Дипломная работа - Анализ финансового планирования и прогнозирования, мероприятия по совершенствованию на примере предприятия - файл n1.doc

Дипломная работа - Анализ финансового планирования и прогнозирования, мероприятия по совершенствованию на примере предприятия
скачать (734 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc734kb.17.09.2012 09:48скачать

n1.doc

  1   2   3   4


АННОТАЦИЯ
Дипломная работа содержит пояснительную записку (текстовой материал) на 75 листах формата А4, включающую 4 рисунка, 25 таблиц, 50 литературных источников.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТ, ПЛАНИРОВАНИЕ, АССОРТИМЕНТ, ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, КОНТРОЛЬ, СИСТЕМА ПЛАНОВ

В первой главе раскрывается теоретическая сущность рассматриваемого вопроса. Дан полный обзор существующих подходов к определению финансового планирования и прогнозирования. Уделено внимание формированию системы планов на предприятии. Для написания этого раздела использована специальная экономическая литература, периодическая печать.

Вторая глава включает аналитические и практические расчеты в разрезе исследуемой темы работы. Расчеты основываются на технико-экономическом анализе исследуемого объекта, имеющихся документальных материалах. Проведен анализ структуры оборота розничной торговли ООО «НеоГала» и факторов, влияющих на изменение и динамику оборота. Дана оценка финансовому планированию и прогнозированию, предложены рекомендации для совершенствования финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ 8

1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы 8

1.2 Основы финансового прогнозирования 14

1.3 Технология составления бюджета как основы финансового

планирования предприятия 16

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И

ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ СФЕРЫ РОЗНИЧНОЙ

ТОРГОВЛИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «НЕОГАЛА») 23

2.1 Организационная характеристика и основные показатели

хозяйственной деятельности ООО «НеоГала» 23

2.2 Анализ динамики оборота розничной торговли, динамики суммы и уровня валовой прибыли ООО «НеоГала» 32

2.3 Анализ финансового планирования и прогнозирования

ООО «НеоГала» 44

2.4. Разработка мероприятий по финансовому планированию и

прогнозированию ООО «НеоГала» 59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75


ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики, самостоятельности предприятий, их ответственности за результаты деятельности возникает объективная необходимость определения тенденций развития финансового состояния|стана| и перспективных финансовых возможностей. На решение таких вопросов и направлена финансовая стратегия предприятия. Разработка финансовой стратегии - это отрасль финансового планирования. Как составная часть общей стратегии экономического|экономичного| развития, она должна согласовываться с целями и направлениями последней. В свою очередь, финансовая стратегия оказывает существенное влияние на общую экономическую|экономичную| стратегию предприятия. Изменение|смена| ситуации на макроуровне и на финансовом рынке влечет|вызывает| коррекцию как финансовой, так и общей стратегии развития предприятия.

Теория финансовой стратегии, исследуя объективные экономические|экономичные| закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития в новых условиях. Финансовая стратегия включает методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирования и обеспечения финансовой устойчивости предприятия в рыночных условиях хозяйствования. Финансовая стратегия охватывает все формы финансовой деятельности предприятия: оптимизацию основных и оборотных|обратимых| средств, формирование и распределение|распределение| прибыли, денежные расчеты, инвестиционную политику.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, которые|какие| сложились|состояли| на рынке товаров и финансовом рынке. Финансовая стратегия предусматривает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор самых эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться|соподчиняться| общей стратегии экономического|экономичного| развития и направляться|устремляться| на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия. При разработке финансовой стратегии следует учитывать динамику макроэкономических процессов, тенденции развития отечественных финансовых рынков возможности диверсификации деятельности предприятия.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание уделяется производству конкурентоспособной продукции, полноте выявления|обнаружения| денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, формированию и делению|распределению| прибыли, определению оптимальной потребности в оборотных средствах, рациональному использованию|употреблению| привлеченных средств|стоимостей|, эффективному использованию|употреблению| капитала предприятия.

Важное значение для формирования финансовой стратегии имеет учет факторов риска. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, инфляционных колебаний, финансового кризиса и других непредсказуемых обстоятельств.

Основу|основание| перспективного финансового планирования составляет прогнозирование, которое|какое| является воплощением стратегии предприятия на рынке. Финансовое прогнозирование заключается в изучении возможного финансового состояния|стана| предприятия на перспективу. В отличие от планирования, прогнозирование предусматривает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование|употребление| которых|каких| в соответствии с|соответственно| тенденциями изменения|смены| ситуации на рынке дает возможность определить один из вариантов развития финансового состояния|стана| предприятия.

Основой|основанием| финансового прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации со следующим моделированием и учетом факторов возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамическими|динамичными| для того, чтобы своевременно учесть эти изменения|смены|.

Таким образом, финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства|воспроизводства,воспроизведения|, является основной формой реализации главных|головных| целей предприятия.

Рассмотренное выше, дает возможность утверждать, что выбранная тема дипломной работы является актуальной и требует дальнейшей разработки. В связи с этим, целью данной дипломной работы является исследование и анализ финансового планирования и прогнозирования на предприятии.

В соответствии с целью дипломной работы были поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретические основы финансового планирования на предприятии;

2. Рассмотреть необходимость, содержание финансового планирования и виды финансовых планов;

3. Дать характеристика нормативных документов, которые используются во время планирования;

4. Дать оценку общей экономической характеристике деятельности ООО «НеоГала» и провести анализ плановой работы на предприятии;

5. Оценить систему стратегического и оперативного финансового планирования на предприятии;

Объектом исследования являются процессы финансового планирования и прогнозирования деятельности ООО «НеоГала».

Предметом исследования являются методы финансового планирования и прогнозирования торгового предприятия.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Финансовое планирование: понятие, принципы и методы

Возможность и необходимость планирования как определенно­го вида деятельности управленческого персонала обусловлена общими условиями хозяйствования. С помощью планирования сводится к минимуму неопределенность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйствующего субъекта. Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки фирмы по торговым сделкам (контрактам). Например, на поиск поку­пателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

Планирование помогает управленческому персоналу отве­тить на следующие вопросы:

1) на каком уровне развития находится предприятие (его экономический потенциал) и каковы будут результаты его финансово-хозяйственной деятельности;

2) при помощи каких ресурсов (включая и финансовые) они могут быть достигнуты.

Финансовый план - обобщенный плановый документ, от­ражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущей (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).

В современных условиях роль финансового планирования принципиально изменяется по сравнению с тем, чем оно было в централизованно управляемой экономике. Теперь предприя­тия сами заинтересованы в том, чтобы реально представлять свое финансовое положение сегодня и на ближайшую перспек­тиву. Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйствен­ной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять обязательства перед бюджетом, социальными фондами, банка­ми и другими кредиторами и тем самым защитить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изме­нения рыночной конъюнктуры, нарушения договорных обя­зательств партнерами.

Принципы финансового планирования определяют харак­тер и содержание этого вида управленческой деятельности в экономической организации.

1. Принцип финансового соотношения сроков («золотое банковское правило») - получение и использование средств должно происходить в установленные сроки, т. е. капитальные вложения с длительными сроками оку­паемости целесообразно финансировать за счет долго­срочных заемных средств.

2. Принцип платежеспособности - планирование денеж­ных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия в любое время года. В данном случае у пред­приятия должно быть достаточно ликвидных средств, чтобы обеспечивать погашение краткосрочных обяза­тельств.

3. Принцип рентабельности капиталовложений - для ка­питаловложений необходимо выбрать самые дешевые способы финансирования (финансовый лизинг, инвес­тиционный селенг и др.). Заемный капитал выгодно привлекать лишь в том случае, если он повышает рен­табельность собственного капитала. В данном случае обеспечивается действие эффекта финансового рычага.

4. Принцип сбалансированности рисков - особенно рис­ковые долгосрочные инвестиции целесообразно фи­нансировать за счет собственных средств.

5. Принцип приспособления к потребностям рынка - для предприятия важно учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления кредитов.

6. Принцип предельной рентабельности - целесообразно выбирать те капиталовложения, которые обеспечивают максимальную (предельную) рентабельность.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы плановых расчетов. Планирование финансовых показателей осуществляется с помощью нескольких методов. К ним отно­сятся:

1) расчетно-аналитический;

2) нормативный;

3) балансовый;

4) оптимизация плановых решений;

5) экономико-математическое моделирование.

Содержание расчетно-аналитического метода планирова­ния заключается в том, что на основе анализа достигнутой ве­личины финансовых показателей прогнозируется их величина на будущий период. Данный метод планирования применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно на основе изуче­ния их динамики за ряд периодов (месяцев, лет). Путем ис­пользования этого метода может быть установлена плановая потребность в оборотных активах, величина амортизацион­ных отчислений и другие показатели. При использовании дан­ного метода часто прибегают к экспертным оценкам.

Содержание нормативного метода планирования финан­совых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах и источниках их образо­вания.

Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банков­ского процента и др.

В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов: федеральные; региональные; местные; отраслевые; нормативы самого предприятия. Федеральные нормативы являются обязательными для всей территории России. К ним относятся:

а) ставки федеральных налогов;

б) нормы амортизации по отдельным группам основных средств;

в) ставки рефинансирования коммерческих банков, ут­верждаемые Банком России и нормы обязательных ре­зервов банков, депонируемых в Центральном банке России;

г) тарифные ставки на государственное пенсионное обес­печение и социальное страхование;

д) минимальная месячная оплата труда;

е) нормативы отчислений от чистой прибыли в резервные фонды акционерных обществ;

ж) минимальный размер уставного капитала для акцио­нерных обществ открытого и закрытого типов и т. д.

Региональные и местные нормативы действуют в отдельных субъектах Российской Федерации и утверждаются и предста­вительными, и исполнительными органами власти. Они охва­тывают, как правило, ставки региональных налогов и сборов. Отраслевые нормативы применяются в рамках отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм предприятий (малые предприятия, акционерные общества, предприятия с иностранными инвестициями). Нормативы предприятия разрабатывают сами хозяйству­ющие субъекты и используют их для регулирования произ­водственно-торгового процесса, а также для контроля за эф­фективным использованием ресурсов. К этим нормативам относятся:

а) нормативы плановой потребности в оборотных акти­вах;

б) нормы кредиторской задолженности, постоянно нахо­дящейся в обороте предприятия;

в) нормы запасов материалов, заделов незавершенного производства, запасов готовой продукции на складе и товаров в днях;

г) нормативы распределения чистой прибыли на потреб­ление, накопление и в резервные фонды;

д) норматив отчислений в ремонтный фонд (в процентах от среднегодовой стоимости основных фондов) и ряд других.

Нормативный метод планирования является самым про­стым и доступным. Поэтому актуальной проблемой управле­ния финансами предприятий является разработка экономи­чески обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов и организации контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.

Содержание балансового метода планирования финансо­вых показателей состоит в том, что благодаря балансу дости­гается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применя­ется при прогнозе поступлений и выплат их денежных фон­дов (потребления и накопления), квартального плана доходов и расходов, платежного календаря и др.

Содержание метода оптимизации плановых решений сво­дится к составлению нескольких вариантов плановых расче­тов, чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут применяться различные критерии выбора.

Содержание экономико-математического моделирования в финансовом планировании заключается в том, что оно по­зволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющи­ми на их величину. Данная взаимосвязь выражается через экономико - математическую модель, которая представляет собой точное математическое описание экономических про­цессов с помощью математических символов и приемов (уравнений, неравенств, графиков, таблиц и др.). В модель включаются только основные (определяющие) факторы. Мо­дель может базироваться на функциональной или корреляци­онной связи.

Функциональная связь выражается уравнением вида:

y = f(x),

где: у - соответствующий показатель; f(x) - функциональная связь исходя из показателя х.

Корреляционная связь - это вероятностная зависимость, которая проявляется только в общем виде и при большом ко­личестве наблюдений. Данная связь выражается уравнения­ми регрессии различного вида.

Небольшой период исследова­ния (квартал) не позволяет выявить общие закономерности. При этом нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономические закономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. На практике це­лесообразно использовать для перспективного планирования годовые финансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего (годового) планирования - квартальные данные за 1-2 года. При значительных изменениях условий работы предприя­тия в плановом периоде в определенные на базе экономико-математических моделей показатели вносятся необходимые коррективы. Экономико-математическое моделирование по­зволяет перейти от средних величин к многовариантным рас­четам финансовых показателей (включая прибыль).

Последовательность финансового планирования включает следующие пять основных стадий.

1. Долгосрочное целеполагание. С учетом конкретного этапа развития хозяйствующего субъекта и степени развитости экономической системы (переходные системы накладывают от­печаток на целеполагание) основная цель - максимизация благо­состояния владельцев капитала - достигается с помощью обшир­ного набора долгосрочных и краткосрочных целевых установок: формирования структуры владельцев капитала (возможный пере­дел собственности); формирования целевой структуры капитала; обеспечения ликвидности ценных бумаг предприятия; оптимизации размера капитала; выбора между внешним (слияние и поглоще­ние) и внутренним ростом капитала.

2. Составление долгосрочных финансовых планов. Дол­госрочные планы описывают не только то, что корпорация ставит целью достичь, но и каким образом. Финансовый прогноз (как правило, на срок от 2 до 10 лет) на этом этапе является необхо­димым элементом финансового плана. Основное внимание в дол­госрочных финансовых планах уделяется обоснованию выбора инвестиционных проектов, планированию инвестиционных за­трат по годам, выбору источников привлечения дополнительного внешнего капитала и программ обеспечения этого источника.

3. Составление краткосрочных финансовых планов включает формирование краткосрочных программ финансирова­ния (на 1-2 года), принятие решений по оборотному капиталу и планирование объемов текущих активов. Основой краткосрочного финансового планирования является прогноз денежных потоков.

4. Обоснование отдельных статей расходов (или так на­зываемый процесс индивидуального бюджетирования). Любой план действий (любое решение) должно сопровождаться сметой расходов (составлением бюджета). Бюджет определяет потреб­ность в ресурсах для достижения конкретного результата и слу­жит в качестве ориентира для сравнения и оценки реальных затрат.

5. Разработка консолидированного бюджета. Индивиду­альные бюджеты объединяются в единый консолидированный бюджет, на основе которого могут быть оценены денежные пото­ки (поступления и расходы (оттоки) денежных средств) и разра­ботаны планы финансовых показателей.

Отличие финансового прогнозирования от финансового планирования заключается в том, что при прогнозировании оце­ниваются возможные будущие финансовые последствия прини­маемых решений и внешних факторов, а при планировании фик­сируются финансовые показатели, которые корпорация стремится получить в будущем.
1.2 Основы финансового прогнозирования
Под финансовым прогнозированием понимается процесс оценки некоторых будущих финансовых событий или условий функционирования. В большинстве случаев финансовое прогнозирование начинается с прогноза реализационного дохода (объема продаж). Это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расширения, возможности продвижения и рекламы продукции, гарантийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факторами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономические факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).

Прогнозирование включает три основных этапа.

1. Выявление специфических финансовых показателей, определяющих наиболее вероятностный прогноз. Обычно объем продаж и величина реализационного дохода являются первыми показателями, так как реализационный доход   один из важнейших элементов финансового планирования.

2. Выбор приемлемого метода прогнозирования. Методыфинансового прогнозирования широко варьируются используемыми допущениями и используемыми данными. Не всегда сильно формализованные методы обеспечивают наилучший результат. Выбор осуществляется не по степени учета всех факторов, а по приемлемости применительно к конкретной ситуации, потребностям и возможностям финансового менеджера. Методы прогнозирования могут быть разбиты на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции и мнениях. Например, объем продаж и реализационный доход могут быть оценены на основе мнения одного высококвалифицированного эксперта или на основе оценок множества менеджеров по продажам. Объективные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. Среди объективных методов: трендовое прогнозирование, метод доли реализационного дохода (percent of sales method), статистические методы (регрессионные модели, модели средних показателей, метод «затраты   выпуск»).

3. Проверка предположений, используемых при прогнозировании. Все прогнозы базируются на тех или иных предположениях. Например, наиболее часто используется предположение, что финансовые показатели по прошлым годам являются верными индикаторами будущих показателей. Финансовый менеджер должен оценить корректность выбранных предположений и провести анализ чувствительности финансовых результатов к изменению предположений. Необходимо также включить в рассмотрение внешние и внутренние факторы, выпавшие из поля зрения в используемых методах прогнозирования.

Прогноз перспектив финансового состояния предприятия имеет значение и для внешних пользователей экономической информации. В их число входят банки, которые в процессе кредитования обеспечивают финансовыми ресурсами предприятие   заемщика, заинтересованы в своевременном погашении кредита, имеют доступ к текущей финансовой отчетности клиентов и возможности для анализа и прогнозирования. По опыту западных стран можно сказать, что в банках проводится значительная работа по прогнозированию банкротства предприятий.
1.3 Технология составления бюджета как основы финансового

планирования предприятия
Бюджет - это смета доходов и расходов фирмы. Составление бюджетов является неотъемлемым элементом общего процес­са планирования, а не только его финансовой части. Механизм бюджетного планирования доходов и расходов целесообразно внедрять для обеспечения экономии денежных средств, боль­шей оперативности в управлении этими средствами, снижения непроизводительных расходов и потерь, а также для повыше­ния достоверности плановых показателей (в целях налогово­го планирования). Бюджеты обычно составляются на год, чаще всего с разбивкой по кварталам.

Под бюджетированием (budgeting) понимается процесс расчета и обобщения финансовых показателей, детализирующих финансовые планы корпорации в денежном и натуральном вы­ражении на конкретный период времени. Представленные в виде таблицы значения показателей называются бюджетом. Бюджети­рование является составной частью процесса планирования: как только составляется финансовый план на будущее, он подкрепля­ется расчетами и составлением бюджета.

Составление бюджета преследует три основные цели: планирование, координацию и контроль.

Планирование. Бюджет предполагает учет изменяю­щихся условий и отражает разработанный финансовый план в виде конкретных показателей.

Координация. Процесс бюджетирования помогает руко­водству корпорации координировать усилия, так как предполага­ет определение взаимосвязей между подразделениями. В ходе бюджетного процесса часто обнаруживаются различие интересов и возможные конфликты. Именно бюджетный процесс позволяет выявить неэффективное использование ресурсов.

Контроль. Разработанные бюджеты рассматриваются как ориентиры, с которыми сравниваются реальные результаты. Отслеживание различий в фактических и бюджетных данных позволяет своевременно принять меры или провести корректиров­ки бюджета и изменить тактические задачи всех подразделений.

В финансовом планировании выделяют оперативные (операционные, или текущие), финансовые и капитальные бюджеты.

Текущими бюджетами называют разработанные мно­жества показателей, отражающих текущую деятельность, и преж­де всего получение реализационного дохода и текущие расходы. К текущим бюджетам относятся бюджеты (планы) сбыта, произ­водства, сметы прямых затрат на материалы, сметы прямых за­трат по оплате труда, смету административных расходов.

План сбыта является отправной точкой при подготовке сводного бюджета. Этот план показывает количество единиц каждого изделия, которые прогнозируется продать. Перемноже­ние на прогнозируемые значения цен позволяет рассчитать объем реализации продукции или услуг по подразделениям и филиалам. Обычно этот бюджет разрабатывается подразделением маркетин­га. При продажах в кредит оцениваются поступления денежных средств при немедленной оплате и с учетом отсрочки.

Бюджет производства (или производственный план) по­казывает, какое количество ресурсов и в какой период времени потребуется для производства планируемого объема выпуска (построение этого бюджета начинается с прогноза в натуральном выражении количества комплектующих, материалов, запасов). Прогнозируемый объем производства определяется вычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало пе­риода из суммы прогнозируемых к продаже единиц товара и оп­тимального объема готовой продукции на складе на конец перио­да. Этот бюджет основывается на смете затрат материалов, труда, комплектующих и т.п. Обычно он составляется производствен­ным подразделением.

Смета прямых затрат на материалы определяет количе­ство материалов, подлежащих закупке. Два фактора влияют на это количество:

1) прогнозируемый расход материалов (исходя из производственного плана)

2) имеющиеся запасы.

Поэтому ко­личество закупаемых материалов в натуральных единицах опре­деляется как сумма расхода за период и оптимального размера запаса на конец периода за вычетом имеющихся запасов на нача­ло периода. Перемножение на прогнозируемые цены позволяет рассчитать оттоки денежных средств (при покупке в кредит вно­сятся корректировки).

Для расчета прямых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства в каждом периоде времени умножается на число часов работы, необходимых для производства одной единицы продукции. Далее результат умножается на стоимость пря­мых затрат труда за час. Получаем общие затраты на оплату тру­да по подразделениям и филиалам.

Специализированные (индивидуальные) бюджеты объе­диняются в единый бюджет, формирующий операционный план и предварительные отчет о финансовых результатах и балансо­вый отчет. Совокупный бюджет определяет планируемые показа­тели по всей корпорации по объему реализационного дохода, издержкам и прибыли.

Финансовые бюджеты показывают, как на производст­венную деятельность корпорации влияют финансовые и инвести­ционные решения. Основными финансовыми бюджетами являются:

- бюджет денежных средств (или кассовый план cash budget);

- предварительные баланс и отчет о финансовых результа­тах с учетом возможного изменения финансовых условий функ­ционирования.

Бюджет денежных средств (кассовый план) представля­ет собой финансовый план потоков денежных средств корпора­ции, получаемых и расходуемых как по безналичному расчету, так и наличными. Бюджет денежных средств обычно составляет­ся с разбивкой по месяцам, чтобы отразить сезонные колебания поступлений и расходов. При стабильных денежных потоках может быть оправдано составление бюджета с разбивкой на кварталы или более длительные промежутки времени.

Целью составления бюджета денежных средств является оценка измен­чивости доступного уровня денежных средств и планирование привлечения необходимого количества или инвестирования на короткие промежутки времени. Бюджет денежных средств также может рассматриваться как индикатор возможных проблем, свя­занных с нехваткой денежных средств.

Составление бюджета денежных средств включает шесть этапов:

- выбор временного горизонта. Обычно равен месяцу, но при нестабильных денежных потоках могут составляться недель­ные или даже ежедневные бюджеты;

- прогноз объема продаж и поступлений денежных средств на временном горизонте;

- оценка общего объема поступлений денежных средств (притоки). Общая сумма включает поступление от продажи без предоставления кредита и по предоплате, получение денежных средств от дебиторов, другие поступления типа процентных, ди­видендов от деятельности других предприятий, доходы от прода­жи активов, доходы по ценным бумагам и другие внереализаци­онные доходы;

- оценка расходов денежных средств (оттоки). Включа­ются текущие расходы за материалы, комплектующие, выплаты по заработной плате, выплаты по приобретенным материалам и комплектующим в прошлые периоды времени (погашение креди­торской задолженности), налоговые платежи, выплаты процентов и дивидендов, инвестиционные расходы и т.п.;

- расчет чистого денежного потока;

- составление бюджета денежных средств, показываю­щего, в какие периоды времени корпорация будет испытывать недостаток денежных средств, а в какие - избыток. Прибавляя к чистому денежному потоку каждого временного периода началь­ное количество денежных средств (на начало периода), получаем значение денежного потока на конец (остаток денежных средств на момент времени t). Полученное значение остатка сравнивается с минимальным бюджетом денежных средств (таким количест­вом денежных средств, которое руководство считает необходи­мым иметь в любой период времени) или с оптимальным (при котором минимизируются издержки хранения денежных средств). Превышение конечного значения чистого денежного потока над минимальным бюджетом показывает избыток денеж­ных средств. Размер минимального бюджета зависит от степени неопределенности условий функционирования (чем более неоп­ределенны условия и высока неопределенность по денежному потоку, тем больше должно быть значение минимального бюдже­та денежных средств).

Предварительный балансовый отчет строится путем корректировки балансового отчета за предыдущий период (за­кончившийся год) с учетом прогнозируемых продаж и затрат. Его составление необходимо по следующим соображениям:

- позволяет вскрыть отдельные неблагоприятные перспек­тивы и проблемы, которыми финансовый менеджер не планиро­вал заниматься;

- играет контрольную роль для координации всех прочих планов;

- на его основе можно рассчитать коэффициенты и показа­тели, требуемые владельцами капитала (собственного и заемного);

- выявляет перспективные источники финансирования и основные обязательства на будущие периоды.

Капитальный бюджет или бюджет капиталовложений (capital budget) отражает планируемые инвестиционные затраты по принимаемым проектам. Как правило, такие бюджеты затра­гивают увеличение внеоборотных активов (затраты на приобре­тение земли, создание или покупка зданий, оборудования и т.п.). Если вводимые внеоборотные активы изменят объемы реализа­ции или текущие издержки будущего года, то капитальный бюд­жет изменит значения показателей операционного и финансового бюджетов.

Выводы по первой главе: Рассмотренные теоретические основы финансового планирования и прогнозирования предприятий позволяют сделать вывод, о том, что целями финансового планирования являются:

1) фиксирование источника получения денежных средств;

2) оценка платы за этот источник;

3) обеспечение использования денежных средств с учетом возможности выплат за использование.

Финан­совое планирование является координирующей основой обеспе­чения основной цели функционирования предприятий - максими­зации благосостояния владельцев капитала (для акционерного общества - акционеров).

Было определено, что прогнозирование это не простой процесс, так как зависит от многих внешних и внутренних факторов. Внутренними факторами, влияющими на прогнозные оценки являются ценовая политика, наличие производственных мощностей и возможности их расши­рения, возможности продвижения и рекламы продукции, гаран­тийное обслуживание и обеспечение качества. Внешними факто­рами являются конкуренция, положение отрасли, общеэкономиче­ские факторы (инфляция, процентная ставка и т.п.).

Для организации эффективной системы бюджетного пла­нирования деятельности предприятия предлагается составлять следующую сквозную систему бюд­жетов:

а) бюджет материальных затрат;

б) бюджет потребления энергии;

в) бюджет фонда оплаты труда;

г) бюджет амортизационных отчислений;

д) бюджет прочих расходов;

е) бюджет погашения ссуд банков;

ж) налоговый бюджет.

Данная система бюджетов охватывает весь денежный обо­рот предприятия.
  1   2   3   4


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации