Ломакин В.И., Храпылина Л.П., Шипулина B.C. (ред) Социокультурная реабилитация инвалидов - файл n1.doc

приобрести
Ломакин В.И., Храпылина Л.П., Шипулина B.C. (ред) Социокультурная реабилитация инвалидов
скачать (558 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc558kb.17.09.2012 09:32скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7
Социокультурная реабилитация инвалидов
Методические рекомендации


Москва

2002
УДК 36:37

ББК 65.9(27):71 Под общей редакцией

С— 69 В.И. Ломакина, Л.П. Храпылиной, B.C. Шипулиной
Авторский коллектив: к. психол.н. Залученова Е.А., д.ф.н., проф. Красильников Ю.Д., Засл. работник культуры РФ Ломакин В.И. (руководитель авторского коллектива), к.п.н., доц. Моздокова Ю.С., к.м.н., доц. Мурзина Т.Ф., д.ф.н., проф. Орлова Э.А., д. психол.н., проф. Плаксина Л.И., к.и.н. Сундиева А.А., д.э.н., к.м.н., проф. Храпылина Л.П., д.п.н., проф. Шапошников А.Е., Шипулина B.C.
При подготовке методических рекомендаций использованы материалы и аналитические разработки Медведевой Л.Б., к.и.н. Перепелкина Л.С., Засл. работника соцзащиты населения РФ Сиюткиной Г.Г., Теркина В.Ю., Фурмановой Г.Г.
С-69

Социокультурная реабилитация инвалидов: Метод, рекомендации /М-во труда и соц. развития РФ; Рос. ин-т культурологии М-ва культуры РФ; Под общ.ред. В.И.Ломакина и др. — М., 2002. — 144 с
ISBN 5-93719-031-9
В методических рекомендациях освещаются роль и возможности культуры в общей системе комплексной реабилитации инвалидов и впервые излагаются организационно-методические основы использования ее средств в рамках единого инструментария — индивидуальной программы реабилитации (ИПР) инвалида. Методические рекомендации основаны на результатах изучения зарубежного и отечественного опыта социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, анализа нормативных правовых документов всех уровней — международного, федерального, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления. В рекомендациях использованы отдельные результаты научно-практической работы, выполняемой в рамках московской городской комплексной программы реабилитации инвалидов, применимые при формировании системы социокультурной реабилитации инвалидов в субъектах Российской Федерации.

Предлагаемые подходы относятся к взрослым инвалидам и не затрагивают проблем реабилитации детей-инвалидов, психофизиологическое развитие которых обладает существенными возрастными особенностями.

Методические рекомендации предназначены для специалистов органов социальной защиты населения и культуры, подведомственных им учреждений, осуществляющих реализацию ИПР в части социокультурной реабилитации, а также учреждений Государственной службы медико-социальной экспертизы.


УДК 36:37

ББК 65.9(27):71
Работа выполнена Российским институтом культурологии Министерства культуры РФ по заказу Министерства труда и социального развития РФ в рамках Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы».

ISBN 5-93719-031-9
Российский институт культурологии, 2002.

Коллектив авторов, 2002.
Содержание

Введение


  1. Зарубежный опыт социокультурной деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями

  1. Теоретические и методологические основы социокультурной реабилитации инвалидов

  2. Правовые и организационные аспекты социокультурной реабилитации инвалидов

  3. Методика и алгоритм формирования и реализации
    индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалида

  4. Технологии социокультурной реабилитации инвалидов: концептуальные основы

  5. Содержание и методики социокультурной реабилитации инвалидов

Заключение


Приложения:

1. Перечень основных международных и федеральных нормативно-правовых актов по проблемам инвалидности и инвалидов в области социальной реабилитации

2. Организационно-функциональная модель социокультурной реабилитации инвалидов в субъекте Российской Федерации
Введение

В современных условиях России, когда политическая, экономичес­кая, социальная жизнь страны претерпела и продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности и инвали­дов становится одним из приоритетных направлений социальной по­литики государства. Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде.

Полноценная жизнедеятельность подавляющего большинства ин­валидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям, в том числе в сфере реабилитационных и социальных услуг, вспомогательных средств и приспособлений, материальной и иной поддержки. Адекватное и своевременное удовлетворение индивидуальных потребностей инвали­дов призвано обеспечить компенсацию имеющихся у них ограничений жизнедеятельности. Оно предполагает создание им равных с другими категориями населения возможностей в социально-бытовой, профес­сиональной, общественно-политической, культурной и иных сферах. По данным различных исследователей большая часть этих граждан относит­ся к наименее обеспеченным слоям населения. Низким на протяжении ряда лет, — особенно в последние годы, — остается показатель их тру­довой и иной социальной активности.

Положительное направление развития указанных явлений воз­можно только при условии оказания инвалидам целенаправленной помощи, ориентированной, в частности, на самоопределение и само­реализацию их личности. Масштабность проблем инвалидов и необ­ходимость их приоритетного решения обусловлены устойчивой тен­денцией к увеличению доли инвалидов в структуре населения. По оценкам экспертов ООН инвалиды составляют в среднем 10 % населе­ния. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относитель­ного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и её отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности. По состоянию на начало 2001 года общее число инвалидов в стране достигло 10,7 миллионов человек. Ежегодно более одного миллиона граждан впервые признаются инвалидами, из них почти половину составляют лица трудоспособного возраста. Не­уклонно увеличивается число детей-инвалидов. Для этой многочислен­ной группы людей, в большей или меньшей степени ограниченных в своих связях и взаимодействиях с обществом, сталкивающихся со зна­чительными барьерами на пути включения в социальное и культурное пространство, особо сложными и болезненными становятся периоды социальных трансформаций, подобные нынешнему этапу развития рос­сийского общества.

Инвалиды относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учрежде­ний, в том числе в решении вопросов досуга. Результаты исследований, проведенных бывшим Центральным НИИ экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ныне — Федеральный научно-практичес­кий центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов), свидетельствуют, что более трети всех инвалидов желали бы заниматься организованной культурной деятельностью: среди инвалидов до 30 лет этот показатель достигает 70 процентов, а в пожилом возрасте такой ин­терес выражает каждый четвертый.

Отечественный и зарубежный опыт решения средствами культуры и искусства проблем социальной адаптации и социокультурной реабили­тации инвалидов (далее — СКРИ) свидетельствует о высокой эффектив­ности соответствующих программ и технологий, об их возможностях обес­печения интеграции инвалидов в социальную и культурную жизнь.

Необходимым условием социокультурной реабилитации инвалидов является разработка специализированной социокультурной политики в отношении инвалидов, учитывающей количественные и качественные особенности данной группы населения, специфику современной обще­ственной ситуации, строящейся на таких базовых принципах, как науч­ная обоснованность, системность подхода при выявлении и постановке проблем, учет характера и степени дифференцированности различных групп инвалидов, регионализация, иерархичность и координирован-ность субъектов организационной деятельности, опора на правовые основания, технологичность подходов и решений. В 1995 году Министерство социальной защиты населения Рос­сийской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации признали необходимым совместно создать комплексную систему реаби­литации инвалидов с использованием средств культуры и искусства, обеспечить разработку соответствующих социокультурных технологий, одобрили концепцию социокультурной политики в отношении инвали­дов в Российской Федерации, подготовленную Российским институтом культурологии.

Принятый в том же году Федеральный закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации» стал серьезным стимулом к формированию в стране принципиально новой системы реабилитации инвалидов. Повсеместно создана Государственная служба медико-социальной экспертизы, в региональных целевых программах развития социальной сферы предусматриваются конкретные реабилитационные мероприятия, принимаются региональные законы о социальной защите инвалидов и обеспечении беспрепятственного доступа их к объектам со­циальной инфраструктуры. Накапливается опыт взаимодействия различ­ных ведомств, учреждений и общественных объединений инвалидов при координирующей роли органов социальной защиты населения.

В рамках Государственной службы реабилитации инвалидов (да­лее — ГСРИ) в качестве одного из направлений социальной реабилита­ции начинается формирование системы социокультурной реабилитации инвалидов. В ряде субъектов Федерации начали создаваться реабили­тационные центры и реабилитационные отделения в составе центров со­циального обслуживания (Московский центр реабилитации инвалидов, Пензенский областной центр молодых инвалидов, Новосибирский област­ной центр социокультурной реабилитации инвалидов и др.). Однако во многих регионах страны подобные учреждения отсутствуют.

Значительный опыт работы с инвалидами накоплен в библиотеках системы Минкультуры России, особенно ориентированных на обслу­живание слепых и слабовидящих. Все активнее подключаются к об­служиванию инвалидов и массовые публичные библиотеки: при них возникают клубы по интересам, развиваются разнообразные формы досуговой деятельности и общения. На основе библиотек нередко возникают учреждения новых типов.

Так, Информационно-ресурсный реабилитационный центр, созданный на базе Новосибирской област­ной библиотеки для незрячих и слабовидящих и имеющий деловые кон­такты с многими отечественными и зарубежными информационными центрами и фирмами, способствует повышению эффективности деятель­ности реабилитационных учреждений Сибири и Дальнего Востока. Дру­гим примером может служить Красноярская краевая специальная биб­лиотека — центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, которая, объединившись с Домом культуры, стала организационно-методическим центром реабилитации инвалидов по зрению, краевым центром информации, образования, общения и досуга. К числу подобных учреждений можно отнести и Государственный Дом культуры для инва­лидов «Надежда» (Москва), в студиях, кружках, творческих мастерских которого, бок о бок со здоровыми, занимаются сотни лиц с ограничен­ными возможностями.

В последние годы усиливается внимание к инвалидам со стороны многих музеев страны. В Этнографическом музее народов Забайкалья (Улан-Удэ) работа с инвалидами проводится совместно с обществами инвалидов и администрацией города. В этом музее, как и в Государствен­ном Эрмитаже (Санкт-Петербург), музейные работники проходят специ­альную подготовку для работы с этой категорией экскурсантов. В ряде московских музеев разработаны и используются технологии социокуль­турной реабилитации (Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Политехнический музей, Музей Н. Островского гуманитарного центра «Преодоление» и др.).

В Городской целевой комплексной программе «Культура Москвы (2002-2004)» предусмотрены мероприятия по обеспечению внедрения в практику работы учреждений культуры различных моделей социокуль­турной реабилитации инвалидов, необходимому укреплению их матери­ально-технической базы, организации соответствующего обучения спе­циалистов этих учреждений, подготовки и изданию методических посо­бий для специализированных учреждений, осуществляющих социокуль­турную реабилитацию инвалидов. Планируется ежегодное проведение фестивалей творчества инвалидов, конкурсов и выставок художествен­ного творчества инвалидов и детей-инвалидов.

Разрабатывая новые социокультурные технологии, способствую­щие ускорению социальной адаптации слабо защищенных слоев на­селения, включая инвалидов, специфическими средствами культуры иискусства, Минкультуры России приступило к созданию опорной сети но­вых учреждений культуры с использованием мобильных комплексов — клубов на базе микроавтобуса типа «Газель». Оснащенные самым со­временным оборудованием, начиная от компьютера до музыкального центра, фильмотеки и фонотеки, такие учреждения созданы и успешно действуют в ряде республик и областей Российской Федерации. Опыт показал высокую социальную эффективность использования этих мобиль­ных учреждений в обслуживании сельских населенных пунктов.

В начале 90-х годов в стране возникло фестивальное движение инвалидов. Во Всероссийских фестивалях творчества инвалидов, ныне традиционно включаемых в федеральные и региональные целевые программы, участвуют представители множества городов и сельских районов России, где активно действуют общественные объединения инвалидов, слепых и глухих. Опираясь на поддержку органов власти, учреждений социальной сферы и сферы культуры (прежде всего, домов народного творчества системы Минкультуры России), организации инва­лидов привлекают к участию в мероприятиях фестивалей сотни и тысячи лиц с ограниченными возможностями, формируют позитивное обще­ственное мнение вокруг граждан с особенностями развития, что способ­ствует их социальной адаптации и интеграции в общество, стимулирует гуманизацию российского общества в целом.

В 1962 году в Москве был создан первый профессиональный Те­атр мимики и жеста. Это явилось новым шагом в развитии культуры глу­хих людей, не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательным явлением последних лет стало возникновение так называемых «особых» театров — коллективов с участием слабослышащих и слабовидящих, подростков и молодых людей с нарушением опорно-двигательного ап­парата, с проблемами умственного развития, с соматическими, в том числе наследственными заболеваниями. Их жанровая направленность разнообразна — это театры музыкальные, драматические, литератур­ные, жестовой песни, эстрады, пантомимы, фольклорного, циркового, кукольного искусства. Не имея зачастую юридического статуса, собствен­ных помещений и информационной поддержки, эти театры живут и дей­ствуют (в России их уже более 70), опираясь на самоотверженность сво­их «учредителей» (родителей и близких), на помощь местных органов власти, спонсоров и благотворительных организаций.

Эффективным направлением работы с инвалидами становятся соци­альные проекты общественных организаций инвалидов, осуществляемые в рамках соответствующих программ совместно с государственными структурами. Бурное развитие в России организованного движения инвали­дов в последние полтора десятилетия способствовало освоению широ­кого арсенала форм и механизмов развития и реализации личностного потенциала инвалидов, их реабилитация средствами культуры, налажи­ванию плодотворного сотрудничества органов социальной защиты насе­ления, культуры и общественных организаций инвалидов.

В Ярославской области, например, при активном участии инвалидов создан и успешно работает областной Центр творческой реабилитации инвалидов. Во Владимирской области музеи проводят дни открытых две-рей для инвалидов, а каждое муниципальное образование совместно с организациями инвалидов разрабатывает мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам соци­альной инфраструктуры. В городе Великий Новгород принята долго­срочная программа, цель которой сделать его первым в России городом, доступным для передвижения на инвалидных колясках.

В общеобразовательных школах ряда областей проводятся занятия, направленные на воспитание гуманного отношения к инвалидам. Регио­нальный общественный благотворительный фонд социальной реабили­тации и помощи инвалидам «Кедр» (Санкт-Петербург), сотрудничая с Александра-Невской Лаврой и Коневским Рождество-Богородичным мо­настырем, за последние семь лет обеспечил профессиональное обуче­ние и способствовал трудоустройству более 2000 человек, большинство из которых — инвалиды. В специально оборудованных мастерских они овладевали навыками самообслуживания, обучались народным ремеслам, занимались художественной деятельностью, адаптировались к условиям самостоятельной жизни.

К началу 2002 года Государственная служба реабилитации инва­лидов создана в одной четверти субъектов Российской Федерации. При этом органы и учреждения культуры включены в состав указанной службы только в половине этих регионов. В их числе — республики Се­верная Осетия (Алания) и Башкортостан, Ленинградская, Московская, Новосибирская области, город Москва и некоторые другие субъекты РФ. В этих регионах учреждения культуры активно привлекаются к проведению акций с участием инвалидов — фестивалей, праздников, памятных встреч, но в полной мере еще не стали частью комплексной системы реабилитации инвалидов.

Существенно, что за последнее десятилетие количество специали­зированных учреждений культуры для инвалидов по зрению в системе Всероссийского общества слепых по причинам экономического характе-pa сократилось в 1,46 раза, а в системе Всероссийского общества глу­хих — в 1,6 раза. Аналогичные процессы идут и в государственной се­ти культурно-досуговых и просветительных учреждений (Домов культу­ры, клубов, библиотек) общего назначения.

Следует отметить, что в России средства культуры стали использоваться в работе с инвалидами с начала 70-х годов прошлого века, однако формы и методы работы разрабатывались, в основном, специалистами-практиками, делавшими акцент на досуговом эффекте такой работы без учета её реабилитационного воздействия. В результате сложилась ситуация, когда при множестве используемых на практике технологий реабилитации научное обоснование их эффективности практически не было обеспечено. В настоящее время стала очевидной необходимость ресурсного обеспечения такой деятельности в аспекте её применения в социокультурной реабилитации.

Такое положение дел отчасти обусловлено отсутствием какой-либо регламентации роли и задач учреждений культуры в сфере реаби­литации инвалидов, отсутствием системы подготовки соответствующих специалистов. В результате значительный потенциал созданной в стра­не обширной сети учреждений культуры целом слабо используется в целях ускорения социализации лиц с ограниченными возможностями и практически еще не включен в создаваемую систему комплексной реа­билитации инвалидов.

  1. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕРЕСАХ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Культурная политика в развитых странах ориентирована на обес­печение всем гражданам доступа к основным культурным ценностям и занятиям культурно-творческой деятельностью. Такой подход базируется на принципе «заботясь о каждом, общество заботится и о себе самом». Это предполагает, что в ходе приобщения граждан к культурным цен­ностям, к культурно-творческой деятельности повышается их духовность, культурный уровень, ускоряются процессы социализации личности и вхождения индивида в социум путем усвоения общечеловеческих цен­ностей и социальных норм.

В практике социокультурной деятельности за рубежом широкое применение нашла культурно-досуговая работа с инвалидами в специ­альных медицинских и социальных учреждениях: школах, детских до­мах, больницах, спецлечебницах, домах для престарелых, агенствах по трудоустройству, общинах инвалидов и других.

В нормативно-правовых документах многих стран предусмотрен минимум ценностей культуры, необходимых для нормальной жизнедея­тельности, которым обеспечен практически каждый гражданин страны. На муниципальном уровне большинство услуг в сфере культуры граж­данин получает бесплатно или за символическую цену. Инвалиды от­носятся к категориям населения, пользующимся особым вниманием государственных и общественных учреждений и организаций, в том числе в вопросах социокультурной деятельности, включая организа­цию досуга. Реализация социокультурной реабилитации инвалидов осуществляется в соответствии с действующими нормативно-правовы­ми документами.

Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограни­ченными возможностями направлена на содействие их самостоятельно­му интеллектуальному совершенствованию, обеспечению доступа этих людей к информации. Права инвалидов на равный и свободный доступ к информации получили отражение во многих международных документах. В Манифе­сте ЮНЕСКО о публичных библиотеках (1994) провозглашено, что «об­служивание в публичной библиотеке представляется на основе равного доступа для всех... Особые виды услуг или материалов должны предо­ставляться тем потребителям, которые по какой-либо причине не могут пользоваться обычными услугами и материалами, например, инва­лидам...» Идеи равного и свободного доступа к информации, обще­доступности библиотечного обслуживания признаны большим числом государств, в том числе Россией.

В последние годы получило признание и широкое распро­странение интегрированное библиотечное обслуживание, которое основано на участии широкого круга библиотек, как специализиро­ванных, так и общего профиля, в том числе публичных, в информа­ционном обеспечении инвалидов. В этот процесс обслуживания включаются библиотеки общеобразовательных школ, колледжей, университетов, национальные и парламентские библиотеки и др. Инвалиды, в том числе незрячие, могут не только пользоваться услу­гами различных библиотек, например, получать книги по почте, но и посещать абонемент библиотеки или брать материалы на специ­альных носителях в учебных библиотеках. Это позволяет учащимся инвалидам быстрее адаптироваться в студенческой среде. Эпохаль­ным стало внедрение в библиотечное обслуживание слепых «гово­рящих» книг-фонограмм, представляющих аналог соответствующих печатных изданий.

Для обеспечения специальной литературой слепых в издатель­ском деле развито специальное направление — выпуск специальной рельефно-точечной литературы, ориентированной на лиц с нарушени­ем зрения. Например, в США ежегодно выходит свыше 200 названий книг рельефно-точечного шрифта, в Швеции — 400-500.

Обеспечению достаточно высокого уровня обслуживания ин­валидов в библиотеках служат получившие распространение в раз­витых зарубежных странах национальные стандарты и руководства по библиотечному обслуживанию лиц с ограниченными возможнос­тями. Так, в США для библиотек разработаны документы, известные как стандарты библиотечного обслуживания слепых и лиц с други­ми физическими недостатками, в Великобритании — руководство по обслуживанию людей с нарушенным зрением (для публичных библиотек), в Канаде организацию библиотечного обслуживания инвалидов регламентируют стандарты — «Библиотеки для всех. Ру­ководство по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов» (1989) и «Справочник по библиотечному обслуживанию канадских инвалидов».

За рубежом имеется успешный опыт реализации государственных и региональных программ, направленных на всемерный охват библио­течным обслуживанием инвалидов, разграничены полномочия ответ­ственных за это дело структур. В США ответственность за библиотечное обслуживание слепых и других инвалидов разделяется на три уровня — федеральный, штатов и местный. Библиотека Конгресса обеспечивает региональные и субрегиональные библиотеки рельефными и «говоря­щими» книгами. В свою очередь они предоставляют небольшие комплек­ты книг и звуковоспроизводящего оборудования учреждениям, которые имеют среди своих подопечных нуждающихся в специальном обслужи­вании (частные лечебницы, центры для выздоравливающих, госпитали и публичные библиотеки).

Социокультурная деятельность библиотек с лицами с ограничен­ными возможностями способствует как их информационному обеспече­нию, так и организации их досуга. На базе многих библиотек ведется активная кружковая и клубная работа по интересам.

Всё большее признание получает использование в интересах инвалидов виртуальных информационных пространств. Современные мультимедийные средства и программные продукты их поддерживаю­щие, специальные технические и аппаратные устройства, изменения в организации социокультурной деятельности позволяют создать прин­ципиально новую безбарьерную социокультурную среду для людей с ограниченными возможностями. Применение современных мультиме­дийных средств позволяет проводить трансформацию любого вида ин­формации (устная речь, рукописный материал и пр.) в компьютерный файл с его дальнейшим редактированием. Наличие современной запи­сывающей техники и средств телекоммуникаций (CD-рекордер, кино­камера, сканер и т.д.) позволяют создавать электронную библиотеку различных материалов с возможностью передачи информации практи­чески на любые расстояния.

В этом аспекте в западных странах прочно в обиход вошел Ин­тернет. С помощью данной системы возможно получение не только раз­нообразной обучающей, познавательной, развлекательной и прочей информации, но и прослушивание музыки, просмотр фильмов, концер­тов, изучение иностранных языков и прочее.

Социокультурная деятельность с использованием рекреационных зон.

Во многих странах имеются программы рекреационно-оздоровительных курсов для людей с ограниченной двигательной активностью и иных инвалидов. Клубы, парки, кинотеатры и другие досуговые учреж­дения создают инвалидам необходимые условия для реализации досуговой активности по интересам.

В штате Огайо (США) в рекреационном комплексе «Кеттеринг рекриэйшн» действует специальная программа развития творческих способностей инвалидов, которая включает проведение художествен­ных выставок, организацию фестивалей искусств, другие культурно-образовательные мероприятия.

Широкое распространение получила иппотерапия (езда на лошадях), официально признанная в качестве действенного метода оздоровления и реабилитации инвалидов.

С целью облегчения доступа и увеличения потребности в культурно-досуговой активности в рекреационной сфере для инвалидов используются виртуальные технологии. Так, в городе Вирджиния-Бич (США) создан летний компьютерный лагерь для инвалидов.

В последнее время наблюдается интерес к более широкому учас­тию инвалидов в досуговой деятельности, рассчитанной на физически здоровых людей. Это обеспечивается специальными интегрированными рекреационными программами.

Работа музеев с лицами с ограниченными возможностями.

Музейные учреждения играют важную роль в социализации и са­моидентификации личности через приобщение к культурному и природ­ному наследию. В странах Запада музеи достаточно приспособлены для обслуживания инвалидов. Наиболее распространены в них следующие формы работы:

Однако, даже в известных западноевропейских музеях техни­ческая обеспеченность не всегда доступна и реально функционирует, отмечается, что посетителей из числа инвалидов в них все же немного. Последнее обстоятельство объясняется психологическим диском­фортом инвалидов и недостаточным умением работников музеев в оказании этим посетителям необходимой поддержки. Наибольшее внимание этой проблеме было уделено в Великобритании. Для устранения указанных недостатков в 1992 году на конференции Ассоциации музеев Великобритании было утверждено новое «Руководство по работе с инвалидами для музеев и художественных галерей в Велико­британии». Документ был бесплатно разослан во все музеи страны, организации инвалидов, органы власти и соответствующие централь­ные министерства.

После утверждения Закона «О правах инвалидов» (1995), в Ве­ликобритании стали разрабатываться практические нормы, обеспечива­ющие в музеях действие этого закона. Поэтапно была реформирована структура музеев с учетом интересов инвалидов путем устранения физи­ческих барьеров, препятствующих свободному доступу в музеи. К работе с инвалидами в музеях Великобритании активно привлекаются волон­теры, для которых издано специальное пособие.

Во Франции в начале 90-х годов был поставлен и под руковод­ством Управления музеев решен вопрос о привлечении и обслуживании посетителей-инвалидов. Была выпущена книга «Комфортные условия посещения для всех». Деятельность по адаптации музейных пространств координируется с Обществами друзей музеев, ассоциациями инвали­дов, медицинскими учреждениями.

Большое внимание в зарубежной практике работы музеев с ин­валидами уделяется определенного микроклимата, который позволяет инвалидам избавиться от определенных комплексов дискомфорта при посещении музеев.

С 1985 года Американская ассоциация музеев совместно с На­циональной организацией инвалидов стала присуждать специальную премию музеям за достижения в осуществлении образовательных про­грамм работы с инвалидами. В 1990 году в США был принят акт об инвалидах, который предложил музеям принять серьезные меры для решения этой проблемы. В настоящее время многие музеи имеют соот­ветствующие комитеты и коллективы советников по облегчению досту­па инвалидов. В Нью-Йорке 7 музеев составили Консорциум доступ­ных музеев, что позволило централизовать информацию об услугах для инвалидов. Заслуживает внимания деятельность Музея современ­ного искусства (Нью-Йорк) по составлению и воплощению в жизнь программ для посетителей-инвалидов. Еще в 1944 году этот музей в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. В 1972 году была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Спе­циально обученный персонал помогает посетителям с нарушенным зрением оценить собрания скульптур из постоянной коллекции. В му­зеях США существуют специальные залы для незрячих инвалидов, где максимально облегчено знакомство с экспонатом тактильно, с помо­щью ощупывания.

Важным направлением стала художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ас­социации художественных терапевтов. Члены общества слепых худож­ников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия. Особый вид музейной деятельности — рассказ не для инва­лидов, а о них самих. Такие мероприятия, как утверждают авторы проекта, нужны для здоровых людей, чтобы преодолеть их предубеж­дения против инвалидов. Примером является Музей на основе коллек­ций Бетлемского королевского госпиталя для лечения психических больных людей.

На своей 11 Генеральной конференции Международный совет музеев рекомендовал музеям предпринять активные шаги «для обес­печения максимальной доступности их коллекций и разработки соот­ветствующим образом разработанных программ». В 1998 году орга­низация «Фондасьон де Франс» провела первую международную конференцию «Музеи и инвалиды».

Во многих странах ставятся задачи по совершенствованию ра­боты музеев через взаимодействие с общественными объединениями инвалидов.

Работа театров и концертных залов

Основное направление деятельности театров и концертных за­лов в отношении инвалидов за рубежом — обеспечение доступности соответствующих помещений для лиц с ограниченными возможностя­ми (по аналогии с вышеописанными мерами в музеях), обеспечение лиц с нарушением слуха и зрения вспомогательными техническими средствами, облегчающими восприятие спектаклей, выделение специ­альных посадочных мест, проведение благотворительных спектаклей и концертов.
  1   2   3   4   5   6   7


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации