Чалиев А.А. Конспект лекций с методическими указаниями и контрольными заданиями - файл Statistics-do2006.doc

Чалиев А.А. Конспект лекций с методическими указаниями и контрольными заданиями
скачать (236.6 kb.)
Доступные файлы (2):
Statistics-do2006.doc1388kb.16.11.2005 02:17скачать
_info.txt2kb.19.01.2007 03:29скачать

Statistics-do2006.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Конспект лекций с методическими указаниями и контрольными заданиями по дисциплине «Статистика» для дневного отделения (Чалиев А.А.) стр.

Содержание

Учебно-методическое обеспечение курса 3

Введение 3

1. Абсолютные и относительные статистические величины 3

1.1. Понятие абсолютных величин 3

1.2 Понятие относительных величин 4

1.3 Виды относительных величин 5

1.4. Методические указания по теме 6

1.5. Контрольные задания 7

2. Средние величины и показатели вариации 8

2.1. Понятие и общие принципы применения средних величин 8

2.2. Виды степенных средних величин 8

2.3. Правила применения средней арифметической и гармонической взвешенных 9

2.4. Особые виды степенных средних величин 9

2.5. Структурные средние 10

2.6. Средние отклонения от средних величин 11

2.7. Коэффициенты вариации 12

2.8. Определение дисперсии методом моментов 13

2.9. Свойства средней арифметической и дисперсии 13

2.10. Методические указания по теме 14

2.11. Контрольные задания 15

3. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 16

3.1. Понятие и отбор единиц 16

3.2. Средняя ошибка выборки 17

3.3. Предельная ошибка выборки 17

3.4. Определение численности выборки 18

3.5. Методические указания по теме 19

3.6. Контрольные задания 20

4. РЯДЫ ДИНАМИКИ 20

4.1. Понятие и классификация рядов динамики 20

4.2. Абсолютное и относительное изменение уровней ряда 21

4.3. Средний уровень ряда и средние изменения 21

4.4. Проверка ряда на наличие тренда 22

4.5. Непосредственное выделение тренда 23

4.6. Оценка надежности уравнения тренда 25

4.7. Гармонический анализ сезонных колебаний* 26

4.8. Прогнозирование при помощи тренда 28

4.9. Методические указания по теме 28

4.10. Контрольные задания 30

5. ИНДЕКСЫ 30

5.1. Индивидуальные индексы 30

5.2. Простые общие индексы 32

5.3. Агрегатные общие индексы 32

5.4. Общие индексы как средние из индивидуальных 33

5.5. Индекс структурных сдвигов 34

5.6. Факторный анализ общей и частной выручки 34

5.7. Индексы фиксированного (постоянного) и переменного состава 35

5.8. Методические указания по теме 36

5.9. Контрольные задания 38

Учебно-методическое обеспечение курса


  1. Воронин В.Ф., Жильцова Ю.В. Статистика: учебное пособие для ВУЗов. – М.: Экономистъ, 2004. – 301 с.

  2. Воронин В.Ф. Статистика: Конспект лекций. – Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.

  3. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

  4. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

  6. Теория статистики: Учебник. / Под ред. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2002.


ВНИМАНИЕ!

Варианты заданий для контрольной работы выбираются по начальным буквам фамилии студента: А…Е = Вариант 5; Ё…К = Вариант 2; Л…Р = Вариант 4; С…Ц = Вариант 3; Ч…Я = Вариант 1

Введение


Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем.

В настоящее время термин «статистика» употребляется в трех значениях:

1) под статистикой понимают отрасль практической деятельности, которая имеет своей целью сбор, обработку, анализ и публикацию массовых данных о самых различных явлениях общественной жизни (в этом смысле «статистика» выступает как синоним словосочетания «статистический учет»);

2) статистикой называют цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-то показателя;

3) статистикой называется отрасль знания, особая научная дисциплина и соответственно учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях.

Как и всякая наука, статистика имеет свой предмет изучения. Статистика изучает количественную и качественную сторону массовых общественных явлений, исследует количественное выражение закономерностей общественного развития в конкретных условиях места и времени.

Свой предмет статистика изучает при помощи: определенных категорий (т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира, к ним относятся: статистическая совокупность, единица совокупности, признак единицы, статистический показатель и их система) и специфического метода. Метод статистики – это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов (этапов любого статистического исследования):

1) метод массовых наблюдений (сбор первичного статистического материала, научно организованная регистрация всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту);

2) метод группировок (дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации);

3) метод обобщающих показателей (позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних, выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки).

Основными задачами статистики являются:

  1. сбор, обработка, анализ и хранение информации;

  2. доведение обработанной информации до органов управления всех уровней;

  3. ознакомление широкой общественности и населения с динамикой и дислокацией социально-экономических явлений в стране путем издания статистических сборников, справочников, обзоров, публикаций в печатных и электронных СМИ (например, сайт www.gks.ru);

  4. международное сопоставление уровня социально-экономического развития разных стран.

1. Абсолютные и относительные статистические величины

1.1. Понятие абсолютных величин


Результаты статистических наблюдений регистрируются сначала в виде абсолютных величин, отражающих уровень развития явления или процесса. В статистике в отличие от математики все абсолютные вели­чины именованные, обладают конкретной размерностью, а также могут быть положительными и отрицательными.

Единицы измерения абсолютных величин отражают технические или потребительские свойства и являются простыми, отражая одно свойство (например, масса груза в т.), а также сложными, отражая не­сколько свойств в их взаимосвязи (например, тонно-километр или киловатт-час).

Единицы измерения могут быть натуральными, условно-нату­ральными и стоимостными. Первые применяются для исчисления вели­чин с однородными свойствами (например, штуки, тонны, погонные метры, квадратные метры и т.д.). Недостаток в том, что они не позволяют суммировать разнородные величины.

Условно-натуральные единицы измерения применяются к абсолют­ным величинам с однородными свойствами, но проявляющим их по-разному. Например, общая масса энергоносителей (дрова, торф, камен­ный уголь, нефтепродукты, природный газ) измеряется в т.у.т. — тон­ны условного топлива, поскольку каждый его вид имеет разную тепло­творную способность, а за стандарт принято 29,3 МДж/кГ. Аналогично общее количество школьных тетрадей измеряется в у.ш.т. — условные школьные тетради размером 12 листов. Аналогично продукция кон­сервного производства измеряется в у.к.б. — условные консервные бан­ки емкостью 1/3 литра. Аналогично продукция моющих средств приво­дится к условной жирности 40%.

Стоимостные единицы измерения выражаются в рублях или в иной валюте, представляя собой меру стоимости каждой абсолютной величины. Они позволяют суммировать даже разнородные величины, но не­достаток в том, что при этом часто не учитывается негативное измене­ние экономических условий в виде инфляции. Поэтому статистика стоимостные величины всегда пересчитывает в со­поставимых ценах.

Смысловой набор абсолютных величин называется статистической совокупностью, в которой их можно группировать по характерным при­знакам: количественным и словесным.

Количественные признаки выра­жаются числами и могут быть дискретными и интервальными. Так, возраст человека по паспорту — признак дискретный, а возраст группы людей (от и до) — признак интервальный.

Словесные признаки выражаются словами и, если слов только два, признак называется альтернативным. Например, пол человека: муж­ской или женский. Если выражающих слов больше двух, то признак называется атрибутивным. Например, национальность, профессия и т.п.

Следует различать моментные и периодные абсолютные величины. Первые показывают фактическое наличие или количественный уровень явления на определенный момент времени или дату (например, наличие оборотных средств, количество денег в кармане и т.п.). Вторые - это итоговый накопленный результат за определенный период времени (например, выпуск продукции за месяц, квартал, год или заработная плата за месяц, квартал, год и т.д.). В отличие от моментных, периодные абсолютные величины допускают последующее суммирование.

Абсолютная статистическая величина обозначается X, а их общее количество в совокупности обозначается N. Количество величин с одинаковым значением признака обозначается f и называется повто­ряемость, встречаемость, частота. Естественно, ?f = N. Отноше­ние f / N = f / ?f = d называется доля, удельный вес, частость.

Естественно, ?d = 1. В статистике, в отличие от математики, преде­лы суммирования не ставятся, а подразумеваются, т.к. абсолютные ве­личины здесь не абстрактные, а смысловые.

Однако сами по себе абсолютные статистические величины не дают полного представления об изучаемом явлении, т.к. не показывают его структуру, соотношение между частями, взаимосвязь с другими абсо­лютными величинами, развитие во времени. Для этих целей служат от­носительные статистические величины.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации