Шпора к зачету - информационные технологии в юридической деятельности - файл n1.docx

приобрести
Шпора к зачету - информационные технологии в юридической деятельности
скачать (50.2 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx51kb.16.09.2012 15:55скачать

n1.docx

1.Понятие и классификация правовых ресурсов, поиск правовых ресурсов.

1. Классификация правовых ресурсов

В сети Интернет много сайтов правовой тематики, что отражает важность права в жизни личности, общества и государства. К правовым информационным ресурсам Интернет можно применить различные критерии классификации.

1. По национально-территориальному признаку.

2. По видам владельцев сайта – государственные организации, коммерческие организации, общественные объединения, образовательные учреждения, частные лица и т.п.

3. По отраслям права – теория государства и права, гражданское право, право интеллектуальной собственности, информационное право и т.д.

4. По характеру содержания (контента) – каталоги правовых ссылок, научные публикации, правовые базы данных, сборники нормативных документов, предложение юридических услуг и пр.

5. По охвату предполагаемой аудитории – международные, федеральные, региональные и местные ресурсы.

6. По популярности ресурса, количеству посетителей сайта (рейтингу).

Многие сайты трудно отнести к той или иной категории по содержанию, так как они содержат комбинацию различных вариантов. Так, например, сайт могут содержать и подборку нормативных документов, и статьи различных авторов, и подборку ссылок, и форум, словом все то, что пожелает и сможет собрать автор сайта. Ясно, что один и тот же сайт может попадать одновременно в несколько категорий классификации.

Пользуясь поисковыми системами, можно получить списки ссылок на правовые ресурсы. В многочисленных поисковых каталогах обычно есть соответствующие разделы правовой тематики. Они могут называться по-разному. Так, например, в каталоге Яndex есть раздел “Общество и политика”, внутри которого есть подраздел “Власть”. В каталоге поисковой системы Google – topСТО (русская версия) есть разделы “Политика” и “Юриспруденция”. В одном из лучших российских каталогов - поисковой системе АПОРТ есть раздел “Общество”, в котором представлены следующие разделы:

• Армия и вооружение

• Власть

• Выборы

• Государственная символика

• Катастрофы, преступления, безопасность

• Международные отношения

• Национальные отношения

• Миграция

• Партии и общественные объединения

• Политики, чиновники, общественные деятели

• Право и законодательство

• Религия и духовность

• Люди

• Социальные группы

• Публикации и аналитика

• Каталоги и ссылки

• Справочная информация

• Чаты и форумы

В каталоге ресурсов Russia on the Net (www.ru) есть раздел “Политика и право”, содержащий три подраздела: Право, Политические организации и Разное. В каталоге Улитка в разделе Законодательство и право 470 ссылок. В справочном ресурсе Желтые страницы Интернет тоже представлена юридическая тематика. Есть раздел “Юридические услуги”

2. Поиск правовых ресурсов

Существует множество каталогов, в которых в той или иной степени представлены правовые ресурсы. Для первоначального ознакомления с интересующей темой они могут быть полезны. Однако не стоит забывать, что подборка ссылок составляются людьми, поэтому всегда страдают неполнотой. Кроме того, как отмечалось ранее, многие каталоги используют добровольную регистрацию в них владельцев сайтов. Это значит, что тот или иной, порой значимый и полезный ресурс может не попасть в подборку ссылок данного каталога.

Многие правовые сайты и почти все правовые порталы содержат собственные подборки ссылок соответствующей тематики. Например, сайт “Право России” содержит каталог сайтов юридической тематики, а также статьи на тему законодательства и права. В каталоге зарегистрировано на момент подготовки книги 2773 ссылки. Был создан специальный каталог правовых ресурсов – Правополитен, который, к сожалению, прекратил обновляться в 2001 г.

Для более полного или более конкретного поиска информации в той или иной области права следует пользоваться поисковыми машинами. Перечень ведущих поисковых машин и принципы их работы приведены в разделе . Там же упоминаются лучшие поисковики.

Чтобы почувствовать разницу и оценить эффективность различных поисковых машин, рекомендуется хотя бы иногда использовать разные поисковики для одного и того же запроса. К тому же со временем происходит модернизация программного обеспечения механизмов поиска, появляются новые поисковые сервисы, поэтому в лидеры по качеству поиска могут выходить другие поисковые систему, нежели указанные в статье.

Для примера сопоставим поиск по запросу “Правовые ресурсы интернет”, в различных поисковых системах и сравним полученные результаты.

Yahoo!

Найдено 52 ссылки. На одной странице показывается по 20 ссылок. Следует отметить, что некоторые заголовки не могут отобразиться в правильной кодировке и заменяются знаками вопроса.

AltaVista

Найдено 18419 результатов поиска. Результат удобен для дальнейшей работы.

Fast Search

Похожую картину дает поисковая система Fast Search (AlltheWeb.com), но количество результатов гораздо больше - 257890.

Google

Эта поисковая система в последнее время заслужила заслуженную популярность во всем мире, в том числе и в России. Поиск показал примерно 767тысяч ссылок. Так как система ориентирована на поддержку русского языка, результаты отображаются корректно и удобно. Следует отметить, что поисковая система использует эффективный механизм ранжирования выдаваемой информации, в результате этого в начало списка попадают наиболее популярные ресурсы, удовлетворяющее запросу.

Яndex

Один из лучших российских поисковиков выдает интересную статистику по заданному запросу:

Результат поиска: страниц - 788, серверов - не менее 106. Статистика слов: Правовые: 4068131, ресурсы: 18743599,интернет: 29636363.

АПОРТ

Результат: Лучшие 608 сайтов (1284 документа)

По форме выдачи результатов на экран – вся необходимая информация, красиво оформленная.

Rambler

Ссылки снабжены информацией о том, какие разделы данного сайта могут содержать релевантную информацию (На том же сайте…). В остальном ничего принципиально отличного от предыдущих систем. Статистика поиска: Вы искали: Правовые ресурсы интернет, найдено сайтов: 9785, документов: 219136.

В ответ на данный запрос, как видно из примеров, поисковые системы выдали очень большое количество ссылок. Если провести анализ релевантности, то есть соответствия результата поставленной задаче, то качество результата почти всех систем нельзя признать удовлетворительным. При таком большом количестве ссылок приходится сначала анализировать их аннотацию, заголовки сайтов, фрагменты, содержащие ключевые слова. На этом этапе уже исключаются, как правило, больше половины ссылок. Затем приходится конкретно просматривать содержимое найденных сайтов (контент). И на этом этапе тоже выясняется, что большая часть сайтов не содержит нужной информации. В ряде случаев необходимо повторять запрос, задавая другое сочетание ключевых слов. Часто необходимо применять расширенный поиск, либо применяя язык запросов, либо используя форму для задания дополнительных условий поиска. Расширенные формы и языки запросов рассмотрены ранее.

2. Российские правовые ресурсы и правовые рассылки

Приведенный ниже перечень сайтов правовой тематики не является полным и всеобъемлющим, а скорее дает пример правовых ресурсов разных категорий. Пользуясь приведенной выше методикой поиска, читатель легко сможет найти интересующий его конкретный ресурс.

1. Государственные органы Российской Федерации

• Сервер государственных органов России (см. Рис.2) http://www.gov.ru/

• Президент Российской Федерации http://kremlin.ru/. Официальный сайт главы государства Информационный ресурс, выполняющий оперативное и всестороннее освещение деятельности Президента РФ; формирование и обновление банка данных о статусе Президента РФ, институтах власти, посредством которых реализуются конституционные полномочия Президента, о реформах и инициативах Президента, документах, подписанных Президентом; предоставление познавательной и образовательной информации об институте президентства в России, политическом устройстве, государственной символике и т.д. Предоставление персональной информации о Президенте России В.В.Путине.

• Правительство России http://www.government.ru/

• Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации http://www.duma.ru/

• Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации http://www.council.gov.ru/

2. Судебные органы

• Конституционный Суд РФ http://ks.rfnet.ru/

• Верховный Суд РФ http://www.supcourt.ru/

• Высший Арбитражный Суд РФ http://www.arbitr.ru/

3. Базы правовой информации

Широко известны российские справочно-правовые системы. Практически все студенты юридических и экономических вузов изучают работу с такими системами [Правовая информатика (информационные системы) Том II Издательство “Профобразование”, 2001]. Все ведущие организации - разработчики таких систем имеют свои сайты в Интернет. Эти сайты предоставляют множество полезной информации и дополнительных услуг, на основании чего их полноправно можно называть порталами. Однако кроме знакомства с самими системами и условиями их приобретения многие из этих организаций предоставляют доступ через Интернет к своим правовым базам. Этот доступ осуществляется как на платной, так и на бесплатной основе. Бесплатно предоставляется или доступ в определенное время (например, в выходные дни), или к отдельным правовым базам, или к отдельным, обычно самым свежим, документам.

• КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru/. Сервер содержит информацию о кампании, выпускаемых продуктах, новые поступления документов, обзоры законодательства и много другой полезной информации. Помимо прочего, содержатся полные online-версии систем. Консультант Плюс предоставляет в вечернее время (с 20 до 24 часов) и по выходным дням бесплатный доступ к своей основной базе “КонсультантПлюс:ВерсияПроф”. Круглосуточный бесплатный доступ также предоставлен к базам данных “КонсультантПлюсНалогиБухучет” и “Международное гуманитарное право, применяемое во время конфликтов”. Пример карточки запроса к онлайн-версии базы приведен на Рис.3.

• СПС ГАРАНТ. http://www.garant.ru/. Система "Гарант". Справочная правовая система. Мониторинг законодательства. Новостная лента Федерального Собрания РФ. Новости МНС РФ и УМНС РФ по г. Москве. Налоговый календарь бухгалтера. Проекты законов. Новости Минюста. Новости Конституционного Суда. Публикации из журналов "Законодательство" и "Российская Юстиция". Юридический мир Интернет

• ГАРАНТ WWW http://garant.park.ru. Интернет-версия системы ГАРАНТ (поиск по реквизитам, ситуации, источнику).

• Информационно-правовой Сервер “Кодекс”. http://www.kodeks.net. Информационно-правовой сервер “Кодекс” является Интернет-версией профессиональных юридических и специализированных систем “Кодекс”. Это огромный банк данных по нормативно-правовой, нормативно-технической и специализированной информации для всех сфер деятельности, включающий более чем 500 000 документов. На сайте “Кодекс” представлены образцы правовых и деловых документов, консультации юристов и аудиторов, словари юридических и бухгалтерских терминов, ежедневные обзоры законодательства России, Москвы, Санкт-Петербурга, Электронную юридическую библиотеку, Большую Российскую юридическую энциклопедию и многое другое. В бесплатном доступе можно пользоваться ежедневными и еженедельными обзорами законодательства, новыми документами, поступившими в систему “Кодекс”, Электронной юридической библиотекой и многими другими ресурсами. Основная задача сервера – предоставить оперативный доступ граждан и организаций к постоянно обновляемой полнотекстовой базе данных. Поиск конкретного документа (списка документов) обеспечивается развитой и гибкой системой поиска.

• Правовая система “Референт”. http://www.referent.ru. Референт Web On-line доступ к информационным модулям системы "Референт Web" . Бесплатный доступ в течении двух недель.

• Юридическое информационное агентство intralex http://www.intralex.ru/. Информация о программном комплексе АРМ “ЮРИСТ” (Юридическая информационная система). Мониторинг законодательства, списки публикаций и мероприятий, проведенных фирмой. Описание услуг для вузов.

• Научно-технический центр правовой информации "Система". http://www.systema.ru/. Научно-технический центр правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Сайт предоставляет доступ к правовой базе данных, содержит электронные версии официальных изданий.

• Документы Мэрии и правительства Москвы http://www.mos.ru/.

4. Общеюридические ресурсы, правовые каталоги.

• InterLaw - юридический портал http://www.interlaw.dax.ru/. Юридический портал InterLaw предлагает объединить все юридические сайты в одну большую сеть.

• Бесплатные ресурсы для юриста http://antitax.ru/. Законы, формы документов, налоговые схемы. Много полезных ссылок на правовые ресурсы Интернета.

• Юрцентр. http://jurcenter.ru/. Правовой портал. Информационно-юридический сервер, включающий правовую конференцию, виртуальную юридическую консультацию, поиск в правовых базах данных, вакансии для юристов, сборник типовых документов и другое. Включает подписку на рассылки: “Новинки юридической литературы на ЮрЦентре” и “Новые публикации на ЮрЦентре”.

• Каталог юридических ресурсов http://www.e-pravo.ru. В каталоге можно зарегистрировать сайт, представляющий предприятие или личный проект в сети Интернет. На сайте существует рейтинг юридических ресурсов. Добавив свой сайт, можно определить популярность ресурса в Интернете.

• ЮрКлуб - Виртуальный Клуб Юристов http://www.yurclub.ru. Виртуальный Клуб Юристов - создан для обмена опытом людей, связанных с юриспруденцией, оперативного обсуждения возникающих вопросов. Для этих целей имеются конференция, Чат, статьи. Попытка создания универсального правового портала. Содержит большое количество ON-LINE - публикаций различной тематики. Имеется список рассылки, извещающей об обновлениях сайта.

• АКДИ (агентство консультаций и деловой информации) “Экономика и жизнь”. Раздел “Право”http://www.akdi.ru/pravo/akdi.HTM. Оперативная экономико-правовая информация, новые документы и комментарии к ним, хроника законодательной деятельности российского парламента, налоговые и правовые консультации и статьи, арбитражная практика и др.

• Российская национальная библиотека, ссылки на правовые ресурсы. http://www.nlr.ru:8101/lawcenter/links.htm

5. Тематические правовые сайты

• Коллекция ссылок на правовые ресурсы в области мировой торговли. http://www.miripravo.ru/links/links.htm

• Налоговая помощь. http://www.taxhelp.ru/. Сайт "Налоговая помощь" посвящен российскому налоговому праву. Помощь в решении вопросов налогообложения. На сайте есть статьи, рефераты, форум и многое другое.

• Право и средства массовой информации http://www.medialaw.ru/.

6. Правовое регулирование Интернет

• Интернет и Право www.internet-law.ru/. Авторский проект Антона Серго. Сайт посвящен юридическим аспектам компьютерной индустрии, интеллектуальной собственности в Интернете. Содержит большую подборку материалов по Интернет-правовой тематике, материалы Судебной палаты по информационным спорам и многое другое. Имеется форум, подписка на рассылку “BugTraq: Закон есть закон”, с недавнего времени ведущуюся автором сайта.

• Право и Интернет http://www.russianlaw.net. Персональный ресурс Виктора Наумова, исследователя из Санкт-Петербурга. Публикуются статьи, решения судов, проекты нормативно-правовых актов. Проблемы правового регулирования Интернета, право телекоммуникаций, информационное право, интеллектуальная собственность. Семинар, статьи, иностранные прецеденты, предметная арбитражная практика и законопроекты, ссылки. Имеется подписка на участие в дискуссионном листе (списке рассылки) "Netlaws".

7. Сайты некоторых .юридических ВУЗов

• Московская Государственная Юридическая Академия www.msal.ru

• Московский государственный институт международных отношений (Университет) http://www.mgimo.ru/

• Российская Экономическая Академия им. Г.В. Плеханова http://www.rea.ru/

• Институт Бизнеса и Права (г.Москва) http://www.st7.ru/

• Академия государственной службы. http://www.rags.ru/

• Институт международной торговли и права (ИМТП). http://www.iitl.ru/

• Институт экономики и права. http://www.stelecom.ru/iep

8. Юридические библиотеки

• Юридическое издательство СПАРК и юридическая научная библиотека. http://www.lawlibrary.ru/

Правовые рассылки

Пользуясь подпиской на почтовые рассылки, можно получать по электронной почте информацию о последних изменениях в законодательстве и другие новости, имеющие отношение к праву.

Одним из популярных российских серверов рассылок является информационный канал Subscribe.Ru. Сервер имеет раздел – Государство.

Выбор рассылок достаточно широкий, различного содержания и периодичности. Здесь и рассылки политической тематики, большинство которых могут представлять интерес и для юристов, и обзоры и новости законодательства, и юридические консультации. Иногда рассылку интересующей тематики можно обнаружить совершенно в ином разделе (например, Экономика. Бизнес).

Среди рассылок можно отметить, например, следующие:

• Юриспруденция. Новинки издательства "Питер"

• Право для молодежи (призывников, студентов, учащихся и др.)

• BugTraq: Закон есть закон / Интернет и Право.

• Новости Виртуального Клуба Юристов.

Раздел “Обзоры новости законодательства” содержит, более 25 рассылок. Некоторые из них:

• Налоги, бухгалтерский учет, арбитраж - еженедельный обзор

• Референт: Обзор законодательства России и Москвы

• Думский вестник

• Законодательство РФ: права потребителей

• КонсультантПлюс: федеральное законодательство еженедельно

• Гарант. Ежедневный мониторинг московского законодательства

Раздел “Консультации” содержит рассылки, предлагающие юридические услуги.

• Юридический путеводитель

• Опытные юристы готовы ответить на все вопросы и рассмотреть различные проблемы российского законодательства. Рассылка поддерживается ЮРИЦ "Новый Камелот".

• Консультарий

• Российские низконалоговые компании, оптимизация налогов

• RusFAQ.ru: Гражданское право

• Образцы договоров, налоговые и арбитражные полезности

• Юридическая грамотность, об интеллектуальной собственности.

Кроме отмеченного сервера рассылок, хороший сервис рассылок предлагается на сайте My.park.Ru.

Предлагается мониторинг законодательства, экономика, финансы, обзор прессы за рубежом, общество, СМИ, культура, спорт, право, юриспруденция. Раздел “Мониторинг законодательства – это ежедневное обозрение самых последних изменений в российском федеральном и региональном законодательстве и проектов федеральных законов. Готовится с использованием правовой системы ГАРАНТ-WWW и содержит комментарии юристов компанииПарк.РУ. Из предлагаемых рассылок в первую очередь интерес представляют Мониторинг законодательства иПраво. Обзор прессы.

Также сервис рассылок предлагается на http://content.ru/

Рассылки@MAIL.RU : Каталог рассылок : Государство Российское

Рассылки@MAIL.RU : Каталог рассылок : Право

Еще одна служба почтовых рассылок -MailList.ru - кампании AGAVA Software http://www.maillist.ru. Существует также большая группа списков рассылки, подписаться на которые можно только на соответствующих страницах Сети.

3. Законодательство РФ в области информационной безопасности и защиты информации.

В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся[12]:

Акты федерального законодательства:

 Международные договоры РФ;

 Конституция РФ;

 Законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы);

 Указы Президента РФ;

 Постановления правительства РФ;

 Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств;

 Нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления и т. д.

Подробнее списки и содержание указанных нормативных документов в области информационной безопасности обсуждаются в разделе Информационное право.

К нормативно-методическим документам можно отнести

 Методические документы государственных органов России:

 Доктрина информационной безопасности РФ;

 Руководящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России);

 Приказы ФСБ;

 Стандарты информационной безопасности, из которых выделяют:

 Международные стандарты;

 Государственные (национальные) стандарты РФ;

 Рекомендации по стандартизации;

 Методические указания.

4. Виды защищаемой инормации по законодательству РФ

"Защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу".

"Режим защиты информации устанавливается:

o в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, – уполномоченными органами на основании Закона РФ "О государственной тайне";

o в отношении конфиденциальной документированной информации – собственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на основании настоящего Федерального закона;

o в отношении персональных данных – федеральным законом."

Здесь явно выделены три вида защищаемой информации, ко второму из которых принадлежит, в частности, коммерческая информация. Поскольку защите подлежит только документированная информация, необходимым условием является фиксация коммерческой информации на материальном носителе и снабжение ее реквизитами.

5. Правовые аспекты защиты информации с помощью технических средств.

Соблюдение правовых норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, должно являться одним из основополагающих принципов при создании любой комплексной системы защиты от информационных атак.

Общие правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства определены в Федеральном законе "О безопасности".Этим же законом определено понятие системы безопасности и ее функций, установлен порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности и правила контроля и надзора за законностью их деятельности.

Основные положения государственной политики в сфере обеспечения безопасности изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.В Доктрине определены следующие основные задачи, которые необходимо учитывать при реализации комплекса мер по информационной безопасности:

• обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайны, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;

• укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;

• запрещение сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством;

• защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России;

• обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 23, 24) мероприятия по защите данных от возможных информационных атак не должны нарушать тайну переписки, осуществлять сбор сведений о частной жизни сотрудников, а также ознакомление с их перепиской.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 139) определены характерные признаки информации, которая может составлять служебную или коммерческую тайну. Кроме этого в гражданском кодексе установлена ответственность, которую несут лица, за незаконные методы получения такой информации.

Уголовным Кодексом Российской Федерации предусматривается ответственность в случае преднамеренного использования вредоносного программного обеспечения с целью:

• сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия (ст. 137);

• незаконного получения или разглашения сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183);

• неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации (ст. 272);

• нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ (ст. 274);

• нарушения тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений, с использованием специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации (ст. 138).

Уголовная ответственность распространяется также на лиц, совершивших действия по созданию, использованию и распространению вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273). При этом необходимо отметить, что в качестве вредоносного ПО могут выступать не только вирусы, программы типа "Троянский конь", но и программы, предназначенные для проведения информационных атак.

Регулирование отношений, связанных с созданием, правовой охраной, а также использованием программ для ЭВМ и баз данных, осуществляется при помощи законов "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" и "Об авторском праве и смежных правах".

Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене" также определяет понятие информационной безопасности и направлен на создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Требования данного нормативного документа необходимо учитывать при взаимодействии с зарубежными информационными ресурсами, например, через сеть Интернет. Отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов

на основе создания, сбора, обработки, накопления и предоставления потребителю документированной информации, регулируются Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".Данный закон определяет понятие конфиденциальной информации, цели и задачи по ее защите, а также права и обязанности субъектов в области защиты информации. В 2006 г. эти два закона были заменены Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации",в соответствии с которым защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

• обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

• соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

• реализацию права на доступ к информации.

• Федеральный закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований к процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, в том числе средств обнаружения атак. На основе данного закона в ближайшее время будет разработан технический регламент, который будет определять требования к информационной безопасности.

• Нормативно-методическую базу, определяющую требования и рекомендации к программно-техническим методам защиты информации в автоматизированных системах, составляют руководящие документы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК) и государственные стандарты. Так, например, оценка защищенности автоматизированных систем, обрабатывающих информацию ограниченного доступа, осуществляется на основании руководящего документа (РД) ФСТЭК "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации".При разработке и модернизации средств вычислительной техники необходимо принимать во внимание требования РД ФСТЭК "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации" и ГОСТ Р 50739-95 "Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования".Данные нормативные документы необходимо учитывать в процессе реализации комплексной системы защиты от информационных атак для того, чтобы не нарушить установленные в них требования к автоматизированным системам и средствам вычислительной техники соответствующих классов.

• Еще одним нормативным документом ФСТЭК, который может применяться по отношению к средствам защиты от информационных атак, является РД "Программное обеспечение средств защиты информации. Классификация по уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей (НДВ)".Данный РД устанавливает классификацию ПО средств защиты информации по уровню контроля отсутствия в нем НДВ. Необходимо отметить, что под НДВ понимают функциональные возможности ПО, не описанные в документации, при использовании которых возможно нарушение конфиденциальности, целостности или доступности обрабатываемой информации.

6. Методы защиты информации в компьютерных системах

Препятствия - методы физического преграждения пути злоумышленнику к защищаемой информации (к аппаратуре, носителям информации и т.д.).

Управление доступом - метод защиты информации регулированием использования всех ресурсов компьютерной информационной системы (элементов баз данных, программных и технических средств). Управление доступом включает следующие функции защиты:

идентификацию пользователей, персонала и ресурсов системы (присвоение каждому объекту персонального идентификатора);

опознание (установление подлинности) объекта или субъекта по предъявленному им идентификатору;

проверку полномочий (проверка соответствия дня недели, времени суток, запрашиваемых ресурсов и процедур установленному регламенту);

разрешение и создание условий работы в пределах установленного регламента;

регистрацию (протоколирование) обращений к защищаемым ресурсам;

регистрацию (сигнализация, отключение, задержка работ, отказ в запросе) при попытках несанкционированных действий.

Маскировка - метод защиты информации путем ее криптографического закрытия. Этот метод широко применяется за рубежом как при обработке, так и при хранении информации, в том числе на дискетах. При передаче информации по каналам связи большой протяженности данный метод является единственно надежным.

Регламентация - метод защиты информации, создающий такие условия автоматизированной обработки, хранения и передачи защищаемой информации, при которых возможности несанкционированного доступа к ней сводились бы к минимуму.

Принуждение - метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынуждены соблюдать правила обработки, передачи и использования защищаемой информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности.

Побуждение - метод защиты, который побуждает пользователя и персонал системы не нарушать установленный порядок за счет соблюдения сложившихся моральных и этических норм (как регламентированных, так и неписаных).

Рассмотренные методы обеспечения безопасности реализуются на практике за счет применения различных средств защиты, таких, как технические, программные, организационные, законодательные и морально-этические. К. основным средствам защиты, используемым для создания механизма обеспечения безопасности, относятся следующие.

7.Защита интеллектуальной собственности

Эффективное развитие сети Интернет возможно только при его смешанном регулировании: государством и обычаями и правилами сетевого саморегулирования. Необходимо на законодательном уровне определить статус владельца сетевого информационного ресурса, установить понятие глобальных информационных сетей и основных элементов таких сетей, определить объект, субъектов сетевых информационных отношений, цели, задачи, а также принципы правового регулирования. При совершенствовании национального законодательства необходимо учитывать практику принятия соответствующих законодательных актов в других государствах. Приоритетным направлением является разработка и заключение международных соглашений, формулирующих общие понятия и устанавливающих единые стандарты для регулирования частноправовых сетевых отношений международного характера.

В третьем параграфе второй главы “Защита прав на средства индивидуализации. Доменные имена”предложено установить правовой режим охраны доменного имени как средства индивидуализации сетевого информационного ресурса на основе регистрационной системы.

В настоящее время право владельца доменного имени состоит из права на использование доменного имени в течение определенного договором времени, обеспеченного обязательством администратора доменных имен по предоставлению услуг. Доменное имя является лишь индивидуально-определенным элементом такого объекта гражданского оборота как действия (работы и услуги) в правоотношениях, которые складываются по поводу оказания услуг, также как телефонный номер абонента сети – по договору о предоставлении услуг связи. При этом договор, заключаемый регистратором (исполнителем услуг) и владельцем доменного имени (заказчиком), является договором присоединения. Условия предоставления услуг по администрированию доменных имен определяются в регламентах, утверждаемых исполнителем услуг.

Факт существования рынка доменных имен свидетельствует о том, что сделки направлены на приобретение права администрирования (регистрации) доменного имени, с целью использовать его как средство индивидуализации сетевого информационного ресурса. Такое “продаваемое” право можно рассматривать как имущественное право. Однако права по договору не наполняют его имущественным содержанием, экономическая ценность присуща не всем без исключения доменным именам. Ценность составляют имена, либо ставшие узнаваемыми за счет популярности информационного ресурса, который они обозначают, либо имеющие потенциальную возможность стать таковыми, так как смешиваются с известными обозначениями, являются общеупотребительными, легко запоминаются.

Создание информационного ресурса, развитие и привлечение аудитории (пользователей Сети) требуют значительных инвестиций. Владельцы известных сетевых ресурсов заинтересованы в охране прав на используемые домены. Участие доменных имен в рыночных отношениях требует закрепления абсолютного права, которое предполагает четкое обособление каждого объекта, его индивидуализацию.

Режим правовой охраны объекта зависит от его существенных признаков. По своим свойствам доменное имя сходно со средствами индивидуализации. Для охраны средства индивидуализации не требуется творческого характера, на него не закрепляется право авторства, создатели средств индивидуализации не пользуются защитой личных неимущественных прав. Все это применимо к доменным именам. Однако домен обладает самостоятельным информационным содержанием, не позволяющим ставить знак равенства с товарным знаком или фирменным наименованием. Исключительное право на товарный знак предоставляет обладателю право запрещать использование тождественного или сходного до степени смешения обозначения для индивидуализации товаров или услуг, для которых данный знак зарегистрирован. Критерии определения охраноспособности товарных знаков и знаков обслуживания разрабатывались с учетом ограничения сферы действия исключительных прав конкретным перечнем товаров и услуг. Сопоставление фирменного наименования и доменного имени требует установления сфер фактической деятельности индивидуализируемого юридического лица и аудитории информационного ресурса.

Так как доменное имя относится к той категории объектов, которые могут быть созданы (выбраны при регистрации) независимо друг от друга разными лицами, охрана должна предоставляться в результате прохождения специальной процедуры по проверке соответствия объекта критериям охраноспособности и регистрации прав.

Введение специального института охраны доменных имен позволит выделить ту группу доменов, которые соответствуют признакам объекта интеллектуальной собственности. Предоставление охраны доменным именам должно быть построено на тех же принципах, на которых охрана предоставляется товарным знакам, с учетом специфики индивидуализируемого объекта. Установление специального правового режима, по аналогии с товарными знаками, требует не каждое обозначение, а то, которое может быть экономически реализовано. Необходимо разделить сам факт регистрации доменного имени как адреса ресурса в глобальной сети Интернет и государственный акт по предоставлению доменному имени правовой охраны как средству индивидуализации сетевого ресурса.

В четвертом параграфе второй главы “Защита исключительных прав на сетевые информационные ресурсы” рассмотрено влияние, оказанное новыми информационно-коммуникационными технологиями на авторско-правовые отношения. Если роль посредника между автором и публикой традиционно выполнял издатель, то теперь ее осуществляют организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе, и организаторы коллективного творчества – владельцы сетевых ресурсов. В то же время одно из достижений современного человечества – это провозглашение прав на доступ к информации и знаниям. Общественные интересы требуют пересмотра традиционной авторской монополии, и в первую очередь на научные произведения.

Диссертантом вводится понятие сайта как комплексного объекта авторских и (или) смежных прав, представленного в виде информационного ресурса, : метаданных и упорядоченной в их структуре системы данных, которые посредством данных и команд, предназначенных предназначены для функционирования компьютерных устройств и осуществления к нему доступа пользователей в компьютерной сети. При этом акцент в определении нового вида объекта перенесен с формы объекта (базы данных), которая обусловлена технологией функционирования информационной сети, на сам результат творческого труда – произведения или объекты смежных прав, которые создаются в цифровой форме или переводятся в такую форму при создании сайта. Значимость данного определения заключается в формировании критериев обособления такого объекта, как сайт, от смежных, а также в предоставлении первоначальных исключительных прав на него владельцу ресурса. Объективной формой сайта в данном случае должна являться сама проекция сайта, отображаемая на компьютере пользователя. Форма представления данных и команд (исходный текст и объектный код) программы имеет второстепенное значение в вопросе фиксации прав.

Сайт как результат коллективного творческого труда является аналогом сборника. Помимо прав на осуществленный подбор и расположение материалов сборника, законом отдельно выделены права на произведения в составе сборника, которые принадлежат авторам этих произведений. Среди составных объектов особо выделяются периодические и энциклопедические сборники, для которых законом установлен специальный субъектный состав. Первоначальным правообладателем становится не автор-составитель такого сборника, а издатель. При этом права авторов отдельных произведений, включенных в такие издания, пересекаются с исключительным правом издателя: на данный объект исключительные права принадлежат и авторам и издателю.

Коллективная деятельность по созданию составного произведения должна быть определенным образом организована. Поэтому обладателем исключительного права становится лицо, физическое или юридическое, которое обеспечивает организацию творческого труда. Отсутствие прямого указания закона на отнесение сайта, являющегося результатом коллективного труда, к периодическим изданиям не позволяет распространить на него указанное положение о возникновении первоначального исключительного права. Данной нормой могут регулироваться отношения по созданию сайтов, зарегистрированных в качестве электронных средств массовой информации.

Для всех остальных сайтов субъектный состав обладателей прав будет зависеть от группы факторов: как создавался объект, самостоятельно или в соавторстве, относится он к служебным произведениям или нет, какие объекты и в каком порядке включались в состав сайта. В зависимости от данных факторов исключительное право на сайт возникает непосредственно у автора или соавторов, у работодателя. А затем это право может быть передано непосредственно владельцу ресурса. На практике данным обстоятельством обусловлен ряд проблем в осуществлении защиты исключительных прав в связи со сложностью определения обладателя субъективного исключительного права. Поэтому целесообразно закрепить права на сайт непосредственно за владельцем сетевого информационного ресурса. Выделение коллективного результата меняет не только субъектный состав права, но и содержание охраны.

Изменение в подходе к определению содержания исключительных прав на научные произведения, вызвано развитием информационно-коммуникационных технологий, которые предоставили неограниченные возможности для доступа к информации. Поэтому в государствах, которые исторически являются основоположниками правовой традиции охраны интеллектуальной собственности (в США и Великобритании), в 2004 – 2005 годах рассматривалась необходимость предоставления равного доступа к научным произведениям и выработана государственная политика по созданию открытых научных информационных ресурсов. В Российской Федерации осуществление и создание государственных ресурсов открытого доступа сопряжено с рядом таких проблем, как отсутствие механизма закрепления за государством прав на результаты интеллектуальной деятельности и механизма сбора и выплаты вознаграждения авторам. Ведущие мировые издательства в целях сохранения своей авторско-правовой монополии на научные издания, предоставили авторам возможность публиковать в открытых сетях свои научные произведения, при условии исключения возможности создания альтернативных коммерческих баз данных научных публикаций.

Исключения из авторских правомочий нашли свое закрепление в законодательстве многих государств и международных соглашениях по авторскому праву. Директива 2001/29/ЕС Европейского парламента и Совета от 22 мая 2001 г. о гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе в статье 5 (2) предусматривает, что государства-участники могут предоставлять исключения и ограничения авторского права в ряде случаев, в частности в отношении особых актов воспроизведения, совершаемых общедоступными библиотеками, образовательными учреждениями или музеями либо архивами, которые не направлены на получение прямого или косвенного экономического или коммерческого преимущества.

Диссертант предлагает ограничить исключительное право издательств на научные произведения, предоставив автору, в случае если исключительное право на такое произведение ему не принадлежит, право на публикацию созданного им научного произведения в некоммерческих сетевых научных депозитариях или на личном информационном ресурсе в компьютерной сети.

В пятом параграфе второй главы “Защита программ для ЭВМ и баз данных” проведен анализ проблем, связанных с защитой исключительных прав на базы данных и программы для ЭВМ, российской и зарубежной судебной практики по данной проблеме.

Правовая охрана баз данных как литературных произведений предоставляет возможность правообладателю запрещать использование формы представления и организации совокупности данных (исходного кода программы) и не предоставляет охраны информации, систематизированной в базе данных, в силу чего она не выполняет основную функцию права интеллектуальной собственности – предоставление создателю монопольного права использования результата интеллектуальной деятельности и извлечения экономической выгоды из такого использования. Режим охраны коммерческой тайны не соответствует задачам и целям создания информационных баз данных, предназначенных для распространения неограниченному кругу лиц.

Автором предложено установить исключительное право на информацию, составляющую содержание баз данных. Информационные объекты, к которым относятся и объекты интеллектуальной собственности, наделены общим свойством – нематериальностью. В силу этого предпринятая в ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” попытка защитить права на данные объекты в рамках режима права собственности на материальный носитель информации заведомо обречена. Невозможно реализовать способы защиты права владения (виндикация) применительно к нематериальным объектам. В свою очередь традиционные правомочия владения, пользования и распоряжения объектом собственности регламентированы законодателем применительно к вещам, владение которыми физически может реализовать только одно лицо. Вещи ограничены в пространстве, подвержены амортизации. В силу этого факта право собственности бессрочно и ограниченно только физическими возможностями самой вещи (износом). Право интеллектуальной собственности, напротив, ограничено сроком и территорией и разрабатывалось с учетом специфики нематериальных объектов, возможности их одновременного использования разными лицами.

Ограничение доступа к информации противоречит нормам законодательства и принятым Российской Федерацией обязательствам перед мировыми сообществами способствовать преодолению информационного разрыва и обеспечению равного доступа к информации. Поэтому необходимо установить баланс между интересами создателей баз данных и общества. Невозможно запретить распространение сведений, если для них не установлен режим тайны, однако существует возможность и объективная коммерческая необходимость запретить распространение совокупности сведений, образующих базу данных как товар. Создатель базы данных должен иметь возможность запрещать извлечение всех данных или их существенной части с целью создания аналогичного продукта и его распространения. Содержание исключительных прав на информацию в базе данных должны составлять правомочия запрещать распространение всей или существенной части охраняемой информации. Исключительные права предоставляются при условии, что эта информация до включения в базу данных охранялась в режиме коммерческой тайны и доступ к ней ограничен на законном основании.

1.Понятие и классификация правовых ресурсов, поиск правовых ресурсов
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации