Дипломная работа - Проблемы информационного обеспечения финансового анализа и бизнес-планирования - файл n1.doc

Дипломная работа - Проблемы информационного обеспечения финансового анализа и бизнес-планирования
скачать (93.3 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc700kb.23.08.2009 18:09скачать

n1.doc

  1   2   3   4

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

АЛТАЙСКИЙ ФИЛИАЛ



КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА





Проблемы информационного обеспечения финансового анализа

и бизнес-планирования


ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой: д.э.н., профессор

уч. степень, уч. звание

Сычева Ирина Николаевна

Ф.И.О.

__________________________

подпись
«____»______________200___г



Работу выполнил

студент _225_ группы

______________________________

Ф.И.О.

______________________________

подпись

Научный руководитель

______________________________

ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.

_______________________________

подпись
Дипломная работа защищена

«___»__________200_г.

Оценка_________________________

Председатель ГАК

______________________________________________________________

подпись






БАРНАУЛ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………

3 – 4


Глава 1. Теоретические основы информационного обеспечения финансового анализа ………………………………………………………….......................................

5 – 25

1. Цели и задачи финансового анализа экономических субъектов……………….

5 – 9

2. Информационное обеспечение финансового анализа и планирования ……….

9 – 21

3. Задачи использования информационных технологий в аналитической деятельности …………………………………………………………………………….

21 – 25


Глава 2. Проблемы применения информационных технологий в финансовом анализе и бизнес-планировании и пути их решения………………………………….

26 – 39

1. Применение корпоративных информационных систем и проблемы их использования……………………………………………………………………………

26 – 30

2. Другие типы информационных систем и проблемы их использования…………………………………………………………………………....

30 – 31

3. Основные альтернативы решения проблем использования информационных систем……………………………………………………………………………………..

31 – 34

4. Обзор программных продуктов, используемых для финансового анализа и бизнес-планирования……………………………………………………........................

34 – 40


Глава 3. Практическое применение информационных технологий в финансовом анализе на примере малого предприятия ООО «ВИТМАКС»…….............................

41 – 64

Раздел 1. Характеристика объекта исследования…………………………………..

41 – 44

1.1. Экономико-организационная характеристика ООО «ВИТМАКС»…………………………………………………………………………….

40 – 42

1.2. Основные результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС» за период 2003 – 2004 гг. и 1 квартал 2005 г. ………………………....

42 – 44

Раздел 2. Внедрение компьютерной программы для выполнения анализа и оценки финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС» за период 2003-2004 гг. и 1 квартал 2005г…………………………………………………….......

45 – 59

2.1. Анализ финансовой устойчивости организации по относительным финансовым показателям ………………………………………………………………

45 – 48

2.2. Анализ финансовой устойчивости по абсолютным показателям………...

48 – 49

2.3. Экспресс-оценка финансового состояния организации ………………….

49 – 51

2.4. Расчет точки безубыточности и запаса финансовой прочности организации………………………………………………………………………………

51 – 52

2.5. Анализ финансового состояния предприятия по методике ФСФО………

52 – 59

Раздел 3. Анализ результатов внедрения программы «Финансовый анализ 3.1.» на предприятии ООО «ВИТМАКС»……………………………………………............

59 – 63

3.1. Выводы по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС»……………………………………………………...

59 – 60

3.2. Разработка положений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС»……………………………………..

60 – 61

3.3. Рекомендации по внедрению информационной системы для финансового анализа и бизнес-планирования…………………………………………

61 – 64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..

65 – 66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.......................................……………………………………..

67 – 68

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….

69 - 84



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время роль финансового директора в деятельности предприятия трудно переоценить. Финансы являются «кровью» предприятия. Именно в деньгах оцениваются проданные товары и оказанные клиентам услуги. Именно деньги являются универсальным измерителем необходимых предприятию ресурсов  сырья и материалов, станков, человеческих ресурсов, информации и т.д. Поэтому анализ, планирование и прогнозирование финансовых потоков являются жизненно важными задачами финансовой службы.

Финансовый анализ и планирование сопровождаются выполнением боль­шого объема разнообразных вычислений: абсолютных и от­носительных отклонений, средних величин, дисперсий, про­центных величин и др. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сор­тировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют удобного представления и визуализации. Все это многообразие видов аналитической обработки эконо­мической информации невозможно представить себе без применения современных информационных технологий.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитичес­кой работы. Это достигается за счет сокращения сроков про­ведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; замены приближен­ных или упрощенных расчетов точными вычислениями; поста­новки и решения новых многомерных задач анализа, прак­тически не выполнимых вручную и традиционными методами.

Цель дипломной работы – исследовать вопросы информационного обеспечения в процессе финансового анализа и бизнес-планирования, проблемы внедрения информационных технологий на предприятиях, на примере малого предприятия выяснить, насколько необходимым и эффективным окажется применение программного обеспечения в финансовом анализе.

В практической части дипломной работы проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с применением специальной компьютерной программы. На основе данных финансового анализа делается вывод о финансовом состоянии организации, предлагаются рекомендации по основным направлениям дальнейшего ведения хозяйственной деятельности и внедрению информационной системы для проведения работ по анализу и бизнес-планированию.

Объектом исследования в дипломной работе является торговое предприятие ООО «ВИТМАКС» г. Барнаула

Основные задачи дипломной работы:

  1. Изучение таких теоретических вопросов как сущность, цели и задачи финансового анализа;

  2. Исследование проблем информационного обеспечения финансового анализа;

  3. Выявление проблем применения информационных технологий в финансовом анализе и бизнес-планировании;

  4. Выработка практических рекомендаций по их применению;

  5. Обзор компьютерных программ для применения в финансовом анализе и планировании;

  6. Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС» на основе применения информационных технологий;

  7. Разработка положений по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ООО «ВИТМАКС».

  8. Предложения по внедрению информационной системы на предприятии.

В рамках выбранной темы были проведены системные исследования, экономико-математический анализ с использованием статистических, экспертных методов и компьютерной техники.

ГЛАВА 1. Теоретические основы информационного обеспечения финансового анализа

1. Цели и задачи финансового анализа экономических субъектов

Финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности на­правлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, вы­полнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заем­ного капитала и наиболее эффективного его использования. Главной целью финансовой дея­тельности является решение, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффектив­ного развития производства и получения максимальной прибыли. Одним из факторов достижения этой цели является планирование. В финансовом плане рассматриваются вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе анализа текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации продукции на рынках в последующие периоды. Таким образом, успешно проведенный финансовый анализ в конечном итоге предполагает успешное финансовое планирование, поэтому в данной дипломной работе основной упор сделан на рассмотрение целей и задач финансового анализа.

Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Результаты анализа финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних по отношению к предприятию.

Для внутренних пользователей (Рис. 1 Приложение 1), к которым в первую очередь относятся учредители (собственники), руководители предприятия, персонал, связывающий личное благополучие с состоянием дел на фирме, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке его финансовой политики.

Круг внешних пользователей результатами финансового анализа весьма обширен:

Для внешних пользователей информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов.

Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей.

При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета.

В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных подразделений и направлений деятельности предприятия, а также видов продукции. В таблице 1 Приложения 1 представлено сравнение внешнего и внутреннего финансового анализа.

Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьезных и актуальных публикаций, посвященных финансовому анализу.1 Активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управления предприятиями, банками и страховыми организациями. Вместе с тем следует отметить, что наличие большого числа интересных и оригинальных изданий по различным аспектам финансового анализа не снижает потребности и спроса на специальную методическую литературу, в которой последовательно, шаг за шагом воспроизводилась бы комплексная логически целостная процедура финансового анализа.

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные ас­пекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают от­вет на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятель­ности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финан­совой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется целая система показа­телей, характеризующих измене­ния:

Показатели должны быть такими, чтобы все те, кто связан с предприятием эконо­мичес­кими отношениями, могли ответить на вопрос, насколько надежно предприятие как парт­нер и, следовательно, принять решение об экономической выгодности продолжения отноше­ний с ним.

Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсо­лютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в со­поста­вимый вид. Относительные показатели можно сравнивать с:

С помощью финансового анализа последовательно решаются следующие задачи:

1. Определение финансового состояния предприятия на текущий момент.

2. Выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период.

3. Определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия.

4. Выявление резервов, которые предприятие может использовать для улучшения своего финансового состояния.

5. Выработка рекомендаций, направленных на улучшение финансового состояния предприятия.

Цели анализа достигаются в результате решения определенного взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором, в конечном счете, является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия - это лишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятии учетных процедур.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации, необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

При этом аналитика и управляющего может интересовать как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, то есть ожидаемые параметры финансового состояния. В последнем случае речь идет о перспективном финансовом анализе хозяйственной деятельности предприятия.
2. Информационное обеспечение перспективного финансового анализа и планирования

Эффективность анализа и планирования финансовой деятельности предприятия напрямую зависит от полноты и качества используемой информации. В настоящее время в отечественной литературе сложился упрощенный подход к реализации финансового анализа, ориентирующий его на использование исключительно бухгалтерской (финансовой) отчетности или в несколько более широком плане – на данные бухгалтерского учета. Такое ограничение информационной базы сужает возможности финансового анализа и планирования, его результативность, поскольку оставляет вне рассмотрения принципиально важные для объективной оценки финансового состояния факторы, связанные с отраслевой принадлежностью хозяйствующего субъекта, состоянием внешней среды, включая рынок материальных и финансовых ресурсов, тенденции фондового рынка, а также ряд других существенных факторов, например, финансовую стратегию собственников и руководящего персонала. Игнорирование этих факторов приводит к ошибочной оценке финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

С кибернетических позиций информация – соотношение между данными и их получателем.2 Для информации, используемой для осуществления перспективного финансового анализа, важнейшим является параметр релевантности, то есть ее соответствие требованиям решения поставленной задачи. При этом только полезные данные, при прочих равных условиях, являются информацией. Ценность финансово – экономической информации можно определить по двум основным направлениям:

1) семантическому – качественная оценка степени достоверности информации, ее смысловая оценка;

2) прагматическому – своевременность, полнота, частота использования информации, величина затрат на информационное обеспечение хозяйственной деятельности.

Финансовый анализ осуществляется на прочном фундаменте информационного обеспечения, центральным звеном которого выступает система учетно-аналитического обеспечения. Информационное обеспечение финансового анализа включает данные бухгалтерского учета, статистического учета, разнообразную маркетинговую информацию. На уровне организации одной из составляющих информационного обеспечения финансового анализа на перспективу являются бухгалтерские данные. В этом проявляется неразрывная связь бухгалтерского учета с управлением, ибо, чтобы управлять надо, при прочих равных условиях, владеть необходимой информацией.

Исследование проблемы информационного обеспечения перспективного финансового анализа показало, что имеются два принципиально различающихся подхода к данному вопросу.3 Один подход, сторонниками которого являются Г.В. Савицкая, М.С. Абрютина, Н.П. Любушин, является достаточно распространенным в отечественной литературе, он ограничивает финансовую базу информационного обеспечения исключительно бухгалтерской отчетностью, второй подход, сторонниками которого выступают О.В. Ефимова, Т.Б. Бердникова, предполагает использование значительно более широкого круга информации.

Первый подход к определению информационной базы, по нашему мнению, сужает возможности перспективного финансового анализа и его результативность. Выделяя в финансовом анализе в качестве его составляющей оценку финансового состояния, можно утверждать, что информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности, достаточна только для ретроспективного анализа финансового состояния, тогда как перспективный анализ финансового состояния требует дополнительной информации о тенденциях развития внешней и внутренней среды. Еще более широкий круг информации необходим для обоснования инвестиционных решений, рассмотрения финансовых альтернатив и других вопросов перспективного финансового анализа.

При формировании информационного обеспечения перспективного финансового анализа необходимо выявить наиболее ценную информацию, позволяющую производить анализ исходя из интересов его отдельных субъектов. Следовательно, на объем и состав собираемой информации существенное влияние оказывают конкретные цели проведения финансового анализа с учетом значимости анализируемой проблемы для пользователей, надежность имеющихся данных и уровень остающейся в них неопределенности, соотношение затрат и выгод от проведения аналитических работ.

Принципиальное значение для перспективного финансового анализа имеет информация, характеризующая собственников предприятия, с помощью которой при проведении внешнего финансового анализа хозяйствующего субъекта можно составить более или менее точное представление о целях его деятельности. Значимость подобной информации связана с тем, что она позволяет идентифицировать предприятия, ориентированные на устойчивое долгосрочное функционирование, и предприятия, которые преследуют краткосрочные цели извлечения прибыли.

Информация, содержащаяся в учредительных документах, является ключевой в оценке прав отдельных групп собственников предприятия на доходы и активы. Важнейшие финансовые решения, касающиеся увеличения или уменьшения уставного капитала, распределения прибыли и формирования фондов и резервов, определяются учредительными документами предприятия. Принципиальное значение для классификации видов доходов и расходов предприятия, а, следовательно, для анализа финансовых результатов и доходности деятельности имеет информация зарегистрированных в учредительных документах и в уставе видах деятельности. Данная информация является необходимой при формировании налоговой политики предприятия.

Данные финансового учета составляют основу информационного обеспечения системы финансового анализа. На базе этой информации проводится обобщенный анализ финансового состояния, и разрабатываются прогнозные оценки значений основных финансовых показателей.

Преимуществом информации финансового учета и отчетности является ее сравнительная достоверность, поскольку она отражает события, уже имевшие место, при этом, показатели одной группы измерены количественно. Тот факт, что формирование показателей финансового учета и отчетности базируется на общих методологических принципах ведения бухгалтерского учета с определенными допущениями, позволяет говорить о достаточно высокой степени надежности такой информации (разумеется, если есть уверенность в соблюдении составителями бухгалтерской отчетности этих принципов). Вместе с тем ключевая для финансового анализа информация финансового учета и отчетности может быть использована только при условии полного понимания тех принципов и правил, на основе которых она была сформирована, а также условностей и допущений, которыми сопровождается измерение ресурсов, источников их образования, доходов и расходов предприятия.

Чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа, то есть «витриной» организации.

В составе годового бухгалтерского отчета предприятия представляют следующие формы, являющиеся информационной базой финансового анализа:

1) форма №1 «Баланс предприятия»

В нем фиксируются стоимость (денежное выражение) остатков имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. В балансе содержится информация о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется "На начало года" и "На конец года", что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Итак, баланс используется для оценки финансового состояния предприятия, анализа состава и структуры имущества и источников его формирования, состояния ликвидности баланса, степени финансовой независимости. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможности ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных пользователей

Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности:

2) форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»

На его основании проводится анализ динамики и структуры финансовых результатов, оценивается "качество" прибыли;

3) форма №3 «Отчет о движении капитала»

Позволяет оценить динамику и структуру собственного капитала и резервов;
4) форма №4 «Отчет о движении денежных средств»

Этот отчет составляется по кассовому методу и используется для характеристики денежных потоков предприятия в текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия, позволяет оценить степень перелива капитала из одной сферы деятельности в другую;

5) форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Позволяет расшифровать показатели состава и движения имущества, обязательств, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений;
6) «Пояснительная записка» с изложением основных факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты деятельности предприятия, с оценкой его финансового состояния.

Чтение финансовой отчетности как один из методов финансового анализа используется для наглядной и простой оценки динамики развития любой организации не зависимо от ее организационно-правовой формы и коммерческой деятельности или статуса некоммерческой организации.

Наиболее информативной формой для анализа и оценки является бухгалтерский баланс (Таблица 1 Приложение 4). Актив баланса характеризует имущественную массу предприятия, т.е. состав и состояние материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческой деятельности (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.).

Баланс отражает состояние предприятия в денежной оценке.
В актив баланса включаются статьи, в которых объединены определенные элементы хозяйственного оборота предприятия по функциональному признаку. Актив баланса состоит из трех разделов. В I разделе «Внеоборотные активы» отражаются здания, сооружения, машины, оборудование, т.е. основные средства (ст. 120); долгосрочные финансовые вложения, в т.ч. инвестиции в дочерние и иные предприятия (ст. 140); нематериальные активы (ст. 110).

Раздел II актива баланса «Оборотные активы» отражает величину материальных оборотных средств: производственных запасов (ст. 211), незавершенного производства (ст. 213), готовой продукции (ст. 214), наличие у предприятия свободных денежных средств (ст. 260), величину дебиторской задолженности (ст. 230, 240) и прочих оборотных активов.

В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, т.е. в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в процессе хозяйственного оборота в денежную форму. Так, в разделе I актива баланса показано недвижимое имущество, которое практически до конца своего существования сохраняет первоначальную форму. Ликвидность, т.е. подвижность этого имущества в хозяйственном обороте самая низкая. В разделе II актива баланса показаны такие элементы имущества предприятия, которые в течение отчетного периода многократно меняют свою форму. Подвижность этих элементов актива баланса, т.е. ликвидность, выше, чем элементов раздела I. Ликвидность же денежных средств равна единице, т.е. они абсолютно ликвидны.

В пассиве баланса группировка статей дана по юридическому признаку. Вся совокупность обязательств предприятия за полученные ценности и ресурсы прежде всего разделяется по субъектам: перед собственниками предприятия и перед третьими лицами (кредиторами, банками и др.). Пассив баланса состоит из трех разделов.

В разделе III пассива баланса «Капитал и резервы» отражаются обязательства перед собственниками или собственный капитал, который в свою очередь состоит из двух частей:

1) из капитала, который получает предприятие от акционеров и пайщиков в момент учреждения предприятия и впоследствии в виде дополнительных взносов - Уставный капитал (ст. 410);
2) из капитала, который предприятие генерирует в процессе своей деятельности, фондируя часть полученной прибыли: Добавочный капитал (ст. 420) и Резервный капитал (ст.430)

В разделах IV и V пассива баланса отражаются внешние обязательства предприятия (заемный капитал или долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные (сроком до 1 года). Внешние обязательства представляют собой юридические права инвесторов, кредиторов на имущество предприятия. С экономической точки зрения внешние обязательства - это источник формирования активов предприятия, а с юридической - это долг предприятия перед третьими лицами.

Статьи пассива баланса группируются по степени срочности погашения обязательств. Первое место занимает уставный капитал как наиболее постоянная часть баланса. За ним следуют остальные статьи.

На основе информации баланса внешние пользователи могут принять решения о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером; оценить кредитоспособность предприятия как заемщика; оценить возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия и его активов и другие решения.

Очень важно понимать, что бухгалтерская отчетность представляет собой комплекс взаимоувязанных показателей финансово-хозяйственной деятельности за отчетный период. При этом, отчетным формам присуща как логическая, так и информационная взаимосвязь. Суть логической связи состоит во взаимодополнении и взаимной корреспонденции отчетных форм, их разделов и статей. Так, некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма №5). Данные формы №5 вместе с балансом и показателями формы №2 используются для оценки финансового состояния предприятия. Таким образом, рассматриваемые формы раскрывают, объясняют и делают наглядными особенно интересные статьи баланса, которые даны в нем в свернутом виде.

Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Таблица 1 Приложение 4) содержит сведения о текущих финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь показаны величина балансовой прибыли или убытка и слагаемые этого показателя:

- прибыль (убыток) от реализации продукции;

- операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);

- доходы и расходы от прочих внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

В форме №2 представлены также затраты предприятия на производство реализованной продукции (работ, услуг) по полной или производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг. Показаны сумма налога на прибыль и отложенные налоговые обязательства.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. Эта форма делает доступной и быстрой к пониманию результат деятельности любой организации, в том числе и некоммерческой. Она составлена таким образом, что, взглянув на нее, даже неподготовленный пользователь может составить представление о том, насколько прибыльно работает предприятие, а также и о наличии коммерческих направлений деятельности и их эффективности у некоммерческих предприятий.

Логические связи, описанные выше, дополняются информационными связями, выражающимися в прямых и косвенных контрольных соотношениях между отдельными показателями отчетных форм. Прямое контрольное соотношение означает, что один и тот же показатель приведен одновременно в нескольких отчетных формах.

Косвенное контрольное соотношение означает, что несколько показателей одной или ряда форм связаны между собой несложными арифметическими расчетами. Например, показатель «Использование прибыли», приводимый в форме №2 расшифровывается по направлениям использования и интересен нам не сам по себе, а как элемент организации хозяйственного процесса организации.

Знание этих контрольных соотношений помогает лучше разобраться в структуре отчетности, проверить правильность ее составления путем визуальной проверки отдельных показателей и арифметических соотношений между ними.

Необходимо отметить, что, анализируя тенденции основных показателей, необходимо принимать во внимание влияние некоторых искажающих факторов, в частности инфляции. Не стоит забывать, что и сам баланс, являясь отчетной формой, не свободен от некоторых ограничений. Остановимся на наиболее важных из них.

Во-первых, баланс отвечает на вопрос, что представляет собой предприятие на данный момент согласно используемой учетной политике, но не отвечает на вопрос, в результате чего сложилось такое положение.

Во-вторых, по данным отчетности можно рассчитать целый ряд аналитических показателей, однако все они будут бесполезны, если их не с чем сравнить. Баланс рассматриваемый изолировано, не обеспечивает пространственной и временной сопоставимости. Поэтому его анализ должен проводиться в динамике.

В-третьих, баланс есть свод моментальных данных на конец отчетного периода и в силу этого не отражает адекватно состояние средств предприятия в течение отчетного периода. Это относится прежде всего к наиболее динамичным статьям баланса. Так, наличие на конец года больших по удельному весу запасов готовой продукции вовсе не означает, что это положение было в течение года постоянным, хотя сама по себе такая возможность не исключается.

В-четвертых, показатель прибыли, являющийся одним из важнейших показателей деятельности предприятия, отражен в балансе не достаточно полно. Представленная в нем абсолютная величина накопленной прибыли в отрыве от затрат и объема реализации не показывает, в результате чего сложилась именно такая сумма.

В-пятых, необходимо понимать, что итог (валюта) баланса вовсе не отражает той суммы средств, которой реально располагает предприятие, его «стоимостной оценки». Основная причина состоит в возможном несоответствии балансовой оценки хозяйственных средств реальным условиям вследствие инфляции, используемых методов учета и др. Баланс дает лишь учетную оценку активов предприятия и источников их покрытия; текущая рыночная оценка этих активов может быть абсолютно другой, причем, чем длительнее срок эксплуатации и отражения на балансе данного актива, тем больше разница между его учетной и текущей ценами, т.е. заинтересованному пользователю необходимо обратить внимание на дату приобретение любого актива. Даже если предположить, что активы приведены в балансе по их текущей стоимости. Валюта баланса, тем не менее, не будет отражать точной «стоимостной оценки» предприятия, поскольку «цена» предприятия в целом, как правило, выше суммарной оценки его активов, но может быть и ниже. Появляется эта разница, а следовательно и коэффициент корреляции вследствие следующих обстоятельств: регион, где расположена организация и даже политическая обстановка в нем; наличие деловых связей и должной деловой репутации организации; наличие товарной ниши. В случае некоммерческой организации необходимо учитывать значимость и перспективность решаемой социальной задачи, ее социальную полезность.

В балансе имеются также статьи, завышающие его валюту в силу существующей методологии формирования уставного капитала. Согласно нормативным документам сумма задолженности учредителей по вкладам в уставным капитал отражается по дебету субсчета 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный капитал». С момента возникновения этой задолженности и до момента ее погашения (а этот период может достаточно затянуться) валюта баланса оказывается завышенной на величину непогашенной задолженности учредителей.

Итак, можно сказать, что основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный метод, т.е. движение от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводятся историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на хозяйственную деятельность предприятия.

При недостаточно развитых рыночных отношениях, экономической грамотности, опыта ведения бизнеса или социальных программ всех участников делового оборота принятие любых управленческих решений в том числе и инвестиционных должно обязательно сопровождаться анализом отчетности субъекта.

На высоком профессиональном уровне это должны делать узкие специалисты: бухгалтера, аудиторы. Однако им нужно иметь необходимый инструментарий для того, чтобы принятое самостоятельно руководителями любого ранга решение было грамотным и обоснованным. Решение этого вопроса лежит в плоскости применения информационных технологий.
3. Задачи использования информационных технологий в аналитической деятельности

Применение информационных технологий поднимает финансовый анализ на качественно новую ступень. Новые возможности, открывшие­ся для анализа, обусловлены исключительными особенностя­ми ЭВМ: низкая стоимость, высокая производительность, надежность, простота обслуживания и эксплуатации, гибкость и автономность использования, наличие развитого про­граммного обеспечения, диалоговый режим работы и др. При­менение информационных технологий позволяет реально повысить производитель­ность труда экономиста, бухгалтера, плановика и других спе­циалистов за счет децентрализации процесса автоматизиро­ванной обработки экономической информации, совмещения непосредственно на рабочем месте их профессиональных зна­ний с преимуществами электронной обработки информации.

Отдельные рабочие места, соединенные в единую вычислительную сеть, по­зволяют перейти к комплексной компьютеризации финансового анализа.

Комплексная компьютеризация анализа обеспечивает (Рис. 2 Приложение 1):

- во-первых, сохранение целостности (системности) анализа при условии децентрализованной обработки информации. В теории анализа хозяйственной деятельности уже созданы основы системного комплексного анализа, обеспечивающие функци­ональную, техническую, методическую и информационную сов­местимость составных частей анализа как единого целого. Благодаря этому достигаются объективность анализа и его достоверность. В условиях децентрализованной обработки ин­формации целостность анализа не разрушается, не отменяется единство целей и задач анализа с точки зрения его системных свойств. Поэтому можно говорить о том, что развитой сети распределенных баз данных соответствует система распреде­ленных задач хозяйственной деятельности; однако отдельные задачи АХД, промежуточные результаты и т.д., как бы важны они ни были, должны проходить через призму общей системы комплексного анализа, реализующей все частные задачи;

- во-вторых, информационные технологии обеспечивают соединение процесса об­работки информации с процессом принятия решения.

- в-третьих, информационные технологии обеспечивают повышение оперативности и действенности анализа.

Применение вычислительной техники позволяет управляющему решать задачи анализа непосредственно на своем рабочем месте. Он ведет личный контроль над всеми стадиями процесса обработки инфор­мации, имеет возможность оценить полученные результаты, грамотно использовать их для обоснования принимаемых решений.

Компьютерный анализ непосредст­венно следует за учетом, а также выполняется в ходе хозяй­ственного учета и, таким образом, превращает подсистему аналитического обеспечения управления хозяйственной деяте­льностью в постоянно действующий фактор повышения эф­фективности производства за счет актуализации всего инфор­мационного фонда предприятия.

Методика финансового анализа, ориентированная на использование информационных технологий, должна удовлетворять требованиям систем­ности, комплексности, оперативности, точности, прогрессив­ности, динамичности. Только на основе выполнения этих тре­бований обеспечиваются познание состояний управляемого объекта и тенденций его развития, систематическое и целенап­равленное повышение эффективности хозяйственной деятель­ности по результатам анализа.

Существенное значение для автоматизации на базе современных информационных технологий имеет формализованное описание задач анализа исходя из единых принципов построения условных обозначений показа­телей. В чем необходимость формализации задач анализа хозяйственной деятельности?

Во-первых, формализация задач облегчает их последу­ющую алгоритмизацию и программирование для ЭВМ.

Во-вторых, формализация задач четко высвечивает дейст­вительную потребность в исходных данных для анализа.

В-третьих, формализация устраняет дублирование анали­тических задач, облегчает группировку их в блоки для одно­временной обработки.

В-четвертых, формализованная задача анализа становится непосредственным объектом экономико-математического мо­делирования, что существенно повышает глубину аналитичес­кого исследования хозяйственной деятельности. Эти объектив­ные предпосылки к росту ожидаемого эффекта от формализа­ции задач анализа постоянно питают интерес аналитика и под­талкивают его к использованию математической символики.

Наиболее эффективной организационной формой исполь­зования информационных технологий является создание на их базе автоматизиро­ванных рабочих мест бухгалтеров, экономистов, плано­виков и т.д. Под автоматизированным рабочим местом аналитика понимают профессионально ориентированную малую вычис­лительную систему, предназначенную для автоматизации ра­бот по анализу хозяйственной деятельности.

Опыт проектирования автоматизированного рабочего места аналитика и других систем по­зволяет обобщить требования к их функционированию (Рис. 2 Приложение 1):

- свое­временное удовлетворение вычислительных и информацион­ных потребностей экономиста при проведении анализа хозяй­ственной деятельности;

- минимальное время ответа на анали­тические запросы;

- возможность представления выходной ин­формации в табличной и графической форме;

- возможность внесения корректив в методику расчетов и в формы отображе­ния конечного результата;

- повторение процесса решения зада­чи с любой произвольно заданной точки (стадии) расчета;

- возможность работы в составе вычислительной сети;

Согласованную работу всех устройств информационной системы и их взаимо­действие с человеком обеспечивает программное обеспечение автоматизированного рабочего места аналитика. В составе программного обеспечения выделяют общее программное обеспечение и функци­ональное программное обеспечение. Базовыми прог­раммными средствами при создании функционального программного обеспечения автоматизированного рабочего места аналитика являются программные средства для подготовки текстов (текстовые редакторы или текстовые про­цессоры), программные средства для подготовки табличных документов (табличные процессоры или электронные ведомо­сти), программные средства для автоматизации работ по соз­данию и ведению баз данных, поиску требуемых сведений для подготовки различных документов.

Большое распространение на практике получили интегрированные пакеты функционального программного обеспечения, включающие в свой состав текстовый процессор, табличный процессор, СУБД, а также конкретный командный файл настройки программного обеспечения на конк­ретный режим обработки информации. Это позволяет организовать работу экономиста на автоматизированном рабочем месте в режиме «меню» с максимальным учетом его профессиональных требований, сочетающих целостную обработку чисел, текстов и графиков, а также другой деловой информации.

Программное обеспечение анализа хозяйственной деятельности представляет собой совокупность программ обработки аналитических таблиц по методике комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. Задачи ана­лиза сгруппированы в десяти разделах:

1. Комплексный обзор обобщающих показателей хозяй­ственной деятельности.

2. Анализ организационно-технического уровня производ­ства и качества продукции.

3. Анализ объема продукции.

4. Анализ использования основных фондов и работы обо­рудования.

5. Анализ использования материальных ресурсов.

6. Анализ использования труда и заработной платы.

7. Анализ себестоимости продукции.

8. Анализ прибыли и рентабельности.

9. Анализ финансового состояния.

10. Комплексная оценка хозяйственной деятельности.

Автоматизированное рабочее место аналитика позволяет перевести данные о работе предприятия из пассивной в активную форму, преобразовать их в новые знания, в источник новых подходов и решений, материализуя информацию в повышение эффектив­ности производства.

ГЛАВА 2. Проблемы применения информационных технологий в финансовом анализе и бизнес-планировании и пути их решения

1. Применение корпоративных информационных систем и проблемы их использования

В рамках автоматизированного рабочего места аналитика весь информационный фонд предприятия функционирует в форме базы данных, базы зна­ний и программных средств. Базы данных представляют собой фактографические данные о хозяйственной деятельности. Ин­теллектуальной оболочкой их полезного прочтения являются базы знаний — методы и методика анализа. Программные средства образуют инструмент автоматизированного исполне­ния аналитических задач для информационного обслуживания хозяйственной деятельности. При этом пользователь имеет возможность легко переходить от од­ного раздела методики к другому и от одной задачи анализа к другой задаче внутри раздела. Этот информационный комплекс иначе называется корпоративной информационной системой – КИС. Эксплуатация комплекса предусматривает достижение сле­дующих целей:

В настоящее время большая часть корпоративных информационных систем на Западе строится на основе ERP – систем (Enterprise Resource Planning или планирование ресурсов предприятия). В данные системы входит и модуль управления финансами.

Помимо приведенных выше действий ERP – система позволяет осуществлять электронный обмен данными с другими системами, моделировать некоторые ситуации, связанные с прогнозированием и планированием.

Существует несколько причин того, что руководители компаний приходят к выводу о необходимости внедрения ERP систем.

Первый блок причин, который можно выделить, условно можно назвать «внешнеполитическими». К ним, в первую очередь, относится желание менеджеров компании увеличивать ее капитализацию всеми доступными им средствами. Одно из этих средств - внедрение современной информационной системы, которая, по мнению бизнес-партнеров, может означать прозрачность информационных потоков компании, легкость аудита, а также финансовую устойчивость компании.

Второй блок причин условно назовем «хозяйственным». Это, прежде всего, необходимость получения полной информационной поддержки управленческих решений на всех стадиях процесса управления: прогнозирование, планирование, учет и контроль результатов деятельности. Четкое планирование и контроль внутренней финансово-хозяйственной деятельности является базисом благополучия компании, позволяет направить ресурсы компании в наиболее необходимом направлении (внутренний аспект). Конкурентоспособно только то предприятие, которое может оперативно реагировать на запросы своих клиентов, максимально быстро и качественно удовлетворяя их потребности или даже предвидя их (внешний аспект).

На основании анализа существующих причин руководство предприятия должно прийти к принципиальному «стратегическому» решению о необходимости внедрения информационной системы.

Планирование и конструирование корпоративных информационных систем (КИС) должно выполняться с соблюдением следующих требований:

- модули конструируются сразу с учетом общей стратегии работы корпорации;

- механизмы взаимодействия программных модулей разрабатываются до начала конструирования самих модулей;

- интерфейсы сопряжения программных модулей должны быть точно документированы (обычно в качестве корпоративных стандартов);

- потоки данных необходимо оценить и сопоставить с возможностями имеющихся или планируемых сетей телекоммуникаций;

- набор модулей конструируется в виде блоков, «навешиваемых» на интерфейсы сопряжения. Одни и те же модули могут применяться в различных подразделениях одной организации.

- высокий уровень унификации говорит об однородности организационной структуры, что на практике, к сожалению, реализуется редко;

- рабочие места во всех подразделениях, подлежащих автоматизации, формируются из программных модулей и объединяются в единую бизнес-схему.

- установка аппаратуры и средств телекоммуникаций осуществляется в соответствии со схемами рабочих мест и потоков данных.

Для большой корпорации управление финансами с помощью информационных технологий можно представить в виде пирамиды (Рис.1 Приложение 1).

Сначала разрабатываются методики учета и управления, корпоративные стандарты взаимодействия модулей и сразу после этого – модули автоматизации работы головной компании. На первых этапах работы обобщенные аналитические данные можно вводить в систему вручную, а также получать из старых программ автоматизации, уже работающих на фирме.

На следующих этапах развития корпоративной информационной системы автоматизируются участки, создающие первичные документы. Например, получение, отпуск товаров, планирование финансовых операций, бухгалтерский учет и т.д. эти модули подключаются к корпоративной информационной системе через интерфейсы данных, что уменьшает вероятность возникновения случайных ошибок при вводе данных вручную.

На следующих этапах автоматизируется процесс передачи управляющих данных (планы, бюджеты и т.п.).

Корпоративные информационные системы предназначены не только для автоматизации бухгалтерского и управленческого учета, но и всех стадий производственного процесса, от стадии планирования производственных заданий и технической подготовки производства до выпуска, складирования и реализации готовой продукции. Однако их применение не всегда является единственно возможным вариантом в связи с рядом проблем, возникающим в процессе их использования.

Прежде всего, нужно остановиться на ограничениях возможностей корпоративных информационных систем.

1. Информационная система обеспечивает поддержку только формализованных процессов. То есть таких, которые описаны, и на практике выполняются в соответствии с утвержденными инструкциями. Однако фактически, даже в организации с хорошо отлаженным управлением, к тому же действующей в стабильных условиях, формализации поддаются не более 80% бизнес-процессов. Остальные 20% настолько изменчивы, что зафиксировать их практически невозможно4.

2. Довольно редко компании строят свою деятельность на «однородном! бизнесе. Чаще всего их бизнес в той или иной степени диверсифицирован. Автоматизация управления такими «конгломератами» весьма затруднительна, когда ставится задача «свести» в рамках одной системы различные бизнес-процессы, принципы учета и планирования. Для многопрофильных холдингов нереально ставить задачу построения единой интегрированной системы, поскольку корпорации развиваются динамично; одни бизнесы покупаются, другие продаются, а по своей сути, процесс внедрения КИС является достаточно затратным, поскольку эти системы дорогостоящие, да и сам процесс внедрения занимает много времени. Из-за постоянного изменения структуры организации проект создания интегрированной системы для холдинга, однажды начавшись, может никогда не завершиться.
2. Другие типы информационных систем и проблемы их использования

Перечисленные проблемы приводят к тому, что на практике чаще всего осуществляется «лоскутная» автоматизация корпоративного управления, при которой информационные технологии внедряются, прежде всего, на тех участках, где наиболее ощутимы потери, связанные с отсутствием оперативной управленческой информации.

При этом остается открытым вопрос: "Какими средствами обеспечить планирование, учет и контроль на верхнем уровне управления корпорацией?" Ведь организация, как единое целое, нуждается в скоординированном планировании и систематическом отражении результатов своей деятельности. Это нужно, прежде всего, высшему руководству компании. Ответом на этот вопрос стало появление специализированных программных продуктов для бюджетирования. Их роль в семействе программного обеспечения, используемого для корпоративного управления, состоит в интеграции процессов планирования, учета и контроля на уровне всей корпорации.

Для более точного понимания различий между КИС и системами бюджетирования необходимо обратить внимание на технологические различия между ними.

КИС являются системами транзакционного типа, обеспечивающими регистрацию хозяйственных операций и их интерпретацию в соответствии с управленческим планом счетов. В таких системах наиболее эффективно поддерживаются задачи управленческого учета. Однако для планирования деятельности предприятия на достаточно продолжительный период (квартал и более) транзакционный механизм в большинстве случаев практически не пригоден5. Действительно, планировать деятельность предприятия с точностью до отдельных хозяйственных операций можно только в рамках вполне определенного заказа.

Системы бюджетирования по своей сути являются аналитическими инструментами для накопления и анализа управленческой информации, которая представляется в виде многомерных таблиц. Они наиболее удобны для разработки и анализа планов. Однако решение задач учета на их основе связано с определенными сложностями. Такие системы не предусматривают непосредственной регистрации каждой хозяйственной операции. Поэтому данные о фактическом исполнении плана либо вводятся вручную в агрегированном виде (как сумма за определенный период по определенной бюджетной статье), либо необходимые данные извлекаются из учетной системы, агрегируются и импортируются в систему бюджетирования автоматизированными способами. После этого появляется возможность проведения сравнительного анализа.

Таким образом, одни системы лучше подходят для анализа, другие - для планирования. Как выбирать между ними, если существует необходимость комплексного решения задач управления?
3. Основные альтернативы решения проблем использования информационных систем

Рассмотрим возможные пути развития информационной системы в зависимости от корпоративной стратегии предприятия. Для того, чтобы внедрение информационной системы не стало просто следованием моде, а принесло реальную пользу, на уровне топ-менеджмента необходимо, исходя из общей стратегии компании, выработать ее стратегию в области информационных технологий. На основе стратегии необходимо определить цели внедрения информационной системы и перечень решаемых задач.

Принципиально возможны три основных варианта построения управленческих систем планирования, учета и контроля на основе этих программных продуктов (Таблица 1 Приложение 2):

1) только корпоративная информационная система (КИС);

2) система бюджетирования совместно с КИС;

3) только система бюджетирования.

1) Только КИС

Решения на основе КИС наиболее приемлемы для предприятий, ведущих однородный бизнес, управление которыми ориентированно, главным образом, на решение операционных задач (повышение эффективности производственных и торговых операций, снижение себестоимости, оптимизацию оборотных активов и т.п.). Для таких организаций не имеют решающего значения задачи среднесрочного и долгосрочного планирования, формирования эффективного бизнес-портфеля, анализ стратегий поведения на рынке и связанных с этим сценариев. Это могут быть промышленные и торговые предприятия, имеющие стабильный рынок и не испытывающие потребности в постоянном пересмотре своей стратегии.

2) Система бюджетирования совместно с КИС

В решениях на основе специализированных систем бюджетирования заинтересованы, прежде всего, диверсифицированные компании, имеющие в своем портфеле набор разнородных бизнесов. Для управленческого учета и планирования в такой корпорации на уровне управляющей компании единственно возможным решением является автоматизированная система бюджетного управления (нетранзакционного типа). При этом в дочерних компаниях холдинга могут использоваться различные средства автоматизации, так или иначе интегрированные с информационной системой холдинга.

Практика такова, что предприятия, входящие в холдинг, уже имеют какие-либо средства автоматизации (на разных предприятиях различные). Поэтому задача автоматизации управления корпорации часто решается путем интеграции разнородного программного обеспечения. При этом основным «объединяющим» звеном выступает система бюджетирования корпорации.

Важно отметить также методологический аспект, связанный с тем, что планирование на основе хозяйственных операций, реализуемое в транзакционных системах, для холдинга неприменимо. Планирование деятельности корпорации осуществляется на основе показателей, устанавливаемых руководством для каждого бизнес-направления и последующем согласовании планов, обеспечивающих достижение этих показателей.

При этом отсутствие «мгновенного» доступа к оперативным данным является скорее преимуществом систем бюджетирования, чем их недостатком, поскольку руководству холдинга не нужна информация о каждой хозяйственной операции, осуществляемой в его дочерних компаниях.

Интересно рассмотреть пример совместного использования ERP-систем с системами документооборота и бюджетирования.6 Получив первичные данные для построения бюджета из ERP-системы, финансовый директор может передать их в систему бюджетирования, получить комплект бюджетных документов, затем уже с помощью системы документооборота провести весь цикл их согласования, визирования и утверждения, а затем передать из системы документооборота в систему бюджетирования окончательные бюджетные показатели. Сформированный затем в ERP-системе фактический платеж с помощью системы документооборота проходит цикл утверждений и попадает в систему бюджетирования для контроля исполнения бюджета.

3) Только система бюджетирования

Система управленческого планирования, учета и контроля может быть полностью реализована на программном обеспечении для бюджетирования. Такого рода решения вполне приемлемы для небольших компаний, которые до определенного времени используют для этих целей электронные таблицы. В этих случаях программа бюджетирования может быть достойной заменой Excel. Очевидно, здесь не обойтись без ручного ввода данных, но при небольшом объеме операций, такое решение может быть вполне приемлемым.

Выбор той или иной модели автоматизации процессов финансового анализа и бизнес-планирования зависит от ожидаемого эффекта, связанного с внедрением информационных технологий, и цены, которую готово заплатить предприятие за соответствующее решение.
4. Обзор программных продуктов, используемых для финансового анализа и бизнес-планирования

Рынок программных продуктов для проведения финансового анализа и бизнес-планирования представляет широкий выбор всевозможных программ с разным спектром возможностей. Есть универсальные информационные системы, охватывающие все стадии процесса управления предприятием, в которые входит модуль проведения финансового анализа и бизнес-планирования. Это, например, такие программные комплексы на базе ERP-систем как Microsoft Axapta фирмы Microsoft, BS Integrator фирмы «Бизнес-Сервис» г. Киев, КИС «Галактика» корпорации «Галактика» г. Санкт-Петербург. Данные программные комплексы предназначены для автоматизации всего спектра финансово-хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий. Масштабируемость и универсальность таких систем позволяет применять их для предприятий:

- различных отраслей (производство, торговля и оказание услуг);

- различного масштаба (от 20 сотрудников до нескольких тысяч работающих);

- различной структуры (холдинги, распределенные сети предприятий, удаленные филиалы или, наоборот, территориально сосредоточенная компания).

Такие системы позволяют решать в автоматизированном режиме задачи планирования, оперативного управления, контроля результатов и корректировки планов, т.е. поддерживает так называемую «петлю управления».

Также в большом количестве представлены специализированные программные продукты для выполнения финансового и инвестиционного анализа, бюджетирования и бизнес-планирования.

Остановимся на кратком обзоре некоторых специализированных программных продуктов, направленных на выполнение различных видов анализа и планирования. Преимущества таких продуктов в простоте использования, минимальных затратах на внедрение и обучение, а также в их небольшой стоимости, что делает их доступными для предприятий мелкого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

1. Конфигурация "Финансовое планирование"7 системы "1С:Предприятие 7.7", разработчик фирма «1С», г. Москва при участии консультационно-внедренческой фирмы "Инталев", г. Санкт-Петербург.

Конфигурация "Финансовое планирование" системы "1С:Предприятие 7.7" представляет собой типовое решение для планирования и анализа финансовых потоков и структуры средств предприятия, предназначенное для широкого круга пользователей – как профессиональных финансистов, так и управленцев-практиков, не имеющих специального экономического образования. Для работы конфигурации требуется наличие компоненты "Оперативный учет".

"Финансовое планирование" – это единое приложение для:

- стратегического и оперативного планирования (бюджетирования);

- сбора данных о фактическом выполнении плана;

- план – фактного анализа исполнения бюджета;

- моделирования, анализа и прогнозирования финансового состояния организации.

Среди основных возможностей конфигурации стоит отметить следующие:

- Конфигурация позволяет хранить неограниченное количество версий данных, описывающих один и тот же период деятельности предприятия. Это могут быть, например, различные варианты планов (оптимистический, пессимистический, средневзвешенный и т.д.), данные о фактической деятельности фирмы, данные по нескольким независимым предприятиям. Добавление новой версии не требует изменений в программе или структуре базы данных. Сравнение различных версий данных позволяет выбрать из нескольких вариантов развития ситуации наиболее подходящий для текущих целей фирмы, провести анализ отклонения фактических данных от запланированных, сравнить результаты, достигнутые различными фирмами. Версии также могут отличаться детализацией хранимой информации по учетным периодам от дня до года.

- Бюджетирование и анализ информации возможны в разрезе центров финансовой ответственности и направлений деятельности фирмы. При этом поддерживается консолидация данных до уровня всей фирмы в целом, группы подразделений или проектов, отдельного ЦФО или направления деятельности.

- В конфигурации поддерживается возможность многопользовательской работы. Все данные хранятся в единой базе, поэтому изменения, сделанные одним пользователем, сразу же доступны для других. При многопользовательской работе все участники планово-учетного процесса оперируют одной системой ЦФО, направлений деятельности, финансовых показателей и бюджетных статей: таким образом, решается проблема стыковки данных, подготовленных разными отделами.

- Средства разделения доступа к данным конфигурации "Финансовое планирование" позволяют для каждого пользователя индивидуально установить перечень объектов аналитического учета и интервалы времени, в рамках которых он может просматривать и изменять данные.

- Средства конфигурации позволяют импортировать данные из других учетных систем, подготовленные и сгруппированные по аналитическим разрезам управленческого учета. В комплект поставки входят механизмы, позволяющие настроить отбор и выгрузку данных из любых (не обязательно типовых) конфигураций, использующих компоненты "Бухгалтерский учет" или "Оперативный учет" семейства программ "1С:Предприятие 7.7".
2. Система бюджетирования «БЮДЖЕТ»8, разработчик ООО «Константа», г. Санкт-Петербург.

Программа «Бюджет» предназначена для планирования и анализа деятельности предприятия и его структурных подразделений на основе плановых и фактических показателей и оптимального планирования ресурсов предприятия для достижения поставленных целей.

«Бюджет» позволяет спрогнозировать состояние предприятия на установленный пользователем период, провести сравнительный анализ запланированных и фактически полученных результатов, выяснив при этом причину отклонений, для дальнейшей коррекции деятельности предприятия.

Бюджетирование необходимо для получения ясных целей предприятия, представления о потребности в текущих ресурсах и величине будущих. Программа позволит решить эти вопросы, используя анализ отклонений, наладить работу планово-экономических служб и предприятия в целом.

Программа по бюджетированию позволяет на основе вводимых пользователем плановых и фактических показателей хозяйственной деятельности, выраженных в денежном и натуральном выражении получить промежуточные и конечные плановые и фактические бюджетные формы. Программа оснащена перечнем возможностей и сервисов, среди которых:

- возможность автоматического сведения в один до 10-и файлов бюджетов подразделений;

- возможность перехода по всем таблицам и графикам программы;

- возможность защиты ячеек от нежелательных изменений;

- возможность составления отчета;

- выбор учета затрат на прямую заработную плату: с учетом, либо без учета тарифов;

- удобные, наглядные и функциональные графики;

- анализ изменений как в абсолютном, так и в относительном выражении;

- выбор базы распределения общепроизводственных расходов.
3. «ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ»9, разработчик ООО «Константа», г. Санкт-Петербург.

Программа "Инвестиционный анализ" предназначена для оценки эффективности инвестиционных проектов. Программа позволяет рассчитать эффект от:

- Введения в действие нового производства;

- Замены устаревшего оборудования на новое, с целью увеличения объема продаж и качества выпускаемой продукции;

- Увеличения выпуска продукции и (или) расширения рынка предлагаемых услуг;

- Любого другого вложения денежных средств.

Программа позволяет не только рассчитать эффект от введения тех, либо иных инноваций, расширения производства, но и в процессе расчета (а также по его окончанию) получать статистическую информацию по объему продаж, основным средствам и внеоборотным активам, персоналу, затратам, финансовым вложениям.

Программа позволяет рассчитывать и анализировать в динамике следующие группы показателей эффективности инвестиционных проектов:

- Показатели коммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;

- Показатели бюджетной эффективности, отражающие последствия осуществления инвестиционного проекта на федеральный, региональный и местный бюджеты;

- Показатели экономической эффективности, отражающие затраты и результаты по проекту и учитывающие как интересы его участников, так и интересы страны, региона или города.

Программа была разработана с использованием книг ведущих теоретиков - экономистов России и зарубежья (Ковалев В.В., "Финансовый анализ" Бригхем, Гапенски, "Финансовый менеджмент"; Шарп, Александер, "Инвестиции" и т.д.), а также практического опыта разработчиков.
4. «PROJECT EXPERT»10, разработчик компания Эксперт Системс, г. Москва, - программа для подготовки бизнес-плана и анализа инвестиционного проекта.

Project Expert дает возможность проанализировать несколько вариантов достижения целей развития предприятия и выбрать оптимальный. При этом можно оценить запас прочности бизнеса как производную риска изменения важнейших факторов, влияющих на реализацию проекта. Программа также позволяет оценить, как исполнение бизнес-плана повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать срок окупаемости проекта, спрогнозировать общие показатели эффективности для группы инвестиционных проектов, финансируемых из общего бюджета.

Project Expert позволяет создать безупречный бизнес-план предприятия, соответствующий международным стандартам (МСФО), подготовить предложения для региональной инвестиционной программы и/или стратегического инвестора, определив для каждого из участников общий экономический эффект от реализации инвестиционного проекта и эффективность инвестиций в него.

С Project Expert можно разработать схему финансирования инвестиционного проекта предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств для реализации бизнес-плана, оценить возможные сроки и графики возврата кредита. Также можно спроектировать структуру капитала предприятия и оценить стоимость бизнеса.

Project Expert позволяет проанализировать планируемую структуру затрат и прибыльность отдельных подразделений и видов продукции, определить минимальный объем выпуска продукции и предельные издержки, подобрать производственную программу и оборудование, схемы закупок и варианты сбыта.

Project Expert поможет проконтролировать выполнение бизнес-плана предприятия, сравнивая в ходе реализации его плановые и фактические показатели. Project Expert позволяет гибко учитывать изменения в экономическом окружении и оперативно отражать изменения. Программа рекомендована к использованию Минэкономики России и структурами регионального уровня как стандартный инструмент для разработки бизнес-планов предприятий.

ГЛАВА 3. Практическое применение информационных технологий в финансовом анализе на примере малого предприятия ООО «ВИТМАКС»

  1   2   3   4


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации