Бразевич С.С., Кондратьева Я.В., Слуцкий Е.Г. и др. Проблемы социальной работы с молодежью - файл n1.doc

приобрести
Бразевич С.С., Кондратьева Я.В., Слуцкий Е.Г. и др. Проблемы социальной работы с молодежью
скачать (780.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc781kb.30.05.2012 00:49скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7





ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С МОЛОДЕЖЬЮ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2006
УДК 364-43-021.321

Проблемы социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. С.С. Бразевича и Е. Г. Слуцкого – СПб.:, 2006. – с.
В учебном пособии рассмотрены некоторые проблемы подготовки специалистов по ГС ВПО 350500 – «Социальная работа» по специализации «Социальная работа с молодежью». В нем представлены методологические основы социальной работы с молодежью и наиболее актуальные проблемы молодого поколения россиян и возможные пути их решения. Изложены основы социальной работы с молодежью - ее технологии, методы и процедуры, особенности социальной работы с различными категориями молодежи, отечественный и зарубежный опыт социальной работы с этой категорией населения.

Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей и социальных работников.


Авторы: д.соц.н., проф. Бразевич С.С.(3.3); док. культ., проф. Доброштан В.М.(2.6); к.соц.н. Кондратьева Я.В. (1.1, 1.3, 2.1, 2.4, 2.5, 3.1, 3.2, 3.3); Кострикин А.В.( 3.4); д.мед.н., проф. Сапова Н.И., (1.1, 2.1, 2.2 ,2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.3); Скворцова М.Б. (1.2, 1.3, 2.1, 2.5); д.экон.н., ак. РАЕН, проф. Слуцкий Е.Г. (1.1, 1.2, 2.1, 2.4, 2.5, 3.3).


Рецензенты:
д.соц.н., проф. Иванов О.И.

к.экон.н., ст.н.с. Ширнова С.А.
Редколлегия
Бразевич С.С. (гл. научн. ред.), Маргулян Я.А., Слуцкий Е.Г. (научн. ред.), Сапова Н.И. (отв. ред.)


ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа представляет собой процесс разрешения противоречивой ситуации в реальной жизни субъекта (личность, группа, общество), которая не удовлетворяет в полной мере их потребности и желания, в силу противоположных (неоднозначных) позиций их объяснения и разрешения.

Социальные проблемы молодежи, являющиеся предметом социальной работы, имеют специфический характер в силу особенности объекта социальной работы и субъекта социальной проблемы, т. е. молодого поколения.

Поэтому не случайно, одно из направлений деятельности социального работника является социальная работа с молодежью. Согласно государственному образовательному стандарту по специальности 350500 – Социальная работа (2000) это направление является одной из специализаций социального работника.

Сейчас в России проживает более 30 млн человек в возрасте 15–29 лет – свыше 21 % от общей численности населения. Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 35 %. Будущее российского общества не только в тенденциях, существующих в настоящее время в демографической сфере, на рынке труда, но и в духовно-нравственных предпочтениях молодых людей.

К сожалению, некоторые негативные тенденции в молодежной среде начиная с 90-х гг. ХХ в. продолжают нарастать и иногда приобретают угрожающий характер. Этому способствует не улучшающаяся социально-экономическая и духовная нестабильность, дальнейшая криминализация общества, слабость государственной молодежной и национальной политики.

Обществу и государству настало время обратить пристальное внимание на качество молодежной составляющей человеческого потенциала как важнейшего условия экономического и социального развития. Ювенальная политика уже в ближайшем будущем должна стать одним из важных средств комплексной социализации подрастающего поколения, фактором эффективной подготовки его к активной самостоятельной жизни, условием сбережения, воспроизводства и использования имеющегося молодежного потенциала.

Особенности молодежной популяции и её специфические социальные проблемы заставляют по-новому подойти к адаптации имеющихся и к разработке инновационных технологий социальной работы с молодежью, основываясь на богатом отечественном и зарубежном опыте.


ГЛАВА. 1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С МОЛОДЕЖЬЮ


1. 1. Социальная работа с молодежью как одно из направлений теории и практики социальной работы
Социальная работа как профессиональная деятельность и теория появилась в начале 20 века. Одна из первых теоретические и методологические аспекты социальной работы были предложена М. Ричмонд, основавшей диагностическую школу социальной работы и изложены в её основном труде «Социальные диагнозы» (1917).

«Социальная работа» как теория, сфера деятельности и профессия в России стали развиваться лишь в конце 80-х гг. ХХ в. В советское время функции социальных работников выполняли, в основном, представители профсоюзов, а также работники различных ведомств социальной сферы.

Социальная работа является междисциплинарной областью знаний. Возникнув в конце XIX века как практическая деятельность, социальная работа, в попытках объяснить полученные практические результаты стала применять в своей деятельности навыки психологии, педагогики, социологии, развивая собственный теоретический аппарат. Позднее, становление и развитие социальной работы как специфической деятельности и научной дисциплины потребовало использование методов и технологий других сфер деятельности, таких, как экономика, демография, криминология, психиатрия и т.д. Кроме того, деятельность социального работника обязывает его в совершенстве владеть навыками коммуникации, менеджмента, технологиями связи с общественностью и многими другими знаниями. Соединяя в себе черты различных профессий, социальная работа имеет интегральный характер, являясь результатом междисциплинарных исследований.

Социальная работа - специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Это профессиональная деятельность по улучшению качества жизни людей, усилению или восстановлению их возможностей социального функционирования. Под социальной работой понимается также влияние социального работника (процесс интервенции) на способности человека выполнять жизненные задачи, преодолевать стрессовые ситуации и реализовывать свои устремления и ценности в процессе социальных изменений.


Как наука социальная работа, называемая теорий социальной работы, представляет собой сферу человеческой деятельности, функции которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о социальной сфере и специфической социальной деятельности. Специфическая социальная деятельность – это профессиональная и общественная деятельность государственных, общественных и частных организаций (специалистов и активистов), направленная на решение социальных проблем отдельных лиц и групп лиц, нуждающихся в социальной защите и социальной помощи.

Научный метод в любой науке слагается в основном из четырех этапов:

  1. формулировка и постановка проблемы, находящейся в центре интересов ученого. Эта проблема обычно предстает форме какого-то вопроса.

  2. формулировка гипотезы - предположительный ответ на поставленную проблему, опирающийся на уже известные акты. Поэтому такой ответ всегда носит декларативный характер.

  3. проверка гипотезы - выявление экспериментальным путем фактов, которые подтвердили ее или опровергли.

  4. интерпретация экспериментальных данных с целью создания теории. Если какая-то теория уже существует, полученные данные, в случае их достаточной убедительности, позволят усовершенствовать ее или же пересмотреть, а может быть, и отбросить. Чаще всего этот четвертый этап приводит к новым гипотезам, которые в свою очередь позволяют продвинуть исследования дальше.

Исследование – постижение абсолютно нового, неизвестного никому.

Гипотеза – умозаключение, научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо фактов (явлений, процессов), которое надо подтвердить или опровергнуть.

Закон – связь и взаимозависимость каких-либо явлений объективной реальности. Закономерность – соответствие закону

Теория - это, во-первых, система научных принципов и идей, обобщающих практический опыт и отражающих объективные законы природы, общества и мышления (наиболее высокая форма обобщенного знания по сравнению с гипотезой и законом) и, во-вторых, совокупность обобщающих положений, образующих науку или какой-либо раздел науки

Уровни теории

  1. Теории нижнего уровня предполагают прямое объяснение эмпирических данных.

  2. Теории среднего уровня не прямо соотносят общие, или универсальные, высказывания о предполагаемых законах с уровнем эмпирических данных. Они позволяют выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверке и предстающие в виде. Теории этого уровня чаще всего используются в теории социальной работы как науке

  3. Теории верхнего уровня - самой высокой степени общности (обобщенности). Эти теории обычно являются методологическим базисом развития тех или иных научных школ, в то время как сами по себе познавательные установки и методологические основания этих теорий не подлежат экспериментальной проверке.

Методология понимается двояко – как учение о научном методе познания (идеализм, материализм, дуализм) или как совокупность методов, применяемых в отдельных науках

Метод (греч. – путь, учение) – способ научного познания объекта или практической деятельности, реализующий познавательную позицию субъекта к объекту исследования. Методика - система и последовательность действий исследования, средств (инструментов, приборов, обстановки), позволяющая решить исследовательскую задачу.


Главное в любой науке – трактовка (объяснение и анализ) полученных фактов. Эта трактовка выражается в нескольких принципах – основополагающих положениях, предпосылках или концепциях, которые позволяют содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании методологии строить процедуры для получения фактического материала, его обобщения и интерпретации.

  1. Принцип взаимодействия и развития.

  2. Принцип детерминизма (причинности).

  3. Принцип целостности - сохранение идентичности свойств объектов при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах. особому классу объектов – системам.

  4. Принцип системности

  5. Принцип активности. Возможность реализации (актуализации) накопленных взаимодействий

  6. Принцип субъективности (понятие субъекта взаимодействия)

  7. Принцип реконструкции. Определение отношений подобия между различными составляющими целостного взаимодействия, которые недоступны для непосредственной оценки, при помощи исследовательских процедур.

Теория социальной работы является полипарадигмальной наукой. Парадигма (с греч. – образец) – это тип исследования, принятый определенной группой специалистов за образец (Т. Кун, 1975). Включает в себя цель науки, методы и методики, систему критериев для оценки результатов исследования и базовые знания (методики, тории, факты). Эволюция научных знаний сводится к конкуренции и смены парадигм (образец, модель, пример).

Каждая наука имеет свой понятийный аппарат. Все понятийные компоненты социальной работы применимы к социальной работе с молодежью. Однако есть и специфические понятия, применяемые только в социальной работе с молодежью.

Социальная работа с молодежью – специфический вид профессиональной деятельности, направленный на жизнеобеспечение молодого поколения, а также на улучшение качества молодежной популяции, осуществляемой государственными, региональными, муниципальными, а также коммерческими и общественными организациями, отдельными гражданами. Этот вид деятельности включает в себя комплекс правовых, социально-медицинских, экономических, психологических, педагогических, организационно-профилактических, информационных и иных мер (мероприятий) по предотвращению развития негативных явлений и тенденций в среде подрастающего поколения, а также по формированию общественно-значимых свойств молодого поколения в соответствии со стратегическими ориентирами развития социума.

Молодежь (в широком смысле слова) можно определить как обширную совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни.

В более узком (социологическом) смысле молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности.

Основная цель социальной работы как деятельности – оптимизация механизмов социального функционирования индивида, социальной группы или общности. Частные цели этой работы:

Цель социальной работы с молодежью и ювенальной политики - обеспечить государственную безопасность России на основе формирования таких качеств и свойств у представителей молодежной популяции, которые будут отвечать требованиям успешного развития государства в современных условиях. Исходя из этого положения, генеральная цель социальной работы с молодежью заключается

  1. в создании условий (социальных, экономических, психологических, правовых, организационных и других) для успешного функционирования системы жизнеобеспечения молодого поколения и института семьи;

  2. в повышении качества (жизни) молодежи.

Исходя из целей, решаются следующие взаимосвязанные задачи:

Конкретные объекты социальной работы - клиенты (клиент социальной работы – человек, находящийся в тяжелой жизненной ситуации). В Российской Федерации из 143-145 млн. человек в год нуждаются в социальной помощи 80-100 млн человек из разных категорий населения. Среди них нуждающихся в социальной помощи представителей молодого поколения, по крайней мере, 10 млн.

Социальная работа с молодежью отличается сложностью четкого определения объекта ее деятельности.

Это происходит, прежде всего, из-за отсутствия четкого определения возрастных границ молодежи (как социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены и в настоящее время включают период от 11–17 до 35 лет.

Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также конвенционально зависит от географических, региональных, национальных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политических факторов. Особенно это относится к периодам взросления. В зависимости от критериев, закладываемых в классификацию возраста, границы возрастных периодов оказываются различными. Существует понятие хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Эти виды возраста даже у одного индивида никогда не совпадают.

Особое внимание обращается на возраст, называемый совершеннолетием. Возрастом совершеннолетия в России (как и в большинстве развитых стран) считается 18 лет (Конституция РФ, ст. 60). В некоторых случаях, предусмотренных законом, несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, может быть признан полностью дееспособным. В юриспруденции, международных документах используется также термин «ребенок подросткового возраста» (14–17 лет).

В современном обществе переход от детства к взрослости подразделяется на два этапа: подростковый возраст (отрочество) и юность (раннюю и позднюю). Периодом молодости считают возраст юности и начальный период взрослости (с 23-25 до 30 лет)

В мировой практике нет общего подхода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний 25-летний возрастной порог. В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В современной России фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав.

В России подростками считаются лица в возрасте 15–17 лет включительно. Обзаводиться семьей юношам разрешено с 18 лет, тогда как девушки могут выйти замуж и с 16 лет по разрешению родителей и местной администрации (Семейный кодекс РФ). В России в соответствии с действующим законом о государственной статистике молодыми считаются лица до 30 лет, хотя с биологической и психологической точки зрения это уже первый этап зрелого (взрослого) возраста. В отчетности МВД РФ существует когорта “несовершеннолетние правонарушители. Минимальный возраст для уголовной ответственности и лишения свободы – 14 лет (Уголовный кодекс РФ). Военные науки определяют минимальный возраст с точки зрения возможной обязательной, а также добровольной воинской службы – 18 лет (Закон о воинской обязанности).

Сегодня минимальный трудоспособный возраст начинается с правовой точки зрения по достижении ребенком 14 лет. Для начала систематической трудовой деятельности граждан низшая граница, устанавливаемая государством, – 16 лет (Кодекс Законов о Труде РФ).

С точки зрения социальной работы как науки и практической деятельности, ее объектом являются все индивиды, группы и общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в профессиональной посторонней помощи для ее успешного разрешения. Молодежь в силу своей специфики, наиболее остро нуждается в помощи со стороны взрослых, так как у нее отсутствуют необходимые навыки и средства для самостоятельного функционирования (образование, опыт, умения, материальные средства и др.).

В связи с тем, что семья является важнейшим институтом социализации, воспитания и образования молодого поколения, она также должна быть важнейшим объектом воздействия «молодежных» социальных работников. В задачи социальных работников должно входит, с одной стороны оказание семье подростка необходимой профессиональной помощи и поддержки на всем пути взросления и становления молодого человека (помощь в воспитании, создание благоприятного психологического климата в доме, помощь кризисным, неблагополучным семьям и поддержка здоровых «нормальных» семей и др.). С другой стороны, особым объектом социальной работы является молодая семья, в которой супругами являются молодые люди.

Таким образом, объектом социальной работы с молодежью должны являться: подростки (14-17), молодежь (18-29), а также семьи с несовершеннолетними детьми подросткового возраста и молодые семьи.

Усилия социальных работников должны быть направлены и на их ближайшее социальное окружение подростков и молодых людей: соседей, друзей, одноклассников и т.д., так как на поведение любого человека, а тем более молодого, огромное влияние оказывает окружающая его среда – как отрицательное, так и положительное.

Субъекты социальной работывсе люди и организации, которые ведут социальную работу или управляют ею.

  1. тех, кто оказывает профессиональную социальную помощь (социальные работники, сотрудники молодежных организаций), а также волонтеры;

  2. тех, кто обучает этой деятельности;

  3. исследователей социальной работы с молодежью;

  4. административно-управленческие структуры, которые на различных ступенях государственной иерархии формируют и осуществляют социальную (в том числе молодежную) политику в стране;

  5. молодежные объединения.

Субъектами социальной работы в полной мере также выступают:

– общественные организации, а также частные лица, имеющие право (в соответствии с действующим российским законодательством) на реализацию ювенальной политики;

– молодежные коммерческие организации (молодежные предприятия со штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста);

– социальные службы для детей, подростков и молодежи (независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними детьми, а также самим детям, подросткам и молодежи до 29) лет включительно;

– социальная инфраструктура для детей, подростков и молодежи как система необходимых для жизнеобеспечения семьи и молодого поколения объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена (в том числе) на обеспечение образования, воспитания, социального обслуживания, охраны здоровья подрастающего поколения.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют социальную работу через разработку нормативных документов, подготовку и реализацию целевых программ поддержки детей, семей и молодежи, отдельных категорий населения, создание государственных учреждений, систему сбора и анализа информации и подготовку кадров, для работы с молодежью.

Важнейшим субъектом и институтом социализации молодежи была и остается семья. Авторы «Доктрины государственной молодежной политики», подготовленной к предполагаемому заседанию Государственного совета по проблемам молодежи, считают, что в нынешних условиях семья несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения в ущерб воспитанию. Это выдвигает на передний план разработку научнообоснованных и комплексных мер поддержки семей с детьми в нашей стране.

Молодежные и детские общественные объединения, как уже отмечалось выше, также выступают субъектами социальной работы, действуя на этом поле вместе с другими негосударственными структурами, организациями, работающими для молодежи. Это преимущественно некоммерческие организации, созданные в форме учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, благотворительных и иных фондов.

К субъектам социальной работы относятся не только специализированные учреждения, работающие с детьми и молодежью, но и учреждения социальной работы, здравоохранения, подразделения правоохранительных органов, учреждения образования. Особое положение занимают учреждения дневного пребывания детей и подростков. Помимо традиционных детских учреждений в этой сфере появилось немало учреждений, предлагающих дополнительные педагогические, компенсирующие, оздоровительные и иные программы. Развивается сеть негосударственных учреждений дневного пребывания детей и подростков, в том числе работающих на коммерческих началах (группы дневного пребывания, семейные детские группы, «камеры хранения детей» и детские игровые комнаты в торговых зонах и крупных универмагах и др.).

Особо следует остановиться на коммерческих организациях. Можно привести ряд примеров успешной работы коммерческих организаций в сфере политики в отношении детей и молодежи в Санкт-Петербурге. Так, холдинг «Молодежная биржа труда» организует летние трудовые лагеря и биржу дополнительной занятости для подростков, позволяющие найти место для приработка в период учебы, создает молодежные производства. ООО «Новое поколение» предлагает систему социально-трудовой реабилитации для молодых правонарушителей, предоставляя им рабочие места и оказывая воспитательную поддержку. Однако эти примеры единичны, их успешность в сфере поддержки детей и молодежи проистекает преимущественно из личности их руководителей, а сами предприятия активно поддерживаются (или поддерживались в период становления) из бюджета и социальных фондов. Выбор организационно-правовой формы деятельности подобных организаций обусловлен необходимостью совмещать различные источники финансирования: бюджетные поступления и доходы от собственной предпринимательской деятельности. В законодательстве ряда стран такие предприятия имеют особый статус общественно-полезных и учебных. Они получают соответствующие преференции. Таким образом, в качестве субъектов социальной работы эти коммерческие структуры выступают в той же позиции, что и некоммерческие организации, другие учреждения социальной сферы.

Предмет социальной работы с молодежью - конкретная социальная ситуация, проблема клиента (представителя молодежной популяции или его семьи), то непосредственное поле, где прилагает усилия социальный работник.

Содержание - важнейший компонент социальной работы с молодежью, определяется основными функциями:

Средства социальная работа с молодежью – различные методы и технологии как специфические методы и технологии социальной работы с молодежью, так и принятые из других смежных сфер деятельности (социологии, психологии, экономики, права, менеджмента и т.д.), что обусловлено многообразием функций и междисциплинарностью деятельности в области социальной работы с молодежью.

Базовые категории и понятия социальной работы

Группы категорий

  1. категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками. Например, социализация, социальная деятельность, социальная активность

  2. категории, являющиеся, прежде всего, категориями социальной работы, хотя используются и в других областях науки и практики (психосоциальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие и др.)

  3. категории, являющиеся собственно категориями социальной работы (призрение нуждающихся, благотворительность, волонтёрство, меценатство, социальное обеспечение, социальное страхование, социальная биография и др.)



Основные понятия СР

Все эти понятия используются и при социальной работе с молодежью.

В понятийное поле социальной работы с молодежью входит целый ряд специфических понятий – таких как «молодежь», «социальные проблемы молодежи», «комплексный подход в организации социальной работы с молодежью», «социальное развитие молодежи», «социальная интеграция молодежи», «качество молодежи», «трудовой и человеческий потенциал личности», «социальная напряженность в отношениях молодежи и общества», «ювенальный потенциал» и многие другие.

Социальная работа как наука включает в себя и научные исследования в области социальной работы с молодежью, направленные на разрешение сложных проблем подрастающего поколения, которые решаются на базе комплексного междисциплинарного подхода.

Комплексные исследования социальных проблем молодежи могут реализовываться в разных формах. К ним относятся исследования, в которых представлены не менее двух научных дисциплин (например, медико-социальные). Другие комплексные исследовательские программы создаются на основе специально сформированного комплекса наук для решения конкретных научных и научно-практических проблем. Комплексные программы–стационары создаются на длительный период для решения особо сложных научно-практических проблем, возникающих на стыке всех основных областей научного знания (к этой форме и относится организация центров комплексного социального обслуживания подростков и молодежи).

Для разработки концепции системы комплексного обслуживания подростков и молодежи используются положения ювенологии (см. подраздел 1.2.) Сознательное применение принципов комплексного подхода способствует повышению уровня методологической организации исследований проблем молодежи, позволяет выявить весь потенциал комплексного изучения молодого поколения и применить комплексный подход при разработке основ концепции междисциплинарного социального обслуживания подростков, молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми (14-17 лет).

Комплексный подход в организации социальной работы с молодежью понимается также как осуществление социально направленных мероприятий в отношении различных категорий молодого поколения (подростков, молодежи, а также семей с несовершеннолетними детьми 14-17 лет) на базе одного учреждения силами специалистов многих научных дисциплин и практической деятельности, с применением технологий и методов разных областей знания.

Основные понятия, используемые при разработке концептуальных положений комплексного обслуживания молодежи:


1.2. Ювенология – междисциплинарное знание

о становлении и развитии молодого поколения
Новая область комплексного междисциплинарного знания - ювенология – «наука о юношестве, молодежи» (juventilis – лат.: молодость, юность; logos – знание)*1.

Ювенология – комплексное междисциплинарное знание о становлении, взрослении и развитии человека как живого организма (физиологический аспект), становлении “Homo sapiens” – живого организма с развитым мышлением (психо-эмоциональный и социально-психологический аспекты), формировании его как полноценного члена общества посредством воспитания, образования, социализации (социальный аспект).

К основным социальным факторам возникновения ювенологии в России относятся сложность, динамичность современных преобразований общественной жизни, будущее которой во многом определится молодежным (ювенальным) фактором, качеством молодого поколения.

Ювенология базируется на комплексном междисциплинарном знании о механизмах становления подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи социального (социально-экономического), духовного (культуропсихологического) и биологического (психофизиологического) начал.

Осмыслить, исследовать и успешно разрешать сложные и противоречивые проблемы подрастающего поколения, роль и место молодежного фактора в реформировании современного общества можно только на стыке различных научных дисциплин, на базе междисциплинарного комплексного подхода, принятого в мировой науке.

Во второй половине ХХ века отечественные и зарубежные исследователи в той или иной степени стали изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром. Накопленный учеными опыт и знания послужили толчком к уже намечавшемуся интегративному направлению: системному междисциплинарному исследованию подрастающего поколения в широком спектре взаимосвязей с окружающей средой. Все это послужило теоретической базой формирования новой научной парадигмы – ювенологии.

Ювенология аккумулирует и синтезирует дисциплинарные знания о становлении молодого поколения, процессах формировании зрелой личности. К таким дисциплинам можно отнести медицину, педагогику, демографию, социологию, этнографию, психологию, экономику, право и т. д. Одновременно в ювенологии используется информация относительно новых, еще формирующихся научных знаний: подростковой медицины, валеологии, психологии семейных отношений, социальной работы и др.

Многие науки в нашей стране изучает молодежь. В первую очередь речь идет о «социологии молодежи» – специальном разделе социологии. Такие же «разделы» можно найти и в других научных областях: возрастной психологии и психиатрии, педагогике, медицине. Подростковые врачи уже долгие годы с большим трудом пытаются определить свое место: в России до последнего времени отказывались признать предмет специальной отрасли знания – «подростковой медицины». Вопросы социализации, образования, профессиональной подготовки, гражданского воспитания, создания семьи так же актуальны для подрастающего поколения, как и его здоровье – физическое и психическое.

Можно выделить следующие направления ювенологических исследований:

1. Изучение процессов достижения человеком психофизической и эмоциональной зрелости

2. Исследование проблем и процессов становления человека как мыслящей личности со своим социальным характером, духовным потенциалом

3. Анализ проблем и механизмов социализации – становления индивида как полноценного члена общества.

Ювенология представляет собой междисциплинарное комплексное знание о становлении и взрослении человека как живого организма (физиологический аспект), становлении «Homo sapiens» как организма с развитым мышлением (психологический аспект) и формировании его как полноценного члена общества посредством социализации (социально-экономический аспект).

Объектами исследования ювенологии как науки являются процессы, происходящие в социально-демографической группе, находящейся в состоянии становления, развития, перехода от социально незрелого (детского) возраста к социальной, экономической и гражданской зрелости.

Предметом науки являются различные ювенальные процессы и явления, определяемые спецификой эмпирического объекта – человека (группы), входящего в «мир взрослых».

Разработка общей теории любой науки неразрывно связана с анализом методологии, определением исходных принципов ее развития. Принцип представляет собой чисто логический феномен, который создается специально в процессе систематизации получаемой (в ходе исследований) информации.

К принципам ювенологии относятся правила, касающиеся образования и формализации научных понятий, терминов, категорий, объяснения ювенальных явлений и процессов, установления законов (или закономерностей), построения адекватных суждений и постулатов. Среди основных принципов ювенологического знания следует выделить:

В процессе развития ювенологического знания будут определены дополнительные принципы.

Неотъемлемым элементом методологии ювенологии наряду с принципами являются ее категории.

Перечень понятий ювенологии достаточно обширен, так как находится во взаимосвязи со многими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами. Как следствие этого, категории ювенологии чаще являются пограничными, определяющими ее обширную предметно-объектную сферу, также принципы.

Сложившийся к настоящему времени терминологический базис ювенологии уже достаточно обширен. Его основу составляет терминология, определяющая предметно-объектную специфику ювенологических исследований (табл.1)
Таблица 1
  1   2   3   4   5   6   7


ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации