1. Современное понимание философии науки, ее предмета и функций. Предмет науки — это результат исследовательских действий, включающий в себя накопленный опыт в изучении данного объекта в рамках предшествующей более широкой отрасли знания, а также объяснительный принцип, который предлагается тем или иным мыслителем, научной школой, течением, и методы, используемые в данной науке для познания объекта.Специфика предмета науки определяется в ходе исследовательской деятельности. Поэтому представление о предмете философии науки в истории развития этой отрасли знания существенно меняется. С точки зрения С. А. Лебедева, философия науки — это раздел философии, преимущественным предметом которого является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деятельности во всех ее проявлениях: познавательном, институциональном, методологическом, знаниевом, лингвистическом, коммуникационном. Философия науки, прежде всего, стремится ответить на следующие вопросы: что такое научное знание, как оно устроено, каковы принципы его организации и функционирования, в чем отличие науки от философии, религии, искусства? Одной из отличительных особенностей научного познания является рациональность. Поэтому природа научной рациональности, критерии научной рациональности, ее модели являются важными проблемами философии науки. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. Предметом философии науки также является исследование научно-познавательной деятельности как социально-исторического и культурного явления. Социальные и культурно-исторические факторы выступают как необходимые предпосылки развития науки. С этих позиций, предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. В условиях дифференциации и интеграции наук, появления новых наук возникает настоящая потребность в философском осмыслении этих процессов. Классификация наук, помогающая выявить их специфику, взаимодействие и роль в обществе, является также предметом философии науки. Исследования ученых показывают значимость и сложность проблемы научного творчества. Ее анализ в философском аспекте является предметом философии науки. В структуре научного знания выделяется система предпосылочного знания, имеющего ценностно-мировоззренческую природу, выступающего в качестве основания научного исследования и вписывающего научное знание в контекст культуры и общества. В качестве такого предпосылочного знания выступают философские основания науки, аксиологические основания, научная картина мира, стиль научного мышления. Исследование предполагаемых структур научного знания является важнейшим предметом философии науки. Традиционным предметом философии науки является методология научного познания. Центральная проблема методологии научного исследования — выявление эффективных методов научного познания. Предметом философии науки становится выяснение познавательного значения системных и синергетических представлений: существуют ли они как результат творческого воображения, конструктивной активности субъекта в эпистемологии и методологии или являются реально существующими объектами, о которых возможно и необходимо получить знание. Важное место в структуре философии науки занимают социально-философские проблемы науки. С предметом философии науки тесно связаны и ее функции. Представляется целесообразным выделить те из них, которые способны формировать онтологические, гносеологические, логические, методологические и аксиологические основания науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в науке взгляды на устройство бытия, типы материальных систем, характер их детерминации, общие законы функционирования и развития материальных объектов и т. д. Важнейшим исходным пунктом онтологического основания науки является признание существования наличествующего, способного пребывать в поле видимости объекта познания. Гносеологические основания науки связаны с определенной трактовкой природы познания, отношения знания к реальности, условий его достоверности и истинности, надежности основных закономерностей процесса научного познания, соотношением эмпирического и теоретического уровней, статуса научных понятий и т. д. Логические основания науки — это принятые в науке правила формирования идеальных объектов: абстрагирование, моделирование, образование исходных понятий, правила, выводы и т. д. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах получения истинных знаний, способах доказательства и обоснования теорий, установления достоверности результатов научного познания, их соответствие критериям научности. Аксиологические основания науки выступают как принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом в жизни общества, о целях науки, о связи науки с общественным процессом, о гуманистических и этических аспектах науки. Значимая функция философии науки выражается в участии в выработке и совершенствовании языка науки. Важную роль играет социальная функция философии науки. Философия науки призвана создавать позитивный образ науки в общественном сознании. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что философия науки — это многоаспектная отрасль познавательной деятельности, целью которой является: 1) выработка онтологических оснований науки; 2) формирование гносеологической базы научной деятельности; 3) разработка логических и методологических основ науки;4) выработка и создание модели научной рациональности; 5) освещение проблем научного творчества; 6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе; 7) анализ языка науки; 8) изучение предпосылочных структур; 9) разработка классификации наук; 10) выяснение связи науки и общества; 11) освещение проблемы эффективности науки; 12) выяснение взаимоотношений науки и политики; 13) освещение связи науки и религии; 14) подведение под науку аксиологических оснований; 15) раскрытие проблем этики науки;16) анализ эстетических проблем науки; 17) оценка социального назначения науки; 18) разработка стратегической доктрины науки.; философия науки — это раздел философии, исследующий общую структуру и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, познавательной деятельности, социального института, основы инновационных преобразований общества
2. Наука как эпистемологический феномен и социальный институт
Эпистемология - это теория, рассматривающая вопрос о том, как можно получить знания об объекте и составить о нем истинное представление. Иначе говоря, эпистемология - это теория, которая стремится выяснить вопросы, связанные с происхождением, методами, развитием и другими проблемами познания
Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:
наука как система знаний (как специфический тип знания).
наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)
наука как социальный институт
наука как особая область и сторона культуры.
Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.
Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.
Отличительные свойства:
объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)
направленность на творчество
общезначимость
обоснованность (эмпир-я, теор-я)
точность полученных результатов
верифицируемость (эмпир-я, логическая)
воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)
объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.
полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.
Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).
Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.
Три группы социальных функций современной науки: 1) функции культурно-мировоззренческие, 2) функции науки как непосредственной производительной силы и 3) её функции как социальной силы, связанной с тем. что научные знания и методы ныне всё шире используются при решении самых различных проблем, возникающих в ходе общественного развития. Много времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на вопросы стали элементами общего образования. Без этого научные представления не могли превратиться в составную часть культуры общества. Одновременно с этим процессом возникновения и укрепления культурно-мировоззренческих функций науки занятие наукой постепенно становилось в глазах общества самостоятельной и вполне достойной, рекспектабельной сферой человеческой деятельности. Т. е. происходило формирование науки как социального института в структуре общества. Важной стороной превращения науки в производительную силу явилось создание и упорядочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки и для практики. Важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро становится проблема особенностей научного познания и соотношения с другими формами познавательной деятельности.
3. Культура античного полиса и становление первых форм научной мысли
Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на теоретический уровень. Греческое слово «фюзис» латиняне передали как natura, поэтому физика и натурфилософия были родственными понятиями. Большое внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рационализация мышления, освобождение от метафоричности, переход от мышления, обремененного чувственными образами и эрзац-понятиями, к интеллекту, оперирующему абстракциями и категориями. Постепенно натурфилософские системы приобретали вид все более рационально оформленного знания. Возникшая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в качестве необходимого условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указывали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания.
Архимед (287—194 до н. э.) достиг успехов в вычислении площади круга, нахождении формул объема, поверхности цилиндра и шара. Он ввел понятие центра тяжести, сформулировал законы рычага, положил начало гидростатике. Им были сделаны многочисленные изобретения, различные системы винтов, метательные машины, лебедки, зубчатые передачи, ирригационные машины.
Греки впервые ввели математическое доказательство. Античная наука доказала, что физический мир противоречив — «все течет, все изменяется»(Гкраклит). Движение понималось как атрибут материи — ее неотъемлемое свойство. Трудности постижения процесса движения в логике посредством логического доказательства привели античного философа и математика Зенона к формулировке знаменитых апорий — трудно разрешимых проблем, связанных с противоречием между данными наблюдения и мысленного анализа. Апории Зенона имеют особую ценность именно потому, что указывают на совершающееся в процессе движения реально существующее противоречие. В античности значимой была деятельность софистов, сосредоточивших внимание на методах аргументации, логической обоснованности и достоверности результатов рассуждения. Софистическая аргументация, способствуя активному выявлению малейших противоречий в рассуждениях и доводах, была прообразом европейского способа мышления и формальной логики. В целом в античности преобладала идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Платонистам (как логикам) противостояли атомисты (как физики). Атомистика (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций) утверждала, что все сущее предполагает наличие атомов и пустоты как условия всех процессов и движений. Атомистическая картина мира признавала, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых вещи состоят, неизменен. Поскольку число атомов бесконечно, признается вечность мира во времени и бесконечность в пространстве. Кроме установленных законов сохранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили закон причинности: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу причинной связи и необходимости». Движение атомов происходит, подчиняясь закону тяготения подобного к подобному. Атомистическая гипотеза, т.е. обнаружение атомарного уровня, имела огромное значение для развития естественных наук, физики и химии. Атомизм присутствовал также в индийской и арабо-язычной традициях. Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель, который оказывал всяческое содействие развитию научного знания. Аристотель делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Противопоставляя природу ремеслу («техне»), Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин. Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух тысяч лет. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два крайних термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим. Наследие Аристотеля энциклопедично, оно включает в себя логические труды («Органон», «Категории», «Топика», «О софистических опровержениях» и др.), философию природы («Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении» и др.), труды о душе, биологические труды, этику, метафизику, а также труды по политике и экономике, риторике и поэтике. Научная система Аристотеля обширна, ибо в ней обобщается 300-летний этап развития древнегреческой мысли. Самым важным в определении знания, по мнению Аристотеля, является указание на то, что оно направлено на постижение причин и начал. Иными словами, то, что направлено на постижение причин и начал, есть знание. Самым достоверным из всех начал Аристотель считает закон тождества или противоречия: «Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же, в одном и том же отношении...»
Геоцентрическая система Аристотеля—Птолемея, указывавшая на центральное положение Земли, основывалась на данных обыденного опыта и здравого смысла. Геоцентризм был принят за незыблемую истину.
«Отец медицины» Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В тексте «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди». Гален (130—200 н. э.) — греческий врач, получивший прозвище «король анатомии», интересовался диагностикой, анатомии, логикой и психологией, соотношением теории и врачебной практики. С именем Галена связывают становление экспериментального метода в медицине. Таким образом, «греческое чудо», как называют античную цивилизацию, характеризовалось наличием античной логики и математики, астрономии и механики, физиологии и медицины, впитавших в себя исторический опыт познания мира Востока, древних азиатских культур. Античная наука, носила математико-механический характер, первоначальной программой провозглашалось целостное осмысление природы, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов.
4. Наука Средневековья
Для эпохи средневековья (II в. н. э. — XIV—XV вв.) характерны религиозная картина мира и «стиль социокультурного поведения», опирающийся на теологические ценности. Западноевропейское средневековье в качестве официальной доктрины избрало христианство, независимые от него представления жестоко карались. В рамках средневековья философия, как и наука, выступают «служанками» богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины достигается лишь на основе смирения и любви. Поэтому наука в средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения. В науке господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом — цитированием авторитетов, что лишало значимости задачу по исследованию природных закономерностей.
Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика (триумвиум); арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов (квадриум). Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.
Первый этап развития средневековой философии связан с патристикой (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви. Со II по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Образ мира воплощался в особую образно-знаковую систему символов. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.
Средневековье в лице отцов церкви Оригена, Дионисия Арео-пагита затрагивало вопрос о соотношении веры и разума, авторитета и разума. Богословие вынуждено было пользоваться правилами логического мышления, что наталкивало религиозную мысль на противоречия, парадоксы и несуразности. Философская мысль не укладывалась в прокрустово ложе теологических догматов.
В IX—XII вв. появляется схоластика (от лат. школьный), стремящаяся к обновлению религиозных догматов. Ранняя схоластика нашла применение в монастырях и монастырских школах. Монастырское пространство определяется как пространство «людей, живущих среди книг, в книгах и ради книг».
Схоласты шлифуют и защищают основные догматы официальной теологической доктрины, приспосабливая ее к удобствам преподавания в университетах и школах. Они культивируют навыки интеллектуального мышления. Эволюция схоластики связана с эволюцией системы образования от монастырских и городских школ в период ранней схоластики к университетам (Парижскому и Оксфордскому) в период зрелой схоластики. «Ученость» и «выучка» приобретают самостоятельные ценности. Основной путь постижения Бога видится в логике и рассуждениях. В IX—XIV вв. происходил расцвет схоластической учености. Схоластом величал себя всякий, кто занимался преподавательской деятельностью, Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентенберрийский. Со схоластикой связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластика опиралась на учение о двойственной истине, разделявшее истины богословия и истины философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Как подчеркивают исследователи, в рамках средневековой схоластики произошло мощное развитие норм логического мышления. Средневековая логика исходит из позиции жесткой определенности понятий и точности смысла. Схоластическая логика оценивается как значительный этап исторического развития логики. По мнению современных логиков, именно в рамках средневековой схоластики заложены теоретические и операциональные основания математической логики; внесен вклад в развитие теории высказывания и теорию логического следования, разработаны теория логических парадоксов и теория субпозиции — подстановки допустимых значений, теория беспредпосылочности и сознательных формулировок аксиом, методология сопоставления взаимоисключающих высказываний, анализ логического характера вопросительных предложений и пр. В целом с периодом схоластики — «книжной учености» связывают становление европейского стиля мышления и разработки категориального аппарата.
Учение Фомы Аквинского (1225-1274) — вершина схоластического миропостижения. В нем есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего, созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, а прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит». Фома Аквинский считает, что вера не должна противоречить разуму. Однако некоторые догматы не могут быть рационально доказуемы. В этом случае их следует объявить не противоразумными, а сверхразумными, доступными лишь божественному разуму. Согласно Фоме Аквинскому, общие понятия — универсалии могут существовать трояко: «до вещей» — в божественном разуме, как первообраз; «в вещах» — как сущности; «после вещей» — как понятия в человеческой голове. Разум и вера обусловливают различные пути к Истине. Решающими оказываются истины Откровения. Истина может быть постигнута двояко — как методом, определяющим причину, так и познанием через следствие.
Кредо средневековья, сформулированное Фомой Аквинским, состоит в том, чтобы философские дисциплины, которые получают свое знание от разума, были дополнены наукой, священной и основанной на откровении. Священное учение есть наука теоология, которая к другим наукам прибегает как к подчиненным ей служанкам. Таким образом, в средневековье оформился специфический критерий истинности со ссылкой на авторитет Бога.
5. Становление новоевропейской науки.
Науку Нового времени характеризуют гелиоцентрическая система мира, предложенная Н. Коперником, открытие законов классической механики и научной картины мира, основанной на достижениях Г. Галилея и И. Ньютона, экспериментальное математическое естествознание, которое признано основанием новоевропейской науки. Экспериментальный метод соединяется с математическим описанием природы. Историки науки подчеркивают, что именно в Западной Европе в Новое время происходит соединение эксперимента и математики. Возникновение науки Нового времени имело следующие теоретические предпосылки: мыслители-схоласты оставили в наследство новоевропейской науке развитый метод логического анализа, ремесленники подготовили почву для количественного подхода к явлениям, эпоха Ренессанса воспроизвела античные традиции абстрактно-дедуктивного мышления; важное значение имела публикация (в 1543 г.) трудов величайшего греческого математика и физика Архимеда. Становление новоевропейской науки свидетельствовало о всецелой рационализации мышления. Происходило замещение упований на откровение и значимость божественного предопределения процедурами осознанного научного поиска. Ведущей для новоевропейской науки стала идея «закона природы», предполагающая не только научное открытие, но и его использование. Это было обусловлено духом новой эпохи — духом преобразований, предпринимательства и конкуренции. Утверждается идея прогресса, особую значимость приобретает получение нового знания, принцип упорядоченности и классификации, соединение теории и практики.
Представителем новоевропейской науки был польский астроном Николай Коперник (1473-1543). В своем главном труде «Об обращениях небесных сфер», Коперник предложил гелиоцентрическую систему мира. С момента провозглашения того, что разработанная система позволяет «с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим», можно вести отсчет рождения детерминистического и механистического мировоззрения в противоположность телеологическому и организмическому. Развитие науки придало новую окраску человеческому сознанию и породило новизну способов мышления. Согласно аристотелевской и схоластической традиции изложение науки основывалось на схеме, состоящей из двух элементов (диадической схеме): действительность и картина этого мира, создаваемая учеными. Истина означала согласие человеческого интеллекта с вещами действительного мира. Создание кратких изящных аналитических выражений — существенная часть успеха науки. Поэтому наука стала пониматься на основе триптической схемы: 1) наблюдаемый объект, 2) творящий ученый и 3) знаки, которыми ученый изображает картину мира.
В XVII в. обозначилась новая роль естествоиспытателя, испытующего естество и уверенного, что божественная «Книга Природы» написана языком математики». Итальянский мыслитель и ученый Гали-лео Галилей (1564—1642), увлеченно занимающийся механикой, физикой и астрономией, вошел в историю как создатель экспериментального метода, изобрел прибор для гидравлического взвешивания и описал это изобретение в работе «Маленькие весы». Ему принадлежит открытие квадрической зависимости пути падения от времени и установление параболической траектории брошенного горизонтально тела, использование телескопа с 30-кратным приближением в астрономических наблюдениях.
Главным достоянием Нового времени считается становление научного способа мышления, характеризующегося соединением эксперимента как метода изучения природы с математическим методом и формирование теоретического естествознания. И Галилей, и Декарт были уверены, что чувственные феномены сопровождаются математическими законами. Суть научно-теоретического мышления начинает связываться с поиском видоизменения наблюдаемых условий, созданием некоего «идеального мира на бумаге», конструированием иной научной предметности, не встречающейся в готовом виде. Датой рождения науки обычно считают 1662 г. — год основания Лондонского королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией. В 1666 г. в Париже появляется Академия наук. Цель общества — «совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)». Королевское общество стремилось поддерживать экзальтированный эмпиризм; работы, выполненные в соответствии с другими нормами, отвергались. Английский ученый Исаак Ньютон (1642—1727), автор знаменитых «Математических начал натуральной философии» (1687), утвердил господство механистической картины мира. Он сформулировал основные идеи оптики, решил основные задачи, связанные с центробежными и центростремительными силами при круговом движении.
Примечательно, однако, что с конца 1660 г. Ньютон стал заниматься алхимическими исследованиями и пришел к выводу о недостаточности механистических принципов для построения исчерпывающей картины природы. К многообразным приметам возникновения науки относят не только рост благосостояния и досуга, но и распространение университетов, изобретение книгопечатания, появление телескопа и пр. Истоки новоевропейской науки связаны с именами Бэкона, Гарвея, Кеплера, Галилея, Декарта, Паскаля, Гюйгенса, Бойля, Ньютона, Локка, Спинозы, Лейбница. Открытие системы кровообращения Гарвеем, микроскопа, строения клетки, эволюционная теория Дарвина во многом обогатили естествознание. Развитие науки сопровождала промышленная революция, первым этапом которой было появление машин в текстильном производстве — механического ткацкого станка, а затем и механической прялки; второй этап — изобретение парового двигателя; третий — создание машиностроения. Никакой, даже самый производительный ручной труд не мог соперничать с машинным. Важной была и революция в области средств коммуникации: железные дороги, паровые суда стимулировали интенсивность развития.
6. Неклассическая наука
Если проследить развитие науки в западноевропейской культуре, начиная с XVI в. - времени становления классической науки, то можно увидеть изменения научного мировоззрения и методологии познания, позволяющие выделить наряду с классической наукой еще два образа науки - неклассическую и постнеклассическую. Формирование неклассической науки началось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. В классической физике взаимодействие вещества описывалось ньютоновской механикой, где основными понятиями были пространство, время, материя, сила. Новое состояние, способное порождать силу и не связанное с телом, было названо полем, ему соответствовала теория Максвелла, которая в значительной степени усилила математизацию физики. Возникли вопросы, в результате анализа которых выяснилось, что одна и та же реальность может быть описана в разных теориях, не существует одного метода научной деятельности, методы историчны. Во-первых, методы зависят от объекта, во-вторых, сама методика не стала связываться только с объектом. Релятивизация физики обострила проблему физической реальности, расшатав одну из важнейших опор классической научности - объективность. Но вера в научный универсализм и фундаментализм пока сохранялась. Известно, что А. Эйнштейн не отступил от поисков полного описания природы.
Квантовая механика окончательно развеяла притязания на универсальное и точное описание объекта. Исследование микромира и гносеологические обобщения нового познавательного опыта, составили суть новой научности, впоследствии обозначенной методологами науки как неклассическая В классической физике измеряемая величина определяется однозначно, в квантовой механике наше представление о событиях формируется только на основе статистических данных, здесь нет места для законов, но есть закономерности.
В классической науке представления о физической реальности создавались на эмпирическом уровне, при помощи чувственного познания. Математический аппарат создавался уже на последующем этапе. В квантовой механике формирование математического аппарата было закончено до того, как сформировалась онтологическая схема и категориальный аппарат теории. Это создавало совершенно иную гносеологическую ситуацию. Важнейшей установкой классической науки является объективизм, что означает, что картина мира должна быть картиной изучаемого объекта самого по себе, то есть объектной, не включающей средства изучения этого объекта. Квантово-механический способ описания с необходимостью включает в себя не только изучаемые объекты, но и приборы, используемые для их изучения, а также сам акт измерения. Если в классической физике элементами реальности были вещи, то в квантовой механике в роли элементов физической реальности выступают акты взаимодействия объекта с прибором, то есть процессы наблюдения. Несмотря на остающиеся до сих пор вопросы, познание в атомной физике явилось совершенно новым (гносеологически) опытом, который в методологии науки обозначили неклассическим. Наблюдатель не только наблюдает свойства объекта, но и определяет, называет эти свойства, которые имеют смысл не сами по себе, а сообразно наблюдательной ситуации. Квантовая механика задает новое понимание сложности, объединяющее дискретность и непрерывность, системность и структурность. В квантовой механике роль наблюдения возросла до решающего события. Согласно этим представлениям классический идеал описания природы оказался весьма ограниченным. Классическая физика объясняет движение тел, параметры которых, включая массу, скорость и др., находятся в весьма узком диапазоне величин. Неклассическая наука отказалась от основных постулатов позитивистской научности - фундаментализма, универсализма, интерсубъективности, кумулятивизма. Центральным аспектом науки стали не объекты, а отношения. Реальность как бы расщепляется на потенциальную и актуальную. Актуальная (наличная) реализована в акте наблюдения. Потенциальная нами непосредственно не воспринимается, но от этого не менее реальна. Реальность, открывшуюся неклассической физике, определяют как сеть взаимосвязей. В контексте нового подхода Вселенная рассматривается в качестве сети взаимосвязанных событий.
7. Постнеклассическая наука
Современная наука углубилась в область познания микро- и мегамира, достигла таких границ, которые требуют расширения области рационального мировосприятия общепризнанных явлений. Задача современной науки — поспеть за радикально изменяющейся социокультурной реальностью и стать значимой для нее путем использования своей прогностической функции.
Одно из важных изменений мировоззренческих ориентации современной науки — направленность на целостное обобщение имеющейся системы многообразных областей знания. Наука направлена на глубинное постижение объективного мира, поэтому важной мировоззренческой ориентацией остается стремление к созданию единой общенаучной картины мира, включающей в себя непротиворечивое объяснение многообразных явлений действительности, в том числе и паранаучных.
Наука разделяется на науку переднего края, опирающуюся на сенсационные открытия и гипотезы, и академическую, «нормальную» науку, развивающуюся на принятых основоположениях. Существует также разделение науки на официальную и «народную», т.е. этнонауку. Говорят о науке восточной в противовес науке западной, о науке классического образца, центром которой являются идеалы детерминизма, и науке, учитывающей индетерминистские факторы и статистические закономерности. Многочисленные образы науки рождают специфическую мировоззренческую ориентацию современного человека, предполагающую опору на плюрализм и построение альтернативных сценариев возможного развития. Идея плюрализма занимает достаточно видное место среди мировоззренческих ориентации современной постнеклассической стадии развития науки.
Важной мировоззренческой ориентацией современной науки становится установка на ее парадигмальный характер. Для мировоззренческих ориентации постнеклассической стадии науки характерно упразднение ее социокультурной автономии (независимость науки от культуры и социокульт-ных факторов) и принятие идеи социокультурной обусловленности науки. Однако новой чертой оказывается тенденция опровержения традиции инновацией, т.е. абсолютизация значимости нового. Идеалом постнеклассической стадии науки является междисциплинарный подход синергетики, объединяющий строгие математические и физические модели постижения действительности с наукой об обществе.
Современные мировоззренческие установки, опираясь на развитие квантовой физики, релятивистской космологии, а также генетики, предполагают новый взгляд и переосмысление таких категорий, как необходимость и случайность, причина и следствие, часть и целое. Современная наука ведет к переосмыслению значения эксперимента как многократно повторяющего серии одних и тех же результатов. Особую роль приобретает экспериментирование при помощи ЭВМ, позволяющее вычислить разнообразие возможных структур и состояний, которые может породить данная система.
Изменение мировоззренческих ориентации происходит под влиянием изучения наукой таких сложных природных комплексов, в функционирование которых включен сам человек, т.е. «чело-векоразмерных» систем. К их числу относят медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии, генной инженерии, системы «человек — машина», сложные информационные комплексы, системы искусственного интеллекта. Изучение этих объектов показывает огромную роль гуманистических принципов и ценностей, так как преобразование «человеко-размерных» систем сталкивается с огромным числом запретов и ограничений.
Утвердившаяся в науке концепция глобального эволюционизма предписывает воспринимать действительность и с точки зрения системности, и с точки зрения эволюционирования объектов любого рода.
Наука не может быть вне и над культурой — она пребывает в исторически определенном культурном контексте. В современных мировоззренческих ориентациях, особое значение приобретают ценностно-целевые структуры.
Важное место среди современных мировоззренческих ориентации занимает идея коэволюции, т.е. согласованного развития природных процессов и целесообразной человеческой деятельности. Совокупные достижения современной науки внедряют в мировоззрение современника идею необратимости, нелинейное развития, идею альтернативности, вариабельности и сценарного подхода. Механизм бифуркации, т. е. неединственности продолжения развития, сочетается с принципом саморегуляции. Очень многие современные мировоззренческие принципы получил признание благодаря распространению синергетики как теории самоорганизации. Мировоззрение современника должно быть направлено на осмысление процессов диалога культур, на сочетание достижений техногенной цивилизации и традиционные типов общества, культур Востока и Запада. Синтез восточного и западного мировидения обусловливает новое качество мировоззренческих ориентации.
Научно-технический взгляд на мир, абсолютизация рационалистических приоритетов, направленность на активное преобразование мира выявляет приоритеты сугубо технологического стиля мышления, когда субъект деятельности стремится дать четкий ответ на вопрос, как достичь того или иного эффекта. Особое место принадлежит процессам информатизации и «интернетизации».
8. Спец-ка науч. знания: проблема критериев науч-ти