Плахотин М.В. Иглотерапия в ветеринарии - файл n1.doc

приобрести
Плахотин М.В. Иглотерапия в ветеринарии
скачать (3731.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc3732kb.16.09.2012 07:59скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14






М. В. ПЛАХОТИН, профессор

ИГЛОТЕРАПИЯ




ИЗДАТЕЛЬСТВО „КОЛОС" МОСКВА —1966


в ВЕТЕРИНАРИИ

Предисловие

Настоящая книга написана на основе изучения чжень-цзюте­рапии (лечение иглоукалыванием и прижиганием) животных в Харбинском научно-исследовательском ветеринарном институте-Академии сельскохозяйственных наук КНР, ознакомления с применением этого метода в клиниках Института чжень-цзюте-рапии Академии медицинских наук КНР, а также на базе лите­ратурных источников, опубликованных в Китайской Народной Республике, Корейской Народной Демократической Республи­ке и в Советском Союзе. Наряду с этим нами получен ценный материал в процессе личных бесед с народными ветеринарны­ми врачами и научными сотрудниками лаборатории незаразных болезней животных Харбинского научно-исследовательского ве­теринарного института Академии сельскохозяйственных наук КНР и Сельскохозяйственного института провинции Дянси.

В книге кратко изложены положения точек иглоукалывания и прижигания, а также воображаемых каналов (линий), соеди­няющих точки в единую систему и связывающих их, по пред-ставлению народной медицины и ветеринарии Китая, с внутрен­ними органами. В ней представлены краткие сведения о методе народной чжень-цзютерапии Китая, некоторые вопросы совре­менного представления о нем, новые данные по применению иг­лоукалывания и прижигания у лошадей, крупного рогатого ско­та, свиней и птиц.

Мы стремились по возможности полнее изложить имевшийся в нашем распоряжении материал, заострив внимание в основном на сведениях, представляющих научную и практическую цен­ность. Собранные в книге данные, конечно, не претендуют на полноту охвата всех вопросов, касающихся чжень-цзютерапии животных, однако они, по нашему мнению, могут служить

з

материалом для дальнейших исследований и разумного практи­ческого использования этого метода при ряде заболеваний живот­ных в условиях СССР. Иглоукалывание и прижигание, приме­няемые в народной ветеринарии Китая, все еще базируются в своей основе на эмпиризме и догадках, поэтому возникает не­обходимость уточнения показаний к применению этого замеча­тельного наследия народной медицины и ветеринарии с по­мощью современных методов диагностики. Кроме того, по на­шему представлению чжень-цзютерапия животных нуждается в совершенствовании методик путем рационального использова­ния техники этого метода, применяемой в медицине.

Не менее важен вопрос о целесообразности сочетаний чжень-цзютерапии с другими современными средствами и методами лечения. Большого интереса заслуживает гистоморфологическое и физиологическое изучение активных точек иглоукалывания и прижигания (чжень и цзю), а также анатомофизиологическое уточнение понятий и представлений о линиях (каналах), связы­вающих отдельные активные точки с отдаленными и близки­ми от них органами. Это тем более необходимо, что до настоя­щего времени нет сколько-нибудь законченных сведений о мор­фологических и функциональных связях активных точек чжень-цзю с отдаленными органами, не известен по существу механизм и морфологическая основа этих связей.

Изучение вышеприведенных и других вопросов позволит внести ясность во многие нераскрытые к настоящему времени, нередко «чудодейственные» явления, возникающие в больном организме под влиянием чжень-цзютерапии. Это тем более не­обходимо еще и потому, что рекомендуемые и применяемые на протяжении тысячелетий приемы чжень и цзю, приводящие к выздоровлению больных в короткие сроки, не всегда совпадают с современными представлениями о патогенетической и охра­нительной терапии. Известно, что травма, сопровождающаяся болевым раздражением, нанесенная на фоне уже имеющегося в организме патологического очага и вызванного им возбужде­ния нервных центров, приводит к суммированию раздражений или является вторичным воздействием на нервную систему. В результате этого ухудшается трофика и развиваются нейро-дистрофические явления в зоне очага поражения и в других ча­стях тела. При методе же чжень-цзютерапии получается как

4

бы обратное явление. Раздражения активных точек приводят к восстановлению или нормализации функций в зоне патологи­ческого очага. Например, при шоке получают хорошие резуль­таты от кратковременных сильных раздражений, наносимых в нескольких активных точках. При острых растяжениях связок обычно рекомендуется покой (охранительная терапия), а метод чжень-цзютерапии требует нанесения дополнительных раздра­жений путем иглоукалываний вблизи места поражения. В ре­зультате таких кратковременных раздражений, вызванных иг­лоукалыванием, прекращаются боли, исчезают гиперемия, мест­ный цианоз, отек, рассасывается гематома, возникшая в зоне растяжения.

Следует иметь в виду, что чжень-цзютерапия не является универсальным методом лечения. Однако в умелых руках она оказывается эффективной даже в тех случаях, когда современ­ные методы лечения не дают желаемых результатов. Неслож­ный по технике выполнения этот метод лечения требует, одна­ко, тщательного изучения и практического освоения.

Выбор активных точек и их сочетаний для проведения кур­са чжень-цзютерапии описывается в китайских руководствах и в данной книге соответственно народным диагнозам. Последние обычно носят общий характер, например «боли в животе», «одышка», и поэтому не вполне соответствуют или совсем не совпадают с современными уточненными диагнозами. Это соз­дает некоторые затруднения в смысле правильного выбора и сочетания точек при более точном диагнозе. Однако по мере ос­воения и практического применения данного метода терапии в наших лечебных учреждениях будет уточняться выбор актив­ных точек, показания и противопоказания к применению его в соответствии с уточненными современными диагнозами бо­лезней.

При подготовке этой монографии мы ознакомились с ос­новными старинными источниками и сборниками, а также из­данной за последние годы в КНР литературой по чжень-цзюте­рапии животных, о которых упоминается нами в главе «Крат­кая история чжень-цзютерапии животных». Кроме того, мы. использовали литературу, касающуюся механизма действия этого метода и его применения при лечении человека, опубли­кованную как в Китае, так и в Советском Союзе.

5

В данную книгу включены рисунки, заимствованные из ки­тайских руководств по чжень-цзютерапии. В процессе подго­товки к печати в книгу внесены поправки, касающиеся анатомо-топографического расположения активных точек у животных, и дополнительно включены оригинальные вновь изготовленные рисунки. В отличие от подобных руководств в книге кратко представлены данные по народным лекарственным средствам, применяемым в сочетании с чжень-цзютерапией. Описание ле­карственных средств и показание к их применению изложены по данным, полученным во время собеседования с китайскими народными ветврачами, на основании переводов фармакологи­ческой литературы Китая, изучения специальной литературы, различных ботанических справочников, а также опубликован­ной в 1960 г. монографии Ф. Ибрагимова и В. Ибрагимовой «Основные лекарственные средства китайской медицины». Не­смотря на все это, по некоторым лекарственным средствам, представленным в рецептуре, рекомендуемой китайскими народ­ными ветеринарными врачами, нам не удалось получить сколь­ко-нибудь достаточных сведений.

Данная книга может служить не только практическим руко­водством для ветеринарных работников, но и в известной сте­пени использоваться в качестве учебного пособия для студентов ветвузов при изучении метода иглоукалывания и прижигания в соответствии с учебной программой.

Сердечно благодарю всех товарищей, принимавших участие в моем обучении методу чжень-цзютерапии, в сборе материала и оформлении его в книгу.

М. В. Плахотин

Краткая история чжень-цзютерапии животных

Чжень-цзютерапия (иглоукалывание и прижигание) являет-ется важной составной частью медицины и ветеринарии Китая. Она возникла и развивалась в результате длительной борьбы с болезнями в течение ряда поколений в Китае.

До сих пор точно не установлено, когда и как возник метод чжень-цзютерапии. Есть основания полагать, что она применя­лась за 3000 лет до н. э. Народные врачи того времени с оди­наковым успехом лечили иглоукалыванием и прижиганием как людей, так и животных. Вот почему нельзя полностью отделить историю развития чжень-цзютерапии в медицине и ветерина­рии. Только в более поздние времена чжень-цзютерапия этих двух родственных отраслей науки стала развиваться обособ­ленно с учетом объектов лечения. В связи с этим одни народ­ные врачи специализировались по применению чжень-цзютера­пии у людей, а другие — у животных. Однако и в настоящее время в городах и деревнях Китая имеется большое количест­во народных врачей, которые успешно лечат людей и животных этим методом.

В эпохи «Весны и Осени» и «Борьбы царств» (770—222 гг. до нашей эры) древняя китайская культура получила небывалое развитие, приблизительно к этому периоду относится свод ме­дицинских знаний «Хуан-ди-ней-цзии» («Трактат о внутреннем»). Этот классический труд является фундаментом китайской ме­дицины. В нем содержатся данные по гигиене, терапии, физио­логии, патологии и анатомии. Книга «Хуан-ди-ней-цзин» делит­ся на две части: «Су-вень» («Диалог по элементарным вопро­сам медицины») и «Лин-шу» («Основы чудес»). В «Лин-шу» подробно описаны основы чжень-цзю, поэтому она известна еще и под названием «Чжень-цзин» («Трактат об иглоукалы­вании») . В последующем было написано значительное количе­ство ценных книг по чжень-цзютерапии в медицине.

В период династии Тан (624 г. нашей эры) медицинская чжень-цзютерапия выделилась как самостоятельная дисциплина. В это время обращается внимание на подготовку специалистов. В системе обучения чжень-цзю были предусмотрены должности

7

профессора (доктора), ассистента и врача по чжень-цзю, кото­рые должны были преподавать теорию и практику этого ме­тода,

В период династии Сун в 1026 г. была издана книга «Тун-жень-шу-сюе-чжень-цзю-туцзин», автором которой был специа­лист по чжень-цзю Ван Вай-и. В этой книге он уточнил и упо­рядочил топографию точек иглоукалывания. В 1027 г. по его предложению были отлиты две бронзовые фигуры человека. Отливка этих моделей заложила основы наглядного обучения и оказала большое влияние на дальнейшее развитие чжень-цзю.

В 1303 г. вышло в свет произведение монгольского специа­листа Ху-тай-би-ле, чиновника Юаньского императорского дво­ра, под названием «Цзинь-лань-сюнь-цзин» («Драгоценная книга о ходе каналов и точках»). На основе этой книги специа­лист по чжень-цзю Хуа Шоу написал в 1341 г. книгу «Ши-сы-цзин-фа-хуей» («Развитие учения о 14 каналах»), в которой установил наименование «Ши-сы-цзин», что означает 14 кана­лов, и иллюстрировал схемы хода этих каналов.

В период династии Мин великий фармаколог Ли Ши-чжэн (1518—1593) издал книги «Бэн-цао-гамму» и «Чи-цзин-ба-май-као». В последней им изложены основы теории каналов и их связывающих ветвей.

В 1538 г. Гао У опубликовал «Чжень-цзю-ни-фа-хуей» («Развитие собранных ценных сочинений по чжен-цзю») и дру­гие книги, в которых автор еще раз систематизировал и обоб­щил имевшиеся данные по чжень-цзютерапии. По его предло­жению для практического изучения каналов и точек чжень-цзю были отлиты три бронзовые фигуры: ребенка, мужчины и жен­щины. В 1602 г. Ян Цзи-чжоу, собрав древние произведения, разработал и описал различные теории того времени по чжень-цзютерапии, он написал «Чжень-цзю-да-чэн» («Полное настав­ление по чжень-цзю»), являющееся вслед за книгами «Лин-шу» и «Чжень-цзин» основным справочным пособием по чжень-цзютерапии в медицине.

В начале 17-го века, при династии Мин, в результате подъ­ема общественной экономики, большого развития печатной тех­ники и металлургии чжень-цзютерапия стала бурно развивать­ся. В конце 17-го века метод лечения иглоукалыванием и при­жиганием проник в Европу. После того как его стали применять обособленно в медицине и ветеринарии, появились специальные книги по чжень-цзютерапии животных. Еще в 947—928 гг. до нашей эры было описано кровопускание у лошадей укалывани­ем в области яремной вены. В 659—620 гг. до нашей эры народ­ный врач Сун-ян, умевший хорошо оценивать лошадей по эк­стерьеру, владел и методами их лечения.

Передававшаяся из поколения в поколение чжень-цзютера­пия была описана врачом Бэ-Ло в книге «Бэ-ло-чжень-цзин»

8



(«Иглоукалывание и при­
жигание») . Это первая кни­
га по чжень-цзютерапии ки­
тайской народной ветерина­
рии. В ряде книг, написан­
ных позднее, также имеют­
ся указания о методе чжень-
цзю у животных. В книге
«Суй-шу-цзин-ди-дж» («Ис­
тория династии Суй», 589—
907 гг.) описывается техни­
ка чжень-цзютерапии и да­
ются рисунки активных
точек у лошади. В 1206 г.
народный ветеринарный

Сун-Ян или Бэ-Ло — великий ученый китайской ветеринарной чжень-цзю-терапии (седьмой век до нашей эры).

врач Биян-Гуан написал кни­гу «Тиуан-ди-тун-сюан-лун» («Некоторые теоретические взгляды народного ветврача по лечению болезней лоша­дей»). Таким образом, уже к 1200 г. народная ветери­нария делает попытки под­вести теоретическую основу под чжень-цзютерапию животных.

Во времена династии Мин братьями Юй Бэн-юань и Юй Бэн-хэн была издана книга «Юань-хэн-льо-ма-ди» («Сборник о лечении лошадей»). В этой книге обобщен богатый опыт, на­копленный народными ветеринарными врачами в течение не­скольких тысячелетий по лечению лошадей и крупного рогато­го скота методами чжень-цзю. Авторы использовали в своей работе ранее написанные книги: Сун Яна (Бэ-Ло) «Бе-ло-мин-тан-лунь» («Методика иглоукалывания и прижигания»), «Мин-тан-ге» («Песнь о чжень-цзютерапии», написанная в целях луч­шего запоминания точек и выполнения чжень-цзю), «Чжень-цзю-бэ-ло!» («Схемы расположения точек и чжень-цзю») и ос­новное его произведение «Бэ-ло-чжень-цзин» («Классическая книга о технике чжень»). Книга братьев Юй Бэн-юань и Юй Бэн-хэн является ценным обобщением чжень-цзютерапии на­родной ветеринарии Китая. Она и до последнего времени слу­жит основным руководством и справочником по этому ценному методу лечения животных.

Во времена правления династии Цин (1644—1911 гг.) фео­дальное господство проявлялось с особой жестокостью по от­ношению к трудящемуся народу. Под влиянием феодально-религиозной идеологии высшего чиновничества и внедрения в Китай империалистической культуры чжень-цзютерапия, как и другие виды национальной медицины, была дискредитирована,

9

а народные врачи подвергались гонениям, особенно после опи­умных войн.

В настоящее время чжень-цзютерапия является одним из са­мых популярных среди других методов и средств классической китайской медицины и ветеринарии. Его популярность связана с простотой, доступностью и нередко с удивительно исцеляю­щим действием.

Созданный народом метод чжень-цзютерапии широко при­менялся и применяется для лечения многих недугов человека и животных. Передаваясь от поколения к поколению, чжень-цзю­терапия совершенствовалась, открывались новые более эффек­тивные точки для иглоукалывания и предавались забвению не-оправдавшие себя. Старинные источники китайской литературы донесли до нас 695 точек, которые используют народные врачи Китая при лечении человека. Приходится удивляться тому, как удалось в те далекие годы открыть столько активных точек и разработать метод чжень-цзютерапии. Древние врачи не знали анатомии, гистологии, физиологии, патофизиологии, законов нервной регуляции и биофизики, им были недоступны тонкие эксперименты с помощью сложнейшей аппаратуры, регистри­рующей тончайшие проявления физиологических механизмов организма человека и животных.

В настоящее время в медицине чаще используются 150 ос­новных активных точек, приблизительно такое же количество и в народной ветеринарии. Каждая точка имеет определенное анатомотопографическое положение и терапевтическое значе­ние. Чжень-цзю как лечебный метод неразрывно связан с ис­кусством выполнения и, как искусство, лишь до определенной степени поддается описанию и обучению, а дальше остается то, что связано и обусловлено индивидуальной физиологической реактивностью, свойствами высшей нервной деятельности, тон­ко координированной чувствительностью и моторной деятель­ностью исполнителя.

На протяжении тысячелетий секреты этого метода, опреде­ление и выбор активных точек, их сочетание и технические приемы иглоукалывания и прижигания передавались от учи­теля к ученику, нередко от отца к сыну. Именно поэтому до­шедшие до нас методы и приемы чжень-цзютерапии отличают­ся эмпиричностью и довольно значительным разнообразием вы­бора сочетаний активных точек и технических приемов для ле­чения одинаковых заболеваний.

Многовековой опыт народной медицины Китая, Японии и Кореи без морфолого-физиологических и других научных ис­следований оказался недостаточным для выяснения многих во­просов чжень-цзютерапии. До наших дней народная медицина Китая не смогла создать законченной и научно обоснованной теории чжень-цзю; многие стороны механизма действия этого

10

метода все еще остаются неясными. До сих пор выбор активных точек и технические приемы лечения болезней осуществляют­ся на основе опыта и интуиции врача. Они требуют уточнения показаний к применению чжень-цзютерапии, особенно в вете­ринарии.

Современная медицина Китая совместно с советской наукой сделала большой шаг вперед в области изучения и на­учного освоения чжень-цзютерапии. В созданных специальных научных учреждениях успешно обобщается народный опыт это­го метода лечения, уточняются и разрабатываются показания к его применению, выясняется механизм его действия и дру­гие вопросы.

В связи с этим большое значение для научного осмыслива­ния и обобщения имело издание ценного труда профессора доктора Чжу-Лянь «Сяндай чжень-цзю-сюе» («Современная чжень-цзюология»), переведенного на русский язык под назва­нием «Руководство по современной чжень-цзютерапии».

Благодаря трудам профессора Чжу-Лянь, проверившей на себе целебное действие чжень-цзютерапии при тяжелейшем за­болевании коленного сустава, а также творческого труда кол­лектива Научно-исследовательского института чжень-цзютера­пии Академии наук медицины КНР, этот метод получил широ­кий доступ в хорошо оборудованные и оснащенные клиники и другие лечебные учреждения. Так были заложены основы на­учного и практического объединения народной медицины с ев­ропейской медициной. Мы лично благодарны профессору Чжу-Лянь за ознакомление с достижениями института чжень-цзю­терапии Академии наук народной медицины КНР и демонстра­цию этого метода в клиниках и лабораториях института.

Для изучения чжень-цзютерапии народной ветеринарной медицины в КНР созданы благоприятные условия. Этот метод в настоящее время широко применяется в ветеринарно-лечеб-ных учреждениях, в народных коммунах, в научно-исследова­тельских институтах, на ветеринарных факультетах, где он из­лагается в виде специального курса. Так же, как и в медици­не, в ветеринарии опыт народной чжень-цзютерапии изучается и обобщается в специально созданных лабораториях научно-исследовательских институтов. В результате творческих уси­лий этих институтов, а также народных ветеринарных врачей лечебных учреждений за последние годы созданы и изданы научные труды и практические руководства по применению чжень-цзютерапии животных (рис. 1). В 1956 г. была издана книга «Цзун-со-и-цзин-ян-ди» («Сборник по обобщению опыта народных ветврачей»). В этом же году вышла другая книга «Шэнь-цу-бин-чжень-цзю-юй-цзын-цяо-ле-фа» («Ветеринарная чжень-цзютерапия и лечение народными медикаментами»). В 1957 г. в КНР был издан сборник по ветеринарной чжень-

11



Рис. 1. Руководства по ветеринарной чжень-цзютерапии, изданные в КНР.

цзютерапии «Шо-и-чжень-хуей-биань» («Новая книга о лошади и крупном рогатом скоте»). В 1958 г. издана «Синь-нью-мацзин», где также представлен раздел чжень-цзютерапии. В 1959 г. впер­вые зооветеринарной научно-исследовательской лабораторией и зооветеринарным техникумом уезда Чжао-юань опубликована «Дж-бии-чжень-цзю-ле-фа» («Чжень-цзютерапия болезней сви­ней»). В этом же году были изданы и другие книги по игло­укалыванию и прижиганию животных, а в 1960 г. вышла в свет брошюра «Цзян-си-мин-диань-дя-тин-чжень-цзю-янь» («На­родный опыт по чжень-цзютерапии болезней птиц»).

За последние годы проведенные в КНР и СССР научные ис­следования способствовали усовершенствованию метода чжень-цзютерапии/ В результате этого теперь успешно применяется и разрабатывается электро-чжень-цзютерапия. Для этой цели

12

сконструированы специальные аппараты, позволяющие получать необходимое напряжение и силу электрического тока, исполь­зуя который в сочетании с иглоукалыванием в активные точки,. китайские врачи получают хорошие результаты при лечении ряда заболеваний, таких, например, как ревматизм, парезы и параличи. Для ветеринарных целей мастерскими Харбинской сельскохозяйственной академии и других научно-исследователь­ских экспериментальных лабораторий сконструирован и изго­товляется специальный аппарат. Электро-чжень-цзютерапия, по-видимому, найдет широкое применение в медицине и ветери­нарии.

Учитывая, что в зоне активных точек электропотенциал зна­чительно выше, чем в других участках тела человека и живот­ных, для определения их положения были специально сконст­руированы в Китае и Советском Союзе милливольтметры. Та­кие приборы позволяют не только устанавливать положение соответствующей активной точки, но и определять по измене­нию электропотенциала функциональное состояние внутренне­го органа, с которым связана данная точка. Врач Т. Д. Новин­ский сконструировал ценный акустический точкоискатель.

Иглоукалывание или прижигание активных точек с изменен­ным электропотенциалом способствует нормализации и выздо­ровлению больного органа, с которым они находятся в рефлек­торной связи. Экспериментальные исследования и клинические наблюдения ряда советских медицинских лечебных учреждений и личные наблюдения позволяют сделать заключение, что инъ­екции 0,5—1%-ного раствора новокаина в зону активной точки с измененным электропотенциалом действуют подобно игло­укалыванию и прижиганию, нормализуя нарушенную функцию органа, связанного с определенной активной точкой.



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ

КИТАЙСКОЙ

НАРОДНОЙ

МЕДИЦИНЫ

И ВЕТЕРИНАРИИ

Китайская народная медицина и ветеринария, в том числе метод чжень-цзютерапии, опираются преимущественно на мате­риалистические основы. При лечении больных прежде всего ис­ходят из основных руководящих положений, изложенных еще в Каноне китайской медицины «Хуан-ди-ней-цзин» и в трудах последнего времени. Сущность их сводится к следующему:

  1. Жизнь организмов протекает в определенных условиях внешней среды. Неблагоприятные ее влияния могут явиться причиной заболевания. Отсюда надо искать и средства излече­ния болезней именно во внешней среде — лечить надо главным образом естественными средствами природы.

  2. Организм больного играет большую роль в особенностях проявления и течения болезни, поэтому большое лечебное зна­чение имеет укрепление организма путем изменения режима жизни и питания (кормления), а также выработки у больного человека уверенности в выздоровлении.

  3. Лечение каждого больного должно быть строго индивиду­альным в отношении выбора лечебных средств и их дозировки. Так как индивидуальные особенности больного выявляются прежде всего своеобразием болезненного синдрома* и конкрет­ной симптоматики болезни и при этом каждый синдром и симптом

* В китайской медицине синдром выражает существо заболевания. 14

имеет определенное происхождение, свой механизм (пато­генез), поэтому считается, что синдромносимптоматическое лечение является и наиболее индивидуальным и наиболее патоге­нетическим, т. е. в наибольшей степени действующим на сам механизм развития болезни.

  1. В отличие от гомеопатов китайские народные врачи ут­верждают, что при лечении надлежит исходить из принципа от противного. Отсюда «жар» следует лечить «холодными» сред­ствами, «холод», наоборот, «горячими». Вместе с этим ле­чебное воздействие должно быть направлено как на больной орган, так и на содружественные с ним органы. Лечение должно быть комплексным в смысле одновременного использования разных лечебных методов и воздействия на весь болезненный синдром со всеми его проявлениями.

  2. Лечебные мероприятия не должны выполняться поспешно (за исключением особых случаев, не требующих отлагательст­ва),— надо давать и самому организму бороться с болезнью. По этому поводу в старинной книге тибетской медицины «Жуд-ши» («Сущность целебного») подчеркивается, что лечить болезни надо так, как будто идешь по ступеням лестницы, сна­чала разумным образом жизни и деятельности, затем диетой и только после этого лекарствами и лишь под конец хирургиче­ской операцией.

Эти пять лечебных положений китайской медицины, несом­ненно, являются не только разумными, но и перекликающими­ся с современными биологическими основами медицины и по­этому заслуживают внимания и в наше время.

Несколько тысяч лет назад китайские ученые положили в основу понимания деятельности и здоровья организма учение о «Чи», т. е. «жизненной энергии». По их представлениям «жиз­ненная энергия» постоянно циркулирует по всему организму. При этом она «исходит из сердца, в него же и возвращается», последовательно проходя по всем органам тела, совершает полный кругооборот в течение суток (рис. 2). Всякого рода нарушения ритма движения «чи» в теле человека или животных приводят к заболеваниям. Если «чи» выходит из тела, жизнь приостанавливается; когда «чи» поступает в тело в излишнем количестве, то в организме происходят нарушения и возникает болезнь. Китайские народные врачи эмпирически установили, что «чи»—«жизненная энергия»— создает в каждом органе при­сущую ему во времени наиболее напряженную деятельность. Кроме того, они определили, что в течение наиболее напряжен­ной деятельности любой орган оказывается чувствительнее к повреджающим, болезнетворным и лечебным воздействиям. Ки­тайские народные врачи считают наиболее целесообразным применять чжень-цзютерапию (иглоукалывание и прижигание) в часы наиболее напряженной деятельности больного органа

15



(рис. 3). Далее следует отме­тить, что много веков назад китайские ученые утверждали, что в основе всего существую­щего лежит борьба противопо­ложностей «ян» и «инь». По их представлениям основой жизненного тонуса организма человека и животного являет­ся «ян» и «инь», т. е. «поляр­ность сил». При этом внутрен­няя борьба «ян» и «инь» явля­ется формой проявления «жизненной энергии» во всех явлениях природы и в том числе в организме человека и животных. Борьбу противопо­ложностей они представляли в движении и покое, во взаимо­действии и борьбе активного и пассивного, света и тьмы, внеш­него и внутреннего, мужского и женского, горячего и холодного и т. д.

Рис. 2. Схема циркуляции энергии в теле животного в течение суток.

сплошная линия — поток энергии в орга­нах «ян»; пунктирная линия — поток энер­гии в органах «инь».

«Ян» в организме связан с возбуждением, а «инь»— с торможением. Воздействуя на «ян» или «инь», т. е., усиливая возбуждение или торможение, китайские народные врачи до­стигают нормализации «чи» заболевшего органа, его функ­ций. Так, при понижении «чи» рекомендуется воздействовать на «ян», а при излишне повы­шенной энергии (возбужде­нии), наоборот,— на «инь». Для воздействия на них прак­тикой предложены различные приемы чжень-цзютерапии. По представлениям китайских народных врачей она является ме­тодом регуляции напряжения и циркуляции «чи», повышения жизненного тонуса и укрепления жизненности организма.

Теоретические основы китайской народной медицины и ве­теринарии и, в частности, чжень-цзютерапии опираются также и на учение «У-цин» («О пяти элементах мироздания»). Соглас­но этому учению, вся природа, все живое состоит из пяти эле­ментов: огня, земли, золота, воды и дерева. Взаимодействуя по

IS

принципу «ян-инь»—«полярности силы», они образуют «десять тысяч вещей», т. е. всю природу и в том числе животных и че­ловека.

Соответственно пяти элементам мироздания организм жи­вотных и человека представлен 5 основными и 12 «существен­ными органами». Следует заметить, что древнее понятие об ор­ганах не совпадает с современным структурно-функциональным и топографическим представлением об органах. Так, например, в понятие «сердце» включалась не только вся сердечно-сосудис­тая система кровообращения, но и психическая функция. У всех народов мира до сих пор бытует представление о «сердце», как вместилище чувств и переживаний.

Под «селезенкой» подразумевалась вся пищеварительная система: восприятия и переработки пищи, всасывания продук­тов этой переработки, использования их организмом и выведе­ния шлаковых продуктов. «Почки», как полагали, включают систему мочеобразования и выделения жидких шлаковых эле­ментов, систему водно-со­левого обмена организ­ма и желез внутренней секреции. Считалось, что «легкие» объединяют всю систему дыхания и кожу.

«Печени» приписыва­лись не только активная обменная и дезинтокси-кационная функции, но и нервная регуляция упо­мянутых органов и дру­гих функций организма.

Рис 3. Время максимальной активности органов «ян» и «инь» в течение суток.

Эти пять основных «органов» входят в со­став 12 «существенных органов». Из них у 6 (желудок, тонкие, тол­стые кишки, желчный, мочевой пузыри и так на­зываемый тройной обо­греватель, или орган «трех частей тела») пре­обладает «ян-тенденция». Все они являются органа­ми («цехами») выработ­ки и поглощения энергии. Другие 6 органов с «инь-тенденцией» являются «вместилищами («скла-

М. В. Плахотин

17



Рис; 4. Взаимодействие главнейших органов тела согласно учению о пяти элементах (у-цин).

дами») и местами выделения энергии. К ним относятся: сердце, легкие, печень, селезенка с поджелудочной железой, почки и перикард, который к тому же, служа управителем сердца, пред­ставляет «сосудисто-сексуальную систему».

Все органы, составляющие организм, как и «пять элементов мироздания», находятся в определенной взаимосвязи (рис. 4).

Принято считать, что если все органы животного или чело­века функционируют нормально, т. е.: оказываются здоровыми, то реакция, возникающая между ними в процессе саморегуля­ции, обычно затухает. При заболевании же какого-либо органа саморегуляции органов и затухания реакции не наступает. Воз­никшая реакция в организме приобретает в таких случаях пато­логический характер. Для ее устранения необходимы нормали­зующие воздействия на «инь» или «ян-тенденцию» заболевшего и других органов. Это может достигаться иглоукалыванием и прижиганием. Для правильного использования чжень-цзютера-пии рекомендуется учитывать, что органы, последовательно расположенные по часовой стрелке, дуйствуют по правилу «мать—сын», что сопровождается стимуляцией и возбуждением последующих органов («ян-тенденция»). Иначе говоря, каждый орган действует на последующий, расположенный от него по часовой стрелке как «мать» (источник энергии) на «сына» (вос-принимателя энергии); с другой стороны, этот же орган ока­зывает противоположное влияние на предшествующий орган, лежащий против часовой стрелки, подавляя, тормозя его энер­гию («инь-тенденция»).

Упомянутые связи и взаимовлияния органов осуществляют­ся по соответствующим «каналам» или «линиям», связываю­щим органы в определенной последовательности друг с другом и, кроме того, с периферией, где на канале каждого органа располагаются активные точки. Воздействия на эти точки игло-

18

укалыванием или прижиганием передаются прежде всего на со­ответствующий орган. Под влиянием этого в нем возникает ре-акция, распространяющаяся и на другие органы: по направле­нию часовой стрелки в виде повышения возбуждения («ян-тен­денция») по правилу «мать—сын» (см. рис. 4), а против часо­вой стрелки, наоборот, постепенного затухания возбуждения по правилу «сын—мать» («инь-тенденция»), т. е. наступает тор­можение.

Чтобы усилить возбуждающее влияние на больной орган, согласно учению «У-цин» о связи и взаимовлиянии «Пяти эле­ментов мироздания» или органов, необходимо дополнительно раздражать активные точки канала органа предшествующего звена, по отношению которого больной орган находится по ходу часовой стрелки. Так, например, при заболеваниях печени, желчного пузыря и глаз (см. рис. 4), после воздействия на ак­тивные точки канала больного органа дополнительно проводят иглоукалывание или прижигание активных точек канала почек. В тех же случаях, когда необходимо усилить торможение в упомянутых больных органах, дополнительно раздражают ак­тивные точки канала органа, по отношению которого больной орган находится против часовой стрелки, т. е. в данном случае необходимо воспользоваться активными точками каналов серд­ца и тонкого кишечника.

Кроме описанной связи органов по кругу, каждый из них воздействует (внутри круга схемы расположения органов) на другой, лежащий от него через звено, и подавляет его энергию по правилу «дед—внук» (это показано на рис. 4 пунктирными стрелками).

Проводя чжень-цзютерапию, с учетом этого правила можно влиять на перевозбужденный орган, затормаживая его функ­цию. С этой целью следует вначале сделать иглоукалывание или прижигание в активные точки канала органа, являющегося по отношению перевозбужденного органа «дедом» (см. рис. 4).

Для перевозбужденной, например, печени или желчного пу­зыря «дедом» будут являться легкие и толстый кишечник. Б свою очередь, печень и желчный канал являются «дедом» по отношению к желудку и селезенке и т. д.

Далее необходимо учитывать, что два любых органа, свя­занных между собой третьим, взаимодействуют как «муж» и «жена». При этом они оказывают друг на друга сдерживающее (тормозное) влияние. Такой эффект можно ожидать от игло­укалывания, например, в активные точки канала почки («муж»), затем канала легких («сын») и канала желудка («жена»).

Итак, все органы тела человека и животных находятся меж­ду собой в сложном взаимодействии. При этом одни из них по отношению других, располагающихся по часовой стрелке,
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации