Контрольная работа - Учение выдающихся юристов теории естественного права Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вико - файл n1.doc

Контрольная работа - Учение выдающихся юристов теории естественного права Гроция, Спинозы, Гоббса, Локка, Вико
скачать (138.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc139kb.16.09.2012 15:02скачать

n1.doc

Министерство образования РФ

НОУ ВПО Кисловодский институт экономики и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Дисциплине «История политических и правовых учений»
По Теме: Вариант 5

Учение Гроция о государстве и праве.

Политическое и правовое учение Спинозы.

Политико-правовое учение Гоббса.

Учение Локка о государстве и праве.

Социально-политические взгляды Джамбатисты Вико.

Кисловодск 2011 год

Содержание
Введение 3

Учение Гроция о государстве и праве 4

Политическое и правовое учение Спинозы 7

Политико-правовое учение Гоббса 10

Учение Локка о государстве и праве 13

Социально-политические взгляды Джамбатисты Вико 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение.

История политических и правовых учений, или, как можно еще иначе назвать эту науку, история философии права, занимает среди юридических наук важное место. Это мировоззренческая наука. Цель истории политических и правовых учений заключается не только в том, чтобы показать формирование понимания основополагающей ценности права и государства на разных исторических этапах развития человеческого общества, ознакомить с историческими корнями таких определяющих в современной государственно-правовой жизни институтов и идей, как верховенство права, права и свободы человека, суверенитет и т.д., но и выполнять, в определенной мере, идеологическую функцию. Изучение истории политических и правовых учений должно послужить формированию собственного юридического мировоззрения каждого будущего юриста и дает знание истории возникновения и развития современных политических и правовых учений.

Итак, изучив основы «Теории государства и права», «Истории государства и права зарубежных стран» мы узнали, что в XVII веке в Западной Европе началось революционное низвержение сословно-феодального строя. От начала революции в Англии исчисляется Новое время — период истории, сменивший Средневековье.

Первой страной, успешно осуществившей революцию, была Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), выдержавшая многолетнюю (1565—1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Вторая революция произошла в Англии («Великий мятеж» 1640—1649 гг. и «Славная революция» 1688—1689 гг.). Их концептуальным выражением и итогом стали теории естественного права и общественного договора, основанные на рационализме.

Социальной основой революций XVII века были горожане и угнетенное феодалами крестьянство.

Теория естественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения. Эта теория стала складываться в XVII веке и сразу же получила широкое распространение. Ее идейные истоки восходят к трудам мыслителей эпохи Возрождения, особенно к их попыткам построить политико-правовую теорию на исследовании природы и страстей человека.

Теория естественного права основана на признании всех людей равными (от природы) и наделенными (природой же) естественными страстями, стремлениями, разумом. Законы природы определяют предписания естественного права, которому должно соответствовать положительное (позитивное, волеустановленное) право. Антифеодальный характер теории естественного права состоял уже в том, что все люди признавались равными, и это (естественное равенство людей) было возведено в обязательный принцип положительного, то есть действующего права.

Учение Гуго Гроция о государстве и праве.


Гуго Гроций (Grotius), 1583-1645 г.г. - выдающийся голландский юрист и политический мыслитель, один из основоположников учения о государстве и праве Нового времени, рационалистической доктрины естественного права, а также международного права. Главный труд мыслителя, в котором изложены его государственно-правовые взгляды, озаглавленный «О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права», она была издана в Париже в 1625 году.

Цель трактата - решение актуальных проблем международного права. Разбор теоретических проблем войны и мира потребовал решения более общих вопросов о праве, справедливости, их источниках, формах существования, методах изучения. В результате, Гроцием была разработана политико-правовая доктрина, основанная на новой методологии, содержащая оригинальные решения ряда проблем общей теории права и государства, а также некоторые радикальные для того времени программные положения.

Исходный пункт учения Гроция - природа человека, социальные качества людей. Гроций различает право естественное и право волеустановленное.1

Философ стоял у истоков формирования так называемого «юридического мировоззрения». Он провел разграничение между наукой права и политики, подчеркнув, что предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза в общественных отношениях. Гроций разделяет право на естественное и волеустановленное. Естественное право, согласно его концепции, и является правом в полном смысле этого слова и оно заключается в том, чтобы предоставлять другим то, что им уже принадлежит, и выполнять возложенные на нас относительно них обязанности. Источником естественного права является не чья-то воля, интерес или пользу, а сама разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению, но не любого общения, а собственное стремление к спокойному, управляемого собственным умом, общения человека с себе подобными. Следуя социальной природе человека, надо отметить, что ей присуща способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Это соблюдение общих правил общения и является, по мнению мыслителя, «источником так называемого права в собственном смысле, к нему относится как воздержание от чужой вещи, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение полученной от нее выгоды, обязанность придерживаться обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также назначение людям заслуженного наказания». Характеризуя естественное право, как право в собственном, узком смысле слова, Гроций отмечает, что право в более широком смысле, т.е. волеустановленное право, является правом в конечном итоге, поскольку оно не противоречит разумной природе человека и естественному праву.

Отрицая представление о том, что справедливость - это только пользу сильных, что право создается силой, что именно страх побудил людей создать право, чтобы избежать насилия, Гроций стремился показать, что государство и внутригосударственное право, то есть законы, есть логически неизбежными последствиями бытия естественного права. Рассматривая проблему возникновения внутригосударственного права, Гроций, одновременно, описывает и процесс происхождения государства, то есть процесс перехода от «естественного состояния» до «гражданского общества» и государства. В процессе реализации положений естественного права в сфере политики, согласно концепции мыслителя, к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы и целесообразности. Таким образом, определяющей и главной причиной возникновения и бытия политических явлений, в которые принадлежат государство и государственные законы, выступает естественное право и справедливость, а польза и целесообразность является лишь поводом.

Рассматривая сущность права, ученый подчеркивал, что определяющим признаком любого права является его обязательная сила.

Государство, по мнению Гроция, - это совершенная союз свободных людей, созданная ради соблюдения права и общей пользы.

Догосударственную стадию жизни людей Гроций характеризует, как «естественное состояние». Государство, согласно Гроция, является сугубо человеческим институтом, который по своему социальному содержанию является договоренностью большинства против меньшинства, как союз слабых и угнетенных против сильных и могущественных.

По мнению мыслителя, сущность верховной власти состоит в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по желанию чужой власти. Под верховной властью, таким образом, имеется в виду суверенная власть. Общим носителем верховной власти, то есть суверенитета, является государство в целом.

Обосновывая необходимость правового оформления и регулирования международных отношений и, прежде всего, проблем войны и мира, Гроций критиковал взгляд, согласно которому война абсолютно несовместима с правом. Он отмечал, что «не следует ни начинать войну, ни продолжать начатую войну иначе, как соблюдая границ права и добросовестности». Война, как таковая, согласно Гроция, не противоречит естественному праву. Однако это не означает, что все войны справедливы. Различая справедливые и несправедливые войны, мыслитель считал, что справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение. К справедливым войнам он, в частности, относил войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защите имущества. Несправедливые войны (захватнические, войны с целью завладеть чужим имуществом, покорить другой народ) противоречат принципам естественного права и положениям права народов. Виновники несправедливых войн несут ответственность за все, что сопровождает войне и ее последствиях. В целом, для всего учения Гроция о войне и мире характерна миротворческая тенденция. Учение мыслителя о праве войны и мира был направлен на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотрудничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, народами и государствами, на идее единого международного правопорядка, добровольно устанавливаемого и соблюдаемых суверенными государствами.

Учение Гроция о естественном и внутригосударственное право, о договорном происхождении государства и волеустановленных форм права оказало существенное влияние на все дальнейшее развитие политической и правовой мысли. Последовательное их осуществление позволило голландскому ученому создать единую систему науки международного права, ибо дело заключалось не только в формальном расположении материала и его всеохватывающем характере, но и в обобщенном подходе к развитию международно-правовых отношений по самому их существу. Светская рационалистическая политико-правовая концепция Гроция заложила фундамент современной теории государства и права, теоретические основы «юридического мировоззрения».


Политическое и правовое учение Спинозы.


Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Барух Спиноза.

Для подхода Спинозы к вопросам политики, государства и права, как и для других раннебуржуазных идеологов, характерно обращения к идеям естественного права и договорного происхождения государства и обоснование в процессе их рационалистической интерпретации по существу новых буржуазных политико-правовых концепций.

Его политико-правовые взгляды изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим методом» (1675) и «Политическом трактате» (1677). В них содержалось теоретическое обоснование новых рационалистических идей, принципов и концепций, которые соответствовали потребностям той переходной эпохи и обозначали всемирно-историческую перспективу прогрессивного развития и совершенствования социальных и политико-правовых форм человеческой жизни.

Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в соответствии с которой существуют и действуют природа и каждая ее часть. При этом что важно для всего учения Спинозы, естественное право отождествлялось с «мощью» - способностью любой части природы к самосохранению: «Право каждого простирается так далеко, как далеко простирается определенная ему мощь». Человек такая же часть природы, как и всякая другая; стремление к самосохранению предопределяет все его страсти, аффекты, т.е. состояния тела и их осознание. На познании страстей (аффектов) Спиноза стремился построить свое учение о праве и государстве.2

Естественное право запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.

Важная особенность спинозовской договорной теории государства состоит в том, что «естественное право каждого... в гражданском состоянии не прекращается», поскольку как в естественном, так и в гражданском состояниях человек действует по законам своей природы, сообразуется со своей пользой, побуждается страхом или надеждой. Главное различие между этими двумя состояниями заключается в том, что в гражданском состоянии имеется договорное установленное высшее (суверенное) естественное право государства, т.е. здесь появляется общее для всех право и общий уклад, общий гарант и защитник безопасности, и все боятся одного и того же верховной (суверенной) власти. Осуществление же гражданином всех остальных (не дозволенных государством) естественных прав представляет собой преступление.

При рассмотрении вопроса о пределах полномочий государства в его взаимоотношениях с подданными Спиноза отмечает, что высказанное им положение о полном переносе естественных прав каждого на верховную власть и ее праве на все, хотя отчасти и согласуется с действительностью, но «во многом неизбежно остается чисто теоретическим», ибо невозможно перенести на другого всю свою мощь (свое право), не перестав быть человеком.

Большое внимание в политико-правовом учении Спинозы уделено проблеме форм государства, которую он освещает под углом зрения наилучшего состояния различных форм верховной власти, т.е. степени обеспечения в них цели гражданского состояния - мира и безопасности жизни.

Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) - монархию, аристократию и демократию.

Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа. Под верховной властью, отмечал он, «я понимаю ту, которая устанавливается свободным народом, а не ту, которая приобретается над народом по праву войны».

При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза с учетом политических реалий своей эпохи признает приемлемость и некоторые достоинства и таких форм (при их надлежащем устройстве), как монархия и аристократия.

При освещении монархии Спиноза отмечает, что один человек не может обладать высшим правом и всей мощью государства, поэтому монарх вверяет свое и общее благополучие разного рода советникам и приближенным, так что в действительности монархическая форма верховной власти оказывается аристократической, но не явной, а скрытой, а потому наихудшей. Придавая большое значение наличию в монархии многочисленного совета, избираемого из всех слоев и родов граждан на несколько лет самим государем, Спиноза подчеркивает, что первейшая обязанность этого совета - защита основных законов государства, подача царю рекомендаций о текущих делах, вытекающих из требований общего блага. Специально подчеркивается необходимость включения в этот совет знатоков права. Для отправления правосудия должен быть организован особый совет, причем его приговоры подлежат утверждению большого совета.

Аристократическая форма верховной власти, при которой власть находится у определенного числа выбранных лиц (патрициев), по оценке Спинозы, предпочтительнее монархии, поскольку она в большей мере обладает абсолютным правом государства и по этой причине более приспособлена к сохранению свободы. При этой форме государства необходимо, чтобы правящих (патрициев) было много. Число патрициев должно относиться к численности народа примерно как один к пятидесяти.

В условиях аристократии народ не имеет никакого голоса, но поскольку он внушает страх власть имущим, то «сохраняет за собой некоторую свободу, которая хотя и не имеет прямой опоры в законе, однако молчаливо отстаивается им и оставляется за собою».

Свое предпочтение Спиноза отдает федеративной форме аристократической республики, в которой верховная власть сосредоточена во многих городах и, следовательно, в этом случае делится между городами - членами федерации.

Как «всецело абсолютная форма верховной власти» характеризуется Спинозой демократия. Отличие демократии от аристократии, согласно Спинозе, состоит в следующем: если в аристократии правители (т.е. патриции) избираются советом (тоже патрициями), то в демократии правители определяются самим законом. Так что может случиться, отмечает Спиноза, что верховный совет в аристократии будет многочисленнее, чем верховный совет в демократии, если последней закон, определяющий круг правителей, будет содержать много ограничений (возрастных, имущественных и иных цензов).

Демократическое государство, по оценке Спинозы, «наиболее естественно и наиболее приближается к свободе, которую природа предоставляет каждому, ибо в нем каждый переносит свое естественное право не на другого, лишив себя на будущее права голоса, но на большую часть всего общества, единицу которого он составляет». Поэтому все в демократии, как прежде в естественном состоянии, пребывают равными.

В историю политической и правой мысли Спиноза вошел как прогрессивный мыслитель-гуманист, критик теологических политико-правовых идей, один из творцов светской доктрины государства и права.

Политико-правовое учение Томаса Гоббса.


Одним из наиболее выдающихся английских мыслителей по праву считается Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Его наиболее выдающимися политическими трудами являются: «О гражданине» (1642 год), «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 год).

Учение о праве и государстве Гоббс пытался превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая «является матерью всех естественных наук». Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок.3 Политическое и правовое учение Гоббс базируется на философско-методологических позициях механического материализма, детерминизма и деизма. Согласно Гоббсу, мир (природа, человек, общество) состоит из естественных и искусственных элементов, которые взаимодействуют на основе врожденных и приобретенных качеств, подчиняясь универсальным законам детерминизма, то есть рядовых причин и последствий. Человек является одним из таких элементов, а потому ее поступки и жизнь подчинены общим законам. Гоббс четко разграничивает философию, сферой которой является знание закономерностей природы и общества, и теологию, сферой которой является вера. Подчеркивая, что философские знания приобретаются с помощью разума и опыта, Гоббс считал, что познание закономерностей политической жизни должно служить предотвращению социальных конфликтов, насилия и войн, достижению блага всех людей.

Политические и правовые взгляды Гоббса опираются на теорию естественного права и договорное происхождение политической власти и государства. Основу социально-политической жизни, его возникновения и движущую силу Гоббс видел в потребностях человека. Для удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей человек, ограничена в своих собственных индивидуальных возможностях, вступает в общение с другими людьми и создает искусственные, то есть, не существующих в природе, вещи, предметы и организации и т.д. Потребность - мать всех изобретений, подчеркивал мыслитель. Таким человеческим изобретением, по его мнению, является и образование государства.

Причины возникновения и существования государства, политической власти Гоббс связывает с природой человека, как существа разумного, но в то же время глубоко эгоистического, наделенного сильными природными страстями, такими как жажда власти, богатства и чувственных наслаждений. По его мнению, в естественном состоянии люди не могут сохранить мир и становятся перед угрозой взаимного уничтожения. И только с помощью разума, а также инстинкта самосохранения и страха смерти человек приходит к выводу о том, что нужно выйти из состояния «войны всех против всех» и создать «общую власть», которая бы обеспечила мир и гарантировала жизнь и безопасность каждого человека, направляя ее деятельность на достижение общего блага.

Свою идею создания государства через разум и сознание Гоббс развивал с помощью концепции договорного происхождения политической власти. Государство, согласно теории Гоббса, возникает и базируется на договоре. То есть, государство не является чем-то сверхчеловеческим, божественным, она является одним из многих проявлений правового соглашения - контракта, как результата человеческой деятельности. Договор, как основа возникновения государства, в теории ученого, является своеобразным консенсусом, согласованию, состоянием сознания и воли подданных, который проявляется в признании ими политической власти.

Наряду с договором, Гоббс выделяет другой признак государства - политическую власть. Мыслитель дает следующее определение: «Государство есть единственное лицо, ответственными за действия которого сделали себя, путем взаимного договора между собой, большое количество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как будет считать необходимым для их мира и защиты». Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и он обладает верховной властью, а все остальные являются его подданными.

Интересно наблюдать, как мыслитель проводит аналогию между государством и человеческим организмом и рассматривает государство как сложный живой организм, который объединяет силы всех людей, который составляют, в единое целое. «Такое происхождение того великого Левиафана, или смертного бога, которому мы во власти бессмертного бога обязаны своим миром и защитой». Органы государства и их функции Гоббс рассматривает по аналогии с человеческими органами. Так, верховная власть дает жизнь и движение всему политическому телу и составляет его душу. Должностные лица, различные представители судебной и исполнительной власти - это своеобразные суставы. Нервами служат награды и наказания, с помощью которых каждый сустав и каждый член «политического тела» прикрепляются к верховной власти и побуждаются выполнять свои обязанности. Благо и богатство всех членов государства составляет его силу, безопасность народа - его занятия. Справедливость и законы - аналогичные ума и свободы; гражданский мир - здоровье, социальные конфликты - болезни, а гражданская война - это смерть.

Правовая теория Гоббса базируется на понимании права, как единства и взаимосвязи права в субъективном и права в объективном смысле. Право в объективном смысле - это закон (норма) свободы, в субъективном - это свобода человека. В учении Гоббса отправным моментом для обоснования права является аксиома о врожденное равенство людей, как разумных и свободных существ, которые обладают примерно одинаковыми физическими и умственными способностями.

Отсюда вытекают естественные законы, на основе которых люди могут прийти к согласию. Исходный закон, согласно учению Гоббса, заключается в том, что «необходимо искать мира и следовать ему». Все другие законы указывают путь к достижению и обеспечения мира. Они закрепляют принципы, на которых должно базироваться гражданское общество и государство, соответствующие природному уму.

Принцип равенства заключается в том, что все люди равны как субъекты права. Привилегии противоречат принципам гражданского общества, естественным законам.

Важным аспектом правовой концепции Гоббса является разработка вопроса о гарантиях реализации природного закона и прав личности, которые вытекают из него. Так, мыслитель подчеркивал, что «свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в договоре с властью», то есть делать то, что не противоречит естественным законам.

Можно смело утверждать, что Томас Гоббс был одним из первых в Новое время мыслителей, разработавших систематическое учение о государстве, политической власти и праве. Его теория, основанная на разуме и опыте, открыла широкие горизонты исследования политико-правовых явлений и оказала значительное влияние на становление и развитие политической науки и юриспруденции.

Учение Джона Локка о государстве и праве.


Джон Локк (Locke), 1632-1704 г.г. - один из крупнейших английских политических мыслителей. Его основной политической работой является произведение под названием «Два трактата о правлении», написанный в 1679-1681 г.г., а также труд «Опыт о человеческом разумении» (1690 год) и другие работы, внесшие существенный вклад в теорию познания. Главная цель, которую ставит Локк перед собой, является обоснование государственного устройства, которое бы соответствовало природе человека. Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана.

Единственным законным источником политической власти является согласие народа, то есть общественный договор, который составляет методологическую базу всей его политической системы. Локк четко различает власть должностного лица над подданным, как государственную или политическую власть, от власти отца над детьми, хозяина над слугой, мужа над женой, как неполитическую власть. Политической властью Локк считает право издавать законы и применять для их выполнения силу сообщества.

Рассматривая происхождения государства, Локк, как и его предшественники, признавал существование естественного состояния. Но, в отличие от Гоббса, он считал его довольно упорядоченным и благополучным. Отношения в этот период регулировались продиктованными умом законами природы, соответственно, разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое пользование человеком своими естественными правами. Каждый человек сам должен отстаивать свое право и наказывать его нарушителей. Именно для создания такого механизма упорядочения своей жизни, надежного обеспечения свободы и собственности, люди заключают общественный договор. То есть, создание государства - это, по мнению мыслителя, скорее акт ума, чем проявление крайней необходимости. Объединившись в политическое сообщество, люди отказываются от принадлежащего им ранее права самостоятельно обеспечивать выполнение законов природы в пользу государства, но они, ни в коей мере не отказываются от своих естественных прав. Поэтому цель государства - общее благо. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами. Свобода, по мнению Локка, - это гарантия от произвола. Она - основа всех других прав человека, ибо, потеряв свободу, человек ставит под угрозу свою собственность, благополучие, жизнь. Свобода предполагает соблюдение законов природы, которые стали законами общества. «Там где нет законов, там нет и свободы» - подчеркивал мыслитель.

Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными правами и обязанностями, которые она не должна превышать. Власть не может посягать на неотчуждаемые права граждан. Одним из главных является право собственности, и любое посягательство на него (лишение части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Также, неотчуждаемым правом человека, Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет высшую и абсолютную власть для себя. Этот принцип распространяется и на религиозные убеждения. Но свобода веры не безгранична, она определяется принципами морали и порядка.

Именно для предотвращения превышения государственной властью своих полномочий, Локк разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем стал принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Локк предлагал не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.

Принцип законности заключается в том, что «для одного человека, которая находится в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». Он также предусматривает четкую законодательную регламентацию структуры, целей и компетенции всех государственных органов. Силой закона, подчеркивал мыслитель, может быть наделен только акт законодательного органа, сформированного народом. В то же время, Локк понимает законность не только в формальном смысле, т.е. как соблюдение законов, установленных согласно определенной процедуре. Он считал, что и сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов.

Важной гарантией обеспечения прав человека на недопущение злоупотребления со стороны власти является возможность расторжение народом договора с правительством. Сохранение такого средства, как чрезвычайная мера контроля за правительством со стороны народа, объясняется тем, что, вручая высшую, т.е. законодательную, власть такому органу, народ не лишается суверенитета. Поэтому, отмечает Локк, «все еще остается у народа верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда народ видит, что законодательная власть действует вопреки выраженному ей доверию». Отсюда - право народа на восстание, для восстановления нарушенного правительством свободы. При этом восстание не может быть делом меньшинства. Признание этого права не может привести к разрушению гражданского общества, как такового, а напротив, является дополнительной гарантией его сохранения. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень формальных прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.4

Локк сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма.

Социально-политические взгляды Джамбатисты Вико.


Д. Вико (Vico), 1668-1744 г.г. - был одним из первых мыслителей, кто в целом ряде пунктов предвосхитил научную социологию. Он понимал историю как объективный закономерный процесс, протекающий циклически. Политико-правовые идеи Вико изложены в работах «О неизменности правоведения» (в двух томах, 1720 г.,1721 г.) и «Основы новой науки об общей природе нации, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов» (1725 год).

Учение Вико о политике, государстве и праве базируется на философско-методологических идеях об общем уме и объективном характере исторического процесса. Мыслитель впервые в Новое время начал рассматривать политическую власть, государство и право, как естественноисторические явления, которые закономерно возникают и развиваются в контексте возникновения и развития человеческой культуры. Для научной реконструкции реального процесса возникновения и развития государства и права Вико считал необходимым базироваться на исследовании истории языков, мифологии и законодательных памятников. Важное методологическое значение имело обращение Вико к этимологии языка политики и права для исследования, становления и развития государственно-юридических институтов, в связи с различными факторами, включая природные, хозяйственно-экономические, психологические и т.д. Мыслитель усматривал в этимологии языка ключ к «истории вещей, обозначаемых данными словами», поскольку «история всех естественных языков должна подлежать такому же рядовые изменений, которые происходят с вещами».

Становление и развитие государства и права Вико рассматривал не просто как историю учреждений, организаций и законов, а как развитие самой политико-правовой природы человека, его сознания и деятельности в политической и правовой жизни. Прогресс человечества, его развитие Вико делит на три периода (эпохи): «возраст богов» (детство), для которого характерен теократически-патриархальный тип нормативного регулирования, который в зачаточном состоянии содержит начала права. Организация социальной власти этого периода - это патриархальная теократия, в основе которой лежит патриархальная семья и первобытная религия. Право этого периода было не правом патриархов, а непосредственно правом богов, поскольку боги считались непосредственными правителями.

Вторая эпоха - «возраст героев» (юность). Государство героической эпохи - это аристократическая республика, здесь законы создаются для пользы правящих. Право этого периода является «волей законодателя, выраженной в его законе». С помощью законов аристократы защищали свои интересы, навязывая свою волю всему обществу. Право, как масштаб и норма свободы и справедливости, которая базируется на вечном, божественном уме, находилось в этот период в неразвитом, зачаточном состоянии. Оно касалось только незначительных слоев населения - привилегированного правящего меньшинства, - опутано и придавлено грубой силой и воплощено в примитивной форме, как привилегия «благородных», в противовес полного бесправия слуг, рабов, плебеев. Право этого периода является патрицианским, аристократическим, а не народным, не общечеловеческим. Третий период - «возраст людей» (зрелость). Природа человека в этот период получает, согласно мирового разума, возможность полного развития. Устанавливается человеческое общение в собственном смысле, гражданское общество для всех людей, а не для привилегированных, как в предыдущую эпоху. Главными принципами политико-правовой жизни становятся свобода, юридическое равенство и общее благо. Право, как масштаб и норма свободы, распространяется на всех людей. Только такое право способно породить философов, которые могли бы завершить его достижением мысли, которая базируется на основе вечной справедливости. В этот период полное развитие получают три взаимосвязанных принципа права: собственность, свобода и защита. Право собственности, при таких условиях, - это уже не установленная привилегия, а возможность распоряжаться вещью на основе своей воли, одинаковая для всех норма в области имущественных отношений, включая свободу договоров. Свобода включает совокупность всех прав, вытекающих из ума, а поскольку она теперь касается всех людей, как членов гражданского общества, то возможна только при условии эквивалентности, взаимности. Правовая защита также предусматривает одинаковый масштаб, а это возможно только при общеобязательности закона и равенства перед законом. То есть, защита прав становится общим правом граждан и функциональной обязанностью власти. Все эти аспекты права (свобода, собственность и защита) связаны с тремя основными принципами, или предписаниями разума относительно юридической сферы: жить честно, то есть в соответствии с правом и справедливостью; не вредить другим, то есть не посягать на собственность, свободу и жизнь других людей; отдавать каждому должное, то есть осуществлять социальное общение на основе принципа эквивалента в обмене благами и в осуществлении наказания или мер защиты. Собственно последний принцип и является источником естественного права, вытекающего из осознания вечного закона и основанного на нем стремления к общению. В этом смысле, право, по сути, вечное и неизменное, как вечные и неизменные математические аксиомы. Невозможно отношения равенства сделать неравенством. Само фактическое неравенство (в собственности, благах и т.д.) должно быть охвачено и урегулировано общим правовым масштабом уравнивания и юридического равенства. Вне этого масштабом любая «польза» или «благо» становится либо насильственным уравниванием, или насильственной привилегией. Однако, присущие природе человека, как разумного существа, принципы права, реализуемые в истории не сразу. Они длительное время существуют только в зачаточном виде, ограничены различными антиправовыми принципами, например аристократическими привилегиями, вытекающими из слабого развития разумной природы человека и соответствующего состояния общества. И только в «век человека» эти принципы, а вместе с ними и право в целом, достигают своего развитого состояния.

Главная заслуга Вико заключается в том, что он обосновал исторически закономерный процесс становления и развития свободы, общечеловеческих ценностей в политико-правовом общении.
Заключение.
Главным итогом XVII века в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного права получили развитие идеи XVI века о природе человека, его страстях и разуме как об основе и движущих силах политики. Существенное достижение и основа теории естественного права - идея всеобщего естественного равенства людей.5

Рационалистический подход к государству ввели в содержание политико-правовых теорий идею общественного договора. В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII века, по существу, была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества. Этой эпохой порождена мысль о социальном государстве. XVII век стал громадным шагом вперед в развитии учений о праве и государстве: рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности, обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права, об их роли в общественной жизни.

Гроций первым обосновал взгляд на право как на право человека, разумное право, без чего вообще нет человека. Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Спиноза отождествлял право и силу, а согласно концепции Локка, свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой. Им выдвинута идея разделение властей. Своеобразие социально-политических условий Германии и Италии XVII-XVIII вв. определило сочетание в политико-правовой идеологии этих стран умеренно прогрессивных в идеологической консервативных в политической сфере теорий. Просветительские идеи вылились преимущественно в абстрактные теоретические построения и практически приспосабливались к существующему строю.

Век Просвещения, как часто называют XVIII век, был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал. Основным методом обоснования политических и правовых доктрин был рационализм. Рационалистическое понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право.

В этот период было завершено развитие ряда предшествующих политико-правовых концепций, им были приданы классические формы. Таковы доктрины прав человека и гражданина, теория общественного договора, концепция всесилия разумного закона, доктрина разделения властей, теория представительной и непосредственной демократии и ряд других. Главной и общей идеей Просвещения было низвержение сословно-феодального строя и учреждение общества, основанного на равенстве людей, их прав и свободах. Также обсуждался вопрос о связи отношений собственности со степенью осуществимости прав и свобод личности. От буржуазной отличалась социалистическая идеология, основная идея которой состояла в замене частной собственности общностью имуществ.

Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Нового времени обусловили ее могучее влияние на все направления политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреходящее значение до сих пор имеет актуальность многих идей просветителей Нового времени.


Список использованной литературы.
1. История политических и правовых учений. Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

2. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. М., 2001 год.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия. Под ред. О. Э. Лейтса. М., 2000 год.

4. Гуго Гроций. «О праве войны и мира», перевод с латинского. М.,1994 год.

5. Томас Гоббс. Мееровский Б.В. Изд-во “Мысль”.1975 год.

6. Нарский И.С. Философия Джона Локка. - М., 1960 год.

7. Соколов В.В. Спиноза. - М., 1977 год.

8. Кисель М.А. Джамбатиста Вико. - М., 1980 год.

9. Учебные материалы модулей по дисциплине: История правовых и политических учений» Кисловодского института экономики и права.

10. Интернет издания и сайты правового и юридического характера.



1 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

2 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

3 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

4 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.

5 История политических и правовых учений / Под ред. О.Э. Лейста. М. 2005 год.





Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации