Руководящие указания по применению ISO 9001: 2000 в образовании - файл n1.doc

приобрести
Руководящие указания по применению ISO 9001: 2000 в образовании
скачать (949.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc950kb.17.09.2012 10:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6

ГОССТАНДАРТ РОССИИ

ФГУП ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КЛАССИФИКАЦИИ, ТЕРМИНОЛОГИИ И ИНФОРМАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ И КАЧЕСТВУ (ВНИИКИ)




Рег. № 1067

Группа МКС 03.120.10


СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ISO 9001:2000 В ОБРАЗОВАНИИ
QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS – GUIDELINES FOR THE APPLICATION OF ISO 9001:2000 IN EDUCATION


Страна, № стандарта

IWA 2:2003






Перевод аутентичен оригиналу

Переводчик: Тарасов Ю.И.

Редактор: Лебедева Е.В.



Кол-во стр.: 155




Кол-во рис.: 1




Кол-во табл.: 2




Перевод выполнен: 10.05.2004




Редактирование выполнено: 31.05.2004


Москва

2004


СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ISO





IWA 2
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ISO 9001:2000 В ОБРАЗОВАНИИ
QUALITY MANAGEMENT SYSTEMS – GUIDELINES FOR THE APPLICATION

OF ISO 9001:2000 IN EDUCATION
Основано на ISO 9001:2000,

Второе издание, 2000-12-15
Системы менеджмента качества. Требования

ЗАРЕГИСТРИРОВАНО
ВНИИКИ ГОССТАНДАРТА РОССИИ


Номер регистрации: 1067/IWA

Дата регистрации: 31.05. 2004


Номер ссылки

IWA 2:2003



Содержание







Стр.

Предисловие

iv










Дополнение

vi










Введение

1

0.1

Общие положения

1

0.2

Процессный подход в образовательных организациях

5










1

Область применения в образовательных организациях

8










3

Термины и определения и определения в образовательных организациях


10










4

Система менеджмента качества

13

4.1

Общие требования в образовательных организациях

13

4.2

Требования к документации

17










5

Ответственность руководства

23

5.1

Обязательства руководства в образовательных организациях

23

5.2

Ориентация на потребителя в образовательных организациях

28

5.3

Политика в области качества в образовательных организациях

32

5.4

Планирование

34

5.5

Ответственность, полномочия и обмен информацией

37

5.6

Анализ со стороны руководства в образовательном секторе

40










6

Менеджмент ресурсов

45

6.1

Обеспечение ресурсами в образовательных организациях

45

6.2

Человеческие ресурсы в образовательных организациях

47

6.3

Инфраструктура в образовательных организациях

52

6.4

Производственная среда в образовательных организациях

55










7

Реализация продукции

61

7.1

Планирование реализации продукции в образовательных организациях


61

7.2

Процессы, связанные с потребителями

68

7.3

Проектирование и разработка

70

7.4

Закупки

84

7.5

Производство и обслуживание

87

7.6

Управление устройствами для мониторинга и измерений в образовательных организациях


96







Cтр.

8

Измерение, анализ и улучшение

98

8.1

Общие руководящие указания в образовательных организациях

98

8.2

Мониторинг и измерения

101

8.3

Контроль несоответствующей продукции в образовательных организациях


113

8.4

Анализ данных в образовательных организациях

116

8.5

Улучшение

120










Приложения

129

А

Руководящие указания по самооценке

129

В

Процесс непрерывного улучшения

142







Библиография

145



ПРЕДИСЛОВИЕ
Международная организация по стандартизации (ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации (комитетов-членов ISO). Разработка международных стандартов обычно осуществляется техническими комитетами ISO, в которых имеет право быть представленным каждый комитет-член. Международные организации, правительственные и неправительственные, имеющие связи с ISO, также принимают участие в работах.

В целях удовлетворения настоятельных требований рынка ISO установила также возможность подготовки документов через механизм экспертных групп, внешних по отношению к обычным процессам комитета. Эти документы публикуются ISO в виде Соглашений международных экспертных групп. Предложение о создании таких экспертных групп может исходить из любого источника и подлежит утверждению отделом технического менеджмента ISO, который назначает организацию-члена ISO для оказания помощи в организации экспертной группы. Соглашение международной экспертной группы утверждается отдельными участниками экспертной группы при достижении консенсуса. Хотя по некоторым вопросам допускается существование конкурирующих соглашений экспертной группы, это соглашение не должно противоречить действующим стандартам ISO или IЕС.

Соглашение международной экспертной группы пересматривается через три года назначенным отделом технического менеджмента членом ISO и принимается решение либо подтвердить его на дальнейшие три года, либо передать его в технический орган ISO для пересмотра, либо прекратить его действие. Если Соглашение международной экспертной группы подтверждается, оно подлежит пересмотру через дальнейшие три года, когда оно должно быть либо пересмотрено соответствующим техническим органом ISO, либо отменено.

Объектом внимания может оказаться то, что некоторые элементы настоящего Соглашения международной экспертной группы могут оказаться предметом патентных прав. ISO не несет ответственности за идентификацию любых таких патентных прав.

Соглашение международной экспертной группы IWA 2 было утверждено на совещании группы в Акапулько, Мексика, в октябре 2002 года, состоявшемся в Генеральном бюро стандартов (DGN), при поддержке и сотрудничестве организаций, ответственных за координацию параллельного подкомитета по системам менеджмента качества в Мексиканском комитете ISO, Мексиканского института стандартизации и сертификации (IMNC) и Национального комитета по стандартизации систем менеджмента качества (COTENNSISCAL). Встреча была поддержана Латино-американским институтом качества (INLAC).

Текст курсивом вне рамок является текстом, утвержденным экспертной группой. Для удобства пользователя требования стандарта ISO 9001 приведены в для сравнения в рамке перед разделами Соглашения международной экспертной группы. Информация, отмеченная как «ПРИМЕЧАНИЕ», предназначена для пояснений и облегчения понимания.

Для пользователей, желающих повысить эффективность своей системы менеджмента качества путем непрерывного ее улучшения, не ограничиваясь требованиями ISO 9001, приведены также выдержки из стандарта ISO 9004. Текст ISO 9004 приводится в пунктирной рамке рядом с соответствующими разделами соглашения.

Настоящая исправленная версия IWA 2:2003 включает вторую страницу Дополнения, пропущенную по ошибке.


МКС 03.120.10

Дополнение
Данное предложение было подготовлено в Мексике во время встречи группы экспертов в Акапулько, под руководством Национального комитета по стандартизации систем менеджмента качества (COTENNSISCAL), при участии следующих организаций:

ASECAD de Mexico

Centra de Investigaсion у Desarrolo de la Formacion para el Trabajo (CIDFORT)

Colegio de Calidad Empresarial, S.C.

Consultoria Profesional en Sistemas de Calidad

СААР

CSC

Grupo Raloy

Institute de Ciencias, Humanidades у Technologias de Guanajuato (ICYTEG)

Instituto Latinoamericano para la Calidad (INLAC)

Institute Mexicano de Normalizacion у Certificacion (IMNC)

Institute Politecnico Nacional (IPN)

Instituto Tecnologico de Oaxaca

Instituto Tecnologico у de Estudios Superiores de Monterrey (ITESM)

Qualitec Internacional, S.A. de C.V.

Secretaria de Educacion Publica (SEP)

Tecno-lngenieria Computacional, S.A. de C.V.

Universidad Nacional Autonoma de Mexico, UNAM

Universidad Tecnologica Fidel Velazquez
Делегации и наблюдатели из различных стран и организаций, принимавших участие в работе группы экспертов в Акапулько.
Делегации:
Argentina, Instituto Argentino de Normalizacion (IRAM)

Australia, Standards Australia International (SAI)

Brazil, Petrobras and DS

Canada, Canadian Center for Management Development

Colombia, Instituto Colombiano de Normalizacion Tecnica у Calidad (ICONTEC)

Denmark, TQM I/S

Germany, DIN

Mexico, COTENNSISCAL, IPN, SEP, INLAC and ITESM

Spain, AENOR

Sweden, RFK AB

United Kingdom, British Standards Institution

United States, DPA Training and INFORM

Venezuela, FONDONORMA

Наблюдатели:

Centro de Investigacion у Desarrollo de la Formacion para el Trabajo (CIDFORT)

Colegio Nacional de Educacion Profesional Tecnica (CONALEP)

Det Norske Veritas

Instituto Argentino de Normalizacion (IRAM)

Instituto Chapultepec

Instituto de Ciencias, Humanidades у Tecnologias de Guanajuato (ICYTEG)

Instituto Latinoamericano para la Calidad (INLAC)

Instituto Politecnico Nacional

— ESIME Azcapotzalco
INTERPRO Consultores

Secretaria de Educacion del Estado de Tabasco

Secretaria de Educacion Publica

TESCAP

Universidad ETAC

Universidad Nacional Autonoma de Mexico

— Facultad de Ingenieria
Universidad Tecnologica de Aguascalientes
Universidad Tecnologica de Tula Tepeji
Universidad Tecnologica de Tecamac
Universidad Tecnologica de Torreon

Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании
Введение
ISO 9001:2000, Системы менеджмента качества. Требования

0.1 Общие положения

Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий международный стандарт не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.

Требования к системе менеджмента качества, установленные в настоящем международном стандарте, являются дополняющими по отношению к требованиям к продукции. Информация, обозначенная как «Примечание», является методическим указанием по пониманию или разъяснению соответствующего требования.

Настоящий международный стандарт может использоваться внутренними и внешними сторонами, включая органы по сертификации, с целью оценки способности организации выполнить требования потребителей, регламентов и свои собственные.

При разработке настоящего международного стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные в ISO 9000 и ISO 9004.


    1. Общие положения


Цель настоящего Соглашения международной экспертной группы заключается в создании руководств для оказания помощи организациям, предоставляющим образовательные продукты, по внедрению эффективных систем менеджмента качества, соответствующих требованиям ISO 9001:2000.
ПРИМЕЧАНИЕ 1. Текст стандарта ISO 9004:2000 включен без комментариев для тех образовательных организаций, которые хотят помимо выполнения требований ISO 9001:2000 повысить эффективность своих систем менеджмента качества. Хорошо известно, что стоимость внедрения результативной и эффективной системы менеджмента качества является единовременными затратами, тогда как получаемые затем результаты не ограничены временем. При внедрении системы менеджмента качества, удовлетворяющей потребности образовательных организаций, они должны стремиться к хорошему пониманию руководящих указаний ISO 9004:2000 и восьми принципов системы менеджмента качества.
ПРИМЕЧАНИЕ 2. Для достижения окупаемости затрат на внедрение за счет улучшения работы всей организации процесс внедрения необходимо планировать и выполнять как цельный проект или программу проектов, с учетом размера и индивидуальных особенностей образовательной организации.
Для оказания помощи образовательным организациям при сопоставлении концепций систем менеджмента качества стандартов ISO с реальными потребностями работы образовательных учреждений предоставлены следующие руководящие указания.

План учебной работы может устанавливать предметы обучения и способы оценки в процессе обучения. Однако сам по себе план учебной работы не гарантирует, что потребности и ожидания будут удовлетворены, если в образовательных организациях существуют неудовлетворительные процессы. Потребность предотвращения недостатков учебных процессов привела к разработке настоящего Соглашения международной экспертной группы, предназначенного для оказания помощи образовательным организациям при внедрении системы менеджмента качества, эффективности которой уже известна. Непрерывная оценка учебного плана и образовательных процессов в соответствии с инструкциями может гарантировать эффективность учебного процесса. Внутренние аудиты качества позволяют проверить выполнение требований, например установленных оценок достижений.

Система менеджмента качества должна быть наиболее простой из всех работоспособных систем. Она должна быть достаточно полной для удовлетворения всех потребностей в области качества данной образовательной организации Контроль качества является важнейшим процессом системы менеджмента качества. Точное измерение не является простым при оценке параметров, связанных с человеческим фактором, и оценка обычно выполняется в течение образовательного процесса.
ISO 9001:2000, Системы менеджмента качества. Требования

0.2 Процессный подход

Настоящий международный стандарт направлен на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности потребителей благодаря выполнению их требований.

Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов, наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться «процессным подходом».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке между отдельными процессами в рамках системы процессов, а также при их комбинации и взаимодействии.

При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:

а) понимания требований и соответствия им;

b) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;

с) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;

d) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.

Приведенная на рис. 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует понятие связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворённости потребителей требует оценки информации, касающейся восприятия потребителями выполнения организацией их требований. Приведенная на рис.1 модель охватывает все требования настоящего международного стандарта, но не показывает процессы на детальном уровне.
ПРИМЕЧАНИЕ. Кроме того, ко всем процессам может применяться методология, известная как цикл «Plan – Do – Check - Act» (PDCA). Цикл PDCA можно кратко описать так:

Планирование (plan):

Разработайте цели и процессы, необходимые для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителей и политикой организации;

Осуществление (do):

Внедрите процессы;

Проверка (check):

Постоянно контролируйте и измеряйте процессы и продукцию в сравнении с политикой, целями и требованиями на продукцию и сообщайте о результатах;

Действие (act):

Предпринимайте действия по постоянному улучшению показателей процессов.





Рис. 1 Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе


    1. Процессный подход в образовательных организациях


Образовательные организации, предоставляющие продукцию в области образования, должны определить свои процессы. Эти процессы, обычно состоящие из нескольких дисциплин, включают административные службы и другие формы поддержки, а также ряд других служб, относящихся к следующему:

- стратегическому процессу определения роли образовательной организации в социально-экономической среде;

- предоставлению преподавательских кадров провайдерами обучения;

- поддержанию рабочей среды;

- разработке, анализу и обновлению учебных планов и программ;

- отбору и приему поступающих;

- отслеживанию и оценке обучения студентов;

- окончательной оценке для предоставления студенту ученой степени, степени с дипломом, подтверждения, степени бакалавра или квалификационного аттестата;

- вспомогательным службам учебного-обучающего процесса, отслеживающим выполнение программы, предоставляющим студенту поддержку до окончания им/ею курса и получения ученой степени или квалификационного аттестата;

- внутренним и внешним коммуникациям; и

- измерению учебного процесса.
ISO 9001:2000, Системы менеджмента качества. Требования

0.3 Связь с ISO 9004

Настоящие издания ISO 9001 и ISO 9004 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Хотя у этих международных стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру для облегчения их использования как согласованной пары.

ISO 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.

ISO 9004 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ISO 9001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации и эффективности, а также её результативности. ISO 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых желает выйти за рамки требований ISO 9001, преследуя цель постоянного улучшения деятельности. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.

0.4 Совместимость с другими системами менеджмента

Настоящий международный стандарт был согласован с ISO 14001:1996, чтобы улучшить совместимость этих двух стандартов в интересах сообщества пользователей.

Настоящий международный стандарт не содержит конкретных требований к другим системам менеджмента, таких, которые присущи менеджменту охраны окружающей среды, менеджменту профессионального здоровья и безопасности, финансовому менеджменту или менеджменту рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с системами менеджмента с соответствующими требованиями. Организация может приспособить свою существующую систему(ы) менеджмента для разработки системы менеджмента качества, соответствующей требованиям настоящего международного стандарта.
ISO 9001:2000, Системы менеджмента качества. Требования

1 Область применения
  1   2   3   4   5   6


ГОССТАНДАРТ РОССИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации