Соколова И.В. Cоциология информатизации: теоретико-методологическое исследование - файл n1.doc

приобрести
Соколова И.В. Cоциология информатизации: теоретико-методологическое исследование
скачать (461 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc461kb.17.09.2012 10:23скачать

n1.doc

  1   2   3


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи



СОКОЛОВА Ирина Викторовна

СОЦИОЛОГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Специальность 22.00.01 - Теория, методология

и история социологии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора социологических наук


Москва - 1999

Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии Московского государственного социального университета.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Урсул Аркадий Дмитриевич
доктор социологических наук, профессор

Суслаков Борис Алексеевич
доктор социологических наук, профессор

Фетисов Эдуард Николаевич

Ведущая организация - Институт социально-политических исследо-ваний Российской академии наук.


Защита состоится "___" __________ 1999 года в ___ часов на заседании диссертационного совета Д- 123.03.04 по социологическим наукам в Московском государственном социальном университете по адресу: 107150, ул. Лосиноостровская, 20, аудитория 3.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского госу-дарственного социального университета.

Автореферат разослан "___" _________ 1999 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор социологических наук,

профессор А.Г. Симаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Рубеж XXI века, а с ним и нового тысячелетия, человечество встречает в условиях глубокого системного кризиса, сложных и противоречивых трансформаций, затрагивающих все сферы жизнедеятельности общества и личности. Стремительное нарастание угроз
и кризисных процессов планетарного масштаба в ресурсном, экологическом, демографическом обеспечении жизни людей обусловлено, в первую очередь, резким отставанием темпов социального, культурно-духовного развития человечества от научно-технического прогресса. Одним из главных связующих звеньев, способных гармонизировать динамику развития этих двух важнейших направлений движения человеческой цивилизации, является информатизация социального пространства, ставящая под действенный и управляемый контроль общества все процессы его жизнебытия. От человека, живущего в эпоху информатизации, требуется значительно больше "полноты человеческого", повышение его интеллектуального и гуманистического потенциала. Самой главной задачей является сегодня, по выражению академика Н.Н. Моисеева, обеспечение "высокого соприкосновения" человека и техники.

Как и всякое крупномасштабное социальное явление, информатизация несет в себе не только благо для человека и человечества, но и серьезную угрозу для их существования и развития в случае бесконтрольного или злонамеренного использования ее возможностей. Это обстоятельство ставит информационную безопасность личности, общества и государства в ряд актуальных и перспективных проблем государственной политики и научного познания.

Россия с ее богатейшим культурно-историческим наследием, особым менталитетом, местом и ролью в мировом развитии, не может себе позволить никакого иного варианта информатизации общества, кроме социокультурного, гуманистического. Именно поэтому процесс информатизации российского общества насущно нуждается в глубоком и системном научном анализе.

В последние годы существенное развитие получило научное направление междисциплинарного характера - социальная информатика, изучающее комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме, его информатизацией. В рамках данного направления ведется изучение экономических, правовых, социологических, психологических, педагогических, экологических
и иных аспектов информатизации. Значимость этих исследований в России получила подтверждение на целом ряде отечественных и международных научных форумов, наиболее весомо на Международном Конгрессе Юнеско "Образование и информатика" (Москва, 1996 г.)1.

Особое место в изучении проблем информатизации общества принадлежит социологии. Будучи по своему содержанию и функциям интегративной обще-ственной наукой, социология включает в предметную область анализа все сферы жизни общества на широкой междисциплинарной основе. Вместе с тем, полагая в центре внимания человека и его деятельность, социология в системном и органичном единстве рассматривает объективные и субъективные стороны человеческой деятельности. Именно такой подход способствует более полному и глубокому раскрытию закономерностей и механизмов информационных процессов в обществе, предельно сближая предметные поля социальной инфор-матики и социологии.

Глобализация информационных процессов, внедрение в социальную и на-учно-исследовательскую практику новейших информационных технологий неизбежно влечет за собой потребность в переосмыслении и расширении как предмета, теоретико-методологических и методических основ, так и перспектив развития фундаментального социологического знания.

Одним из весьма перспективных и актуальных направлений такого развития представляется разработка социологии информатизации как специальной отрасли социологического знания. "Заимствуя" у социальной информатики и творчески преобразуя в интересах своего предмета наиболее продуктивные элементы ее концептуального и методического аппарата, социология информатизации смогла бы решать сложнейшие проблемы информационного обеспечения функцио-нирования социальной сферы, регулирования социальных отношений и процессов в обществе.

Новейшие достижения в области информатики дают основания говорить о предпосылках возникновения феномена глобализации социально-информацион-ного пространства как интегрированного продукта совокупного естественного и искусственного интеллекта, способного адекватно и целостно отражать и мо-делировать реально функционирующие в обществе социальные отношения и про-цессы. Подобные модели открывают новые возможности для более эффективной реализации когнитивной, коммуникативной, прогнозно-диагностической, управ-ленческой функций социологической науки. Недостаточная разработанность этих проблем в системе социологического знания побудила автора к их исследованию в рамках настоящей диссертации.

Основной проблемой диссертационного исследования является концептуальный и теоретико-методологический анализ процесса информатизации социального пространства на основе современных технических средств и техноло-гий, изучение перспективных путей становления социологии информатизации как специальной отрасли социологического знания.

Степень научной разработанности проблемы. Современное состояние исследуемой проблемы характеризуется тем, что информатизация общества рассматривается исследователями с различных позиций, не всегда согласующихся друг с другом, ибо далеко не во всех случаях к информатизации общества подходят как к чрезвычайно сложному социотехническому явлению, стержнем которого являются процессы интеллектуализации, развития культурно-духовной сферы общества, базирующиеся на принципиально новой научно-технической и тех-нологической основе.

Главными проблемами научных исследований современных информацион-ных процессов представляются вопросы обеспечения адекватности, объективности, целостности, динамизма воспроизведения социального пространства в рамках идентичного ему информационного пространства. Иначе говоря, это проблемы создания адекватного информационного отражения жизнебытия общества и его структурных элементов как целостных систем, продуцирования диа-лектически взаимосвязанного социально-информационного пространства.

В мировом обществознании наиболее значимый вклад в разработку концепций постиндустриального и информационного общества внесли Д. Белл, З. Бжезинский, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тоффлер, А. Гоулднер, М. Маклюэн, Д.К. Гелбрейт, М. Кастельс, И. Валлерстайн (США), А. Турен, Ж. Фурастье,
П. Серван-Шрайбер, М. Понятовский (Франция), Ю. Хабермас, Н. Луман (Германия), И. Масуда (Япония).1

Среди отечественных ученых, которых, по праву, можно назвать основоположниками проблематики информатизации общества, большой вклад внесли В.Г. Афанасьев, В.М. Глушков, А.П. Ершов, Н.Н. Моисеев, А.И. Ракитов, А.В. Соколов, А.Д. Урсул. Активно и плодотворно развивают это важное научное направление Р.Ф. Абдеев, Г.Т. Артамонов, В.Б. Бритков, М.И. Дзлиев,
Н.П. Ващекин, В.А. Герасименко, К.К. Колин, И.С. Мелюхин, Я.В. Рейзема, Е.Н. Пасхин, В.Н. Садовский, В.Ф. Халипов, Р.И. Цвылев и другие.1

В области разработки и применения статистических методов и матема-тического моделирования социальных и социально-экономических процессов глубокие исследования ведут Ю.М. Плотинский, Б.А. Суслаков, Д.С. Чер-навский, М.И. Гвардейцев, П.Г. Кузнецов, В.Я. Розенберг.2

Проблематика развития постиндустриальной цивилизации постоянно нахо-дится в поле зрения исследователей В.Н. Захарова, М.Б. Игнатьева, В.Л. Ино-земцева, В.Н. Михайловского, Г.Л. Смоляна, О.Н. Вершинской, В.Н. Костюка, Ю.А. Савостицкого., Д.С. Черешкина, Ю.Е. Шейнина, Ю.В. Яковца и других.3

Значимую основу для разработки специальной методологии, методики
и техники социологического анализа проблем информатизации общества создали отечественные социологи Л.Я. Аверьянов, В.Г. Андреенков, Г.С. Батыгин, В.П. Васильев, В.Г. Гречихин, Б.А. Грушин, А.А. Давыдов, А.В. Дмитриев,
В.Я. Ельмеев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Ковалев, Ю.А. Крючков, В.П. Култыгин, А.С. Кулагин, Н.И. Лапин, О.М. Маслова, А.Л. Маршак, Л.Н. Москвичев,
В.Г. Овсянников, Г.В. Осипов, Г.И. Осадчая, В.И. Патрушев, И.Я. Писаренко, Г.И. Саганенко, Г.Г. Силласте, И.А. Сосунова, Г.Г. Татарова, Ю.Н. Толстова,
Ж.Т. Тощенко, Э.Н. Фетисов, В.В. Щербина, В.А. Ядов, Р.Г. Яновский 1
и зарубежные социологи К. Берка, С. Михайлов, П. Монсон, Э. Ноэль, Р. Пэнто, М. Гравитц, П. Штомпка.2

По мнению автора диссертации, среди весьма значительного числа научных исследований по проблемам информатизации общества практически нет работ, в которых бы это явление рассматривалось с позиций анализа его вклада в процесс интеллектуализации общества, взаимообусловленности и взаимосвязи социологии и информатики в условиях глобализации жизни социума.

Социологические аспекты информатизации общества, предпосылки, условия и проблемы развития научных исследований на пересечении предметных полей социальной информатики и социологии, к сожалению, анализируются очень редко. В частности, нет пока каких-либо заметных диссертационных исследований в этой области. Между тем, как уже отмечалось выше, ныне ощущается острая нужда в разработке категориально-понятийного
и методического аппарата этого социологического направления. В значительной степени нерешенными остаются вопросы специфики проведения социоло-гических исследований в условиях современной информационной среды в целом, в том числе процессов информатизации общества, а также анализа достоверности результатов подобных исследований.

В решении проблем информатизации общества важное место принадлежит подготовке высококвалифицированных кадров, совершенствованию методов социологического и педагогического образования на основе новых подходов к образованию в современной информационной среде, в том числе на базе формирования высокой информационной культуры специалистов.

Углубление социологического анализа процессов информатизации общества позволит, по мнению диссертанта, выработать научно обоснованные рекомендации по развитию концепции и программы информатизации, внести вклад в предотвращение опасных социальных последствий информатизации общества, в формирование и реализацию государственной информационной политики.

Объект диссертационного исследования. Объектом исследования является процесс информатизации общества как социотехнический феномен, специфически проявляющийся в российском обществе.

Предмет исследования. Предметом исследования в настоящей диссер-тационной работе выступают сущностные характеристики и закономерности функционирования социально-информационного пространства в современном обществе, объективные условия и научные предпосылки формирования специ-альной социологической теории информатизации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - обоснование актуальной необходимости и перспектив построения специальной социологической теории - социологии информатизации.

Исходя из целей, объекта и предмета исследования, были поставлены и решались следующие задачи:

В соответствии с замыслом, целью и задачами исследования на защиту выносятся следующие основные положения:

- концепция и теоретико-методологическое обоснование необходимости разработки социологии информатизации как специальной социологической теории, имеющей своим предметом исследование информационных процессов в социальном пространстве современного постиндустриального общества;

- новая система категорий и понятий, раскрывающих сущность, функции
и специфику социально-информационного пространства, базирующегося на современных компьютерно-телекоммуникационных средствах и технологиях;

- дидактическое, программно-методическое обоснование и апробация в учеб-ном процессе комплекса учебных дисциплин по новой специальности "социальная информатика" со специализацией "социология информатизации" в системе выс-шего социологического образования.

Теоретические и методологические основания исследования. Методологической основой предлагаемой работы являются социально-философ-ские положения о сущности и природе информационных процессов в обществе,
а также принципы системного анализа, общей теории управления, информатики, теории моделирования, диагностики и прогнозирования социальных отношений
и процессов.

В качестве теоретико-методологических источников использованы труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области философии, социологии, информатики, а также методологии, методики и техники социологических исследований. Активно использовались международные информационные ресурсы глобальной сети Интернет, в том числе ее российского сектора. Автор опирался также на законодательные и нормативные акты, регулирующие процессы информатизации российского общества, на концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и национальной безопасности Российской Федерации, а также на государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Эмпирическая база диссертационного исследования основывается на результатах ряда научных исследований, проведенных как с участием, так
и под руководством автора:

1. Участие во временном научно-исследовательском коллективе (ВНИК "Сфера") Института социологии МГСУ (руководитель ВНИК "Сфера" Осад-чая Г.И., научный руководитель проекта Ковалев В.Н., члены ВНИК: Калабухова Г.В., Онокой Л.С., Соколова И.В., Танатова Д.К., Юдина Т.Н.
и другие). В проблематику исследований ВНИК входил анализ информационных процессов общества, региона, а также разработка методов и технологий мониторингового обеспечения управления социальной защитой населения;

2. Участие в исследованиях по созданию базы данных по информатике для высшей школы России (руководитель проекта Колин К.К., члены исследовательской группы проекта Соколова И.В., Дубровский Е.Н., Левин Н.А.). Реализован I этап создания межвузовской базы данных по фундаментальной информатике, в структуре которой создан блок "социальная информатика", обоб-щающий научно-исследовательский и учебно-методический опыт, накопленный по этому направлению в Институте социологии МГСУ;

3. Руководство коллективом исследователей факультета социальной информатики Института социологии МГСУ и Института проблем информатики РАН, реализующим проект составления тезаурусов направлений социальной информатики и социологии информатизации на базе использования разрабо-танной в ИПИ РАН гипертекстовой системы ТЕРМИН-3. Коллективом разра-ботаны словники направлений.

4. Руководство временным научно-исследовательским коллективом (ВНИК "ПОИСК") в составе: Колин К.К., Соколова И.В. (руководители исследований), Мамыкин В.Н., Шадаев М.И., Пчельников Е.А., Храмцова К.В. ВНИК занимается разработкой теоретико-методологических и методических основ проведения мониторинговых исследований по проблемам информа-тизации общества. Постоянно изучается содержание исследований социальных аспектов информатизации в мире, а также анализируется статистика развития российского сектора глобальной сети Интернет.

Автором использовались в диссертации также результаты, полученные рядом других исследователей проблем информатизации общества.

Данное диссертационное исследование обобщает результаты 10-летнего исследования автором проблематики информатизации общества, в ходе ко-торого изучались как теоретико-методологические и методические, так и исторические аспекты социальной информатизации.

Научная новизна диссертационного исследования. В качестве основных результатов исследования, обладающих элементами научной новиз-ны, могут быть выделены следующие:

Практическая значимость диссертации:

- результаты и выводы диссертационного исследования могут использоваться при анализе социальных процессов в условиях информатизации, принятии решений по проблемам социального развития;

- ряд положений диссертации могут быть использованы для совершен-ствования государственной информационной политики, а также общей стратегии формирования информационного общества в России;

- предлагаемые автором подходы к измерению в условиях новой информационной среды могут применяться при проведении социологических исследований по различным направлениям;

- результаты диссертационного исследования могут иметь значение для совершенствования социологического и педагогического образования в российской высшей школе;

- материалы диссертации могут использоваться в учебных курсах по общей социологии, теории и истории социологии, методике и технике социологических исследований и социальной информатике как комплексу учебных дисциплин.

Апробация диссертации. Содержание диссертационной работы было изложено автором в коллективном докладе на II Международном Конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" (М., июль 1997г.), а также в выступлениях на международных конференциях "Анализ систем на пороге ХХI века" (М., февр. 1996 г.) и "Анализ систем на рубеже тысячелетий" (М., дек. 1997 г.), на I Международном Конгрессе "Информация и российское общество" (М., сент. 1998 г.), на I научно-практическом конгрессе "Информатизация регионов России" (СПб., май 1995 г.).

Обсуждение ряда положений диссертации проводилось на семинарах по информационной безопасности (СПб., май 1995 г. и май 1996 г.), на ежегодных семинарах Ассоциации кафедр социальной информатики в 1996-1999 гг., на Социологических чтениях МГСУ, а также на заседаниях Отделения философии информационной цивилизации Международной Академии Информатизации.

Апробация идей диссертационного исследования проводилась автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий по разработанному им учебному курсу "социальная информатика" в течение 1994-1999 гг. в Институте социологии, других институтах, филиалах и представительствах МГСУ, а также в системе довузовской подготовки абитуриентов на базе средних школ №№ 721
и 1224 г. Москвы.

Содержание диссертационного исследования отражено автором в двух монографиях: "Социальная информатика (социологические аспекты)", "Основы социальной информатики" (в соавторстве), а также в 21 статье в научной периодической печати, сборниках научных трудов, учебнике и учебно-методических пособиях общим объемом 31,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, шести глав, включающих 12 параграфов, заключения и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы важность и актуальность исследуемой темы, необходимость ее научной разработки, сформулированы цели, задачи, объект
и предмет, методологические основы исследования, определены теоретическая и практическая значимость, а также научная новизна диссертационного исследования.

В первой главе - "Феномен информатизации общества и его социа-льные последствия" - рассматривается информатизация социального про-странства современного общества на базе новейших компьютерных средств и технологий как уникальное явление, анализируются основные подходы к ее научному познанию и использованию в практике государственного управления, социального и культурно-духовного развития общества.

В первом параграфе - "Информатизация общества как объект социо-логического исследования" - данное явление исследуется диссертантом на основе классических и современных социологических работ по проблематике постиндустриального и информационного общества.

Феномен информатизации общества, по мнению автора, проявляется в его глобальном, многогранном, а также в многофункциональном характере. Приводится статистика, характеризующая развитие процессов информатизации в современном обществе.

Автор отмечает, что этап перехода общества к постиндустриальной
и информационной стадиям развития, может быть определен на основе сложной системы критериев социального прогресса, в частности, предлагаемых социально-экономического, технического и космического критериев.

А.И. Ракитов предлагает ввести ряд дополнительных критериев перехода общества к информационной стадии развития. Для характеристики пост-индустриального общества важным представляется также критерий соотношения производства и потребления. В качестве критериев общественного развития
М.И. Гвардейцевым, П.Г. Кузнецовым и В.Я. Розенбергом предлагаются следующие: место границы между необходимым и свободным временем; уровень удовлетворения потребностей и свободное время.

Подчеркивается, что концепция постиндустриального общества исследована глубоко, однако, соотношение понятий "постиндустриальное" и "информационное" общество разработано еще недостаточно, что мешает, в частности, проведению адекватного социологического анализа этих этапов общественного развития. Развитие критериального подхода к определению этапов развития общества позволяет, по мнению автора, решить эту проблему.

Особое место среди проблем информатизации общества занимает закон экспоненциального роста объема знаний. Автору представляется, что решение проблемы "информационного взрыва" возможно лишь после широкого распространения компьютеров с "дружественным интерфейсом", не требующим от пользователя ничего, кроме четкого понимания своей информационной потреб-ности - ни знания программно-технической компьютерной специфики, ни владения иностранным языком. Развитие такого интерфейса должно сопровождаться процессом воспитания так называемого непрограммирующего пользователя, его интеллектуализации в своей профессиональной и досуговой (не машинной) предметной среде.

Диссертантом рассмотрены различные подходы ученых к понятию "инфор-матизация общества". Как наиболее адекватное анализу социальных аспектов информатизации отмечается ее определение академиком А.Д. Урсулом. Это - системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего прогресса цивилизации. Поскольку в данном определении проводится четкая грань между технократическим (только "ресурс управления") и социогуманитарным ("ресурс управления и развития") подходами к информатизации общества, оно представляется диссертанту наиболее значимым.

Идеальная порядковая шкала слагаемых информатизации общества, по мнению автора, как тенденция, не исключающая в определенной степени "параллельности" их развития и взаимодополнения, должна выглядеть следующим образом: на лидирующем месте - интеллектуализация, далее - медиатизация и компьютеризация. На практике компьютеризация, опережая по темпам медиатизацию и, тем более, интеллектуализацию, развивается за их счет, привнося в общество соответствующие социальные издержки.

Выделяются технократический и гуманитарный (социокультурный) подходы к информатизации общества. Причины превалирующего распростра-нения, как в теории, так и на практике, технократического подхода, осно-ванного на отождествлении понятий "информатизация" и "компьютеризация", носят, по мнению диссертанта, как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие вычислительной техники происходит весьма стремительно
в силу высокой экономической эффективности процесса информатизации. Одно-временно, существует весьма значительное число людей и мало знакомых с проблемой, и тех, кому внедрение в общественное сознание подобного отождествления приносит финансовые или политические дивиденды.

Далее в параграфе автором рассматриваются теоретико-методологичес-кие основы анализа процессов информатизации.

Одной из важнейших теоретико-методологических проблем информа-тизации диссертанту представляется ее взаимосвязь с эколого-безопасным, устойчивым развитием общества, переход к которому невозможен без ускоренной и широкомасштабной информатизации общества, что позволит сформировать интегральный интеллект цивилизации, способный реализовать модель устойчивого развития и одновременно информационное общество.

Автором обосновываются технические, политические, экономические, культурно-духовные предпосылки информатизации, предпосылки информа-тизации в социальной сфере, а также рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к анализу информационных потребностей и особенностей существования различных социальных групп, развития социальной структуры общества в условиях информатизации.

В исследовании отмечается, что в процессе развития информатизации каждое из диалектически взаимосвязанных начал человека - физическое, психическое и социальное - требуют специального учета, так как только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека.

Автором анализируются современные социальные проблемы, а также теоретико-методологические и методические подходы к их решению в усло-виях информатизации.

В ходе рассмотрения проблем адаптации людей с ограниченными физи-ческими возможностями в современной информационной среде приводится ва-риант социальной интерпретации понятия – "лицо с ограниченными физическими возможностями", подчеркивается, что требуется его дальнейшая разработка.

При анализе социально-психологических проблем информатизации диссертантом отмечается необходимость определения предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих потоков информации, а также глубокого исследования таких социально-психологических явлений как компьютеромания и компьютерофобия.

Языковая коммуникации рассматривается автором как ядро информати-зации, одна из важнейших ее проблем. Электронные средства должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение нерусифицированных программных средств, наличие общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.

Проблема информационной безопасности личности, общества и госу-дарства анализируется в контексте ее главной социальной функции, которая видится в обеспечении стабильности и устойчивости социально-экономи-ческого и социально-политического развития общества в соответствии с объективно действующими закономерностями и тенденциями при наличии внутренних и внешних угроз.

При анализе сущности и различия ресурсной и социокультурной концеп-ций информационной среды общества как пространства социальных комму-никаций подчеркивается, что при ее создании должно быть обеспечено диалек-тическое единство средств информатики и системы социальной информации. Свободный доступ к информационным ресурсам рассматривается как важней-шее условие соблюдения конституционного права граждан на информацию, в обеспечении которого значимая роль принадлежит "географической" дис-локации баз данных.

Автором делается вывод, что особое значение для правильного анализа информатизации общества имеет знание как сущности и специфики, так и исторического аспекта развития информационно-обменных процессов. В дис-сертации рассматривается вклад каждого исторического этапа в совершен-ствование эффективности информационного обмена. Подчеркивается, что компьютерная фаза предоставила возможность сформировать богатую, в особенности по ее когнитивным возможностям, визуально-образную культуру. Это создает, с одной стороны, возможность более оперативного и глубокого удовлетворения информационных потребностей людей, но, с другой стороны, порождает предпосылки ослабления реальных социальных связей.

  1   2   3


На правах рукописи
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации