Ответы на экзаменационные вопросы по Физ-ре - файл n1.doc

приобрести
Ответы на экзаменационные вопросы по Физ-ре
скачать (241.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc242kb.16.09.2012 10:33скачать

n1.doc

Примерные ответы на экзаменационные вопросы

по дисциплине "Физическая культура":
Вопрос: Физическая культура (ФК) и спорт. Понятия.

Ответ: Физическая культура – специфическая составная часть общей культуры общества и личности, вид деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. ФК есть вид деятельности людей, а это означает, что общество признает такую деятельность полезной и необходимой для всех и обязано создавать условия для ее развития и процветания. Показателями состояния ФК в обществе являются6совокупность материальных и духовных ценностей, созданных для физического совершенствования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере воспитания, образования, в производстве и в быту и т.д.

Понятие «ФК» наиболее общее и наиболее широкое. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт».

Спорт – это вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов. Он направлен на раскрытие резервных возможностей и выявление предельных для данного времени уровней функционирования организма человека в процессе двигательной деятельности. Состязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются признаками спорта как вид физической культуры.
Вопрос: Физическое воспитание (ФВ). Физическое развитие. Понятия.

Ответ: Физическое воспитание – педагогический процесс, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управление развитием) физических качеств человека. В прикладном отношении ФВ представляет собой процесс физической подготовки человека к трудовой, военной и иной деятельности. ФВ – процесс, формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интересах всестороннего развития личности, формирование положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентаций, убеждений вкусов, привычек, наклонностей.

Физическое развитие – процесс изменения форм и функций организма либо под воздействием естественных условий (питание, труда, быта) либо под воздействием целенаправленного использования специальных физических упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процесса, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей), показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма.
Вопрос: Основные положения организации физического воспитания в ВУЗе.

Ответ: Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении 3-х лет в режиме учебной деятельности и во внеучебное время. Физическое воспитание в режиме учебной работы осуществляется в следующих формах:

1. Учебные занятия, предусмотренные учебным планом и расписанием вуза (по 4 часа в неделю). Это основная форма занятий по физическому воспитанию в вузах.

2. Факультативные занятия (по 2-4 часа в неделю). На факультативных занятиях совершенствуется физическая подготовка студентов в объеме требований программных норм.

Физическое воспитание студентов во внеучебное время проводится в следующих формах:

1. Физические упражнения в режиме учебного дня: утренняя гимнастика, вводная гимнастика и др.

2. Организованные занятия студентов в спортивных секциях, в группах ОФП под руководством преподавателя физвоспитания (тренера).

3. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в свободное от учебы время.

4. Массовые физкультурно-спортивные мероприятия, проводимые в течение учебного года.

5. Занятия в оздоровительно-спортивных лагерях в период зимних и летних студенческих каникул, обеспечивающие восстановление организма после учебной деятельности.

Физическое воспитание, решая воспитательные и образовательные задачи, обеспечивает повышение двигательной активности студентов, формирует знания, умения и навыки, необходимые для трудовой деятельности.
Вопрос: Гипокинезия.

Ответ: Уменьшение мышечной активности становится типичной особенностью режима жизни современного человека в развитых странах. Это явление с каждым годом усугубляется. Доля мышечных усилий за последнее столетие существенно сократилось – на 93 %.

Гипокинезия (греч. hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. Малоподвижный образ жизни способствует развитию различных отклонений в состоянии здоровья. Это и нарушения зрения, осанки, и избыточная масса тела, и повышенное артериальное давление, и неврозы.

Длительная гипокинезия ведет к нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы, снижению жизненной емкости легких, максимального минутного объема дыхания, общей приспособляемости к физической работе.

Таким образом, снижение двигательной активности, наряду с такими факторами, как неблагоприятная социально-экономическая ситуация, вызывающая стрессы, ухудшение экологической обстановки отрицательно влияют на здоровье человека

В то же время регулярные физические упражнения являются источником здоровья, силы, бодрости, жизнерадостности, трудоспособности и активного долголетия человека.
Вопрос: Общее представление о физических качествах (силе, быстроте, выносливости, ловкости, гибкости).

Ответ: Физическими качествами называют двигательные возможности человека, такие, как: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Это те природные задатки к движениям, которыми все люди наделены от рождения. Физические качества человека претерпевают естественные изменения в процессе роста и развития организма. Однако эти изменения можно усилить и ускорить целенаправленными занятиями физическим трудом или ФУ.

В большинстве видов спорта проявляются практически все физические качества. Но для достижения успеха в отдельном виде спорта необходимо воспитывать преимущественно одно качество, реже – два качества. Например, штангисту необходима сила, стайеру – выносливость, акробату – ловкость, спринтеру – быстрота и т.д.

Гибкость – это способность человека выполнять упражнение с наибольшей амплитудой.

Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок.

Выносливость – это способность человека совершать работу заданной интенсивности в течение более длительного времени. Так же можно сказать, выносливость - это способность организма противостоять утомлению.
Вопрос: Здоровый образ жизни (ЗОЖ) студента и его элементы.

Ответ: Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие — для занятий физическими упражнениями, третьи — на общение. Сознательно планируя затраты времени и усилий, студент может либо включаться в широкую сеть таких связей, либо обособляться.

Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание, малое пребывание на свежем воздухе, недостаточная двигательная активность, отсутствие закаливающих процедур, выполнение самостоятельной учебной работы во время, предназначенное для сна, курение и др.

ЗОЖ включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, рациональное питание и др.

Для студента с высоким уровнем развития личности характерно не только стремление познать себя, но желание и умение изменять себя, микросреду, в которой он находится.
Вопрос: Личная гигиена

Ответ: Основу личной гигиены составляют требования, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека при трудовой деятельности и в быту. Многие из этих правил человек усваивает с детства: одеваться с учетом погоды, чистить зубы, мыть руки перед едой и т.д. другие правила и нормы личной гигиены, такие, как режим дня, рациональное и чередование труда и отдыха, уход за кожей и телом, нормальный сон, питание, требование к одежде и обуви и др., познаются им в процессе обучения и воспитания на протяжении всей жизни.

Уход за кожей и телом. Кожные покровы нашего тела играют важную роль во взаимодействии организма со средой, защищая внутренние органы и ткани от воздействия внешних влияний, осуществляя процессы теплорегуляции и др.

На коже постоянно скапливаются грязь, пыль, выделение сальных и потовых желез, служащие питательной средой для микроорганизмов. При плохом уходе за кожей, при несоблюдении требований к одежде и обуви появляются потертости на коже, опрелости, гнойничковые и грибковые заболевания.

Мыть тело под душем, в ванной или бане рекомендуется не реже одного раза в 4—5 дней. После занятий физическими упражнениями необходимо принимать теплый душ и менять нательное белье.

Тщательного ухода требуют и волосы, которые при интенсивных занятиях физкультурой и спортом загрязняются быстрее обычного. Мыть волосы рекомендуется 1-2 раза в неделю (но не ежедневно!).

Уход за полостью рта и зубами – это не только забота об их белизне. Существует прямая связь между нездоровыми зубами и некоторыми желудочно-кишечными заболеваниями.
Вопрос: Режим дня.

Ответ: Режим дня — нормативная основа жизнедеятельности для всех студентов. Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов деятельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание. Особое внимание нужно уделять сну – основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Беспорядочный прием пищи в разное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в разное время – бессоннице и нервному истощению. Суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 час учебных занятий (6 час аудиторных и 4-6 час самостоятельных) и 12 час, отведенных на восстановление организма (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность.

Вопрос: Закаливание.

Ответ: Закаливание – это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для себя метеорологическим и другим факторам.

Что происходит в организме при закаливании? Прежде всего, тренируются нервные окончания, чувствительные к температурным воздействиям. Однако и природные факторы – солнце, воздух и вода – воздействуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки.

Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на многие годы, сохранить высокую работоспособность. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза, а в отдельных случаях полностью исключает. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтоб ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Вопрос: Рациональное питание и его составляющие.

Ответ Культура питания играет значительную роль в формировании здорового образа жизни студентов. Каждый студент может и должен знать принципы рационального питания, регулировать нормальную массу своего тела. Рациональным питанием считается такое питание, при котором суточная калорийность пищи соответствует суточному расходу энергии. Это с энергетической точки зрения. А с точки зрения состава пища должна содержать все вещества, необходимые для построения тканей, органов, а также для нормального протекания физиологических процессов. В среднем суточное потребление энергии у юношей составляет 2700 ккал, девушек — 2400 ккал.

Общий суточный расход энергии человека, занимающегося физкультурой и спортом, делятся на следующие составляющие. Основной обмен (в среднем 1800 ккал) – траты организма на деятельность внутренних органов в состоянии полного покоя. Сюда относятся затраты на переваривание пищи, на биохимические реакции в тканях, на поддержание тонуса мышц и др. Минимум энергии, расходуемой на движения в быту, учебе (400-600 ккал). Такие движения весьма разнообразны: одевание, уборка, прием пищи, поездки на учебу, работу и обратно, работа на производстве и др. Тренирующие физические нагрузки (600-800 ккал и более). Сюда входят затраты на утреннюю гигиеническую гимнастику, бег, плавание, велосипедную и лыжную прогулку, спортивные игры и др.
Вопрос: Влияние вредных привычек на здоровье человека

Ответ: Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотических веществ, табака входит в число важнейших факторов риска многих заболеваний, негативно отражающихся на здоровье студентов.

Курение - это сухая перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры. При этом выделяется большое количество вредных веществ, попадающих в организм (никотин, синильная кислота, аммиак, окись углерода, смолистые и радиоактивные вещества). Курильщик вдыхает не все вредные вещества, находящиеся в табачном дыму, 80% их остаются тем, кто находится рядом с ним. Курение является частой причиной возникновения опухолей полости рта, гортани, бронхов и легких. Постоянное и длительное курение приводит к преждевременному старению. Нарушение питания тканей кислородом, спазмы мелких сосудов делают характерной внешность курильщика (желтоватый оттенок белков глаз, кожи, преждевременное увядание), а изменение слизистых оболочек дыхательных путей влияет на его голос (утрата звонкости, снижение тембра, хриплость). Особенно вреден никотин беременным женщинам, так как приводит к рождению слабых, с низким весом детей, а также кормящим женщинам, так как повышает заболеваемость и смертность детей в первые годы жизни. Притягательная сила курения для молодежи в том, что они получают удовольствие от сознания своей «полноценности», самоутверждения, ощущения себя идущим в ногу с модой, видят в курении средство для снятия эмоционального напряжения. Так курение превращается в ритуал.

Следующая непростая задача – преодоление пьянства и алкоголизма. Установлено, что алкоголь действует разрушающе на все системы органы человека. В результате систематического потребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему, потеря чувства меры и контроля над количеством потребляемого алкоголя, нарушение деятельности нервной системы (психозы, невриты и т.д.) и функций внутренних органов.

Особенно вредное влияние оказывает алкоголь на печень: при длительном систематическом употреблении алкоголя развивается алкогольный цирроз печени. Ухудшается выделительная функция почек. Страдает функция половых желез - постепенно наступает половое бессилие. Понижается сопротивляемость организма к воздействию инфекций. Происходит снижение содержания в организме важнейших для жизнедеятельности витаминов В, РР, С, А, Е. Алкоголизм – одна из частых причин заболевания поджелудочной железы (панкреатит, сахарный диабет).

К числу вредных привычек относится употребление наркотиков. Существует несколько классов наркотических веществ, отличающихся по характеру и степени своего воздействия на организм человека. Их основное свойство - способность вызвать состояние эйфории. У тех, кто потребляет наркотики, быстро разрушается здоровье, снижаются умственные способности, память, трудоспособность. Наркомания почти неизбежно провоцирует и порождает преступность, проституцию, половые извращения.

В последнее время наркомания стала зоной опасности заражения СПИДом. Вирус СПИДа чаще всего передается при случай половых контактах, чему способствует алкогольное опьянение и употребление наркотиков. Кроме того, наркоманы могут заразиться через не стерильные шприцы.

Получила распространение и токсикомания. К веществам, вызывающим ее, относятся различные успокоительные и некоторые снотворные лекарства, а также ядовитые и летучие химические вещества – аэрозоли, лаки, растворители, клеи. Употребляя их, токсикоманы стремятся получить эффект эйфории, забыться, уйти от проблем. А итог плачевный – потеря здоровья, психические расстройства. Не исключен и смертельный исход.
Вопрос: Зачетные требования и обязанности студентов.

Ответ: Программой предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы.

К выполнению зачётных требований и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку. Отметка о выполнении зачёта по физическому воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого семестра. В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:


Вопрос: Гигиенические требования при проведении занятий физической культурой (ФК): одежда, обувь и места занятий.

Ответ: Одежда занимающегося ФК должна соответствовать климатическим условиям, виду спорта, характеру нагрузки и не стеснять движений. Излишняя одежда может вызвать перегревание организма во время тренировки. В холодное время года одежда должна защищать от дождя, излишней потери тепла, а в жаркое время – не препятствовать теплоотдаче.

Загрязненная одежда способствует возникновению кожных заболеваний. Поэтому требуется тщательный уход за одеждой. Тренировочную одежду следует одевать только на занятиях, после каждой интенсивной тренировки или соревнования стирать.

Лучшим материалом для обуви является натуральная кожа. Она достаточно мягка, малотеплопроводная, гигроскопична. Некоторые кожзаменители по своим гигиеническим свойствам не уступают натуральной коже. Но основное требование к обуви – полностью соответствовать индивидуальным особенностям строения стопы.

Место занятий ФК с точки зрения гигиены характеризуется, в первую очередь, состоянием воздуха: температурой, влажностью, химическим составом, количеством пыли и микроорганизмов в нем. Далее оценивается освещенность, вентиляция, отопление, а в плавательных бассейнах и качество воды. Специальным гигиеническим требованиям должен соответствовать спортинвентарь.
Вопрос: Причины, приводящие к появлению травм при занятиях ФК и спортом.

Ответ: При нарушении правил проведения занятий возможны различные травмы: ссадины, потертости, раны, ушибы, растяжения, разрывы мягких тканей, вывихи суставов, переломы костей и хрящей, обмораживания и др.

Легкими считаются травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности, тяжелыми – травмы, вызывающие нарушения здоровья, когда необходимы госпитализация или длительное лечение в амбулаторных условиях.

Причинами травм могут быть:

- неправильная организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий (нерационально составленное расписание занятий, тренировок, соревнований; отсутствие дисциплины; многочисленность занимающихся в группе; занятия без руководителя и т.д.);

- нарушение методики тренировки (несоблюдение последовательности, постепенности в увеличении нагрузок, отсутствие индивидуального подхода, недостаточная разминка, отсутствие страховки и самостраховки и т.д.);

- нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности (неровный или скользкий грунт, мусор на площадках, неисправности инвентаря или снарядов, несоответствие костюма и обуви условиям погоды и т.д.);

- неудовлетворительная воспитательная работа с занимающимися приводит к недисциплинированности, грубости, применению запрещенных приемов и т.д.;

- нарушение правил врачебного контроля (допуск к занятиям без медосмотра или после перенесенных заболеваний без разрешения врача, несоблюдение спортсменами правил личной гигиены и режима, отклонения в состоянии здоровья занимающихся, болезнь).
Вопрос: Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная физическая подготовка.

Ответ: Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основной для специальной подготовки достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма, а также развитие двигательной мускулатуры и улучшение координационной способности, выносливости и т.д. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с определением различного рода трудностей.

Специальная физическая подготовка (СФП) – это процесс воспитания физических качеств, соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность и эффективность выполнения тренировочного процесса. Задачи, решаемые СФП, должны быть направлены на совершенствование координации в функциональной деятельности организма спортсмена.
Вопрос: ЧСС как показатель интенсивности физической нагрузки.

Ответ: Надежным и информативным показателем физической нагрузки может служить частота сердечных сокращений (ЧСС). Его можно измерить, приложив пальцы к запястью, шее, виску или ладонь к груди в области сердца.

Можно выделить три критические величины ЧСС, имеющие важное значение при дозировании нагрузки в оздоровительной физкультуре. Первая – 130 уд./мин. – соответствует порогу тренирующей нагрузки, эффективной для повышения функциональной способности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Вторая величина ЧСС – 160-170уд./мин. В некоторых случаях данная величина может быть использована как показатель верхнего предела нагрузки в ОТ.

Третья величина ЧСС – 160-200 уд./мин. Она указывает на чрезмерность нагрузки.

С возрастом меняется значение критических величин ЧСС. Известны следующие формулы определения оптимальной ЧСС:

- для начинающих – ЧСС = 170 минус возраст;

- для занимающихся регулярно в течение 1-2 лет – ЧСС = 180 минус возраст;

- для готовящихся к массовым соревнованиям, когда требует усиленная подготовка, - ЧСС = 170 минус Ѕ возраста.
Вопрос: Гибкость и упражнения для развития гибкости.

Ответ: Гибкость – это способность человека выполнять упражнение с наибольшей амплитудой. Существуют два вида гибкости: активная, пассивная.

Проявление гибкости зависит от эластичности мышц и связок, а также от температуры окружающей среды. Есть разновидности гибкости: общая и специальная.

Общая – это гибкость в основных суставах, необходимая для практической жизни.

Специальная – это подвижность в суставах, необходимая для данного вида спорта.

Средства для развития гибкости: наклоны в разные стороны, махи, пружинистые выпады, упражнения на растяжение и расслабление мышц («мост», «шпагат»), вращения и др.

Вопрос: Сила и упражнения для развития силы.

Ответ: Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.

Есть два вида силы: абсолютная и относительная.

Абсолютная – сила, проявленная без отношения к собственному весу. Это суммарная сила важнейших мышечных групп в каком либо движении (поднятие штанги).

Относительная – сила, приходящаяся на 1 кг веса спортсмена. Проявление относительной силы – это упражнение с преодолением собственного веса, т.е. приседания подтягивания, отжимания.

Разновидности силы:

  1. Динамическая – сила, проявленная в движении.

  2. Статическая – сила, проявленная без движения или в малом движении.

  3. Взрывная – сила, проявляемая за единицу времени.

Средства для развития силы: собственным весом, с отягощением, с сопротивлением, с амортизаторами, на тренажерах, общеразвивающие упражнения и т.д
Вопрос: Выносливость и упражнения для развития выносливости.

Ответ: Выносливость – это способность человека совершать работу заданной интенсивности в течение более длительного времени. Так как длительность работы определяется постепенным нарастанием утомления, то выносливости можно дать и другое определение. Это способность организма противостоять утомлению. Различают общую и специальную выносливость. Способность человека к продолжительной работе умеренной мощности – это общая выносливость (ходьба пешком, ходьба на лыжах, плавание, пилка дров и др.). Под специальной выносливостью понимают способность спортсмена длительное время поддерживать работоспособность в определенном виде ФУ (специальная выносливость бегуна, лыжника, пловца и др.).

Для развития выносливости можно использовать следующие упражнения:

  1. Длительный бег до 25-30 мин.

  2. Пробегание отрезков 150-300 м с определенной скоростью.

  3. Передвижение на лыжах до 1 час.

  4. Гребля без перерыва до 40 мин.

  5. Езда на велосипеде до 1,5 – 2 час в спокойном темпе.

  6. Спокойный бег при ЧСС 150-170 уд./мин.

  7. Упражнения силового характера, выполняемые по методу круговой тренировки.


Вопрос: Быстрота и упражнения для развития быстроты.

Ответ: Быстрота – способность человека выполнять движения в минимально короткий срок. Средствами воспитания быстроты являются такие движения, которые выполняются с максимальной скоростью. При этом применяются простые по координации упражнения, но их выполнение не должно быть продолжительным: бег за лидером, бег под уклон, бег по песку, бег в горку, метания облегченных или утяжеленных снарядов, спортивные игры, подвижные игры, бег по пересеченной местности и др. Быстрота проявляется в трех видах:

  1. Время реакции;

  2. Частота или темп движения;

  3. Время одиночного движения.

Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе; «челночный» бег; бег по разметкам и на дистанцию 20 м с максимальной скоростью; повторный бег с максимальной скоростью и максимальной частотой шагов; бег с ускорением из разных исходных положений; метание малых мячей по движущимся мишеням; ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены; передача теннисного мяча; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью и т.д.

Вопрос: Ловкость. Упражнения для развития ловкости.

Ответ: Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с требованиями, внезапно меняющейся обстановке.

Ловкость наиболее успешно развивается в возрасте 7-11 и 14-17 лет. Ловкость проявляется в играх, командных упражнениях.

Средства, упражнения для развития ловкости:

  1. все новые упражнения;

  2. подвижные спортивные игры;

  3. упражнения на ограниченном пространстве;

  4. зеркальные упражнения;

  5. броски и метания различных предметов в цель;

  6. упражнение с закрытыми глазами;

  7. упражнения с разными положениями ног и рук;

  8. бег на лыжах по неизвестной сильно пересеченной местности и т.д.


Вопрос: Туризм, его оздоровительное, познавательное, прикладное значение.

Ответ: По основной направленности и характеру деятельности в туризме можно выделить: 1) прогулки; 2) экскурсии и 3) туристические походы. Прогулки и экскурсии являются элементарными формами туризма. Туристические походы – более сложная форма туризма.

Оздоровительное значение туризма определяется, прежде всего, условиями, в которых проходит деятельность туриста. В основе большинства видов туризма лежат естественные способы активного передвижения – ходьба, движение на лыжах, велосипеде, гребле и др.

Привлекательна в туризме и его познавательная сторона, возможность побывать в различных районах страны, увидеть красоту ее природы, памятники истории и культуры народа. Коллективные походы и путешествия сплачивают людей, воспитывают чувство солидарности, настойчивости, мужество. Походная жизнь, сопряженная с преодолением разнообразных трудностей, помогает воспитанию высоких моральных и волевых качеств, дисциплинирует человека. Наконец, систематические занятия туризма воспитывают и физические качества – выносливость, силу, ловкость.

Прикладное значение туризма в том, что многие туристические навыки и умения являются элементами военной подготовки: оборудование лагерных стоянок, приготовление пищи, преодоление препятствий, оказание первой медицинской помощи, ориентирование на местности и др.

Вопрос: Классификация туристических походов по способам передвижения, длительности и степени сложности.

Ответ: Туристические походы и путешествия различаются по продолжительности, дальности, формами организации, способам передвижения и сложности маршрута.

По способу передвижения туристические походы делятся на пассивные (по железной дороге, на самолете, в автобусе, на теплоходе) и активные (пешеходный, лыжный, горно-пешеходный, водный на байдарках, лодках и плотах, велосипедный виды туризма).

По длительности – на походы выходного дня (1-3 дня) и многодневные путешествия (более3 дней).

Походы, проводимые в выходные и праздничные дни, это наиболее массовая и доступная форма туризма. Основная задача походов – активный отдых и знакомство с родным краем.

Многодневные путешествия проводятся в отпускной или каникулярный период в отдаленных от места жительства районах. По форме организации путешествия подразделяются на: плановые и самодеятельные.

Плановые путешествия организуются местными советами по туризму по заранее определенным и разработанным маршрутам. На такие мероприятия привлекаются опытные туристы для повышения спортивного мастерства, а также овладения знаниями и навыками, необходимыми в качестве организаторов и инструкторов на плановых маршрутах. Самодеятельные туристы сами выбирают и разрабатывают маршрут, подбирают и изготовляют необходимый инвентарь и снаряжение, приобретают продукты питания и проводят путешествия.

По степени сложности маршрутов походы и путешествия подразделяются на пять категорий. Путешествия 1 категории сложности являются массовой формой физической культуры. Путешествия 2-5 категорий сложности определяется спортивный туризм, задачей которого является повышение спортивной квалификации туристов, выполнение ими нормативов ЕСК (включая требования на получение звания «Мастер спорта»)
Вопрос: Групповое походное снаряжение.

Ответ: Большое внимание в плане подготовки должно быть уделено подбору и проверке походного снаряжения, как группового, так и личного. Снаряжение должно быть прочным, удобным и легким, а количество его - минимальным.

В перечень группового снаряжения включаются: продукты питания, палатки, полиэтиленовая пленка, топор, пила, ведра, котелки, фляги, инструмент, гвозди, проволока, медицинская аптечка, спортивный инвентарь, фонарь, свечи, сигнальный свисток, веревка для переправ, карта, непромокаемые мешки и пакеты для продуктов, брезентовые рукавицы и другие предметы, необходимые в походе. Для удобства и учета все групповое снаряжение закрепляется по списку за определенными участниками. Документы, деньги, карту-схему следует упаковать в мешочки из полиэтилена. Растопку и аварийные спички также следует хранить во влагонепроницаемой упаковке.
Вопрос: Личное походное снаряжение.

Ответ: Большое внимание в плане подготовки должно быть уделено подбору и проверке походного снаряжения, как группового, так и личного. Снаряжение должно быть прочным, удобным и легким, а количество его - минимальным.

К личному снаряжению относятся: обувь, одежда, предметы личной гигиены, головной убор, посуда (лучше металлическая), рюкзак, накидка или плащ, спальный мешок или одеяло, фотоаппарат, починочный инвентарь, спички, электрический фонарик, компас, защитные очки, индивидуальный медицинский комплект, мешочек из пластика для документов, накомарник, тонкая прочная веревка и др.

В сырые, ветреные и прохладные дни необходимо надевать или брать с собой шерстяное белье, носки, шапочку. Обувь следует брать разношенную до похода.


Вопрос: Массаж. Виды массажа.

Ответ: Массаж – это совокупность приемов механического дозированного воздействия (давление, трение, вибрация), которые проводят на теле человека.

Массаж нельзя проводить при острых лихорадочных состояниях, кровотечениях, острых воспалительных процессах, значительном варикозном расширении вен и т.д.

Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Гигиенический массаж – это активное средство профилактики заболеваний, сохранения работоспособности. Он назначается в форме общего массажа или массажа отдельных частей тела. Одна из разновидностей гигиенического массажа – косметический, проводится при патологических изменениях кожи лица и как средство предупреждения ее старения.

Лечебный массаж – это вид массажа является эффективным методом лечения разнообразных травм и заболеваний.

Спортивный массаж – это вид массажа имеет следующие разновидности: гигиенический, тренировочный, предварительный и восстановительный.

Самомассаж. В повседневных условиях далеко не всегда есть возможность воспользоваться услугами специалиста по массажу. В таких случаях можно применить самомассаж. Его можно проводить в любое время суток, в любой удобной позе – за письменным столом, на сиденье автомобиля, в лесу, во время похода, на пляже, в бане и т.п. Зная основы точечных воздействий, можно эффективно предупреждать различные нарушения функций и заболевания.
Вопрос: Основные приемы массажа.

Ответ: Техника классического массажа описана в различных руководствах по массажу и самомассажу. На практике выделяют следующие основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, потряхивание, активные и пассивные движения, вибрация.

Поглаживание - это манипуляция, при которой массирующая рука скользит по коже, не собирая ее в складки, с различной степенью надавливания.

Растирание - это манипуляция, при которой массирующая рука смещает кожу, производя растяжение в различных направлениях. Этот прием значительно энергичнее поглаживания.

Разминание – это прием, при котором массирующая рука сначала захватывает массируемое место, сдавливает его, а затем разминает.

Вибрация – это прием, при котором массирующая рука передает телу массируемого колебательные движения.

Вопрос: Национальные виды спорта. Национальная борьба «куряш».

Ответ: Различные виды национальной борьбы имеются у многих народов России: татаро-башкирский «куряш», якутский «хапсагай», парная борьба адыгейцев, борьба эскимосов и др. Все виды национальной борьбы объединяет то, что схватка проводится в одежде, имеющий пояс.

Анализ особенностей многочисленных народов и видов борьбы показывает, что их техника зависит от климатогеографических условий и образа жизни людей, особенностей культуры и национальных обычаев. У южных народов распространена борьба с захватом ног руками, подножками, зацепами ног. У якутов, эскимосов и других северных народов борьба связана с захватом за одежду и обхватом туловища. Захваты за ноги здесь затруднены особенностями одежды. У народов, образ жизни которых связан с длительными переездами верхом на лошадях (буряты, башкиры и др.).

Национальная борьба «куряш». Рабочая площадка ковра, на которой проходят соревнования по борьбе, представляет собой круг диаметром от 7 до 9 м. Соревнования проводятся по круговому способу и с выбыванием. Участники соревнований делятся на следующие весовые категории: до 55 кг, 60 кг, 70 кг, 75 кг, 80 кг, 85 кг, 90 кг, 100 кг, свыше 100 кг.

Продолжительность схватки – 6 минут чистого времени, по истечении 3 минут после начала арбитр прерывает борьбу и объявляет перерыв на 1 минуту. Борьба проходит 3 минуты без завязывания кушаков и 3 минуты с завязанными кушаками.

Выиграть схватку борец может в результате:

Лучшие борцы РТ по национальной борьбе: заслуженные мастера спорта РТ Р. Хамитов (г. Наб. Челны), Р. Самигуллин, Р. Ахметханов (г. Казань), Т. Бурганов (г. Нижнекамск). Ведущие тренеры по национальной борьбе: М. Сахабутдинов, Р. Хамитов, Р. Файзуллин.
Вопрос: Первые Олимпийские игры.

Ответ: Первые известными истории Олимпийскими играми (ОИ) древних греков считаются игры 776г. до н.э. Олимпийский праздник отмечался в «спящий месяц», начинавшейся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. Праздник повторяется через каждые 1417 дней, которые составляли «олимпиаду» - греческий олимпийский год.

В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары не имели на это права. Далеко не всем греческим гражданам свободное рождение открывало доступ для участия в ОИ. Мелкие земледельцы, ремесленники, относившиеся к категории свободнорожденных, не имели возможности в течение 10-12 месяцев готовиться к состязаниям. А без этой подготовки ни кто не имел права участвовать в ОИ. Также не участвовали в олимпийских состязаниях женщины. Им даже запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на ОИ в качестве зрителей.

В V в. до н.э. в честь победы Греции над Персией в Олимпии был сооружен храм Зевса. Перед ним совершались обряды, предшевствуюшие ОИ. Здесь же атлеты оставляли свои жертвоприношения, дары и произносили олимпийскую клятву. Олимпия находилась в северо-западной части Пелопоннеса, в 20 км от Ионического моря рядом с горой Кронос. Выбор места для олимпийского стадиона у горы Кронос объясняется тем, что склоны служили естественной трибуной для зрителей, на которой располагалось более 40 тысяч человек. На территории Олимпии находились: ипподром на котором устраивались конные скачки; олимпийский стадион (примерно 219х29 м); гимнастический двор, окруженный колоннадой, с дорожками для бега и площадками для метаний, борьбы, игр с мячом, баня, и др.

Программа древнегреческих Олимпийских игр. О первых тринадцати играх с достаточной степенью достоверности имеются упоминания о состязаниях в беге на одну стадию (192,27 м). Именно от этого слова произошло название «стадион». Бегуны стартовали со специальных мраморных плит, в которых имелись углубления для пальцев.

Постепенно в программу древних ОИ стали входить следующие виды: бег на 1, 2 и 24 стадии; борьба; пентатлон; кулачные поединки; езда на колесницах; панкратион, соединявший приемы борьбы кулачного боя; бег в военном снаряжении; скачки.

Вопрос: Летние олимпийские виды спорта.

Ответ:

  1. Академическая гребля

  1. Греко римская борьба

      1. Софтбол

  1. Бадминтон

  1. Дзюдо

      1. Спортивная гимнастика

  1. Баскетбол

  1. Конный спорт

      1. Стендовая стрельба

  1. Бейсбол

  1. Легкая атлетика

      1. Стрельба из лука

  1. Бокс

  1. Настольный теннис

      1. Теннис

  1. Велоспорт-маунтинбайк

  1. Парусный спорт

      1. Триатлон

  1. Велоспорт-трек

  1. Плавание

      1. Тхеквондо

  1. Велоспорт-шоссе

  1. Пляжный волейбол

      1. Тяжелая атлетика

  1. Водное поло

  1. Прыжки в воду

      1. Фехтование

  1. Волейбол

  1. Прыжки на батуте

      1. Футбол

  1. Вольная борьба

  1. Пулевая стрельба

      1. Хоккей на траве

  1. Гандбол

  1. Синхронное плавание

      1. Художественная

  1. Гребля на байдарках

  1. Современное пятиборье

гимнастика


Вопрос: Зимние олимпийские виды спорта.

Ответ:

  1. Биатлон
  1. Лыжное двоеборье

  1. Сноуборд


  1. Бобслей

  1. Лыжные гонки

  1. Фигурное катание

  1. Горные лыжи

  1. Прыжки на лыжах с трамплина

  1. Фристайл

  1. Керлинг

  1. Санный спорт

  1. Хоккей

  1. Конькобежный спорт

  1. Скелетон

  1. Шорт трек


Вопрос: Футбол. Краткая характеристика.

Ответ: Футбол (от английского «фут» - нога и «бол» - мяч) – спортивная игра двух команд, цель которых забить мяч в ворота соперника. Продолжительность игры – 90 мин. (два тайма по 45 мин.) с 15 минутным перерывом. В команде по 11 человек на поле (включая вратаря).

Игровая площадка – футбольное поле. Для официальных матчей имеется травяной газон. Его размеры: длина от 100 до 110 м, ширина от 69 до 75 м. На линии ворот на одинаковым расстоянии от углов поля устанавливаются ворота, ширина которых 7 м 32 см, высота – 2м 44 см. Окружность футбольного мяча должна быть 68-70 см и вес 410 - 450грамм.

Родина футбола – Англия. Именно там, в 1863 г. была организована футбольная ассоциация. В 1908 г. футбол включен в программу Олимпийских игр. Женский футбол был введен в состав олимпийских видов спорта только в 1996 году на Олимпиаде в Атланте.

В России футбол зародился в 1898 году, а в 1912 г. сборная России впервые участвовала в Олимпийских играх.

Одно из примечательных явлений современного профессионального футбола – это широкая миграция спортсменов в поисках лучших контрактов и условий. Футболистов-профессионалов, выступающих по контракту в национальных чемпионатах другой страны, называют «легионерами».
Вопрос: Плавание. Краткая характеристика.

Ответ: Плавание приносит большую пользу здоровью: развивает мышцы, укрепляет сердце и легкие. Разница температуры при входе и выходе из воды закаливает организм, тренирует его способность регулировать теплоотдачу.

Плавание известно человеку с древнейших времен. Занимаясь охотой и рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек вплавь преодолевал преграды.

В 1834 году в Петербурге открылась школа плавания, организованная преподавателем гимнастики Паули. Впервые спортивные соревнования по плаванию были проведены 1877 г. в Англии. Этот вид спорта был включен в программу I Олимпийских игр современности (1896 г.), а с 1912 г. в спор за олимпийские награды включились и женщины.

Спортивное плавание включает соревнования на дистанциях от 100 до 1500 м, проводимые в бассейнах (25 м – 6 дорожек, 50 м – 8 дорожек), а также заплывы в открытой воде на различные расстояния. В спортивном плавании применяются следующие способы (стили) плавания: вольный стиль (кроль), брасс, баттерфляй («дельфин»), плавание на спине.


Комплексное плавание представляет собой сочетание четырех классических способов плавания в таком порядке: баттерфляй – на спине – брасс – вольный стиль.
Вопрос: Лыжные гонки. Краткая характеристика.

Ответ: Лыжи как средство, облегчающее передвижение по снегу, появились 3-4 тыс. лет назад. Люди издревне широко и успешно применяли лыжи сначала в быту, на охоте, а затем и в военном деле.

Лыжные гонки – один из наиболее популярных в России видов спорта. На всех крупнейших международных и внутрироссийских состязаниях гонщики соревнуются на дистанциях 15, 30, 50 км и в эстафете 4х10 км, а лыжницы – на дистанциях 5, 10, 20 км и в эстафете 4х5 км.

Техника в лыжных гонках состоит из разнообразных способов передвижения на лыжах: лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног. Классические лыжные ходы: попеременные двухшажный и четырехшажный; одновременные бесшажный, одношажный и двухшажный. Коньковые лыжные ходы: без отталкивания руками и с отталкиванием руками.

В 1895 г. в России было создано первое лыжное общество – московский клуб лыжников, а в следующем году состоялись первые официальные соревнования на лучшего лыжника России.

Отечественный лыжный спорт прославили: В. Кузин, П. Колчин, А. Колчина, Г. Кулакова, Р. Сметанина, Ф. Симашев, В. Веденин, Л. Егорова, Е. Вяльбе, Л. Лазутина, О. Данилова, Ю. Чепалова и др.
Вопрос:Волейбол. Краткая характеристика

Ответ: Волейбол (по английски – «летающий мяч») – командная спортивная игра, в которой две команды по шесть игроков ведут игру на площадке размером 18 х 9 м.

Волейбольная площадка разделена на 2 равные половины (9х9 м.) сеткой шириной 1 м, верхний край которой установлен на высоте 2 м 43 см для мужских команд и 2м 24 см – для женских. Диаметр мяча 65-67 см, вес – 260-280 г.

Соревнования проводятся из трех или пяти партий – это предусматривается положением о соревнованиях. Победившей считается команда, выигравшая две (из трех партий) или три (из пяти партий). После окончания каждой партии производится смена сторон, а в решающей третьей (пятой) партии смена сторон производится при счете «8».

Первые 2 (4) сета играют до 25 очков, последний (решающий) – до 15. При счете 24:24 (или 14:14 в решающей партии) счет заканчивается с разницей в два очка. Во время игры каждая команда имеет право на три удара для направления мяча на сторону противника. Касание мяча должно быть коротким, отрывистым. Один и тот же игрок не имеет права касаться мяча два раза подряд (исключение составляет прием мяча после блокирования). Каждая команда в каждой партии имеет право на два перерыва в игре по 30 сек. каждый.

Волейбол зародился в 1895 в США; инициатором игры считается В.М. Морган. Дальнейшее распространение волейбол получил в Японии, Китае, на Филиппинах. В Европе в волейбол впервые стали играть в Чехословакии (1907 г.). В 1947 г. образована Международная федерация волейбола (ФИВБ). С 1964 женские и мужские соревнования по волейболу включены в программу Олимпийских игр. В СССР первые правила игры утверждены в 1926 г. В 1932 г. создана Всесоюзная секция волейбола (позже Федерация волейбола СССР). Первое официальное первенство СССР проведено в 1933 г. среди сборных команд городов.
Вопрос: Баскетбол. Краткая характеристика.

Ответ: Баскетбол (от английского «баскет» - корзина и «бол» - мяч) – спортивная игра двух команд, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды – овладеть мячом и забросить его в корзину на половине площадки противника.

Игра проходит на прямоугольной площадке длиной 28 и шириной 15 м. Масса мяча 567 – 650 грамм, окружность 749 – 780 мм. Корзина (металлическое кольцо диаметром 45 см с натянутой на нем сеткой без дна) крепится на высоте 3,05 м на щите.

Появление баскетбола относится к 1891 году, когда преподаватель физвоспитания колледжа г. Спрингфилда (США) доктор Джеймс Нейсмит разработал первые правила игры. Международное призвание получил в 1936 году, после того, как был включен в программу олимпийских игр для мужских команд.

Раньше матчи под эгидой Международной любительской федерации баскетбола (ФИБА) состояли из 2 таймов по 20 минут чистого игрового времени. Согласно новым правилам, принятым в 2000 г., матч состоит из 4 таймов по 10 мин. чистого времени каждый (в НБА – из 4 таймов по 12 мин.) с 2-минутными перерывами между первым и вторым, третьими четвертыми таймами, перерыв в середине матча – 15 мин.

По правилам ФИБА 2000-го года, на атаку командам отводится не более 24 секунд. Кроме этого, существует также «правило трех секунд» (столько времени игрок атакующей команды может находиться в ограниченной зоне соперника, которую иногда так и называют – «3-секудная зона») и «правило восьми секунд» (за это время команда, овладевшая мячом на своей половине площадки, должна перевести его из тыловой зоны в передовую).

Ничьих в баскетболе не бывает. Если по истечении основного времени матча счет оказывается равным, назначается дополнительный 5-минутный тайм – овертайм. Если и в овертайме ни одна из команд не добьется победы, назначается еще одна дополнительная пятиминутка и т.д.

Точный бросок в корзину с позиции за дугой, проведенной на расстоянии 6,25 м. от щита (в НБА – 7,27 м.), оценивается в три очка. Эта дуга называется «трехочковой линией». Все остальные броски (в том числе и из-под щита) оцениваются в два очка, за попадание штрафного очка – одно очко.

По правилам ФИБА, на официальных соревнованиях игроки выступают под номерами 4-го по 15-й. Числа «1», «2» и «3» в качестве номеров в настоящее время не используются.

Правилами баскетбола запрещается бить соперника по рукам, толкать его, держать руками, наступать на ноги, встречать ногой (и прямой, и согнутой в колене). Игроку, допустившему любое из подобных нарушений, объявляется персональное замечание (фол). Если спортсмен получил в течение матча пять фолов (в НБА – шесть), его удаляют с поля до конца встречи и заменяют одним из запасных игроков.

Различают технический фол, персональный фол, умышленный фол, дисквалифицирующий фол.

Чемпионаты мира для мужских сборных проводятся с 1950 г., для женских – с 1953 г.
Вопрос: Легкая атлетика. Краткая характеристика.

Ответ: Древнегреческое слово «атлетика» переводится на русский язык как борьба, упражнение. В Древней Греции атлетами называли участников игр-состязаний, где они соревновались в быстроте, силе ловкости. Возрождение в 1896г. Олимпийских игр современности оказало большое влияние на развитие легкой атлетики. В программу Игр I Олимпиады в Афинах (1896г.) были включены 12 видов легкоатлетических соревнований

Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий такие дисциплины как: ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метания (диск, копье, молот), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

Бег имеет много разновидностей:

- спринтерский бег – от 60 до 400 м;

- бег на средние дистанции – от 800 до 2000 м;

- бег на длинные дистанции – от 3 до 30 км;

- марафонский бег – 42 км 195 м;

- бег на сверхдлинные дистанции – 50 и более км.

В программу Олимпийских игр включены следующие дистанции бега: 100м, 200м, 400м, 800м, 1500м, 5000м, 10000м и марафонский бег, эстафета 4х100м, 4х400м, барьерный бег – 100м (женщины), 110м (мужчины), 400м. (Отечественную легкую атлетику прославили такие бегуны, как: П. Болотников, братья С. и Г. Знаменские, В. Куц, В. Борзов, Л. Брагина, С. Мастеркова и др.).

В программу Олимпийских игр входят следующие виды прыжков: прыжок в длину, прыжки в высоту, тройной прыжок, прыжки с шестом. (Успехи отечественных спортсменов на международной арене связаны с именами прыгунов И. Кашкарева, В. Брумеля, В. Санеева, С. Бубки и др.).

Метания спортивных снарядов в легкой атлетике производится на дальность. Результат метаний зависит от техники спортсмена, силы и быстроты его движений. Метания выполняются различными способами из-за головы (мяч, граната, копье), с поворотом (диск, молот), толкание (ядро). Спортивные снаряды для метаний имеют определенную массу и форму, применяется с учетом пола и возраста занимающихся. Соревнования по метанию копья, диска, молота, толкания ядра включены в олимпийскую программу. В различные годы олимпийскими чемпионами становились: Я. Лусис, Э. Озолина(копье), Р. Клим, Ю. Седых (молот), Т. Пресс, Ф. Мельник (ядро).
Вопрос: Греко-римская борьба.

Ответ: Борьба, как вид спорта, представляет собой единоборство двух соперников по определенным правилам. Цель единоборства – изменить положение соперника по отношению к площади опоры (в частности, к ковру), а основным доказательством преимущества одного из борцов является вынуждение соперника коснуться спиной опоры (ковра).

Характерные особенности греко-римской борьбы:

Разрешаются захваты рук, шеи и туловища выше пояса. Действия ногами и захваты ног запрещены. Борьба ведется в стойке и партере на ковре с синтетическим покрытием диаметром 9 м. борцы одеты в специальное бойцовское трико красного или синего цвета и ботинки с мягкими подошвами (борцовки).

Продолжительность схватки у взрослых борцов – 5 минут без перерыва. Борцы разделены на 9 весовых категорий (у юношей – 11 категорий): до 50 кг, до 54 кг, до 58 кг, до 63 кг, до 69 кг, до 76 кг, до 85 кг, до 97 кг, до 130 кг. Соревнования в одной весовой категории проходят 2-3 дня.

Действия борцов во время схватки оценивают арбитр и боковой судья. Действия борцов (приемы) в зависимости от их качества и амплитуды броска оцениваются в 1,2,3 и 5 балов.

Основные положения современной греко-римской борьбы были разработаны во Франции в середине XIX в. наиболее одаренные силачи сделали борьбу своей профессией и выступали в бродячих цирках и других местах увеселений. Борьба распространилась по всем странам Европы под названием французской, а позже классической. Это название хранилось до 1991 г., когда борьба была переименована в греко-римскую.

Среди выдающихся борцов России 19 века были такие, как И. Заикин, И. Шемякин, И.М. Поддубный. В последнее время выдающихся успехов на любительском международном ковре добились А. Карелин, А. Колосов, М. Мамиашвили, А. Рощин, А. Колчинский.
Вопрос: Тяжелая атлетика

Ответ: Тяжелая атлетика – вид спорта, соревнования в поднятии тяжестей (в частности, штанги) в различных весовых категориях.

Упражнения с тяжестями известны с древнейших времен, однако официальные соревнования проводятся с 1860 г. причем, впервые они состоялись в США. В Международной федерации тяжелой атлетики, основанной в 1920 г., насчитывается более 120 стран. С 1896 г. тяжелая атлетика входит в программу Олимпийских игр, а с 1898 г. регулярно проводятся чемпионаты мира.

В настоящее время спортсмены соревнуются только в темповых упражнениях – рывке и толчке.

Классический рывок – скоростно-силовое упражнение, при выполнении которого штанга одним непрерывным движением должна быть поднята с помоста вверх на прямые руки. Для облегчения подъема штанги используется подсед, обеспечивающий самое низкое расположение штанги по отношению к помосту. Длительность движения составляет 2,5-3 с, не считая продолжительности статических положений на старте и при фиксации поднятого снаряда.

Классический толчок – двукратное скоростно-силовое упражнение, состоящее из двух самостоятельных и не похожих друг на друга по форме приемов: подъема на грудь и толчка от груди. Характер действия спортсмена во втором приеме положен в основу названия всего упражнения. Вес штанги, поднимаемой в точке, на 30-50 кг больше, чем в рывке. Выполнение толчка 6-9 с.

Участники соревнований среди мужчин делятся по весовым категориям: до 54 кг, 59 кг, 64 кг, 70 кг, 76кг, 83 кг, 83 кг, 91 кг, 99 кг, 108 кг и свыше 108 кг. Для каждой весовой категории соревнования проводятся в один день; сначала выполняется рывок, затем – толчок. Выполнение упражнений проводится на деревянном помосте с ровной поверхностью размером 4х4 м. выполнение считается законченным только тогда, когда штанга поднята на прямые руки и удержана в неподвижном положении в течении 2 с. при выполнении упражнений не разрешается касаться помоста какой либо частью тела, кроме ступней.

В настоящее время проводятся соревнования по тяжелой атлетике и среди женщин.

Спортсмены мужского пола делятся на возрастные группы: юноши, юниоры, молодежь и взрослые. Спортсменки, также делятся на группы: девушки, юниорки, и взрослые.

Известные советские штангисты: А. Курынов (чемпион Олимпийских игр 1960 г. в Риме, уроженец г. Казани), Ю. Власов (герой Олимпиады в Риме, впоследствии известный писатель), А. Алексеев (двукратный олимпийский чемпион, обладатель 80-ти мировых рекордов.
Вопрос: Основные методы самоконтроля.

Ответ: Самоконтроль – это система наблюдений за своим здоровьем, функциональным состоянием и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом.

Самоконтроль состоит из простых, доступных всем методов наблюдения и включает в себя анализ субъективных и объективных показателей состояния организма. К объективным относят показатели, которые можно измерить и выразить количественно: антропометрические – длина тела и его масса, окружность грудной клетки и др.; функциональные – ЧСС, глубина дыхания и его частота, ЖЕЛ и др.; силовые показатели отдельных групп мышц, спортивные результаты. Субъективными показателями принято считать самочувствие, настроение, чувства утомления и усталости, сон, аппетит, желание или нежелание заниматься физическими упражнениями, боязнь соревнований и др.
Вопрос: Антидопинговый контроль.

Ответ: Важной формой врачебного контроля в современном спорте является специальный (или антидопинговый) контроль, направленный на предупреждение приема спортсменами опасных для здоровья веществ в целях стимуляции физической работоспособности организма. Вред таких стимуляторов (допингов) заключается в запредельной мобилизации источников энергии организма. Такое излишнее стимулирование обмена веществ, временно повышая работоспособность организма, снимает действие защитных механизмов, что создает опасность развития тяжелых патологических состояний, приводящих в отдельных случаях даже к смертельному исходу. В современной врачебной практике разработаны быстрые и точные методы выявления спортсменов, принимавших допинг. В случае подтверждения приема допинга спортсмен с соревнований снимается, а его результаты аннулируются
Вопрос: Оказание первой помощи в походе (при ушибах, растяжениях или разрывах связок, вывихах, переломах).

Ответ: Ушиб – механическое повреждение мягких тканей или органов без нарушения целостности кожи. Сразу после травмы необходимо обеспечить полный покой поврежденного места. Наложить пузырь со льдом, холодной водой, холодные примочки. Наложить тугую давящую повязку. При ушибах головы, грудной клетки, брюшной полости, поясничной области необходимо срочно обратиться к врачу.

Растяжение – повреждение связок сустава, связанное с чрезмерным растяжением, иногда сопровождается полным разрывом связок. Помощь – тугая повязка на область сустава. При значительном растяжении связок голеностопного или коленного сустава рекомендуется шина. Первые сутки холод на место растяжения, затем согревающие и рассасывающие компрессы.

Вывихи – нарушение целостности сустава со стойким смещением суставных концов костей. Вывих должен вправить врач. Поэтому при вывихе конечность нужно закрепить так, чтобы исключить ее сгибание, и отправить пострадавшего к врачу.

Переломы – повреждение костей с нарушением ее целостности. При переломе пострадавшему оказывают помощь с осторожностью. Различают: открытые и закрытые переломы, со смещением и без смещения. При открытом переломе нужно наложить повязку и остановить кровотечение. Далее необходимо обеспечить неподвижность места перелома. Это достигается наложением на конечность стандартной шины или из подручных материалов (досок, палок, зонтов). При развитии шока одновременно принимают меры против него.

При открытых переломах позвоночника необходимо уложить пострадавшего на твердую поверхность, зафиксировать и транспортировать лежа.

При переломах таза пострадавшего укладывают на спину, под колени подкладывают валик (поза лягушки), колени слегка раздвинуты, фиксируют и отправляют в больницу.

При наложении шин следует соблюдать следующие правила:

- при переломах костей конечностей необходимо придать неподвижность суставу при помощи шины выше и ниже места перелома. При переломе костей предплечья или плеча шину накладывают на всю руку, согнутую под прямым углом. При переломах костей ноги обездвиживают все ее суставы, т.е. накладывают шину на всю поврежденную ногу в выпрямленном положении;

- перед наложением шину обертывают марлей или любой тканью. Костные выступы (мыщелки) защищают ватными прокладками;

- при отсутствии стандартных шин и подходящих предметов поврежденную ногу прибинтовывают к здоровой, а поврежденную руку, согнутую под прямым углом, - к туловищу.

Вопрос: Оказание первой помощи в походе (при поражении молнией, укусах собак, ядовитых змей, насекомых).

Ответ: Во всех случаях пострадавшего как можно скорее доставляют к врачу. Недопустимо – использовать грелку или согревающие компрессы.

При поражении человека молнией происходит остановка сердечной деятельности и дыхания. Необходимо срочно начать реанимационные мероприятия – непрямой массаж сердца и искусственное дыхания. После восстановления дыхания и сознания пострадавшего следует напоить горячим чаем, обработать ожоги и транспортировать в больницу.

При укусах животных раны похожи на рваные. Необходимо обработать края раны настойкой йода, наложить асептическую повязку и обязательно обратиться в больницу.

Схема оказания первой помощи при укусах змей.

Схема оказания первой помощи при укусе клещей.

Схема оказания первой помощи при укусе пчел.


Вопрос: Определение понятие ППФП. Назначение и средства ППФП.

Ответ: Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями особенностей данной профессии.

Основное назначение ППФП – развитие и поддерживание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляются повышенные требования в процессе трудовой деятельности.

Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психологическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетание общей физической подготовки со специализированной – профессианально-прикладной подготовкой. Следует подчеркнуть, что общая физическая подготовка создает основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности.


Средства ППФП можно объединить в следующие группы:

1. Прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта;

2. Прикладные виды спорта (их целостное применение);

3.Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

4. Вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
Вопрос: Четыре группы профессий по видам труда.

Ответ: В первую группу объединены виды труда, связанные с выполнением кратковременных операций. Они требуют небольших физических нагрузок и отличаются монотонностью рабочих действий. Рабочая поза, как правило, сидя, при не большом постоянном наклоне туловища вперед. Основные действия – пальцами рук, требующие напряженного внимания (швеи, сборщики механизмов, перфораторщики, слесаря лекальщики и др.). В комплексе гимнастики рекомендуется следующая последовательность упражнений:

  1. Потягивание

  2. Повороты, наклоны в стороны и вперед с движениями рук и ног.

  3. То же, но более в быстром темпе

  4. Приседание, прыжки, бег, ходьба.

  5. Маховое движение ногами, руками (темп ниже среднего).

  6. Расслабление мышц рук

  7. На точность и координацию.

Вторая группа объединяет профессии, характеризующиеся умеренными физическими усилиями, значительном напряжении внимания, разнообразием трудовых движений. Комплекс включает в себя разнообразные динамические упражнения, которые не вовлекают в движение мышцы, участвующие в производительном труде:

  1. Потягивание.

  2. Растягивание, расслабление мышц туловища, рук, ног.

  3. То же, но более в быстром темпе

  4. Маховое движение ногами, руками

  5. Приседание, прыжки, бег, ходьба.

  6. Маховое движение ногами с расслаблением мышц голени и стопы

  7. Расслабление наиболее активно работающих мышечных групп.

  8. Упражнение на точность и координацию движений.
К третьей группе отнесены профессии, связанные с большими физическими усилиями, разнообразными рабочими действиями в относительно быстром темпе. Основная направленность комплекса упражнений – общие разносторонние укрепления организма. Упражнения выполняются медленно, с глубоким дыханием. В комплекс включаются следующие упражнения:

  1. Потягивание с последующим расслаблением мышц рук и плечевого пояса.

  2. Расслабление мышц рук.

  3. Расслабление мышц всего тела (сидя или лежа).

  4. Наклоны в стороны повороты туловищем.

  5. Маховое движение ногами, руками в среднем и быстром темпе.

  6. Выпады, приседания, прыжки, бег.

  7. На внимание и координацию движений.

Четвертая группа включает представителей умственного труда. Малоподвижная работа неблагоприятно сказывается на состояние здоровья, физическом развитии. Предлагается следующий комплекс упражнений физкультурной паузы:

  1. Потягивание.

  2. Для мышц туловища, рук и ног.

  3. То же, но более динамично с большей амплитудой.

  4. Приседание, прыжки, бег, ходьба

  5. Маховое движение руками

  6. На расслабление мышц рук.

  7. На внимание.

Вопрос: Понятие производственная физическая культура (ПФК), формы ПФК.

Ответ: Производственная физическая культура – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься производственной физической культурой можно как в рабочее время, так и в свободное время. При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия производственной физической культуры могут осуществляться только после работы.

Производственная физическая культура проявляется в различных формах:

Занятия в любых формах производственной физической культурой могут проводиться как индивидуально, так и в группах.
Вопрос: Виды производственной гимнастики. Методика составления комплексов упражнений.

Ответ: Производственная гимнастика – это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а так же с целью профилактики и восстановления.

Видами производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:

1) рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);

2) рабочие движения (быстрее или медленнее, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);

3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);

4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);

5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;

6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации