Ответы по истории мировых цивилизаций: От средневековья к новому времени. Европа и США в конце XV - начале XVII вв - файл n1.doc

приобрести
Ответы по истории мировых цивилизаций: От средневековья к новому времени. Европа и США в конце XV - начале XVII вв
скачать (216.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc217kb.30.05.2012 00:43скачать

n1.doc

Раздел 3. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV – начале XVII вв.
ВОПРОСЫ
1. Назовите кратко основные изменения в социальной структуре и экономической жизни Европы в конце XV - начале XVII вв.
В то время в Европейской экономике явственно выделилось несколько сфер усиленного развития.

- прогресс горного дела и металлургии привел к подъему оружейного дела, что в свою очередь привело к перевороту в военном деле.

- успешно развивалось судостроение, обеспечивая европейцам господство на морях.

- развитие торговли, связь с новыми материками и пр. заложили основы мирового рынка.

- зарождение капиталистического уклада.

В результате экономических сдвигов существенно деформировалась и усложнилась социальная структура феодального общества. Социальное расслоение городского и сельского населения привело к разложению средневекового бюргерства и крестьянства как сословий. В результате этих сдвигов начала намечаться новая социальная стратификация.
2. Назовите основные географические открытия XV-XVII вв. и последствия Великих географических открытий.




1488г. — Барталомео Диаш обогнул Африку с юга, открыл мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан.

1492г — Колумб положил начало открытию материка Южной Америки и перешейков Центральной Америки.

1498г — португалец Васко да Гама достиг Индии.

Португальцы нашли путь к «Островам Пряностей» и установили контроль в 1511г, получая до 800% прибыли. Португалия установила монополию на ввоз пряностей.

1515-1522гг — Ф. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие. Открыл пролив, позже названный его именем, став первым европейцем, проследовавшим из Атлантического океана в Тихий.

Так Португалия и Испания завоевали себе новые колонии. Где, помимо освоения рудников, основали обширные плантации. Стали производить товар и экспортировать в Европу.

Англичане открыли богатейшие рыбные промыслы в районе Ньюфаундленда. Французы первыми открыли Канаду и вместе с англичанами исследовали Флориду.

Открытие «Нового Света» вызвало невиданный расцвет пиратства в Атлантическом океане.

Открытие новых материков и установление постоянных связей с ними положило начало складыванию мировой экономики.

Открытия положили начало колониальному разделу мира и господству европейцев. Колониальная политика привела к большим человеческим жертвам, гибели доколумбовых цивилизаций и нанесла урон культурам африканских и индейских народов.

Благодаря открытиям были доказаны шарообразность Земли, ее вращение. Уточнены очертания материков, океанов и морей.

Одним из важнеших последствий стала «пищевая революция».
3.Расскажите об одном из выдающихся деятелей культуры (философа, учёного, писателя, деятеля искусства) эпохи Возрождения. Укажите период (век, годы) его жизни, основные вехи биографии, главные произведения, идеи.


Николай Коперник (1473-1543) — польский астроном, автор гелиоцентрической системы мира. Родился 19 февраля 1473 в городе Торунь на Висле. Учился в Краковском университете. Изучал практическую астрономию, математику, классическое право и медицину в университетах Болоньи, Падуи и Феррары. В 1497 благодаря поддержке дяди получил место каноника Вармийского капитула. На средства капитула был отправлен в Италию для продолжения образования. В 1503 получил степень доктора церковного права в университете Феррары. В 1506 вернулся в Польшу.

Интерес к астрономии зародился у Коперника во время его учебы в Краковском университете, где астрономические науки преподавал известный польский астроном А.Брудзевский. Высоко оценивая систему Птолемея, Коперник еще во время пребывания в Лидзбарке убедился в ее несостоятельности. В течение четырех лет (1512–1516), уже во Фромборке, работал над созданием нового учения об устройстве мира и примерно в 1515 изложил свои идеи в сочинении Комментарии (Commentariolus), написанном на латинском языке. В нем Коперник кратко рассматривает объяснение движения планет, которое давали астрономы древности, а затем формулирует основные положения гелиоцентрической системы мира в виде шести аксиом. Их смысл состоит в том, что Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца, а видимое суточное перемещение небесного свода – лишь следствие вращения Земли вокруг своей оси. Это сочинение при жизни Коперника не было напечатано и считалось утерянным. Уже в 19 в. были найдены две хорошо сохранившиеся рукописные копии.

Весной 1539 во Фромборк прибыл молодой профессор математики Виттенбергского университета Иоганн Ретик, пожелавший ознакомиться с исследованиями Коперника. Под руководством Коперника Ретик в течение двух месяцев тщательно изучал рукопись нового сочинения Коперника и в 1540 опубликовал небольшую брошюру с изложением первых его глав. Основной труд Коперника О вращениях небесных сфер (De revolutionibus orbium coelestium) был напечатан (при активном содействии Ретика) в мае 1543, когда ученый был уже при смерти. Книга была снабжена предисловием, которое, как установил позднее И.Кеплер, написал лютеранский богослов и математик А.Осиандер. Теория Коперника предопределила открытие Кеплером законов движения планет (1609–1619) и позволила Ньютону в 1687 предположить, что эти законы являются следствием притяжения планет Солнцем.

Умер Коперник во Фромборке 24 мая 1543.
4. Выделите общие черты в учениях реформаторов Церкви (Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли)?
Мартин Лютер был антиклерикалом. Он считал, что Бог в душе, а не в стенах церкви. Каждый человек спасается лишь искренней верой в Бога и не нуждается в посредниках. Единственным источником веры Лютер считал Библию. Внешние проявления церковного культа он объявил «идолопоклонством». Отсюда следовало, что нужно упразднить институт церкви, имущество и земли секуляризовать, а монашеские ордена распустить.

Пересмотр догматов и предложенное Лютером переустройство церкви легли в основу программы европейской Реформации.

Кальвин был последователем учения М. Лютера и Реформации. Правда, будучи аскетом, он пошел дальше — убрал из церкви все, что в Библии не требуется.

Ульих Цвингли одновременно с М. Лютером, но совершенно независимо развивал свое учение.

Все трое выступали против злоупотребления церковной власти и признавали суверенитет Бога (т.е. верховная власть Бога). Все желали устранения католической мессы и прекращения поклонения иконам; упрощения богослужения; замены служб с латыни на народный язык; перевод Библии с латыни на народные языки.

Протестантизм — одна из ветвей христианства. Он возник в эпоху Реформации (XVI в.) как антикатолическое движение. Теологическая структура протестантизма, созданная реформаторами, опирается на три фундаментальных принципа, которые объединяют их несмотря на различные интерпретации этих принципов:

1) учение об оправдании только верой (sola fide), вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий;

2) принцип sola scriptura: Писание содержит Слово Бога, которое обращается непосредственно к душе и совести христианина и является высшим авторитетом в вопросах веры и церковного богослужения, вне зависимости от церковного Предания и любой церковной иерархии;

3) учение, согласно которому церковь, которая образует мистическое тело Христа, представляет собой невидимое сообщество избранных христиан, предопределенных к спасению.

Реформаторы утверждали, что эти учения содержатся в Писании и что они представляют собой истинное божественное откровение, искаженное и забытое в процессе догматического и институционального вырождения, которое привело к римско-католической системе.

В 1516 году, наблюдая, как ученый доминиканский монах Тецель по поручению папы Льва X, нуждавшегося ввиду своей расточительности в средствах, широко продавал индульгенции на отпущение наказаний за грехи не только совершенные, но и за будущие, Лютер вы­ступил с обличениями против продажи индульген­ций. Он отказал своим духовным чадам, купившим у Тецеля индульгенции, в разрешительной молитве, указывая, что индульгенции, хотя и исходят они от римского первосвященника, от наказаний не избав­ляют. К избавлению от наказаний, говорил Лютер, приводят человека внутреннее сокрушение о гре­хах, искреннее раскаяние, решимость исправиться и обновление жизни, в то время как индульгенции, по­рождая в человеке нравственную лень и ложную са­монадеянность, ведут человека к духовному уродст­ву и гибели.

Лютеровский принцип оправдания только верой, сводивший тайну спасения к душевному переживанию внутреннего человека и упразднявший необходимость добрых дел, имел далеко идущие последствия в отношении природы и устройства церкви. Прежде всего он аннулировал духовное содержание и значение всей системы таинств. Далее, тем же ударом Лютер лишил священство его главной функции – совершения таинств. Еще одной функцией священства (sacerdotium, буквально, жречества) была функция учительства, и она также была упразднена, поскольку реформатор отрицал авторитет церковного Предания и учительства церкви. В результате ничто уже не оправдывало наличие института священства.

Движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений духовенства не ог­раничилось Германией. По тем же причинам, как и в Германии, начал движение в пользу церковных ре­форм в Цюрихе Цвингли, однако подлинным вождем реформации в Швейцарии был француз Кальвин. В вероучении и учении о нравственности, в учении о Церкви и церковных обрядах Кальвин пошел гораз­до дальше Лютера. Главной особенностью его учения является учение о безусловном предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей ко спасению, других к погибели. Спасение и погибель суть две интегральные части божественного плана, к которому не применимы человеческие понятия добра и зла. Для одних предопределена вечная жизнь на небе, так что они становятся свидетелями божественной милости; для других – вечная погибель в аду, так что они становятся свидетелями непостижимой справедливости Бога. И небо и ад являют славу Бога и способствуют ей.

Его концепция церкви также не совпадала с представлениями немецкого реформатора. В Германии становление новой организации церкви шло случайными, заранее не запланированными путями под влиянием «цвиккауских пророков». Лютер счел разумным санкционировать часть уже сделанных изменений, хотя некоторые из них казались ему в то время чересчур радикальными. Кальвин, напротив, планировал организацию своей церкви, руководствуясь Библией и намереваясь воспроизвести строй первоначальной церкви в том виде, в каком его можно представить на основе Нового Завета. Он извлек из Библии принципы и нормы светского правления и ввел их в Женеве. Фанатически нетерпимый к чужим мнениям, Кальвин изгнал из Женевы всех несогласных и приговорил Мишеля Сервета за его антитринитарные идеи к сожжению на костре.

Цвингли также расходился во взглядах с Лютером в этих и других моментах его теологии. Он занимал более решительную, чем Лютер, позицию и в утверждении Писания как единственного авторитета, и в признании обязательным только того, что написано в Библии. Более радикальными были и его идеи относительно устройства церкви и формы богослужения.
5*. Кто такие пуритане, каковы их основные идеи? Когда и где возник пуританизм? Какова роль пуританизма в истории?


Пуритане — это последователи протестантизма, которые стремились очистить богослужение от следов католической обрядности.

Основные принципы пуританизма были заложены Цвингли и Кальвином. Пуритане убрали из церквей украшения и органы, заменили церковные облачения клириков на обычную одежду, упразднили хоровое пение и упростили церковное богослужение.

Рвение пуритан, желавших проводить реформы с согласия короны или без него, а также привлекательность движения для торговцев, представителей английского среднего класса, привели к союзу пуритан, преследовавших религиозные цели, с противниками политического абсолютизма. В результате возникла оппозиция королеве Елизавете (1558–1603) и ее преемникам, Стюартам. Конфликт усугубился проблемой церковного управления: Томас Картрайт (1535 – 1603) предложил ввести швейцарскую (пресвитерианскую) форму церковного устройства, с целью избавить церковь от контроля враждебных пуританам епископов, назначаемых короной. Попытки пуритан учредить тайные пресвитерии в официальной церкви были подавлены в 1580-х годах.

Восстание в Шотландии, побудившее Карла I (1625–1649) созвать т.н. Долгий парламент, предоставило английским пуританам возможность для укрепления своих позиций. Их требование искоренить епископат привело к Первой гражданской войне (1642–1646). Во время конфликта пресвитериане были доминирующим религиозным элементом в рядах сторонников парламента. Однако рост антишотландских настроений, распространение духа индепендентства в рядах парламентской армии Кромвеля и его возвышение позволили индепендентам потеснить своих соперников в ходе Второй гражданской войны (1648).

Непопулярность пуританского режима вызвала реакцию, которая вскоре после смерти Кромвеля привела к реставрации Стюартов и восшествию на престол Карла II (1660–1685). После Реставрации для пресвитериан не оставалось места в государственной Церкви Англии. С того времени они вместе с индепендентами стали называться «нонконформистами».

В 17–18 вв. пуритане были главной религиозной силой в Новой Англии. За исключением Род-Айленда, все колонии в этом регионе учредили индепендентские церкви. Несколько сдавший свои позиции в конце 18 в. после появления движения унитариев пуританизм продолжал определять религиозную жизнь Новой Англии и выходцев из нее вплоть до 19 в.

И в Англии, и в Северной Америке внимание, уделяемое пуританами образованию, нравственности и многим (если не всем) демократическим принципам, оказали сильное воздействие на мирскую жизнь.

Пуртанизм — идейное движение, сложившееся во второй половине XVI в. в Англии в рамках англиканства и направленное на полное искоренение из его строя католических элементов. Термин «пуританин» происходит от латинского «puritus» (чистый) и отражает черты, присущие кальвинистскому мировоззрению: скромность в повседневной жизни, строгие моральные устои, отказ от веселых мирских развлечений и т. д. Наиболее радикальные представители требовали ликвидации института епископов, выборность клира, отделения церкви от государства. Пуританство разделилось на две основные направленности:

– пресвитерианство (Т. Картрайт, У. Трэверс) считало, что единственным законом поведения христиан и устройства церкви может быть лишь Священное Писание.

– конгрегационализм (индепендентство), радикальное ответвление.

В начале XVII века началось преследование пуритан-сепаратистов, что привело к их массовой эмиграции. И хотя гражданская война, казнь Карла I и протекторат Кромвеля временно укрепили пуританство в Англии. Реставрация англиканства в статусе официальной религии в Англии, вызванная реставрацией Стюартов в 1660, положила конец распространению идей пуританизма. Но не будучи запрещенной (согласно закону о веротерпимости 1689), идеология пуританизма стала популярной в Шотландии, Ирландии и в британских колониях в Северной Америки (квакеры, баптисты, методисты и т.д.). В современный дух «американской мечты» пуританизм внес такие ценностные ориентиры как доктрина призвания, осуждение праздности, культ трудолюбия и делового успеха, жизненное упорство в преодолении неудач.

6. Что такое абсолютная монархия? В каких европейских странах она сложилась? Охарактеризуйте абсолютную монархию в одной из стран (в какие годы, при каких монархах существовала, как сложилась, особенности).
Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы.

В рамках крупного централизованного национального образования сложился абсолютизм во Франции, Англии, Испании. В том же направлении, хоть и медленнее, развивались Дания и Швеция.

Начало формирования абсолютизма во Франции связывают с правлением королей Карла VIII (1483-1498), Людовика XII (1498-1515), Франциска I (1515-1547). Особенностью французского абсолютизма был рост бюрократического аппарата. Чиновничество превратилось в мощный социальный строй. Неизбежным следствием роста бюрократии была коррупция. В 1522г. государство легализовало торговлю должностями.

Наряду с бюрократическим аппаратом, опорой абсолютизма была постоянная армия, формировавшаяся из наемников.

В 1516г. Франциск I заключил с римским папой договор, по которому король мог назначать своих ставленников на церковные должности, за что папа получал возможность устанавливать размеры поступлений , которые Рим получал с французского духовенства.

На юге Франции развивались антиабсолютические настроения, которые выливались в религиозный протест. Религиозный конфликт стал постепенно приобретать общеевропейский характер. Лишь с приходом к власти Генриха IV (1589-1610) наступил религиозный мир, который помог ему вывести страну из послевоенного кризиса. Его политика была направлена на обуздание феодальной анархии и укрепление королевской власти.

Кардинал Ришелье (1586-1642) укрепил французский абсолютизм, ликвидировав гугенотское «государство в государстве». Он продолжил протекционистскую политику Генриха IV. Результатом дальновидной экономической политики Ришелье и войнах с Испанией стало превращение Франции в одну из ведущих держав раннего Нового времени.


Раздел 4. Мир в новое время.
ВОПРОСЫ
1. Каковы хронологические рамки Английской революции? Расскажите об основных политических и религиозно-политических группировках времён революции (роялисты, пресвитериане, индепенденты, левеллеры).
Английская революция 1640–1653гг.

1640 — Долгий парламент.

1642–1646 — первая гражданская война.

1647–1649 — движение левеллеров.

1648 — вторая гражданская война.

1649–1653 — индепендентская республика.

1653 — Кромвель провозглашен лордом-протектором Англии, Шотландии и Ирландии. В стране принята новая Конституция — «Орудие управления». Согласно ее положениям высшую пожизненную власть в стране получал Оливер Кромвель, который наделялся широкими, почти монархическими полномочиями: командовал вооруженными силами, ведал внешней политикой, имел право вето.
Созыв «Долгого парламента» в 1640г. принято считать началом Английской революции, поскольку депутаты сразу проявили явное неповиновение власти. Страна раскололась на два противоборствующих лагеря: сторонников монархической формы государственной власти (роялистов) и сторонников парламента.

В 1642 г. парламент выдвинул требование о совместном правлении парламента с короной. После чего Карл I собирает армию и объявляет войну парламенту. Успех королю сопутствовал вплоть до 1644г, когда армия под предводительством О. Кромвеля нанесла роялистам крупное поражение.

В 1645 Кромвель добился реорганизации парламентской армии. Ключевые позиции в ней заняли радикальные представители пуритан (индепенденты). Мощь армии роялистов была подорвана. Король сбежал к шотландцам, которые выдали его в 1646 парламенту.

Пока шла война парламент ввел в принудительном порядке пресвитерианское вероисповедание — протестантское ответвление, в котором церковная власть возложена на избранных представителей местных общин (конгрегаций) или более крупных объединений — пресвитерий.

После побега короля начались серьезные разногласия внутри революционного лагеря. Т.к. король разбит, а светлого будущего так и нет. В среде рядовых солдат зрело убеждение, что необходимо углублять преобразования. Так возникло движение левеллеров (уравнителей), вождем которых стал Дж. Лильберн. Он выдвигал ряд прогрессивных социально-экономических требований.

В 1647г. армия Кромвеля вступила в Лондон. После чего была осуществлена чистка парламента: изгнаны лидеры пресвитериан; большинство перешло к индепендентам. Произошло столкновение сторонников Кромвеля с левеллерами.

Карл I сбежал из плена. В 1648г. вновь вспыхнула гражданская война, но роялисты были разбиты, а король вновь пленен. Снова очистили парламент, короля казнили. И Англия стала республикой.
2. Какую эпоху в истории Европы называют «веком Просвещения»? Назовите её основных представителей в разных странах. Каковы главные идеи и значение Просвещения?
XVIII век называют «веком Просвещения». Он дал мировой цивилизации целую плеяду блестящих мыслителей — Гоббс, Локк, Свифт, Вольтер, Дидро, Руссо, Ломоносов, Новиков, Кант, Лейбниц, Гердер, Монтескье и др.

Джон Локк утверждал, что каждый человек обладает естесственными правами и не подчиняется власти другого человенка. В основе отношений между государством, обществом и личностью должны лежать исключительно нормы права. Функции государства ограничиваются сферой защиты этих прав.

Просветители разработали концепцию разделения властей, чтобы оградить граждан от произвола властей. На американской почве зародилась идея создания системы «сдержек и противовесов», которая придала концепции необходимую гибкость и динамизм, а позднее легла в основу Конституции США.

Деятельность просветителей нанесла серьезный удар по устоям «старого порядка». Их идеи ставили под сомнение разумность и незыблемость тех основ, на которые опиралось феодальное общество. Их деятельность помогла сбросить оковы Средневековья и открыла человевеству простор для прогресса.

В сочинениях Д. Локка и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: и антиклерикальные сочинения, и философские повести и письма, и трагедии.

Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д’Аламбер, в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса.

Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играли философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

В художественной культуре Просвещения не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.


3. Периодизация Французской революции конца XVIII века. Укажите главные события каждого периода
1 период: май 1789 – август 1792. Конституционная монархия. Этап либеральных преобразований. Господство партии фельянов (конституционных монархистов).
2 период: август 1792 – июнь 1793. Партия монархистов у власти. Начало массового террора. Начало войны и внутренней, и внешней.
3 период: июнь 1793 – июль 1794. Якобинская диктатура. Господство монтаньяров.
4 период: июль 1794 – ноябрь 1799. Свержение якобинцев. Консульство во главе с Наполеоном. Власть Директории.
14 июля 1789 года парижане-санклюлоты ворвались в оружейную королевских солдат и похитили там 30000 мушкетов. Затем, распределив оружие, парижане пошли на Бастилию. Разгорелось жестокое сражение, после которого гарнизон тюрьмы капитулировал. Восстание охватило всю Францию.

Национальная Ассамблея приняла "Декларацию о правах человека и гражданина", в которой говорилось, что все жители Франции равны перед законом.

В октябре 1789 года восстание возобновилось. Тысячи голадных женщин окружили царский дворец и стали требовать хлеба. Они были настроены против королевской семьи.

В июне 1790 года дворяне потеряли право насследовать титулы своих предков.

В июне 1791 года Людовик XVI, его жена Мария Антуанетта (1755-1793) и их сын пробовали уехать из Франции. Они уже выехали за город, но их вернули обратно в Париж. Тысячи священников, офицеров и богачей стали уезжать из страны.

Людовику хотели придти на помощь монархи Австрии и Пруссии, которые собрали войско и вторглись во Францию с целью спасти короля и остановить революцию. В апреле Ассамблея объявила войну Австрии и Пруссии. После этих событий многие приближенные короля выехали за границу. Революционная война против Англии, Испании, Пруссии и Австрии продолжалась до 1802 года.

В августе 1792 года вновь вспыхнуло восстание. Конституционное собрание передало власть революционному правительству.

В сентябре 1792 года во Франции прошли выборы. Впервые в истории страны, каждый житель имел право голоса. Монархия была свергнута. Франция провозгласила себя независимой республикой. Короля Людовика XVI стали называть гражданином.

21 сентября Ассамблея подписала указ о свержении королевской власти. 11 января 1793 король был обвинен в государственной измене и через 10 дней его казнили.

2 июня 1793 года якобинцев возглавил Максимилиан Робеспьер. В 1793 году якобинцы под его предводительством захватили власть в Париже. Они арестовывали и казнили всех, кто мешал революции. Примерно 35000 человек погибли.

16 октября 1793 года была казнена супруга короля Мария Антуанетта.

Предводитель Французской революции Джордж-Якус Дантон (1759-1794), который организовал восстание в 1792 году против монархии, был казнен 5 апреля 1794 года. Вспышка террора закончилась после казни Робеспьера в июле 1794 года.

Был заключен мир между Францией и Пруссией, а через несколько месяцев между Францией и Испанией. В стране было установлено новое правительство.

Власть перешла в руки к военному генералу Наполеону Бонапарту. Он распустил прежнее правительство и объявил себя Первым Консулом.

18 мая 1804 года Наполеон провозгласил себя императором Франции.


4. Сформулируйте основные принципы Декларации независимости и Конституции США 1787 г. В связи с какими событиями возник этот документ?
Британская корона пыталась регламентировать все стороны социально-экономического и политического развития колоний и в 1764г. начала широкое наступление на права колонистов. Обстановка накалялась. Начались вооруженные столкновения. Наконец 4 июля 1775г. была одобрена подготовленная Т. Джефферсоном Декларация независимости, провозглашавшая отделение колоний от Великобритании. Основные принципы:

1. Основным пунктом стало положение о естесственных правах человека. Все должны иметь равные права.

2. Положение о народном суверенитете, согласно которому источником власти является народ.

3. Если влать не хочет заключать подобный договор или нарушает его, народ имеет право на восстание.

Однако независимость мало провозгласить, ее надо завоевать. Армии, под руководством Дж. Вашигтона, удалось нанести англичанам решающее поражение и англичане были вынуждены, подписав мирный договор, признать независимость своих бывших колоний.

Общее состояние социально-экономической сферы, тяжелое финансовое положение страны, непрочные внешне-политические позиции побуждали элиту молодой республики искать пути укрепления государства, повышения эффективности государственных механизмов. В 1787г. с целью разработки новой, более эффективной Конституции в Филадельфии собрался Конституционный конвент:

- Конгресс было решено сделать двухпалатным;

- Конгресс получил право вводить налоги в соответствии с потребностями государства;

- институт рабства оставался в неприкосновенности;

- высшая исполнительная власть теперь принадлежала президенту; высшая законодательная — Конгрессу; высшая судебная — Верховному суду.

5. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Наполеона Бонапарта.
Франция находилась на грани гражданской войны, продолжала воевать с Австрией и Англией, казна была пуста, новая администрация беспомощна, и роялистские восстания угрожали режиму в Вандее. Но генералу Бонапарту удалось восстановить все: порядок, процветание и упрочение мира, провозгласив новые законы. Власть и порядок — эти два слова стали основой его действий.

Во внутренней политике империи вначале наметились благоприятные перспективы. Бонапарту удалось быстро наладить хорошее управление, оздоровить финансы и значительно поднять уровень промышленного и сельскохозяйственного производства. Повысился уровень образования и гражданского воспитания, укрепилось уважение к семье и отечеству, возродились на новой основе благородство и гражданская добродетель. 

Имя Наполеона неразрывно связано с Гражданским кодексом — правовым документом, изложенным ясным и точным языком и послужившим образцом почти для всех юристов XIX века. В 1807 году он официально стал «Кодексом Наполеона». Кодекс Наполеона получил мировое признание.

Наполеону принадлежит заслуга разрешения деликатной проблемы национального примирения посредством признания всех религий и всех философских верований.

Он развивал промышленность и сельское хозяйство. Не смотря на рекрутские наборы, обеспечил себе поддержку населения дальновидной политикой, обеспечившей процветание сельского хозяйства. Основал Училище искусств и ремесел, питомник технических кадров, которое существует и по сей день; приказал выделить значительные финансовые ресурсы в помощь созданию новых промышленных производств и для спасения тех, кто испытывает трудности.

Париж и провинции были превращены в строительные участки. Реконструкция, восстановление, возведение, улучшения шли полным ходом.
Во внешней политике с приходом к власти Наполеона в политике Франции стала просматриваться тенденция к унификации Европы, что вызывало жесткую конфронтацию. Очередной раунд военных действий начался в 1805г., когда сформировалась третья антифранцузская коалиция. В течение нескольких лет Наполеон держал в напряжении все европейские страны. Занятый постоянными дорогостоящими военными акциями, он ослабил внимание к социально-экономическим проблемам Франции. И хотя все говорило о том, что Франции необходимо остановить экспансию, Наполеон упорно стремился к установлению полного контроля над континентом. В 1812г., думая устранить главное препятствие, Наполеон напал на Россию. Война завершилась полным разгромом «армии вторжения». После чего была создана очередная антифранцузская коалиция. Наполеон, терпя поражения, но твердо верящий в свою звезду, не захотел идти на компромисс с коалицией. В результате Франция оказалась в кольце врагов, Наполеон отказался от престола и, после очередной попытки, окончательно разбит при Ватерлоо. Длительный период непрерывных войн в Европе завершился.


6. Расскажите об основных идеологиях индустриального общества (консерватизме, либерализме, социал-демократии). Когда они сложились, каковы их ключевые идеи, лозунги, представители.
Многогранные изменения, свойственные для общественного развития второй половины XIX века, способствовали выработке основных идеологических концепций. Наибольшим влиянием на Западе пользовались либеральные идеи. Либерализм XIX века ставил во главу угла свободу индивида. Идеологи либерализма Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер считали, что индивид выше общества и все, что хорошо для индивида, хорошо для общества. Главным регулятором отношений между людьми являлась конкуренция. Либералы были сторонниками идеи общественного прогресса.

Ясно, что характеристики либерализма устраивали правящую элиту ведущих государств. Но вступление западной цивилизации в новую фазу развития вело к ухудшению статуса среднего класса. Основным оппонентом либерализма стал марксизм. Маркс и Энгельс много сил уделяли пропаганде своих идей. На этой базе возникли социал-демократические партии. К концу века они превратились в массовые организации. Марксизм являлся радикальной реакцией на бурное развитие буржуазных отношений. Основная идея —социальная справедливость. Марксизм упирал на то, что в капитализме заложены антагонистические противоречия, которые неизбежно взорвут существующую систему. Марксисты были убеждены, что улучшить капитализм невозможно, его можно только уничтожить.

Помимо либерализма и марксизма определенным влиянием пользовались и представители консервативной идеологии. Опыт революций в Европе привел Э. Бэрка к выводу, что бурный общественный прогресс может привести к утрате основополагающих традиций и ценностей. Он считал, что их сохранение должно быть главной предпосылко й нормального функционирования общества. К концу XIX века консерватизм стал одной из разновидностей буржуазной идеологии. Консерваторы признавали ценность свободы, на первое место ставилось право на свободное обладание и распоряжение собственностью. Но чтобы избежать хаоса и анархии, нужно сохранять традиционные ценности.

Эти три идеологии присутствовали практически во всех развитых странах.

7. Какие войны привели к созданию единого немецкого государства, официально провозглашенного в 1871 г.? Какова роль каждой из этих войн?
В середине XIX в. в связи со стремительным развитием капитализма в Германии, которая оставалась раздробленной страной, состоявшей из 38 отдельных государств, встала насущная потребность в политическом объединении. Венский конгресс 1814-1815, по решению которого был создан Германский союз, не объединял отдельные германские княжества и курфюрства ни политически, ни экономически.


  1. 1864 — война Австрии и Пруссии против Дании. В результате которой были аннексированы исконные германские герцогства Шлезвиг и Гольштиния, захваченные прежде Датским королевством. Управление этими территориями по мирному договору с Данией было передано союзникам: Пруссии — Шлезвиг и портовый город Киль (будущая важнейшая военно-морская база германского флота на Балтийском море), а Австрии — Гольштиния.




  1. 1866 — война, завершившая многолетнее соперничество между Пруссией и Австрией за господствующую роль в Германии и явившаяся важным этапом в объединении Германии "сверху", под гегемонией юнкерско-буржуазной Пруссии.


Внутреннее положение в империи, в особенности угроза отпадения Венгрии, заставили правительство Франца Иосифа пойти на мирные переговоры. Этого добивался и Бисмарк (вопреки сопротивлению Вильгельма I и Мольтке), т.к. он видел в Австрии возможного союзника в будущем, а на данном этапе готов был ограничиться исключением её из Германского союза. Французское правительство, опасаясь чрезмерного ослабления Австрии, также было заинтересовано в прекращении войны. 26 июля в Никольсбурге был подписан прелиминарный мир, а 23 августа в Праге — мирный договор.

Главным политическим результатом войны явилось образование Северо-Германского союза под главенством милитаристской Пруссии. Пруссия значительно расширила свою территорию за счёт мелких германских государств и заключила секретные военные соглашения с южно-германскими государствами. Австрия осталась вне союза, Венецианская область отошла к Италии.


  1. 1870-1871 — Франко-Прусская война. Вооруженный конфликт между Францией и коалицией Пруссии, Северо-германского союза и южно-германских государств, завершившийся объединением Германской империи под гегемонией Пруссии. 18 января король Пруссии Вильгельм I был провозглашен германским императором.


11*. Что такое итальянское Рисорджименто? Назовите несколько (3-4) его главных деятелей, расскажите об одном из них.
Рисорджименто (возрождение) — освободительное движение итальянского народа, за объединение раздробленной Италии против иноземного господства. Также период, когда это движение происходило: конец XIII в. Окончательно завершилось в 1870 г. присоединением Рима к Итальянскому королевству. В моменты наивысшего подъёма Рисорджименто переходило в демократические революции. За руководство движением боролись демократическо-республиканские (лидеры Дж. Мадзини, Дж. Гарибальди и др.) и либеральные (лидеры К. Кавур и др.) течения. Последнее одержало верх, и Италия была объединена в форме конституционной монархии.
Джузеппе Гарибальди, итальянский патриот и партизан, родился 4 июля 1807. В 1833 году, будучи капитаном военного корабля королевства Сардинии, Гарибальди познакомился с Джузеппе Маззини, итальянским патриотом и легендарным революционером. Под влиянием Маззини Гарибальди увлекся идеями национально-освободительной борьбы и книгами социалиста-утописта Сен-Симона. Уже в 1834 году Гарибальди принял участие в мятеже в Пьемонте, который должен был перерасти в революцию. в 1842 году он ввязался в новую освободительную войну, теперь на стороне Уругвая, против диктатора Аргентины Хуана Мигеля де Росаса. В апреле 1848 года Гарибальди и ещё 60 бойцов легиона возвратились в Италию, чтобы начать войну за независимость и объединение Италии. В конце 1848 года Гарибальди направился в Рим, из которого бежал Папа Римский, где был избран главой Римской Ассамблеи и предложил объявить Рим независимой республикой. Но уже в апреле 1849 года к Риму подошла французская армия для восстановления власти Папы. Гарибальди нанес им сокрушительное поражение. Именно Гарибальди командовал обороной Рима во время его осады французами. Не имея никаких шансов на победу, он вывел несколько тысяч войск повстанцев из города, провел их через всю центральную Италию, пока они не достигли нейтральной республики Сан-Марино. Но там армию Гарибальди окружили австрийцы, поэтому он решил расформировать её.

За время осады Рима Гарибальди стал "героем двух миров". Несмотря на то, что многие критиковали его за развязывание гражданской войны, абсолютно все, и друзья, и враги, признавали его уникальные военные способности и призвание быть истинным лидером.

В 1855 году Гарибальди приобрел остров Капрера, который стал его домом. В 1858 году премьер Пьемонта предложил Гарибальди участвовать в очередной освободительной войне королевства против австрийцев. Задачей Джузеппе был набор солдат из разных провинций Италии в добровольческую армию. Гарибальди был даже дарован чин генерал-майора армии Пьемонта. В апреле 1859 года война началась, и Гарибальди сумел прорваться до границ Тироля. Эта кампания завершилась переходом Ломбардии к Пьемонту.

В мае 1960 года Гарибальди преступил к своему самому масштабному плану - захвату Сицилии и Неаполя. У него не было никакой поддержки со стороны правительства. Они были готовы поддержать патриота, но только в случае его очевидной победы. 6 мая 1860 года около тысячи солдат армии Гарибальди вышли из порта Генуи и уже 11 мая они были на Сицилии. Тогда же Гарибальди от имени короля Пьемонта объявил себя диктатором острова. Население Сицилии дружественно встретило Гарибальди, а некоторые даже были уверены, что он - посланник Бога, который освободит их. Уже в конце мая он был в Палермо. Эта победа была веским аргументом для премьера Пьемонта. Он согласился выделить войска для поддержки Гарибальди. 7 сентября 1860 года он захватил Неаполь и объявил себя диктатором двух Сицилий. Через некоторое время состоялась битва на реке Волтурно - самая грандиозная битва в истории походов Гарибальди. После победы в этом сражении Гарибальди провел плебисцит на захваченных территориях, по результатам которого передал управление Южной Италией королю Пьемонта Виктору Иммануилу II. 7 ноября 1860 года король триумфально въехал в Неаполь, и Гарибальди первым приветствовал его как короля объединенной Италии.

В 1862 году началась последняя военная кампания полководца Гарибальди. В битве при Аспромонте Гарибальди был тяжело ранен и захвачен в плен. Его отпустили на свободу, но из-за ранения он остался хромым.

Связь короля Италии с Гарибальди скрывать уже было бессмысленно, поэтому во время войны с Австрией в 1866 году он открыто выступал на стороне Виктора Иммануила. Гарибальди абсолютно самостоятельно командовал войсками в Тироле и, в конце концов, захватил Венецию.

Джузеппе Гарибальди продолжал воевать практически всю свою жизнь. Но в последнее десятилетие ему пришлось отойти от дел, так как он страдал ревматизмом. Под конец жизни он объявил себя пацифистом и социалистом, хотя и не признавал Маркса и Бакунина. 2 июня 1882 года Джузеппе Гарибальди умер в своем доме на острове Капрера.


12. Гражданская война в США. Укажите периодизацию конфликта, даты переломных сражений и главных событий войны, имена крупнейших полководцев, последствия войны.


Гражданская война в США 1861–1865.

1-й этап войны 1861–1862. Север потерпел ряд тяжёлых поражений. Боевые действия главных сил в 1-й период развернулись на направлении Вашингтон — Ричмонд.

1861, июль — В сражении при Манассасе (или Бул-Ран) плохо вооружённые и обученные войска северян во главе с генералом И. Мак-Доуэллом были разбиты армией южан под командованием генерала Ли и в беспорядке отошли к Вашингтону. Однако южане не использовали свой успех.

1862, апрель — 100-тыс. армия северян под командованием бездарного генерала Дж. Мак-Клеллана вновь предприняла попытку овладеть Ричмондом, нанося удар от Форт-Монро, но на подступах к столице Южных штатов встретила хорошо подготовленную систему инженерных укреплений.

1862, сентябрь — генерал Ли предпринял попытку овладеть Вашингтоном, но после первоначального успеха (т. н. 2-е сражение при Манассасе или Бул-Ран 30 августа) не смог добиться победы при Антьетаме (16—17 сентября) и был вынужден отойти за р. Потомак. Попытка северян перейти в новое наступление на Ричмонд также была неудачна.

На З. и Ю. в долине Миссисипи военные действия носили частный характер. Войска северян под командованием генерала У. Гранта н Б. Батлера при поддержке эскадры адмирала Д. Фаррагута заняли Мемфис, Коринф и Новый Орлеан. Важное значение имела успешная блокада южных портов флотом северян, благодаря чему Конфедерация была лишена связи с Великобританией и Францией. Действия крейсеров южан ("Алабама" и др.) нанесли существенный ущерб торговому флоту северян, но серьёзного влияния на ход войны не оказали.

Успехи мятежников отчасти объяснялись тем, что они были лучше подготовлены к войне. Но главная причина военных поражений северян заключалась в том, что буржуазия Севера боялась опереться на широкие народные массы в борьбе с рабовладельцами. Влиятельные буржуазные круги Севера продолжали поиски путей компромиссного решения конфликта.

Под давлением народных масс и военных неудач конгресс в 1862 осуществил ряд мер с целью перехода к революционным методам ведения войны. Был издан закон о конфискации имущества мятежников, введена смертная казнь за измену США. Особо важное значение имел закон о гомстедах (см. Гомстед-акт), принятый 20 мая 1862, и вступившая в действие 1 января 1863 прокламация Линкольна об освобождении негров-рабов в мятежных штатах. Рабы освобождались без выкупа, но и без земли.

2-й этап 1863–1865 который характеризовался важными изменениями во всём ходе политической жизни страны, в стратегии и тактике федеральной армии. В Северных штатах возросла политическая активность народных масс, был нанесён ряд серьёзных ударов по контрреволюционным силам. Федеральная армия пополнилась новыми рабочими полками. В армию Севера вступило около 190 тыс. негров, из которых 72% прибыли из Южных штатов. 250 тыс. негров служили в тыловых частях.

1863, июнь — армия генерала Ли начала наступление в Виргинию, конница Стюарта была направлена в глубокий рейд. Навстречу южанам выступила 85-тыс. армия генерала Дж. Мида. 1—3 июля во встречном сражении при Геттисберге южане, лишённые поддержки конницы, потерпели тяжёлое поражение. Серьёзный успех был достигнут в бассейне р. Миссисипи, где армия Гранта овладела её верхнем течением, осадила и вынудила капитулировать крепость Виксберг (4 июля 1863). Вся линия Миссисипи оказалась в руках северян и территория Конфедерации была разрезана на 2 части. В достижении успехов решающую роль сыграли влившиеся в армию фермеры, рабочие и ремесленники, самоотверженно сражавшиеся и придававшие боевым действиям активный характер. Большую роль в борьбе с армией южан играли негры; они вели разведку, производили нападения на войска южан с тыла, служили проводниками. Правительство Конфедерации было вынуждено выделить 100 тыс. солдат для борьбы с восставшими рабами.

Боевые действия северян в 1864—65 носили решительный и манёвренный характер. Назначенный в марте 1864 главнокомандующий генерал Грант разработал новый стратегический план: 122-тыс. Потомакская армия генерала Мида должна была наступать с С. на Ю., разгромить главные силы армии генерала Ли и овладеть Ричмондом; 100-тыс. армия генерала У. Шермана имела задачу наступать с З. на В. против армии генерала Дж. Джонстона, прикрывавшей центральный район Конфедерации, и нанести удар по важнейшим экономическим центрам Юга; одновременно на Ричмонд должна была наступать с В. 36-тыс. армия генерала Батлера. Наступление началось в первых числах мая 1864. Армия Мида подошла к Ричмонду, но овладеть им не смогла. Опираясь на укрепленные позиции, противник оказывал ожесточённое сопротивление и одновременно пытался нанести удар на Вашингтон, но 19 сентября 1864 потерпел поражение при Уинчестере.

1864 — преследуя отступавшего противника, армия Шермана 2 сентября заняла Атланту, а 21 декабря — Саванну, выйдя на побережье Атлантического океана.

1865 — Шерман повернул на Север и 18 февраля занял Колумбию, выйдя на тылы армии Ли, положение которой стало безнадёжным. 3 апреля войска Гранта заняли Ричмонд. Армия Ли начала отход на Ю.-В., но была настигнута Грантом у Аппоматтокса и окружена.

1865, апрель — генерал Ли капитулировал. 26 апреля капитулировали войска генерала Джонстона. Остальные войска южан прекратили сопротивление к 2 июня. Война закончилась полным поражением рабовладельцев.

Гражданская война была кровопролитной и дорогостоящей. Север потерял убитыми и погибшими от ран и болезней 360 тыс. чел., Юг — не менее 250 тыс. чел.; около 1 млн. солдат и офицеров Севера и Юга были ранены. Военные расходы и разрушения оценивались во много млрд. долларов.


Раздел 5. Мир в новейшее время.
ВОПРОСЫ
1. Укажите главные причины и повод к Первой мировой войне.
На рубеже XIX–XX вв. мир оказался почти полностью поделенным между крупнейшими державами. Усилилась неравномерность экономического и политического развития стран. Государства, позже других вступившие на путь капиталистического развития (США, Германия, Япония), быстро выдвигались вперёд и теснили с мировых рынков старые капиталистические страны — Великобританию и Францию, настойчиво добиваясь передела колоний. Наиболее острые противоречия возникли между Германией и Великобританией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара, но особенно в Африке, Восточной Азии и на Ближнем Востоке, куда главным образом направлял свою торговую и колониальную экспансию германский империализм. Серьёзную тревогу в английских правящих кругах вызвало строительство Багдадской железной дороги, которая открывала Германии прямой путь через Балканский полуостров и Малую Азию к Персидскому заливу и обеспечивала ей важные позиции на Ближнем Востоке, что ставило под угрозу морские и сухопутные коммуникации Великобритании с Индией. Глубокими были противоречия между Германией и Францией. Их источниками являлись стремление германских капиталистов навечно закрепить за собой Эльзас и Лотарингию, отнятые у Франции в результате франко-прусской войны 1870–1871, и решимость французов вернуть эти области. Интересы Франции и Германии сталкивались и в колониальном вопросе. Попытки Франции захватить Марокко встречали решительное противодействие со стороны Германии, также претендовавшей на эту территорию. С конца XIX в. нарастали русско-германские противоречия. Экспансия германского империализма на Ближнем Востоке, его попытки установить контроль над Турцией затрагивали экономическое, политическое и военно-стратегические интересы России. В своей таможенной политике Германия стремилась ограничить путём высоких пошлин ввоз зерна из России и одновременно обеспечить свободное проникновение на русский рынок германских промышленных товаров.

Глубокие противоречия существовали между Россией и Австро-Венгрией на Балканах. Основной причиной их являлась экспансия Габсбургской монархии, поддерживаемой Германией, на соседние южнославянской земли — Боснию, Герцеговину и Сербию с целью утвердить господство на Балканах. Россия, поддерживая борьбу народов балканских стран за свободу и национальную независимость, рассматривала Балканы как свою сферу влияния. Царизм и русская империалистическая буржуазия стремились к захвату Босфора и Дарданелл с целью закрепления позиций на Балканах. Много спорных проблем существовало между Великобританией и Францией, Великобританией и Россией, Австро-Венгрией и Италией, Турцией и Италией, но все они отступали на второй план перед главными противоречиями: между Германией и её соперниками — Великобританией, Францией, Россией.

Подготовку мировой войны как средства разрешения внешних и внутренних противоречий мировые державы вели на протяжении многих лет. Исходной ступенью было создание системы военно-политических блоков. Начало этому положил австро-германский договор 1879, участники которого обязались оказывать помощь друг другу в случае войны с Россией. В 1882 к ним присоединилась Италия, искавшая поддержки в борьбе с Францией за обладание Тунисом. Так в центре Европы возник Тройственный союз 1882, или союз Центральных держав, направленный против России и Франции, а позднее и против Великобритании. В противовес ему стала складываться другая коалиция европейских держав. Образовался русско-французский союз 1891—93, который предусматривал совместные действия этих стран в случае агрессии со стороны Германии или агрессии Италии и Австро-Венгрии, поддержанных Германией. Рост экономической мощи Германии в начале 20 в. заставил Великобританию постепенно отказаться от традиционной политики "блестящей изоляции" и искать сближения с Францией и Россией. Англо-французским соглашением 1904 были урегулированы споры между Великобританией и Францией по колониальным вопросам, а англо-русское соглашение 1907 закрепило договорённость России и Великобритании относительно их политики в Тибете, Афганистане, Иране. Этими документами было оформлено создание Тройственного согласия, или Антанты,— блока Великобритании, Франции и России, противостоявшего Тройственному союзу. В 1912 были подписаны англо-французская и франко-русская морские конвенции, в 1913 начались переговоры о заключении англо-русской морской конвенции.
2. Парижская мирная конференция: период работы, краткая характеристика итогов конференции.
Парижская мирная конференция открылась в Париже 18 января 1919г. В феврале был готов устав Лиги Наций. В июне был подписан окончательный текст мирного договора с Германией. Условия мира:

Германия потеряла 1\8 часть своей территории, лишилась всех колоний. Было принято решение о разоружении Германии. Распускался Генеральный штаб и уничтожались все укрепления на западной границе. Германии предстояло выплатить репарации победителям.

Позднее на сходной основе были подписаны мирные договоры с союзниками Германии: Австрией (сентябрь 1919г), Болгарией (ноябрь 1919г) и Венгрией (июнь 1920г).

Итоги Парижской конференции свидетельствовали, что в мировой политике доминирующие позиции по-прежнему занимают европейские державы. Однако такое положение вступало в жесткий конфликт с США и Японией. Завершение мирной конференции не принесло долгожданной стабильности.
3. Назовите несколько фактов, характеризующих Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Что такое “Новый курс” Ф.Рузвельта?
В октябре 1929г на нью-йоркской бирже произошел грандиозный обвал стоимости ценный бумаг, что дало исходный импульс крупнейшему во всей истории буржуазного общества экономическому кризису.

Стоимость ценных бумаг упала на 60-70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей — потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис символизировал полное банкротство политического курса Америки.

В 1932г кандидат от демократов Ф. Д. Рузвельт со своей командой предложил стране «новый курс». Уже в первые 100 дней после прихода к власти был комплекс важных мероприятий:

- принятие законодательства о регулировании и укреплении валютно-финансового механизма США: отмена золотого стандарта; меры по оздоровлению банковской системы; рефинансирование задолженности и т.д.;

- регулирование сельского хозяйства: повышение доходов фермеров за счет увеличение цен на производимые ими продукты;

- регулирование индустриальных отношений: гос. регулирование промышленного производства; регулирование трудовых отношений; помощь безработным.
4*. Что общего между двумя режимами и идеологиями: итальянским фашизмом и германским нацизмом?
Обе идеологии возникли в период кризиса послевоенных лет. Оба режима являются тоталитарными. Все партии, кроме правящей, были распущены. Партии опирались на вооруженные силы. В экономике лидировала тяжелая индустрия и военная промышленность. Оба режима вели агрессивную политику. Третий рейх Гитлера и Италия Муссолини совместно развязали Вторую мировую войну, совершив страшные злодеяния против мира и человечности.

В фашизме и нацизме господствовала правая идеология. Им были свойственны: традиционализм, радикальный национализм, антикоммунизм, корпоративизм, элементы популизма, милитаризм, часто вождизм, декларирование опоры на широкие слои населения, не относящиеся к правящим классам.

Для государств характерно усиление регулирующей роли государства как в экономике, так и в идеологии: корпоратизация государства посредством создания системы массовых организаций и социальных объединений, насильственные методы подавления инакомыслия, неприятие принципов экономического и политического либерализма,
5. Когда и с каких событий началась Вторая мировая война, чем и когда закончилась?
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939г, когда немецкая армия напала на Польшу. К концу сентрябя территория Польши была оккупирована немцами. А на территории Западной Белоруссии и Западной Ураины, которые тогда входили в состав Польши, после бегства польского правительства вступили войска советской армии. В ноябре советские войка начали боевые действия против Финляндии, после чего СССР был исключен из Лиги Наций, а финская граница была отодвинута от Ленинграда, Мурманска и Мурманской ЖД. В апреле «странная война» закончилась оккупацией Дании.

8 мая 1945г немцы были вынуждены подписать акт о полной и безоговорочной капитуляции Германии. Война в Европе закончилась.

2 сентября 1945г капитулировала Япония. Так закончилась Вторая мировая война.
6. Назовите основные международные блоки, которые были созданы в 1949- сер. 50-х гг. Какие страны в них вошли?
1949г. — договор о создании НАТО. Первоначально туда вошло 12 государств: США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

1949г — создание СЭВ, в который первоначально, помимо СССР, вступило 5 стран: Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия.

1954г. — создание блока СЕАТО, в который вошли 8 стран: США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Тайланд, Филиппины.

1955г — создание ОВД. Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией.
7. Составьте краткий комментарий к основным событиям Карибского кризиса.
Карибский кризис — чрезвычайно напряжённое противостояние между Советским Союзом и Соединёнными Штатами относительно размещения Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в октябре 1962.

Кризису предшествовало размещение в 1961 году Соединёнными Штатами в Турции ракет средней дальности «Юпитер», напрямую угрожавших городам в западной части Советского Союза, доставая до Москвы и основных промышленных центров.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем — уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Н. Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

8*. Что означали в 1950-1960-е годы слова "европейская интеграция". Как развивался процесс экономического сближения государств Западной Европы в этот период? Как развивался процесс экономической интеграции в 1970-2000-е годы?
Под политической интеграцией понимают процесс, посредством которого две или более страны усиливают контакты по взаимному сотрудничеству . В качестве желательного или логического конечного результата интеграции часто рассматривается политическое объединение. Политическая интеграция требует формальных или неформальных институтов для принятия совместных решений. Кроме того, интеграция предполагает высокий или повышающийся уровень ведения дел между странами, а также возрастающее сознание общности интересов и ценностей. Интеграцию иногда рассматривают и как состояние, и как процесс.

В условиях холодной войны и биполярности Европа не хотела быть местом, где две сверхдержавы выясняли отношения между собой. Европейская интеграция началась как процесс экономического взаимопроникновения потенциалов Франции и Германии в областях, по сути, стратегической для военного сектора промышленности — угля и стали. К Германии и Франции в интеграции этих секторов присоединились еще 4 страны, и таким образом было положено начало длительного процесса экономико-политической интеграции. Чисто политические институты и формы интеграции на этом периоде не получили своего развития — разрешить в одночасье колоссальное число противоречий в политике ведущих европейских держав оказалось невозможно. Поэтому на протяжении 50-х гг. развивается идея постепенной экономической интеграции. Своей высшей точки она достигла в 1957 году, когда было создано Европейское Экономическое Сообщество, объединившее в единое целое промышленные и сельскохозяйственные рынки стран «шестерки». В договоре об учреждении ЕЭС главный упор делается на создание свободного бестаможенного рынка промышленной и сельскохозяйственной продукции при общем планировании распределения ресурсов и итоговой продукции, целенаправленном внедрении в сельскохозяйственный сектор современных технологий и пр.; свободное перемещение людей, услуг и капиталов, что реализовывало постепенный процесс ментальной интеграции, поскольку именно личное восприятие европейцами себя как разных народов во многом являлось главным тормозом процессов политической интеграции.

Множество веков фрагментарной Европы не могли закончиться в одночасье. С 60-х годов ЕЭС шло, казалось бы, по экстенсивному пути развития (прием новых членов), а завершился этот этап резким углублением процессов интеграции, их выходом на качественно новый политический уровень — подписанием Маастрихтских соглашений и созданием Евросоюза. Первое расширение ЕЭС — принятие Дании, Ирландии и, как ни странно в тех обстоятельствах, Великобритании принесло ЕЭС значительный прирост финансовых, промышленных, сельскохозяйственных и людских ресурсов (в первую очередь за счет Великобритании). Второе расширение 80-х годов принесло целый ряд проблем, поскольку в ЕЭС вступали страны по преимуществу с аграрной экономикой: Испания, Португалия, в меньшей степени — Греция.

В 90-е годы было принято говорить о дезинтеграции стран социалистического блока — распад Варшавского блока, а затем распад СССР.

9*. Как вам кажется, почему многие мыслители XX века писали о «кризисе европейской (мировой) цивилизации»? Согласны ли вы с ними? Если да, в чём видите проявления этого кризиса в XX-XXI вв.?
Сегодня, говоря об облике современного мира невозможно не отметить несколько процессов, которые одновременно противоположны по своей направленности: это одновременные процессы интеграции — экономической и политической, и дезинтеграции.

Дезинтегративные тенденции проявляются в косвенных формах и в эшелоне развитых стран.

Многие ставят в пример Евросоюз как образец демократичной, динамично развивающейся и исключительно благополучной организации. Однако, Греция – страна всего с двенадцатимиллионным населением, претендующая на звание колыбели европейской цивилизации, стала слабым звеном. Ситуация настолько серьезна, что колыбель может довольно быстро превратиться в могилу единой Европы.

Согласно официальной статистике внешний долг современной Греции достигает 300 млрд. евро , более 100% ВВП или чуть менее 30000 евро на душу населения, включая пенсионеров и младенцев. Дефицит бюджета составляет 12.7%, что также, как и предыдущий показатель является своеобразным рекордом для стран ЕС. Также в Греции достаточно высокий уровень безработицы – 7.7%, а дефицит торгового баланса составляет более 300% или 64 млрд евро. Причем, все эти показатели Греция набрала сравнительно недавно, за последние несколько лет.

Крупными кредитами сейчас никого уже не удивишь. В долг живет большинство самых развитых стран мира – США, Япония, Южная Корея. Однако, нигде государственный долг не рос столь быстрыми темпами, как в Греции. В 2001 г. страна отказывается от своей национальной валюты – драхмы и переходит на единую европейскую – евро. Сразу перед Афинами открываются беспрецедентные возможности получения дешевых кредитов в единой европейской валюте, чем и воспользовалось правительство Караманлиса. В Греции вырос уровень жизни, в страну стали поступать дешевые иностранные товары, окончательно уничтожившие местное производство. Крупные правительственные чиновники и близкие к ним банкиры обогатились, а с ростом угрозы дефолта руководство страны объявило о необходимости новых выборов, которые успешно проиграло, переложив, таким образом, ответственность за выход из кризиса на плечи социалистов.

Что же остается делать нынешнему правительству Греции, получившему в наследство смертельно больную экономику страны? Можно было бы сделать, как в России: объявление дефолта, реструктуризация долгов, резкая девальвация. Однако, проблема заключается в том, что национальной валюты в Греции нет, и крах греческой экономики одновременно станет крахом евро и всей концепции Евросоюза.

Проще всего было бы бросить Грецию на произвол судьбы, заставить ее выйти из Еврозоны и ввести национальную валюту. Однако, этот шаг сразу же нанесет болезненный удар по самой идее евроинтеграции, которая заканчивается там, где начинаются проблемы у стран-членов. Фактически, остается один легальный шаг – кредитовать греческую экономику в ущерб экономическому развитию ЕС. Причем, кредитовать должна Германия как самое богатое государство еврозоны. Фактически, Европа уже пошла на этот беспрецедентный шаг: во время внеочередной встречи в Брюсселе подписан пакет финансовой помощи Греции со стороны Евросоюза и Международного валютного фонда (МВФ).

Греция отнюдь не одинока в своей преддефолтной агонии. На пятки ей наступают Испания, Португалия, Ирландия и Италия со схожими негативными экономическими показателями. Но на следующих просителей у Германии средств может и не хватить, и следующим шагом может стать ультиматум: или в срочном порядке разрабатывается механизм выхода из ЕС и должники объявляют дефолт уже за пределами Еврозоны, или из ЕС выходит сама Германия, вводит немецкую марку и снимает с себя ответственность на ошибочные (или преступные) действия правительств стран-должников.

Раздел 3. От средневековья к новому времени. Европа в конце XV – начале XVII вв
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации