Реферат - Типы инноваций. Инновационный маркетинг и его особенности - файл n1.doc

Реферат - Типы инноваций. Инновационный маркетинг и его особенности
скачать (130.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc131kb.16.09.2012 07:38скачать

n1.doc



СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ТИПЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………..3

НЕМНОГО ТЕОРИИ………………………………………………………………3

КАКИЕ БЫВАЮТ ИННОВАЦИИ?......................................................................3

ИННОВАЦИИ В РОССИИ………………………………………………………..5


СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………10

  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ…………...11

СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………20


  1. ТИПЫ ИННОВАЦИЙ

НЕМНОГО ТЕОРИИ


Словарное определение: инновация (нововведение) – деятельность, имеющая конечным результатом получение нового или усовершенствование имеющегося продукта, услуги, формы организации производства, управления или технологии.

Инновационная деятельность – процесс создания, освоения и распространения инновации.

Инновационный процесс является обязательным и основополагающим условием обеспечения конкурентоспособности производства и продукции, завоевания и удержания позиций на рынках, повышения производительности, а в итоге и эффективности как предприятия, так и экономики в целом.

Основоположник теории инновационного развития Йозеф Шумпетер выделил пять характеристик инноваций:

• изготовление продукции с новыми свойствами;

• внедрение нового метода (способа) производства;

• освоение новых рынков сбыта;

• использование нового источника сырья;

• проведение соответствующей реорганизации производства.

Чтобы было понятно, о чем идет речь, возьмем, например, вторую характеристику – «внедрение нового метода производства». В этой связи будет ли называться инновацией покупка, к примеру, российским предприятием пусть и современной, но уже использующейся европейской линии производства? Мы полагаем, что нет. Тогда как покупка европейского патента и разработка на его основе уникальной, не имеющей аналогов, но российской линии производства уже вполне может считаться инновацией. В первом случае мы всего лишь выпускаем западный по происхождению конкурентоспособный (и то не всегда) продукт (притом чаще всего по лицензии).

КАКИЕ БЫВАЮТ ИННОВАЦИИ?


Инновации принято подразделять на две категории: технологические и нетехнологические. К инновациям технологической категории относятся изменения, касающиеся средств, методов, технологий производства. Нетехнологические инновации – это инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера.

Разделяют базовые инновации – крупнейшие изобретения, революционные перевороты в технике и сознании. Внедрение таких новаций чаще всего требует длительной подготовки и крупных затрат, но в то же время дает фантастический эффект. Таковыми инновациями стали, например, изобретение парового двигателя, создание компьютера, использование нефти и газа в качестве энергии. В последнее время говорят о «закрывающих» инновациях – таких, которые ставят крест на существующих сейчас отраслях производства или по крайней мере снижают их эффективность за счет предложения новой технологии или нового сырья. В нашей ситуации «закрывающей» могла бы стать инновация, которая позволила бы получать и накапливать энергию без использования электричества, нефти или газа. Или, например, если говорить о фантастических инновациях, – замена нынешних двигателей внутреннего сгорания антигравами.

Другие инноваций – крупные нововведения, которые приводят к смене поколений техники или появлению новой технологии при сохранении основополагающих принципов технологического процесса. Например, к такому классу инноваций относится переход от разработки компьютерного процессора на лампах к современному процессору на микрочипах (транзисторному процессору). Создание нового процессора, который бы позволил кратно поднять быстродействие компьютеров, безусловно, также относится к такому виду инноваций. Понятно, что результатом подобных инноваций являются новая техника и новая технология, выход на новый уровень технических показателей (ТТХ) продукции, удовлетворение новых потребностей населения. Внедрение инноваций второго класса происходит намного быстрее и стоит намного дешевле, чем в первом случае, но и эффект от подобных инноваций значительно меньше.

Следующие инноваций – средние инновации, или, иначе говоря, «комбинаторные», то есть затрагивающие одну конкретную технологию и имеющие дело лишь с комбинацией уже существующих элементов продукта, технологии. Подобные инновации позволяют создать новые модели или новые модификации техники, усовершенствовать имеющиеся технологии или улучшить ТТХ продукции. Например, модификации моделей автомобилей, позволяющие улучшить аэродинамические свойства, или модификации двигателей с целью снижения выбросов вредных веществ.

Интересно, что слово «инновации» имеет разное содержание в разных сферах общественной жизни.

• Экономические инновации – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств.

• Кадровые инновации – нововведения, связанные с работой организации, с персоналом, целевая деятельность по внедрению кадровых новшеств, направленная на повышение уровня и способности кадров решать задачи эффективного функционирования структуры. Для современной России кадровыми инновациями являются, к примеру, политические проекты по вовлечению молодежи в политику, а также разрабатываемые системы совершенствования управления предприятиями.

• Культурные инновации – механизм формирования оригинальных культурных продуктов, обеспечивающих динамичное развитие конкретного типа культуры, обеспечивающих выработку адекватных меняющейся обстановке культурных доктрин, создание новых культурных форм (паттернов) – универсальных клише, форматирующих человеческий опыт при помощи совокупности актуальных языков культуры.

• Социальные инновации – явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления.

ИННОВАЦИИ В РОССИИ


Отметим, что в мире инновации совершаются, прежде всего, в интересах конкретного производителя, и потому именно коммерческий сектор, а не государство является главным производителем и потребителем инноваций. Для появления, развития и реализации инноваций необходимы рыночная экономика и конкурентная среда. Государство в принципе способно действовать как локомотив инноваций, но это приводит к перекосам экономики, неэффективному расходованию средств, а иногда даже заводит общество в тупик. Безусловно, государственная машина не может стоять в стороне от инновационного процесса, но роль ее должна быть скорее направляющей, указывающей и облегчающей путь.

Премьер-министр России Владимир Путин:

«Мы планируем инновационное развитие экономики, а прирост инновационной части за будущие пять лет пока в планах правительства, на мой взгляд, крайне незначителен. Но это как раз говорит о том, что мы фиксируем внимание на этих проблемах и будем добиваться их решения».

В целом инновационная составляющая в ВВП России занимает лишь 5–5,5 процента, тогда как в других развитых странах эта цифра достигает 30 процентов. При этом слабая инновационная составляющая обусловлена не отсутствием изобретений и рацпредложений, а медленным внедрением новшеств в производство. По-научному это звучит как «разрыв между этапом наработки коммерчески интересных идей и этапом их внедрения». Это естественно: бизнесу нужна быстрая отдача и скорая прибыль.

Вот как об этом говорит заведующий отраслевой лабораторией Росатома при МИФИ Вадим Петрунин: «Могу привести пример из собственной практики. Один предприниматель хотел профинансировать мою разработку в размере нескольких миллионов долларов. Узнав, что на реализацию проекта требуется от трех до пяти лет, он предложил значительно увеличить инвестиции с условием, что результат будет готов через два-три года. То есть российский бизнес пока не понимает того, что для воплощения научной идеи необходимо время и его нельзя ускорить только деньгами. Пока в России сырьевая экономика, процесс внедрения инноваций будет сдерживаться».

Российский бизнес пока не понимает того, что для воплощения научной идеи необходимо время и его нельзя ускорить только деньгами.

Откроем доклад АФК «Система», IT-концерна Sitronics и российской Ассоциации менеджеров за 2005 год. Из него следует, что в 2004 году Газпром вложил в НИОКР 100 миллионов долларов, ГМК «Норильский никель» – около 40 миллионов, Северсталь – более 2 миллионов. Инновационная программа по модернизации Красноярского алюминиевого завода, принятая холдингом «Русал» и рассчитанная на четыре года, оценивается в 270 миллионов долларов.

В прошлом году стало известно, что Газпром совместно с Газпромбанком планирует создать венчурный фонд для инвестиций в перспективные проекты в области энергетики. «Предполагается, что его капитал составит 100 миллионов долларов. Источники сообщали, что срок действия фонда составит 15 лет. Фонд будет инвестировать в проекты объемом 3–7 миллионов долларов с шестилетним циклом. Доходность составит 18—5 процентов годовых».
Однако подробнее об инновационных проектах крупных гигантов почти ничего не известно, так как все инновации подобного рода проходят под грифом «коммерческая тайна».

Между тем трудно скрыть инвестиции в знания, да предприятия и не стремятся этого делать. Так, в 2001 году «Сибирский алюминий» стал владельцем Сибирского научно-исследовательского проектно-конструкторского института алюминиевой и электродной промышленности, в 2003 году «Русал» приобрел 100 процентов акций Всероссийского алюминиево-магниевого института в Петербурге, в 2004 году «Евразхолдинг» купил петербургский проектный институт «Гипроруда». В свое время нефтяная компания ЮКОС также стремилась упрочить связи с образованием, вложив средства в РГГУ. В целом бизнес стремится к тому, чтобы оказывать на высшее образование определенное влияние, однако делает это пока не столь масштабно, чтобы можно было ожидать существенного изменения в лучшую сторону ситуации в вузах России.

Культурные инновации


Глобальные идеологические культурные инновации никогда не появляются в безвоздушном пространстве, в идеологическом вакууме. Они являются следствием общественного запроса, следствием многочисленных инноваций рангом пониже. В России одной из таких инноваций, глубоко имманентных русской культуре, стало появление нового анимационного кино. Речь здесь идет о новых студиях, таких как «Пилот», «Мельница». О последней необходимо поговорить подробно.

Весной 2006 года газета «Эксперт» писала: «За последние три года произошло нечто, что по праву может быть названо возрождением российской мультипликации. А именно: вышли четыре полнометражных мультипликационных фильма – „Карлик Нос“, „Алеша Попович…“, „Владимир“ и „Добрыня Никитич…“. Три из них сняты на петербургской студии „Мельница“. В том числе и „Алеша Попович.“, занявший одно из первых мест в листе продаж.

«Мельница» не собирается останавливаться на достигнутом. В настоящий момент это самая крупная действующая студия в России и в СНГ. В ближайшее время на ней заканчивают работу еще над несколькими «русскими» проектами.

Экономические инновации

Среди экономических инноваций на слуху чаще всего информационные. В современном мире сфера информационных технологий – самая активно развивающаяся. Именно в ней реализуется множество новых проектов. В российском IT-пространстве появилась целая плеяда инноваторов. Например, это известный сем профессионально занимающийся анализом СМИ создатель системы комплексной работы с текстом Мирослав Макстенек.

Макстенек в настоящий момент – генеральный директор одной из крупнейших интернет-библиотек Publik.RU и глава исследовательской фирмы Smartware, специализирующейся на разработке решений для сбора, мониторинга и анализа разнородных данных. Информационно-аналитические решения Smartware используются в крупнейших российских многопрофильных корпорациях и госструктурах. В фондах интернет-библиотеки Publik.RU насчитывается 30 миллионов документов из 3000 информационных источников, представляющих периодические издания всех субъектов РФ, включая бумажные и электронные СМИ. Ежедневно в базу добавляется около 17 тысяч новых документов и обрабатывается более 4 тысяч запросов. Среди постоянных клиентов библиотеки – Совет безопасности РФ, Служба судебных приставов, Банк России, Сбербанк РФ, МГУ, ЛУКОЙЛ, ведущие маркетинговые и PR-агенства, инвестиционные, промышленные, юридические, политические и консалтинговые компании, средства массовой информации.

В декабре 2007 года библиотека открыла тестовый доступ к бета-версии новой системы, чьи возможности поиска работы с результатами превращают Publik.RU фактически в онлайн-центр для исследований медийного поля. Эта система уже стала прорывом в технологии медиаисследований. В перспективе именно на технологии, разработанной Макстенеком, возможно создание нейросетей и думающих компьютеров, обладающих собственным интеллектом.

Лаборатория антивирусной защиты

Что такое антивирус Касперского, знает сейчас, наверное, любой школьник, который хоть раз близко общался с компьютером. Сам Касперский и его знаменитая «Лаборатория» стали символами защиты от компьютерных напастей всех мастей.

В 2003 году «Лабораторий Касперского» была учреждена компания InfoWatch, которая занимается разработкой, внедрением и сопровождением систем защиты корпоративной конфиденциальной информации от хищения, уничтожения и других неправомерных действий.

На сегодняшний момент «Лаборатория Касперского» - это международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами в Великобритании, Германии, Франции, США, Японии, Южной Корее, Китае, Нидерландах, Польше и Румынии. Компания стала самым известным в России производителем систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак и вошла в пятерку ведущих мировых разработчиков программного обеспечения для защиты информации от интернет-угроз.

Социальные инновации

Грандиозную роль в формировании новой системы общественных связей сыграли такие инновационные проекты, как «В.Контакте» и «Одноклассники.Ру». Построенные во многом на основе западных аналогов, они технически не представляют собой инновационного продукта, однако в социальном аспекте обе сети, безусловно, являются инновационными.

В настоящее время мы переживаем четвертую волну инноваций. Практически весь мир отказался от спекуляции инновациями (для этого нашлись иные инструменты – в первую очередь финансовые и нефтегазовые). Сейчас в моде традиционные инновации второй – четвертой категорий. То есть прорывных инноваций в настоящее время никто особо не ждет, более того, их считают даже вредными. А вот глубокие изменения уже существующих продуктов и технологий приветствуются, равно как в почете сейчас и малые инновационные формы. В подобной ситуации у России, накопившей довольно большие резервы для инвестиций, открывается грандиозное пространство для действий. Чуть больше амбициозности, чуть больше смелости – и наша страна получает возможность сделать тот самый рывок, о котором мы говорили в начале. Это тем более важно, что в настоящее время растет значение таких новых отраслей, как биотехнологии, в бешеном темпе развивается фармацевтика, а в интеллектуальной сфере царит затишье перед бурей, что явно требует культурных и социальных инноваций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальные документы:

  1. Российская Федерация. Постановления. О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности: постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999г. № 1460. Режим доступа: Консультант Плюс. Законодательство.

Книги:

  1. Вузовская наука выходит из тени академической. ScienceRF. 24 сентября 2007 года.

  2. «Газпром» готов рисковать. РБК daily. 28 марта 2007 года.

  3. Елена Кутловская. Куда заводит криптография. Независимая газета. 16.02.2007г.

  4. Изобретатели научились брать деньги. Коммерсант. 26 апреля 2006 года.

  5. Никита Елисеев. Ре/анимация. Эксперт Северо-Запад. 17 апреля 2006 года. Павел Данилин. «Инновационный путь России». – Европа. – 2008г.

  6. Роман Дрохов. «Касперский» в десятке. Ведомости. 10.08.2007г.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.expert.ru/printissues/northwest/2006/15/interview_bronzit/



  1. ИННОВАЦИОННЫЙ МАРКЕТИНГ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Инновационный маркетинг - концепция маркетинга, согласно которой организация должна непрерывно совершенствовать продукты и методы маркетинга.

Инновационный маркетинг - это формирование новых рынков и новых потребностей у покупателей.

Маркетинговая деятельность – это управление спросом. Следо­вательно, маркетинговая деятельность в области инноваций озна­чает управление спросом на инновации на основе классификации спроса, анализа рыночных возможностей, разработки и применения маркетинговых комплексов (ценовая политика, коммуникационная политика, диффузия инноваций). Она начинается с разработки схемы классификации спроса на новые продукты и операции. Такая клас­сификация спроса создает основу для изучения спроса, сегментиро­вания рынка инноваций, отбора целевых сегментов и для позицио­нирования инноваций на рынке. В основу классификации спроса могут быть положены, например, сле­дующие признаки: интересы и привычки покупателя; психофизиологическую реакцию покупателя на новый продукт; реакцию поведения покупателя на инновации; степень удовлетворения потребностей покупателя.

Инновационный маркетинг как функция менеджмента направлен на эффективную реализацию инновации, применяет программно-целевой метод планирования и сис­темный подход к управлению реализацией инноваций. Он предполагает изучение рынка и приспособление к функционированию рынка в данный момент и воздействие на него, а также означает активные действия продуцентов, продавцов и покупателей на рынке реализации данной инновации.

Инновационный маркетинг имеет социальную ориентацию, последователей. Наиболее важными его видами являются стратегическая и оперативная составляющие. Исходя из особенностей инновационного процесса, можно рассмотреть следующие особенности маркетинга инноваций.

1. Между разработкой и применением научно-технической про­дукции существует иногда довольно значительный промежуток времени, конечный результат от ее использования в полной мере может проявиться в том или ином будущем периоде. Конкуренто­способность будущего конечного продукта среди прочего зависит и от правильности выбора направления исследований в период проведения НИОКР по его разработке.

Значит, в системе маркетинга нововведений значительное место должно занимать технологическое прогнозирование, имеющее целью выявление таких направлений НИОКР, результаты, от реализации которых будут конкурентоспособны в будущем.

2. Поскольку продукт научно-технической деятельности явля­ется исходным звеном конечного продукта, то маркетинг первого не может быть эффективным без изучения рынка второго. Иными словами, необходимо с требуемой степенью тщательности иссле­довать направления изменения потребности не только в самом интеллектуальном, но и в конечном продукте. Маркетинг научно-технического продукта должен включать и сбор, и анализ инфор­мации о среде функционирования его потребителей.

3. Потребительная стоимость интеллектуального продукта за­ключается в его способности экономить живой и овеществленный труд в сфере материального производства. Поэтому маркетинго­вые усилия должны быть направлены на изучение этой способно­сти. Цена интеллектуального продукта будет в большей степени зависеть от размеров указанной экономии, чем от затрат на его разработку (наряду с другими факторами).

4. Интеллектуальный продукт подвержен более быстрому мо­ральному старению, чем материальный продукт. Он имеет ком­мерческую ценность до тех пор, пока разработчик может обеспе­чить себе монопольные права на продукт как на объект хозяйст­вования. Этот момент определяет необходимость приложения уси­лий по защите и сохранению прав интеллектуальной собствен­ности, а также по обеспечению его патентной чистоты. Эти уси­лия предпринимаются в процессе маркетинга научно-технической продукции.

5. Однажды созданный интеллектуальный продукт в зависимо­сти от характера и направленности может многократно продавать­ся на различных рынках разным потребителям. Поиск способов тиражирования интеллектуального продукта является одной из задач его маркетинга.

Между разработкой и применением научно-технической продукции существует иногда довольно значительный промежуток времени, конечный результат от ее использования в полной мере может проявиться в том или ином будущем периоде. Конкурентоспособность будущего конечного продукта среди прочего зависит и от правильности выбора направления исследований в период проведения НИОКР по его разработке.

Значит, в системе маркетинга нововведений значительное место должно занимать технологическое прогнозирование, имеющее целью выявление таких направлений НИОКР, результаты, от реализации которых будут конкурентоспособны в будущем.

Ниже мы приведем примеры инновационной активности четырех российских компаний.

ОАО «Пивоваренная компания “Балтика”»

Основное внимание руководства «Балтики» в области инноваций концентрируется не столько на производстве, которое работает по отлаженным импортированным технологиям, сколько на повышении эффективности бизнес-процессов, маркетинге и дистрибуции. Инновации остаются ключевым фактором роста рынка пива. Пивоваренные компании, изучая предпочтения потребителей, уделяют все большее внимание упаковке, новым ассортиментным предложениям, а также культуре и организации продаж. Часто производители не просто исследуют предпочтения потребителей, но и активно формируют их, выпуская новую продукцию в оригинальной упаковке.

Как наиболее серьезные, «Балтика» отмечает две свои инновации. Одна из них — создание в 2006 году нового штамма дрожжей для производства пива «Балтика Кулер». Сотрудники исследовательского центра на базе мини-пивзавода компании вывели новый штамм путем отбора и скрещивания природных дрожжей из различных регионов Камчатки и островов Курильской гряды. Вторая инновация касается упаковки. Несмотря на то что пиво «Балтика Кулер» позиционируется в среднеценовом сегменте, при создании упаковки были использованы самые передовые тенденции, до сих пор присущие более дорогим пивным брендам. Пиво «Балтика Кулер» выпущено в стеклянной бутылке 0,5 л с удлиненным горлышком, прозрачной самоклеющейся этикеткой и пробкой с кольцом. Бренд показал впечатляющие результаты уже в год запуска: объем продаж за 2006 год составил 1 млн гл, а его доля в среднеценовом сегменте к концу года достигла 5%. Еще один новый вид упаковки — литровая алюминиевая банка. Такого формата до сих пор в мире не было (хотя были похожие — например, банка объемом 0,85 литра в США). Литровую упаковку сделала компания — поставщик тары специально для «Балтики». Ядро корпоративной инновационной системы «Балтики» — исследовательский центр, который начал формироваться в 1999–2000 годах. Сегодня в нем работают десять человек. По словам руководства «Балтики», подобных подразделений у других российских пивоваренных компаний нет. Исследовательский центр работает по двум направлением: контроль качества продукции на всех этапах (от анализа поставляемого сырья до дегустации продукции) и разработка новых сортов пива.

Новые сорта появляются не реже чем один в год. Задание на новый сорт пива поступает от маркетологов, которые разрабатывают его на основе фокус-групп, где выясняют пожелания потребителей. На мини-пивзаводе готовятся образцы пива, затем проводятся новые фокус-группы с дегустацией для корректировки продукта. Исследовательский центр организационно входит в состав дирекции по качеству.

«Полиметалл»

Горнодобывающая компания «Полиметалл» — лидер по добыче серебра в России (и пятый номер в мировом рейтинге) и третий отечественный производитель золота. По словам ее генерального директора Виталия Несиса, инновационная активность «Полиметалла» «неоригинальна и стимулируется отсутствием в России легких мест добычи». Инновации — обязательное условие увеличения объемов добычи драгоценных металлов при реализации новых российских проектов в неблагоприятных инфраструктурных, логистических и климатических условиях. При этом управленцы компании убеждены, что имеют дело скорее с поддерживающими технологиями: «Применяемые технологии известны не один год, а иногда и не одно десятилетие, и ничего кардинально меняющего традиционную технологическую картину в ближайшее время мы не видим».

Сегодня наблюдается усложнение технологий, как добычи, так и обогащения. Особенно это касается работы с так называемыми упорными рудами (с высоким содержанием серы, сурьмы и мышьяка, с необходимостью извлечения металлов из сульфидных кристаллических решеток). Усложнение технологий обогащения связано с необходимостью уменьшить на выходе или пустить в производственный цикл эти малоприятные с точки зрения экологических последствий вещества.

Именно развитие технологий разработки упорных руд и руд с низким содержанием золота в компании называют главными тенденциями технологического развития отрасли.

В состав ОАО «Полиметалл» входит ЗАО «Полиметалл Инжиниринг», занимающееся проектной и научно-исследовательской деятельностью в области добычи и переработки полезных ископаемых. В компании «Полиметалл Инжиниринг» занято более 100 высококвалифицированных специалистов (среди них 2 доктора наук и 14 кандидатов наук), обладающих успешным опытом реализации крупных горных проектов. На их счету 22 патента на изобретения. По словам управляющего директора компании Валерия Цыплакова, «только в 2006 году было выполнено более 60 научно-исследовательских работ, направленных на создание новых технологий, расширение рудно-сырьевой базы предприятий, совершенствование существующих технологических процессов, поиск новых реагентов».

«Полиметалл Инжиниринг» работает и со сторонними научно-технологическими организациями. Вместе с ВНИМИ РАН специалисты «Полиметалла» разрабатывали методические рекомендации по креплению горных выработок, по льдопородной закладке, по системам разработки рудника Дукат, делали расчет параметров устойчивости отвалов на месторождении Арылах. Институту земной коры (СПбГУ) и Всероссийскому научно-исследовательскому и геологическому институту им. А. П. Карпинского (ФГУП ВСЕГЕИ) заказывали минералогические исследования. Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов (ЦНИГРИ) выполняет регулярные заказы «Полиметалла» по изучению вещественного состава и перспективных методов вскрытия руд. Для исследования методов переработки упорных руд, относительно нового в России технологического направления, привлекаются авторитетные в этой области зарубежные научно-исследовательские компании: канадская SGS Lakefield Research Limited, Mintek из Южно-Африканской Республики.

В питерском РАЦ «Механобр-Аналит» работали над уточнением состава реагентов, добавляемых при извлечении драгметаллов для ускорения флотационных процессов (после вспенивания измельченной рудной пульпы добавление этих реагентов ускоряет вынос на поверхность молекул, содержащих золото). Научно-производственный центр ООО «Геотех», дочерняя компания корпорации «ЛогиС», основанной сотрудниками НИИ приборостроения, проводил инженерно-геофизические работы методами георадиолокации и малоглубинной электроразведки. Компания «Ньютон» при дубнинском Объединенном институте ядерных исследований создала прибор, использующий рентгено-флуоресцентные методы анализа руд. Компактный прибор служит для определения процентного содержания серебра в руде в режиме онлайн. Наиболее значимым примером технологических инноваций, внедряемых на объектах ОАО «Полиметалл», стал проект «Албазино-Амурск» (удачное совмещение организационных, логистических и технологических инноваций). Гидрометаллургический комбинат «Полиметалла» будет первым в Евразии предприятием по автоклавному выщелачиванию золота из упорных концентратов. Упорная руда — это обычно порода, в которой золото связано с сульфидами и мышьяком. А в двойных упорных рудах помимо сульфидов и мышьяка присутствуют еще некие углистые вещества, и после разрушения структуры руды золото из раствора переходит на уголь — сорбируется. В России две трети запасов составляют упорные руды. Существуют три принципиальные технологии их переработки: автоклавное выщелачивание, биовыщелачивание и обжиг. Обжиг — самая старая и самая экологически грязная технология. Биовыщелачивание у нас в стране успешно внедрено на месторождении «Олимпиада», которое входит в состав «Полюс Золота».

Технологию автоклавирования в российской горнодобывающей отрасли применяют в «Норникеле», ее используют алюминщики при производстве глинозема, но при производстве золота автоклавы еще не использовались. В автоклаве при давлении 8–10 атмосфер и температуре от 200 до 240 градусов происходит окисление серы и мышьяка, которые находятся в составе руды, а также высвобождение золота из кристаллической решетки сульфидов. По словам Виталия Несиса, в автоклаве амурского типа (в отличие от технологии бактериального выщелачивания) любую воду, зараженную цианидом, удается вернуть в производственный цикл, «в голову процесса». Всего в мире автоклавов по золоту работает меньше десяти. Если бактерии специально выводятся под руду определенного типа, то автоклавное предприятие «Полиметалл» строит не под конкретное месторождение, а под перспективу переработки концентратов упорных руд со всего Дальнего Востока.

Группа Е4

Группа Е4 — одна из крупнейших инжиниринговых компаний страны, созданная выходцами из РАО «ЕЭС России». В составе Группы Е4 — 13 холдинговых компаний, общее количество производственных активов — более 50 предприятий. Производства расположены в 27 регионах, численность персонала составляет более 17 тыс. специалистов.

Компания выполняет комплексные работы «под ключ», отдельные виды работ по проектированию, разработке ТЭО, разработке инвестпроектов, производству и поставке оборудования, строительству, монтажу, пусконаладочным работам и сервису в области промышленного и энергетического строительства. Группа имеет опыт работы в 11 отраслях экономики. Основные сферы деятельности: строительство угольных электростанций, парогазовых электростанций, электроподстанций, строительство и модернизация котельных.

Группа сильна в области автоматизации действующих энергообъектов при их реконструкции и внедрении энергосберегающих технологий. Одна из инноваций — использование котла с кольцевой топкой, отличающегося от традиционных меньшей массой и экологической чистотой. Головной образец такого котла эксплуатируется на Иркутской ТЭЦ с 2000 года.

Сейчас Группа Е4 диверсифицирует бизнес — оказывает инжиниринговые услуги металлургическим комбинатам и ГОКам, пытается выйти в сегмент строительства атомных энергетических объектов.

Группа относит себя к числу «тяжелых» подрядчиков, которые, помимо проектных институтов, управления комплектацией и управления проектами, имеют в своей структуре собственные подрядные структуры, «закрывающие» все ключевые виды работ по исполнению контракта. Ориентируясь на отечественного производителя, Группа Е4 является своего рода посредником между заказчиком и производителями энергетического оборудования.

Стадия развития рынка и процесс реформирования электроэнергетики определяют сегодняшнюю модель поведения группы — захват как можно более широкой зоны рынка. До конкуренции по технологиям рынок еще не дозрел. Поэтому в объеме бизнеса научно-техническая деятельность занимает далеко не первое место, соответственно, руководство компании уделяет этому направлению немного времени. Координирует инновационную деятельность Группы Е4 руководитель департамента по инновационной деятельности.

Финансирование инновационных разработок компания осуществляет из собственных средств. Например, в 2008 году на эти цели планируется потратить 5% прибыли. Этих средств, по словам генерального директора, «хватает на финансирование нескольких мелких по мировым меркам разработок». Ничего «принципиально нового и сложного» группа в настоящее время не финансирует. Причин тому две — недостаток собственных средств и отсутствие четко оформившегося спроса.

Главным интеллектуальным капиталом руководство Е4 считает заделы, оставшиеся во входящих в группу институтах, в особенности в НПО по исследованию и проектированию энергетического оборудования им. И. И. Ползунова (НПО ЦКТИ), в 2007 году вошедшее в состав Группы Е4. ЦКТИ и другие институты, входящие в Е4, наделены большой долей самостоятельности в части расходования финансовых средств: управляющая компания не забирает у институтов дивиденды и не навязывает им договоров по демпинговым ценам. В перспективе группа видит возможности использовать другие источники финансирования инновационных разработок: правительственные гранты, проектное финансирование (кредиты, облигационные займы и т. п.). Сейчас делаются большие вложения в кадры. Группа планирует докупать новые интеллектуальные активы, в том числе, возможно, отдельные подразделения Инженерного центра РАО ЕЭС. В планах компании также создание научно-технического совета из ведущих экспертов страны.

ОАО «Объединенная химическая компания “Уралхим”» (до 2007 года — ООО «Конструктивное бюро»)

«Уралхим» свой нынешний вид приобрел в августе 2007 года после ожесточенной борьбы за российские химические активы. Первым приобретенным активом стал Кирово-Чепецкий химкомбинат. В начале 2005 года «Конструктивное бюро» купило пермский «Галоген», став крупнейшим в стране производителем фторопластов; в конце 2005?го получило крупные доли в химкомбинатах «Минудобрения» (Пермь) и «Азот» (Березники); в 2007?м было реорганизовано в ОАО «Объединенная химическая компания “Уралхим”». «Уралхим» — лидер в российском производстве аммиачной селитры и крупнейший ее экспортер в мире. На экспорт «Уралхим» отправляет 85% своей продукции.

Цель «Уралхима» — стать вторым по величине производителем удобрений в России. Для этого им уже приобретен контроль над несколькими крупными производителями.

Из уже реализованных проектов к наиболее серьезным «Уралхим» относит запуск производства кальциевой селитры и кальциевой селитры с серой, удобрения 3П18 бесхлорного, гранулирования плавких фторопластов, каучука-264 (третьего поколения), плавкого полимера «Галеон», гранулятора хлористого кальция.

Центром инновационной деятельности «Уралхима» является Пропан-бутановая компания. Она была создана в середине 90?х ее нынешним руководителем Михаилом Генкиным и занималась инжинирингом в газовой отрасли. В настоящее время Михаил Генкин также возглавляет дирекцию по развитию бизнеса «Уралхима».

Пропан-бутановая компания имеет свою опытно-производственную площадку в городе Кстове Нижегородской области. Все научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектные работу ведутся на ней. В Кстове работают 60 постоянных сотрудников, объединенных в пять проектных групп, каждую из которых возглавляет проект-менеджер (главный конструктор). Также имеются несколько конструкторов и технический персонал. Средние затраты на содержание этого подразделения — около 700 тыс. долларов в месяц (не считая затрат на собственно НИОКР).

Проект-менеджер ведет проект от момента постановки задачи маркетологами до ее полного выполнения. По окончании опытно-конструкторских работ он назначается на несколько месяцев начальником цеха на химкомбинате и сам руководит запуском своей установки, одновременно выполняя все текущие обязанности начальника цеха. Причина такого необычного решения — яростное сопротивление сотрудников химкомбинатов любым инновациям. Только человек, обладающий всей полнотой власти в подразделении, может успешно закончить инновационный проект. Бонус такого проект-менеджера по итогам успешно выполненного проекта может составлять до трех годовых окладов (180 тыс. долларов).

Кроме того, Михаил Генкин старается повысить роль центральных заводских лабораторий. Для этого «на места» были отправлены специалисты для решения конкретных проектных задач и параллельного обучения местных сотрудников.

Инновационный проект считается законченным только по достижении целей на рынке. Например, в одном из проектов были пройдены все этапы, промышленная установка уже заработала на химкомбинате. Но поскольку проект-менеджер заранее не продумал каналы получения сырья для нее, установка работает пока с меньшей маржей, чем предполагалось. Поэтому проект считается незакрытым и проект-менеджер не получил свой бонус.

Принципиальное решение о необходимости ведения собственных технологических разработок как стратегической задаче было принято основным собственником компании Дмитрием Мазепиным. Он же определил конфигурацию корпоративной инфраструктуры и осуществляет руководство инновационными процессами. Непосредственный руководитель исследовательского направления в компании имеет возможность «выходить на первое лицо» напрямую. Схема принятия решений такова. Отдел маркетинга выявляет рыночные ниши и возможности. На их основе Михаил Генкин, отвечающий за весь инновационный процесс в компании, готовит варианты инновационных проектов, из которых в ходе дискуссии с инвестиционным департаментом отбираются перспективные, утверждаются руководством компании и передаются в разработку конкретному проект-менеджеру. В случае необходимости одновременно с разработкой начинается пиар-кампания с целью формирования потенциального спроса.

До последнего времени отношение к технологическим вузам и проектным организациям в компании было скептическое. По мнению Михаила Генкина, в России остались считанные специалисты, способные заниматься проектированием линий для химпроизводства. Тем не менее в связи с ростом сложности решаемых задач компания вынуждена входить во взаимодействие со сторонними научно-исследовательскими организациями. Так, разработка процесса синтеза карбамида проводилась совместно с кафедрой химической кинетики МГУ. Налажено устойчивое взаимодействие с ВНИИ удобрений и агропочвоведения им. Д. Н. Прянишникова. В настоящее время идет работа с Институтом теплофизики СО РАН.

Знание особенностей маркетинга инновационных продуктов, понимание наиболее серьезных стратегических проблем маркетингового управления, умение использовать адекватные управленческие инструменты с целью успешной коммерциализации инноваций являются критичными для успешной деятельности растущих предприятий высокотехнологичных секторов.

Актуальность проблемы исследования маркетинга инноваций обусловлена также новизной ее постановки для России, не имеющей еще достаточного эмпирического материала и значительных его теоретических обобщений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Официальные документы:

  1. Российская Федерация. Постановления. О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере: постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 (с изм. от 5м янв., 28 апр., 12 дек. 1995г, 6 марта 1996г., 31 марта 1998г., 26 окт., 14 окт. 2003г., 13 июля 2004г.). Режим доступа: Консультант Плюс. Законодательство.

  2. Российская Федерация. Постановления. Об утверждении основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий Постановление Правительства РФ от 11.12.2002г. №1764-Р. Режим доступа: Консультант Плюс. Законодательство.

Книги:

  1. Бранчеев, В.П. Маркетинг инноваций. (радикальные и "подрывные" инновации - хайтек-маркетинг)/ В.П. Баранчеев. – М., 2007. – 232 с.

  2. Бун, Л. Современный маркетинг: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и упр. и «Коммерция» / Л.Бун, Д.Курц; перев. с англ. (В.Е. Егорова). 11-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 1039 с.

  3. Валдайцев, С.В. Менеджмент технологических инноваций/ С.В.Валдайцев, Н.Н.Молчанов. - СПбГУ, 2003. – 560 с.

  4. Завлин, П.Н. Инновационный менеджмент/ Н.Н.Завлин. - Наука, 1997. – 300 с.

  5. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. —3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с.

  6. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов/ Ю.П.Морозов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446с.

  7. Пермичев, Н.Ф., Челомин, В.Н. Маркетинг для специалистов: учебно-практическое пособие / Н.Ф. Пермичев, В.Н. Челомин. – Изд. 2-е , перераб. и дополн. –Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. - 296 с.

  8. Рычкова, Н.В. Особенности маркетинговых инноваций: учебное пособие / Н.В. Рычкова. – М.: КНОРУС, 2005. - 240 с.


ТИПЫ ИННОВАЦИЙ……………………………………………………………..3
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации