Дневник по социально-педагогической практике - файл n1.doc

приобрести
Дневник по социально-педагогической практике
скачать (311 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc311kb.16.09.2012 13:39скачать

n1.doc

  1   2   3
Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО

«Тобольская государственная социально-педагогическая

академия им. Д.И. Менделеева»
Кафедра педагогики и психологии

Социально-педагогическая

практика

Выполнила:

Студентка 4 курса 45 гр.

ОЗО СПФ специальность

«Социальная педагогика»

Очирова Рузиля Идрисовна

Проверил:

Морозов Евгений

Анатольевич

Тобольск, 2011.

Социально-педагогическая практика.

Цель: развитие профессионально значимых качеств личности будущих специалистов, подготовке их в разных структурах, занимающихся вопросами воспитания и реабилитации детей (клиентов) с девиантным поведением.
Задачи социально-педагогической практики:

- освоить ключевые положения и проблематику современных девиантологии, превентивной педагогики и других, пересекающихся с проблемами девиантного поведения дисциплин;

- сформировать собственную социальную, социально-психологическую и социально-педагогическую позицию по отношению к процессу реабилитации детей (клиентов) девиантного поведения;

- приобрести опыт выражения своей социальной, социально-психологической и социально-педагогической позиции в форме выполненных разработок (открытых заданий, социально-педагогических ситуаций, реабилитационных программ и планов и др.);

- приобрести элементы навыков и умений проектирования и организации реабилитационного процесса, направленного на развитие личности ребёнка (клиента) и его творческую самореализацию;

- освоить формы и методы групповой социально-педагогической работы, научиться моделировать социальную и социально педагогическую реальность, используя для этого собственные разработки, научиться применять освоенные социально-педагогические знания и способы деятельности на практике.


Содержание

  1. Приложение 15.

  2. Должностные обязанности социального педагога, его план работы.

  3. Знакомство с категориями детей, их ведущие проблемы.

  4. Овладение основными приемами психолого-социально-педагогической диагностикой (Приложения 1-13).

  5. Составить поведенческий портрет ребенка и его подробную характеристику.

  6. Изучить особенности профилактической и реабилитационной деятельности данного учреждения.

  7. Разработка эффективной формы профилактики отклоняющегося поведения для конкретной категории детей. (беседа с ребенком и анализ ее результатов).

Изучение особенностей социально-педагогической реабилитации ребенка, находящегося в данном учреждении. Структура и содержание реабилитационной программы.

  1. Изучение этических правил взаимоотношений социального педагога с ребенком. Формулировка основных этических правил взаимоотношений социального педагога с ребенком.

  2. Профориентационное мероприятие.

  3. Приложение 16

  4. Приложение 17

  5. Приложение 18

  6. Приложение 18

  7. Приложение 19


2. Должностные обязанности социального педагога

Актуальность работы социального педагога в школе в современных условиях.

Школьный социальный педагог – действует в общеобразовательной или профессиональной школе, внешкольных и дошкольных учреждениях, социальных приютах, детских домах, школах-интернатах, школах реабилитации и других образовательных учреждениях. В организации своей работы школьный социальный педагог дает приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность, изучает специальные проблемы школьников и учителей, принимает меры к их решению. Социальный педагог поддерживает постоянную связь с семьями учащихся. Особое внимание он удаляет проблемам защиты ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Социально-педагогическая деятельность – это социальная работа, включающая и педагогическую деятельность, направленная на помощь ребенку (подростку) в организации себя, всего психологического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе.

В современных условиях в работе различных структур в области социальной защиты определились основные направления социальной работы, которой занимается и социальный педагог. Это:

  1. оказание материальной помощи (денежная, патронат, пособия и льготы, помощь в быту);

  2. организация социальной заботы (работа с людьми, подбор сотрудников, проверка, пропаганда лучшего опыта);

  3. влияние на человека.

Процесс влияния на человека – это процесс педагогического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.

Что же является главным в работе социального педагога, чем она отличается от работы педагога школы – интерната или группы продленного дня?

Учителю чаще всего приходится работать с классом или группой, и, в основном, его методы направлены на работу с коллективом. Социальный педагог работает с отдельной личностью, с отдельным ребенком, подростком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то и здесь с каждым в отдельности.

Социальный педагог работает в области защиты ребенка, подростка, оказывает ему социальную или медицинскую помощь; он должен уметь организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию.

Сегодня образование, определив в своей деятельности, как первостепенную, задачу воспитания ребенка, формирования личности, изменяет свое содержание и методы работы. Среди сфер, где особенно нужен социальный педагог, - школа, и его работа в школе – особый вопрос.

Сотрудничая со школой, прикрепленный социальный педагог часто посещает школу, помогает родителям и школьникам в нормализации отношений, выясняет причины непосещений учениками школы. Он выявляет семьи, где жестоко обращаются с детьми, детей, отстающих в физическом и умственном развитии, детей страдающих от обездоленности. Чтобы помочь ребенку или семье, он привлекает юриста, врача, работников милиции, полиции. От школьного врача он узнает о длительной болезни ребенка, ее причинах, и, чтобы предотвратить отставание в учебе, помогает заниматься дома или в больнице.

Социальный педагог выявляет нуждающихся в социальной помощи детей. Это неуспевающие дети, которые в силу своих способностей не могут усвоить школьного курса. Это дети, которые переживают стрессы или в коллективе сверстников в школе или в семье. Это больные дети, с теми или иными недостатками, школьники, которые приобщались к наркотикам или алкоголю. Чаще всего они состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Кроме того – социальный педагог работает с одаренными детьми.

Иногда помощь этим детям может состоять только в том, чтобы разобраться в их отношениях с окружающими. В другом случае – научить контролировать свои поступки, быть в себе уверенным. Но в том и другом случаях от социального педагога требуются чуткость и сердечность.

Сегодня актуальна проблема нехватки различных секций и клубов, разнообразных трудовых, туристических и краеведческих отрядов, как следствие – внеучебное время школьника мало занято в организационном плане. Социальный педагог становится организатором внеучебного времени школьника, объединяясь в своей воспитательной работе с родителями.

Социальный педагог координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона, что также немаловажно сегодня. Он периодически информирует педагогический коллектив школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и об оказании ему помощи, а так же играет главную роль в подготовке и составлении плана социальной работы школы.

Особое внимание требуется от социального педагога к детям, исключенным из школы. Он помогает устроить их в другую школу, помочь освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет детей — школьников, которые незаконно заняты на работе в учебное время, решает вопрос об их учебе, проверяет, выполняются ли правовые нормы детского труда. А уж этот вопрос стоит очень остро в современных условиях, и эта проблема сегодня актуальна.

Он следит за детьми — школьниками: все ли нуждающиеся посещают реабилитационные центры, помогает им, контролирует получение всех социальных привилегий многодетными семьями: бесплатные «школьные» завтраки, приобретение одежды, транспортные расходы.

Для решения всех вышеописанных задач социальный педагог изучает ребенка, его состояние, уровень кризиса, планирует пути его преодоления. В этом одна из главнейших задач социального педагога.

Обобщая вышеописанное, можно сделать вывод, что задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь ребенку выйти из кризиса, в котором он оказался. Надо помнить, что такие дети часто привязываются к воспитателю, и здесь важен его профессионализм и доверительное отношение к ребенку.
Права социального педагога школы

  1. Участвовать в работе структур школьного самоуправления: педсовета, Совета школы, Совета профилактики, методических объединений и других органов.

  2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании социально-педагогической службы, выступать с деловой, конструктивной критикой.

  3. Создавать собственные программы социально-педагогической деятельности, разрабатывать авторские социальные проекты, внедрять их, а также использовать новые методы, формы, приемы в воспитательной работе с учащимися, родителями, руководствуясь гуманным принципом «не навреди».

  4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления, а при необходимости, в государственных органах.

  5. Иметь доступ к документам образовательного учреждения, касающимся воспитанников образовательного учреждения.

Социальный педагог не имеет права

  1. Унижать личное достоинство воспитанников, родителей учащихся, наносить оскорбление им действием или словом.

  2. Злоупотреблять доверием ребенка или родителя, нарушать данное им слово, сознательно вводить людей в заблуждение (обманывать).

  3. Использовать семью для наказания ребенка.

  4. Делиться информацией о фактах, полученных в ходе обследования семей со случайными собеседниками.

  5. Обсуждать «за глаза» своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педагогического коллектива.

Социальный педагог должен знать

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Конвенцию о правах ребенка.

  3. Педагогику, возрастную и социальную психологию.

  4. Школьную гигиену.

  5. Педагогическую этику.

  6. Методику воспитательной работы.

  7. Основы трудового законодательства.

  8. Законы РФ, решения правительства РФ, указы президента РФ и органов образования всех уровней, имеющие отношение к социальной педагогике.

Социальный педагог должен уметь

  1. Видеть и формулировать свои воспитательные цели, задачи.

  2. Составить план работы социального педагога на учебный год, текущие еженедельные планы.

  3. Разработать воспитательного мероприятия социально-педагогической направленности.

  4. Провести воспитательное мероприятие с учащихся родителями школьников.

  5. Организовать работу с группой учащихся, состоящих на школьном профилактическом учете, на учете в РОВД.

  6. Организовать работу с родителями, требующими особого внимания со стороны школы.

  7. Правильно оформить социально-педагогические документы.

  8. Оказать методическую помощь классным руководителям по социально-педагогическим вопросам.

  9. Анализировать собственную деятельность, ее результативность, составить анализ своей работы за учебный год.

Функции социального педагога

  1. Социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе и по месту жительства обучающихся.

  2. Реализация и контроль за реализацией мер социальной помощи и защиты учащихся школ.

  3. Осуществление комплекса мероприятий по воспитанию, образованию и развитию, социальной защите личности в школе и по месту жительства обучающихся.

Социальный педагог обязан

  1. В начале учебного года спланировать свою работу с воспитанниками, родителями учащихся по социально-педагогическому направлению, составить социальный паспорт школы, оформить социально-педагогические документы на детей и родителей учащихся, состоящих на профилактическом учете.

  2. Помощь воспитанникам, состоящим на школьном учете, в выборе дополнительных внеклассных занятий (кружки, секции и т.д.)

  3. В течении года изучать особенности личности обучающихся, условий жизни. Посещает для этого семьи учащихся на дому.

  4. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывать им помощь.

  5. Выступать посредником между личностью ученика и школой, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств.

  6. Организовывать различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на реализацию социальных проектов и программ, участвовать в их разработке и проведении.

  7. Осуществляет работу по временному трудоустройству учащихся из числа детей, состоящих на профилактическом учете, а также, занимается трудоустройством, патронажем, обеспечением жильем, пособиями и пенсиями, использованием ценных бумаг обучающимися из числа сирот и оставшихся без попечения родителей (опекаемых).

  8. Взаимодействует с учителями, родителями учащихся, специалистами социальных служб, семейных и социальных служб, семейных и социальных служб, воспитательной работе.

  9. Социальный педагог работает по скользящему графику, исходя из 36-часовой рабочей недели.

Права и обязанности социального педагога

Социальный педагог имеет право:

Социальный педагог обязан

Функции и роли социального педагога

Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам взрослому населению, выполняет следующие функции:

Реализуя аналитико-диагностическую функцию, социальный педагог:

Прогностическая функция социального педагога заключается в том, что он:

Выполнение социальным педагогом организационно-коммуникативной функции:

Коррекционная функция социального педагога заключается в том, что он:

Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том , что он:

взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.

Реализуя психотерапевтическую функцию, социальный педагог:

Выполнение социально-профилактической функции предполагает, что социальный педагог:

Реабилитационная функция социального педагога заключается в том, что:

родителей.
План работы составлен по программе: «Семья»

Цель: объединить усилия семьи и школы в воспитании детей. Коррекция семейного воспитания. Социальная защита семьи и детства.

I. Изучение семей учащихся

II. Организация медико-педагого–психологический помощи семье.

III. Социальная защита семьи и детства.

IV. Организация совместной деятельности учащихся и родителей.

Вовлечение детей и родителей в различные виды совместной деятельности:

Привлекать родителей к руководству кружков и спортивных секций. Творческая работа детей и родителей: семейные праздники, встречи в семейном клубе, часы общения с семьей. Использовать в работе с семьей программу «Древо жизни»,которая способствует возрождению нравственных и духовных ценностей семьи, поиску партнерства детей и взрослых, изучение истории семьи, ее геологии, сохранение семейных традиций и обычаев. Пропаганда «Здорового образа жизни». Мы должны научить детей: предвидеть опасность, по возможности избегать и при необходимости действовать.


    1. Повышение квалификации социального педагога.

Методическая работа – посещение проблемных семинаров и курсов при Саратовском институте повышения квалификации работников образования. Изучение новинок литературы по социальной защите прав детства.

Участие в пробл5емных семинарах, консультациях социальных педагогов при Саратовском институте повышения квалификации работников образования. Сбор материалов в помощь родителям и классным руководителям по вопросам подрастающего поколения.

Работа методического районного объединения социальных педагогов.
I. Организационная работа




Содержание мероприятий

сроки

Ответственные

1

Составление социальных паспортов на учащихся

Сентябрь

Соц.педагог, зам.директора по ВР

2

Составление социального паспорта на класс

Сентябрь

Соц.педагог

3

Составление социального паспорта школы

Сентябрь

Соц.педагог

4

Работа школьного совета по профилактике правонарушений и преступлений среди детей

Один раз в месяц

Дир.школы, соц.педагог

5

Выявление неблагополучных семей, «трудных» подростков и детей «группы риска»

В течение года

Кл.рук., соц.педагог

6

Создание постоянно действующего уголка для подростков

Сентябрь

Соц.педагог, зам.директора по ВР

7

Работа клуба «Современник»

В течение года




8

Совместное посещение с работником РОВД массовых мероприятий и дискотек в ДК

В течение года

Зам.директора по ВР, соц.педагог

9

Утверждение совместных планов с РОВД

Октябрь

Соц.педагог, инспектор ПДН

10

Оказание материальной помощи совместно с РОО




Соц.педагог

11

Участие в программе КДН районной, при администрации округа

В течение года

Соц.педагог

12




Два раза в год

Соц.педагог

13

Составление социальных паспортов на будущих первоклассников. Работа в летнем лагере

Июнь

Соц. Педагог


II. Методическая работа с педагогическим коллективом




Содержание мероприятий

Сроки

Зам.директора по ВР, соц.педагог

1

Совместное планирование воспитательной работы в школе

Сентябрь

Соц.педагог

2

Выступление на педагогическом совете, с целью знакомства с планом социального педагога

Сентябрь

Соц.педагог

3

Проведение тематических семинаров по профилактике правонарушений

Октябрь - март

Зам.директора по ВР, соц.педагог

4

Изучение государственных и методических документов о правах человека, о положении в обществе и правах ребенка

Ноябрь - март

Соц.педагог

5

Семинар классных руководителей: «Работа с семьей и детьми группы риска»

Октябрь

Соц.педагог

6

Методическое объединение классных руководителей по изучению вопросов социальной защиты семьи и детства, оказание помощи

Февраль

Соц.педагог, зам директора по ВР

7

Корректировка работы с педагогически запущенными детьми

Февраль

Соц.педагог. зам.директора по ВР

8

Организация индивидуальных консультаций классных руководителей по вопросам воспитания

В течение года

Зам.директора по ВР, соц.педагог




III. Работа с семьей




Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Проведение общешкольного родительского собрания с целью знакомства с планом социального педагога (Права ребенка)

Сентябрь

Соц.педагог

2.

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. Профилактическая работа семей

В течение года

Классные руководители, соц.педагог, работники ЦСОН, РОВД

3.

Организация родительских собраний, тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения

Октябрь – март

Зам.директора по ВР, соц.педагог

4.

Общешкольное родительское собрание «Предупреждение правонарушений детей и подростков». Встреча с работниками прокуратуры

Ноябрь

Зам.директора по ВР, соц.педагог

5.

Организация индивидуальных консультаций по вопросам воспитания и юридической поддержке семьи. По проблемам воспитания подростков

В течение года

Соц.педагог, работники прокуратуры, РОВД, РОО

6.

Оказание помощи в получении необходимых документов на оформление опекунства, приобретение гражданства, купли продажи квартир

В течение года

Соц.педагог, работники прокуратуры, РОВД, РОО

7.

Участие в работе попечительского совета школы

В течение года

Соц.педагог: Альмухаметова З.М.

8.

Контрольное обследование семей группы риска, семей требующих к себе повышенного внимания, семьи где проживают дети группы риска

В течение года

Соц.педагог, классные руководители, работники РОВД

9.

Контрольное обследование условий жизни и воспитания детей сирот и опекаемых

Октябрь – март

Соц.педагог, классные руководители

10.

Родительский патруль, индивидуальное шефство над семьями и подростками группы риска

В течение года

Соц.педагог, классные руководители



Работа с учащимися школы




Содержание мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Профилактические беседы с учащимися

В течение года

Соц.педагог

2.

Пропаганда юридических знаний, о правах, обязанностях и уголовной ответственности учащихся

В течение года

Соц.педагог, инспектор ПДН

3.

Участие в работе клуба «Современник»

В течение года

Соц.педагог, зам.директора

4.

Внутришкольный учет детей, злостно уклоняющихся от учебы и склонных к нарушениям общественного порядка

Ежемесячно

Зам.директора по УВР, соц.педагог

5.

Анкетирование: «Здоровый образ жизни», социометрия

Октябрь

Соц.педагог, зам.директора

6.

Изучение Конвенции ООН о правах ребенка и четкое соблюдение этих прав

Февраль

Классные руководители, соц.педагог

7.

Систематическая работа со списком и картотекой учащихся «группы риска» Индивидуальные программы

В течение года

Соц.педагог, зам.директора

8.

Цикл бесед и классных часов на тему: «Разные формы общения среди людей»

Апрель

Соц.педагог, зам.директора

9.

На базе школьной библиотеки организовать книжные выставки: «Дети и преступность», «Ответственность молодежи перед законом», «Наркобеда»

В течение года

Зав.библиотекой, соц.педагог

10.

Тематические классные часы на тему: «Здорового образа жизни»

Сентябрь - май

Кл.руководители, соц.педагог

11.

Участие в Губернаторской елке г. Тюмень детей сирот, из социально – незащищенных семей

Январь

Специалист РОО, соц.педагог

12.

Пропаганда здорового образа жизни и сексуального воспитания детей и подростков, беседы, просмотр фильма

Октябрь -апрель

Соц.педагог, инспектор ПДН, врачи – специалисты, зам.директора по ВР

13.

Консультации ученического центра. Успеваемость учащихся за год. Диагностика познавательных процессов учащихся. Определение степени утомляемости. Контроль, за распределением учебной нагрузки

В течение года

Соц.педагог: Альмухаметова З.М.

14.

Контроль, за занятостью учащихся различных категорий во внеклассных мероприятиях, кружках и секциях

В течение года

Соц.педагог, зам.директора по ВР

15.

Рейды на дискотеки и по вечернему поселку, с целью контроля за выполнением постановления о нахождении детей в вечернее время

В течение года

Кл.руководители, соц.педагог, педагоги школы, родительский комитет

16.

Профилактические беседы о предупреждении травматизма в период летних каникул

Май

Соц.педагог: Альмухаметова З.М.

17.

Контроль, за занятостью учащихся в период каникул

Июнь - август

Соц.педагог, зам.директора по ВР



Социальный педагог: __________________________ /Альмухаметова З.М./
3.Знакомство с категориями детей,

их ведущие проблемы.
  1   2   3


Министерство образования и науки РФ ГОУ ВПО
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации