Шпаргалки - Планирование на предприятии - файл n1.docx
приобрестиШпаргалки - Планирование на предприятиискачать (184.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.docx
1. Предмет планирования. Планир-ние - процесс принятия решений, кот. предшествует будущему действию. Объектом план-ния на пр-тии явл-ся его деят-сть, под кот. понимается выполнение им своих функций. Цель план-ния на пр-тии – оптимизация испол-ния ресурсов. В практике планирования выделяют следующие группы ресурсов: 1. Трудовые ресурсы часть трудоспособного населения страны, обладающая физич. развитием, умственными способностями и знаниями, кот. необходимы для работы на пр-тии. На пр-тии предметом план-ния трудовых ресурсов могут быть след. пок-ли: 1) числ-ость и стр-ра кадров; 2) производ-сть труда; 3) оплата труда; 4) потребность в рабочей силе и подготовке кадров; 5) кадровый резерв на выдвижение; 6) нормы времени, выработки, трудоемкость производств. программы и т.д. 2. Производст. фонды. различают основные (здания, сооружения машины, обор-ание, инструменты) и оборотные фонды (это часть производств. фондов, кот.я целиком потребляется в каждом производств.м цикле, изменяя в процессе пр-ва свою натурально-веществ. форму). Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть: •
номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топлива; •
нормы расхода товароматериал. ценностей на изготовление изделий и его отдельных элементов; •эффективность использования материальных ресурсов; •
потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия; •
состав изделий (рецептура), показатели качества, надежности, долговечности, конкурентоспособности продукции и т.п. 3. Инвестиции - это ресурсы вкладываемые в объекты предпринимательской и др. видов деят-сти с целью получения прибыли или достижения соц. эффекта. 1) реальные – долговременные вложения средств в материальное производство; 2) финансовые — приобретение ценных бумаг и имущественных прав; 3) интеллектуальные - вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, ноу-хау, совместные научные разработки). 4. Информация - формализованная сов-сть знаний научного, технич., производств.о, управленч., экономич., коммерч. или иного характера. 5. Время – рациональное и нерациональное испол-ние трудовых рес-сов. 6. Предпринимательский талан. - особый вид людских ресурсов, представленный деятельностью по координированию и комбинированию всех других ресурсов.2. Формы планирования и виды планов. ФОРМА – общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соотв. гос.органа на рассматриваемый объект; совокупность различных видов планов, применяемых на конкретном предприятии. По содержанию и форме проявления различают след. виды (формы) план-ния и виды планов. 1. С точки зрения обязательности плановых заданий: Директивное план-ние - процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Индикативное план-ние представляет собой наиболее распространенную во всем мире форму государств. планирования макроэкономич. развития. 2. В зависимости от срока, на кот. составляется план, и степени детализации плановых расчетов принято различать долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование. 3. По содержанию плановых решений выделяют: Стратегическое план-ние, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Тактическое план-ние следует считать процессом создания предпосылок для реализации новых возможностей, а оперативно-календарное план-ание — процессом их реализации. Оперативно-календарное план-ние (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Бизнес-план предназначен д/оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия, т.е. инновации, кот. требуют д/своей реализации крупных инвестиций. 4. В теории и практике план-ния могут также выделяться: а) по степени охвата: - общее план-ние, охватывающее все аспекты проблемы; - частичное план-ние, охватывающее только определенные области и параметры; б) по объектам планирования: - целевое план-ние, относящееся к определению стратегич. и тактич. целей; - план-ние средств, относящееся к определению ср-в достижения поставленных целей (план-ние таких потенциалов, как обор-ние, персонал, финансы, информация); - программное план-ние, относящееся к разработке и реализации конкретных программ; - план-ние действий, напр. специальных продаж, наем кадров; в) по сферам планирования: - план-ние сбыта; - планирование пр-ва; - планирование персонала; - план-ние приобретений (потребности, закупок); - планирование инвестиций, финансов и т.д.; г) по глубине планирования: - агрегированное планирование, ограниченное заданными контурами, например, планирование цеха как суммы производственных участков; - детальное, напр., с подробным расчетом и описанием планир. процесса (объекта); д) по координации частных планов во времени: •
последовательное план-ние, при кот. процесс разработки различных планов представляет собой один долгий, согласованный, последовательно осуществляемый процесс, состоящий из нескольких этапов; •
одновременное планирование, при котором параметры всех планов определяются одновременно в одном единственном акте планирования; е) по учету изменения данных: - жесткое планирование; - гибкое планирование; ж)по очередности во времени: - упорядоченное (текущее) план-ние, при кот. по завершении одного плана разрабатывается другой план (планы чередуются последовательно один за другим); - скользящее планирование, при котором по истечении определенного запланированного срока план продлевается на следующий период; - внеочередное (эвентуальное) план-ание, при кот. планирование осуществляется по мере необходимости, например при реконструкции или санации предприятия.3. Факторы, влияющие на выбор формы планирования: а)
ф-ры, обусловл. спецификой фирмы: концентрация капитала, ур-нь механизации и автоматизации управления фирмой, географич. расположение фирмы и т.п.;
б)
ф-ры внешней среды: характер государ. регул-я эк-ки, уровень и характер конкуренции и т.п.
Внешняя среда влияет на форму планирования через 2 группы факторов: *
Группа ф-ров прямого воздействия вкл. такие ф-ры, кот. опр-ют непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния м.б. поставщики и потребители, конкуренты, профессион. союзы, централ. и местные органы госуд. власти и т.п.
*В группу косвенного воздействия входят ф-ры, кот. не оказывают однозначного влияния на плановое решение, но могут сказаться на реализации решения. Сюда можно отнести состояние эк-ки, междунар. события, политич. ф-ры, научно-технич. прогресс, соц.-культ. ф-ры и т.п.
в)
критерии, обусловленные спецификой самого процесса план-ния:
*полнота, *детализация, *точность, *ясность, *эластичность и гибкость (означают возм-сть плана приспосабливаться к изменению различных условий), *экономичность ,*полезность план-ния (означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений) и т.п.
4. Организация процесса планирования на предприятии. План пр-тия– сов-сть взаимосвяз. мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эф-сти испол-ания всех применяемых рес-сов и реализации пр-ции. Успешность, эф-сть системы план-ния опред-ся в значител. мере уровнем ее орг-ции, кот. направлена на планомерное сочетание
осн. элементов с-мы план-ния: 1. Плановый персонал - входят все специалисты, кот. в той или иной мере выполняют функции план-ния.
2. Механизм план-ния – сов-сть ср-в и методов, с помощью кот. принимаются плановые решения и обесп-ся их реализация. В общем виде в механизм план-ния входят:
А) Система целей пр-тия зависит от 5 компонентов: внешних возм-стей и ограничений, внутр. возм-стей и ограничений, склонности к риску. Внутр. возм-сти и ограничения опред-ся трудовыми, финанс. и материал. ресурсами; внешние — характером внешней среды, кот. в отношении целей можно структурировать на экономич. и т.д.
Б) Функции планирования - обособившиеся виды труда, порождаемые разделением труда внутри процесса план-ния, т. е. любая работа, любое действие, совершаемое в процессе формирования плана и направленное на изменение состояния пр-тия.
В состав функций можно включить след.: уменьшение сложности; мотивация; прогноз-ние; обеспечение безопасности; оптимизация; координации и интеграции; упорядочения; контроля; документирования; воспитания и обучения.
В) М-ды план-ния - способ осущ-ния план-ния, т.е.способ реализации планов. идеи.
Метод план-ния зависит от конкретной формы план-ания и
включает два аспекта:
1) направление планирования; 2) средства обоснования плановых параметров.
выделяют
три направления планирования:
Прогрессивное планирование (способ «снизу вверх»). При этом способе планирование осуществляется от низших уровней иерархии предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхней ступени, образуя план предприятия.
Ретроградный метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений.
Круговой метод (встречное планирование) - синтез рассмотренных выше методов. Он предусм-ет разработку плана в два этапа: 1-ом (сверху вниз) производится текущее план-ние по главным целям. 2-ом (снизу вверх) составляется окончат. план по с-ме детализированных пок-лей. При этом в планы включаются наиболее удачные решения.
3. Процесс планирования состоит из следующих этапов:
а) Определение цели планирования. Цели планирования являются решающим фактором при выборе форм и методов планирования. Они обусловливают также критерии при принятии плановых решений и контроле за ходом их реализации;
б) Анализ проблемы. На этом этапе определяется исходная ситуация на момент составления плана и формируется конечная ситуация;
в) Поиск альтернатив. На этом этапе среди возможных путей разрешения проблемной ситуации отыскиваются подходящие действия;
г) Прогнозирование – форм-ся представление о развитии планируемой ситуации;
д) Оценка - проводятся оптимизир. расчеты для выбора наилучшей альтернативы;
е) Принятие планов решения. Выбирается и оформляется единств. планов решение.
4. Средства, обеспечивающие процесс планирования позволяют автоматизировать технологич. процесс разработки плана пр-тия: от сбора инф-ции до принятия и реализации плановых решений. Сюда входит техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение.
5. Структура и функции плановых органов на предприятии.
организационные формы: 1) с централизованными функциями планирования;
2) с децентрализованными функциями планирования.
В фирме с
централизованными ф-циями план-ния - создается специальная служба план-ния, называемая отделом план-ния и контроля.
При
децентрализованной с-ме план-ния плановая работа осущ-ся на трех уровнях. 1) На уровне высшего руков-ва компанией имеется центральная служба план-ния, занимающаяся разработкой только перспективных планов. 2) В каждом производств. отделении имеется свой плановый отдел, сост. текущий план комплекса своих пр-тий. 3) На каждом пр-тии есть отдел произв. план-ния и контроля, занимающийся текущим технико-экономич. и оперативно-календарным план-нием.
Основные функции ПЭО: 1.1) Орг-ция и общее рук-во разработкой проектов перспект. и текущ. планов пр-тия;
1.2) План-ние производственно-хоз. деят-сти структурных подразделений пр-тия;
1.3) Внесение корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.
2.2) Организация хозрасчета на предприятии;
2.3) Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии;
2.4) Орг-ция разработки мер-тий по эф-ному испол-нию произв. мощностей осн. и обор. фондов, материал. и трудовых рес-сов, по испол-нию всех резервов пр-ва;
3.1) Контроль за выполнением цехами и службами предприятия годовых, квартальных, месячных, декадных и суточных планов и заданий;
3.2) Организация и руководство работой по комплексному, экономическому анализу производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3.3) Представление необходимых обобщающих материалов и справок по результатам анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия;
3.5) Организация статистической отчетности предприятия
4.1) Методическое руководство, разработка форм и документации, порядка и сроков проведения работ;
1. Предмет планирования