Рабочая программа Организационное поведение - файл n1.doc

приобрести
Рабочая программа Организационное поведение
скачать (147 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc147kb.16.09.2012 11:00скачать

n1.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ОмГПУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА (дисциплины, модуля)

«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

Направление подготовки «Управление персоналом»
Профиль подготовки «Управление персоналом предприятия», «Управление персоналом в образовательном учреждении»


Омск, 2011

Составитель (и):


к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Стратегического и операционного менеджмента» Кузьмин А.А./____________/

(подпись)


Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2011 года и рассмотрена на заседании кафедры «Стратегический и операционный менеджмент»

«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __

Заведующий кафедрой:


к.э.н., Шастин А.В./____________

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании предметно-методической комиссии «Менеджмент»

«__» ___________________ 20__ г. Протокол № __

Председатель учебно-методической комиссии:


ст. преподаватель Шастина Н.О./____________

(подпись)

Курс: 2

Форма обучения: очная/очно-заочная/заочная

Семестр: 4

Трудоемкость: 3 зачетных единицы

Количество аудиторных часов: 10

Из них: лекций – 4

практических занятий – 6

Количество внеаудиторных часов – 98

Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, зачет
Дисциплина «Организационное поведение» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Управление персоналом».
Цель дисциплины:

Овладение основами теоретических и практических знаний в области организационного поведения (ОП), необходимых бакалавру по профилю «Управление персоналом организации» для применения современных форм и методов воздействия на поведение личности, группы с целью повышения эффективности работы организации.
Задачи курса:


Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

готов к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладает навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8);

знает корпоративные коммуникационные каналы и средства передачи информации, владеет навыками информационного обеспечения процессов внутренних коммуникаций (ПК-62);

способен обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

владеет навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готов транслировать их своим коллегам (ПК-72);

способен участвовать в реализации программы организационных изменений (в т.ч. в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способен преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).
В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные концепции организационного поведения;

уметь: излагать и формулировать содержание основных положений организационного поведения;

владеть: навыками по обсуждению конкретных управленческих ситуаций с позиций теории организационного поведения.


.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Содержание курса распределяется главным образом между лекционной и практической частями на основе принципов дополнительности: практические занятия не дублируют лекции. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическому аспекту проблем оценивания результатов обучения в современной системе образования. На практических занятиях рассматриваются различные аспекты и тенденции развития современной управленческой мысли. В основу отбора содержания и организации учебного материала данной дисциплины положены следующие принципы:

 

Междисциплинарные связи

Дисциплина «Организационное поведение» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Организационное поведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: психология, философия, основы управления персоналом, а также предполагает междисциплинарные связи с такими дисциплинами, как: управление социальным развитием персонала, мотивация и стимулирование трудовой деятельности

Дисциплина «Основы организации труда» является предшествующей для изучения следующих дисциплин: оценка персонала, профессиональная диагностика персонала, кадровый аудит.
Образовательные технологии

В рамках данной учебной дисциплины предусмотрено использование интенсивных обучающих технологий интерактивного характера: аудиовизуальные технологии обучения, дистанционные образовательные технологии, мастер-классы, учебные дискуссии, технологии развития критического мышления, рефлексивные технологии, технологии проектной деятельности, деловые игры. Эти технологии совместно с самостоятельной работой студентов решают задачи формирования и развития умений и навыков студентов, как основы общекультурных и профессиональных компетенций.


Текущая аттестация качества усвоения знаний

В качестве оптимальных видов контроля усвоения содержания по учебной дисциплины могут быть рекомендованы творческая реферативная работа, контрольная работа, сообщения на семинаре, составление коллажей по темам изучаемого курса, написание синквейнов, участие в деловых играх, формирование портфолио как одной из эффективных технологий оценивания и учета учебных достижений по дисциплине
Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Дисциплина завершается зачетом с использованием тестовых заданий, в рамках которого проверяется усвоение фактического и теоретического материала, усвоение базовых понятий.
Тематический план дисциплины






Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

1.

Тема 1. Теории поведения человека в организации. Значение организационного поведения.

10

2




8

2.

Тема 2. Модели управления организациями: поведение, структура, процессы: управления индивидуальной, групповой эффективностью.

12

2




10

3.

Тема 3. Личность и организация.

12




2

10

4.

Тема 4. Персональное развитие в организации.

10







10

5.

Тема 5. Коммуникативное поведение в организации.

12




2

10

6.

Тема 6. Мотивация и результативность организации: оценка и модификация поведения.

12




2

10

7.

Тема 7. Формирование группового поведения в организации.

10







10

8.

Тема 8. Организационный анализ и организационное проектирование, проектирование работ.

10







10

9.

Тема 9. Лидерство в организации: процессы принятия решений.

10







10

10.

Тема 10. Процессы карьеры и социализации.

10







10




ИТОГО:

108

4

6

98


Основное содержание
Тема 1. Теории поведения человека в организации. Значение организационного поведения.

Понятие организационное поведение. Формирование природы организации. Основополагающие концепции организационного поведения. Базисные теоретические подходы, на которых основывается организационное поведение. Система организационного поведения. Модели организационного поведения. Анализ моделей организационного поведения.

Литература по теме

Основная – 1,2,3

Дополнительная – 6,7,10
Тема 2. Модели управления организациями: поведение, структура, процессы: управления индивидуальной, групповой эффективностью.

Система управления организацией. Задачи управления современной деловой организацией. Структурирование управления организационными системами. Трудовое поведение: понятие, сущность, содержание, виды. Социально-демографические особенности работников и показатели эффективности. Типы личности и предпочтительные сферы деятельности. Способности работника и показатели эффективности. «Я – концепция» работника и эффективность деятельности. Культура труда и трудовая мораль. Подходы к анализу поведения в организации. Методы исследования поведения в организации. Показатели анализа и оценки поведения в организации.

Литература по теме

Основная – 1,2,3

Дополнительная – 6,7,10,25,26,
Тема 3. Личность и организация.

Понятие личность. Черты личности. Формирование черт личности. Категория трудового потенциала человека. Компоненты трудового потенциала человека. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация». Контекстуальные навыки. Понятие коммуникативной компетентности. Инструментарий выявления профессиональных и личностных качеств работников. Типология методов определения личностных качеств работников. Организация и типичные представления о человеке в организации. Формы трудового поведения.

Литература по теме

Основная – 1,2,4

Дополнительная – 6,7,8,12,13
Тема 4. Персональное развитие в организации.

Изменения в процессе труда. Реакция на изменения. Сопротивление изменений. Три сопротивления. Осуществление изменений. Три стадии изменений. Поддержка процесса изменений. Основные принципы управления изменениями. Организационное развитие. Основы организационного развития. Достоинства и недостатки организационного развития. Персональное развитие. Нововведения в организации.

Литература по теме

Основная – 1,2,3,4

Дополнительная – 7,8,11,14,20


Тема 5. Коммуникативное поведение в организации.

Понятие коммуникации. Цель коммуникации. Процесс коммуникаций. Коммуникационные сети и коммуникационные стили. Деловое общение. Нисходящие коммуникации. Коммуникативные перегрузки. Восходящие коммуникации. Неформальное общение.

Литература по теме

Основная – 1,2,3

Дополнительная – 6,7,10
Тема 6. Мотивация и результативность организации. Оценка и модификация поведения.

Понятие мотивации. Понятие мотив. Понятие стимул. Основные теории мотивации. Управление мотивацией. Методы мотивации.

Литература по теме

Основная – 1,2,3,4

Дополнительная – 6,14,20,21
Тема 7. Формирование группового поведения в организации.

Понятие рабочей группы. Классификация рабочих групп. Групповые процессы. Групповые нормы. Возможности группового влияния. Групповая сплоченность. Симптомы группового давления. Формирования команд. Групповая сплоченность как показатель дееспособности команды. Основные условия эффективной командной работы.

Литература по теме

Основная – 1,2,4

Дополнительная – 6,7,10,15,17,23
Тема 8. Организационный анализ и организационное проектирование, проектирование работ.

Организационно-управленческая мыследеятельность и экономические формы организаций. Понятие организации. Категориальные рамки анализа. Организация, руководство и управление. Сущность организационной мыследеятельности. Объекты и содержание организации. Действительность организационного проектирования исследования, понимание, онтологическая работа и проектирование. Программирование и организационное проектирование. Человек и организация. Практика организационного проектирования. Значение и задачи организационного проектирования. Основные методологические принципы. Процесс формирования организационной структуры. Методы проектирования структур. Оценка эффективности организационных решений. Корректировка организационных структур.

Литература по теме

Основная – 11,32.

Дополнительная – 4,6,8,34,35.
Тема 9. Лидерство в организации: процессы принятия решений.

Понятие лидерство. Лидер и менеджер. Отличия менеджера от лидера. Основные подходы к лидерству. Поведенческий подход к лидерству. Стили руководства. Автократичный лидер. Демократический руководитель.

Литература по теме

Основная – 1,23

Дополнительная – 7,10,17


Тема 10. Процессы карьеры и социализации.

Понятие карьеры и ее виды. Этапы карьеры. Преимущества управления карьерой. Модель управления карьерой. Современные проблемы управления карьерой.

Литература по теме

Основная литература – 4,28,32

Дополнительная литература – 14,27.
Основные понятия (тезаурус)
Групповая сплоченность

Групповое влияние

Групповое давление

Групповые нормы

Групповые процессы

Карьера

Коммуникации

Лидер

Личность

Мотив

Мотивация

Организационное поведение

Организация

Стимул

Трудовое поведение
Организация самостоятельной работы студентов.

Данный вид работы предполагает:


Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
Основная литература

  1. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учебник для ВУЗов М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010

  2. Латфуллин Г.Р. Организационное поведение СПб.: Питер, 2010

  3. Литвинюк А.А Организационное поведение М.: ЮРАЙТ-ИЗДАТ, 2011

  4. Соколова М.И. Организационное поведение: управление поведением людей организации. М.: Проспект, МГИМО-Университет, 2011


Дополнительная литература

  1. Алиев, В. Г. Организационное поведение: учебник / В. Г. Алиев, С. В. Дохолян. — М.: Экономика, 2004.

  2. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2005.

  3. Бердичевская Н. Ф.Организационное поведение: Текст лекций / Н.Ф. Бердичевская;М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Ульян. гос. техн. ун-т. - Ульяновск : Ульян. гос. техн. ун-т, 1998. - 159 с.

  4. Громкова, М. Т.Организационное поведение: Учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений, обучающихся по спец. "Менеджмент" / М.Т.Громкова. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 204,[3] с.

  5. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997. – 607 с.

  6. Егоршин, А. П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2006.

  7. Егоршин, А. П. Основы управления персоналом : учеб. пособие. — М.: ИНФРМА-М, 2006.

  8. Карташова Л. В. Поведение в организации: Учеб.: Для студентов вузов по экон.спец. и направлениям / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О.Соломанидина. - М.: Инфра-М, 1999. - 219 с.

  9. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учебник. — М.: ИНФРА-М., 2007.

  10. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2007.

  11. Костина Г. Д., Пискунова Н. Н. Сборник деловых игр по курсу "Организационное поведение". М-во общ. и проф. образования Рос.Федерации, Моск. гос. ин-т электрон. техники (Техн. ун-т). - М.: МИЭТ, 1998. - 68 с.

  12. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.:Изд-во «Зеркало», 1999. – 384 с.

  13. Кричевский Р.А. Если вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в поведенческой работе.- М.: Дело, 1993. – 352 с.

  14. Литвинюк А. А.Организационное поведение: Учеб. пособие / А.А. Литвинюк; М-во торговли Рос. Федерации, Моск. гос. ун-т коммерции. Каф. менеджмента. - М.: Изд-во МГУК, 1998. - 98 с

  15. Майерс Д. Социальная психология / Перевод с англ. – СПб.: Питер. ком, 1999.- 688 с.

  16. Мильнер Б.З. Теории организаций. – М.: ИНФАРА–М, 1998. – 336 с.

  17. Моргунов Е. Управление персоналом: Исследование, оценка, обучение. – М.: «Бизнес – школа» «Интел – Синтез», 2000. – 448 с.

  18. Практическая психология для менеджеров / М.К. Тутушкина,С.А. Волков, О.Б. Годлиник. – М.: Инфармационно – издательский дои «Филинъ», 1996. – 368 с.

  19. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учеб. – М.: Аспект пресс., 1998. –279 с.

  20. Резник, С. Д. Организационное поведение: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008.

  21. Розанова В.А. Психология управления: Учеб. практическое пособие. Ч.1 И 2. – М.: «Бизнес – школа»,1997. – 176 с.

  22. Руденский Н.В. Основы психологии общения менеджера: Учеб пособие. – М.: ИНФРА – М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. –180 с.

  23. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Изд – во «Феникс», 1996. – 736 с.

  24. Удальцов М.В. Социология управления: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-Новосибирск: НГАЭиУ,1998. – 144 с.

  25. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 544 с.

  26. Шейнов В.П. Как управлять другими, как управлять собой (искуство менеджера) – Лен.: Амалфея, 1996. – 344 с.

  27. Шермерорн, Дж. Организационное поведение / Дж. Шермерорн, Дж. Хант, Р. Осборн. — СПб.: Питер. 2006.

  28. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:Высш. Шк., 1999. – 344 с.



Интернет ресурсы
http://www.aup.ru/books/i006.htm Электронные книги по управлению персоналом и экономике труда

http://www.betec.ru/secure/index.php?id=4&sid=05&tid=14 Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий.

www.ecsocman.edu.ru – портал по социологии, экономике и менеджменту.

www.eurofound.eu.int – официальный сайт «Европейской ассоциации по улучшению условий жизни и труда»

http://grebennikon.ru/cat-195-1-2.html электронная библиотека журналов Издательского дома «Гребенников»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации