Ильин А.И. Планирование на предприятии - файл n1.doc

приобрести
Ильин А.И. Планирование на предприятии
скачать (3544.8 kb.)
Доступные файлы (11):
n1.doc1930kb.01.10.2001 22:35скачать
n2.doc249kb.06.09.2001 17:13скачать
n3.doc541kb.01.10.2001 13:45скачать
n4.doc472kb.01.10.2001 14:28скачать
n5.doc626kb.06.09.2001 20:26скачать
n6.doc221kb.30.09.2001 15:52скачать
n7.doc223kb.30.09.2001 18:21скачать
n8.doc662kb.13.07.2007 21:06скачать
n9.doc538kb.01.10.2001 00:37скачать
n10.doc451kb.01.10.2001 12:14скачать
n11.doc439kb.01.10.2001 13:13скачать

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Глава 1

ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ

1.1. Роль и место планирования в управлении предприятием

Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщатель­но продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождение способов ее выполнения. Именно к стадии пос­тановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, пла­нирование. Конечным результатом этой стадии является построе­ние идеальной модели хода производственного процесса, направ­ленного на достижение главной цели предприятия.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций. В их число входят следующие: планирование; организа­ция; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; акти­визация и стимулирование (рис. 1.1). Каждая функция характери­зуется присущим ей технологическим процессом обработки ин­формации и способом воздействия на управляемый объект. Функции управления всегда направлены на достижение целей уп­равления. Поскольку цель управления формируется в рамках фун­кции "планирование-прогнозирование", можно сказать, что дан­ная функция в системе функций управления предприятием являет­ся центральной. Функции управления в своей основе объективны и являются формами реализации отношений управления, через ко­торые, в свою очередь, реализуются требования экономических законов развития производства. Поэтому процесс управления выс­тупает как объективно предопределенная система функций, кото­рая носит название управленческого цикла, а сами функции назы­ваются стадиями управленческого цикла.



Функция планирования служит основой для принятия управ­ленческих решений и представляет собой управленческую дея­тельность, которая предусматривает выработку целей и задач уп­равления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Прогнозирование в управленческом цикле предшествует планированию и ставит сво­ей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства и его частей в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.

Организация как функция управления - это деятельность, нап­равленная на создание или развитие структуры хозяйственной сис­темы. В зависимости от объекта различают организацию про­изводства, труда и управления. Организация управления включает регламентацию отдельных элементов процесса управления (ста­дий управленческого цикла, процедур и операций управления), ус­тановление времени выполнения работ, состава исполнителей, прав, ответственности, технического и информационного обеспе­чения и т. п.

Координация заключается в обеспечении необходимой (пред­усмотренной проектом организации) согласованности действий работников. Цель координации — устранить параллелизм и дубли­рование в работе.

Функция регулирования состоит в сохранении режима фун­кционирования хозяйственной системы. В силу различных причин производство может отклоняться от заданных параметров. В этих условиях путем регулирования устраняются отклонения и обеспе­чивается нормальное протекание производственных процессов.

С помощью учета осуществляется сбор информации о состо­янии хозяйственной системы. Он служит базой для анализа комплексного изучения производственно-хозяйственной деятель­ности с целью контроля и повышения эффективности функциони­рования производства путем выявления и мобилизации имею­щихся резервов. Роль контроля как функции управления обуслов­лена тем, что он служит средством осуществления обратных связей в системе управления. Посредством контроля проверяется выполнение принятых плановых решений и оцениваются их пос­ледствия.

Активизация - это интенсификация трудовой и общественной деятельности работников на основе повышения творческого по­тенциала личности и коллектива. Активизация достигается ком­плексным применением методов морального и материального сти­мулирования. В основе материального стимулирования лежат ма­териальные потребности человека, а в основе морального - социальные потребности личности (в общении, уважении, призна­нии заслуг и т.п.).

Указанные функции управления носят название общих. Кроме них в системе управления выделяются конкретные функции, кото­рые учитывают влияние на них объекта управления, что находит свое отражение в объекте и предмете планирования и будет рас­смотрено ниже.

Сам процесс планирования проходит четыре этапа:

• разработку общих целей;

• определение конкретных, детализированных целей на задан­ный период;

• определение путей и средств их достижения;

• контроль за достижением поставленных целей путем сопос­тавления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.

Планирование всегда опирается на данные прошлых периодов деятельности предприятия, оно осуществляется для того, чтобы определять развитие предприятия в перспективе и контролировать его. Поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлого. Тем не менее планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если на нем имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статисти­ческого учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастов­ки, политическая обстановка и т.п. Показатели рынка являются ис­ходными для составления плана предприятия. Поэтому планиро­вание, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие, хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства ока­зываются более обозримыми для руководства, чем на крупных. Данные обстоятельства придают планированию и плану вероят­ностный характер.

Поскольку предприятие не только не может располагать всей не­обходимой информацией для составления надежного плана, а часто и не знает о существовании каких-либо базовых данных, качество плановых решений существенно зависит от компетентности и про­фессионального уровня плановых работников. Отсюда следует, что систему планирования на предприятии необходимо так структури­ровать, чтобы использовались все имеющиеся факторы: экономи­ко-управленческий инструментарий, опыт и знания сотрудников.

С точки зрения формализации процедуры планирование пред­ставляет собой алгоритмизированный процесс подготовки реше­ний в противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих решений. Противоположностью планирования является импровизация, при которой решение принимается на ос­нове сложившейся ситуации и опыта плановика. Четкий алгоритм принятия импровизированных решений отсутствует. Планирова­ние эффективно, там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество прини­маемых решений путем преодоления сложности проблемных си­туаций, обусловленной большим количеством взаимодейству­ющих факторов и причинно-следственных связей, а также не­согласованностью /мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и собы­тий. Несмотря на важность и видимые преимущества планирова­ния, оно не может заменить собой импровизацию. В практике уп­равления предприятием спланировать все случаи принятия реше­ний невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть два фактора: несоизмеримость затрат на планирование с ре­зультатами реализации плана; отсутствие объективной, достовер­ной и достаточной для разработки плана информации. В этих слу­чаях приходится вступать на путь импровизации и таким образом реагировать на возникшую ситуацию. Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, среди которых можно выделить следующие:

• полноту и достоверность информации о внешней среде и внутренней структуре предприятия;

• личностные качества, специальные знания, склонность к риску и гибкость плановых работников;

• мотивацию (гармонизацию желаний и интересов исполните­лей с целями плановых решений);

• правомерность (собственные возможности и предоставлен­ные плановому работнику специальные средства должны позво­лить осуществить все мероприятия, связанные с подготовкой и ре­ализацией планового решения);

• информированность (лица, которым поручена подготовка плана, должны знать цели и особенности принятия и реализации планового решения);

• допустимость (мероприятия, предусмотренные плановым решением, не должны нарушать норм права и морали);

• наличие формализованного инструментария планирования: эко­номико-математических моделей, ЭВМ, технических средств и т.д.

Управленческий процесс планирование характеризуется ря­дом специфических черт.

Во-первых, планирование имеет две стороны: социально-эко­номическую и организационно-техническую.

Организационно-техническая сторона обусловливается коопе­рацией труда и зависит от уровня развития средств и методов пла­нирования. Социально-экономическая сторона определяется со­циально-экономическими условиями общества. Поэтому сущ­ность планирования производства необходимо оценивать с двух позиций: его организационно-технических характеристик и соци­ально-экономических условий. Иначе нельзя раскрыть многие причинно-следственные связи и зависимости, определяющие це­ли, формы и методы планирования.

С точки зрения организационно-технической стороны планиро­вания страны с развитой рыночной экономикой имеют опыта боль­ше, применяемый там арсенал технических средств и методов зна­чительно богаче. Отсюда следует, что уровень организации про­изводства и управления в рамках отдельных предприятий, фирм там выше, чем в странах бывшего Советского Союза. Имеется большая возможность в использовании организационно-техничес­кого опыта планирования развитых зарубежных стран и ограничен­ная возможность применения социально-экономического опыта планирования. Еще один важный вывод из этого анализа: социаль­но-экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке целей планирования и выборе средств их реализации.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит ин­формационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирова­ния (рис. 1.2). В процессе производства перед органами планирова­ния непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и формулирование проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку послед­ствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информа­ция о полученных результатах по системе обратной связи передает­ся в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходя­щее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования пов­торяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправлено.



В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из важнейших организационных факторов интенсификации про­изводства. Еще Адам Смит заметил, что эффект совместных дей­ствий группы людей, организованных в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот дополнительный эффект он приписал разделению труда и объяснил следующим:

• возрастанием умения каждого работника;

• экономией времени на переход от одного вида деятельности к другому;

• специализацией и возможностью автоматизации процесса производства.

Источником дополнительного эффекта в процессах специали­зации и кооперации труда является планомерность. Именно прису­щая кооперации планомерность (сознательно устанавливаемая планом связь) рождает новую производительную силу (синергетический эффект). Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальным динамизмом, большой сменяе­мостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологи­ческих процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, про­изводственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими пред­приятиями, научно-исследовательскими и конструкторскими ор­ганизациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего про­цесса, но и продолжительность и последовательность всех входя­щих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Планирование, таким образом, уве­личивает эффективность, производительность труда.

Создание системы планирования на предприятии требует зат­рат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты. Поэтому трактовка внутрифирменного планирования как сферы непроизводительных затрат глубоко оши­бочна и противоречива. При такой трактовке получается, что пла­нирование повышает производительность труда, а само оно основа­но на непроизводительном труде. Отсюда крайние выводы о необ­ходимости любой ценой сократить затраты на планирование, что сплошь приходится наблюдать на предприятиях в настоящее время.

1.2. Планирование как наука, вид деятельности и искусство

Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельнос­ти (профессией) и искусством.

Под наукой вообще понимается сфера человеческой деятель­ности, функцией которой является выработка и теоретическая сис­тематизация объективных знаний о действительности.

Понятие наука включает:

• деятельность по получению нового знания;

• результат этой деятельности (сумму полученных к данному моменту научных знаний).

Цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности (теоретическое отражение действи­тельности).

Планирование как наука представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Наука пла­нирования многоотраслевая. Отдельные ее разделы, например, оперативно-календарное планирование, всесторонне разработа­ны. Менее разработано тактическое и стратегическое планирова­ние на предприятии. Это говорит о том, что наука планирования в целом находится пока в стадии формирования. Тем не менее, роль науки планирования, как и потребность в ней со стороны общес­твенного производства, возрастает. К факторам, обусловливаю­щим возрастающую роль науки планирования, можно отнести сле­дующие

• рост числа управленческих кадров усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке,

• рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей требуют улучшения координации процес­сов производства, распределения, обмена и потребления;

• расширение и усложнение международных связей;

• изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям требует кардинальной перестройки системы плани­рования на всех уровнях управления экономикой;

• развитие научно-технического прогресса;

• морально-политические аспекты, связанные с необходимос­тью преодоления культов личности, застоя в общественной жизни,

повышения материальной и моральной заинтересованности работ­ников и т.п.

Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы исследований.

Предмет определяет, чем занимается наука, какова сфера ее приложения.

В качестве предмета науки планирования (не путать с предме­том планирования как управленческой деятельности) выступают отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приори­тетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечиваю­щих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

• кооперации труда различного вида и масштаба;

• производственно-хозяйственных процессах, совершающих­ся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каж­дой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако осно­ву существования общества составляет материальное производ­ство. Отношения по поводу производства определяют обществен­ное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит главной его сфере - непосредственному про­изводству, которое является объектом данной науки.

Процессы планирования исследуются наукой планирования в двух разрезах:

• применительно к первичным звеньям производства (пред­приятиям, производственным объединениям);

• применительно к производству в масштабе всей страны. Последний момент является определяющим в теории планиро­вания, поскольку позволяет исследовать хозяйственные процессы во взаимосвязи на народнохозяйственном уровне. Проблема сос­тоит в том, что планирование на уровне предприятия или даже от­расли не охватывает всей совокупности экономических связей и отношений, которые выявляются на макроуровне в системе народ­нохозяйственного оборота.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований. Метод дает вытекающее из теории науки описание того, как должна проявляться научная и практическая деятельность людей в сфере ее приложения. Методы науки планирования призваны выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в области планирования в социально-экономических объектах. В состав методов науки пла­нирования входят следующие.

7. Конкретно-исторический подход. Он предусматривает изу­чение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной стра­ны. В этой связи можно отметить, что организация планирования в странах Запада, например, США, принципиально отличается от стран Востока, например, Японии.

2. Системный подход. Позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероят­ностных процессов в сложных социально-экономических систе­мах с системных позиций.

Он предполагает, во-первых, рассмотрение системы планиро­вания производством как единого целого, со своими законами раз­вития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсис­темы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая под­система воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть зако­номерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию. Дает не только качественные, но и количественные оценки.

Суть системного подхода вытекает из его принципов:

• динамичности системы;

• взаимодействия, взаимозависимости явлений и элементов системы;

• комплексности;

• целостности;

• иерархичности;

• главного звена.

3. Комплексный подход. Так же как и системный он предпола­гает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Однако ком­плексный подход является более широким понятием, чем систем­ный подход, поскольку он реализуется с помощью последнего.

Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование методов исследований не только одной, но и нескольких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Эксперимент. Представляет собой метод поиска или уточ­нения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем.

В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождествен­ных естественным;

• ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях;

Необходимые условия эксперимента:

• сохранение сущности общественного и государственного строя;

• недопустимость ущемления интересов трудящихся;

• хозяйственная значимость планируемого нововведения;

• обратимость результатов (контролируемый характер экспе­римента);

• возможность возврата к исходному состоянию;

• наличие контрольного объекта;

• создание экспериментальной ситуации (обеспечение чисто­ты эксперимента с целью выделения основного содержания экспе­римента и исключение побочных обстоятельств).

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отра­жены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

• когда необходимо разработать проект системы, не строя ее в реальной жизни;

• когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

• когда эксперимент на реальной системе связан с ее разру­шением.

В планировании моделирование не дает никакого решения, а только дает аналог реального процесса или объекта. Оно позволяет выбрать не оптимальный, а реальный или рациональный вариант планируемого процесса. Для этого применяются различные типы моделей: графические, числовые, логические, табличные и др.

6. Методы специальных исследований. В планировании имеются процессы, поддающиеся количественному измерению. Есть и такие, которые не поддаются количественной оценке (например, влияние моральных стимулов на рост производительности труда). Оценка таких явлений требует проведения социологических ис­следований. Они могут проводиться с помощью анкетирования и интервьюирования, а также других методов.

Наличие предмета, объекта и методов исследования в науке позволяет разработать соответствующую теорию науки. Наука о планировании призвана создать методологию и теорию путем вы­явления законов и закономерностей, определения принципов пла­нирования и создания соответствующего категорийно-понятийного аппарата.

Задачи теории планирования:

• объяснить (исследовать) механизм отношений, возникаю­щих в производстве в процессе планирования;

• находить пути и способы эффективного решения конкрет­ных хозяйственных задач;

• изучать и разрабатывать пути комплексного применения ме­тодов воздействия на людей в процессе планирования производ­ства и т.п.

Разделы теории планирования включают следующее:

• методологические основы планирования производства. Здесь раскрываются: сущность и содержание планирования; законы, за­кономерности и принципы планирования;

• учение о системе планирования. В этом разделе исследуются организационные формы планирования, функции и структура пла­нирования, сочетание отдельных видов планирования;

• учение о механизме и методах планирования как о совокуп­ности средств и рычагов воздействия;

• учение о процессе планирования. Рассматриваются свой­ства, динамика, типология частей, цели, методы процесса плани­рования; информационное, программное, техническое и информа­ционное обеспечение планирования;

• учение о качестве и эффективности планирования. Освеща­ются культура и стиль планирования, научная организация плано­вого труда, методология оценки экономической эффективности плановых решений.

Задача науки планирования состоит в том, чтобы за внешней ви­димостью отношений вскрыть путем теоретического анализа их сущность, определить направления развития, возможности наилуч­шего использования для повышения эффективности производства.

Планирование является также специализированным видом уп­равленческой деятельности, широко распространенным в про­изводстве.

Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласован­ность работы всех участников производственного процесса. Пла­нирование обособилось в самостоятельный вид деятельности в хо­де разделения труда, возникновения кооперации и увеличения масштабов производства.

Хотя элементы планирования присущи любому процессу тру­да, лишь на определенной ступени развития производства плани­рование выделилось в самостоятельную функцию общественного труда. Однако выделение особой функции планирования как вида деятельности не совпадает по времени с возникновением науки планирования, которая оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале XX столетия.

В настоящее время в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе идет переосмысле­ние места и роли планирования в управлении экономикой. Плани­рование как функция может занимать в управлении различное положение. В зависимости от этого принято различать два типа управления: базирующееся на принципах централизованного пла­нирования и основанное на рыночных механизмах регулирования.

Сущность концепции, базирующейся на принципах централи­зованного планирования, сводится к жесткому целенаправленно­му воздействию на человека, коллектив и общество. Планирова­ние из одной, пусть даже важнейшей, функции превращается в цель и содержание процесса управления. Более того, в условиях иерархической и жестко централизованной системы управления такая трактовка придавала функции планирования и контроля ги­пертрофированную роль, дающую основание для усиления адми­нистрирования и укрепления исполнительского, а не творческого характера управленческого труда. В силу этого другие функции, например, активизация и стимулирование превратились в фор­мальность, имеющую сугубо идеологическое назначение.

В роли планирования как ключевого звена в системе функций отражались особенности социалистической системы управления, подчеркивались ее отличия от капиталистического менеджмента. В то же время в системе централизованно устанавливаемых на основе единого плана целей, жестко распределяемых ресурсов и единой по­литики развития всего хозяйства не было необходимости развивать функции, связанные с изучением рынка и спроса. Это привело к ори­ентации производства не на потребителя, а исключительно на план, порой оторванный от реальной действительности. Данное обстоя­тельство и породило кризис концепции социалистического плани­рования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.

Рыночная концепция управления основана на том, что управле­ние является деятельностью хозяйствующего субъекта, в процессе которой происходит упорядочение его структурных элементов на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных про­цессов. Основой данной концепции является стратегическое пла­нирование, которое опирается на человеческий потенциал как ос­нову организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, обеспечивает своевременную реакцию хозяйствующего субъекта на любые изменения, происходящие во внешней среде, позволяет организации выживать и достигать сво­их целей в долгосрочной перспективе.

Таким образом, необходимость реформирования планирования вообще, и внутрифирменного планирования в частности, обуслов­лена несоответствием структуры сложившейся системы планиро­вания рыночному механизму хозяйствования, что является важ­нейшей народнохозяйственной научной и практической задачей.

Планирование является также искусством. Деятельность руко­водителя и специалиста, занимающихся решением проблем плани­рования, имеет свои особенности, которые вытекают из творческого характера их труда. Процесс принятия плановых решений, как пра­вило, сопровождается переработкой больших объемов управленчес­кой информации, связан с решением проблем достоверности и неоп­ределенности информации, необходимостью организации коллек­тивного труда и поиском групповых критериев предпочтений при формировании и оценке альтернативных вариантов решений. Разра­ботка планов происходит, как правило, в условиях дефицита време­ни и других ресурсов. При принятии плановых решений приходится согласовывать противоречивые интересы различных предприятий, организаций, должностных лиц. Плановая работа многими своими сторонами связана с огромным нервным напряжением, большими физическими и эмоциональными нагрузками, риском, ответствен­ностью не только за свою личную судьбу, но и судьбу коллектива. Плановик должен уметь держать в поле зрения одновременно многие вопросы и знать, сможет ли он в критических ситуациях оперативно и обоснованно принимать плановые решения. Он должен обладать высоким профессионализмом и компетентностью. В конечном сче­те, деятельность планового работника должна быть направлена на поиск новых сфер выгодного вложения ресурсов, осуществление новых комбинаций ресурсов в производстве, движение на новые рынки, создание новых продуктов, обоснованный риск.

Реализовать эти требования могут руководители и специалис­ты, обладающие необходимыми знаниями и опытом практической работы. На эти процедуры влияют психологические особенности человека' темперамент, своеобразие познавательных психических процессов, характер и т. п. Сказанное позволяет утверждать, что принятие плановых решений - не только наука, но и искусство. Как искусство, планирование тесно связано с мыслительной дея­тельностью человека, и в основе своей неповторимо.
1.3. Сущность и структура объектов планирования на предприятии

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций. Как известно, основными функциями (видами деятельности) предприятия являются следующие.

1. Хозяйственная деятельность.

Главной задачей предприятия является хозяйственная деятель­ность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. Достижение этой задачи предприятием возможно только на основе производства и реализации не­обходимой обществу продукции и оказания услуг. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия. Однако основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы превращаются в продукцию.

Хозяйственная деятельность включает следующие стадии (см. рис. 1.3.):

• исследования и разработки. На этой стадии рождаются идеи создания новых или улучшения существующих изделий и процессов;

• производство, в процессе которого происходит превращение исходных ресурсов и идей в конечную продукцию;

• маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и реальные заказы на продукцию,

• формирование и использование ресурсов;

• продвижение товара, перемещение продукции в места, где ее может купить потребитель или откуда она может быть ему доставлена.

Чтобы процесс производства и реализации продукции осущес­твлялся непрерывно, необходимо скоординировать все стадии процесса производства во времени и в пространстве, что может быть сделано только на основе единого плана. Поэтому планирование на предприятии охватывает разработку системы сбалансированных показателей, характеризующих взаимосвязи процессов производства и реализации продукции на намеченный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям.



2. Социальная деятельность.

Эта деятельность обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда входит политика оп­латы труда, деятельность предприятия, направленная на обеспече­ние безопасных условий труда всех работающих на предприятии. Предприятие несет ответственность за причиненный их здоровью и трудоспособности ущерб.

Важной составляющей социальной деятельности является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и служащих, которые могут осуществляться в собствен­ных учебных заведениях или на основе договоров в государствен­ной и негосударственной сети учебных заведений.

Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и бы­та работников. Для отдельных категорий работающих могут уста­навливаться различные льготы. Например, женщины, имеющие малолетних детей, и подростки обеспечиваются работой преиму­щественно в дневное время, беременные женщины переводятся на более легкую работу с безвредными условиями труда, пенсионеры и инвалиды, работавшие до ухода на пенсию на данном предприя­тии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возмож­ностями предприятия по медицинскому обслуживанию, обеспече­нию жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения.

Эти мероприятия требуют для своего осуществления значи­тельных средств и проводятся на плановой основе.

3. Экологическая деятельность. В процессе производствен­но-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздей­ствия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по ра­циональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов, а также обязано возмес­тить ущерб, причиненный в результате его деятельности. Финан­сирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с ос­новной деятельностью.

Планирование охватывает все виды деятельности предприя­тия. Формы планирования и виды планов зависят от конкретных объектов планирования. С организационной точки зрения каждый вид деятельности разделяется на планируемые функциональные процессы. Например, хозяйственная деятельность включает про­изводственные и управленческие процессы (рис. 1.3.).

Производственный процесс представляет собой процесс функционирования сложной системы "человек-машина". В раз­личных типах производств роль человека и машины неодинакова. В автоматизированном производстве роль машины велика, в руч­ном, наоборот, возрастает роль человека. Однако человек - непре­менный и непосредственный участник любого производственного процесса. Он планирует, производит, строит, конструирует, кор­ректирует. Даже в полностью автоматизированном производ­ственном процессе человек играет ведущую роль, так как поста­новка цели перед производством и контроль за ее выполнением осуществляются человеком.

В процессе производства возникает широкий спектр различ­ных отношений: экономических, политических, социальных, орга­низационных, управленческих и т.п. Отношения усложняются тем, что они возникают между участниками производственного процесса, различными по образованию, полу, возрасту, характеру, интеллекту, личным наклонностям. Таким образом, функциониро­вание производственного процесса дает наряду с материально-ве­щественным (техническим) еще экономический и социально-пси­хологический результат. Причем значение социально-психологи­ческого результата с развитием производства все более и более возрастает.

Из сказанного вытекает, что производственный процесс -явление очень сложное. Сложность его состоит в характере взаи­моотношений между его целями, в большом количестве состав­ляющих элементов и разнообразии связей между ними, в многооб­разии поведения, в вероятностном характере протекающих про­цессов и в наличии противоречивых сил. Как и любая сложная система, он состоит из множества составляющих его частей. В сов­ременной экономической науке и практике еще пока нет единого, общепринятого мнения относительно состава этих частей, что зат­рудняет процессы планирования. Нет даже общепризнанного тер­мина, который бы служил научным обоснованием составной части производственного процесса. Так, в литературе для обозначения рассматриваемого понятия используются такие термины, как "эле­мент производственного процесса", "стадия производства", "производственная фаза", просто процесс и т. д. Нет единого мнения и в отношении критериев выделения составных частей производ­ственного процесса, что затрудняет разработку научно обоснован­ной концепции внутрифирменного планирования.

При всем разнообразии подходов к выделению элементов про­изводства чаще всего выделяют два типа процессов: технические (технологические) и управленческие. В технических процессах предметом и продуктом труда являются материально-веществен­ные элементы: материалы, заготовки, детали, сборочные единицы, готовые изделия. Эти производственные процессы можно назвать материальными.

По отношению к результатам все материальные процессы де­лятся на две группы. Первая группа процессов создает готовые из­делия. Эти процессы принято называть основными производствен­ными процессами. Вторая группа процессов создает материальные условия для осуществления первой группы процессов. Их принято называть вспомогательными и обслуживающими производствен­ными процессами.

В управленческих процессах предметом и продуктом труда является информация: планы, отчеты, нормативы, управленческие регламенты и т.п. Эти процессы можно назвать информационны­ми. Они всегда завершаются информационным результатом.

Управленческие процессы по своему назначению также об­служивают материальные (технические) процессы путем создания их информационных моделей, которые задают параметры состо­яний как производственного процесса, так и его конечных ре­зультатов. Можно сказать, что управленческие процессы обес­печивают взаимодействие технических процессов. Причем это взаимодействие может быть технологическим и организаци­онным. В технологии производства увязываются модели и кон­струкции выпускаемых изделий, материалы, режимы обработки, оборудования и т.п. В отличие от технологии, организация про­изводства увязывает во времени и в производстве масштабность деятельности всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков, рабочих мест).

Составные части производственного процесса связаны между собой хронологически (результаты предшествующего процесса служат началом последующего) и иерархически (процессы высшего уровня ставят определенные ограничения процессам более низко­го уровня), что является объектом планирования на предприятии.

Можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность пред­приятия состоит из двух групп процессов: производственных и уп­равляющих. Каждый из них имеет свою структуру, являющуюся объектом планирования.

С точки зрения структуры производственный процесс, как объект планирования, представляет собой совокупность взаимос­вязанных основных, вспомогательных и обслуживающих процес­сов труда. К основным процессам относятся процессы изготовле­ния продукции (оказания услуг), составляющей производствен­ную программу предприятия и соответствующую специализацию предприятия. Совокупность основных производственных процес­сов образует основное производство, представляющее собой важ­нейший объект планирования на предприятии, цель которого — увязать между собой три стадии: заготовительную, обрабатываю­щую и сборочную.

К вспомогательным производственным процессам относятся процессы, связанные с изготовлением продукции, которая потреб­ляется на предприятии в основном производстве. Сюда входит из­готовление технологической оснастки, штампов, моделей, инстру­мента и различных приспособлений. Совокупность вспомогатель­ных процессов образует вспомогательное производство, в состав которого входят: инструментальное; ремонтное; энергетическое и т.п. Планирование их работы производится в тесной связи с ос­новным производством и представляет собой самостоятельный объект.

В практике внутрифирменного планирования основные и вспомогательные процессы могут быть разделены в конкретных условиях на простые и сложные.

Простыми называются процессы изготовления несложных предметов труда, а также отдельно взятые сборочные процессы, например, изготовление детали, сборочной единицы и т.п. Простой процесс представляет собой ряд последовательных операций изготовления изделия.

Сложный процесс - совокупность скоординированных во вре­мени и по месту выполнения простых процессов.

В качестве основного элемента при планировании простого процесса выделяется операция. Операции могут выполняться с участием человека (трудовые операции) и без его участия (естес­твенные операции). Примером естественных операций могут быть сушка поверхностей после покраски, старение отливок, охлажде­ние кованых заготовок.

Обслуживающие процессы включают производственные ус­луги основному производству. Сюда входят транспортные услуги, складирование и хранение материалов и полуфабрикатов, контроль точности приборов, инструмента и приспособлений, применяемых в основном и вспомогательном производстве и т.п. Совокупность обслуживающих процессов образует обслуживающее хозяйство -транспортное, складское, контрольно-измерительное и др.

Состав и взаимосвязь основных, вспомогательных и обслужи­вающих процессов составляют структуру производственного про­цесса, которая формируется, поддерживается и развивается в про­цессе принятия соответствующих плановых решений.

Наряду с производственным процессом важным объектом пла­нирования на предприятии является опытное производство. Оно создается в рамках стадии "исследования и разработки". В него входят процессы производства опытных образцов изделий, испы­таний и доводки проектируемых машин до требований стандартов и технических условий, сдача опытных образцов заводам серийно­го производства.

Вместе с техническими процессами важным объектом плани­рования на предприятии является процесс управления. Процесс уп­равления — это составная часть производственного процесса, один из его локальных процессов. Однако в процессе организации сов­ременного производства процессы управления организационно обособились и представляют собой самостоятельную область хо­зяйственной деятельности предприятия. Производственные про­цессы осуществляются в управляемом объекте, а управленческие процессы - в системе управления (субъекте управления).

Процесс управления производством представляет собой совокуп­ность активных технических, экономических, организационных и со­циально-психологических информационных процессов. Несмотря на внешние различия, их объединяет одна общая цель — обеспечение нормального функционирования материальных производственных процессов. Выполнение этой цели осуществляется воздействием на материальные производственные процессы путем постановки целей (технических, экономических, социальных) и разработки способов их достижения, наделения необходимыми ресурсами, а также путем контроля за выполнением целей и расходованием ресурсов. Взаимо­действие между управляющими (информационными) и материаль­ными производственными процессами, а также внутри самих инфор­мационных процессов осуществляется посредством функций управ­ления, важнейшей из которых является планирование.

Процесс управления предполагает определенную последователь­ность действий, их протяженность во времени и в пространстве. В простейшем виде процесс управления представляет собой деятель­ность руководителя в подчиненном ему коллективе, однако по мере увеличения масштабов производства возрастает, усложняется и объем управленческой деятельности. Он разветвляется по уровням и звеньям, становится не только процессом воздействия-системы уп­равления на производство, но и процессом воздействия на отдельные части системы управления, т.е. процессом взаимодействия отдельных компонентов системы управления между собой. Следовательно, фун­кция планирования реализуется не только в отношении производ­ственного процесса, но и в отношении процесса управления.

Технологически планирование процесса управления основано на разделении труда между работниками аппарата управления, ко­торое может быть:

• функциональным (по функциям управления или видам уп­равленческих работ);

• профессиональным (по специальностям внутри каждой фун­кции управления);

• квалификационным (по уровню сложности работ);

• технологическим (по видам выполняемых функций, проце­дур и операций).

Таким образом, объектом планирования на предприятии яв­ляются все функциональные процессы, включая развитие про­изводства и совершенствование управления. Однако важно ме­тодологически правильно классифицировать эти процессы. Функ­циональные процессы, как правило, выделяются по признаку их воздействия на следующие компоненты:

• все сферы деятельности предприятия, например, планирова­ние стандартизации, качества, стратегии;

• отдельные стадии производственного процесса (планирова­ние технической подготовки производства, основного, вспомога­тельного и обслуживающего производства);

• отдельные факторы производства (планирование персонала, сбыта).

С целью рациональной организации управления функциональ­ными процессами они объединяются в так называемые функцио­нальные блоки. Примерный перечень функциональных блоков промышленного предприятия включает следующее:

• общее руководство;

• линейное и оперативное руководство производством;

• техническое руководство;

• управление экономической деятельностью;

• управление материальными ресурсами;

• управление персоналом и социальным развитием;

• управление капитальным строительством;

• программно-целевое управление.

Все производственные и управленческие процессы на предприя­тии выполняются в конкретных подразделениях (цехах, производ­ственных участках, рабочих местах, службах, отделах и т.п.). Поэто­му, наряду с функциональными процессами, объектами планирова­ния на предприятии являются его структурные подразделения.

1.4. Предмет планирования

В общем виде планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию. Результатом планирования является принятие органом управле­ния решения о том, что должно быть сделано, где и каким образом. В процессе планирования рассматриваются и оцениваются альтернативные варианты будущего действия и для осуществления вы­бирается наилучший. Решения руководства передаются по иерар­хическим ступеням организации с тем, чтобы управляющие каж­дого нижестоящего уровня могли разработать свой план. Таким образом, планирование представляет собой процесс подготовки решений о целях, средствах и действиях работников предприятия путем целенаправленной сравнительной оценки различных аль­тернативных вариантов действий в ожидаемых условиях. Приня­тие плановых решений всегда связано с использованием ресурсов. Можно упрощенно сказать, что план - это тот или иной вариант использования ресурсов предприятия. Поэтому ресурсы предпри­ятия являются предметом планирования на предприятии. Цель планирования ресурсов - оптимизация их использования. Плани­рование ресурсов предусматривает установление уровней их рас­хода, направления и сроки использования, режим потребления, взаимозаменяемость ресурсов в смесях и рецептурах, комбинации ресурсов в продукте и т.п.

Классификация ресурсов может быть различной, однако чаще всего в практике планирования выделяют следующие группы ресурсов:

1. Трудовые ресурсы. Под трудовыми ресурсами понимается часть трудоспособного населения страны, обладающая физичес­ким развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для работы на предприятии.

Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную оценку.

Количественная оценка выражается через показатели числен­ности трудовых ресурсов. Трудоспособное население состоит из двух групп: экономически активной и неактивной. Экономически активное население включает: занятых в народном хозяйстве (ра­ботающих по найму); работников, самостоятельно обеспечиваю­щих себя работой, женщин, находящихся в отпуске по уходу за ре­бенком; военнослужащих, а также безработных, получающих по­собие. В группу экономически неактивного населения входят:

учащиеся трудоспособного возраста; инвалиды трудоспособного возраста, потерявшие трудоспособность; лица, находящиеся в местах лишения свободы; лица трудоспособного возраста, временно не работающие, не способные выйти на рынок труда. Соотношение между численностью экономически активного и неактивного населения зависит от ряда социально-экономических, поли­тических и демографических факторов.

Качественный состав трудовых ресурсов характеризуется.

• степенью здоровья; психофизиологическим потенциалом; образо­вательным и квалификационным уровнем; половозрастной струк­турой работающих; уровнем социальной зрелости, интересов, пот­ребностей работников и т. п.

Трудовые ресурсы предприятия - это его кадры. Западные спе­циалисты рассматривают структуру предприятия как совокуп­ность вещественного и человеческого капитала, главным среди ко­торых является человеческий капитал. Роль трудовых ресурсов на предприятии определяется следующими факторами:

• возрастают наукоемкий и инвестиционный характер совре­менного производства, что повышает уровень требований к кадро­вому потенциалу предприятий;

• в условиях возрастающей конкуренции увеличивается при­оритетность качества и научно-технического уровня продукции, которые, в свою очередь, зависят от кадрового потенциала;

• необходимость внедрения новой техники и современных технологий повышает значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма кадров;

• возрастает коллективный характер труда, что порождает проблемы взаимодействия, сотрудничества, конфликтов и т.п.;

• труд работников, даже на государственных предприятиях, начинает носить характер предпринимательской деятельности.

Указанные выше факторы при планировании трудовых ресур­сов требуют учета в работе предприятия личностных качеств работников, индивидуальных установок и психологических пред­почтений, глубокой заинтересованности каждого в конечном ре­зультате труда, творческого отношения к работе. Основными аспектами влияния кадрового потенциала на эффективность про­изводства являются:

• рационально спланированная политика отбора, расстановки

и продвижения кадров;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации

кадров;

• обеспечение стабильности и гибкости кадрового состава

предприятия;

• эффективная система материальной и моральной оценки и

стимулирования работников.

Структура кадров на предприятии определяется структурой производства.

Все работающие на предприятии делятся на две категории:

промышленно-производственный персонал, занятый производ­ством и обслуживанием продукции, и персонал непромышленных организаций, занятый непромышленной деятельностью (работни­ки жилищно-коммунального хозяйства, детских и медицинских учреждений, принадлежащих предприятию).

По признаку выполняемых функций работники предприятия подразделяются на рабочих и служащих.

К рабочим относят работников, непосредственно занятых соз­данием продукции или оказанием услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Основные рабочие непосред­ственно заняты в производстве продукции. Вспомогательные ра­бочие обслуживают технологический процесс.

Служащие делятся на руководителей, специалистов, техничес­ких исполнителей. К руководителям относятся руководители предприятия, структурных подразделений предприятия, их замес­тители, мастера. Специалисты выполняют, как правило, инженер­но-технические, экономические, коммерческие и т.п. функции. Технические исполнители обслуживают процесс управления.

С точки зрения собственности имущества предприятия работ­ники предприятий делятся на собственников предприятия и наем­ных работников. В группу собственников предприятия входят владельцы частных и семейных предприятий, акционеры акцио­нерных обществ, члены товариществ, кооперативов, партнеры об­ществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополни­тельной ответственностью, работники коллективных предприятий, члены арендных коллективов. В зависимости от конкретных условий они могут принимать участие в работе предприятия в двух формах. Во-первых, выполняя только функции собственни­ка, во-вторых, совмещая функции собственника с работой на кон­кретной должности рабочего или служащего. В последнем случае кроме дивидендов на вложенный капитал собственник получает заработную плату. Что касается наемных работников, то круг их обязанностей, условия работы и размер вознаграждения за труд определяются контрактом, который они заключают с собственни­ком предприятия или уполномоченным лицом.

Классификация трудовых ресурсов в планировании имеет важ­ное значение потому, что трудовые ресурсы являются не только предметом планирования, но и субъектом планирования. Каждая категория работающих выполняет специфическую функцию в процессе планирования. От уровня квалификации плановых ра­ботников зависит качество плановых решений.

На предприятии предметом планирования трудовых ресурсов могут быть следующие показатели:

• численность и структура кадров работающих;

• производительность труда;

• оплата труда работников;

• потребность в рабочей силе и подготовка кадров;

• сокращение применения ручного труда;

• кадровый резерв на выдвижение;

• нормы времени, выработки, трудоемкость производствен­ной программы, длительность производственного цикла и т.д.

2. Производственные фонды. В процессе производства ра­ботники предприятия с помощью средств труда воздействуют на предметы труда и превращают их в готовую продукцию. Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства представляют собой производствен­ные фонды предприятий. В зависимости от их функционирования в процессе производства, способа перенесения их стоимости на го­товый продукт и характера воспроизводства средств и предметов труда, различают основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды — та часть производствен­ных фондов, которая участвует в процессе производства длитель­ное время, сохраняя при этом свою первичную натуральную фор­му, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт посте­пенно, по частям, по мере использования. Они пополняются за счет капитальных вложений.

В социальной деятельности предприятия участвуют непроиз­водственные основные фонды — жилые дома, детские и спортив­ные учреждения и другие объекты культурно-бытового назначе­ния, находящиеся на балансе предприятия. В отличие от производ­ственных фондов они не участвуют в процессе производства и не переносят свою стоимость на продукт. Их стоимость исчезает в процессе потребления. Они воспроизводятся за счет прибыли предприятия.

Основные производственные фонды составляют материаль­но-техническую базу предприятия и представляют собой важней­ший объект планирования. От их объема зависят производствен­ная мощность предприятия и в значительной мере уровень техни­ческой вооруженности труда. В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды - главный фактор, обеспечивающий экономический рост за счет всех факторов интенсификации про­изводства, повышение качества, научно-технического уровня и конкурентоспособности продукции. В промышленности основные производственные фонды охватывают огромное количество раз­нообразных средств труда, которые отличаются целевым назначе­нием. Отсюда возникает необходимость при планировании в их классификации по признакам, учитывающим специфику про­изводственного назначения различных видов фондов.

Принято выделять следующие группы основных производ­ственных фондов:

• здания и сооружения;

• передаточные устройства;

• машины и оборудование, в том числе силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и ус­тройства, лабораторное оборудование, вычислительная техника, прочие машины и оборудование;

• инструменты и приспособления, относимые в соответствии с действующим порядком учета к основным фондам;

• производственный и хозяйственный инвентарь.

Соотношение отдельных групп основных фондов в их общем объеме представляет видовую (производственную) структуру ос­новных фондов. Цель планирования основных производственных фондов - найти такую их оптимальную величину, состав и струк­туру, которые бы обеспечивали достижение поставленных страте­гических и тактических целей предприятия и нормальное функци­онирование активных элементов фондов. Улучшить структуру ос­новных производственных фондов позволяет:

• обновление и модернизация;

• рационализация структуры за счет увеличения доли про­грессивного оборудования, особенно автоматических и полуавто­матических станков, автоматических линий, универсальных агре­гатных станков, станков со встроенными микропроцессорами и т.п.;

• лучшее использование зданий и сооружений за счет более рациональной планировки рабочих мест, технологических линий и производственных участков;

• ликвидация излишнего и малоиспользуемого оборудования;

• улучшение проектной деятельности, качественное выполне­ние строительно-монтажных работ и т.п.

Предметом планирования основных производственных фон­дов являются следующие показатели:

• интенсивное и экстенсивное использование фондов;

• фондовооруженность труда, фондоотдача и фондоемкость продукции;

• мероприятия по капитальному ремонту и модернизации ос­новных фондов;

• размеры и структура машинного парка;

• производственная мощность предприятия и его подраз­делений;

• ввод в действие производственных мощностей и основных фондов;

• режимы работы оборудования и др.

Для осуществления процесса производства наряду с основными производственными фондами предприятию необходимы оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды — это часть производ­ственных фондов, которая целиком потребляется в каждом производ­ственном цикле, изменяет в процессе производства свою натураль­но-вещественную форму и стоимость которой целиком переносится на готовый продукт в течение одного период производства. Потреб­ность в этих фондах увеличивается, как правило, в такой же пропор­ции, в какой растет выпуск продукции. Однако внедрение научно-тех­нического прогресса уменьшает материальные затраты на единицу продукции и соответственно сокращает потребность в них. Оборот­ные производственные фонды предприятия состоят из трех частей:

производственные запасы; незавершенное производство и полуфаб­рикаты собственного производства; расходы будущих периодов.

Фонды обращения — необходимый элемент, обеспечивающий бесперебойность процесса реализации продукции и закупки сырья. К ним относятся: запасы готовой продукции; денежные средства, ис­пользуемые для закупки сырья, материалов, топлива, энергии, для выдачи заработной платы. Фонды обращения обеспечивают продви­жение готовой продукции до потребителя через сферу обращения.

Наряду с терминами «оборотные фонды» и «фонды обраще­ния» в практике внутрифирменного планирования применяется термин оборотные средства, под которыми понимается совокуп­ность оборотных фондов и фондов обращения, выраженная в де­нежной форме. Планирование оборотных средств позволяет обес­печить эффективное использование оборотных средств и оборот­ных фондов, снижение материалоемкости продукции, ускорение оборачиваемости оборотных средств.

Показателями планирования оборотных фондов и оборотных средств могут быть:

• номенклатура и размеры запасов сырья, материалов и топли­ва, полуфабрикатов, комплектующих изделий, тары, запасных частей для текущего ремонта основных фондов;

• номенклатура и величина запасов незавершенного про­изводства и полуфабрикатов собственного производства (материа­лов, деталей, узлов и изделий, находящихся в процессе обработки или сборки);

• нормы расхода товарно-материальных ценностей на изготов­ление изделий и его отдельных элементов;

• эффективность использования материальных ресурсов;

• потребность в оборотных средствах, включая источники ее покрытия;

• конструктивный состав изделий (рецептура), показатели ка­чества, надежности, долговечности, конкурентоспособности про­дукции и т.п.

3. Инвестиции - это финансовые и материальные ресурсы, а также все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения соци­ального эффекта. В зависимости от характера ценностей предме­том планирования являются три типа инвестиций:

• реальные, под которыми понимаются долговременные вло­жения средств в материальное производство;

• финансовые - приобретение ценных бумаг и имуществен­ных прав;

• интеллектуальные, предусматривающие вложение средств в персонал (подготовку специалистов, приобретение лицензий, "ноу-хау", совместные научные разработки).

Объектами планирования инвестиционной деятельности мо­гут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные фон­ды, оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническая продукция. В качестве специфического объекта инвестиционной деятельности может выступать земля.

Таким образом, инвестиции могут иметь различную форму или направления их вложения, что является результатом стратегии предприятия. Одним из элементов стратегии предприятия являет­ся "портфельная" стратегия, предусматривающая планирование ресурсов. В самом общем виде "портфельная" стратегия пред­усматривает:

• приобретение предприятий или их акций в новых отраслях;

• создание совместных предприятий;

• постепенный выход из нерентабельных или неперспектив­ных отраслей;

• продажа предприятий, их отдельных частей или акций, ко­торые могут встроиться в более подходящие для них структуры бизнеса;

• размещение свободных ресурсов в форме капитала и т.д.

4. Информация. Включение в состав ресурсов производства информации не бесспорно. Например, согласно марксистской кон­цепции, производство характеризуется взаимодействием трех ос­новных факторов: рабочей силы, предметов труда и средств труда. В последней четверти XX в. информация становится для промышленно развитых стран одним из наиболее важных национальных ресурсов, который определяет экономическую мощь страны.

Национальные информационные ресурсы — новая экономичес­кая категория. Председатель программы по формированию поли­тики в области информационных ресурсов, профессор Гарвар­дского университета А. Оеттингер считает, что наступило время, когда информация становится таким же основным ресурсом, как материалы и энергия [15].

Информация как ресурс представляет собой формализованную совокупность знаний научного, технического, производственного, управленческого, экономического, коммерческого или иного ха­рактера. Как экономический ресурс информация имеет собствен­ника, является предметом и продуктом труда, имеет технологию обработки, является предметом защиты от несанкционированного доступа к ней, имеет сферы коммерческого использования. Ин­формационные ресурсы, как, например, и сельскохозяйственные, относятся к весьма ограниченному числу экономически значимых воспроизводимых ресурсов. Увеличение роли информации в про­изводстве привело к появлению специфических наукоемких от­раслей: радиоэлектроника, самолетостроение, микробиология, химическая промышленность и т.п. Как и всякий ресурс, инфор­мация имеет технологию обработки и является предметом пла­нирования. В отличие от материальных ресурсов, информация является единственным видом ресурсов, который в ходе поступа­тельного развития человечества не только не истощается, но уве­личивается, качественно совершенствуется и вместе с тем содей­ствует наиболее рациональному, эффективному использованию всех прочих ресурсов. Можно утверждать, что информация в про­изводственных системах выступает как взаимозаменяемый ресурс по отношению к таким ресурсам, как трудовые, сырье, энергия, ос­новные фонды. В зависимости от содержания и качества использу­емой в управлении информации достижение запланированной це­ли на предприятии возможно различными путями и, соответствен­но, при различных затратах материальных, энергетических и трудовых ресурсов. Повышение качества планирования на основе совершенствования информационных технологий нередко стано­вится более важным фактором развития производства, нежели вовлечение в производство дополнительных объемов труда, сырья и энергии.

Как предмет планирования информация характеризуется тре­мя параметрами.

1. Синтаксическая адекватность. Данный параметр связан с воспроизведением формально-структурных характеристик отра­жения параметров объекта абстрагирование от смысловых и пот­ребительских параметров. На синтаксическом уровне учитывают­ся тип носителя и способ представления информации, скорость ее обработки и передачи, размеры кодов представления информации и т.п. В этом смысле информацию принято называть данными.

2. Семантическая адекватность. Данный параметр отражает отношение информации и ее источника. Семантический аспект имеет в виду учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация.

3. Прагматическая адекватность. Отражает отношение ин­формации и ее потребителя, соответствие информации целям пла­нирования. Прагматический аспект связан с ценностью, полезнос­тью информации в управлении предприятием. С этой точки зрения учитываются потребительские свойства информации.

В управлении предприятием информация определенным об­разом упорядочивается. Формой такого упорядочения является информационная база данных, которая представляет собой со­вокупность используемых в управлении предприятием данных и предусматривает общие принципы описания, хранения и манипу­лирования данными, независимо от целей и алгоритмов использо­вания информации.

5. Время — важнейший, хотя и не бесспорный, ресурс, являю­щийся предметом планирования. Время как ресурс присутствует во всех показателях планирования, учитывается при оценке раз­личных предпринимательских проектов. В планировании принято говорить об экономии или потере времени. Например, потери вре­мени существуют тогда, когда запланированный процесс идет медленнее, чем было намечено. Прямая оценка таких потерь осу­ществляется в часах, днях, неделях, месяцах запаздывания в полу­чении намеченного результата. Чтобы перевести оценку потерь времени в стоимостное измерение, необходимо установить, к ка­ким потерям дохода, прибыли от проекта способны приводить по­тери времени.

Время как ресурс присутствует при принятии любых плановых решений. Оно может рассматриваться как цель и как ограничение. В зависимости от характера задачи время может составлять секун­ды или часы для оперативных задач, месяцы или годы - для дол­госрочных стратегических задач. Располагаемое время влияет на возможности получения информации о проблемной ситуации и всестороннего обоснования последствий планируемого решения.

6. Предпринимательский талант. Наличие данного ресурса в плановой деятельности в производстве также воспринимается неоднозначно. Предпринимательский ресурс или фактор пред­ставляет особый вид людских ресурсов, представленный деятель­ностью по координированию и комбинированию всех других ре­сурсов. Он проявляется в умении наиболее рационально осущес­твлять производственную и коммерческую деятельность, основан на новаторстве, ответственности, склонности к риску и других личностных качествах.

Предпринимательство — это талант, в основе которого лежат врожденные задатки. Привить эти качества достаточно сложно, а порой и невозможно. Это — невозобновляемый ресурс, связанный с личностью конкретного человека. Плановое решение связано не только с использованием специального экономического инструментария, но и с интуицией плановика, способного предвидеть ход развития событий. Здесь важны мыслительная деятельность чело­века, мотивы его поведения, эмоции и воля в процессе принятия и реализации решения. В концепции принятия плановых решений ведущая роль отводится человеку. При всей важности технические средства рассматриваются как вспомогательный инструмент.



Наличие предмета и объектов планирования на предприятии позволяет сформировать систему показателей планирования. Принципиальный подход к формированию системы показателей планирования на предприятии представлен на рис. 1.4. В фор­мировании конкретного показателя участвуют процесс, подраз­деление, комбинация ресурсов. Например, количество деталей конкретного наименования (ресурс), подлежащих изготовлению (процесс) на рабочем месте (структурное подразделение) за кон­кретный период (ресурс). В реальной практике эти реквизиты мо­гут дополняться разветвленной системой различных признаков. Например, к наименованию детали может приписываться вид ис­полнения, марка материала, вес. Производственный процесс мо­жет расчленяться на ряд технологических процессов, например, заготовка, механообработка, термообработка и т.д. Однако это принципиально не изменяет предложенный подход к построению системы показателей планирования.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Глава 1 ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ
Учебный материал
© nashaucheba.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации