Шпоры - Прогнозирование национальной экономики - файл n1.doc

приобрести
Шпоры - Прогнозирование национальной экономики
скачать (89.5 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc90kb.16.09.2012 07:15скачать

n1.doc





  1. Определение прогноза

Прогноз- системаа аргументир-х представлений о буд. состоянии изуч. объекта, носящий вероятностный характер.

Атрибуты прогноза: 1 система логич. суждений опред. метод его построения; 2 набор данных к кот-м этот метод применяется.

Общая ф-ия: снижение неопределённостей при принятии решения.


  1. Различие генетич. и нормат. прогноза

Генетич. прогноз, смысл: чтобы на основе исслед-я ключевых процессов, имевших место в предшествующий период, опред-ть основные параметры объекта и их возможные измен-ия в будущем.

Нормат. прогноз ориентир-ся на достиж-е конкр-х целей в течение прогнозного периода и оттлакив-ся от гипотезы управляемости разв-я соц-эк. процессов.



3.Основные принципы пронозир.

Задачей прогнозир. явл-ся разр-ка таких методов, кот-е соотв-ли бы содерж-ю каждого существенного эл-та общ системы, и позволяли бы сконструир-ть единую картину функционир. всего нар хоз-ва. Решение этой задачи обеспеч-ся релиз-ей принцип системности прогнозир. Принцип адекватности: предпол-т, что методы и модели, использ при разраб-ке прогнозов, должны с max возм-ой точностью отражать реально сущ-ие колич и кач взаимос-вязи м/у соц-эк объектами и процессами. На практике принцип альтернативности сводит-ся к тому,что процесс получ-я прогноз-ных показат. должен предшествовать не менее важный процесс анализа развития объект в ретроспективе. В процессе прикладных прогнозов обяз-но исп-ся принцип альтернат-ти прогнозир. Под альтернат-ю поним-ся объективно сущ. наличие кач. разл-х вариантов разв-я нар хоз-ва. В про-ссе прогнозно-аналитич исслед-й д.б. рассмотрен целый спектр потенц-но возм-х вар-тов разв-я, различающихся не столько колич показ-лями, сколько кач гипотезами, лежащими в их основе.



8.Понятие индикативного планирования

В самых общих чертах индикативное планирование (ИП) выступает как в кач-ве совокуп. процедур согласования процессов:- макропланир-я, представленного в прогнозах, бюджетных планах и макропрограммах, разрабатываемых и осущ гос-вом; - мезопланирования, воплощаемого в прогнозах, бюджетных планах и программах рег-х и местных властей; - микропланирования, реализуемого в планах п/п.

Индикативное планирование — институт, относящийся и к сфере гос-правовых отношений хозяйствующих субъектов, и к сфере отношений гражданско-правовых. В зарубежных странах ИП регулир спец законод-вом, и органы гос власти осущ применительно к нему особые организа-е и координац-е ф-ии. Но все же ИП — это не только институт гос регулир рын хоз-ва, но и институт эк. саморегулир.



9. Индикативный план, стр-ра,состав.

Индикативный план — это комплексный документ, отраж-й в виде конкретных показателей цели соц-эк раз­вития, мероприятия или средства достижения поставленных целей, необходимые мат-е и финансовые ресурсы. Особенностями индикативного плана яв-ся рекомендательность и вариантность.

Стр-ра индикативного плана вкл. след. основные разделы: 1 показатели, характ-ие целевые установки соц-эк развития; 2 показатели развития произв-ва; 3 показатели состояния потребит. рынка; 4 показатели состояния и динамики факторов произв-ва; 5 показатели развития эк-ки страны в рег-м раз­резе.

Состав: 1 важнейшие ориентиры соц-эк развит страны; 2 рычаги воздействия гос органов на соц-эк развитие; 3 необходимые объемы произв-х и финансовых ресурсов.





  1. Метод экстраполяции

Метод матем. экстраполяции. Его применение предполагает достаточно большого кол-ва фактич. наблюд-й того или иного экономич. показателя, с послед. построением тренда.

Перспективные знач-я показ-ля исчисл-ся на основе этой ф-ии. Подобный метод яв-ся весьма упрощенным и исп-ся обычно на этапе предварит. анализа и для прогноза на достат.короткий период времени.





  1. Общая функция прогнозов

Общая ф-ия: снижение неопределённостей при принятии решения.

Окончат-я цель прогноза – указать альтернат-е пути изменения стр-ры экономики и тем самым наметить общие контуры возм-х вар-тов структурной политики в буд.


6.Стадии прогноза стр-ры нар.хоз-ва

В общем виде прогноз стр-ры эк-ки -опре­д. на перспект. период совокуп. взаимосоглас-х показат., характер-х динамику выпуска, текущих за­трат, объемов труд. и кап. ресурсов, применяемых в от­дельных отраслях нар. хоз-ва, а также динамику основных компонент конеч. спроса.

Прогноз стр-ры нар. хоз-ва при своей разработке проходит 3стадии. 1) стр-ра эк-ки опред исходя из конеч. потребностей экономич. развития, зафиксир. в объеме и составе конеч. спроса. При разбивке общей величи­ны конеч. спроса на его сост-е элементы учит-ся рез-ты общего прогноза темпов экономич. развития, рез-ты прогнозных расчетов структуры ФП в завис от уровня дох. населения, а также рез-ты др. расчетов по оп­ределению стр-ры отдельных элементов продукции, поступающей в конеч. потребление. Особое значение подход имеет при прогнозе на длит. перспективу, когда определены цели развития эк-ки и предпола-ся значит. свобода в выборе средств для достиж. этих целей. 2) отраслевая стр-ра экономики опред-ся исходя из объема и состава произв-ных ресурсов, приме­няемых в рамках отдельных отраслей, тенденций распред-я наи­более значимых для осущ-я процесса произв-ва видов про­дукции. 3) согласование рез-тов, полу­ч. на первых 2с-х. Здесь д.б. указаны предпосыл­ки изменения сложив-ся стр-х тенденций, пути приближе­ния к той стр-ре, кот. диктуется нормат-ми представления­ми о народно-хоз. потребностях как производ-го, так и непроизвод-го характера.




7.Понятие инновационной технологии

Инновации в совр. мире стали основой эк. роста. В постиндустр-х странах за счет иннова­ц-го фактора достигается до 75% и более прироста ВВП. Поэтому в широком смысле прогноз инновац-го развития яв-ся про­гнозом развития любого эк. объекта,процесса, явления.

Целью разработки прогнозов инновац-го развития яв-ся принятие управленческих решений по увелич. конкурентных пре­имуществ исслед. объекта или процесса в перспект. перио­де за счет внедрения инновац-х технологий.

Инновационная технология -процессная, продуктовая или управленч-я тех-я, внедрение которой приводит к росту эф­фект-и произв-ой или управленч деят-ти.

В рез-те внедрения инновац-ой технологии улучшаются технико-эк. характеристики прогнозир. объекта, процесса или явления. Также происходит экономия ресурсов произ­в-ва, повышается производит. труда, т.е. улучшаются пока­затели уд-х затрат на единицу продукции или услуг. Поэтому под собственно прогнозир. инновац-го развития (прогнози­р. в узком смысле слова) понимают прогнозир. развития инновац-х технологий и их воздействия на эффективность ис­след-го процесса, явления или объекта.



12. Индикаторы в системе ИП

Центральным элементом системы ИП яв-ся индикатор – интегральный показатель, колич-о определяющий кач-е характеристики того или иного события, процесса, явления. В процессе ИП разрабатывается система взаимосвязанных индикаторов, соответствие соц-эк системы (СЭС) которым, характеризует устойчивость ее развития.

Под индикатором следует понимать параметры границ, в пре­делах которых система, включающая организационные механизмы, технологич связи, мат и финансовые потоки, может устойчиво функционировать и саморазвиваться. Индикатор не м.б. задан «точечно»; в отличие от «показателя», дающего лишь количественную констатацию, индикатор носит векторный, т.е. направленный во времени, характер. Индикаторы должны быть взаимосвязаны и адаптивны, т.е. регулярно корректироваться в про­цессе индикативного управления регионом.

Индикаторы могут иметь смысл предельных пороговых объемов выпуска или уровней прибыль­ности для отдельных подсистем, пределов налоговых ставок, хар-к равновесных режимов развития многоресурсных систем и т.д. Несоблюдение значений пороговых значений препятствует нормаль­ному ходу развития различных элементов воспроизв-ва, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в экономике. Наивысшая степень устойчивости и эффективности СЭС достигается при условии, что вся совокуп индикаторов находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного индикатора достигаются не в ущерб др.



13. Общ хар-ка прогноз-аналитич информ.

Источ прогнозно-аналити­ч информ: -статистич, бух и др. формы отчетности; -система норм и нормативов, коэфф-в эффект-и, со­отношений, пропорций; -накопленный опыт; -моделир. прогнозир-х объектов применительно к ожидаемым или намечаемым условиям.

Проблема повышения кач-ва прогнозно-аналитич исслед-й во многом зависит от их информ-й обеспеченности.

Основные требования к использ информ-й базе: -достоверность колич характеристик показателей; -достаточность и комплексность предоставляемой информ, подразумевающая, в первую очередь, достаточно полные характе­ристики основных сфер эк-ки, а также негативных и позитивных процессов, происходящих в стране в целом, ее регионах и отраслях; - системность предоставляемой информ, предполагающая возможность взаимной увязки показателей различных информац-х блоков и уровней между собой; -сопоставимость, т.е. непротиворечивость колич ха­р-к различ показателей м/у собой.

Вся информ делится на эндогенную (информ, которая формируется внутри НЭ и зависит от эффект-и функционир. хозяйствующих субъектов, т.е. информ внутреннего происхождения.) и экзогенную (ин­форм, которая не зависит от характера функционир НЭ, внешнего происхождения.). Экзогенные переменные подразделяются на заданные переменные и переменные соц-эк политики.

«Значащая переменная модели прогнозир» —показатель, применяемый в моделир объекта. Эндогенная переменная модели — значащая переменная модели, которая прогнозируется в рамках этой же модели. Экзогенная переменная модели — значащая переменная модели, которая прогнозируется вне рамок этой модели.

Информ, используемую для прогнозиря, можно класси­ф и по функц-у признаку. В этом случае информ м.б.: Управляемый показатель — это показатель, значение которого может меняться в буд (прогнозе) в зависимости от изменения значений факторов, его определяющих. Неуправл-й показатель — это показатель, который относится к экзогенной информ. И это справедливо как для всей соц-эк системы, так и для отдельных моделей. А вот эндо­генная информ м.б. и управляемой, и управляющей.


17. Фоновые прогнозы

К фоновым прогнозам относятся: экологичй, военно-стратегич, внешнеэкономич, внутриполитич и внешнеполитич прогнозы.

Требования экологии сдерживают, ограничт рост произ-­ва, приводят развитые страны к необходимости установления «разум­ных» темпов роста отдельных произв-в. Экологич прогноз должен учитывать прогнозир показатели развития эк-ки, НТП в отраслях промыш-ти, с/х и непроизв-й сфере, введение различных форм соб­ственности на средства произв-ва и природные ресурсы и др. наст. и буд. кардинальные преобразования в НЭ, оценивать влияние этих факторов и самому выдвигать требования к ним.

Экологич прогнозир опирается на проектные нормы и нормативы экологич безопасности для всех отраслей НЭ. В процессе экологич. прогнозир-я опред ограничения по использованию природных ресурсов, кот-е учитываются в прогнозе природных ресурсов в части рационализации их использования и охраны окр. среды.

Внутриполитич. прогноз дает информ. о возможных си­туациях и расстановке политич. сил внутри страны, их соц-эк., внешнеэк. и военно-политич. по­следствиях.

Внешнеполитич. прогноз дает информ. о возможных по­литич. отношениях с др. странами.

Целью внешнеэкономич прогноза яв-ся опред ре­зу-тов экспорта и импорта. Внешнеэкономичй прогноз на основании анализа конъюнктуры и тенденций развития ми­р-го рынка опред-т возможности страны в экспорте наукоемкой конкурентоспособной продукции и необходимом импорте инвестиц-й и потребит-й продукции.

Военно-стратегич прогноз дает информ о возможных конфликтах с др. странами, военных блоках как др. стран, так и с участием своей страны.



15. Прогноз природных ресурсов

Цель: выявление наличия природных ресурсов как по уже разведанным и использ-м, так и по открытым, но еще не использ-м, возможной степени их исполь­зования в буд. и условий, необходимых для этого. Прогноз охва­тывает все виды ресурсов: топливные и минеральные, лесные, энергию рек, альтернативные виды энергии; их колич и кач хар-ки.

Значение этих прогнозов опред-ся след. обстоятельст­вами. Объем и состав прир ресурсов, условия их залегания, рас­пред в пространстве воздействуют на стр-уру НЭ, развитие регионов, их спец-ию, на экспортную и импортную составляющие плат. баланса и, в итоге, на эффек­тивность произв-ва.

Потребление прир-х ресурсов осущ непосредствен­но, когда прир-й продукт исчезает в результате эк или соц деят-и

Имеет место и косвенное потребление прир. ресурсов, когда природный продукт не яв-ся объектом потребления, но в рез-­те эк. или соц. деят-ти происходит ухудше­ние кач-х и колич-х характеристик окр. при­р. среды.

2 глобальные проблемы природопольз-я — истощение многих видов природных ресурсов и постоянное снижение кач-ва окр. среды обитания. Необходимы меры по рационализации природопольз-я и охране окр. прир. среды. Они должны базироваться на разработке прогнозов природных ресурсов, обеспеченности ими потребностей раз­вития эк-ки, соц сферы.

С развитием науки и техники уменьш степень завис-ти общ-го произв-ва от наличия естественных ресурсов, кроме того, требования экологии сужают рамки использ-я естественных ресурсов и акцентируют внимание на поиске др. альтерн-х источников энергии.

Прогноз прир. ресурсов получает от соц-эк прогнозов данные о НЭ в прир ресурсах и передает соц-эк прогнозам все необходимые данные по прогнозир прир ресурсам.



10.Подходы к опред. ИП.

1) ИП — это макропланирование при самостоят. п/п.

2) ИП — ориентирование частных п/п на выполнение задач, формулир-х гос-вом. Иными словами, основная ф-ия ИП — информационно ориентирующая, по сути, выступающая и как мотивационная.

3) индикативный план содержит обязательные задания для гос-ва и госсектора.

4) ИП — механизм коорди­нации действий и интересов гос-ва и др. субъектов эк-ки. Речь идет о том, что помимо информ-го значения такое планир-е выполняет координирующую роль, т.е. предполагает согласование деят-ти «центра», отраслей и п/пй в про­цессе самостоят разработки последними их произв-хоз-х программ.



16. Зоологический прогноз

Цель: предвидение раз­вития животного мира лесов, в особен. пушных зверей, рыбных богатств рек, озер, различных водоемов, богатств морей и Мирового океана.

Зоологич. прогноз тесно связан с экологич. прогнозом, т.к. сост-е и развитие живот-о мира напрямую зависит от на­ст. и буд. состояния среды его обитания и прогнозом при­род. ресурсов, в частности зем. угодий, водных и лесных ре­сурсов.

Задача прогнозиста состоит в определении экстремальных усло­вий для живой природы. Уничтожение лесных животных привело к полному исчезновению отдельных видов и необ­ходимости их искусств-го разведения.

Результаты зоологич. прогноза используются в прогнозир. соц.-эк. развития страны, так как богатства жи­вотного мира яв-ся факторами как произ-ва продовольствия, так и товаров длительного пользования.



14. Демографический прогноз

Характерной чертой со­временных демографич прогнозов служит поиск наиболее эффек­т-х методов оценки не только половозрастной, но и др при­знаков, характер-х стр-ру населения.

Стадии демографич.прогноза:

1. аналитич— анализ демографич ситуации в стране, ре­гионах на начало прогнозир-го периода, оценка демографич резу-тов развития общества за истекший период, сопоставление их с прогнозными значениями показателей, выявление хар-ра отклонений фактич значений показат от прогнозных и причин, обусловив­ших такие отклонения.

2. целевая- здесь обосновывается состав целей демографич прогноза. Значимость этой стадии опред-ся тем, что состав целей определяет характер тех мер, которые органы управления должны раз­работать и реализовать, чтобы повлиять на демографич развитие в соответ-х направлениях. В составе целей следует выделить по характеру их возникновения две группы: - Цели, достижение которых представляет собой решение тех про­блем, которые возникли в демографич развитии страны истекше­го периода. -Цели, достижение которых предопределено изменением демо­графич условий в прогнозном периоде, характером тех требований, которые предъявит развитие эк-ки и соц сферы к де­мографич ситуации страны в прогнозном периоде.

3. расчетная. Ее содержание заключ в обосновании системы прогнозных показателей: численности населения, естественного прироста, стр-­ры населения.

В составе факторов, влияющих на характер демографич раз­вития, различают 2 группы.

  1. Объективные факторы, на характер действия которых система гос органов повлиять не может.

  2. Факторы, влияние которых в большей или меньшей степени управляемо.

Наиболее значимые прогнозир.показатели: -численность населения страны по годам прогнозир периода; -темпы роста численности, стр-ра населения, ее динамика; -труд потенциал; -эк потенциал населения; -потребительский потенциал населения; -жизненный фонд населения.

Выделяют следующие основные варианты демографич про­гнозов: мин-й, макс-й, средний, наиболее вероятный. Их совокуп отражает возможные основные тенденции демогра­фич развития.


11. Заруб. опыт индикативного планир.

Среди стран выделяется Франция, т.к. франц система оказала стимулирующее влияние на развитие макропланир в Германии и Великобритании, а в последнее время ее принципы все более пристально изуч-я и в определенной мере использ-я органами межгос регулир ЕС.

В конце 40-х годов XX в. была разработана и начала реализ-я уникальная «демократич система планир-я», позволяющая органам госуправления регулир хоз процессы т.о., чтобы «гос бюрократия не зада­вила эффективного функционир рыночных субъектов». Определенные изменения во франц экономич фило­софии произошли лишь в конце 80-х годов и свелись главным образом к более лояльному отношению и к большей восприимчивости к нео­либеральным идеям. ИП, оставалось и остается элементом гос управления и регулир французской эк-ки. Планы составляются, как правило, на 5е, и в них фикси­руются общие черты желаемого эк и соц разви­тия. При этом определяющую роль играет не столько собственно индикативный план, сколько сам процесс его составления. Индикативный план вкл формулировки среднесрочных целей развития эк-ки Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются эк роста, инвестиций, финн-х потоков, сбалансированности эк-ки, инфляции и конкуренции.

Французские индикативные планы ориентированы на инвести­ционную деят-ть.

Характеризуемые планы охватывают и хоз-й механизм, который призван косвенно обеспечить достижение наиболее значимых эк-х индикаторов. Хотя, как уже отмечалось, плановые задания не носят обязательного характера, индикативный план по сути своей яв-ся активным средством гос регулир эк-ки: с его помощью гос-во не только прогнозирует тен­денции и показатели народнохозяйственного развития, но и оказывает на них активное влияние. Индикативный план принимается и утверж­дается Парламентом Франции.

Американская практика ИП м.б. условно названа адап­тивной. План как таковой вообще не формируется, но каждая задача соц-эк развития страны, которая принимается к исполнению фед правительством, закрепляется специаль­ным фед бюджетным законом. Срок его действия может составлять 10—20 лет (до конца реализации программы).



Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации