Реферат - Эволюция статуса Европейского совета - файл n1.docx

Реферат - Эволюция статуса Европейского совета
скачать (40.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx41kb.16.09.2012 15:49скачать

n1.docx

Институциональное право Европейского союза.

Тема: Эволюция статуса Европейского совета

Прежде чем рассмотреть и проанализировать эволюцию статуса Европейского совета необходимо первоначально раскрыть понятие и определить сущность и историю создания данного института Европейского союза.

Итак, Европейский совет – это высший политический орган Европейского союза. Назначение и статус Европейского совета установлены в Договоре о Европейском Союзе. Так говорится, что «Европейский совет даёт союзу необходимые для его развития побудительные импульсы и определяет для него общие политические ориентиры».1

Нужно отметить, что Европейский совет не только принимает существенные решения, которые в свою очередь направлены на развитие союза, но он также разрешает возникающие политические расхождения, коллизии, в частности между институтами, или если решение не было найдено в рамках Совета. Так, в соответствии со ст. 40 а Ниццского договора, член Совета может потребовать передачи спорного вопроса в Европейский совет как «высшую инстанцию».

На данный момент в состав Европейского Совета входят главы государств и (или) правительств государств – членов ЕС. Кроме этого членами Европейского совета являются также его Председатель, избираемый на 2,5 года и председатель Еврокомиссии.

В основе создания Европейского совета лежала идея президента Франции Шарля де Голля о проведении неформальных встреч лидеров государств Европейского союза, что должно было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 года. В 1974 году на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции. Руководителями шести государств-членов было принято решение встречаться не менее трех раз в год для обсуждения наиболее важных вопросов развития Сообществ. Регулярность проведения таких встреч основывалась на необходимость координации и согласования внешнеполитических усилий, поскольку вопросы внешней политики находились за пределами ведения Сообществ. Однако решение саммита формально не носило юридически обязательный характер. Принимаемое на основе консенсуса, оно лишь сообщалось в коммюнике о встрече. Такая процедура была использована для придания саммита особого статуса, исключающего его инкорпорацию в систему институтов, предусмотренных учредительными актами.

Официализация же статуса встреч была осуществлена в 1986 году путем включения соответствующего постановления в Единый европейский акт. Формула Единого европейского акта была повторена и несколько расширена в Договоре о Европейском союзе и воспроизведена в консолидированном тексте.

После краткого анализа понятия и истории создания Европейского совета можно перейти к развитию статуса данного института.

Нужно отметить, что ведущий орган Европейского союза до недавнего времени не был включен учредительными договорами в перечень институтов ЕС.

Однако с подписанием Лиссабонского договора1 были внесены существенные изменения в структуру и порядок функционирования институтов Европейского союза, также изменения не обошли стороной и Европейский совет. Так важнейшее изменение заключается в наделении Европейского совета статусом института Европейского союза. Поэтому анализируя развитие Европейского совета будет вполне логичным сравнивать институт в период, как до принятия Лиссабонского договора, так и после.

Итак, до вступления Лиссабонского договора в силу решения Европейского совета носили политический, а не правовой характер. Соответственно, они не являются нормативно-правовыми актами и политически обязательны только для государств-членов, но не для частных лиц. Данные решения не могут подлежать оспариванию в судебном порядке. Решения Европейского совета можно отождествить как руководящие указания, которыми должны следовать в своей практической деятельности правительства государств-членов и институты Европейского союза.

Таким образом, решения Европейского совета по сущности были ближе к рекомендациям, нежели к обязательным нормативным правовым актам. Данное правило вытекало из постановлений учредительных договоров, которые в той или иной степени характеризовали полномочия Европейского совета. Так, в соответствии со ст.17 Ниццского договора, изменяющая аналогичную статью Договора о Европейском союзе, предусматривала формирование общей оборонной политики, и устанавливала, что она могла бы быть «преобразована в общую оборону, если Европейский совет примет такое решение. В соответствии со сказанным очевидна рекомендация государствам-членам принять решении согласующееся с их конституционными требованиями». Это положение не только определяло конкретные полномочия Европейского совета (только он может принять решение об общей обороне), но и природу самого решения (рекомендация государствам). На практике все важные для союза и судеб европейской интеграции решения обсуждались, согласовывались и закреплялись в форму рекомендации, как государствам-членам Европейского союза, так и институтам Европейского союза, а именно Европейским советом.

Помимо нормативных актов, которые в свою очередь, закрепляют полномочия Европейского совета, истинное же отражение назначения и деятельности высшего органа Европейского союза приходится при рассмотрении практики его деятельности.

Так Европейским советом принимаются все наиболее важные политические решения по огромному объему вопросов. Европейский совет решает вопросы, связанные с переходом к тому или иному этапу развития, принимает решения, необходимые для разработки и введения новых учредительных актов, созыва межправительственных конференций, рассматривает и одобряет (или не одобряет), намеченные программы развития, решает вопросы, связанные с приемом новых членов, определяет общие ориентиры экономического, социального и финансового развития союза (в качестве примера можно привести Лиссабонскую стратегию1), осуществляет верховное руководство общей внешней политикой и политикой безопасности, оборонной политикой, направляет и контролирует осуществление сотрудничество полиций и судов в уголовно-правовой сфере.

Практически Европейский совет может принять к своему рассмотрению любой важный вопрос жизнедеятельности и эволюции Сообществ и Союза. Этому, в частности, способствует формула, согласно которой на рассмотрение Европейского совета передаются все спорные проблемы, возникающие на ином уровне, в том числе на уровне Совета. Не препятствуют такому порядку строгие правила соблюдения каждым из институтов закрепленной за ним компетенции. Этот принцип не нарушается, так как Европейский совет своими решениями не подменяет компетенцию отдельных институтов. Речь не идет в данном случае о нормативных правовых актах. Их реализация и последующее правовое оформление, если в этом есть необходимость, осуществляется в соответствии с процедурой функционирования иных институтов и порядком принятия ими нормативно-правовых актов.

Что касается заседаний Европейского совета, то они собираются не менее двух раз в год. Возможен также созыв внеочередных сессий. Именно на этих заседаниях принимаются все наиболее значимые и важные решения. Председательствовал глава государства или руководитель правительства той страны, которая согласно учредительным договорам осуществляла в данный шестимесячный период председательствование в Союзе. Соответственно, хотя бы одно заседание Европейского совета проходило на территории той страны, к которой принадлежал председательствующий. Он же обеспечивал созывы как очередных, так и внеочередных заседаний, а равно подготовку всех необходимых для этого документов и материалов. Роль председателя особенно значительна, так как он обеспечивал осуществление не только организационной подготовки проведения сессий Европейского совета, но в период между сессиями и в рамках сроков своего председательствования он осуществлял представительство Союза и Сообщества в сфере международных отношений. Обычно он лично участвовал в наиболее важных встречах и переговорах, в которых представлены интеграционные объединения.

Председатель играл важную роль в предварительном согласовании возможных решений, проводил необходимые неформальные встречи, переговоры на двухсторонней основе, переговоры с ограниченным числом участников, добивался подготовки сбалансированного подготовленного решения, которое устроило бы всех его участников. Это тем более необходимо, поскольку решения в самом Европейском совете принимаются зачастую консенсусом, т.е. в результате согласия всех его членов. Председательствующий в Европейском совете в предварительном порядке согласовывал и находил формулу или формулировку, которая устроила бы всех членов ЕС. Каждая сессия Европейского совета продолжается два дня, на протяжении которых обсуждаются важнейшие проблемы развития Европейского Союза и мировой политики.1 Кроме того, сама процедура работы Европейского совета построена таким образом, что началу пленарных заседаний предшествуют встречи в узком составе, своего рода неформальные беседы, давая возможность подготовить решение. В такого рода неформальных встречах не участвует не только вспомогательный персонал, но и порой даже министры иностранных дел. На пленарное официальное заседание выносились обычно те вопросы и проекты решений, которые прошли предварительную апробацию и по которым был достигнут консенсус. Но это не исключало возможности дискуссии и весьма острых дебатов.

Председательствующий до вступления Лиссабонского договора формулировал программу работы на предстоящий шестимесячный срок. Он определял те ключевые темы, которые находились в центре внимания ЕС в период председательствования данного государства. Такая программа деятельности излагается вступившим в должность председательствующим политическим лидером на Пленарном заседании Европейского парламента. Обязанности председательствующего требуют максимальной щепетильности и сдержанности в отношениях с институтами Союза и с коллегами. Любые личные конфликты могут нанести серьёзный ущерб и сказаться на эффективности работы председательствующего и осуществления его программы деятельности. Такого рода примеров весьма конфликтных отношений с другими институтами практика последних лет знает немало.1

В этих условиях особую актуальность приобрел вопрос об изменении порядка председательствования в ЕС, предлагаемый Конституцией Европейского союза. Он предусматривает отмены системы ротации и учреждение поста постоянного Президента ЕС, избираемого квалифицированным большинством членов Европейского совета сроком на два с половиной года. Постоянный президент не может занимать никаких постов в государствах-членах. Однако напоминая что конституция ЕС не вступила в силу, а ее место занял Лиссабонский договор, который в свою очередь и внес данные изменения.

Так нужно напомнить, что с 1975 по 2009 год позиция главы Европейского совета была неофициальной, ее автоматически занимал на полгода глава государства или правительства страны, председательствующей в совете.

Однако согласно Лиссабонскому договору Европейский совет избирает своего председателя квалифицированным большинством сроком на два с половиной года с возможностью повторного переизбрания ещё на один срок. Таким образом, общий срок полномочий Постоянного председателя не может превышать пять лет. Это сделано для достижения большей координации сотрудничества глав государств и правительств 27 государств – членов и внешнего представительства Европейского союза по вопросам общей внешней оборонной политики на своем уровне и в рамках своих компетенций, однако без ущерба для полномочий «Верховного представителя Союза по иностранным делам и оборонной политике.

Детально полномочия Постоянного председателя не урегулированы. Однако из положений учредительных актов можно сделать вывод о том, что его важнейшее назначение - поиск взаимоприемлемых решений и компромиссов в рамках высшего органа политического руководства. Это особенно необходимо в условиях, когда в Европейский Совет входят руководители 27 государств и Председатель Европейской комиссии. Постоянный председатель осуществляет представительство ЕС в международных отношениях, правда, с оговоркой о том, что осуществление этой функции не будет означать ограничение полномочий Европейской комиссии и Высокого представителя ЕС по международным делам.

Совершенно очевидно, что и в этом случае еще предстоит отыскание компромиссов. Впрочем, на это же указывает и избрание нового Постоянного председателя. Им стал премьер-министр Бельгии.1 Его кандидатура была поддержана именно благодаря тому, что он сумел найти взаимоприемлемые решения в условиях резко обострившихся отношений между фламандцами и валлонами в Бельгии. Ситуация, сложившаяся в этой стране, грозила перерасти в распад Бельгийской федерации.

Что касается заседания Европейского совета, то его не следует смешивать с заседаниями Совета, проходящими в составе глав государств или правительств. В последнем случае речь идет именно о заседании Совета Европейского союза и соответственно подлежит применению порядок проведения заседаний и принятия решений, которые свойственны не Европейскому совету, Совету Европейского союза. Не менее важно так же и то, что в последнем случае решение, которое принимается Советом Европейского союза, заседающим в составе глав государств или правительств, облекается в форму нормативно-правового акта, и его правовой режим подчинен тем принципам, которые определяют взаимоотношения нормативных правовых актов Сообществ с национальными системами права государств-членов. Такого рода акты могут порождать права и обязанности не только государств-членов, но и для частных физических и юридических лиц, и в этом случае могут быть оспорены в Суде Европейского союза.

Европейский совет, будучи органом Сообществ и Союза, воплощает в себе идею межнационального сотрудничества. Вполне естественно и понятно, что политические позиции каждого из его членов в решающей степени определяются национальными интересами и одновременно той политической ориентацией, которой придерживаются силы, поддерживающие главу правительства или главу государства внутри страны, их конкретной позицией по тем или иным проблемам интеграции. Изменения в составе национальных парламентских учреждений и создаваемых на их основе правительств оказывают самое непосредственное влияние на позиции, занимаемые тем или иным национальным лидером в составе Европейского совета. Так, смена консервативного большинства в британской Палате общин лейбористским заметно изменила подходы Великобритании к решению многих проблем, связанных с эволюцией и жизнедеятельностью Сообществ и Союза. Это обусловило, например, в значительной мере отказ от изоляционистских позиций британского правительства в том, что касается сферы социального сотрудничества и решения социальных проблем, переданных в ведение Европейских сообществ. Тем не менее решение многих проблем, связанных с углублением интеграции, до сих пор не получило поддержки со стороны правительства этой страны. В результате Великобритания не стала ни участником Шенгенских соглашений, ни членом зоны евро. Победа социалистов на парламентских выборах в Испании в 2004 году привела к заметному изменению позиции этой страны по проекту Конституции ЕС. Это позволило преодолеть многие разногласия и обеспечить одобрение проекта.

Вопросы, выносимые на заседания Европейского совета, принятые им решения определяют стратегию и будущность ЕС. Вполне естественно, что все эти вопросы требуют серьезной первоначальной проработки и согласования, особенно в тех случаях, когда позиции отдельных государств-членов, как, например, в связи с иракским кризисом, далеко не совпадают. Необходимую предварительную работу в преддверии сессий проводит не только председательствующий, но и Совет ЕС и Европейская комиссия, а равно специализированный вспомогательный аппарат. Важную роль в этом механизме играет учрежденный Амстердамским договором 1997 года Верховный представитель по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Он одновременно остается генеральным секретарем Совета.

Весьма важное значение имеют и некоторые другие положения, относящиеся к функционированию Европейского Совета в соответствии с Лиссабонским договором.

Так, высший орган политического руководства, как и ранее, не обладает законодательными полномочиями. Это, конечно, не означает возможности его воздействия и влияния на законодательный процесс в Европейском союзе. Однако с правовой точки зрения устанавливается полный запрет на издание Европейским советом законодательных актов. Соответственно его решения могут носить только подзаконный характер. В условиях, когда именно Европейскому совету принадлежат внешнеполитические полномочия, это установление четко указывает на то, что принимаемые им решения не подчинены процедурным условиям, связанным с законодательной процедурой. Кроме того, сами решения, которые принимаются на основе, как правило, единогласия, не могут обладать высшей юридической силой по сравнению с законом. К сказанному следует добавить, что на сферу внешней политики по общему правилу не распространяется юрисдикция Суда Европейского совета. Характеризуя полномочия Постоянного председателя и самого Европейского совета в сфере внешних сношений, следует обратить внимание на то, что существовавшее ранее разделение на общую внешнюю политику и политику безопасности, с одной стороны, и осуществление внешних полномочий в рамках сообщества - с другой, все еще сохраняется.

Конечно, определенная унификация отныне имеет место, поскольку ликвидируется само Европейское сообщество, а его полномочия наследуются Европейским союзом, но не менее показательно и другое. Положения, относящиеся к Общей внешней политики и политики безопасности, сохраняются и содержатся в Договоре Европейского союза. Положения, относящиеся к внешней политике, закрепляются в Договоре о Функционировании Европейского Союза.

Заседания Европейского совета носят закрытый характер. Их итоги сообщаются в кратком коммюнике, излагающем перечень обсуждаемых вопросов и резюме принятых решений. Их разъяснение дается в заявлении председательствующего. Более подробно результаты сессии Европейского совета излагаются в специальном докладе, представляемом Европейскому парламенту. Заседания Европейского совета проводятся на территории председательствующего государства. О месте заседания Европейского совета, начиная с 2002 года, одно заседание за каждый период председательствования должно проводиться в Брюсселе в Бельгии, а по достижении порога в 18 членов ЕС все заседания Европейского совета должны проводиться в Брюсселе1.

Подводя небольшой итог после оценки указанных договоров можно дать характеристику изменений статуса Европейского совета который можно, без сомнения, называть высшей политической инстанцией Европейского союза.

Итак, в связи с последними изменениями и со вступлением в силу Лиссабонского договора Европейский совет в полной мере стал институтом Европейского союза. Однако несмотря на то, что решения играют огромную роль для Европейского союза, но как и первоначально европейский совет не наделен законодательной функцией.

Кроме этого главным является то, что Европейский совет получил постоянного руководителя. Вместо чехарды сменяющих друг друга каждые полгода председательств учрежден пост председателя Европейского совета, в полномочия которого входят:

  1. Председательствовать в совете и направлять его работу;

  2. Обеспечивать подготовку и преемственность работы совета в сотрудничестве с Председателем Европейской комиссии и на основе работы Совета по общим делам (en:General Affairs Council);

  3. Прилагать усилия для достижения единства и консенсуса в Европейском Совете;

  4. После каждого собрания Европейского Совета предоставлять отчет о нём Европейскому парламенту;

  5. Представлять Евросоюз на международной арене без ущерба для роли Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности.

Председатель Европейского совета не может одновременно занимать государственные должности и избирается на 2,5 года с возможностью переизбрания. Это должно способствовать эффективности и последовательности работы Европейского совета и всего Европейского союза. Таким образом, реформа Европейского союза, состоящая с вступлением Лиссабонского договора в целом сыграла положительную роль, как при закреплении официального статуса основного политического института Европейского союза, так и в последующем повлияла на эффективность координации деятельности Европейского совета.

Список литературы


  1. Бирюков М.М. Статья: Новый учредительный Договор Европейского Союза - "Конституция для Европы" и последние изменения в составе и статусе Европейского парламента //"Журнал российского права", 2005, N 5;

  2. Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник для вузов./ Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтин .- 2-е изд. –М.: Норма, 2007 г.;

  3. Европейский Союз: Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. - М.: ИНФРА-М, 2008;

  4. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв. ред. С.Ю. Кашкин). - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011 г.;

  5. Калятин В.О., Наумов В.Б., Никифорова Т.С. Опыт Европы, США и Индии в сфере государственной поддержки инноваций // Российский юридический журнал. 2011;

  6. Клочкова Ю.А. Формирование федералистской концепции межгосударственного сотрудничества европейских стран // История государства и права. 2010. N 22;

  7. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / М.В. Андреев, П.Н. Бирюков, Р.М. Валеев и др.; отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2010.


11 статья «D» "Договор о Европейском Союзе"(Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 211 - 224.

11 Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества») — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. Договор вступил в силу 1 декабря 2009 года и по сути заменил собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внес изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.


11 В связи с важностью проведения единой политики в области стимулирования инноваций в рамках ЕС была принята Лиссабонская стратегия, одобренная главами государств и правительств стран ЕС по результатам встречи Европейского совета в марте 2000 г. Цель Лиссабонской стратегии - создание к 2010 г. в Европе самой конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях. Дальнейшее развитие европейская инновационная политика получила в 2002 г.: на встрече Европейского совета главы государств-членов ЕС приняли решение об увеличении инвестиций в области исследований и инноваций с 1,9% до 3% от ВВП к 2010 г.

11 стр. 80 Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв. ред. С.Ю. Кашкин). - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2011 г.


11 стр.137 Европейское право. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека. Учебник для вузов./ Рук. авт. колл. и отв. ред. д.ю.н., проф. Л.М. Энтин .- 2-е изд. –М.: Норма, 2007 г.


11 19 ноября 2009 года на Европейском совет первым его председателем был избран бельгиец Херман Ван Ромпёй. Ван Ромпёй вступил в должность 1 декабря 2009 года, когда в силу вступил Лиссабонский договор. Его первый срок закончится 31 мая 2012 года

1 Ниццский договор и Хартия основных прав Европейского союза


Институциональное право Европейского союза
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации