и культурной среды. Формулировка проблемы как важный элемент диагностики содержания СКД.

Влияние социокультрной ситуации на характер и содержание образа жизни, быта, досуга жителей социума. Взаимосвязь различных направлений общественного воспитания детей, подростков и взрослых в содержании СКД. Создание и развитие традиционных и нетрадиционных досуговых общностей, разнопрофильных досуговых программ, традиционных и альтернативных форм. Отражение национальных особенностей и традиций в содержании социально-культурной деятельности.

Поддержка социально значимых видов деятельности.

Взаимодействие социально-культурных институтов.

Формирование активно мыслящей личности и совершенствование демократических начал в соцально-культурной деятельности.

Приобщение людей к политической и экономической культуре.

Опора на духовный потенциал семьи, трудовых коллективов.

Альтернативные формы общения и взаимодействия культурно-досуговых и религиозно-культурных учреждений в утверждении и реализации общечеловеческих идеалов и духовных ценностей. Воздействие памятников истории и культуры на воспитание личности. Использование потенциала народной педагогики. Опора на лидеров. Учет особенностей региона, образа жизни и традиций его населения.

Участие деятелей литературы и искусства в эстетическом воспитании, художественном образовании в области СКД.

Развитие самодеятельного любительского творчества.

Физкультурно-оздоровительное направление в социально-культурной деятельности.

Деятельность общественных организаций и населения по развитию межнационального и международного культурного сотрудничества.

Конструктивный подход к реализации основных направлений СКД.

Вопросы и задания к теме.

  1. Сформулируйте основные требования к процессу СКД.

  2. Содержание, формы и организация физкультурно-оздоровительной работы в современных условиях.

  3. Назовите, какие необходимы условия для создания и освоения культурных ценностей.


Т.2.5. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа.

Понятие и сущность социально-культурной политики. Социально-культурная политика государства как совокупность норм и принципов, которые используются в государственном руководстве социальными и культурными процессами в обществе.

Объекты и субъекты социально-культурной политики.

Понятие «объект» и «субъект» социокультурной политики, их динамика.

Государственные и негосударственные формирования и деловые структуры как реальные субъекты социально-культурной политики.

Уровни социально-культурной политики, их задача и специфика.

Модели социокультрной политики.

Статус социокультурной политики: ее историческая, гражданская, юридическая и нравственная ответственность и результативность.

Вопросы и задания по теме.

  1. Назовите основные направления региональной культурной политики.

  2. Сообщение на тему «Культурная политика государства в XX веке: исторические параллели».



Раздел III. Субъекты социально-культурной сферы.
Т. 3.1 Учреждения системы социального обслуживания различных категорий населения.

Социальная политика в современной России. Социальная работа как вид профессиональной деятельности, направленной на оказание помощи наименее защищенным категориям населения. Основные направления социальной работы. Взаимосвязь социальной работы с культурно-досуговой деятельностью и социальным воспитанием

Федеральные программы как способ решения социальных проблем.

Региональные социальные программы. Муниципальные социальные программы.

Характеристика учреждений сферы социального обслуживания и их классификация.

Государственные учреждения социальной помощи:

Ведомственные учреждения, программы и службы социальной защиты.

Муниципальная система социальной защиты.

Территориальные социальные центры как основные учреждения по оказанию помощи нуждающимся. Специализированные территориальные центры. Социальные гостиницы, приюты для взрослых.

Благотворительная социальная деятельность общественно-добровольных объединений.

Вопросы и задания по теме:

  1. Сообщение о региональной социальной программе: основное содержание и средства обеспечения.

  2. Характеристика деятельности отдельных структур социальной помощи и поддержки населения.


Т. 3.2. Учреждения социально-педагогической направленности.

Роль социального воспитания в становлении личности. Социально-культурная анимация как результат слияния социально-педагогических и культурно-досуговых задач. Педагогика досуга.

Защита семьи и детства как одно из главных направлений деятельности общества и государства. Неправительственные организации и их роль в защите детей. Деятельность Российского общества Красного Креста, Российского детского фонда, Фонда милосердия и здоровья и других. Участие неправительственных организаций в социальном воспитании детей и подростков, организации их свободного времени.

Детские общественные организации.

Система учреждений социального обслуживания и социального воспитания семьи, детей и подростков.

Общественно-добровольные учреждения различного профиля.

Медико-социальные центры для детей и подростков.

Специальные заведения для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Вопросы и задания к теме.

  1. Сообщение на тему: «Организация и содержание работы семейного детского дома» – дома-интерната (сообщения)

  2. Охарактеризовать направления деятельности отдельных учреждений социального обслуживания и воспитания.

Т. 3.3. Культурно-досуговые учреждения.

Роль досуга в жизни современного человека. Виды досуга. Основные направления культурно-досуговой деятельности.

Сеть и типы культурно-досуговых учреждений. Особенности деятельности.

Клубные учреждения: специфика работы, основные виды.

Парковые учреждения, их разновидности.

Музеи, виды музеев. Специфика работы.

Библиотеки и информационные центры. Массовые и специальные библиотеки. Интернет-центры, интернет-салоны.

Кинотеатры.

Культурные и культурно-спортивные комплексы. Новые типы культурно-досуговых учреждений: отраслевые учреждения и организации.

Положение о культурно-досуговом учреждении соответствующего типа. Устав учреждения.

Современные тенденции в деятельности культурно-досуговых учреждений.

Основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений.

Задания для самостоятельной работы.

  1. Изучение Устава досугового центра.

  2. Особенности работы парковых учреждений нового типа.

  3. Характеристика основных направлений деятельности учреждений клубного типа.

  4. Традиционные и альтернативные учреждения культурно-досуговой сферы и сферы образования.


Т. 3.4. Семья как традиционный социально-культурный институт.

Роль и место семьи в социальных связях человека. Типология современной семьи. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи.

Типичные социально-педагогические проблемы современной семьи, демография семьи. Возрождение государства через возрождение семьи. Кризис семьи.

Характеристика социальных функций семьи. Понятия социокультурных ценностей, предпочтений и традиций в семье.

Семья как объект и субъект социокультурной деятельности. Культурный уровень семьи. Руководство культурным развитием детей.

Семейные клубы и любительские объединения как субъекты социально-культурной деятельности. Среда общения в семье. Социальная сущность внесемейной, внешкольной, внепроизводственной среды досуга и общения.

Работа социального педагога с семьей, с детьми. Помощь семье. Ребенок-олигофрен. Семьи с детьми-инвалидами. Семейные детские дома.

Практические задания:

  1. Анализ областной программы «Семья» до 2005 г.

  2. Разработать предложения по улучшению микросреды в неполной семье средствами СКД.

  3. Создать сценарий этапов жизни семьи от молодой до постаревшей с акцентированием семейных проблем на каждом из этих этапов.

  4. Подготовить сообщения: «Направления социальной помощи семье». «Особенности работы социального педагога с семьей».


Т. 3.5. Общественные организации и творческие объединения. Социальное партнерство.

Многоплановость понятия «общественность». Основные группы общественности, занятые в социально-культурной деятельности. Типология общественности по характеру рефлексии и коммуникационному поведению.

Понятие социальной группы. Малые и большие социальные группы, их характеристика.

Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях» (1965) и типология общественных институтов, функционирующих в социально-культурной сфере.

Общественные структуры: общественная организация, общественное движение, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности.

Особенности деятельности различных общественных структур.

Социальное партнерство как фактор взаимодействия социальных объектов в сфере социально-культурной деятельности. Уровни социального партнерства. Субъекты социального партнерства. Государственный сектор. Рыночный сектор. Стратегия и тактика взаимодействия всех секторов в решении региональных социокультурных проблем.

Вопросы и задания по теме.

  1. Подготовить сообщения:

  1. Предложить схему партнерских связей областной библиотеки, Дворца культуры, музея и т.д.


Т. 3.6. Роль средств массовой информации в социально-культурной деятельности.

Средства массовой информации как «четвертая власть».

Специфические особенности средств массовой информации. Характеристика аудитории СМИ. Функции средств массовой информации как социально-культурного института: 1) планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства; 2) взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов СКД; 3) воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в социокультурной среде.

Сравнительный анализ социально-культурного потенциала средств массовой информации. Закон РФ о СМИ (1995) и задачи журналистики в отборе, планировании и регулировании массовых информационных потоков в области культуры, искусства и досуга.

Характеристика основных средств массовой информации: газет, журналов, радио, телевидения…

Учет влияния технического прогресса на использование СМИ в социально-культурной деятельности.

Вопросы и задания по теме.

  1. Анализ деятельности массовых средств информации Белгородчины (г. Белгорода).

  2. Формы сотрудничества учреждений культурно-досугового типа и средств массовой информации.

  3. Подготовить письменные материалы для газеты БелГИК (темы свободные).

  4. Разработать вопросы интервью для телезрителей программы «Культура».


Раздел IV.Методы социально-культурной деятельности, их общая характеристика.
Т. 4.1 Современная социокультурная ситуация и культурная активность личности.

Эволюция социально-культурной деятельности как результат необратимых изменений, происходящих в жизни общества. Необходимость формирования социально взвешенной, сбалансированной культурной среды в каждом регионе. Противоречия, сложившиеся в течение десятилетий в культурно-просветительной сфере. Недооценка роли и значения культуры как основы общественного прогресса, социально-экономического развития, духовно-нравственного формирования личности.

Неразвитость общественных структур, действующих в сфере культуры, отставание всей социально-культурной сферы.

Перерастание культурно-просветительной работы в более широкое социальное явление – социально-культурную деятельность. Отказ от субъект-объектной модели и переход к принципиально иной субъект-субъектной модели организации культуры, досуга, просвещения населения. Перестройка региональной социально-культурной политики. Изменение организационных основ СКД.

Необходимость законодательно защитить культуру.

Культурная активность личности как степень проявления ее социализированности. Условия социализации личности средствами культуры.

Вопросы и задания к теме.

  1. Что такое социализация с точки зрения деятельного подхода?

  2. Что значит адаптационная функция культуры?

  3. Как изменилась парадигма культурно-просветительной работы?

  4. В чем сущность субъект-субъектной модели организации СКД?

  5. Назовите главные проблемы социально-культурной деятельности на региональном уровне.


Т. 4.2. Сущность и особенности общения в учреждениях социально-культурной сферы.

Реальная и потенциальная аудитория

Общение как способ объединения и развития индивидов. Виды общения. Функции общения. Компоненты и средства общения. Проблемы оптимизации общения. Способы повышения эффективности коммуникации.

Особенности общения в малых и больших группах.

Социологические исследования о реальной аудитории учреждений культуры. Современные тенденции формирования аудитории. Бюджет свободного времени у различных групп населения и его влияние на посещаемость культурно-досуговых учреждений.

Индивидуальная потребность в клубной деятельности. Мотивы включения в клубные занятия. Потребности и их формирование. Адаптация к существующим запросам и адаптирование аудитории. Изучение интересов и запросов людей – залог успеха в формировании реальной аудитории.

Ведущие интересы в сфере досуга различных категорий населения: детей, молодежи, семьи, пожилых людей и других. Пути расширения однородной аудитории. Использование педагогических методик в организации досуга и общения людей. Специфические интересы отдельных групп населения и их культурное обслуживание (мигранты, национальные меньшинства, представители религиозных общин и т.д.). Методы саморазвития и самоорганизации как способы решения многих социально-культурных задач.

Вопросы к теме:

  1. Из каких показателей складывается реальная картина посещаемости учреждения культуры?

  2. Пути расширения реальной аудитории.

  3. Какие методы культурно-досуговой деятельности наиболее эффективны в организации досуга пожилых людей?

  4. Какие интересы являются ведущими для молодой семьи (с детьми, без детей)?


Т. 4.3. Общая характеристика средств, форм и методов воздействия на аудиторию.

Основные педагогические факторы работы учреждений социально-культурной сферы.

Организация просвещения, общение и самодеятельное творчество, рекреационно-гедонистические факторы.

Средства влияния на аудиторию: устное слово, наглядность, литература и искусство, печать. Использование технических средств как ведущая тенденция культурно-досуговой деятельности.

Основные аспекты общения в условиях учреждений культуры. Виды общения, их характеристика.

Самодеятельное художественное творчество как педагогический фактор. Социальное творчество. Рекреационно-гедонистические факторы.

Методы как способы рационального, обоснованного выполнения той или иной деятельности. Классификация методов по составу аудитории:

  1. информационные;

  2. эвристические;

  3. исследовательские;

  4. ценностно-ориентационные;

  5. методы организации и стимулирования творчества;

  6. рекреационно-гедонистические методы;

  7. методы управления поведением.

Методы просвещения и воспитания, их использование в культурно-досуговой сфере. Методы организации и стимулирования творческой деятельности.

Методы, используемые в сфере отдыха и развлечений.

Формы культурно-досуговой деятельности: массовые, групповые, индивидуальные. Общие и частные формы.

Закономерности методики культурно-досуговой деятельности. Принципы, правила, приемы как конкретные пути решения конкретных задач.

Неразрывная связь социальных и педагогических задач.

Активно-деятельностное поведение людей в культурно-досуговой сфере.

Сочетание воспитания, взаимовоспитания и самовоспитания.

Реализация интересов населения. Принципы культурного общения. Прямые межличностные контакты. Соединение в культурно-досуговой деятельности развивающих, рекреационных и гедонистических факторов.
Т. 4.4. Индивидуальный фактор в контексте проблем личности.

Индивидуальность как совокупность качеств и отличительных свойств, выражающих сущность отдельного индивида. Биопсихосоциальные доминанты: пол, возраст, состояние здоровья. Феномен пола и психосоциальные проблемы человека. Учет идеологем по поводу обязанностей мужчины в работе социального педагога. Культурные нормы, имплицитные гендерные концепции, ролевые обязательства как фактор формирования определенных ограничений для проявления маскулинности в современном обществе. Ограничения, формирующие феномен полового диморфизма.

Кризис маскулинности – проблема нашего века.

Агрессивность как производная мужской социализации. Формы мужской агрессивности. Суициды. Алкоголизм, социально-психологические предпосылки его роста. Проблемы мужчины в контексте брачно-семейных отношений.

Феномен женщины – как самостоятельного социокультурного явления в социологии, политологии, психологии и других науках.

Феминистские идеи, психолого-антропологические концепции, психологические теории поло-ролевой идентичности. Феминистские теории как решение дилеммы «женщина и общество». Либеральный, радикальный, марксистский, социалистический феминизм.

Женские роли в культурной среде. Причины подчинения женщины. Концепция развития женской нравственности.

Проблемы пожилого человека. Психологические концепции людей пожилого возраста. Одиночество и психопатология старости. Основные сферы жизнедеятельности пожилых людей.

Стресс и проблемы здоровья личности. Общественное здоровье в контексте проблем инвалидизма.

Модели помощи людям, имеющим особые нужды.

Социоэкономический фактор в трансформации жизненного сценария человека.

Основные модели индивидуальной работы со случаем.

Вопросы и задания по теме.

  1. Назовите проблемы пожилого человека.

  2. Какую роль играет социоэкономический фактор в жизни индивида?

  3. «Женщина и общество», феминистские теории.

  4. Учет биопсихосоциальных доминант в индивидуальном подходе к личности.


Т. 4.5. Психологические подходы к личности в социокультурной среде.

Различные подходы к психологии личности (З. Фрейда, К. Юнга, К. Роджерса, А. Маслоуна).

Основные составляющие личности: 1) темперамент; 2) потребностно-мотивационная сфера; 3) эмоционально-волевая сфера; 4) когнитивно-познавательная сфера; 5) характер; 6) способности. Ключевые признаки личности: эмоциональность, активность, саморегуляция, побуждения.

Типологии личности (Дж. Кемли, З. Фрейд).

Потенциалы личности: познавательный, морально-нравственный. Творческий, коммуникативный и эстетический.

Жизненный план личности, ее фундаментальные потребности.

Развитие личности в системе межличностных отношений.

Теории социализации и развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон и др.)

Деятельностный подход к личности. Системный подход.

Вопросы и задания по теме.

  1. Почему деятельностный подход к личности является одним из самых эффективных в культурно-досуговой сфере?

  2. Назовите стадии развития личности (по Э. Эриксону).

  3. В чем заключается сущность теории психосексуального развития?

  4. Изобразите схематически процесс развития личности.

  5. Прокомментируйте условия, необходимые для разностороннего и гармоничного развития личности.


Т. 4.6. Методика работы в социокультурной сфере с групповой аудиторией.

Феноменология малых групп. Группа как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

Первичные группы, их функция. Вторичные группы. Характеристики малых групп. Классификация групп. История изучения психологии групп. Закономерности возникновения и развития групп. Механизмы групповой динамики. Социально-психологические характеристики малой группы. Нормативное поведение в группе.

Процесс группового функционирования. Личность в групповом процессе.

Методика оптимизации функционирования групп в социально-культурной сфере.

Вопросы и задания по теме.

  1. Методология исследования групп в условиях культурно-досуговой деятельности.

  2. В чем выражается нормативное поведение в группе?

  3. Основные причины конфликтов в малых коллективах, методы их разрешения.

  4. Проблемы личности в коллективе.


Т.4.7. Особенности организации воспитательного процесса в самодеятельном объединении.

Цели клубных объединений. Состав объединений по возрасту, профессиональному признаку и образовательному уровню.

Некоторые специфические качества, необходимые участнику творческого объединения:

Самодеятельность и культурное общение – ведущие педагогические факторы в объединениях.

Руководитель объединения, его функции. Типы руководителей, их характеристика. Роль актива.

Методика формирования самодеятельного объединения. Стабилизация объединения, превращение его в коллектив. Традиции коллектива. Демократические нормы организации жизни коллектива.

Законы развития самодеятельного коллектива («система перспективных линий» А.С. Макаренко).

Целевая деятельность в самодеятельных объединениях, ее основные направления. Особенности учебной, творческой, поисково-исследовательской и других видов деятельности.

Вопросы и задания по теме.

  1. Разработать план воспитательной работы в коллективе.

  2. Семинар «Методика организации работы самодеятельного объединения».

  3. Сообщение об опыте работы самодеятельного объединения.

  4. Разбор педагогических ситуаций в самодеятельном коллективе (ролевая игра).


Т. 4.8. Специфика социально-культурной деятельности в массовой аудитории.

Возможности воздействия на массовую аудиторию. Социология о массовидных общностях и закономерностях их поведения. Однородные и смешанные массовые аудитории. Методика формирования массовой аудитории в культурно-досуговых учреждениях.

Факторы, влияющие на численность и состав массовой аудитории:

Дифференциация и стабилизация процесса общения аудитории.

Порядок подготовки и проведения массового культурно-досугового мероприятия. Создание инициативной или рабочей группы. Уточнение цели и задач. Разработка плана подготовки. Подбор исполнителей. Работа над сценарием. Репетиционно-постановочный процесс. Методика проведения массового мероприятия. Анализ результатов.

Вопросы и практические задания к теме:

  1. Видные социологи о массовидных общностях, «эффекте толпы».

  2. Работа над планом подготовки вечера.

  3. «Штаб праздника в действии» – деловая игра.

  4. Посещение и анализ массового мероприятия.

  5. Анализ сценариев массовых мероприятий.


Т.4.9. Особенности социально-культурной деятельности в микросоциальной среде.

Основные методы профессиональной работы в микросоциальной среде: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального управления, организация культурно-досуговой деятельности, социальные акции в микросоциальной среде.

Микросоциальная среда как сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории, жизненный сценарий микросоциальной среды. Основные функции:

  1. производство – распределение – потребление;

  2. социализация;

  3. социальный контроль;

  4. социальное участие;

  5. взаимоподдержка.

Программы организации социокультурной работы в микросреде. Основные роли специалиста в микросоциуме: адвокат, брокер, эксперт, социальный ориентир. Работа командой специалистов. Модели социальной работы в микросоциуме.

Вопросы и задания по теме.

  1. Анализ таблицы Д. Ротмани «Основные модели социальной работы в микросоциуме».

  2. Семинар «Особенности социально-культурной деятельности в микросоциуме».


Т. 4.10. Изучение культурных запросов населения как условие эффективности культурно-досуговой деятельности.

Методика изучения культурных запросов различных групп населения.

Определение цели и задач исследования. Понятие социологической выборки. Определение круга опрашиваемых.

Выбор инструментария исследования.

Проведение исследования.

Обработка полученных результатов.

Анализ полученных результатов и выработка соответствующих рекомендаций.

Характеристика основных методов социологического исследования: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ документов и другие.

Опрос, виды опросов. Анкетирование и интервьюирование. Методика составления опросных листов. Открытые и закрытые вопросы.

Техника опроса. Проведение пробного исследования.

Использование результатов социологического исследования в деятельности культурно-досуговых учреждений.

Вопросы и задания по теме.

  1. Семинар «Общая характеристика методов социологического исследования».

  2. Подготовка и проведение анкетирования по теме, предложенной преподавателем.


V раздел. Основные направления социально-культурной деятельности
Т. 5.1. Родовые методы культурно-досуговой деятельности, их характеристика.

Методы монтажа, иллюстрирования, театрализации и игры как родовые методы культурно-досуговой деятельности.

Метод монтажа: монтаж конструктивный и ассоциативный. Приемы монтажа: контрастность, параллелизм, уподобление, лейтмотивы, аналогии и другие. Наследие В. Яхонтова. Специфика использования метода монтажа в культурно-досуговой постановке.

Иллюстрирование, театрализация и игра как способы реализации режиссером драматургической организации материала.

Художественное и наглядное иллюстрирование. Суть метода театрализации – создание единого и сквозного действия путем синтеза выразительных средств.

Игра как метод и форма. Игровая культура личности. Игровые театрализованные действия. Технология проведения игры. Этапы организации игровых программ.

Вопросы и задания к теме.

  1. Что такое метод монтажа?

  2. Объясните применения метода театрализации (на конкретном примере).

  3. работа над сюжетом игровой программы.

  4. Анализ приемов построения просмотренной программы.



Т. 5.2. Информационно-просветительная работа в учреждениях культурно-досугового типа.

Влияние современных информационных процессов на социализацию личности. Ведущие источники информации, их влияние на формирование установок, поведение людей.

Информационно-просветительская функция в системе социально-культурной деятельности.

Информационно-просветительское содержание культурно-досуговых программ, деятельности самодеятельных объединений и межличностного общения.

Массовые формы информационно-просветительной деятельности: вечера информации, встречи с общественными и политическими деятелями, художественно-информационные программы и другое.

Групповые формы информационно-просветительной работы: консультации, беседы, вечера вопросов и ответов, встречи со специалистами, учеными, ток-шоу, дискуссии, круглые столы, аукционы идей и т.д.

Помощь населению в самообразовании.

Организация курсов, школ, лекториев и т.п.

Методика подготовки и проведения комплексных форм информационно-просветительной работы (чтений, декад, месячников, лекториев и т.д.).

Вопросы и задания к теме.

  1. Роль информации в социализации личности.

  2. Работа над замыслом ток-шоу на актуальную тему (по выбору студентов).

  3. Разработать тематику работы лектория для одной из категорий населения.

  4. Семинар «Методика подготовки и проведения комплексных информационно-просветительных мероприятий».


Т. 5.3. Художественно-публицистическая деятельность в культурно-досуговых учреждениях, ее содержание и организация.

Функции культуры в социализации личности: адаптационная и человекотворческая.

Воздействие культуры и искусства на внутренний мир человека. Формирование социокультурных образцов поведения, общения средствами публицистики. Основные темы современной публицистики.

Роль художественной культуры в воспитании личности. Художественная культура и духовный потенциал личности.

Основные направления художественно-публицистической деятельности культурно-досуговых учреждений.

Виды художественно-публицистических программ: ток-шоу, дискуссионные программы, вечера публицистики, встречи с общественными деятелями, конкурсы и фестивали политической помощи, вечера-митинги и другое.

Методика подготовки и проведения художественно-публицистических программ.

Вопросы и задания к теме.

  1. Разработать замысел художественно-публицистической программы, посвященной актуальным проблемам молодежи (тема на выбор).

  2. Какие выразительные средства могут быть использованы в программе, посвященной проблемам войны и мира?

  3. Сделать самостоятельный анализ одной из публицистических программ телевидения.

  4. Разработать тематику художественно-публицистических программ для молодежи.

  5. Сделать анализ сценария художественно-публицистической программы.


Т. 5.4. Культурно-развлекательная деятельность в культурно-досуговых учреждениях, ее содержание и организация.

Психофизиологическая и социальная сущность отдыха и развлечений.

Психолого-педагогические основы досугов ой деятельности. Основные виды отдыха и развлечений.

Игра, общение, спорт, туризм, зрелища и другие виды досуговых занятий в системе отдыха и развлечений.

Основные виды и уровни досуга. Организация повседневного отдыха. Отдых и развлечения в выходные дни. Организация праздничного отдыха. Вечера занимательного досуга. Театрализованные игровые конкурсы.

Возрождение традиций народной праздничной культуры, народные праздники и гуляния. Общая характеристика деятельности организатора отдыха и развлечений.

Тенденции развития досуговой сферы в современный период.

Вопросы к теме и практические задания:

  1. Методика организации повседневного досуга.

  2. Современные формы организации досуга: их анализ.

  3. Работа над планом подготовки праздника села (микрорайона).

  4. Особенности организации досуга жителей села и города: сравнительный анализ.

  5. Структура деятельности современного Центра досуга.

  6. Работа над программой дня отдыха.


Т. 5.5. Организация самодеятельного художественного творчества в культурно-досуговых учреждениях.

Сущность любительского движения. Правовые и нормативные основы любительского объединения. Управление любительским объединением.

Взаимодействие любительского и профессионального творчества. Создание условий для любительского творчества. Организация и проведение массовых мероприятий и культурно-досуговых программ, стимулирующих любительскую деятельность: смотры, слеты, конкурсы и т.д. Неформальные объединения и учреждения культуры.

Типология любительских объединений: социально-психологические, социально-педагогические, молодежные, художественно-творческие, технические, декоративно-прикладного творчества, клубы по интересам и другие.
Вопросы и задания к теме.

  1. Семинар «Организация самодеятельного художественного творчества в культурно-досуговых учреждениях».

  2. Урок-дискуссия «Неформалы – кто они?»

  3. Работа над одним из разделов плана клуба, любительского объединения тема на выбор).

  4. Клубы веселых и находчивых: принципы работы над программами.



Т. 5.6. Новации в методике культурно-досуговой деятельности: обзор научных публикаций и методических материалов.

Новые направления культурно-досуговой деятельности, их характеристика.

Анализ состояния культурно-досуговой деятельности в регионе.

Изучение и анализ методических материалов научно-методического центра народного творчества.

Социально-культурная анимация как придание педагогической направленности досуговым формам работы. Использование в социальном воспитании психотерапевтических методов воздействия. Арт-терапия, аутогенная тренировка, библиотерапия, групповая, в том числе игровая, психотерапия и другие виды создания благоприятной психологической обстановки в детском и подростковом коллективах.

Социально-педагогическая работа с одаренными детьми.
Вопросы и задания по теме:

  1. Изучение и анализ новых поступлений методических материалов.

  2. Подготовить сообщения на тему: «Из опыта работы лучших учреждений культуры области».

  3. Подготовка и проведение круглого стола со специалистами «Новые технологии социально-культурной деятельности, проблемы внедрения их в практику».



Раздел VI. Социально-культурная деятельность учреждений культуры с различными категориями населения.
Т. 6.1. Организация социально-культурной деятельности детей и подростков. Психолого-педагогические особенности детского и подросткового возраста.

Основные направления организации досуговой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выдающиеся педагоги о тайнах детского творчества и методике занятий с детьми. (П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий и др.).

Защита детей в современных условиях. Сиротство, социальное сиротство. Конвенция ООН, опыт помощи детям, приюты, семейные детские дома.

Организация социально-культурной работы в школе и микрорайоне.

Работа с трудными подростками. Популярные формы времяпровождения у подростков. Профилактика деткой преступности средствами СКД.

Работа с одаренными детьми в учреждениях культурно-досуговой сферы.

Практические и семинарские занятия.

  1. Методика организации социально-культурной деятельности детей и подростков.

  2. Планирование работы с детьми в творческом коллективе.

  3. Выдающиеся педагоги о воспитании детей. Пространство Детства.

  4. Одаренные дети. Работа социального педагога – организатора досуга с одаренными детьми.

  5. Трудные подростки, их особенности, различные отклонения в поведении.

  6. Опыт работы социальных педагогов в реабилитационных центрах.

  7. Особенности воспитательной работы в детских домах.



Т. 6.2. Организация семейного досуга и педагогического просвещения родителей.

Социально-педагогические проблемы современной семьи. Типология семей. Необходимость отбора педагогических подходов и решений для каждого типа семьи.

Характеристика социальных функций семьи.

Семья как объект и субъект СКД. Культурный уровень семьи, проблемы его повышения.

Методика организации досуга семьи в учреждениях культуры.

Семейные клубы и любительские объединения как субъекты СКД.

Микро- и макросреды как социальные партнеры семьи. Лечебная педагогика А.А. Дубровского.

Особенности социальной работы с семьями, где есть нетрудоспособные родители или дети-инвалиды. Семейные детские дома.

Из опыта работы лучших учреждений культуры с семьей.

Тематика практических и семинарских занятий.

  1. Работа над разделом годового плана «Организация досуга семьи».

  2. Разработать замысел конкурса семейных талантов.

  3. Анализ сценариев массовых мероприятий семейного досуга.

  4. Методика работы социального педагога-организатора досуга с различными типами семей.

  5. Разработать программу работы клуба семьи.



Т. 6.3. Особенности социально-культурной деятельности молодежи.

Возрастные особенности молодежи: динамизм, смена ролей, изменение ценностных ориентаций, явления акселерации.

Молодежная культура как явление субкультуры. Характеристика молодежной культуры:

Нравственный облик современного молодого человека, закономерности его формирования.

Неформальное самодеятельное движение молодежи. Классификация неформальных молодежных групп. Социальные факторы вовлечения молодежи в неформальные группы.

Современные формы молодежного досуга. Деятельность Центров досуга молодежи.

Вопросы и задания.

  1. Влияние акселерации на процессы духовного развития.

  2. Какие особенности характерны для молодежной культуры?

  3. Какие функции выполняет неформальное молодежное движение?

  4. Какие предложения в области досуга характерны для современной молодежи?

  5. Работа над проектом музыкального молодежного центра.

  6. Предложите концепцию деятельности молодежного дискуссионного центра.

  7. Предложите основные направления деятельности молодежного клуба в селе.


Т. 6.4. Социально-культурная деятельность среди социально незащищенных категорий населения.

Менеджер культурно-досуговой деятельности как социальный аниматор.

Основные социально не защищенные категории населения: инвалиды, семьи с детьми-инвалидами, мигранты, многодетные семьи и другие.

Психологические подходы к работе с дезадаптированными группами населения.

Координация усилий заинтересованных организаций в проведении совместных мероприятий.

Система оказания помощи отдельным индивидам и группам, оказавшимся в результате миграции в сложной жизненной ситуации. Адаптация мигрантов средствами культурно-досуговой деятельности.

Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями. Роль учреждений культуры в организации творчества инвалидов, организации их досуга.

Работа с многодетными семьями в учреждениях социально-культурной сферы.

Формы организации досуга пожилых людей.

Вопросы и задания к теме:

  1. Семинар «Роль учреждений культуры в оказании помощи социально незащищенным категориям населения».

  2. Разработать план мероприятий для одной из категорий населения, попавших в сложные жизненные условия.

  3. Разработать проект клуба многодетных семей.

  4. Работа над программой «Смотри на меня как на равного».


Т. 6.5. Социально-культурная деятельность людей «третьего» возраста.

Тенденция роста числа пожилых людей и ее социально-культурные последствия. Главные причины постарения населения. Классификация ВОЗ лиц пожилого возраста.

Характеристики социальных условий жизни лиц «третьего» возраста.

Современные теории старения, их учет в социально-культурной работе с пожилыми людьми (теория освобождения, активности, меньшинств субкультуры и др.) терапевтические модели практической работы с пожилыми людьми.

Федеральные и муниципальные программы поддержки и помощи старшему поколению.

Организация благоприятной среды как приоритетное направление социальной работы с пожилыми людьми.

Современные технологии социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми, их общая характеристика.

Роль учреждений культуры в организации досуга и творчества пожилых людей.

Вопросы и задания к теме.

  1. Дайте характеристику основных проблем людей пожилого возраста.

  2. Изучение муниципальных программ помощи и поддержки старшего поколения.

  3. Анализ сценариев мероприятий для пожилых людей.

  4. Деятельность благотворительных обществ и организаций, клубов пожилых людей. Содержание их деятельности.


Т. 6.6. Организация социально-культурной деятельности с людьми, склонными к девиантному поведению.

Девиантное поведение как социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам. Причины девиантного поведения, его уровни. Социология о природе отклоняющегося поведения:

Характеристика основных групп лиц с отклоняющимся поведением: алкоголиков, наркоманов, преступников и др.

Микросреда и ее влияние на отклоняющееся поведение. Характеристики и причины появления асоциальных групп.

Роль социальных институтов в профилактике девиантного поведения.

Вопросы и задания к теме.

  1. Виды и типы отклоняющегося поведения.

  2. Сообщения на тему: «Маргиналы: прошлое, настоящее и будущее».

  3. Урок-дискуссия «Немотивированная преступность - феномен современности?»

  4. Опишите индивидуальные и коллективные формы отклоняющегося поведения.

  5. Охарактеризуйте состояние наркомании в регионе (городе).

  6. Семинар «Роль учреждений культуры в профилактике девиантного поведения».


Раздел VII. Организация социально-культурной деятельности в современных условиях. Профессиональные требования к работнику социально-культурной сферы.
Т. 7.1. Новые тенденции в социально-культурной деятельности: анализ результатов социологических исследований.

Культурно-досуговая сфера как фактор стабилизации общественных отношений, гласности и свободы слова.

Инновационные подходы в досуговых технологиях, связанных с организацией социально-культурной деятельности детей, подростков и взрослых.

Обогащение технологии художественно-творческой деятельности.

Активизация работы по возрождению утраченных художественно-бытовых традиций.

Новые явления в семейном творчестве. Тенденции к синтезу культуры и быта. Трансформация механизмов руководства самодеятельным творчеством.

Активизация авторских школ.

Вопросы и задания к теме.

  1. Ознакомление с диссертационными работами ведущих преподавателей ВУЗа.

  2. Участие в научно-исследовательской работе (группе) по заданию преподавателя.

  3. Сообщения на тему «Новые технологии социально-культурной деятельности».

  4. Встреча с научными сотрудниками научно-методического центра народного творчества.


Т. 7.2. Культура города и села: реалии, сравнительный анализ.

Современный город как объект социологии. Создание благоприятной жизненной среды как одна из важнейших социальных проблем.

Интеллектуальный и творческий потенциал города. Культурная ситуация в городе. Пути развития социальной инфраструктуры с целью повышения культуры и социального настроения жителей города. Проблемы социально-культурной структуры современного города. Влияние культуры города на культурные процессы села.

Новые реалии на селе, их отражение в работах ученых.

Социальная характеристика современного состояния культуры в сельской местности.

Социальные эксперименты на селе и их отражение в культурных процессах. Культурные проблемы села, пути их решения. Роль учреждений культуры в решении жизненных проблем сельских жителей.

Сравнительный анализ возможности культурного роста и творческой самореализации жителей села и города.

Вопросы и задания к теме.

  1. Какие культурные стереотипы преобладают в жизни горожан?

  2. Дайте характеристику проблем культуры города.

  3. Семинар «Культурная среда современной деревни: состояние, проблемы, перспективы.

  4. Почему устойчивы традиции и обычаи на селе?

  5. Каковы особенности сознания и поведения современной сельской молодежи?

  6. Урок-дискуссия «Перспективы учреждений культуры на селе».


Т. 7.3. Организация социально-культурной деятельности по месту жительства.

Школа как центр воспитательной работы в микрорайоне.

Социальный педагог-организатор внеучебного времени школьника, координатор усилий педагогического коллектива, семьи и общественности.

Схема решения социальных вопросов в школе. Создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства. Организация совместного досуга семьи в выходные дни.

Единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе.

Практика социально-педагогических центров, комплексов Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Структура социально-педагогического комплекса. Социальная служба комплекса.

Вопросы и задания по теме.

  1. В чем специфика организации социально-культурной работы в микрорайоне?

  2. Изучение опыта работы социально-педагогических комплексов.

  3. Сообщение по теме «Воспитательное пространство, его педагогизация».

  4. Работа над одним из разделов плана социально-педагогического комплекса.


Т. 7.4. Основные направления социальной защиты и реабилитации населения средствами социально-культурной деятельности.

Сущность социальной защиты и реабилитации.

Социальная защита и реабилитация как специфическая форма социокультурной деятельности, основные сферы ее распространения в современном обществе. Обеспеченность права на профессиональную поддержку со стороны социально-культурных институтов, служб как критерий цивилизованности.

Теоретические основания проведения социально-культурной деятельности как средства социальной защиты и реабилитации социально ослабленных категорий населения.

Цели и задачи социокультурной реабилитации, их актуализация в современных условиях.

Прикладной характер реабилитационной работы в области досуга, искусства, спорта.

Формирование здорового образа жизни как важнейшее направление социальной работы в системе культурно-досуговой деятельности.

Вопросы и задания к теме.

  1. Семинар «Цели и задачи социокультурной реабилитации, средства их достижения».

  2. Каков статус социальных работников-реабилитологов в сфере культуры и досуга?


Т. 7.5. Использование методов практической коррекции в сфере социально-культурной деятельности.

Игротерапия. Общая характеристика метода. Основные виды и формы игротерапии. Игровая комната и ее оснащение. Игрушки и материалы. Требования к профессиональной подготовке игротерапевта.

Арттерапия, ее цели. Музыкотерапия. Библиотерапия, ее методика.

Танцевальная терапия.

Проективный рисунок, его возможности в коррекции самочувствия человека. Использование проективного рисунка в работе с детьми.

Сочинение историй как метод индивидуальной и групповой работы.

Сказкотерапия. Возможности работы со сказкой.

Куклотерапия, ее основные приемы. Понятие о психогимнастике как о методе познания и изменения личности.

Вопросы и задания по теме.

  1. Подготовить и провести занятие в группе с использованием элементов арттерапии.

  2. Семинар «Методы практической коррекции в сфере социально-культурной деятельности.


Т. 7.6. Проблемы возрождения народной художественной культуры.

Народная художественная культура как совокупность исторически сложившихся этнических форм, способов и приемов социально-культурной деятельности разных поколений.

Педагогический потенциал народной художественной культуры и творчества.

Механизмы возрождения традиций народного художественного творчества. Изучение истории и традиций народного художества в учреждениях дошкольного, профессионального и дополнительного образования.

Творческий мониторинг муниципальных проектов и программ, связанных с фольклором, народными промыслами, ремеслами, исполнительским искусством.

Формы повышения профессиональной подготовки кадров в области народного художественного творчества.

Причины угасания интереса широких масс, молодежи к народному художественному творчеству.

Анализ деятельности Центров народного творчества, ремесел на Белгородчине.

Вопросы и задания к теме.

  1. Семинар «Современные механизмы возрождения и развития традиций народной художественной культуры».

  2. Назовите объективные причины отсутствия интереса у молодежи к традиционной русской культуре?

  3. Экскурсия в музей народной культуры.

Т. 7.7. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста сферы социально-культурной деятельности.

Э.Ф. Зеер о пяти стадиях самодвижения личности к вершинам профессионализма. Профессионализация как важнейший этап профессионального самоопределения и профессиональной адаптации.

Главные условия хорошей подготовки специалистов. Личностно-ориентированная направленность профессионального обучения и воспитания. Принципы профессионального воспитания.

Роли социального работника-организатора социально-культурной деятельности: организатор, преподаватель, менеджер и др.

Современные требования к специалисту с учетом новых подходов к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени.

Пути решения проблемы повышения статуса работников социально-культурной сферы.

Вопросы и задания к теме.

  1. Назовите главные условия повышения профессионализма специалиста социально-культурной сферы.

  2. Дайте характеристику статуса социального работника-организатора досуга.

  3. Условия реализации функций социального работника как посредника (Н.С. Данакин).


Т. 7.8. Коммуникативная профессиограмма социального работника-организатора досуга.

Формы реализации общения. Характеристика этапов процесса общения.

Типы общения: 1) «Я-Я»; 2)«Я - мы», 3) «мы – мы», их характеристика.

Коммуникативная техника общения.

Понятия «профессиональная компетентность» и профессионализм».

Группы показателей профессионализма личности и деятельности специалиста:

Качества профессионала (Н.Б. Шмель).

Принципы, определяющие профессиональную деятельность в области социально-культурной сферы. Специалист должен уметь:

Вопросы и задания к теме.

  1. Разработать перечень специальных умений и навыков режиссера культурно-досуговых программ.

  2. Проведение тестирования организаторских способностей студентов.

  3. Работа над профессиограммой руководителя творческого коллектива.

  4. Разработка качественных показателей деятельности специалиста.


Т. 7.9. Проблемы профессиональной этики в социально-культурной работе.

Профессиональная этика как совокупность устойчивых норм и правил, которыми должен руководствоваться специалист в своей деятельности.

Основные функции этики:

Критерии нравственности, которым должен следовать профессионал. Этические принципы: честность и открытость, доброжелательность и др.

Личностно-нравственные качества специалиста: совесть, объективность, выдержка, любовь к людям, доброта, терпение, творческое мышление и др.

Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника.

Вопросы и задания к теме.

  1. Беседа «Этические нормы между коллегами».

  2. Деловая игра «Я – руководитель коллектива».

  3. Какие требования этики вы считаете самыми важными?

  4. Сформулируйте стандарты поведения в деловой обстановке.


Т. 7.10. Профессиональные риски в социально-культурной деятельности.

Профессия социального работника-организатора досуга как вид деятельности, связанный с повышенной моральной ответственностью, большими психическими перегрузками, требующей создания системы профилактики.

Основные факторы негативного влияния трудового процесса на личность специалиста.

Проявления отклонений и нарушений в профессиональном развитии, приводящие к депрофесионализации.

Профессиональные деформации личности, формы их проявления. Стресс как состояние психической напряженности. Профессиональные кризисы и личностные деформации.

Синдром "эмоционального сгорания» и психогигиена в социальной работе.

Соблюдение требований психогигиены. Возможности профессионального роста, продвижения по службе как итог высокого профессионализма.

Вопросы и задания по теме.

  1. Как вы понимаете процесс «профессиональной деформации»?

  2. Раскройте механизмы «сгорания молодого специалиста».

  3. Дискуссия «Как сделать карьеру?»


Тематика семинарских занятий

Тема 1. История СКД.

Семинар № 1. Древнейшие формы открытой и закрытой помощи в родовой общине. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X-XIII веках. Досуговые формы деятельности различных сословий российского общества в XVIII – первой половине XIX века.

Семинар № 2. Деятельность КДУ в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945гг.). Развитие культурно-досуговой деятельности в послевоенные годы.
Тема 2. Теоретические основы СКД.

Семинар № 1. Функции и принципы СКД.

Семинар № 2. Социально-культурная политика: сущность и концептуальная основа.
Тема 3. Субъекты СКД.

Семинар № 1. Культурно-досуговые учреждения. Семья как традиционный социально-культурный институт.

Семинар № 2. Общественность в социально-культурной сфере.
Тема 4. Методы СКД, их общая характеристика.

Семинар № 1. Сущность и особенности общения в досуговых учреждениях. Реальная и потенциальная аудитория.

Семинар № 2. Общая характеристика средств, форм и методов воздействия на аудиторию. Особенности СКД в массовой, групповой аудитории. Личность как субъект СКД.
Тема 5. Основные направления СКД.

Семинар № 1. Организация информационно-просветительной и художественно-публицистической деятельности в КДУ.

Семинар № 2. Организация досуга населения. Развитие самодеятельного, художественного творчества.
Тема 6. СКД с различными категориями населения.

Семинар № 1. Организация досуга семьи, детей и подростков.

Семинар № 2. Особенности СКД молодежи, лиц пожилого возраста и не защищенных категорий населения.
Тема 7. СКД в современных условиях.

Семинар № 1. Культура города и села: сравнительный анализ.

Семинар № 2. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста социально-культурной сферы.
3. Рекомендуемая литература (основная)

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию.- М., 1992

Бакланова П.П. Профессиональное мастерство работника культуры. М., 1996

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 2000

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995

Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М., 1998

Иконникова С.А. Молодежь и культура. М., 1989

Киселева Т.Г. Красильников Ю.Т. Основы соцально-культурной деятельности М., 1998

Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций. – М.: МГИК

Крупская Н.К. О клубе. Педагогические сочинения. – Т.8 – М.: АПН РСФСР, 1960 – с. 128-131

Культурно-досуговая деятельность. Учебник . Под научной редакцией Жаркова А.Д. и Чижикова В.М. – М.. 1998

Ленин В.И. О пролетарской культуре. П.С.С. – Т. 41 – с.336-337.

Мазурицкий М.Г. Массовые учреждения культуры в годы Великой Отечественной войны –М., 1991

Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПб, 1998

Медведева Г.Н. Этика социальной работы М., 1999

Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России. – М.. 1999

Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 1999

Мосалев Б.Г. Социология досуга. – М., 1995

Осипова А.А. Общая психокоррекция. М., 2001

Основы законодательства Российской Федерации о культуре Российская газета -1992-17
4. Рекомендуемая литература (дополнительная)

Орлов А.С. Социология рекреации. М.. 1995

Смирнова В.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества. М.. 1983

Смирнова Е.И. Клубные объединения. М.. 1977

Социально-культурная деятельность: поиски , проблемы, перспективы. – м., 1992

Социальная работа: в 2 ч. – М., 1992

Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М.. 1991

Тищенко Ж.Т. Социология. М.. 2001

Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт в 2 т. – м., Тула, 1993

Технологии социальной работы. М.. Инфра-М, 2002

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. – М. 2001

Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 т. – М., 1965

Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М., 1995

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М.. 2000

Ярошенко Н.Н. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория.- М., 2000

СОДержание




п/п


Название разделов


Страницы




Пояснительная записка


3



Содержание дисциплины


4



Основная литература

37



Дополнительная литература

38




Министерство образования Российской Федерации
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации